Научная статья на тему 'Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования'

Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постиндустриальное общество / панорама исследований / методологическая установка / конвергенция / преадаптация к будущему / post-industrial society / panorama of research / methodological setting / convergence / pre-adaptation to the future

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

В статье приведены основные тренды модернизации профессионального образования, обусловленные развитием постиндустриального общества. Представлена панорама проблем опережающего профессионального образования и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Panorama of Main Directions of Development of a Leading Professional Education

The article presents the main trends in the modernization of vocational education, due to the development of post-industrial society. A panorama of the problems of advanced vocational education and possible solutions is presented.

Текст научной работы на тему «Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования»

Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования*

2/2019 | 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ЗЕЕР

Эвальд Фридрихович,

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье приведены основные тренды модернизации профессионального образования, обусловленные развитием постиндустриального общества. Представлена панорама проблем опережающего профессионального образования и возможные пути их решения.

Ключевые слова:

постиндустриальное общество, панорама исследований, методологическая установка, конвергенция, преадаптация к будущему

□01 10.24411/2307-4264-2019-10204

Развитие профессионального образования во многом определяется особенностями постиндустриального общества, которое в последнее время характеризуется как информационное и цифровое. Социально-экономические и технологические преобразования цифровой экономики обусловливают новые требования к подготовке специалистов, к их компетентности и квалификациям, существенно изменив сложившийся ландшафт профессиологии.

Приведем основные тренды развития постиндустриального общества:

- в новом мире становится все меньше фиксированных профессий и все больше ситуативных трудовых функций, которые человек будет выполнять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности; постепенно исчезнут профессии, навыки и компетенции для осуществления которых получают обучающиеся в профессиональной школе и которые в дальнейшем не будут востребованы;

- наряду с устоявшимися понятиями «профессия» и «специальность» в профессиологии все чаще используется термин «трансфессия» как вид трудовой деятельности, направленной на решение комплексных профессиональных проблем на основе конвергенции знаний и компетенций, принадлежащих к разным областям социально-профессиональной деятельности;

- широкое распространение инфокоммуникационных технологий привело к развитию нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную действительность;

- становление цифрового образования обусловило необходимость развития сетевой идентичности — новой формы идентификации человека и общественного сознания, существенно изменившей систему нравственных ценностей;

- ускорение изменений социально-технологической реальности обусловливает необходимость развития у субъектов

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-01147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъектов социономических профессий».

Зеер Э. Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 5-8.

6 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

учебной и профессиональной деятельности преадаптации — готовности к неопределенности профессионального будущего [1];

- увеличение продолжительности жизни лиц «третьего» возраста привело к «умножению возможности» их социально-профессиональной занятости и переквалификации.

Ускоренное изменение социальных и производственных технологий, переход к шестому технологическому укладу, формирование цифрового поколения, трансформация учебно-образовательной среды, глубокие изменения структуры занятости, сокращение временного цикла существования профессий обусловили актуальность поиска путей прогнозирования развития профессионального образования будущего.

Ответом на эти вызовы стали следующие тренды модернизации профессионального образования.

- Проектирование новых образовательных программ, адекватных потребностям цифровой экономики.

- Внедрение инфокоммуникационных и цифровых технологий в профессионально-образовательный процесс; возникновение иммерсивных обучающих сред [8].

- Необходимость сопряжения профессиональных и образовательных стандартов и согласование профессионального образования с требованиями рынка труда.

- Усиление практико-ориентированного профессионального образования путем привлечения работодателей к разработке образовательных программ, реализации и внедрению результатов в экономику.

- Актуальность синхронизации профессионального и общего образования в связи с тем, что многие универсальные компетенции (soft skills) формируются в системе общего образования, а в профессиональном могут только совершенствоваться. К ним относятся коммуникативные умения, игровые навыки, здоровьесберегающие умения, умение читать, писать, считать и др.

- Обеспечение полноценной индивидуализации обучения путем внедрения индивидуальных образовательных траекторий.

- Реализация непрерывного диагностико-формирующего оценивания и мониторинга учебных достижений и развития когнитивных способностей обучающихся [7].

Обозначенные направления совершенствования профессионального образования побудили нас к формированию адекватной методологии организации теоретической и практической деятельности.

Исходной методологической установкой стала конвергенция, отражающая процесс взаимодействия разнородных признаков социо-гуманитарных, естественнонаучных и технических наук, а также сближения разных областей деятельности и связанных с ними технологий [2; 5; 6].

Эти социально-технологические преобразования порождают необходимость формирования транспрофессионализма — качественно новой квалификационной характеристики субъектов деятельности, смысло-образующим предиктором которой выступает конвергенция прорывных технологий (нано-, био-, информационных) и когнитивных наук.

2/2019 | 7

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

М. В. Ковальчук дополнил этот перечень еще одним видом технологий — социально-гуманитарным, включающим социальные, антропологические и философские компоненты.

При научном обосновании транспрофессионализма как предиктора преадаптации к профессиональному будущему использовалась концепция профессионального становления личности, многомерный, трансдисциплинарный и темпоральный подходы [4].

В процессе исследования применялись следующие научные методы: теоретический анализ предмета и проблемы исследования, обобщение литературных источников, моделирование прогнозируемого профессионального будущего.

При научном обосновании проекта панорамы и механизмов ее реализации мы опирались на методологические принципы проектирования образования: опережающее содержание обучения, вариативность способов достижения образовательных результатов, инновационную направленность образовательных программ, обеспеченность и оперативную коррекцию технологий обучения [3].

Изучение методологии профессионального образования позволило определить частные принципы проектирования панорамы:

- профессионально-педагогическую направленность содержания и технологий обучения;

- дивергенцию профессионально-педагогического образования, обеспечивающую многообразие образовательных программ подготовки педагогов;

- соразвитие личности, образования и профессиональной деятельности обучающихся;

- вариативность содержания образования, определяющую индивидуальные образовательные траектории;

- сопряжение профессиональных и образовательных стандартов с психолого-педагогическими функциями непрерывного профессионального образования;

- центрацию содержания и образовательных технологий панорамы на расширении профессионально-педагогических возможностей обучающихся, их развитии, саморазвитии и самообразовании, формирования их транспрофессионализма и профессиональной многомерности.

Совокупность концептуальных положений, подходов и принципов определила панораму поиска основных направлений проектирования опережающего профессионального и профессионально-педагогического образования, отраженную в данном выпуске журнала.

Ускорение изменений постиндустриального общества, структурная перестройка профессионального образования, возникновение цифрового поколения, широкое распространение инфокоммуникационных образовательных технологий, постоянные трансформации государственных образовательных стандартов привели к кризису профессионального образования. Его преодоление обусловливает необходимость исследования следующих проблем:

- анализ социальной ситуации развития цифрового поколения, составляющего более трети населения РФ;

8 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- определение основных социально-профессиональных характеристик ведущей деятельности и психологических новообразований обучаемых в условиях интеграции реальной и виртуальной действительности;

- проектирование иммерсивных обучающих сред профессионального образовательного процесса, отвечающих требованиям идеологии проектной деятельности;

- широкое внедрение когнитивных образовательных технологий, основанных на использовании виртуальной и дополненной реальности;

- актуальность формирования корпуса педагогических работников-транспрофессионалов на основе конвергенции социогуманитарной, естественнонаучной и производственно-технологической подготовки.

Перечисленные направления опережающего профессионального и профессионально-педагогического образования обозначают лишь часть потенциальных возможностей модернизации образования, адекватного вызовам цифровой экономики.

Литература

1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. — 2017. — № 4. — С. 3-36.

2. Баксанский О. Е. Методология конвергенции как фундаментальное основание современного познания // Коллекция гуманитарных исследований. — 2017. — № 2(5) — С. 6-13. [Электронный ресурс] // URL: www.j-chr.com (дата обращения — 10.06.2019).

3. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. — Тюмень: Легион групп, 2005.- 72 с.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. — 2017. — № 8. — С. 9-28.

5. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 169 с.

6. Ковальчук М. В. Наука и жизнь: моя конвергенция. М.: Академ-кни-га, 2011. — Т. 1. — 222 с.

7. Роберт И. В. Научно-педагогические практики как результат конвергенции педагогической науки и информационных и коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. — 2015. — № 3. — С. 27-41.

8. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. — М.: Народное образование, 2009. — 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.