Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога профессионального обучения на основе практико-ориентированного компонента деятельности'

Подготовка будущего педагога профессионального обучения на основе практико-ориентированного компонента деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА / PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL COMPONENT OF THE ACTIVITY / MODELING / TRAINING AND PRODUCTION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Н.Н., Ульяшин Н.И.

В статье авторами рассматривается возможность формирования производственно-технологического компонента деятельности в профессионально-педагогическом вузе в рамках моделирования учебно-производственной среды.In the article, the authors consider the possibility of forming the production and technological component of activity in a professional pedagogical university in the framework of modeling the educational and production environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Н.Н., Ульяшин Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога профессионального обучения на основе практико-ориентированного компонента деятельности»

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КОМПОНЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ильина Н.Н.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Кандидат педагогических наук, доцент (доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии)

Ульяшин Н.И.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Кандидат технических наук, доцент (доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии)

PREPARATION OF A FUTURE VOCATIONAL EDUCATION TEACHER BASED ON A PRACTICE-

ORIENTED COMPONENT OF ACTIVITY

Ilina N.

Russian state vocational pedagogical university, Ekaterinburg Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Assistant Professor, Department of Engineering and Vocational Training in Mechanical Engineering and Metallurgy)

Ulyashin N.

Candidate of technical sciences, associate professor (associate professor of engineering and

vocational training in mechanical engineering and metallurgy)

Аннотация

В статье авторами рассматривается возможность формирования производственно-технологического компонента деятельности в профессионально-педагогическом вузе в рамках моделирования учебно-производственной среды. Abstract

In the article, the authors consider the possibility of forming the production and technological component of activity in a professional pedagogical university in the framework of modeling the educational and production environment.

Ключевые слова: производственно-технологический компонент деятельности; моделирование; учебно-производственная среда.

Keywords: production and technological component of the activity; modeling; training and production environment.

Результаты анализа теории и практики профессионально-педагогического образования, а также компетентностно-ориентированного процесса обучения позволили сформировать теоретико-методологические предпосылки к моделированию процесса подготовки педагога профессионального обучения.

Моделирование процесса подготовки педагога в профессионально-педагогическом вузе неразрывно связанно с производственно-технологической составляющей, как формирующего компонента деятельности. Производственно-технологический компонент деятельности формируется в условиях профессионально-педагогической среды, определяющей необходимость моделирования процесса подготовки современных специалистов (педагога профессионального обучения).

Необходимость использования метода моделирования в настоящем исследовании потребовала рассмотрения понятий модели и моделирования.

Термин «модель» происходит от латинского «modulus» и означает образец, норма, мера. Обобщая различные определения понятий, можно выделить в них следующие общие представления о мо-

дели: модель представляет собой средство познания; модель отражает существенные стороны оригинала, то есть объекта, явления реальной действительности; модели охватывают только те свойства оригинала, которые значимы в данной ситуации и которые являются объектом исследования. Это говорит о целенаправленности модели [5, 6].

Объектом нашего исследования является процесс подготовки педагога профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента деятельности. В философской литературе понятие «процесс» означает закономерную, непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития. Для того, чтобы осуществлять развитие на каждом этапе должны преодолеваться противоречия, так как именно противоречия являются источником развития в диалектическом его понимании.

В структуре педагогического процесса обычно выделяются противоречия, этапы, условия и средства взаимодействия участников процесса, а также достигаемые результаты. Основное противоречие процесса подготовки педагогов профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента деятельности. Все изменения,

происходящие в процессе подготовки связаны с преодолением противоречия, заключающегося в несоответствии уровня подготовленности студентов, к требованиям будущей профессионально-педагогической деятельности. Это основное противоречие пронизывает весь процесс подготовки. Однако в процессе его разрешения возникает ряд других противоречий, обусловленных: разной направленностью процесса производственно-технологического компонента подготовки и профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения; различным характером активности студента в процессе подготовки и выпускника в реальной профессионально-педагогической деятельности; несоответствием технологий, методов и средств подготовки и деятельности педагога профессионального обучения на современном этапе. Противоречие, связанное с реальной направленностью процесса подготовки и деятельности обусловлено различиями между учебной и профессиональной задачей.

Моделирование процесса подготовки педагогов профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента деятельности связано с реализацией профессиональной направленности обучения, требующей содержательного овладения способами профессионально-педагогической деятельности в части производственно-технологического компонента в условиях учебно-производственной среды. При этом содержание производственно-технологического компонента должно быть поэтапно направлено на реализацию следующих требований: 1) содержание обучения должно быть ориентировано на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; 2) содержание обучения должно предусматривать формирование способов действия, характерных для профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения; 3) на последних этапах обучения содержание производственно-технологического компонента может включать выполнение студентами ряда технологических работ педагога профессионального обучения (доступных в условиях обучения в вузе) [2, 3].

Процесс подготовки педагога профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента деятельности: овладение операциями деятельности; ознакомления и формирования способа действия; активного овладения способом действия и ознакомления с отдельными видами работ производственно-технологического характера; активного изучения деятельности и овладения производственно-технологическими работами в условиях учебно-производственных мастерских.

Успешность реализации способа действия зависит полностью от субъекта деятельности - педагога профессионального обучения. При этом должны быть выполнены следующие организационно-педагогические условия. Обучение способу действия должно быть целенаправленным и поэтапным. Необходимо сначала обучать элементам

процесса формирования способа действия, затем комбинировать эти элементы и в дальнейшем включать студентов в практическую реализацию способа действия, что позволит сформировать профессиональные компетенции на качественно новом уровне.

Обучение должно быть основано на активности студента. Умение определять способ действия связано с развитостью профессионального мышления педагога профессионального обучения. Его можно развивать на основе активной деятельности студента, имитирующей состояние профессионального либо инженерного мышления. В нашей модели при оценке результатов подготовки педагогов профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента деятельности выделяются уровни. В основе уровней лежат этапы овладения студентами производственно-технологического компонента деятельности педагога профессионального обучения [1, 4]. На каждом уровне определены критерии, по которым можно оценивать готовность к реализации производственно-технологических функций будущей профессионально-педагогической деятельности. Но в то же время мы вводим обобщенные показатели, характеризующие профессионально-педагогическую подготовленность выпускника.

Модель подготовки педагога профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента деятельности по своей сущности отражает образовательный процесс, максимально насыщенный учебно-производственными ситуациями. Но в ней учтены содержательные, функциональные, логические характеристики, присущие именно производственно-технологическому компоненту профессионально-педагогической деятельности будущего педагога.

Список литературы

1. Карагужов П.М. Организация подготовки учащихся среднего профессионального образования в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода / П.М. Карагужов, Н.И. Ульяшин / Техническое регулирование в едином экономическом пространстве. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2017. С. 197-200.

2. Ульяшин Н.И. Интерактивные методы подготовки рабочих в условиях практико-ориентиро-ванного обучения / Н.И. Ульяшин, О.А. Скутин, Н.Н. Ильина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании материалы 24-й Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2019. С. 540-542.

3. Ульяшин Н.И. Подготовка бакалавров профессионально- педагогического образования в условиях практико-ориентированного подхода / Н.Н. Богряшова, Н.И. Ульяшин // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2017. С. 167-172.

4. Ульяшина Н.Н. Проблемы формирования производственно-технологического компонента

профессионально-педагогической деятельности при подготовке бакалавров профессионального обучения / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Материалы II Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Екатеринбург. РГППУ. 2014. С. 220-226.

5. Ульяшина Н.Н. Формирование инновационно-технологического компонента организационно-технологической деятельности бакалавра профессионального обучения / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Материалы VIII Международной

научно-практической конференции Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи сборник научных трудов. Первоуральск. РГППУ. 2014. С. 130139.

6. Ульяшина Н.Н. Особенности формирования содержательно-целевого компонента при подготовке бакалавров профессионального образования / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве Сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург. РГППУ. 2015. С. 216-221.

ПОДКАСТИНГ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА

ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ

Карчава О.В.

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, старший преподаватель Кафедры технического иностранного языка

PODCASTING AS MEANS OF SIMULATING INTERACTIVE COMMUNICATIVE SITUATION IN TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE AT THE AVANCED LEARNING LEVEL

Karchava O.

Siberian state university of science and technology named after academician M.F. Reshetnev, senior teacher of the Technical foreign language department

Аннотация

Статья посвящена моделированию интерактивной коммуникации посредством подкастинга при обучении иностранному языку студентов продвинутого уровня. Утверждается, что использование подкастов на занятии по английскому языку способствует реализации принципов интерактивности, аутентичности и активного обучения.

Abstract

The article discusses the problem of simulating interactive communication in teaching foreign languages to advanced students. It is stated that podcasting can help teachers organize learning process in accordance with the principles of interactivity, students' autonomy and use of authentic materials.

Ключевые слова: подкастинг, коммуникативная ситуация, интерактивность, слуховое восприятие, навыки говорения.

Keywords: podcasting, communicative situation, interaction, listening comprehension, speaking skills.

Стремительное развитие Интернета в XXI веке открывает новые перспективы для изучения иностранного языка. Они связанны с возможностью созидать и желанием продемонстрировать собственную продукцию на изучаемом иностранном языке, поместив ее в сети Интернет. Это обуславливает огромную популярность интерактивных приложений и подкастов. Успех в обучении посредством коммуникации в интернете доказан многими исследованиями и опросами, которые подтверждают не только повышение уровня владения языком или развитие межкультурной компетенции учащихся, но и рост мотивации учащегося, как только результаты его труда публикуются в интернете для широкого круга пользователей.

В настоящее время приоритет в обучении иностранным языкам отдается коммуникативности, аутентичности общения, изучению языка в куль-

турном контексте, автономности и интерактивности обучения. Использование интернет-технологий в обучении иностранному языку не только помогает формировать навыки разговорной речи, но и обучать лексике и грамматике. Всё более актуальным и важным становится применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку как основного пути развития самостоятельной познавательной деятельности студентов. Здесь играют роль не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, связанный, прежде всего, с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования.

Цель данной статьи - осветить вопросы интеграции подкастинга в процесс обучения английскому языку на продвинутом этапе, рассмотрев его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.