Территория науки. 2015. № 6
предприятия).
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Глеков П.М. Статистика. Воронеж, 2014. - 86 с.
2. Быковская Е.В. Идентификация источников финансирования инвестиционных проектов и программ// Успехи современной науки. 2015. № 3. С. 8-11.
3. Караева Ф.Е., Темрокова А.Х. Анализ имущественного потенциала и методы начисления амортизации// Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 77-81
4. Толстых А.А. Толстых Е.С. Информационная база анализа денежных потоков предприятия// Территория науки. 2013. № 1. С. 8993.
5. Тхамокова С.М., Шогенова М.Х. Вопросы учета производственных затрат// Успехи современной науки и образования. 2015. № 5. С. 64-66.
Черниева Н. С.
Научный руководитель: к.пед.н., доцент Богряшова Н.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФ ЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
Уральский государственный аграрный университет
Ключевые слова: Профессионально -педагогическая деятельность, бакалавр, модель, моделирование, процесс, производственно -технологический компонент.
Keywords: Professionally-pedagogical activity, bachelor, model, design, process, productively-technological component.
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования производственно-технологического компонента профессионально -педагогической деятельности при подготовке бакалавров
Abstract: In article the problem of formation of a production and technological component of professional and pedagogical activity when training bachelors is considered
В профессиональной подготовке ученые педагоги рассматривают
189
Территория науки. 2015. № 6
проблемы формирования производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности при подготовке бакалавров.
Проанализировав теорию и практику профессиональнопедагогического образования, а также компетентности -
ориентированный процесс обучения были сформулированы теоретикометодологические предпосылки к моделированию процесса подготовки бакалавров профессионального обучения.
Моделирование процесса подготовки бакалавров
профессионального обучения неразрывно связанно с производственно -технологической составляющей, как формирующего компонента профессионально -педагогической деятельности. Производственно -технологический компонент деятельности формируется в профессионально-педагогической среде, определяющей
необходимость моделирования процесса подготовки будущих специалистов (бакалавров профессионального обучения). Необхэдимость использования метода моделирования в настоящем исследовании потребовала рассмотрения понятий модели и моделирования. Введем понятие модель. С латинского модель «modulus» означает образец норма, мера. В различных источниках термин "модель" означает по -разному, исходя из этого, мы себе позволили обобщить различные определения понятий, и выделили общее представление о модели. Итак, модель представляет собой средство познания; модель отражает существенные стороны оригинала, то есть объекта, явления реальной действительности; модели охватывают только те свойства оригинала, которые значимы в данной ситуации и которые являются объектом исследования. Это говорит о целенаправленности модели.
В структуре педагогического процесса выделяются противоречия, этапы, условия и средства взаимодействия участников процесса, а также достигаемые результаты. Все изменения, происходящие в процессе подготовки, связаны с преодолением противоречия, заключающегося в несоответствии уровня подготовленности студентов к требованиям будущей профессионально-педагогической деятельности. Это основное противоречие пронизывает весь процесс подготовки. Однако в процессе его разрешения возникает ряд других противоречий, обусловленных: а) разной направленностью процесса производственно-технологического компонента подготовки и профессионально-педагогической деятельности бакалавра
профессионального обучения; б) различным характером активности студента в процессе подготовки и выпускника в реальной
190
Территория науки. 2015. № 6
профессионально -педагогической деятельности; в) несоответствием технологий, методов и средств подготовки и деятельности бакалавра профессионального обучения. Противоречие, связанное с реальной направленностью процесса подготовки и деятельности, обусловлено различиями между учебной и профессиональной задачей.
Моделирование процесса подготовки бакалавров
профессионального обучения на основе производственнотехнологического компонента профессионально-педагогической
деятельности связано с реализацией профессиональной направленности обучения, требующей содержательного овладения способами профессионально-педагогической деятельности в части производственно-технологического компонента. При этом содержание производственно-технологического компонента должно быть поэтапно направлено на обеспечение следующих требований:
1) содержание обучения должно быть ориентировано на формирование общекультурных и профессиональных компетенций;
2) содержание обучения должно предусматривать формирование способов действия, характерных для профессионально -педагогической деятельности бакалавра профессионального обучения;
3) на последних этапах обучения содержание производственно -
технологического компонента может включать выполнение
студентами ряда технологических работ бакалавра профессионального обучения (доступных в условиях обучения в вузе).
Процесс подготовки бакалавров профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента
профессионально-педагогической деятельности включает в себя: овладение операциями деятельности; ознакомление и формирование способа действия; активное овладение способом действия и ознакомление с отдельными видами работ производственнотехнологического характера; активное изучение деятельности и овладение производственно технологическими работами.
Успешность реализации способа действия зависит полностью от субъекта деятельности - бакалавра профессионального обучения. При этом должны быть выполнены следующие организационно -педагогические условия. Обучение способу действия должно быть целенаправленным и постепенным. Для начала необходимо обучать элементам процесса формирования способа действия, затем комбинировать эти элементы и в дальнейшем включать студентов в практическую реализацию способа действия, что позволит сформировать профессиональные компетенции на качественно новом уровне.
191
Территория науки. 2015. № 6
Обучение должно быть основано на активности студента. Умение определять способ действия связано с развитостью профессионального мышления бакалавра профессионального обучения. Его можно развивать только на основе активной деятельности студента, имитирующей состояние профессионального мышления. В нашей модели при оценке результатов подготовки бакалавров профессионального обучения на основе производственно -
технологического компонента профессионально -педагогической
деятельности выделяются уровни. В основе уровней лежат этапы овладения студентами производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности бакалавра
профессионального обучения. На каждом уровне определены критерии, по которым можно оценивать готовность к реализации производственно-технологических функций профессиональнопедагогической деятельности. Но в то же время мы вводим обобщенные показатели, характеризующие профессионально -педагогическую подготовленность выпускника.
Модель подготовки бакалавров профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента
профессионально-педагогической деятельности по своей сущности отражает образовательный процесс. Но в ней учтены содержательные, функциональные, логические характеристики, присущие именно производственно-технологическому компоненту профессиональнопедагогической деятельности бакалавра.
Список литературы:
1. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе//Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 91-96.
2. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой// Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой международной научно -практической конференции : в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.
3. Ульяшина Н.Н., Ульяшин Н.И. Формирование инновационно -технологического компонента организационно-технологической деятельности бакалавра профессионального обучения// Духовнонравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи сборник научных трудов VIII Международной
192
Территория науки. 2015. № 6
научно-практической конференции, филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально -педагогический
университет» в г. Первоуральске, 2014. С. 130-139.
4. Ульяшина Н.Н., Ульяшин Н.И. Проблемы формирования производственно-технологического компонента профессионально -педагогической деятельности при подготовке бакалавров профессионального обучения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы II Международной научно -практической конференции. 2014. С. 220-226.
5. Ульяшин Н.И., Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Общая характеристика процесса подготовки студентов по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе// Высшее образование сегодня. 2013. № 4. С. 51 -53.
193