Научная статья на тему 'Структура и содержание отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения'

Структура и содержание отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ) / ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / BACHELOR OF VOCATIONAL EDUCATION (ECONOMY AND MANAGEMENT) / PROFESSIONAL (BRANCH) COMPETENCES / MODEL OF BRANCH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Наталья Искандарьевна

Проблема совершенствования подготовки будущих бакалавров профессионального обучения актуализируется в связи с переходом на уровневую систему подготовки и вводом в действие стандартов третьего поколения. Будущий бакалавр профессионального обучения (экономика и управление) должен обладать комплексом профилированных (отраслевых) компетенций и владеть профессией «бухгалтер», имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО, чтобы осуществлять качественную подготовку профессиям и специальностям экономического профиля в названных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Наталья Искандарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of perfection of preparation of the future bachelors of vocational training is staticized in connection with transition to system of levels of preparation and commissioning of standards of the third generation. The future bachelor of vocational training (economy and management) should possess a complex branch the competence and own the trade "bookkeeper" having interbranch, base character for trades of initial vocational training and specialities of average vocational training, to carry out qualitative preparation to trades and specialities of an economic profile in the named establishments.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЗЫРЯНОВА Н.И.

Проблема совершенствования подготовки будущих бакалавров профессионального обучения актуализируется в связи с переходом на уровневую систему подготовки и вводом в действие стандартов третьего поколения. Будущий бакалавр профессионального обучения (экономика и управление) должен обладать комплексом профилированных (отраслевых) компетенций и владеть профессией «бухгалтер», имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО, чтобы осуществлять качественную подготовку профессиям и специальностям экономического профиля в названных учреждениях.

The problem of perfection of preparation of the future bachelors of vocational training is staticized in connection with transition to system of levels of preparation and commissioning of standards of the third generation. The future bachelor of vocational training (economy and management) should possess a complex branch the competence and own the trade "bookkeeper" having interbranch, base character for trades of initial vocational training and specialities of average vocational training, to carry out qualitative preparation to trades and specialities of an economic profile in the named establishments.

Трансформационные процессы, происходящие в России и острая потребность в квалифицированных кадрах обусловили необходимость подготовки в системе начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) работников нетехнического профиля в целом и экономического, в частности. В системе профессионально-педагогического образования возникли предпосылки для формирования нового направления -высшего профессионально-педагогического образования по экономике и управлению (В.А. Федотов).

Мы считаем, что высшее профессионально-педагогическое образование (экономика и управление) - это элемент системы профессионально-педагогического образования, интегрирующий в себе педагогическую и экономическую составляющие. Это позволяет определить цель системы высшего профессионально-педагогического образования (экономика и управление) - подготовка специалистов по обучению экономическим компетенциям учащихся по родственным профессиям и специальностям экономического профиля в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а так же в службе занятости населения.

Следует заметить, что экономическая подготовка педагогов профессионального обучения является обязательной и важной составляющей в любой образовательной отрасли профессионально-педагогического образования (Л.П. Пачикова, А.А. Пятышкин, Л.Д. Старикова и др.). В тоже время экономическая подготовка педагогов профессионального обучения по экономике и управлению подчинена формированию специфических типологических качеств экономико-педагогической направленности. Здесь мы подразумеваем формирование профессиональных качеств личности, обеспечиваемое отраслевой подготовкой.

В современных условиях отраслевая подготовка должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода (А. Шелтен, Л.К. Гейхман, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) Мы считаем, что отраслевая подготовка будущих бакалавров профессионального обучения должна быть направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных, отраслевых компетенций.

Основой для разработки структуры компетентностной характеристики будущих бакалавров профессионального обучения (рис. 1) послужили работы: Ф. Бендера, Б. Вайденманна, Л.Д. Гительмана, Д.П. Заводчикова, Э.В. Зиминой, Э.Ф. Зеера, А.П. Исаева, М.Л. Левицкого, А.М. Павловой, Ж.Ф.

Пановой, В.Л. Римского, А. Шелтена и др.)

Рис. 1. Компетентностная характеристика будущего бакалавра профессионального обучения (экономика и управление)

Обоснование предложенной компетентностной характеристики основано на следующих положениях:

- высококачественная отраслевая подготовка будущего бакалавров профессионального обучения должна быть направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций;

- универсальные (базовые, общие, надпрофессиональные и т.д.) компетенции обеспечивают фундаментальность профессионально-педагогического образования, определяют инвариант содержания образования, обеспечивают профессиональную гибкость бакалавра и поэтому не являются узкоспециализированными. Они многофункциональны, поскольку позволяют студенту решать проблемы из разных сфер жизни, они способствуют его становлению и определяют стартовые возможности в успешности деятельности. Экономические компетенции, включаемые в этот блок направлены на формирование экономического мышления и экономической культуры. Чтобы соотнести предлагаемую модель с требованиями ФГОС по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) необходимо универсальные компетенции назвать общекультурными;

- профессиональные компетенции относятся к конкретной сфере деятельности. Они подразделяются на общепрофессиональные и отраслевые (специальные). Общепрофессиональные компетенции (общенаучные, социально-личностные, экономические) обеспечивают подготовленность выпускника к решению той совокупности профессиональных задач, которые должен уметь решать бакалавр профессионального обучения с высшим образованием независимо от профиля подготовки. Экономические общепрофессиональные компетенции инвариантны к области деятельности, относятся к организации работы коллектива, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества продукции и т.д. Отраслевые (специальные) компетенции

- знания и навыки, связанные с спецификой подготовки и применимые только в сферах профессионально-педагогической деятельности, осуществляемых бакалаврами профессионального обучения. Экономические отраслевые компетенции - это компетенции отражающие специфику деятельности бакалавра профессионального обучения (экономика и управление), включающую комплексы предметного экономического и управленческого содержания, набор специальных методов, профессиональных приемов и средств организации экономической и управленческой подготовки, базовые представления об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля;

- формирование профессиональных компетенций должно быть практикоориентированным. Это будет способствовать успешной профессиональной адаптации будущих бакалавров профессионального обучения по экономике и управлению.

Обозначенная структура компетенций определена конкретно безотносительно к образовательной отрасли. В состав направления 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) входит 14 профилей, одним из которых является профиль «экономика и управление». В этой связи актуальной становится проблема выявления отраслевых компетенций и в соответствии с ними формирования содержания отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения (экономика и управление).

Проведенное анкетирования работодателей позволило составить описание востребованного компетентностного профиля выпускника, с учётом требований федерального государственного стандарта по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), кадровых потребностей работодателя и собственных соображений.

Под компетентностным профилем выпускника, мы понимаем, набор компетенций необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Следует отметить, что на наборе компетенций в первую очередь отражаются должностные обязанности работника.

Основой для разработки компетентностного профиля выпускника, на наш взгляд, в дальнейшем могут стать профессиональные стандарты. Профстандарты позволяют однозначно установить, соответствует ли определенному уровню специалист в данной конкретной области.

Важной составляющей отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения (экономика и управление), на наш взгляд, является освоение профессии служащего в процессе обучения в профессионально-педагогическом вузе. Поэтому с целью выявления отраслевых компетенций были проанализированы перечни профессий НПО и специальностей СПО, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году.

Анализ учебно-методической документации позволил выявить общее предметное поле, определяющее ключевые отраслевые профессиональные компетенции будущих бакалавров профессионального обучения экономического профиля. Предметное поле для профессий системы НПО представлено сквозными дисциплинами:

- основы деловой культуры;

- основы делопроизводства;

- основы экономики организации;

- финансы, денежное обращение и кредит; основы бухгалтерского учета, налогообложения и аудита;

- основы маркетинга; основы менеджмента.

Для специальностей СПО к числу таких дисциплин, формирующих общее предметное поле относятся: экономика организации; менеджмент; статистика; информационные технологии в профессиональной деятельности; документационное обеспечение управления; правовое обеспечение профессиональной деятельности; финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет; налоги и налогообложение; аудит.

Следовательно, чтобы осуществлять теоретическую подготовку по профессиям и специальностям НПО и СПО, будущий бакалавр профессионального обучения экономического профиля должен обладать таким комплексом профилированных (отраслевых) специализированных компетенций, который бы обеспечивал его готовность преподавать названные выше дисциплины в учреждениях НПО и СПО.

Другой важной составляющей учебного процесса и педагогической деятельности будущих бакалавров профессионального обучения является практическое обучение профессии (специальности) учащихся в системах НПО и СПО. Оно требует специальных практикоориентированных отраслевых компетенций - готовности педагога (бакалавра) самому продемонстрировать обучаемым умение выполнять ключевые функции по всему спектру названных выше профессий и специальностей и способности научить этому других.

Точно также, как общее предметное поле определяет ключевые теоретические отраслевые про-

фессиональные компетенции, общие межпрофессиональные функции определяют ключевые практические отраслевые профессиональные компетенции будущих бакалавров профессионального обучения. А поскольку их формирование осуществляется при прохождении ими практик и в процессе обучения рабочей профессии, постольку существует проблема выбора последней.

Наиболее емкой, имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО экономического профиля является профессия «бухгалтер». Именно в ней сконцентрированы ключевые практические отраслевые профессиональные компетенции, необходимые будущему бакалавру профессионального обучения. Данный вывод подтверждают результаты опроса работодателей, преподавателей и выпускников университета, а также заключения экспертов.

Определившись с компетенциями, далее следует разработать основную образовательную программу подготовки будущих бакалавров профессионального обучения по направлению 051000 - Профессиональное обучение (экономика и управление) в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (разделы 6, 7).

Дисциплины, отражающие специфику и составляющие концептуальную основу отраслевой подготовки будущего бакалавра профессионального обучения (экономика и управление) представлены в профессиональном цикле (табл. 1).

Таблица 1. Профессиональный цикл подготовки будущего бакалавра

Наименование дисциплины Зачетные единицы Часы Форма аттестации

Базовая (общепрофессиональная) часть 45 1584

Введение в профессионально-педагогическую специальность 2 72 Зачет

Психология профессионального образования 3 108 Экзамен

История педагогики и философии образования 2 72 Зачет

Общая и профессиональная педагогика 5 180 Экзамен

Педагогические технологии 2 72 Зачет

Методика воспитательной работы 3 108 Зачет

Методика профессионального обучения 8 288 Экзамен

Безопасность жизнедеятельности 3 72 Зачет

Практическое(производственное) обучение 17 612 Экзамен

Вариативные дисциплины 28 1008

Экономика отраслевых рынков 2 72 Зачет

Финансы, денежное обращение и кредит 3 108 Зачет

Маркетинг 3 108 Зачет

Менеджмент 4 144 Экзамен

Бухгалтерский учет и аудит 4 144 Экзамен

Планирование на предприятии 3 108 Экзамен, курсовая работа

Налоги и налогообложение 3 108 Зачет

Государственное регулирование экономики 2 72 Зачет

Экономика и организация труда 4 144 Экзамен, курсовая работа

Дисциплины по выбору 15 540

Организация бизнеса Муниципальная экономика Банковское дело 3 108 Экзамен, курсовая работа

Налоговое право Муниципальное право Казначейское дело 2 72 Экзамен

Основы инвестирования Государственное и муниципальное управление Таможенное дело 2 72 Зачет

Таможенное дело Региональная экономика Страховое дело 2 72 Экзамен

Документационное обеспечение профессиональной деятельности Делопроизводство и документоведение 2 72 Зачет

Трудовое право 2 72 Зачет

Наименование дисциплины Зачетные единицы Часы Форма аттестации

Административное право

Гражданское право Конституционное право 2 72 Зачет

Факультативы 2 72

НИРС 2 72 Зачет

В таком наборе базовая часть реализовывалась с 2000 года в образовательных программах подготовки специалистов - педагогов профессионального обучения и подтвердила свою жизнеспособность на практике.

Таким образом, в ходе проведения исследования была разработана модель отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения по экономике и управлению спроектированная на основе компетентностной характеристики будущего бакалавра профессионального обучения (экономика и управление). Особенностями предлагаемой модели являются: интеграция экономической (отраслевой) и психолого-педагогической (общепрофессиональной) составляющих; сопряженность образовательных программ НПО-СПО-ВПО экономического профиля; доминирование экономической составляющей подготовки в учебной и профессиональной деятельности; создание образовательной среды, предназначенной для формирования практико-ориентированных умений (освоение емкой, имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО экономического профиля профессии «бухгалтер»).

Разработанное научно-методическое сопровождение отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения (экономика и управление) в настоящее время явилось основой для разработки основных образовательных программ подготовки бакалавров экономического профиля в профессионально-педагогических вузах, входящих в состав УМО по ППО.

Библиографический список:

1. Зырянова, Н.И. Модель многоуровневой непрерывной подготовки по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе [Текст] // Образование и наука. - 2008. - № 3(15). -С. 9-14.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования» от 28 сентября 2009 №354.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования» от 28 сентября 2009 №355.

4. Романцев, Г.М., Федоров, В.А., Чапаев, Н.К. Интернатура как необходимая составляющая уровней подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств [Текст]. // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2009. - Вып. 10(67). - С. 3-12.

5. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития [Текст]. // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - Вып. 9 (57). - С. 127-134.

6. Федоров, В.А., Фалько, В.П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 10. - С. 106-117.

Ключевые слова: бакалавр профессионального обучения (экономика и управление), отраслевые компетенции, модель отраслевой подготовки.

Keywords: bachelor of vocational éducation (economy and management), professional (branch) compétences, model of branch training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.