Современные педагогические технологии
УДК 372.881.111.22
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
PODCASTS TECHNIQUES IN THE PRACTICAL COURSE OF THE GERMAN LANGUAGE
© И.П. Головчук, А.К. Максимова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)
© I.P. Golovchuk, A.K. Maximova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Включение подкастов в учебно-познавательную деятельность по овладению иностранным языком дает возможность выйти на качественно новый уровень владения языком как средством межкультурного иноязычного общения, развивает навыки и умения, выходящие за пределы иноязычной компетенции. В основе функционирования технологии использования подкстов лежат такие основополагающие принципы, как интерактивность, аутентичность, продуктивность, автономность.
Including podcasts into foreign languages learning and cognitive activities gives the opportunity to reach a totally new level of language skills as a means of cross-cultural communication. It develops skills and abilities going beyond the language competence. The basic principles determining the podcast technique include interactivity, authenticity, efficiency and autonomy.
Ключевые слова: подкаст; подкастинг; средство межкультурного общения; иноязычная компетенция; обучение немецкому языку; интерактивность; информационные технологии; автономное обучение.
Keywords: podcasts; podcasting; cross-cultural communication; language competence; German language teaching; interactivity; information technology; autonomous foreign language learning.
Государственные стандарты высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к обучению иностранным языкам. В условиях интеграции, охватывающей все сферы жизни общества, эти требования продиктованы жизненной необходимостью. Это поиск работы, лучших условий жизни, реализация своих интеллектуальных и творческих способностей, достижение успехов в профессиональной деятельности и карьерный рост, повышение квалификации, получение хорошего образования и т.д. Такая жизненная потребность - лучшая мотивация для изучения иностранных языков, не только английского, традиционно являющегося языком международного общения, но и других европейских языков, таких как французский, немецкий, испанский, итальянский и т.д.
В обучении иностранным языкам в настоящее время отдается приоритет коммуникативности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и интерактивности
обучения. Использование интернет-технологий в обучении иностранному языку не только помогает в формировании навыков разговорной речи, в обучении лексике и грамматике. Всё более актуальным и важным становится применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку как главного способа развития самостоятельной познавательной деятельности студентов. Здесь играют роль не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, связанный прежде всего с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования [1, с. 284].
Одним из эффективных средств оптимизации процесса обучения иностранным языкам являются подкасты.
Подкастами называются аудиоблоги, или передачи, выкладываемые в сети в виде выпусков, публикуемых по одному
адресу в Интернете, которые можно легко скачать на MP3-плеер и слушать в любое удобное для пользователя время.
Подкаст (Podcast) - это сокращение от слова podcasting, которое произошло от названия плеера iPod и слова broadcasting (широковещание). Подкасты представляют собой аудио- или видеофайлы, предназначенные для прослушивания на компьютере или любом плеере, поддерживающем MP3, MP4 или любой другой современный формат.
Появившись сравнительно недавно (в 2004 г.), подкастинг завоевывает все больше слушателей, которые используют под-касты для разных целей, в том числе и учебных. Его используют в блогах люди из разных стран для общения и обмена любой информацией. Слово «подкастинг» не только уже официально включено в Оксфордский словарь (New Oxford American Dictionary), но и получило награду как слово 2005 г.
От других способов распространения цифрового аудио и видео подкастинг отличает наличие единой формы представления программ, что определяет успех подкастин-га и постоянно увеличивает число слушателей и создателей подкастов. Динамический характер подкастинга, то есть периодичность, или серийность, программ, простота процедуры бесплатной подписки необыкновенно привлекательны как для авторов, так и для слушателей, что, в свою очередь, стимулирует содержательное разнообразие существующих подкастов.
Существуют различные типы подка-стов: аутентичные подкасты, файлы с записью носителей языка; подкасты, созданные преподавателями для своих учащихся; студенческие подкасты.
Аутентичные видеоподкасты предоставляют большие возможности для изучения иностранного языка, потому что «язык как средство передачи информации в этом контексте является одновременно и объектом изучения» [4, с. 112]. Преимущества использования подкастов по сравнению с другими видами технических средств обучения очевидны.
Мотивация. Использование воспроизведенных материалов и создание и даль-
нейшее распространение собственных подкастов - две стороны работы с подкастами на занятии иностранным языком. В аспекте деятельностного подхода подкастинг с точки зрения продуктивности является сильным импульсом для занятия иностранным языком. Создавая и опубликовывая в сети аудио- или видеоматериалы, студенты работают в реальной ситуации, развивая и применяя необходимые компетенции.
Залогом огромного мотивационного потенциала является простота использования подкастов (нужно только скачать необходимый подкаст в формате МР3 или МР4 на компьютер или другой медианоситель). Студент демонстрирует техническую подкованность, исследует новое средство обучения, применяя и развивая свою компетентность в области медиа.
Актуальность. Методическая целесообразность использования подкастов подтверждается тем, что они наглядно демонстрируют ситуации общения в вербальном и невербальном планах выражения, насыщены живой разговорной речью, знакомят обучающихся с историей, культурой, современной жизнью, традициями, обычаями и нравами страны изучаемого языка, представляют информацию об актуальных событиях в различных сферах жизни.
Аутентичность. Подкасты представляют аутентичный материал, предназначенный для прослушивания на различных этапах изучения языка. Когда дается возможность оказываться в аутентичной ситуации, процесс изучения иностранного языка становится особенно увлекательным, мотивированным и эффективным, что заметно обогащает занятие по языку.
Многофункциональность. Подкаст дает возможность использовать на одном занятии многоканальные учебные материалы, которые строятся на комбинации звукового ряда, фото- или видеокартинки, а также текстовых материалов. Таким образом, система подкастинга позволяет развивать все виды речевой деятельности: наряду с аудированием актуальным является совершенствование навыков устной и письменной речи, чтения.
Автономность. Доступ к такой обучающей платформе, как подкаст, за преде-
Использование подкастов на занятиях по практическому курсу немецкого языка
лами учебных занятий дает шанс учиться в свободное время и возможность работать в соответствии с индивидуальными рецептивными и продуктивными навыками. Студенты сами могут определять условия своего обучения в аспекте принципов автономного обучения, действовать в соответствии с потребностями в учебе, с темпами обучения и уровнем обученности.
Интерактивность. Интерактивностью в методике принято называть «объединение, координацию и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [3, с. 44]. Одним из важных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на занятии, наличие истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы.
Признавая интерактивный подход перспективным направлением в современной дидактике, исследователи отводят данному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса роль фактора, повышающего эффективность обучения общению на иностранном языке [2, с. 260].
Дидактизация. Большое количество подкастов представляет собой дидактизи-рованный материал с манускриптами и сопроводительными текстами, примечаниями о степени сложности и дидактическими рекомендациями, а также заданиями к предлагаемому отрывку и может использоваться на разных этапах изучения иностранного языка. Наиболее популярными среди изучающих немецкий язык и преподавателей являются сайты:
- http://www.podcast.de/;
- http ://www. schulpodcasting. info/in-dex.html;
- http://www.imedia.bildung;
- http://www.dw-world.de;
- http://www.schulpodcasting.info/pra-xis podcasts suderburg.html.
Предлагаемые дидактические рекомендации и задания дают возможность по-новому организовать работу по развитию навыков действительно всех видов речевой деятельности, но прежде всего -аудирования. Технология работы с подка-
стом в основном совпадает с технологией работы над аудиотекстом или видеосеквенцией. Весьма эффективной является трехфазовая модель:
1. На подготовительном этапе перед предъявлением материала рекомендуются предтекстовые упражнения для активизации уже накопленных знаний и личного опыта. Предтекстовые задания могут быть самыми разнообразными, включая вопросы, mind maps, работу с рисунками, фото, таблицами.
2. На этапе предъявления аудио- или видеоподкаста идет работа над содержанием. Здесь в зависимости от уровня обу-ченности предлагаются как типовые задания (multiple-choise, richtig-falsch, текст с пропусками), так и задания охарактеризовать персонажей, построить график (статистику), используя данные прослушанного интервью и др.
3. На этапе после прослушивания с целью перехода рецептивных умений в разряд умений, обеспечивающих развитие созидательных, творческих способностей студентов, целесообразно предложить задания подготовить интервью с героем передачи, написать письмо автору репортажа, подготовить подиумную дискуссию с «представителями организаций» и «экспертами».
Тематика и объем подкастов чрезвычайно разнообразны, поэтому они могут быть использованы на разных ступенях изучения языка и студентам может быть предложено самостоятельно выбрать необходимые отрывки на заданные темы для самостоятельного прослушивания и дидактической обработки материалов, то есть подготовки заданий и упражнений для других студентов (что особенно актуально для студентов направления «Педагогическое образование»). В этом случае реализуется принцип автономности обучения. Для создания упражнений существуют специальные генераторы, например, http://lingo-fox.dw.de или http://www.goethe.de/lhr/prj/-usg/deindex.htm. Целью такого подхода становится формирование у студентов осознания значимости языкового обучения, самостоятельности выбора стратегии обучения,
а также способности к саморефлексии и самооценке.
В заключение хотелось бы еще раз указать на невероятные возможности подкастов, в основе функционирования которых лежат такие основополагающие принципы, как интерактивность, аутентичность, продуктивность, автономность. Использование технологии подкастинга позволяет решать комплексные задачи в деле обучения иностранному языку, исходя из требований, предъявляемых государственным стандар-
том высшего образования. Включение под-кастов в учебно-познавательную деятельность по овладению иностранным языком дает возможность выйти на качественно новый уровень владения языком как средством межкультурного иноязычного общения, развивает навыки и умения, выходящие за пределы иноязычной компетенции: умение работать в коллективе, уверенность в себе; демонстрирует мобильность современной системы образования.
Литература
1. Белая А.Л., Шульга О.Н. О роли средств интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку // Женщина. Общество. Образование : материалы 13-й междунар. науч.-практ. конф. 17 декабря 2010 г. Минск. Женский институт Энвила. Минск : Женский институт Энвила, 2011. С. 284-287.
2. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: подход и модель. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2002.
3. Кытманова О.А. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах : сб. науч. ст. Ульяновск : УлГТУ, 2005. С. 42-48.
4. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе : метод. руководство. Иркутск : ИГЛУ, 2006.
Сведения об авторах
Головчук Ирина Павловна, старший преподаватель кафедры немецкого языка факультета иностранных языков Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Максимова Алла Константиновна, старший преподаватель кафедры немецкого языка факультета иностранных языков Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: allamax@mail. ru.
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.