Научная статья на тему 'Электронный учебный курс как элемент образовательной среды подготовки мастеров производственного обучения'

Электронный учебный курс как элемент образовательной среды подготовки мастеров производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / MASTER OF VOCATIONAL TRAINING / TRAINING IN WORKING PROFESSION / E-LEARNING / E-LEARNING COURSE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Тарасюк Ольга Вениаминовна, Лыжин Антон Игоревич, Табаков Леонид Сергеевич

Поднимается проблема организации образовательной среды с применением информационных технологий, способствующей повышению уровня сформированности профессиональных компетенций по рабочей профессии у будущих мастеров производственного обучения с учетом требований профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также профессиональных стандартов по рабочим профессиям. Предлагается использование электронного учебного курса, направленного на формирование знаний о современном промышленном оборудовании и специфике его эксплуатации, который представляет собой обучающую программу (мобильное приложение), установленную на любое мобильное электронное устройство под управлением семейства операционных систем Android (планшетный компьютер, смартфон). Главной особенностью электронного учебного курса выступает подача учебного материала в новом формате, который становится интерактивным, визуализированным и практико-ориентированным к конкретному рабочему месту и конкретному оборудованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Тарасюк Ольга Вениаминовна, Лыжин Антон Игоревич, Табаков Леонид Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING AS A PART OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MASTER OF VOCATIONAL TRAINING COURSE

The article raises the problem of organization of educational environment with the use of information technologies that improve the level of formation of professional competencies for working profession of the future trainers to meet the requirements of professional standard for the teacher of vacatioanal training, professional education and professional education as well professional standards for trades. It is proposed to use e-learning courses aimed at the formation of knowledge of modern industrial equipment and the specifics of its operation, which is a training program installed on any computer running under MS Windows family, and every (mobile app) installed on any mobile electronic device running the Android operating system (tablet PC, smartphone). The main feature of e-learning course is presentation of educational material in the new format, which becomes interactive, visualized and practice-oriented to a particular workplace and specific equipment.

Текст научной работы на тему «Электронный учебный курс как элемент образовательной среды подготовки мастеров производственного обучения»

УДК [377.112:371.13]:[378.147:004]

Е. М. Дорожкин, О. В. Тарасюк, А. И. Лыжин, Л. С. Табаков

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВКИ

МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Поднимается проблема организации образовательной среды с применением информационных технологий, способствующей повышению уровня сформированности профессиональных компетенций по рабочей профессии у будущих мастеров производственного обучения с учетом требований профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также профессиональных стандартов по рабочим профессиям. Предлагается использование электронного учебного курса, направленного на формирование знаний о современном промышленном оборудовании и специфике его эксплуатации, который представляет собой обучающую программу (мобильное приложение), установленную на любое мобильное электронное устройство под управлением семейства операционных систем Android (планшетный компьютер, смартфон). Главной особенностью электронного учебного курса выступает подача учебного материала в новом формате, который становится интерактивным, визуализированным и практико-ориентированным к конкретному рабочему месту и конкретному оборудованию.

Ключевые слова: образовательная среда, информационные технологии, мастер производственного обучения, подготовка по рабочей профессии, электронное обучение, электронный учебный курс.

Современные требования к качеству и эффективности системы профессионального образования, зафиксированные в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предполагают:

- создание новой структуры подготовки рабочих кадров путем объединения программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена в один уровень - среднее профессиональное образование;

- выделение в качестве самостоятельных видов образования профессионального обучения и дополнительного образования;

- создание образовательных организаций нового типа - учебных центров профессиональной квалификации, межрегиональных отраслевых ресурсных центров и т. д. [1].

Эти изменения предъявляют новые требования к мастеру производственного обучения, уровню его профессиональной квалификации.

Разработка профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования предполагает необходимость изменения в организации, содержании, технологиях подготовки мастеров производственного обучения, профессионально-педагогическая деятельность которых - подготовка по рабочей профессии для определенной отрасли экономики России. Согласно «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» предполагается обеспечить качественную и эффективную профессиональную подготовку рабочих кадров в соответствии с потребностями общества, гибко реагируя на социаль-

но-экономические изменения и вызовы инновационной экономики.

Одним из условий подготовки рабочих кадров, востребованных на рынке труда, является формирование открытого образовательного пространства, позволяющего выводить процесс обучения за границы образовательной организации на основе взаимодействия с целой сетью отечественных и зарубежных образовательных организаций, предприятий и т. д.

Это возможно при условии соответствующей подготовки самих мастеров производственного обучения, которые непосредственно участвуют в процессе подготовки рабочих и проектировании открытого образовательного пространства. Особенно это стало актуально в последние два года, после того, как был зафиксирован факт роста интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям, к профессиям будущего [2].

Современный мастер производственного обучения - это педагогический работник в учреждениях среднего профессионального образования, выполняющий следующие функции [3]:

- организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

- педагогический контроль и оценка освоения квалификаций рабочих, служащих в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся;

- разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса.

Для выполнения этих видов профессиональной деятельности от мастера производственного обуче-

ния требуется быть не просто демонстратором эталонного выполнения трудовых приемов и операций, но и применять современные средства обучения, в том числе и разработанные им с использованием информационных технологий, позволяющие ему стать модератором всего учебно-производственного процесса. Такую возможность будущему мастеру производственного обучения обеспечивает образовательная среда, способствующая реализации процесса его подготовки с использованием информационных технологий на различных дисциплинах, в том числе и в процессе подготовки по рабочей профессии [4].

Подготовка будущих мастеров производственного обучения по рабочей профессии включает в себя формирование профессиональных компетенций, предполагающих передовые знания конкретной отрасли производства, а также умения по настройке, наладке и работе на новом высокотехнологичном оборудовании, практический опыт в подборе и расчете основных показателей конкретного технологического процесса. Немаловажным является и способность мастера производственного обучения адаптировать имеющееся технологическое оборудование под требование заказа на подготовку рабочих кадров для нужд конкретного предприятия.

В этом случае для подготовки будущих мастеров производственного обучения по рабочей профессии современная образовательная среда включает учебно-производственные мастерские и лаборатории, моделирующие реальную производственную среду, оснащенные передовым оборудованием и инструментами, отвечающие всем требованиям норм охраны труда. Однако выполнение данного требования в существующих социально-экономических реалиях видится весьма проблематичным из-за финансово-экономических возможностей профессионально-педагогических колледжей и техникумов, осуществляющих подготовку мастеров производственного обучения. В связи с этим возникает особая потребность в информационных технологиях, использование которых позволит повысить результативность процесса подготовки будущих мастеров производственного обучения по рабочей профессии.

Одним из вариантов использования информационных технологий в учебном процессе должны стать дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, возможность применения которых прописана в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Информационные технологии и информационно-телекоммуникационные сети существенно изменили весь уклад профессиональной и личной жизни людей, в том числе обусловили кардиналь-

ные изменения в сфере образования, способствовали возникновению новых педагогических инструментов и методов обучения [5]. Термин «электронное обучение», неразрывно связанный с понятием «информационные технологии», появился в России сравнительно недавно, вобрав в себя ряд инноваций в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные и мультимедиатехнологии, обучение на основе веб-технологий, онлайн-обуче-ние и т. п.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Электронное обучение - это форма организации учебного процесса, основанная на самостоятельной работе студентов с помощью различных электронных образовательных ресурсов.

Примером применения элементов электронного обучения в процессе подготовки по рабочей профессии будущих мастеров производственного обучения служит электронный обучающий курс «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования», разработанный авторами статьи самостоятельно на языке программирования Java.

Электронный учебный курс - учебное электронное издание или ресурс, обеспечивающие получение новой информации с элементами самопроверки и тестирования (аттестации), а также выполнения практических заданий [6].

Электронный учебный курс «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» представляет собой обучающую программу (мобильное приложение), которая может быть установлена на любое мобильное электронное устройство под управлением семейства операционных систем Android (планшетный компьютер, смартфон). Приложение имеет интуитивно понятный интерфейс, психологически благоприятную гамму цветов, позволяет перемещаться между разделами курса в удобном порядке.

Главной особенностью учебного курса выступает подача учебного материала в новом формате, который становится интерактивным, визуализированным и практико-ориентированным к конкретному рабочему месту и конкретному оборудованию. Обучающемуся предлагается самостоятель-

но, используя мобильное устройство, пройти обучающий курс по настройке и применению современного высокотехнологичного оборудования, используемого на реальном производстве либо в процессе практического (производственного) обучения в колледже. Преподаватель в таком случае выполняет лишь корректирующую и контролирующую функции.

В структуру электронного курса могут входить следующие обучающие модули:

- подготовка оборудования к работе;

- настройка основных технологических параметров работы оборудования;

- технологии выполнения основных рабочих операций;

- охрана труда.

Каждый обучающий модуль может включать в себя следующие элементы:

- электронное учебное пособие, сопровождающееся детальными иллюстрациями и комментариями к ним по особенностям настройки, наладки и работы на оборудовании;

- учебные фильмы по основным трудовым операциям и специфике подготовки и обслуживания оборудования;

- виртуальные 3Э-плакаты (виртуальные тренажеры), позволяющие разобрать конструкцию оборудования и смоделировать в режиме реального времени технологический процесс;

- контрольно-оценочный инструментарий - система интерактивной проверки знаний, позволяющая получить мгновенный систематизированный результат по итогам прохождения теста, составленного на основе учебного материала конкретного модуля.

В настоящее время электронный учебный курс «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» успешно используется

при подготовке будущих мастеров производственного обучения по рабочей профессии «сварщик» в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение», а также в учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр Уралмашзавода» при реализации программ подготовки по профессиям рабочих, в данном случае по профессии «сварщик» [7].

Структура электронного учебного курса «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» представлена на рисунке.

Модульная система построения учебного курса позволяет педагогу самостоятельно проектировать учебный процесс, используя программу (электронный учебный курс «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования»). Программа самостоятельно принимает решение о том, будет ли обучающийся проходить учебный курс полностью либо ему будет достаточно изучения лишь отдельных модулей. Количество модулей для изучения определяется с помощью процедуры входного контроля, состоящего из вопросов, касающихся основ той отрасли производства, по которой проводится обучение.

Во время обучения программа отслеживает перемещение обучающегося в рамках курса: просмотр учебно-методического материала и видеофильмов, обращение к виртуальным 3Э-плакатам. Программа фиксирует количество времени, затраченного на каждый учебный элемент. После прохождения каждого модуля, а также в конце всего курса программа предлагает выполнение заданий по пройденному материалу, включающих в себя вопросы открытого, закрытого характера, вопросы на

МОДУЛЬ

Учебное пособие «Подготовка сварочного аппарата к работе»

Подготовка сварочных аппаратов к работе

Обучающие видеофильмы

Виртуальный ЗО-плакат «Конструкция сварочного аппарата»

Учебное пособие «Настройка сварочного аппарата в режим сварки»

Настройка сварочных аппаратов в режим сварки

Обучающий видеофильм

Справочный инструмент «Подбор оптимального режима сварки»

Контрольно-оценочный инструментарий (интерактивное тестовое здание)

Структура электронного учебного курса «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования»

установление соответствия и последовательности действий при работе на новом высокотехнологичном оборудовании. На каждом этапе контроля, как промежуточном, так и итоговом, программа формирует отчет, включая в него:

- сведения о времени, затраченном на изучение модуля (курса);

- результаты выполненных заданий с указанием допущенных ошибок;

- рекомендации к выполнению упражнений для отработки полученных знаний на конкретном оборудовании;

- заключение об освоении модуля (курса) и готовности (либо неготовности) к выполнению конкретных трудовых функций (модуль считается пройденным при верном выполнении 90 % предложенных заданий).

Сформированный программой отчет отправляется на адрес электронной почты преподавателя и самого обучающегося. Отчет позволяет оценить готовность обучающегося к работе на современном высокотехнологичном оборудовании либо необходимость внесения корректив в процесс обучения.

Преимуществами применения данного электронного учебного курса для педагога, осуществляющего подготовку будущих мастеров производственного обучения, являются:

- проектирование и организация учебного процесса с учетом поставленных задач и особенностей конкретной группы студентов;

- простой и удобный доступ к любым ресурсам курса;

- рациональное распределение времени педагога - интерактивная оболочка позволяет мгновенно получить информацию и результаты освоения учебного материала по каждому студенту, оперативно мониторить самостоятельную деятельность обучающихся [8], максимально сокращает время на сбор и обработку результатов [9].

Таким образом, использование электронного курса позволяет педагогу оперативно реагировать

на достижения каждого студента и организовывать индивидуальный подход к каждому обучающемуся в ходе освоения учебного материала.

Преимуществами использования интерактивного курса для обучающихся являются:

- дополнительная мотивация за счет наглядности мультимедийных материалов и мгновенной оценки результатов полученных знаний и умений;

- возможность освоения учебного материала в индивидуальном, привычном для студента темпе (построение индивидуальной траектории обучения), так как появляется возможность освоения учебного материала как в условиях учебно-производственных мастерских, так и дистанционно;

- возможность отслеживания собственных достижений и готовности к осуществлению функций профессиональной деятельности, возможность самоконтроля.

Данный инновационный образовательный продукт в качестве программы (мобильного приложения) для асинхронных коммуникаций в обучающих системах был внесен в реестр программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности Роспатент [10].

В 2015 г. представляемая работа получила первое место в конкурсе на соискание премий Губернатора Свердловской области для молодых ученых в номинации «Лучшая работа в области педагогических и психологических наук».

В заключение необходимо отметить, что применение в образовательном процессе электронных обучающих курсов, таких как «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования», в полной мере не заменит занятия в учебно-производственных мастерских и лабораториях, но может вывести процесс подготовки по рабочим профессиям на качественно новый уровень, сделав его максимально наглядным, безопасным, менее финансово затратным и приближенным к реалиям современных производственных условий.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2016).

2. Послание Президента Федеральному собранию (03.12.2015). URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 15.05.2016).

3. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186851 (дата обращения: 15.05.2016).

4. Тарасюк О. В., Федулова К. А. Информационная компетенция педагогов профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2010.№ 6. С. 10-11.

5. Губанова А. А., Кольга В. В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewffldH7921 (дата обращения: 15.03.2016).

6. Нурмухамедов Г. М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 33-39.

7. Дремина М. А., Копнов В. А., Лыжин А. И. Подготовка кадров для работы на высокотехнологичном производстве // Образование и наука, 2016. № 1 (130). С. 50-75.

8. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4. С. 121-131.

9. Наволочная Ю. В. Особенности контроля в электронном обучении // Вестник Московского гос. гуманитарного ун-та им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 51-54.

10. Лыжин А. И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Программа (мобильное приложение) для асинхронных коммуникаций в обучающих системах / заявитель и правообладатель ФГАОУ ВО РГППУ (RU). № 2015616158; заяв. 15.04.2015; опубл. 02.06.2015. Реестр программ для ЭВМ.

Дорожкин Е. М., доктор педагогических наук, профессор.

Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012. E-mail: [email protected]

Тарасюк О. В., кандидат педагогических наук, профессор.

Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012. E-mail: [email protected]

Лыжин А. И., аспирант, ведущий специалист по проектной деятельности. Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012. E-mail: [email protected]

Табаков Л. С., аспирант, заведующий лабораторией технического обеспечения. Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.03.2016.

E. M. Dorozhkin, O. V Tarasyuk, A. I. Lyzhin, L. S. Tabakov E-LEARNING AS A PART OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MASTER OF VOCATIONAL TRAINING COURSE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article raises the problem of organization of educational environment with the use of information technologies that improve the level of formation of professional competencies for working profession of the future trainers to meet the requirements of professional standard for the teacher of vacatioanal training, professional education and professional education as well professional standards for trades. It is proposed to use e-learning courses aimed at the formation of knowledge of modern industrial equipment and the specifics of its operation, which is a training program installed on any computer running under MS Windows family, and every (mobile app) installed on any mobile electronic device running the Android operating system (tablet PC, smartphone). The main feature of e-learning course is presentation of educational material in the new format, which becomes interactive, visualized and practice-oriented to a particular workplace and specific equipment.

Key words: educational environment, information technology, master of vocational training, training in working profession, e-learning, e-learning course.

References

1. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 no. 273-FZ (red. ot 30.12.2015) [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 no. 273-FZ (ed. from 12.30.2015)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 15.05.2016) (in Russian).

2. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu sobraniyu (03.12.2015) [Message from the President to the Federal Assembly (03.12.2015)]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (accessed 15.05.2016) (in Russian).

3. Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 no. 608h "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Labor of Russia from 08.09.2015 no. 608n "On approval of the professional standard" teacher of vocational training, vocational education and additional professional education"]. URL: http://www. base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186851 (accessed 15.05.2016) (in Russian).

4. Tarasyuk O. V., Fedulova K. A. Informatsionnaya kompetentsiya pedagogov professional'nogo obucheniya [Information competence of teachers of vocational training]. Sredneye professional'noye obrazovaniye - Secondary vocational education, 2010, no. 6, pp. 10-11 (in Russian).

5. Gubanova A. A., Kol'ga V. V. Didakticheskiye printsipy i osobennosti elektronnogo obucheniya [Didactic principles and features of e-learning]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of Science and Education, 2015, no. 3. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=17921 (accessed 15.03.2016) (in Russian).

6. Nurmukhamedov G. M. Elektronnye uchebnye kursy: potrebnosti obrazovaniya, proektirovaniye, razrabotka, problemy i perspektivy [E-learning courses: educational needs, design, development, problems and prospects]. Informatika i obrazovaniye - Computer Science and Education, 2012, no. 1, pp. 33-39 (in Russian).

7. Dremina M. A., Kopnov V. A., Lyzhin A. I. Podgotovka kadrov dlya raboty na vysokotekhnologichnom proizvodstve [Training to work in high-tech manufacturing]. Obrazovaniye i nauka - Education and Science, 2016, no. 1 (130), pp. 50-75 (in Russian).

8. Sysoev P. V. Obucheniye po individual'noy traektorii [Training on an individual path]. Yazyk i kul'tura - Language and culture, 2013, no. 4, pp. 121-131 (in Russian).

9. Navolochnaya U. V. Osobennosti kontrolya v elektronnom obuchenii [Features of control in e-learning]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psikhologiya - Sholokhov State University for the Humanitites Bulletin, 2014, no. 4, pp. 51-54 (in Russian).

10. Lyzhin I. A. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dly EVM. Programma (mobil'noye prilozheniye) dlya asinkhronnykh kommunikatsiy vobuchayushchikh sistemakh. Zayavitel' i pravoobladatel' FGAOU VO RGPPU (RU). No. 2015616158; zayav. 15.04.2015; opubl. 02.06.2015, Reestr programm dlya EVM [Certificate of state registration of the computer program. The program (mobile application) for asynchronous communication in training systems. Applicant and rights holder FGAOU IN RGPPU (RU). Number 2015616158; appl. 04.15.2015; publ. 06.02.2015. Register of Computer Programs]. (in Russian).

Dorozhkin E. M.

Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Mashinostroiteley, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.

E-mail: [email protected]

Tarasyuk O. V.

Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Mashinostroiteley, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.

E-mail: [email protected]

Lyzhin A. I.

Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Mashinostroiteley, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.

E-mail: [email protected]

Tabakov L. S.

Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Mashinostroiteley, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.