Научная статья на тему 'Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления'

Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING IN THE FIELD OF ECONOMY AND MANAGEMENTS / BRANCH PREPARATION / MODEL OF BRANCH PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Наталья Искандарьевна

В статье раскрыты требования к организации отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления: формирование комплекса профилированных общепрофессиональных (отраслевых) компетенций и освоение емкой, имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО экономического профиля профессии «бухгалтер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Наталья Искандарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and content of branch preparation teachers of vocational training in the field of economy and management

In article requirements to the organization of branch preparation of the teacher of vocational training in the field of economy and management are opened: formation of profiled general professional (branch) competences and the most capacious having multisectoral base nature for EVE professions and IVE specialties of the economic profile is the «accountant» profession.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления»

УДК 378 ББК Ч44.951

Зырянова Наталья Искандарьевна

преподаватель кафедра экономики предпринимательства Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Zyryanova Natalia Iskandarevna Lecturer Chair of Economy of Business Russian State Vocational-Pedagogical University Ekaterinburg

Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления Structure and content of branch preparation teachers of vocational training in the field of economy and management

В статье раскрыты требования к организации отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления: формирование комплекса профилированных общепрофессиональных (отраслевых) компетенций и освоение емкой, имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО экономического профиля профессии «бухгалтер».

In article requirements to the organization of branch preparation of the teacher of vocational training in the field of economy and management are opened: formation of profiled general professional (branch) competences and the most capacious having multisectoral base nature for EVE professions and IVE specialties of the economic profile is the «accountant» profession.

Ключевые слова педагог профессионального обучения в области экономики и управления, отраслевая подготовка, модель отраслевой подготовки.

Key words: the teacher of vocational training in the field of economy and managements, branch preparation, model of branch preparation.

Профессионально педагогическое образование в России существует уже почти 90 лет. Сначала оно именовалось специальной педагогической подготовкой, с 1960 г. - инженерно-педагогическим образованием, в настоящее время это профессионально-педагогическое образование. Проблеме развития профессионально-педагогического образования посвящены многие исследования, которые определяют сущность и характеристики данного процесса (С.Я. Батышев, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.).

Профессионально-педагогическое образование представляет собой единственный в стране вид образования, который создавался специально и был нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как начальное профессиональное образование (НПО). В связи с этим профессиональнопедагогическое образование имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий.

Выпускник профессионально-педагогического вуза должен приобрести в течение процесса обучения профессиональные компетенции, позволяющие ему успешно обучать рабочей профессии, которой он сам владеет. Для этого выпускнику необходимо: знать сложности рабочей профессии, ее

теоретические основы; владеть практикой формирования профессиональных умений и навыков на основе учета закономерностей профессиональной педагогики и психологии; уметь использовать современное оборудование, информационные технологии [2].

Анализ содержания отраслевой подготовки студентов в

профессионально-педагогических вузах показал, что оно не всегда полно

отражает специфику профессионально-педагогического образования, часто не учитывает современных тенденций в теории и практике обучения, и поэтому требует определенного переосмысления, уточнения и корректировки. Кроме того, указанная проблема не находит, к сожалению, должного внимания в педагогической и методической науке. В связи с этим в большинстве случаев отсутствует научно-методическое проектирование содержания отраслевой подготовки, на что обращалось внимание в исследовательских работах А.В. Гамова, С.Н. Майоровой, Т.В. Озеровой, Н.Н. Ульяшиной, В.П. Фалько, М.А. Федуловой, М.А. Черепанова и др.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью

повышения качества отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения и отсутствием научно-методологического обоснования модели отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом вузе.

В данной работе акцентируем внимание на отраслевой составляющей подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления. Отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения в

области экономики и управления рассматривается нами как процесс подготовки, направленный на формирование отраслевых экономических компетенций, необходимых для осуществления профессионального обучения служащих экономического профиля.

Анализ образовательных программ экономических специальностей высшего профессионального образования показал, что трудоемкость отраслевой экономической подготовки в профессионально-педагогическом вузе незначительно меньше, а в некоторых случаях даже больше трудоемкости отраслевой экономической подготовки по чисто экономическим специальностям. Это дает право утверждать, что отраслевая экономическая подготовка занимает приоритетное положение не только в системе профессионального образования, но и в системе профессиональнопедагогического образования.

Следует заметить, что экономическая подготовка педагогов профессионального обучения является обязательной и важной составляющей в любой образовательной отрасли профессионально-педагогического образования (Л.П. Пачикова, А.А. Пятышкин, Л.Д. Старикова и др.). В тоже время экономическая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления подчинена формированию специфических типологических качеств экономико-педагогической направленности. То есть подразумевается формирование профессиональных качеств личности, обеспечиваемое отраслевой экономической подготовкой.

В современных условиях отраслевая экономическая подготовка должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода (А. Шелтен, Л.К. Гейхман, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.).

Способность человека реализовать на практике свою компетентность обеспечивается владением совокупностью компетенций, соответствующих профессиональной деятельности. Таким образом, компетентность, рассматривается нами, как способность осуществлять профессиональную деятельность в рамках освоенных компетенций, позволяющих реализовать знания, умения, способы деятельности и личностные качества в принятии

решений, необходимых для успешной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

Основой для разработки структуры отраслевых экономических компетенций будущего педагога профессионального обучения в области экономики и управления (рис. 1) послужили работы: Ф. Бендера,

Б. Вайденманна, Л. Д. Гительмана, Т.Ю. Горьковой, Д.П. Заводчикова,

Э.В. Зиминой, Э.Ф. Зеера, А.П. Исаева, М.Л. Левицкого, А.М. Павловой, Ж.Ф. Пановой, В.Л. Римского, А. Шелтена и др.)

Обоснование предложенной структуры основано на следующих положениях:

• эффективная и качественная отраслевая экономическая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления должна быть направлена на формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций;

Рис. 1. Компетентностная характеристика педагога профессионального обучения в области экономики и управления

• общекультурные (универсальные) компетенции обеспечивают

фундаментальность профессионально-педагогического образования,

определяют инвариант содержания образования, обеспечивают

профессиональную гибкость педагога и поэтому не являются

узкоспециализированными. Они многофункциональны, поскольку позволяют студенту решать проблемы из разных сфер жизни, они способствуют его становлению и определяют стартовые возможности в успешности

деятельности. Общекультурные компетенции можно разделить на четыре группы: общенаучные, инструментальные, социально-личностные,

экономические. Акцентируем внимание на экономических компетенциях, включенных в этот блок. Для педагогов профессионального обучения любого специализации специальности 05050165 Профессиональное обучения (экономика и управление) они необходимы для формирования экономического мышления и экономической культуры и являются общекультурными, а для образовательной отрасли экономика и управление общекультурные экономические компетенции являются еще и составляющей отраслевых экономических компетенций.

• профессиональные компетенции относятся к конкретной сфере

профессиональной деятельности. Они подразделяются на

общепрофессиональные и специальные (экономические).

Общепрофессиональные компетенции (общенаучные, социально-личностные, экономические) обеспечивают подготовленность выпускника к решению той совокупности профессиональных задач, которые должен уметь решать педагог профессионального обучения с высшим образованием. Общепрофессиональные экономические компетенции рассматриваются как способность применять знания и умения для решения общепрофессиональных вопросов: организация работы коллектива, планирование работы персонала и ресурсов, обеспечение системы менеджмента качества продукции и т.д. Они инвариантны к области профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения любой образовательной отрасли, в тоже время они выступают частью

совокупности отраслевых экономических компетенций будущего педагога профессионального обучения в области экономики и управления. Специальные (экономические) компетенции - это компетенции отражающие специфику деятельности педагога профессионального обучения (экономика и управление), включающую комплексы предметного экономического содержания, набор специальных методов, профессиональных приемов и средств организации экономической подготовки, базовые представления об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля. В данной работе специальные компетенции подразделяются на теоретические и практикоориентированные, чтобы подчеркнуть важность компетенций, формируемых при подготовке педагогов профессионального обучения по рабочей профессии.

Обозначенная структура компетенций явилась основой для выявления отраслевых экономических компетенций (ОЭК) и в соответствии с ними формирования содержания отраслевой экономической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

Моделирование отраслевой экономической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления

осуществлялось на основе компетентностного, интегративного, системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов с учетом требований ГОС ВПО по специальности 05050165 Профессиональное обучение (экономика и управление) (030500.18), требований работодателей, а также опыта подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

Построение модели отраслевой экономической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления

осуществлялось с учетом двух блоков: научно-методологического и

практикоориентированного [3].

Основу научно-методологического блока составляют психологический, культурологический, философский и исторический аспекты экономической деятельности.

Психологический аспект освоения экономических дисциплин обусловлен рядом положений: а) педагогам профессионального обучения в области экономики и управления требуются знания о психологических аспектах жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на решения того, «что», «как», и «для кого» производить. При этом для адекватной оценки ситуации, складывающейся на рынке в результате, как индивидуальных решений участников рыночных сделок, так и совместных, педагог должен уметь различать общее и индивидуальное в психике человека. б) психологические аспекты трудовой деятельности свидетельствуют о наличии зависимости личности от социально-экономических и научно-технических условий. Отсюда следует, что воспитание и самоорганизация личности являются основными задачами обучения и овладения знаниями, навыками и умениями. При этом в аспекте экономической деятельности большое значение приобретает возможность использования сопоставления личности и межличностных отношений в трудовом коллективе в качестве дополнительного ресурса. в) экономическая деятельность включает в себя и выработку управленческих решений. При этом психологический аспект принятия управленческих решений зачастую обусловлен наличием личностной ответственности за результаты реализации управленческих решений.

Культурологический аспект освоения дисциплин экономической группы направлен на формирование экономической культуры. При этом в экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей. Следовательно, правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической культуры

необходимо выделить также главный структурообразующий фактор - трудовая деятельность человека.

Философский аспект освоения дисциплин экономической группы заключается в формировании философского знания о сущности экономического бытия человека в многовекторном поле социума и гуманистическом аспекте.

Исторический аспект освоения дисциплин экономической группы позволяет изучить хозяйственную деятельность человечества в историческом развитии. Начиная с первобытного общества и до современности; основные явления и процессы материального производства; деятельность экономических организаций; экономическую политику передовых стран мира; отдельные закономерности экономической жизни, а также ее особенности в отдельных странах мира.

Философский, психологический, исторический и культурологический аспекты освоения дисциплин экономической группы дополняют научнотеоретические знания, необходимые как для рефлексии экономических процессов, так и для педагогической составляющей образования педагогов профессионального обучения в области экономики и управления, а также их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

Анализ содержания обучения дисциплинам экономической группы позволил выявить наличие объединяющих элементов, таких как анализ (метод научного исследования путем разложения предмета на составляющие части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции) и синтез (метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей).

Для дисциплин экономической группы характерны точное знание, научный метод (наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование и т.д.) и системность. С целью обеспечения системности освоения дисциплин экономической группы, структура и содержание отраслевой экономической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и

управления ориентированы на формирование ОЭК. При этом учитывались специализация указанных дисциплин и специфика профессиональной деятельности, что позволяет выстраивать «взаимоотношения» с объектами, определяющими содержание образовательной отрасли подготовки, на основе инвариантной и вариативной частей учебного плана.

Содержание обучения, обеспечивающее формирование ОЭК педагога профессионального обучения в области экономики и управления, определяет практико-ориентированный блок, который включает:

1. Образовательную деятельность в соответствии с компетентностным характеристикой и требованиями работодателя, что является практическим выражением компетентностного подхода и позволяет воспринимать процесс обучения целостно, как систему осмысления (анализ) и творческого преобразования действительности (синтез).

2. Профильное обучение дисциплинам экономической группы с учетом специфики профессиональной деятельности, что определяет знания и алгоритмы процессов, обеспечивающих выполнение конкретных экономических и управленческих задач, связанных с освоением инвариантной и вариативной частей содержания обучения.

Все компоненты, образующие структуру формирования экономической деятельности студента, взаимосвязаны и взаимообусловлены: воздействие на один из них оказывает влияние на структуру в целом, что позволяет формировать в процессе обучения ОЭК.

Таким образом, модель отраслевой экономической подготовки направленная на формирование ОЭК педагога профессионального обучения в области экономики и управления создается в рамках открытой динамично развивающейся системы.

Для обеспечения эффективности отраслевой экономической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления выявлен комплекс организационно-педагогических условий ее реализации:

1. Интеграция дисциплин психолого-педагогической и отраслевой экономической подготовки, которая осуществляется за счет выявления междисциплинарных связей, строится на основе междисциплинарного взаимодействия и взаимодополнения и обеспечивает целостность процесса формирования ОЭК будущего педагога.

2. Проектирование содержания обучения на основе сопряженности образовательных программ НПО-СПО-ВПО, с учетом требований работодателей и существующего опыта подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления, познание этой деятельности в процессе освоения емкой, имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО экономического профиля профессии «бухгалтер» и формирование личности специалиста, способного взять на себя ответственность за принимаемые решения [1].

3. Профессионально-образовательная среда формируется путем обогащения педагогических форм обучения благодаря включению задач реальной экономической и управленческой направленности, что обеспечивает продуктивность экономической деятельности за счет разработки и внедрения студентами реальных проектов.

В заключение отметим, что обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров: конкурентоспособных, компетентных,

ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности позволяет системное профессионально-педагогическое образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии.

Библиографический список

1. Зырянова, Н.И. Модель многоуровневой непрерывной подготовки по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе. [Текст] / Н.И. Зырянова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. - № 3(15). - С. 9-14.

2. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития [Текст]. / В.А. Федоров // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - Вып. 9 (57). - С. 127-134

3. Федоров, В.А., Фалько, В.П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна. / В.А. Федоров, В. П. Фалько // Вестник Челябинского государственного

педагогического университета. - 2008. - № 10. - С. 106-117.

Bibliography

1. Zyryanova, N.I. Model of multilevel continuous preparation by a working trade in is vocational pedagogical high school. [Text] / N.I. Zyryanova // A education and a science. Izvestiya of the Ural branch of the Russian Academy of Society. 2008. - №3 (15). - P. 9-14.

2. Fedorov, V.A. Vocational pedagogical training in changing social and economic conditions: scientific maintenance progresses [Text]. / V.A. Fedorov // Education and a science. Izvestiya of the Ural branch of the Russian Academy of Society. - 2008. - №9 (57). - P. 127-134

3. Feodorov, В.А., Falko, V.P. Structure and a content of formation is art-design competences the teacher of vocational training in the field of design. / V.A. Fedorov, V.P. Falko // The Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university. - 2008. - №10. - P. 106-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.