66 |
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза
ДИКОВА
Виктория Вячеславовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, директор Центра тестирования и профориентации, Нижний Тагил
Аннотация
В статье анализируется роль компетенции «ориентация на развитие» как ключевой в профессиональном развитии будущего молодого специалиста. Представлены описательные характеристики низкого и высокого уровня «ориентации на развитие» на основе сравнительного анализа двух выборочных групп студентов с использованием параметрического критерия ^Стью-дента. Рассматривается необходимость дальнейшего эмпирического исследования трансфессий как наиболее актуальной перспективы развития рынка труда
Ключевые слова:
трансфессия, транспрофессионализм, профессиональное развитие, выбор профессии, профориентация, субъект профессиональной деятельности
Рынок труда и образовательных услуг в условиях нестабильности и неопределенности обуславливает активное развитие профессий будущего, определяя спектр ключевых компетенций, которыми должен обладать молодой специалист. Трансформация мира профессий, прогнозирование вариантов его развития связано с глобальными изменениями мировой экономики, геополитики, цифровизации процессов и производств, наступлением постиндустриального этапа в развитии общества. Так, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, определяя характер трансформаций, связывает эти процессы с переходом человечества в качественно иное состояние — мир VUCA*, наступивший вслед за 4-й промышленной революцией. Новый миропорядок затрагивает не только экономику или национальные интересы, но каждого человека, который, чтобы стать успешным, вынужден постоянно меняться [7].
Применительно к рынку труда и профессиональному образованию такое состояние общества выражается в наступлении эпохи транспрофессионализма, или трансфессионализма, которая, по мнению Э. Ф. Зеера, основывается на синтезе междисциплинарных знаний и компетенций одной профессиональной области и характеризуется конвергенцией межпрофессиональных видов действий (деятельности) [5]. Действительно, даже беглый анализ актуальных достижений научно-технического прогресса наглядно демонстрирует конвергенцию естественно-научного, физико-математического, информационно-технологического и социально-гуманитарного знания при явно возрастающей роли последнего. Также в последнее время все чаще звучит необходимость в социально-гуманитарной экспертизе проектов, основанных на синергии и конвергенции четырех прорывных научно-технологических областей: нано-
* VUCA — аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Характеристиками мира VUCA могут служить следующие факты: за последние два года информация обновилась на 90%; стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в миллиард раз; стоимость секвенирования генома одного человека снизилась в 100 тысяч раз; 75% населения планеты имеют доступ к мобильной связи (но далеко не все из них имеют доступ к чистой воде); всего 10 лет назад не существовало как минимум 10 профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, APP-разработчик, оператор дрона и т. д.) [7].
Дикова В. В. Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 66-71. — DOI 10.24411/2307-4264-2019-10407.
технологий (N); биотехнологий (B); информационных технологий (Т); когнитивных наук (С), описанных в рамках NBIC-концепции М. Роко и У Бейнбриджа [2; 9].
В рамках подобных проектов трансфессия выступает в роли трансформатора и аккумулятора профессиональных компетенций, принадлежащих различным узкоспециализированным областям, в том числе в философском, антропологическом, социальном и психологическом аспектах. Определяя и описывая содержательный аспект понятия «трансфессионал», П. В. Малиновский выделяет шесть ключевых факторов: 1) способность к коммуникации с представителями различных профессий; 2) способность синтезировать знания из различных областей; 3) ориентация на взаимосвязь фундаментальных знаний и практического опыта; 4) умение работать в команде; 5) готовность к непрерывному самообразованию; 6) вхождение в профессиональное сообщество [8].
Термин «трансфессионализм» является характеристикой субъекта в профессиологической трактовке понятия «трансфессия» — вида трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям. Формирование трансфессионализма имеет особую актуальность: выпускники вузов, молодые специалисты должны обладать широкими знаниями и компетенциями в различных профессиональных областях, чтобы быть успешными в профессии и карьерном росте, выдерживать конкуренцию на рынке труда. Предикторами их квалификационных характеристик выступают softskills — гибкие, «мягкие» навыки, или неспециализированные надпрофессиональные компетенции. Softs-kills могут успешно развиваться и формироваться на этапе профессиональной подготовки, однако не каждый студент вуза и дипломированный молодой специалист демонстрирует готовность к их освоению. Для социономической группы профессий в качестве softskills называются системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, экономность, программирование, клиентоориентированность, мультикультурность, толерантность к неопределенности, креативность [6, c. 12]. Поэтому, на наш взгляд, одним из основных предикторов развития транспрофессионализма выступает «ориентация на развитие».
«Ориентацию на развитие» характеризуют выраженная внутренняя готовность к получению новых знаний и умений, активность в достижении целей и активная жизненная позиция, самоконтроль, способность достигать целей независимо от благоприятности внешних условий, толерантное отношение к неудачам и намерение их конструктивного преодоления. Ориентация на развитие как личностная компетенция является результатом продолжительного пути развития личности, социализации и профессионализации, во многом определяет потенциал и динамику развития личности молодого специалиста, а также возможность гибко адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям профессиональной среды.
Приведем некоторые результаты исследования, которое проводилось на базе Центра тестирования и профориентации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института в 2018/19 учеб-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
68 | 4/2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ном году. В исследовании принял участие 101 студент 2-5-го курсов, в возрасте от 19 до 23 лет, из них 14,8% — юноши и 85,2% — девушки. Инструментарием выступил диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профкарьера» [1]. Тест содержит пять блоков тестирования по 33 шкалам, которые составляют диагностический профиль испытуемого, а также профиль из 11 личностных компетенций (эмоциональных, поведенческих и когнитивных).
Для сравнения основных диагностируемых компетенций в двух группах был использован параметрический критерий f-Стьюдента для независимых выборок. Расчеты проводились с использованием программы IBM SPSS Statistics 19. Группирующей переменной для сравнительного анализа двух независимых выборок явился показатель «ориентация на развитие», который относится к блоку когнитивных компетенций. В первую группу вошли студенты с низким уровнем ориентации на развитие (п = 47). Во вторую группу вошли студенты с высоким уровнем ориентации на развитие (п2 = 31). Результаты сравнительного анализа переменных, по которым выявлены статистически значимые различия, представлены в таблице.
Для исследования результатов сравнительного анализа был использован профиль личностных компетенций и две шкалы блока «Жизненные установки», основная цель которого — диагностика и выявление ценностей, жизненных установок личности, определяющих карьерное развитие.
Анализ выявленных тенденций с использованием профиля профессиональных интересов показал: для группы респондентов с низким уровнем ориентации на развитие (п = 47) характерна пассивность, высокая конформность, низкая мотивация достижений и готовность к комплексному решению проблем, низкий уровень стрессоустойчивости, высокая нормативность в поведении. В большинстве ситуаций общения некоммуникабельны, избегают общения, публичных выступлений, сложно находят общий язык с людьми, не ориентированы на клиентов, не проявляют внимания к их потребностям. Студенты с низким уровнем ориентации на развитие проявляют самостоятельность и организованность в деятельности, но более эффективны в ситуации персональной ответственности и четких инструкций и алгоритмов. В решении профессиональных задач не проявляют инициативы, нерешительны, не готовы идти на компромисс, осваивать новую информацию и новые технологии, не готовы системно анализировать ситуацию, принимая во внимание множество факторов. Не проявляют гибкость в адаптации к новым профессиональным условиям и задачам, не готовы быстро реагировать на изменения.
В рамках описанных характеристик студенты указанной группы проявляют высокий интерес к должностным позициям: аналитик, функционалист, администратор, которые составляют так называемый бэк-офис. Должностные позиции бэк-офиса предполагают решение профессиональных задач, связанных с ответственностью, педантичностью, обработкой больших массивов информации, документации и составляют надежный, высоко нормативный «тыл» организации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Результаты сравнительного анализа двух выборочных групп, проведенного с использованием критерия Г-Стьюдента
Переменные Студенты с низкой ориентацией на развитие п. = 47 Студенты с высокой ориентацией на развитие п2= 31 t- Стьюдента Р
M1+/-m1 M2+/-m2 S2
Блок жизненных установок
Пассивность/ активность 3,71+/-0,32 2,20 6,68+/-0,29 1,62 -6,820 0,001
Определенность /свобода 4,29+/-0,27 1,91 6,28+/-0,32 1,79 -4,669 0,001
Блок эмоциональных компетенций
Лидерство 2,59+/-0,22 1,54 6,87+/-0,41 2,29 -9,116 0,001
Мотивация достижений 2,63+/-0,26 1,82 6,87+/-0,43 2,40 -8,345 0,001
Стрессоустойчивость 3,06+/-0,27 1,91 5,93+/-0,30 1,71 -6,912 0,001
Блок поведенческих компетенций
Ориентация на клиента 5,23+/-0,29 2,01 7,54+/-0,36 2,01 -4,967 0,001
Коммуникабельность 4,29+/-0,26 1,80 7,54+/-0,34 1,92 -7,469 0,001
Организованность 6,23+/-0,31 2,12 3,74+/-0,31 1,71 5,702 0,001
Нормативность 7,78+/-0,24 1,71 3,45+/-0,33 1.84 10,476 0,001
Блок когнитивных компетенций
Гибкость 2.72+/-0,24 1,69 8,45+/-0,28 1,66 -15,079 0,001
Комплексное решение проблем 3.61+/-0,27 1,88 4,74+/-0.27 1,54 -2,877 0,01
Примечание 1. М1 и М — среднее арифметическое групп 1 и 2; m1 и m2 — статистическая ошибка групп 1 и 2; S1 и S2 — стандартное отклонение групп 1 и 2; р — уровень статистической значимости.
Примечание 2. Число степеней свободы df = 76; уровни статистической значимости: t = 1,992 при p < 005; t = 2,642 при p < 0,01; t = 3,423 при p < 0,001.
Для группы респондентов с высоким уровнем ориентации на развитие (n = 31) характерен высокий уровень активности и мотивации достижения, высокий уровень коммуникабельности и гибкости. В большинстве профессиональных ситуаций респонденты готовы проявлять лидерский потенциал: воодушевлять людей, побуждать к работе, вести за собой, способны находить комплексное решение проблемы. В ситуации напряженности и неопределенности высоко стрессоустойчивы, умеют сохранять спокойствие и стабильность деятельности в условиях внешнего давления и трудностей. Клиенториентированы, умеют проявлять внимание к потребностям клиента и своевременно на них реагировать, создавать условия для долгосрочного сотрудничества. Легко адаптируются к изменениям, содействуют внедрению новых технологий, с готовностью осваивают новую информацию [3, с. 162].
Студенты данной группы проявили высокий интерес к должностным позициям «предприниматель» и «инноватор», то есть их в большей степени привлекает работа, которая будет состоять из разработки и разви-
70 | 4/2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
тия новых деловых проектов, продвижения новых направлений бизнеса, научных или творческих проектов, разработки или адаптации новых продуктов, услуг и технологий. Вместе с коммуникатором должностные позиции предпринимателя и инноватора составляют фронт-офис — флагман организации, генераторы идей и вдохновители стартапов. Студенты данной группы обладают высокой самостоятельностью, способны предлагать решения актуальных проблем, отличающиеся новизной, нестандартностью. В решении профессиональных задач умеют системно анализировать ситуацию, учитывать множество условий, выбирать оптимальный вариант решения. Самостоятельно прогнозируют возможные проблемы и меры по их предотвращению.
Полученные результаты исследования демонстрируют достоверно значимые различия между группами студентов. В контексте решаемых задач образования это означает возможность создания условий для развития определенных компетенций в зависимости от прогнозируемых сценариев профессионального будущего. Кроме того, результаты диагностики позволяют эффективно решать частные задачи карьерного консультирования, разработки плана профессионально-личностного развития, выработки сценария будущего профессионального развития.
В заключение отметим, что в настоящее время эмпирических исследований, посвященных изучению психологических факторов — предикторов транспрофессионализма, практически нет [4, с. 27]. Между тем такие исследования насущно необходимы для разностороннего изучения проблемы развития транспрофессиональных компетенций, подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях глобальных изменений.
Литература
1. Алтухов В. В. ПРОФКАРЬЕРА как инструмент выбора профессионального пути [Электронный ресурс] // Профориентационное и образовательное тестирование: [сайт]. URL: http://teletesting.ru/modules/articles/ index.php?op=viewarticle&artid=13 (дата обращения — 19.10.2019).
2. Аматова Н. Е. Развитие и внедрение NBIC-технологий: история и современность // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=15075 (дата обращения — 20.10.2019).
3. Дикова В. В. Ориентация на развитие как предиктор прогнозирования транспрофессионализма будущих педагогов: материалы Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / Под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — 2019. — С. 158-162.
4. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Шаров А. А. Исследование факторов транспрофессионализма у инженерно-технических работников // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 27-34.
5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Бондырева С. К., Вяткин, Б. А. Психология транспрофессиолизма: монография. — Екатеринбург: Изд. дом «Юника», 2018. — С. 174.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. — № 8. — С. 9-28.
7. Лекция президента Школы «СКОЛКОВО» Андрея Шаронова о концепции life-longlearning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности [Электронный ресурс] // HR по-русски. URL: http:// hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost (дата обращения — 20.10.2019).
8. Малиновский П. В. В цивилизационной идентичности: вызовы развития на пороге нового века // Чтения памяти Г. П. Щедровицкого. — 2006. — № 7. — С. 55 — 62.
9. Roco M., Bainbridge W. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science // Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА