Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМНО-СЕТЕВОЙ СВОД УСЛОВИЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ / СЕТЕВОЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульяшин Николай Иванович, Ильина Наталья Николаевна

В статье предложены условия формирования и диагностики структурно-содержательной модели при подготовке будущих специалистов в области сварочного производства в системе профессионально-педагогического вуза кафедры. Авторами предложено объединить условия в системно-сетевой свод и представить в виде четырех направлений, связанных с формированием деятельностных компонентов: методикоинструментальный, производственно-проектный, дидактикотехнологический и оценочно-диагностический. Для формирования компонентов деятельности предложено применить структурно-содержательную модель подготовки с целью формирования компетенции по рабочей профессии в области сварочного производства. В статье рассмотрено понятие «сетевой контент», задачами которого становится формирование производственно-проектной деятельности по рабочей профессии через диалоговое единство и обмен мнениями всех участников диалога по средствам визуализированной коммуникации в области машиностроения, металлургии и сварочного производства. Формирование компетенции по рабочей профессии осуществляется с использованием практико-ориентированного подхода, представляющей собой ориентацию на выполнение деятельности максимально насыщенной учебно-производственными заданиями на базе специально организованных имитационных учебно-производственных площадок. Сделаны вывод о необходимости применения системно-сетевого свода условий для каждого компонента структурно-содержательной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульяшин Николай Иванович, Ильина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION AND DIAGNOSIS OF A MODEL OF TRAINING IN THE WORKING PROFESSION IN THE FIELD OF WELDING PRODUCTION IN THE SYSTEM OF A PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article proposes the conditions for the formation and diagnosis of a structural-content model in the training of future specialists in the field of welding production in the system of a professional and pedagogical university of the department. The authors propose to combine the conditions into a system-network code and present them in the form of four directions related to the formation of activity components: methodological and instrumental, production and design, didactic and technological, and evaluation and diagnostic. To form the components of the activity, it is proposed to apply a structural and content model of training in order to form the competence of the working profession in the field of welding production. The article deals with the concept of “network content”, the tasks of which are the formation of production and project activities in the working profession through the dialogue unity and the exchange of views of all participants of the dialogue on the means of visualized communication in the field of mechanical engineering, metallurgy, etc.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Условия формирования и диагностики модели подготовки по рабочей профессии в области сварочного производства в системе профессионально-педагогического вуза

Ульяшин Николай Иванович,

кандидат технических наук, доцент, кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: ulyashin57@mail.ru

Ильина Наталья Николаевна,

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: nataly_ul@mail.ru

В статье предложены условия формирования и диагностики структурно-содержательной модели при подготовке будущих специалистов в области сварочного производства в системе профессионально-педагогического вуза кафедры. Авторами предложено объединить условия в системно-сетевой свод и представить в виде четырех направлений, связанных с формированием деятельностных компонентов: методико-инструментальный, производственно-проектный, дидактико-технологический и оценочно-диагностический. Для формирования компонентов деятельности предложено применить структурно-содержательную модель подготовки с целью формирования компетенции по рабочей профессии в области сварочного производства. В статье рассмотрено понятие «сетевой контент», задачами которого становится формирование производственно-проектной деятельности по рабочей профессии через диалоговое единство и обмен мнениями всех участников диалога по средствам визуализированной коммуникации в области машиностроения, металлургии и сварочного производства. Формирование компетенции по рабочей профессии осуществляется с использованием практико-ориентированного подхода, представляющей собой ориентацию на выполнение деятельности максимально насыщенной учебно-производственными заданиями на базе специально организованных имитационных учебно-производственных площадок. Сделаны вывод о необходимости применения системно-сетевого свода условий для каждого компонента структурно-содержательной модели.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, структурно-содержательная модель, системно-сетевой свод условий, компетенция по рабочей профессии, сетевой контент.

о с

U

см о см

03

В системе подготовки профессионально-педагогических кадров одним из приоритетных направлений становится подготовка по рабочей профессии. Ведущие направления модернизации профессионального образования определили необходимость интегративной организации процесса такого вида подготовки специалиста нового типа в современных условиях. Специалист нового типа отвечает всем требованиям социально-экономического развития государства, а также обладает рядом психолого-педагогических установок, необходимых для формирования компетенции, связанных с будущей профессионально-образовательной деятельностью.

Формирование компетенциипорабочей профессии в области сварочного производства возможно в специально организованной профессионально-педагогической среде вуза, максимально насыщенной учебно-производственными условиями ее реализации с целью организовать не только развитие профессиональных качеств, но и приобщить субъектов образовательного процесса к профессионально-педагогическому взаимодействию (коммуникациям). Педагогическая коммуникация всех участников - одно из главных педагогических условий подготовки, выступает в качестве действующего фактора диалогического взаимодействия в реальных производственных условиях. Особенности профессионально-педагогической среды вуза обусловлены уровнем формирования компетенции по рабочей профессии с одной стороны и содержательно-целевой направленностью программы, направленной на межличностные ориентиры с другой.

Межличностное взаимодействие образовательной среды может быть представлено в следующих аспектах: как интеграция профессионально-педагогических и производственно-технологичес-кихкомпонентовсистемы«практико-ориентирован-ная среда - педагог (мастер) - студент»; как соподчинённое преобразование структурных компонентов в ходе взаимодействия всех компонентов системы через педагогические условия.

В результате анализа литературы по проблемам организации диалогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Н.И. Думченко, Г.Н. Жуков, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко, Г.М. Ро-манцев, В.А. Скакун, А.Г. Соколов, В.А Федоров, С.А. Шапоринский и др.) была определена необходимость рассмотрения процесса формирования компетенции по рабочей профессии масте-

ра производственного обучения через функции, условия и звенья модели [1; 3; 4; 6; 9]. В нашем случае основой подготовки по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе становится структурно-содержательная модель, представляющая собой многокомпонентную систему.

Структурно-содержательная модель подготовки представляет собой свод организационно-педагогических мероприятий, направленных на организацию педагогического процесса по формированию компетенций по рабочей профессии где механизмом реализации модели становится комплекс условий по внедрению каждого отдельного компонента [11]. Н.И. Макиенко дает следующее определение педагогического процесса: «Педагогический процесс - целенаправленное, всестороннее формирование личности учащегося, его духовное и физическое развитие в условиях учебно-производственной, общественной деятельности с целью подготовки квалифицированного рабочего. Это организованный учебно-воспитательный процесс, учебно-воспитательная деятельность педагогов, воспитателей и учащихся» [6].

Таким образом, взаимосвязь компонентов модели в педагогическом процессе обусловлена рядом мероприятий, на основе которых происходит формирование всех компонентов деятельности, в том числе и по рабочей профессии реализация которых возможна через условия.

Педагогические условия - совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [10]. Под педагогическими условиями формирования компетенции по рабочей профессии в системе профессионально-педагогического вуза мы понимаем определенное состояние субъект-субъектных отношений, возникающих в результате интерактивной деятельности студентов, способствующее качественному изменению учебно-производственной среды на основе внедрения и использования инновационных образовательных технологий.

В нашем исследовании условия относятся к методологическому компоненту структурно-содержательной модели, образуя единое взаимодействие в виде системно-сетевой свода, детерминируя место и наличие всех элементов модели и их взаимосвязь. Так, например, в представленной структурно-содержательной модели нами уточнен каждый из компонентов (методологический, содержательно-целевой, методико-инструментальный, проектно-технологический, дидактико-технологический, диагностический) с учетом рассмотренных условий. В своем исследовании мы опираемся на комплекс педагогических условий (системно-сетевой свод) формирования компетенции по рабочей профессии будущего педагога профессионального обучения на основе внедрения инновационных образовательных технологий, реализующихся в совокупности.

Системно-сетевой свод условий подготовки по рабочей профессии базируется на социально-научной концепции где предполагается исследование вопросов о системном подходе. Системный подход принадлежит к тем направлениям научного познания, в котором не так просто провести грани между теорией и методологией, с одной стороны, и областью приложения - с другой. [2; 8] Таким образом, в нашем исследовании мы предполагаем свод условий представить в виде отраслевой направленности, связанной с подготовкой по профессии и перевести в область практического знания используя практико-ориентированный подход [5]. Практико-ориентированный подход определяет сущность подготовки специалиста в системе профессионально-педагогического вуза основываясь на понятиях о системе и системной подготовке профессионально-педагогического вуза, где не маловажным фактором становится реализация видов профессиональной деятельности. К видам профессиональной деятельности по рабочей профессии мы относим: методико-инструментальную, производственно-проектную, дидактико-техноло-гическую и оценочно-диагностическую.

Системно-сетевой свод условий на основе структурно-содержательной модели подготовки по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе может быть представлен рядом положений.

Первое условие определяется непосредственной взаимосвязью подготовки и сетевым контентом практико-ориентированной образовательной среды через производственно-проектную деятельность в области сварочного производства. Сетевое взаимодействие становится одним из приоритетных направлений в подготовке современного специалиста за счет организации единого пространства, направленного на освоение отрасли в области сварочного производства с учетом различных аспектов. Данное условие моделирует проектно-технологический компонент и формирует возможность использовать дифференцированные учебно-производственные площадки для подготовки по рабочей профессии (площадки предприятий, мастерские производств, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства).

Сетевой контент направлен на концентрацию организационно-педагогических ресурсов с целью осуществления адресной подготовки по формированию содержательно-целевых когнитивных компонентов. Опираясь на самоактуализацию полученных знаний субъекты образовательного процесса организуют взаимообмен контентами через диалоговое взаимодействие используя формы и методы сетевых платформ с партнерами (форум, пресс-конференция, телемост, веб-трансляция, видеонаблюдение, видеоконференция). Основными задачами сетевого контента становится формирование производственно-проектной деятельности по рабочей профессии через диалоговое единство и обмен мнениями всех участников диалога по средствам визуализированной комму-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

никации в области машиностроения, металлургии и сварочного производства.

В нашем исследовании сетевым контентом становится взаимосвязь учебно-производственных мастерских кафедры «Инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии» с системой среднего профессионального образования (СПО) и производственной площадками различных предприятий, например, ООО «Уральские локомотивы» в рамках которых организованы условия подготовки по рабочей профессии. Выполнить данное условие позволит производственно-технологический инструментарий в виде проектных кейсов, выполнение которых возможно в ходе прохождения технологических практик.

Второе условие характеризует взаимосвязь компонентов образовательной среды, представленную через методико-инструментальную деятельность всех субъектов образовательного процесса в условиях профессионально-педагогического вуза с использованием современных педагогических технологий и дидактических систем. Для условия характерно применение различных инновационных технологий, внедрение которых позволит приблизить к эффективному формированию компетенции по рабочей профессии по видам деятельности (или ее компонентов). К приоритетному инструментарию педагогических технологий для формирования данного компонента деятельности могут стать тренировочные кейсы, web-квесты, скилс-бук, имитационные кластеры [7].

Моделируя задания для формирования компонентов методико-инструментальных видов деятельности необходимо учесть их разноуровневый характер направленности. Так, например, для выбора инновационной педагогической технологии, являющейся механизмом реализации любого компонента модели, необходимо учесть уровни формирования компетенции по рабочей профессии (базовый, средний, высокий) и степень сложности инструментария. На наш взгляд, выбор инновационных технологий должен оправдывать организационно-методического инструментарий в связи с высокой стоимостью материально-технического оснащения в области сварочного производства. Обновление содержательного наполнения учебного материала с использованием современных технологий должно учитывать экономические возможности их реализации с точки зрения техники, технологии, сырья и материалов, а также техники безопасности.

К третьему условию мы относим процесс моделирования системы образования как нелинейного многомерного взаимодействие с целью реализации индивидуальной траектории об-5 учения, максимально насыщенной дидактико-§ технологическим инструментарием в виде ^ учебно-производственных задач в области сва-° рочного производства. Под понятием «дидактико-ав технологический инструментарий» мы понимаем

полное оснащение учебно-производственной базы образовательной организации, направленной на формирование компетенции по рабочей профессии. Данное условие определяет направление индивида задавая вектор его профессиональной самореализации с точки зрения продуктивного формирования дидактико-технологического навыка (как вида деятельности) компетенции в отрасли сварочное производство. Представленное условие характеризуется рядом учебно-производственных заданий в виде модулей. Задания модуля должны определить готовность субъекта образовательного процесса к разработке таких дидактических элементов как разработка: план-сценария учебно-производственного урока, практико-ориентированное профориентационное мероприятия, инструкционно-технологических карт, организационно-методического сопровождения сетевых форм учебных занятий и т.д. Задания модуля сопровождаются приобретением навыков работы с нормативно-технологической документацией, например: 1) подобрать нормативно-правовые документы, определяющие содержание профессиональной деятельности по рабочей профессии; 2) спроектировать план (сценарий) профориента-ционного мероприятия, включающего в себя: тему мероприятия; цели и задачи мероприятия; адресность мероприятия (краткая характеристика целевой аудитории); методы: словесно-диалогические, демонстрационные, лабораторно-практические; имитационные, интерактивные; формы организации деятельности (индивидуальные; бригадно-звеньевые; фронтально-групповые); структуру, ход и содержание мероприятия; планируемый результат; перечень необходимого материально-технического оснащения; 3) подготовить презентацию с использованием мультимедийных технологий.

Четвертое условие основано на межличностном взаимодействии субъектов образования организовано с целью обмена ценностями, информацией, мыслями как источниками личностного и профессионального саморазвития, самооценки, самодиагностики и саморефлексии. Данное условие формирует систему ценностей, проводя диагностику и оценку сформированных дескрипторов компетенции. Оценочно-диагностический вид деятельности наиболее важен в формировании целостного образа будущего специалиста, готового к осуществлению своих профессиональных функций. Процесс оценки результативности данного вида деятельности определен через моделирование педагогической ситуации, которые возможны в профессии и которые подлежат незамедлительному разрешению. Умение предложить свой вариант ее решения вопросов и противоречий производственно-технологического или личностного характера становится показателем ответственности современного специалиста. Имитационные учебно-производственные ситуации и проблемные элементы программы подготовки в полной мере побуждают к формированию инте-

реса к будущей профессиональной деятельности, а возможность оценить действия других участников (в том числе и применяя технологии сетевого взаимодействия) диагностируют уровень сформированной компетенции.

Таким образом, использование инновационных образовательных технологий сетевого взаимодействия становятся катализатором модели (ее компонентного состава) образуя их взаимосвязь. А предложенный системно-сетевой свод условий обновляет содержательно и методологически каждый компонент структурно-содержательной модели, определяя ее направленность в подготовке рабочей профессии с точки зрения практико-ориентированного подхода в области сварочного производства.

Литература

1. Батышев С. Я., Романцев Г.М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батыше-ва. М.: Изд-во Ассоциация «Профессиональное образование». 1997. - 512 с.

2. Блауберг И. В., Юдин Г.Ю. Становление и сущность системного подхода / под ред. В.В. Барсукова. М.: Изд-во Наука. 1973. - 257 с.

3. Жуков Г.Н. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: Теоретико-методологический аспект: монография / Г.Н. Жуков, Е.М. Дорожкин, П.Ф. Кубрушко. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 227 с.

4. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 142 с.

5. Ильина Н.Н. Организация процесса подготовки транспрофессионала в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода / Н.Н. Ильина, И.В. Осипова, Н.И. Ульяшин // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 120-133.

6. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования: Метод. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1983. - 344 с.

7. Осипова И.В. Инновационные методы обучения при подготовке бакалавров с использованием «Электронных кейсов» / И.В. Осипова, Н.Н. Богряшова, Н.И. Голышев // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 17-20.

8. Осипова И.В. Современные условия транспрофессиональной подготовки специалиста на основе системно-деятельностного, кластерного подходов в профессионально-педагогическом вузе / И.В. Осипова, Н.Н. Ильина Н.Н., Н.И. Ульяшин // Современное педагогическое образование. 2021.№ 2. С. 104-107.

9. Романцев Г. М., Федоров В.А. и др. Уровне-вое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. - 545.

10. Ульяшина Н.Н. Формирование компетенции по рабочей профессии студентов профессионально-педагогического вуза / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2010. - 400 с.

11. Ульяшина Н.Н. Формирование инновационно-технологическогокомпонентаорганизационно-технологической деятельности бакалавра профессионального обучения / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. С. 130-139.

CONDITIONS FOR THE FORMATION AND DIAGNOSIS OF A MODEL OF TRAINING IN THE WORKING PROFESSION IN THE FIELD OF WELDING PRODUCTION IN THE SYSTEM OF A PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Ulyashin N.I., Ilina N.N.

Federal State Autonomous educational institution of the Russian state vocational pedagogical University

The article proposes the conditions for the formation and diagnosis of a structural-content model in the training of future specialists in the field of welding production in the system of a professional and pedagogical university of the department. The authors propose to combine the conditions into a system-network code and present them in the form of four directions related to the formation of activity components: methodological and instrumental, production and design, didactic and technological, and evaluation and diagnostic. To form the components of the activity, it is proposed to apply a structural and content model of training in order to form the competence of the working profession in the field of welding production. The article deals with the concept of "network content", the tasks of which are the formation of production and project activities in the working profession through the dialogue unity and the exchange of views of all participants of the dialogue on the means of visualized communication in the field of mechanical engineering, metallurgy, etc.

Keywords: Practice-oriented approach, structural-content model, system-network set of conditions, competence in the working profession, network content.

References

1. Batyshev S. Ya., Romantsev G.M. Professional pedagogy: a textbook for students studying in pedagogical specialties and directions / ed. by S. Ya. Batyshev. M.: Publishing house of the Association "Professional Education". 1997-512 p.

2. Blauberg I. V., Yudin G. Yu. Formation and essence of the system approach / ed. by V.V. Barsukov. 1973-257 p.

3. Zhukov G.N. Formation of students ' readiness for professional and pedagogical activity of the master of industrial training: Theoretical and methodological aspect: monograph / G.N. Zhukov, E.M. Dorozhkin, P.F. Kubrushko. Yekaterinburg: Publishing house of the Russian state prof.-ped. un-ta, 2019. 227 p.

4. Zeer E.F. Transprofessionalism of subjects of social and professional activity / ed. by E.F. Zeer. - Yekaterinburg: Publishing house of the Russian state prof.-ped. un-ta, 2019. - 142 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

5. Ilyina N. N., Osipova I.V., Ulyashin N.I. Organization of the process of training a transprofessional in the field of welding production on the basis of a practice-oriented approach // Vestnik Yuzhno-Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2020. No. 6 (159). pp. 120-133.

6. Makiyenko N.I. Pedagogical process in vocational schools: Method. Manual. - M.: Higher. School, 1983-344 p.

7. Osipova I.V. Innovative methods of teaching in the preparation of bachelors using "Electronic cases" / I.V. Osipova, N.N. Bogryashova, N.I. Golyshev // Higher education today. 2016. No. 8. pp. 17-20.

8. Osipova I.V. Modern conditions of transprofessional training of a specialist on the basis of system-activity, cluster approaches in a professional pedagogical university / I.V. Osipova, N.N. Ilyina N.N., N.I. Ulyashin // Modern pedagogical education. 2021. No. 2. pp. 104-107.

9. Romantsev G. M., Fedorov V.A., et al. Level professional and pedagogical education: theoretical and methodological foundations of standardization. Yekaterinburg: Publishing house of the Russian state prof.-ped. un-t, 2011. - 545.

10. Ulyashina N.N. Formation of competence in the working profession of students of a vocational pedagogical university / dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences // Russian State Vocational Pedagogical University. Yekaterinburg, 2010 - - 400 p.

11. Ulyashina N.N. Formation of the innovative and technological component of the organizational and technological activity of the bachelor of professional training / N.N. Ulyashina, N.I. Ul-yashin // Collection of scientific papers of the VIII International scientific and practical conference "Spiritual and moral values and professional competencies of working and learning youth". Yekaterinburg: Publishing house of the Russian state prof.-ped. un-t, 2014. pp. 130-139.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.