Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования*
2/2019 | 5
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ЗЕЕР
Эвальд Фридрихович,
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Аннотация
В статье приведены основные тренды модернизации профессионального образования, обусловленные развитием постиндустриального общества. Представлена панорама проблем опережающего профессионального образования и возможные пути их решения.
Ключевые слова:
постиндустриальное общество, панорама исследований, методологическая установка, конвергенция, преадаптация к будущему
□01 10.24411/2307-4264-2019-10204
Развитие профессионального образования во многом определяется особенностями постиндустриального общества, которое в последнее время характеризуется как информационное и цифровое. Социально-экономические и технологические преобразования цифровой экономики обусловливают новые требования к подготовке специалистов, к их компетентности и квалификациям, существенно изменив сложившийся ландшафт профессиологии.
Приведем основные тренды развития постиндустриального общества:
- в новом мире становится все меньше фиксированных профессий и все больше ситуативных трудовых функций, которые человек будет выполнять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности; постепенно исчезнут профессии, навыки и компетенции для осуществления которых получают обучающиеся в профессиональной школе и которые в дальнейшем не будут востребованы;
- наряду с устоявшимися понятиями «профессия» и «специальность» в профессиологии все чаще используется термин «трансфессия» как вид трудовой деятельности, направленной на решение комплексных профессиональных проблем на основе конвергенции знаний и компетенций, принадлежащих к разным областям социально-профессиональной деятельности;
- широкое распространение инфокоммуникационных технологий привело к развитию нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную действительность;
- становление цифрового образования обусловило необходимость развития сетевой идентичности — новой формы идентификации человека и общественного сознания, существенно изменившей систему нравственных ценностей;
- ускорение изменений социально-технологической реальности обусловливает необходимость развития у субъектов
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-01147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъектов социономических профессий».
Зеер Э. Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 5-8.
6 | 2/2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
учебной и профессиональной деятельности преадаптации — готовности к неопределенности профессионального будущего [1];
- увеличение продолжительности жизни лиц «третьего» возраста привело к «умножению возможности» их социально-профессиональной занятости и переквалификации.
Ускоренное изменение социальных и производственных технологий, переход к шестому технологическому укладу, формирование цифрового поколения, трансформация учебно-образовательной среды, глубокие изменения структуры занятости, сокращение временного цикла существования профессий обусловили актуальность поиска путей прогнозирования развития профессионального образования будущего.
Ответом на эти вызовы стали следующие тренды модернизации профессионального образования.
- Проектирование новых образовательных программ, адекватных потребностям цифровой экономики.
- Внедрение инфокоммуникационных и цифровых технологий в профессионально-образовательный процесс; возникновение иммерсивных обучающих сред [8].
- Необходимость сопряжения профессиональных и образовательных стандартов и согласование профессионального образования с требованиями рынка труда.
- Усиление практико-ориентированного профессионального образования путем привлечения работодателей к разработке образовательных программ, реализации и внедрению результатов в экономику.
- Актуальность синхронизации профессионального и общего образования в связи с тем, что многие универсальные компетенции (soft skills) формируются в системе общего образования, а в профессиональном могут только совершенствоваться. К ним относятся коммуникативные умения, игровые навыки, здоровьесберегающие умения, умение читать, писать, считать и др.
- Обеспечение полноценной индивидуализации обучения путем внедрения индивидуальных образовательных траекторий.
- Реализация непрерывного диагностико-формирующего оценивания и мониторинга учебных достижений и развития когнитивных способностей обучающихся [7].
Обозначенные направления совершенствования профессионального образования побудили нас к формированию адекватной методологии организации теоретической и практической деятельности.
Исходной методологической установкой стала конвергенция, отражающая процесс взаимодействия разнородных признаков социо-гуманитарных, естественнонаучных и технических наук, а также сближения разных областей деятельности и связанных с ними технологий [2; 5; 6].
Эти социально-технологические преобразования порождают необходимость формирования транспрофессионализма — качественно новой квалификационной характеристики субъектов деятельности, смысло-образующим предиктором которой выступает конвергенция прорывных технологий (нано-, био-, информационных) и когнитивных наук.
2/2019 | 7
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
М. В. Ковальчук дополнил этот перечень еще одним видом технологий — социально-гуманитарным, включающим социальные, антропологические и философские компоненты.
При научном обосновании транспрофессионализма как предиктора преадаптации к профессиональному будущему использовалась концепция профессионального становления личности, многомерный, трансдисциплинарный и темпоральный подходы [4].
В процессе исследования применялись следующие научные методы: теоретический анализ предмета и проблемы исследования, обобщение литературных источников, моделирование прогнозируемого профессионального будущего.
При научном обосновании проекта панорамы и механизмов ее реализации мы опирались на методологические принципы проектирования образования: опережающее содержание обучения, вариативность способов достижения образовательных результатов, инновационную направленность образовательных программ, обеспеченность и оперативную коррекцию технологий обучения [3].
Изучение методологии профессионального образования позволило определить частные принципы проектирования панорамы:
- профессионально-педагогическую направленность содержания и технологий обучения;
- дивергенцию профессионально-педагогического образования, обеспечивающую многообразие образовательных программ подготовки педагогов;
- соразвитие личности, образования и профессиональной деятельности обучающихся;
- вариативность содержания образования, определяющую индивидуальные образовательные траектории;
- сопряжение профессиональных и образовательных стандартов с психолого-педагогическими функциями непрерывного профессионального образования;
- центрацию содержания и образовательных технологий панорамы на расширении профессионально-педагогических возможностей обучающихся, их развитии, саморазвитии и самообразовании, формирования их транспрофессионализма и профессиональной многомерности.
Совокупность концептуальных положений, подходов и принципов определила панораму поиска основных направлений проектирования опережающего профессионального и профессионально-педагогического образования, отраженную в данном выпуске журнала.
Ускорение изменений постиндустриального общества, структурная перестройка профессионального образования, возникновение цифрового поколения, широкое распространение инфокоммуникационных образовательных технологий, постоянные трансформации государственных образовательных стандартов привели к кризису профессионального образования. Его преодоление обусловливает необходимость исследования следующих проблем:
- анализ социальной ситуации развития цифрового поколения, составляющего более трети населения РФ;
8 | 2/2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- определение основных социально-профессиональных характеристик ведущей деятельности и психологических новообразований обучаемых в условиях интеграции реальной и виртуальной действительности;
- проектирование иммерсивных обучающих сред профессионального образовательного процесса, отвечающих требованиям идеологии проектной деятельности;
- широкое внедрение когнитивных образовательных технологий, основанных на использовании виртуальной и дополненной реальности;
- актуальность формирования корпуса педагогических работников-транспрофессионалов на основе конвергенции социогуманитарной, естественнонаучной и производственно-технологической подготовки.
Перечисленные направления опережающего профессионального и профессионально-педагогического образования обозначают лишь часть потенциальных возможностей модернизации образования, адекватного вызовам цифровой экономики.
Литература
1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. — 2017. — № 4. — С. 3-36.
2. Баксанский О. Е. Методология конвергенции как фундаментальное основание современного познания // Коллекция гуманитарных исследований. — 2017. — № 2(5) — С. 6-13. [Электронный ресурс] // URL: www.j-chr.com (дата обращения — 10.06.2019).
3. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. — Тюмень: Легион групп, 2005.- 72 с.
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. — 2017. — № 8. — С. 9-28.
5. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 169 с.
6. Ковальчук М. В. Наука и жизнь: моя конвергенция. М.: Академ-кни-га, 2011. — Т. 1. — 222 с.
7. Роберт И. В. Научно-педагогические практики как результат конвергенции педагогической науки и информационных и коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. — 2015. — № 3. — С. 27-41.
8. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. — М.: Народное образование, 2009. — 432 с.