Научная статья на тему 'Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускникаРвуза'

Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускникаРвуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1001
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансфессия / транспрофессионализм / профессиональное развитие / выбор профессии / профориентация / субъект профессиональной деятельности / transfuse / transprofessional / professional development / career choice / vocational guidance / the subject of professional activities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикова Виктория Вячеславовна

В статье анализируется роль компетенции «ориентация на развитие» как ключевой в профессиональном развитии будущего молодого специалиста. Представлены описательные характеристики низкого и высокого уровня «ориентации на развитие» на основе сравнительного анализа двух выборочных групп студентов с использованием параметрического критерия t-Стьюдента. Рассматривается необходимость дальнейшего эмпирического исследования трансфессий как наиболее актуальной перспективы развития рынка труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дикова Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Orientation as Key Competence of University Graduate Transfessional

The article analyzes the role of the competence «orientation to development» as a key in the professional development of the future young specialist. The descriptive characteristics of the low and high level of «development orientation» are presented on the basis of a comparative analysis of two sample groups of students using the parametric t-student criterion. The necessity of further empirical research of transmissions as the most actual prospects of development of the labor market is considered.

Текст научной работы на тему «Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускникаРвуза»

66 |

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза

ДИКОВА

Виктория Вячеславовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, директор Центра тестирования и профориентации, Нижний Тагил

Аннотация

В статье анализируется роль компетенции «ориентация на развитие» как ключевой в профессиональном развитии будущего молодого специалиста. Представлены описательные характеристики низкого и высокого уровня «ориентации на развитие» на основе сравнительного анализа двух выборочных групп студентов с использованием параметрического критерия ^Стью-дента. Рассматривается необходимость дальнейшего эмпирического исследования трансфессий как наиболее актуальной перспективы развития рынка труда

Ключевые слова:

трансфессия, транспрофессионализм, профессиональное развитие, выбор профессии, профориентация, субъект профессиональной деятельности

Рынок труда и образовательных услуг в условиях нестабильности и неопределенности обуславливает активное развитие профессий будущего, определяя спектр ключевых компетенций, которыми должен обладать молодой специалист. Трансформация мира профессий, прогнозирование вариантов его развития связано с глобальными изменениями мировой экономики, геополитики, цифровизации процессов и производств, наступлением постиндустриального этапа в развитии общества. Так, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, определяя характер трансформаций, связывает эти процессы с переходом человечества в качественно иное состояние — мир VUCA*, наступивший вслед за 4-й промышленной революцией. Новый миропорядок затрагивает не только экономику или национальные интересы, но каждого человека, который, чтобы стать успешным, вынужден постоянно меняться [7].

Применительно к рынку труда и профессиональному образованию такое состояние общества выражается в наступлении эпохи транспрофессионализма, или трансфессионализма, которая, по мнению Э. Ф. Зеера, основывается на синтезе междисциплинарных знаний и компетенций одной профессиональной области и характеризуется конвергенцией межпрофессиональных видов действий (деятельности) [5]. Действительно, даже беглый анализ актуальных достижений научно-технического прогресса наглядно демонстрирует конвергенцию естественно-научного, физико-математического, информационно-технологического и социально-гуманитарного знания при явно возрастающей роли последнего. Также в последнее время все чаще звучит необходимость в социально-гуманитарной экспертизе проектов, основанных на синергии и конвергенции четырех прорывных научно-технологических областей: нано-

* VUCA — аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Характеристиками мира VUCA могут служить следующие факты: за последние два года информация обновилась на 90%; стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в миллиард раз; стоимость секвенирования генома одного человека снизилась в 100 тысяч раз; 75% населения планеты имеют доступ к мобильной связи (но далеко не все из них имеют доступ к чистой воде); всего 10 лет назад не существовало как минимум 10 профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, APP-разработчик, оператор дрона и т. д.) [7].

Дикова В. В. Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 66-71. — DOI 10.24411/2307-4264-2019-10407.

технологий (N); биотехнологий (B); информационных технологий (Т); когнитивных наук (С), описанных в рамках NBIC-концепции М. Роко и У Бейнбриджа [2; 9].

В рамках подобных проектов трансфессия выступает в роли трансформатора и аккумулятора профессиональных компетенций, принадлежащих различным узкоспециализированным областям, в том числе в философском, антропологическом, социальном и психологическом аспектах. Определяя и описывая содержательный аспект понятия «трансфессионал», П. В. Малиновский выделяет шесть ключевых факторов: 1) способность к коммуникации с представителями различных профессий; 2) способность синтезировать знания из различных областей; 3) ориентация на взаимосвязь фундаментальных знаний и практического опыта; 4) умение работать в команде; 5) готовность к непрерывному самообразованию; 6) вхождение в профессиональное сообщество [8].

Термин «трансфессионализм» является характеристикой субъекта в профессиологической трактовке понятия «трансфессия» — вида трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям. Формирование трансфессионализма имеет особую актуальность: выпускники вузов, молодые специалисты должны обладать широкими знаниями и компетенциями в различных профессиональных областях, чтобы быть успешными в профессии и карьерном росте, выдерживать конкуренцию на рынке труда. Предикторами их квалификационных характеристик выступают softskills — гибкие, «мягкие» навыки, или неспециализированные надпрофессиональные компетенции. Softs-kills могут успешно развиваться и формироваться на этапе профессиональной подготовки, однако не каждый студент вуза и дипломированный молодой специалист демонстрирует готовность к их освоению. Для социономической группы профессий в качестве softskills называются системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, экономность, программирование, клиентоориентированность, мультикультурность, толерантность к неопределенности, креативность [6, c. 12]. Поэтому, на наш взгляд, одним из основных предикторов развития транспрофессионализма выступает «ориентация на развитие».

«Ориентацию на развитие» характеризуют выраженная внутренняя готовность к получению новых знаний и умений, активность в достижении целей и активная жизненная позиция, самоконтроль, способность достигать целей независимо от благоприятности внешних условий, толерантное отношение к неудачам и намерение их конструктивного преодоления. Ориентация на развитие как личностная компетенция является результатом продолжительного пути развития личности, социализации и профессионализации, во многом определяет потенциал и динамику развития личности молодого специалиста, а также возможность гибко адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям профессиональной среды.

Приведем некоторые результаты исследования, которое проводилось на базе Центра тестирования и профориентации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института в 2018/19 учеб-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

68 | 4/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ном году. В исследовании принял участие 101 студент 2-5-го курсов, в возрасте от 19 до 23 лет, из них 14,8% — юноши и 85,2% — девушки. Инструментарием выступил диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профкарьера» [1]. Тест содержит пять блоков тестирования по 33 шкалам, которые составляют диагностический профиль испытуемого, а также профиль из 11 личностных компетенций (эмоциональных, поведенческих и когнитивных).

Для сравнения основных диагностируемых компетенций в двух группах был использован параметрический критерий f-Стьюдента для независимых выборок. Расчеты проводились с использованием программы IBM SPSS Statistics 19. Группирующей переменной для сравнительного анализа двух независимых выборок явился показатель «ориентация на развитие», который относится к блоку когнитивных компетенций. В первую группу вошли студенты с низким уровнем ориентации на развитие (п = 47). Во вторую группу вошли студенты с высоким уровнем ориентации на развитие (п2 = 31). Результаты сравнительного анализа переменных, по которым выявлены статистически значимые различия, представлены в таблице.

Для исследования результатов сравнительного анализа был использован профиль личностных компетенций и две шкалы блока «Жизненные установки», основная цель которого — диагностика и выявление ценностей, жизненных установок личности, определяющих карьерное развитие.

Анализ выявленных тенденций с использованием профиля профессиональных интересов показал: для группы респондентов с низким уровнем ориентации на развитие (п = 47) характерна пассивность, высокая конформность, низкая мотивация достижений и готовность к комплексному решению проблем, низкий уровень стрессоустойчивости, высокая нормативность в поведении. В большинстве ситуаций общения некоммуникабельны, избегают общения, публичных выступлений, сложно находят общий язык с людьми, не ориентированы на клиентов, не проявляют внимания к их потребностям. Студенты с низким уровнем ориентации на развитие проявляют самостоятельность и организованность в деятельности, но более эффективны в ситуации персональной ответственности и четких инструкций и алгоритмов. В решении профессиональных задач не проявляют инициативы, нерешительны, не готовы идти на компромисс, осваивать новую информацию и новые технологии, не готовы системно анализировать ситуацию, принимая во внимание множество факторов. Не проявляют гибкость в адаптации к новым профессиональным условиям и задачам, не готовы быстро реагировать на изменения.

В рамках описанных характеристик студенты указанной группы проявляют высокий интерес к должностным позициям: аналитик, функционалист, администратор, которые составляют так называемый бэк-офис. Должностные позиции бэк-офиса предполагают решение профессиональных задач, связанных с ответственностью, педантичностью, обработкой больших массивов информации, документации и составляют надежный, высоко нормативный «тыл» организации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Результаты сравнительного анализа двух выборочных групп, проведенного с использованием критерия Г-Стьюдента

Переменные Студенты с низкой ориентацией на развитие п. = 47 Студенты с высокой ориентацией на развитие п2= 31 t- Стьюдента Р

M1+/-m1 M2+/-m2 S2

Блок жизненных установок

Пассивность/ активность 3,71+/-0,32 2,20 6,68+/-0,29 1,62 -6,820 0,001

Определенность /свобода 4,29+/-0,27 1,91 6,28+/-0,32 1,79 -4,669 0,001

Блок эмоциональных компетенций

Лидерство 2,59+/-0,22 1,54 6,87+/-0,41 2,29 -9,116 0,001

Мотивация достижений 2,63+/-0,26 1,82 6,87+/-0,43 2,40 -8,345 0,001

Стрессоустойчивость 3,06+/-0,27 1,91 5,93+/-0,30 1,71 -6,912 0,001

Блок поведенческих компетенций

Ориентация на клиента 5,23+/-0,29 2,01 7,54+/-0,36 2,01 -4,967 0,001

Коммуникабельность 4,29+/-0,26 1,80 7,54+/-0,34 1,92 -7,469 0,001

Организованность 6,23+/-0,31 2,12 3,74+/-0,31 1,71 5,702 0,001

Нормативность 7,78+/-0,24 1,71 3,45+/-0,33 1.84 10,476 0,001

Блок когнитивных компетенций

Гибкость 2.72+/-0,24 1,69 8,45+/-0,28 1,66 -15,079 0,001

Комплексное решение проблем 3.61+/-0,27 1,88 4,74+/-0.27 1,54 -2,877 0,01

Примечание 1. М1 и М — среднее арифметическое групп 1 и 2; m1 и m2 — статистическая ошибка групп 1 и 2; S1 и S2 — стандартное отклонение групп 1 и 2; р — уровень статистической значимости.

Примечание 2. Число степеней свободы df = 76; уровни статистической значимости: t = 1,992 при p < 005; t = 2,642 при p < 0,01; t = 3,423 при p < 0,001.

Для группы респондентов с высоким уровнем ориентации на развитие (n = 31) характерен высокий уровень активности и мотивации достижения, высокий уровень коммуникабельности и гибкости. В большинстве профессиональных ситуаций респонденты готовы проявлять лидерский потенциал: воодушевлять людей, побуждать к работе, вести за собой, способны находить комплексное решение проблемы. В ситуации напряженности и неопределенности высоко стрессоустойчивы, умеют сохранять спокойствие и стабильность деятельности в условиях внешнего давления и трудностей. Клиенториентированы, умеют проявлять внимание к потребностям клиента и своевременно на них реагировать, создавать условия для долгосрочного сотрудничества. Легко адаптируются к изменениям, содействуют внедрению новых технологий, с готовностью осваивают новую информацию [3, с. 162].

Студенты данной группы проявили высокий интерес к должностным позициям «предприниматель» и «инноватор», то есть их в большей степени привлекает работа, которая будет состоять из разработки и разви-

70 | 4/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

тия новых деловых проектов, продвижения новых направлений бизнеса, научных или творческих проектов, разработки или адаптации новых продуктов, услуг и технологий. Вместе с коммуникатором должностные позиции предпринимателя и инноватора составляют фронт-офис — флагман организации, генераторы идей и вдохновители стартапов. Студенты данной группы обладают высокой самостоятельностью, способны предлагать решения актуальных проблем, отличающиеся новизной, нестандартностью. В решении профессиональных задач умеют системно анализировать ситуацию, учитывать множество условий, выбирать оптимальный вариант решения. Самостоятельно прогнозируют возможные проблемы и меры по их предотвращению.

Полученные результаты исследования демонстрируют достоверно значимые различия между группами студентов. В контексте решаемых задач образования это означает возможность создания условий для развития определенных компетенций в зависимости от прогнозируемых сценариев профессионального будущего. Кроме того, результаты диагностики позволяют эффективно решать частные задачи карьерного консультирования, разработки плана профессионально-личностного развития, выработки сценария будущего профессионального развития.

В заключение отметим, что в настоящее время эмпирических исследований, посвященных изучению психологических факторов — предикторов транспрофессионализма, практически нет [4, с. 27]. Между тем такие исследования насущно необходимы для разностороннего изучения проблемы развития транспрофессиональных компетенций, подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях глобальных изменений.

Литература

1. Алтухов В. В. ПРОФКАРЬЕРА как инструмент выбора профессионального пути [Электронный ресурс] // Профориентационное и образовательное тестирование: [сайт]. URL: http://teletesting.ru/modules/articles/ index.php?op=viewarticle&artid=13 (дата обращения — 19.10.2019).

2. Аматова Н. Е. Развитие и внедрение NBIC-технологий: история и современность // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=15075 (дата обращения — 20.10.2019).

3. Дикова В. В. Ориентация на развитие как предиктор прогнозирования транспрофессионализма будущих педагогов: материалы Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / Под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — 2019. — С. 158-162.

4. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Шаров А. А. Исследование факторов транспрофессионализма у инженерно-технических работников // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 27-34.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Бондырева С. К., Вяткин, Б. А. Психология транспрофессиолизма: монография. — Екатеринбург: Изд. дом «Юника», 2018. — С. 174.

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. — № 8. — С. 9-28.

7. Лекция президента Школы «СКОЛКОВО» Андрея Шаронова о концепции life-longlearning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности [Электронный ресурс] // HR по-русски. URL: http:// hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost (дата обращения — 20.10.2019).

8. Малиновский П. В. В цивилизационной идентичности: вызовы развития на пороге нового века // Чтения памяти Г. П. Щедровицкого. — 2006. — № 7. — С. 55 — 62.

9. Roco M., Bainbridge W. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science // Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.