Научная статья на тему 'Подкастинг как средство моделирования интерактивной коммуникативной ситуации при обучении иностранному языку на продвинутом этапе'

Подкастинг как средство моделирования интерактивной коммуникативной ситуации при обучении иностранному языку на продвинутом этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПОДКАСТИНГ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ / PODCASTING / COMMUNICATIVE SITUATION / INTERACTION / LISTENING COMPREHENSION / SPEAKING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карчава О.В.

Статья посвящена моделированию интерактивной коммуникации посредством подкастинга при обучении иностранному языку студентов продвинутого уровня. Утверждается, что использование подкастов на занятии по английскому языку способствует реализации принципов интерактивности, аутентичности и активного обучения.The article discusses the problem of simulating interactive communication in teaching foreign languages to advanced students. It is stated that podcasting can help teachers organize learning process in accordance with the principles of interactivity, students' autonomy and use of authentic materials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подкастинг как средство моделирования интерактивной коммуникативной ситуации при обучении иностранному языку на продвинутом этапе»

профессионально-педагогической деятельности при подготовке бакалавров профессионального обучения / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Материалы II Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Екатеринбург. РГППУ. 2014. С. 220-226.

5. Ульяшина Н.Н. Формирование инновационно-технологического компонента организационно-технологической деятельности бакалавра профессионального обучения / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Материалы VIII Международной

научно-практической конференции Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи сборник научных трудов. Первоуральск. РГППУ. 2014. С. 130139.

6. Ульяшина Н.Н. Особенности формирования содержательно-целевого компонента при подготовке бакалавров профессионального образования / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве Сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург. РГППУ. 2015. С. 216-221.

ПОДКАСТИНГ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА

ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ

Карчава О.В.

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, старший преподаватель Кафедры технического иностранного языка

PODCASTING AS MEANS OF SIMULATING INTERACTIVE COMMUNICATIVE SITUATION IN TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE AT THE AVANCED LEARNING LEVEL

Karchava O.

Siberian state university of science and technology named after academician M.F. Reshetnev, senior teacher of the Technical foreign language department

Аннотация

Статья посвящена моделированию интерактивной коммуникации посредством подкастинга при обучении иностранному языку студентов продвинутого уровня. Утверждается, что использование подкастов на занятии по английскому языку способствует реализации принципов интерактивности, аутентичности и активного обучения.

Abstract

The article discusses the problem of simulating interactive communication in teaching foreign languages to advanced students. It is stated that podcasting can help teachers organize learning process in accordance with the principles of interactivity, students' autonomy and use of authentic materials.

Ключевые слова: подкастинг, коммуникативная ситуация, интерактивность, слуховое восприятие, навыки говорения.

Keywords: podcasting, communicative situation, interaction, listening comprehension, speaking skills.

Стремительное развитие Интернета в XXI веке открывает новые перспективы для изучения иностранного языка. Они связанны с возможностью созидать и желанием продемонстрировать собственную продукцию на изучаемом иностранном языке, поместив ее в сети Интернет. Это обуславливает огромную популярность интерактивных приложений и подкастов. Успех в обучении посредством коммуникации в интернете доказан многими исследованиями и опросами, которые подтверждают не только повышение уровня владения языком или развитие межкультурной компетенции учащихся, но и рост мотивации учащегося, как только результаты его труда публикуются в интернете для широкого круга пользователей.

В настоящее время приоритет в обучении иностранным языкам отдается коммуникативности, аутентичности общения, изучению языка в куль-

турном контексте, автономности и интерактивности обучения. Использование интернет-технологий в обучении иностранному языку не только помогает формировать навыки разговорной речи, но и обучать лексике и грамматике. Всё более актуальным и важным становится применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку как основного пути развития самостоятельной познавательной деятельности студентов. Здесь играют роль не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, связанный, прежде всего, с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования.

Цель данной статьи - осветить вопросы интеграции подкастинга в процесс обучения английскому языку на продвинутом этапе, рассмотрев его

образовательный потенциал в аспекте основных идей и принципов концепции коммуникативности.

Особенность обучения на продвинутом этапе обучения заключается в том, что к этому рубежу студенты приходят уже со значительным запасом слов, с общим представлением о структуре языка, с определёнными навыками устной речи и хорошо/удовлетворительно поставленным произношением и интонацией. Обучающиеся могут свободно вести ситуативные диалоги бытового характера, беседуют по пройденному тексту в вопросно-ответной форме. Зачастую именно на этом этапе появляется так называемое «чувство языка». Оно возникает благодаря опыту длительного его использования.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием современных технологий, является создание взаимодействия на уроке, что является частью понятия интерактивность. Согласно определению Р.П. Мильруда интерактивность - это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Таким образом, интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на занятии, отличаясь при этом от принципа коммуникативности наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы. В широком смысле термин «интерактивность» предполагает один из главных принципов обучения. Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. Признавая интерактивный подход перспективным направлением в современной дидактике, исследователи отводят данному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса роль фактора, повышающего эффективность обучения общению на иностранном языке.

В аспекте функциональных особенностей современной развитой инфраструктуры сети Интернет «интерактивность» можно рассматривать как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, образцы поведения партнеров. Среди средств интерактивной коммуникации в сети Интернет выделяют средства синхронной коммуникации (средства, позволяющие общаться в режиме реального времени) и средства асинхронной коммуникации (средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени). К последним, наряду с голосовой почтой и голосовым форумом, относятся аудиоблоги и подкасты.

Подкастами называют аудиоблоги или передачи, выкладываемые в сети в виде выпусков, которые можно легко скачать на МР3-плеер и слушать в любое удобное для пользователя время. Это отдельные файлы либо регулярно обновляемая серия файлов, которая публикуется по одному адресу в сети Интернет. Слово подкаст (podcast) происходит

от слов iPod (mp3-плэйер фирмы Apple) и broadcast (повсеместное широкоформатное вещание). Таким образом, термин «подкастинг» (podcasting) приобрел такое значение как «способ распространения звуковой или видеоинформации в Интернете». Подкастинг- это одновременное производство и предложение подкастов или видеокастов. Это удобная альтернатива радио и телевидению, поскольку он не требует лицензирования частоты и круглосуточно доступен любому слушателю. На сегодняшний день свои подкасты предлагают радио и телекомпании, печатные СМИ и международные языковые школы. Таким образом, подкасты являются продуктом слияния радио и Интернета, что открывает большие возможности для всех желающих слушать речь на иностранном языке и совершенствовать свои речевые навыки.

Дидактический потенциал подкастинга базируется на технических и дидактических характеристиках этой технологии:

Аутентичность. Подкасты могут заметно обогатить занятие по языку, т.к. они в большинстве своем представляют аутентичный материал, предназначенный для прослушивания на продвинутом этапе изучения языка. Большинство подкастов включают в себя сопроводительные тексты, примечаниями об уровне сложности и рекомендациями, а также заданиями к предлагаемому отрывку и могут использоваться на разных этапах изучения иностранного языка. Не раз замечено, что когда учащимся дается возможность оказываться в аутентичной ситуации, процесс изучения иностранного языка становится особенно увлекательным, мотивированным и эффективным.

Актуальность. Система подкастинга позволяет пользователям регулярно пополнять свой архив новыми аудио- и видеоматериалами из Интернета. Подписавшись на получение подкастов, мы каждый день можем иметь на своем компьютере аудио-и видеофайлы с информацией об актуальных событиях в различных сферах жизни, которые могут быть использованы на занятии иностранного языка или вне его.

Компетентность в области медиа. Технические условия использования подкастинга очень просты, нужно лишь скачать необходимый файл в формате MP3 на компьютер или другой медиа-носитель. Такое умение становится залогом огромного мотива-ционного потенциала: как только мы даем обучаемым понять их техническую подкованность и совместно с ними исследуем новое средство обучения, привлекательность средства и умение обращаться с техническими новинками сами по себе становятся мотивирующими к самостоятельной или групповой работе.

Автономность. Являясь одним из основных преимуществ интернета как обучающей платформы, автономность позволяет действовать в соответствии с потребностями в учебе, с темпами обучения и уровнем обученности. Это особенно актуально на продвинутом этапе обучения языку. Если учащиеся сами могут определять условия сво-

его обучения в аспекте принципов автономного образования, такая среда как фактор успешности обучения не только достойно конкурирует, но и превосходит традиционное коммуникативное занятие.

Многоканальное восприятие. Сервис подка-стов часто предлагает учебные материалы, которые строятся на комбинации звукового ряда, фото- или видео-картинки, а также текстовых материалов. Это дает возможность использовать на одном занятии многоканальные учебные материалы, т.е. одновременно задействовать разные органы восприятия, что колоссально расширяет рецептивные возможности учащихся, становится ключом к пониманию иноязычной информации, и как следствие, стимулом к устному или письменному высказыванию по теме.

Мобильность используемого технического средства (МР3-плеера) позволяет обращаться к материалам подкаста в любое время и в любом месте, в этом случае принято говорить о расширении среды обучения. Доступ к такому средству, как подкаст, за пределами учебных занятий дает шанс учиться в свободное время и возможность работать в соответствии с персональными рецептивными навыками, адаптировать понимание сложного аудио-отрывка к индивидуальным особенностям восприятия информации. Это позволяет освободить аудирование от нимба неприятного обязательства или задания повышенной сложности и может служить мотивацией к дополнительной самостоятельной самоподготовки студентов продвинутого уровня.

Многофункциональность. Система подка-стинга является многофункциональной, с ее помощью при обучении иностранным языкам можно развивать несколько видов речевой деятельности: по сравнению с классическим аудированием совершенствование навыков устной и письменной речи проходит более качественно, кроме того, под-касты дают представление о многообразии самого языка и культуры стран изучаемого языка.

Продуктивность. Использование воспроизведенных материалов - это одна сторона работы с подкастами на занятии иностранного языка, другая же, не менее интересная, - создание и дальнейшее распространение собственных подкастов. Подка-стинг является сильным импульсом для работы в аспекте деятельностного подхода. Создавая и опубликовывая в сети аудио- или видеоматериалы, учащиеся работают с перспективной информационной технологией в реальной ситуации.

Интерактивность. На современном этапе развития интернета интерактивность представляется главной идеей концепции Веб 2.0, согласно которой важным является не только потребление, т.е. исключительное прослушивание, прочитывание или просматривание информации, но и активное взаимодействие между людьми. Интеграция подка-стинга в обучение иностранному языку с его возможностями кооперативного взаимодействия как нельзя лучше способствует интерактивности учебного процесса.

Опираясь на вышеприведенные определения и характеристики, раскроем дидактический потенциал подкастинга в системе обучения английскому языку на продвинутом уровне.

Преподаватели иностранного языка, использующие аудиоблоги в процессе обучения, говорят, как правило, о двух способах применения подка-стов: слушание информации и создание собственных продуктов на занятии или вне его.

Наиболее реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях остается развитие рецептивных аудитивных навыков. Подкасты дают возможность подойти к организации такого вида работы как аудирование по-новому. Тематика, объем подкастов чрезвычайно разнообразны, поэтому они могут быть использованы на разных ступенях изучения языка. В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях преподавателя и студентов (в соответствии с «трехступенчатой моделью обучения аудированию»): предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста. Поэтому при отборе подкастов в содержание обучения и разработке заданий к ним преподавателю необходимо следовать основным принципам и требованиям работы с аудиоприложением. Кроме того, преподавателю при отборе содержания обучения необходимо учитывать тот факт, что в сети Интернет встречаются как профессионально созданные подкасты, так и любительские, более низкого качества. Наиболее эффективный способ найти необходимый подкаст - обратиться к директории подка-стов, выбрать категорию и просмотреть список под-кастов, доступных к скачиванию. Для изучающих английкий язык отправной точкой может стать сайт audioenglish.org.

В условиях обучения студентов продвинутого уровня им может быть предложено самостоятельно выбрать отрывки на заданные темы для индивидуального прослушивания, обработки и дидактического осмысления, а также подготовки заданий и упражнений для своих однокласников (в духе метода «учение через обучение»). В этом случае реализуются принцип автономности обучения и саморегуляции обучаемых. На данном этапе они используют ресурсы аудиоблогов или подкаст-терминалов, а для создания упражнений специальные генераторы и инструментальные программы (Hot Potatoes, Purpose Games), позволяющие создавать задания онлайн и в печатной версии.

Один из интереснейших вариантов использования технологии подкастинга - создание учащимися собственного подкаста. На этапе производства также используются интернет-ресурсы: чтобы с собственного компьютера отправить аудиопод-каст, необходимо интернет-подключение, микрофон, а также доступ к свободно предлагаемым программам для редактирования аудиофайла, как например, Audacity (http://audacity.

sourceforge.net/), при помощи которой совершается

запись, обрабатывается и конвертируется в MP3-формат. МР3-файл загружается на вебсервер, например, Podhost, там он автоматически заносится в rss-канал и может быть использован потребителями. Публикация самостоятельно подготовленного подкаста возможна в собственном аудиоблоге (например, на сервере https://posterous.com) или на созданной преподавателем платформе.

В качестве одной из многоканальных инструментальных программ, может быть рекомендована платформа интерактивной коммуникации VoiceThread (http://voicethread.com), одна из опций предлагает возможность сделать и прослушать аудиокомментарий к изображению. Новаторство и функциональные возможности данного ресурса привлекают как преподавателя (это развитие навыков аудирования, письма, чтения и говорения, а также творческих способностей), так и учащегося (возможность проявить себя, поделиться своими наблюдениями и мыслями). Интеракция может происходить в рамках этой платформы как синхронно, так и асинхронно. К тем или иным продуктам, помещенным на сайте, можно обращаться в любое время. Данное техническое средство может быть задействовано как на занятиях иностранного языка, так и в самостоятельной работе студентов. Здесь важно отметить и фактор удовольствия, эффективности обучения без давления.

С тех пор, как в преподавании иностранных языков центральное место стали занимать когнитивные модели обучения, наряду с требованиями языковых навыков и коммуникативной компетенции в иноязычном образовании ставится цель - развитие «осознания языкового обучения». Это перевод термина «language learning awareness», описывающего процессы обучения, нацеленные на метакогнитивные рефлексии об изучении языка. Показательным в этом плане является проект-соревнование с использованием технологии подка-стинга, успешно проведенный в 2010 в рамках интенсивного курса немецкого языка в японском университете Keio University. Продуктами интерактивного подкатсинга стали созданные и помещенные студентам в специальном блоге короткие анимационные фильмы. Предложенная интерактивная модель повлияла не только на мотивацию

студентов, на отношение к обучению и самооценку учащихся, новая учебная среда побудила также многих учащихся к тому, чтобы сравнивать их учебный процесс и результаты с результатами других участников, анализировать пути и стратегии обучения. Многими участниками проекта были отмечены изменения манеры обучения и появление осознания языкового обучения. Более того, интерактивному подкастингу отводится роль социального взаимодействия участников учебного процесса.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что подкаст как медианоситель является, наряду с другими ресурсами, неотъемлемым техническим средством обучения иностранному языку, позволяющим решать комплексные задачи иноязычного образования. Навыки и умения, формируемые с помощью технологии подкастинга, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках языкового аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Кроме того, использование подкастов в обучении демонстрирует мобильность современной системы образования в целом, ее адаптивный характер, т.е. своевременное приспособление к инновационным технологиям.

Список литературы

1. Белая. А.Л., Шульга О.Н. О роли средств интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку. Женщина. Общество. Образование: материалы 13-й междунар. науч.-практ. конф. Минск, Женский институт «Энвила», 2010, сс. 284 - 286.

2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учеб. -метод. пособие для учителей, аспирантов и студентов. Ростов н/Д, Феникс, 2010, 182 с.

3. Savignon S.J., Sysoyev P.V. Cultures and comparisons: strategies for learners. Foreign Language Annals. 2005. № 38 (3), pp. 357 - 365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.