Научная статья на тему 'Особенности теоретико-методологической подготовки к конкурсу World Skills на основе кластерно-модульного подхода'

Особенности теоретико-методологической подготовки к конкурсу World Skills на основе кластерно-модульного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластерно-модульный подход / теоретико-методологическая подготовка / World Skills / кластер / профессиональнопедагогическая деятельность / cluster-modular approach / theoretical and methodological training / World Skills / cluster / professional and pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Наталья Николаевна, Ульяшин Николай Иванович, Шульц Ольга Николаевна

В статье представлены основные вопросы, направленные на теоретико-методологические аспекты организации конкурса World Skills на основе кластерно-модульного подхода. Предложено применить технологию модульного обучения, как одну из приоритетных для организации учебно-производственного процесса при подготовке к конкурсу в компетенции мастер производственного обучения. Дано определение практико-ориентированной деятельности, представляющей собой вид деятельности максимально насыщенный учебно-производственными заданиями на базе специально организованных имитационных учебно-производственных площадок и в условиях производственно-технологических практик, направленных на формирование профессиональных компетенций, компетенций по рабочей профессии мастера в том числе. Сделаны вывод о том, что содержательно-целевое наполнение подготовки к конкурсу может быть представлено не только через практико-ориентированное формирование компетенции по рабочей профессии (мастер производственного обучения), но через практико-ориентированной деятельности происходит приобщение будущего специалиста к производственным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Наталья Николаевна, Ульяшин Николай Иванович, Шульц Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PREPARATION FOR THE WORLD SKILLS COMPETITION BASED ON THE CLUSTER-MODULAR APPROACH

The article presents the main questions aimed at the theoretical and methodological aspects of the organization of the World Skills competition based on the cluster-modular approach. It is proposed to apply the technology of modular training as one of the priorities for the organization of the educational and production process in preparation for the competition in the competence of the master of industrial training. The definition of practice-oriented activity is given, which is a type of activity that is maximally saturated with training and production tasks on the basis of specially organized simulation training and production sites and in the conditions of production and technological practices aimed at the formation of professional competencies, competencies for the working profession of a master, including. It is concluded that the content and target content of the preparation for the competition can be presented not only through the practice-oriented formation of competence in the working profession (master of industrial training).

Текст научной работы на тему «Особенности теоретико-методологической подготовки к конкурсу World Skills на основе кластерно-модульного подхода»

Особенности теоретико-методологической подготовки к конкурсу World Skills на основе кластерно-модульного подхода

Ильина Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: nataly_ul@mail.ru

Ульяшин Николай Иванович,

Кандидат технических наук, доцент, кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: ulyashin57@mail.ru

Шульц Ольга Николаевна,

магистрант, кафедра документоведения, истории и правового обеспечения, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: ulyashina88@mail.ru

В статье представлены основные вопросы, направленные на теоретико-методологические аспекты организации конкурса World Skills на основе кластерно-модульного подхода. Предложено применить технологию модульного обучения, как одну из приоритетных для организации учебно-производственного процесса при подготовке к конкурсу в компетенции мастер производственного обучения. Дано определение практико-ориентированной деятельности, представляющей собой вид деятельности максимально насыщенный учебно-производственными заданиями на базе специально организованных имитационных учебно-производственных площадок и в условиях производственно-технологических практик, направленных на формирование профессиональных компетенций, компетенций по рабочей профессии мастера в том числе. Сделаны вывод о том, что содержательно-целевое наполнение подготовки к конкурсу может быть представлено не только через практико-ориентированное формирование компетенции по рабочей профессии (мастер производственного обучения), но через практико-ориентированной деятельности происходит приобщение будущего специалиста к производственным условиям.

Ключевые слова: кластерно-модульный подход, теоретико-методологическая подготовка, World Skills, кластер, профессионально-педагогическая деятельность.

о

CJ

см

см

л

Z

44

Одним из актуальных направлений в системе профессионально-педагогического обучения будущих педагогов профессионального образования становится подготовка к компетенции «Мастер производственного обучения» в рамках конкурса World Skills. Регламент Чемпионата установлен в соответствии с уставом организации и правилами проведения конкурса в рамках данного профессионального навыка. Однако, в настоящее время определено отсутствие единых теоретико-методологических подходов к формированию компетенции по рабочей профессии - «мастер» в виду сложных интегративных процессов, связанных с подготовкой к конкурсу World Skills (и не только). Нами обозначен комплексный ряд противоречий, от разрешения которых зависит не только выход на международный уровень состязаний, но и определение места мастера в профессиональном поле деятельности [6; 9; 10].

Наиболее явным следует выделить противоречие между производственно-педагогическими задачами конкурса, отражающих современные тенденции производственных областей и социально-экономического развития страны в целом, с одной стороны, и уровнем профессионально-педагогических знаний участников чемпионата с другой. Далее мы отмечаем противоречие, связанное с уже полученными составляющими компетенций будущего педагога профессионального обучения (мастера) в процессе подготовки, с требованиями к уровню формирования компетенции по рабочей профессии «мастера производственного обучения» в реальных производственных условиях. Также, на наш взгляд, необходимо разрешить противоречие между требованиями к функционированию единицами образовательного кластера (предмет, средства, технология, ресурсы и пр.) и ограничениями, с которыми сталкиваются студенты в реальных производственных условиях, ведущих к неполному управлению кластером. Все перечисленные противоречия становятся препятствием для конкурсантов продемонстрировать наилучшие результаты в чемпионате. Устранение противоречий мы видим через непрерывное методологическое совершенствование самого процесса подготовки на основе интегративно-комплексного взаимодействия всех его объектов [3].

Результаты исследований по вопросу теоретических и методических аспектов производственного обучения (А.П. Беляева, Ф.Л. Блинчевский, М.А. Жиделев, Г.И. Кругликов, Т.В. Кудрявцев, Н.И. Макиенко, В.А. Скакун, Н.М. Скородумов

и др.) определили основу интегративного взаимодействия решения комплексных задач и продемонстрировали возможность использования предложенных принципов на основе практико-ориентированной подготовки (А.А Вербицкий, М.А. Данилов, Н.Н. Тулькибаева, Н.М. Яковлева и др.) [1; 2; 4]. Анализ зарубежных и отечественных источников позволил сделать вывод о том, что содержательно-целевое наполнение подготовки к конкурсу может быть представлено не только через практико-ориентированное формирование компетенции по рабочей профессии (мастер производственного обучения), но через практико-ориентированной деятельности происходит приобщение будущего специалиста к производственным условиям. Практико-ориентированная деятельность - вид деятельности максимально насыщенный учебно-производственными заданиями на базе специально организованных имитационных учебно-производственных площадок и в условиях производственно-технологических практик, направленных на формирование профессиональных компетенций, компетенций по рабочей профессии мастера в том числе.

Методология практико-ориентированного подхода определена ведущими подходами: системно-деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Кон, А.Н. Леонтьев, З.А. Реше-това, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Ша-дриков, Э.Г. Юдин и др.), компетентностным (Д.М. Гришин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Пискунов, Н.К. Розов, О.М. Шиян и др.), а также кластерный. Их интеграция через отраслевую и производственно-технологическую направленность позволяет организовать ресурсную дидактико-технологическую базу непрерывного формирования компетенций. Поэтому на наш взгляд, дальнейшее развитие профессиональных навыков должно осуществляются исключительно в базовом кластере. Именно на основе взаимодействие компонентов базового кластера наиболее продуктивно представлена подготовка в области промышленных производств [5; 11].

Кластерный подход наиболее системно определяет качество внедряемой характеристики отрасли (в нашем случае - сварочное производство), расширяя представления о традиционном отраслевом подходе через межотраслевые модульные компоненты. Подготовка к чемпионату неразрывно связанна с модульным контентом заданий, что представлено в нормативно-сопроводительной документации конкурса, а именно, задания в виде модулей.

Технология модульного обучения, как одна из приоритетных для организации учебно-производственного процесса, отражает специфику подготовки к конкурсу в компетенции мастер производственного обучения. Так, например, конкурсное задание чемпионата World Skills содержит пять модулей - заданий. Каждый вариант заданий может быть представлен в виде класте-

ра (интегративно-модульный производственно-педагогический кластер заданий), изучение которого приведет к прямому формированию профессиональных навыков для участия в состязаниях. А работа над каждым из модулей может осуществляться на основе кластерно-модульного подхода, определяющего не только содержательно-целевое наполнение кластера дидактико-технологическими образовательными единицами, но и формировать профессионально-значимые качества мастера уже в процессе обучения, где доминирующими идеями становятся направленность на саморазвитие, самообразование, самореализацию и самодиагностику составляющих компетенции по рабочей профессии.

Регламент конкурса нам дает описание профессиональной компетенции, однако Министерство труда, согласно профессиональному стандарту, выделяет лишь функции мастера производственного обучения по вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. Общая характеристика на мастера других профессий представлена в положениях профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Одним из ведущих моментов при работе с интегративно-модульным производственно-педагогическим кластером становится определение трудовых функций матера производственного обучения. Выделяя трудовые функции мастера производственного обучения в области сварочного производства необходимо определить структурно-содержательное наполнение интегративно-модульного производственно-педагогического кластера (далее кластер). К трудовым функциям в компетенции по рабочей профессии мастера с области сварочного производства относится: организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих в области сварки.

В оценке результатов формирования компетенции для тренировочного кластера необходимо учесть свод следующих позиций: 1. В деятельности будущего специалиста компетенцию по рабочей профессии следует рассмотреть, как ведущую основу деятельности, базирующуюся на структурно-содержательных компонентах профессионально-педагогической подготовки. Реализацию задач учебно-производственной среды представить в виде интегративно-модульных производственно-педагогических заданий, отражающих особенность профессионально-педагогической направленности в вузе. 2. Процессуальная составляющая формирования компетенции по рабочей профессии предусматривает выявление необходимых критериев, подбор заданий и показателей компетенции, описанных в дескрипторной форме с учетом различных уровней. 3. Овладение компетенцией по рабочей профессии многокомпонентный

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

процесс. При подготовке к конкурсу необходимо учитывать каждый этап обучения соответственно его содержательно-целевому наполнению, критериям, которые должны совершенствоваться (диагностироваться) по мере развития (саморазвития) будущих педагогов профессионального обучения [7; 8].

Для внедрения в учебный процесс тренировочного кластера необходимо учесть совокупностью следующих параметров: изучение теоретико-методологических основ и особенностей профессионально-педагогической деятельности; определение субъекта производственного процесса обучения; знание дидактико-технологических основ построения урока производственного обучения; учесть комплексное планирование отбора содержательно-целевого наполнения (согласно модели), а также оптимальный выбор форм, методов и средств для организации производственного обучения); владение рабочей профессией в области сварочного производства по соответствующему профилю (на уровне 3 рабочего разряда); умение рассматривать технические объекты, решать промышленные задачи, обосновывать производственные решения в педагогическом аспекте будущей профессиональной деятельности.

На основе кластерно-модульного подхода нами выделены основные направления модуля А, на примере которого предложена подготовка к конкурсному заданию (в нашем исследовании разработаны тренировочные кластеры для каждого из пяти модулей). Задание модуля А представляет собой основу конкурсного задания, связанную с проектирование урока профессионального (производственного) обучения, состоящего из модульных единиц. Помимо того, что будущий педагог профессионального обучения (мастер) осваивает производственную часть задания, необходимо определить и технологическую взаимосвязь с профессиональной областью и выстроить методическую составляющую. Модульные единицы взаимосвязаны и представляют собой системное единство. Для каждого из компонентов модуля предложены тренировочные задания кластера с описанием дескрипторов, представляющие единство компонентного состава компетенции по рабочей профессии «мастер».

В задание модуля А входят следующие структурные элементы: представление плана урока; подготовка дидактических материалов; разработка ин-струкционно-технологической карты; формирование оценочных средств; оформление и демонстрация мультимедийной презентации. Каждый элемент модуля предложен в тренировочном кластере в виде интегративно-модульных производственно-педагогических заданий, дифференцированных по уровням сложности. Для дескрипторного опи-5 сания нами определены уровни: когнитивный (ре-§ продуктивный), операционно-деятельностный £ (продуктивный), производственно-педагогический ° (компетентносный / конкурсный). Типу заданий ав кластера, соответствующих каждому из уров-

ней, определяет наличие учебных элементов, подлежащих изучению: задания на узнавание технических и производственно-педагогических объектов (выполнение швов в различных пространственных положениях, демонстрация знаний в области методики профессионального обучения); продуктивные (эвристические) задания, связанные с проникновением в сущность производственно-технологической деятельности в области сварочного производства (выполнение сварки обечаек, коробчатых двутавровых балок, элементов конструкций фермы, разработка инструкционно-технологических карт и дидактических материалов); интерактивные задания, содержащие проблемные ситуации, квесты, имитационные кейсы по рабочей профессии (построение учебно-производственного процесса, внедрение дидактических единиц согласно этапам урока производственного обучения с применением инновационных технологий).

Каждый из предложенных регламентом и разработчиками - Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» компонентов моделей может быть отработан заблаговременно, в ходе учебных занятий и на практиках по отработке профессиональных навыков. Тогда, на наш взгляд, участники чемпионата Russia будут чувствовать свой профессиональный рост, демонстрируя уверенное прохождение всех этапов соревнования. Ведущие вузы России в области профессионально-педагогического образования выводят специалистов на качественно новый уровень, а соответственно и подготовка должна соответствовать желаемому результату. Предложенные задания тренировочного кластера, разработанные на основе кластерно-модульного подхода, позволят оценить уровень мастерства, провести диагностику, самоэкспертизу полученных знаний в процессе теоретической и практической подготовки задолго до начала состязаний. На основе сформированной компетенции по рабочей профессии в области сварочного производства в условиях конкурса WorldSkills можно продемонстрировать наилучшие результаты и профессиональные достижения.

Литературы

1. Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. - М.: Высшая школа, 1997. -512 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. Жуков Г.Н. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: Теоретико-методологический аспект: монография / Г.Н. Жуков, Е.М. Дорожкин, П.Ф. Кубрушко. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 227 с.

4. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 10. С. 2-6.

5. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 142 с.

6. Нагорнова А.Ю. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2020. - 602 с.

7. Осипова И.В. Современные условия транспрофессиональной подготовки специалиста на основе системно-деятельностного, кластерного подходов в профессионально-педагогическом вузе / И.В. Осипова, Н.Н. Ильина, Н.И. Улья-шин // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 104-107.

8. Осипова И.В., Ильина Н.Н. Подготовка бакалавров в профессионально- педагогическом вузе на основе цифровой дидактики (метод -электронный кейс) // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. 2020. С. 215-220.

9. Осипова И.В., Ильина Н.Н., Ульяшин Н.И. Особенности практико-ориентированной подготовки транспрофессионала в области сварочного производства в профессионально-педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 68-72.

10. Осипова И.В., Шульц О.Н. Совершенствование содержания педагогической практики как условие развития творческой активности профессионально-педагогической деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 88.

11. Романцев Г. М., Федоров В.А. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. - 545.

THE FEATURES OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PREPARATION FOR THE WORLD SKILLS COMPETITION BASED ON THE CLUSTER-MODULAR APPROACH

Ilina N.N., Ulyashin N.I., Shults O.N.

Federal STATE Autonomous educational institution of the Russian state vocational pedagogical University

The article presents the main questions aimed at the theoretical and methodological aspects of the organization of the World Skills competition based on the cluster-modular approach. It is proposed to apply the technology of modular training as one of the priorities for the organization of the educational and production process in preparation for the competition in the competence of the master of industrial training. The definition of practice-oriented activity is given, which is a type of activity that is maximally saturated with training and production tasks on the basis of specially organized simulation training and production sites and in the conditions of production and technological practices aimed at the formation of professional competencies, competencies for the working profession of a master, including. It is concluded that the content and target content of the preparation for the competition can be presented not only through the practice-oriented formation of competence in the working profession (master of industrial training).

Keywords: cluster-modular approach, theoretical and methodological training, World Skills, cluster, professional and pedagogical activity.

References

1. Belyaeva A.P. Problems of methodology and methods of didactic research in vocational education. - M.: Higher School, 1997. - 512 p.

2. Verbitsky A.A. Active learning in higher school: a contextual approach. - M.: Higher School, 1991. - 207 p.

3. Zhukov G.N. Formation of students ' readiness for professional and pedagogical activity of the master of industrial training: Theoretical and methodological aspect: monograph / G.N. Zhukov, E.M. Dorozhkin, P.F. Kubrushko. Yekaterinburg: Publishing house of the Russian state prof.-ped. un-ta, 2019. 227 p.

4. Zeer E. F. Psychological and pedagogical platform for the formation of transprofessionalism of a teacher of professional education / / Professional education. Capital. 2018. No. 10. pp. 2-6.

5. Zeer E.F. Transprofessionalism of subjects of social and professional activity / ed. by E.F. Zeer. - Yekaterinburg Publishing house of the Russian State Vocational and Pedagogical University, 2019. - 142 p.

6. Nagornova A.Y. Modern higher education: theory and practice: a collective monograph / ed. by A. Yu. Nagornova. - Ulyanovsk: Zebra, 2020. - 602 p.

7. Osipova I.V. Modern conditions of transprofessional training of a specialist on the basis of system-activity, cluster approaches in a professional pedagogical university / I.V. Osipova, N.N. Ilyi-na, N.I. Ulyashin / / Modern pedagogical education. 2021. No. 2. pp. 104-107.

8. Osipova I. V., Ilina N.N. Training of bachelors in a professional pedagogical university on the basis of digital didactics (method-electronic case) / / Forecasting the professional future of youth in the digital economy. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the scientific editorship of E.F. Zeer, V.S. Tretyakova. 2020. pp. 215-220.

9. Osipova I. V., Ilina N.N., Ulyashin N.I. Osobennosti praktiko-orientirovannoy podgotovki transprofessionala v oblastya svar-odnogo proizvodstva v professionalno-pedagogicheskom vuze [Features of practice-oriented training of a transprofessional in the field of welding production in a professional pedagogical university]. 2021. No. 2 (155). pp. 68-72.

10. Osipova I. V., Shultz O.N. Improving the content of pedagogical practice as a condition for the development of creative activity of professional and pedagogical activity of students. 2013. No. 10. p. 88.

11. Romantsev G. M., Fedorov V.A. Level professional and pedagogical education: theoretical and methodological foundations of standardization. Yekaterinburg: Publishing house of the Russian State Vocational and Pedagogical University, 2011-545 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.