Научная статья на тему 'Проблемы компетентностного подхода подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления'

Проблемы компетентностного подхода подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривонос Юлия Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы модернизации и интеграции российской системы высшего профессионального образования. Актуальность темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена социальным знаком общества, потребностями рынка труда и требованиями развивающейся российской экономики. Методологическим основанием модернизации профессионально-педагогического образования является компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривонос Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы компетентностного подхода подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления»

Таким образом, сравнительный анализ мотивационных предпочтений к труду в развитых странах и в России позволил выявить следующие закономерности. В Европе и США опережающими темпами формируется новая мотивационная система труда, основанная на творческой деятельности человека, развитие которой приводит к стиранию границ между производительным и непроизводительным трудом, между производственной деятельностью и досугом, что, в конечном счете, должно привести к постепенному перерождению рыночной природы существующего строя, преодолению отношений частной собственности и подготовке условий для последующего устранения эксплуатации.

В России наметились тенденции к формированию новых стимулов к труду. Системный кризис российского социума пока не позволяет говорить об опережающих темпах формирования «экономики для человека». Однако на государственном уровне достигнуто понимание необходимости «взрывообразного» развития таких сфер, как образование, фундаментальные и прикладные науки, высокотехнологичные отрасли, культура как отрасль, формирующей человеческие качества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иноземцев. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. Режим доступа: http://lib.misto.kiev.ua/ECONOMY/inozemcew.txt

2. Кибанов А. Концепции мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 5. Режим доступа: hr-portal.ru > аг1Ме.. .stimulirovaшya-trudovoi

3. Магун В. Смена диапазона //Отечественные записки. 2003. № 3. Режим доступа: www/strana-oz.ru .

4. Гвоздева Е. Особенности национальной работы // Отечественные записки. 2003. № 3. Режим доступа: www/strana-oz.ru .

Ю.Е. Кривонос

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

В настоящее время вопросы модернизации и интеграции российской системы высшего профессионального образования являются центральной темой для дискуссий на совещаниях, конференциях и брифингах различного уровня. Как правило, они касаются комплексного, всестороннего обновления большинства составляющих образовательной системы и различных сфер образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями при сохранении и умножении уже имеющихся традиций образования.

Актуальность темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена социальным знаком общества, потребностями рынка труда и требованиями развивающейся российской экономики. Инновационные технологии производства, новые производственные отношения не только предъявляют повышенные требования к уровню классификации рабочих и специалистов экономического профиля, но и неминуемо ведут к изменению структуры и содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения и специалистов.

Методологическим основанием модернизации профессионально-педагогического образования является компетентностный подход. Это технология моделирования результатов образования и представления норм качества профессионального образования в виде компетентностей и компетенций. Компетентностный подход предлагает переориентацию на личностно-центрированный характер образования с обязательным использованием ESTS (Европейская система переноса и накопления кредита) как меры академических успехов студентов и модульных технологий организации образовательного процесса.

Компетенциями является способность человека реализовать на практике свою компетентность. Ядром компетенций являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Посколь-

ку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо дея-тельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт-интеграция усвоенных человеком отдельных действий, способов и приёмов решения задач.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определённой универсальностью, получили названия ключевых. Ключевые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности.

Ещё одним смыслообразующим конструктом компетентностного подхода являются учебно-познавательные и метапрофессиональные качества - свойства, способности, черты личности, обусловливающие продуктивность (успешность) выполнения широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека. К ним относятся такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надёжность, способность к планированию, самоконтроль, рефлексия, социально-профессиональная мобильность, работоспособность, толерантность и др.

Проведённые методологические основания взаимообусловлены, и их применение позволяет определить актуальные направления реализации компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании. К ним относятся трансформация сложившейся модели подготовки кадров, модернизация содержания образования, создание технологий развивающего образования и диверсификация взаимодействия педагогов и обучаемых.

Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий, которые отражают требования работодателей к качеству подготовки специалиста, определяют уровень квалификации, профессиональную мобильность, а для ряда профессий и совокупность личностных и профессионально важных качеств работника.

Высшее профессионально-педагогическое образование в области экономики и управления -это элемент системы профессионально-педагогического образования, интегрирующий в себе психолого-педагогическую и экономическую составляющие, направленный на подготовку специалистов по обучению экономическим знаниям, умениям и навыкам учащихся образовательных учреждений по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также службы занятости населения.

Отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления рассматривается как образовательный процесс, направленный на формирование отраслевых компетенций, необходимых для осуществления профессионального обучения рабочих и специалистов экономического профиля.

В Таганрогском государственном педагогическом институте профессиональная подготовка по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» осуществляется на факультете информатики и управления с 2006 года. Подготовка выпускников по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» специализация «Предпринимательская деятельность» ведется по дневной и заочной формам обучения. Квалификация выпускника - педагог профессионального обучения. Специальность дает возможность получить универсальное образование, органически сочетающее в себе фундаментальную психолого-педагогическую подготовку, необходимую в области экономики, управления и права по направлению избранной специализации. Выпускники данной специальности будут подготовлены к выполнению следующих видов деятельности: педагогической деятельности в области профессионального обучения в различных учебных заведениях Ростовской области, на предприятиях, курсах и т.д.; профессионально -технологической деятельности по специализации; организационно-управленческой деятельности; научно-исследовательской и методической работе.

Для осуществления профессиональной деятельности педагог профессионального обучения должен знать сложности рабочей профессии, её теоретические основы; владеть практикой формирования профессиональных компетенций на основе учёта закономерностей психологии и профессиональной педагогики; уметь применять информационные технологии, использовать современное оборудование. Обеспечить указанные требования позволяет интегрированный подход к организации процесса обучения, включающий психо лого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии.

Специальность высшего профессионального образования «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к специальностям широкого профиля. Педагог подготовлен к выполнению разнообразных функций:

- преподавателя и мастера производственного (практического) обучения по целому спектру про-

фессий начального профессионального образования, методического работника, маркетолога в профессиональных училищах и лицеях всех видов;

- преподавателя, инструктора производственного обучения и инженера по подготовке кадров в учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения и подготовки кадров промышленных предприятий и предприятий обслуживания;

- воспитателя и организатора учебного производительного труда в образовательных учреждениях.

Анализ образовательных программ экономических специальностей высшего профессионального образования показал, что трудоемкость отраслевой подготовки в педагогическом вузе (4190 ч, или 48 % от общего объема теоретической подготовки) незначительно меньше (максимальный показатель имеет специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» - 6132 ч, или 62 %), а в некоторых случаях даже больше трудоемкости отраслевой экономической подготовки по чисто экономическим специальностям (например, специальность 080116 «Математические методы в экономике» - 3650 ч, или 45 %, специальность 080505 «Управление персоналом» - 4000 ч, или 49 %). Это дает право утверждать, что отраслевая подготовка имеет важное значение не только в системе профессионального образования, но и в системе профессионально -педагогического образования.

Следует заметить, что экономическая подготовка является обязательной и важной составляющей в любой образовательной отрасли профессионально-педагогического образования. В то же время критерием экономической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления является наличие специфических типологических качеств экономико-педагогической направленности. Здесь подразумевается формирование профессиональных качеств личности, обеспечиваемое отраслевой подготовкой.

В современных условиях отраслевая подготовка должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода. При разработке структуры компетенций педагога профессионального обучения в области экономики и управления мы опирались на результаты исследований Ф. Бендерц, Б. Вайденманна, Л.Д. Гительмана, Т.Ю. Горьковой, Д.П. Заво-дчикова, Э.В. Зиминой, Э.Ф. Зеера, Н.И. Зыряновой, А.П. Исаева, М.Л. Левицкого, A.M. Павловой, Ж.Ф. Пановой, В.Л. Римского, А. Шелтена и др.

Обоснованием предложенной структуры являются следующие положения:

1. Эффективная и качественная отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления должна быть направлена на формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций.

2. Общекультурные (универсальные) компетенции обеспечивают фундаментальность профессионально-педагогического образования, составляют инвариант содержания образования, формируют профессиональную гибкость педагога и поэтому не являются узкоспециализированными. Они многофункциональны, поскольку позволяют студенту решать проблемы разных сфер жизни, способствуют его становлению и определяют стартовые возможности в будущей профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции можно разделить на четыре группы: общенаучные, инструментальные, социально-личностные, экономические.

Общенаучные компетенции - это базовые знания в области математики, естественных наук, гуманитарных наук и др.

Инструментальные компетенции элементарные навыки работы с компьютером, письменная и устная коммуникация на родном языке и др.

Акцентируем внимание на экономических компетенциях. Для педагогов профессионального обучения любой специализации специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» они необходимы для формирования экономического мышления и экономической культуры и относятся к общекультурным компетенциям, а для образовательной отрасли «Экономика и управление» общекультурные экономические компетенции относятся к числу отраслевых компетенций.

3. Профессиональные компетенции относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности. Они подразделяются на общепрофессиональных и специальные (экономические).

Общепрофессиональных компетенции (общенаучные, социально-личностные, экономические) обеспечивают подготовленность выпускника к решению профессиональных задач, которые должен уметь решать педагог профессионального обучения с высшим образованием. Общепрофессиональных экономические компетенции рассматриваются, как способность применять знания и умения для решения общепрофессиональных вопросов (организация работы коллектива, планирование работы персонала и ресурсов, обеспечение системы менеджмента качества продукции и т.д.). Они инвариантны к области профессионалыю-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения любой образовательной отрасли, но в то же время относятся к отраслевым (экономическим) компетенциям педагога профессионального обучения в области экономики и управления.

Специальные (экономические) компетенции - это компетенции отражающие специфику деятельности педагога профессионального обучения в области экономики и управления и предполагающие освоение комплексов предметного экономического содержания, специальных методов, профессиональных приемов и средств экономической подготовки, базовых представлений об организации проектной и практикоориентированной деятельности обучающихся экономического профиля.

Данная структура компетенций выступает основой для выявления отраслевых компетенций и формирование в соответствии с ними содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

Отраслевые компетенции - это подготовленность и пригодность педагога полноценно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с выбранным профилем. Они предполагают способности к анализу и синтезу; навыки креативного экономического поведения; умение применять экономические знания на практике; владение экономическим мастерством, включающим знание основных экономических законов, понятий, категорий; освоение приемов целостного восприятия экономических процессов.

Процесс реализации модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления требует выполнения комплекса организационно-педагогических условий:

интеграция дисциплин психолого-педагогической и отраслевой подготовки, которая осуществляется за счет выявления междисциплинарных связей строится на основе междисциплинарного взаимодействия и взаимодополнения и обеспечивает целостность процесса формирования отраслевой компетенции педагога;

проектирование содержания обучения на основе сопряженности образовательных программ НПО. СПО. ВПО, с учетом требований работодателей и существующего опыта подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления; • формирование профессионально-образовательной среды путем обогащения педагогических форм обучения задачами реальной экономической и управленческой направленности: продуктивность экономической деятельности достигается за счет разработки и внедрения студентами реальных проектов.

Оправдаются ли все ожидания и надежды, возлагаемые на компетентностную модель подготовки специалистов для повышения качества результатов образования, пока неизвестно. Во

многом это зависит от того, как будет реализован этот подход в системе образования и как это связано с решением большого числа пока еще открытых вопросов.

Например, сумеют ли государственно-общественные объединения и академическое сообщество вузов России создать жизнеспособную схему взаимодействия с работодателями в процессе внедрения ФГОС по различным направлениям подготовки специалистов? Действительно ли заложенные во ФГОС компетенции позволят с высокой вероятностью прогнозировать будущие профессиональные успехи выпускников вузов, т.е., иными словами, обладают ли эти компетенции высокой прогностической валидностью? Правильно ли был корреспондирован таксономический ряд «знать - уметь - владеть» и перечень дисциплин в основной образовательной программе с составом компетенций по различным образовательным уровням при разработке ФГОС по разным направлениям подготовки? Произойдет ли существенная перестройка содержания и методов обучения с ориентацией на компетентностную модель подготовки специалистов? Сумеют ли вузы и структуры, занимающиеся государственной аккредитацией, создать адекватные компетентностно-му подходы системы контроля и оценки качества подготовки выпускников, обладающие высокой прогностичностью? Ответов на эти и многие другие вопросы пока не существует, их даст только многолетняя практика внедрения компетентностного подхода в отечественное образование.

В целом можно сказать, что процесс совершенствования перечней компетенций и дисциплин по различным профилям подготовки специалистов должен носить растянутый во времени характер и основываться не только на мнениях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов или работодателей, но и на опыте преподавания, анализе тенденций изменения качества образования.

Однако уже сейчас понятно, что введение компетентностного подхода серьезно затронет все компоненты процесса обучения и потребует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем. Согласно существующему законодательству, оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей репрезентивного отображения требований ФГОС в содержании аттестационных оценочных средств. Но теперь в ходе аттестации придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.

В этих условиях вузы и структуры, занимающиеся комплексной проверкой деятельности учебных заведений, не смогут ограничиться существующими и ставшими уже привычными заданиями по отдельным предметам с выбором ответов, поскольку компетенции не являются некоторым набором предметных знаний, умений и навыков. Необходимы будут новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений.

Так как в рамках компетентностного подхода результаты образования признаются значимыми после окончания обучения, то необходимы будут аттестационные тесты с высокой валидно-стью, указывающей меру вероятности прогноза успешности дальнейшей профессиональной деятельности выпускников вузов, оцениваемой путем корреляции результатов по тестам с оценками качества профессиональной деятельности выпускников, собранными на протяжении первых 2-3 лет работы. Не стоит полагать, что разработка таких измерителей - забота профессионалов. Для реализации компетентностного подхода каждому вузу придется перестраивать свою систему контроля на основе введения компетентностно-ориентированных заданий в учебный процесс.

Проблема структурирования компетенций и создания измерителей для аттестации усугубляется теми дополнительными трудностями, которые возникают при попытках оценивания компетенций.

Во-первых, компетенции - многофункциональны и надпредметны, поэтому при аттестации понадобятся комплексные измерители, требующие включения различных оценочных средств, использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам.

Во-вторых, уровень освоения компетенций во многом предопределен доминантой способностью обучаемых, что приводит к необходимости использования отдельных психодиагностических методик в процессе аттестации, не предусмотренных в нашей стране нормативными документами. О такой необходимости говорит опыт многих зарубежных стран, где психологи участвуют в оценивании компетенций в образовании.

В заключение можно отметить, что наиболее востребованными становятся гибкие специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить. Кроме того, на современном рынке труда важны умение работать в стрессовой ситуации, управлять своим рабочим временем, проводить переговоры, представлять широкой публике свой продукт (услуги) и т.д.

Традиционный подход к высшему образованию, ориентированный на решение одной задачи - обучить молодого человека определенной специальности - уже устарел.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Быданова Е. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Вопросы экономики. 2007. № 4. .

2. Зеер Э.Ф. Методологические основания развивающегося профессионального образования, Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2007.

3. Зеер Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2007.

4. Кузина Е.А. К вопросу о компетентностном подходе в профессиональном образовании // Вестник. Екатеринбург, 2009.

5. Мокроусова О.А. Инновационное развитие образовательных систем, Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2007.

6. Осипова И.В., Тарасюк О.В.Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Екатеринбург, 2009.

7. Царапкина Ю.М. О формировании профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник. Екатеринбург, 2009.

8. Югова Е.А. К вопросу о разработке содержания нового стандарта профессионально-педагогического образования, Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2007.

Л.Н. Майорова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В любом энциклопедическом словаре можно найти трактовку таких понятий, как «экономика» и «демография». Но не случайно ли такое понятие, как «демография», попало в экономический словарь. Он дает следующее определение данному понятию - это наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и их зависимость от социально-экономических, исторических и других факторов1. Очевидно, что это не случайно. Статистические справочники различных стран начинаются с данных, характеризующих динамику численности населения этой страны, поскольку эти показатели тесно связаны с экономическим развитием любого государства.

Население любой страны постоянно меняется как по численности, так и по возрастной, половой и профессиональной структуре. Поэтому в статистике выделены несколько специальных разделов, которыми проводится постоянное изучение динамики населения страны и ее регионов. Демографическая статистика ложится в основу экономических расчетов, хозяйственных планов, начиная с конкретных предприятий до экономики государства в целом.

1 Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.