Научная статья на тему 'Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения'

Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / инновации / методы обучения / компетентностный подход / professional education / innovation / training methods / competence approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головин С.С.

В статье обосновывается необходимость внедрения инновационных методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the need to introduce innovative teaching methods in the conditions of the implementation of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения»

ОБРАЗОВАНИЕ Головин С.С.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

ОБУЧЕНИЯ

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Ключевые слова: профессиональное образование, инновации, методы обучения, компетентностный подход.

Аннотация: в статье обосновывается необходимость внедрения инновационных методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода.

Keywords: professional education, innovation, training methods, competence approach.

Abstract: The article proves the need to introduce innovative teaching methods in the conditions of the implementation of the competence approach.

В настоящее время, в условиях реформирования отечественной системы образования, все большее значение имеют различные инновационные процессы.

Инновационная деятельность в широком смысле подразумевает ряд взаимосвязанных видов работ, комплекс которых гарантирует возникновение действительных инноваций. Примером служат:

- научно-исследовательская деятельность (результатом является реализация действительных инноваций: разработка нововведений, ноу-хау, различных изобретений и пр.);

- проектная деятельность (разработка на базе научных знаний инновационных проектов);

- образовательная деятельность (направление развития профессиональных навыков и опыта с целью реализации инновационных проектов).

Таким образом, можно сделать вывод, что «инновационное образование» на современном этапе - это образование, способное к саморазвитию, что приводит к совершенствованию всей системы образования, т.е. развивающее и развивающееся образование.

Итак, к инновационным способам организации обучения в системе отечественного профессионального обучения можно отнести:

- метод проектов. Данный метод позволяет студентам развивать и

укреплять свои теоретические знания при практических разработках, нарабатывая опыт.

- метод сотрудничества и кооперирования. Данный метод позволяет нарабатывать и укреплять исследовательский, поисковый способ развития; применение мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и т.д. позволяет повышать уровень теоретических и практических знаний исследовательским путем, что способствует накоплению опыта.

Для студента ВУЗа - как будущего специалиста - важны осознание необходимости развития и желание самосовершенствования и самореализации. Поэтому необходимость внедрения инновационных методов обучения является не только стимулом к повышению качества собственных знаний, но и максимизация собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Для повышения эффективности обучения и заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний в системе профессионального образования, нами предлагается, введение следующих компонентов на протяжении всего периода обучения. Начиная с первого курса, студентам предлагается вести дневник достижений, так называемое, портфолио достижений. Этот способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Конечно, базисным является традиционное обучение, однако, с применением компьютерных технологий (тестирование, различные тренажеры и пр.), позволяющее моделировать различные практические аспекты профессиональной деятельности. И, естественно, в заключение обучения происходит комплексная демонстрация студентом полученных умений и навыком на рабочем месте.

Проведение занятий в виде «мозгового штурма» помогает решить несколько задач: применяется метод, используемый в профессиональной деятельности будущего выпускника, экспертные группы при помощи рабочих версий анализируют самые разнообразные идеи с доказательствами важность и значимости придуманной или реальной ситуации, также получают опыт организации и проведения инновационного занятия.

При использовании такой формы, как учебное моделирование научного исследования, студенты применяют полученные знания и навыки по методике сбора данных, их анализа, а также осваивают исследовательские процедуры.

Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе

стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами, а также мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.

Рис. 1. Компетенции выпускника по направлению подготовки

Применение в процессе обучения таких основных интерактивных методов обучения, как разнообразные творческие задания, работа в малых группах, различные образовательные игры, экскурсии, внеаудиторные методы обучения, также способствует развитию потенциала обучающихся, росту их кругозора, как в общекультурной, как и в профессиональной сфере.

Конечно, нельзя забывать о том, что одним из самых значимых критериев успешного обучения студента как будущего профессионала

является его желание, стремление и заинтересованность в обучении. Поэтому психологическими условиями успеха работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий во время обучения, в том числе для самостоятельной работы, а также вовлеченность студентов в формируемую деятельность будущей специальности.

Отечественная система образования предполагает развитие у студентов, будущих специалистов, компетенций в области своей специальности (Рисунок 1), являясь фундаментом профессионализма и стимулом для дальнейшего совершенствования в своей профессии. Применение инновационных методов обучения при компетентностном подходе позволяет повысить качество знаний и заинтересованности студентов к обучению.

Таким образом, инновационные технологии представляют собой систему методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии студента в современных социокультурных условиях. Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы российского образования.

Список литературы

1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Институциональные доминанты интеграции науки, бизнеса и образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 8-13.

2. Бурова Л.С. Перспективы построения исследовательской и научной работы бакалавров педагогического вуза: к постановке проблемы исследования // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 89-93.

3. Голубь М.С. Интегрированный подход в рамках инклюзивного образования дошкольников // Успехи современной науки и образования. 2016. № 2. С. 59-61.

4. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.

5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. 2015. С. 201-203.

Жигулин А.А.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: право, сознание, молодежь, правовое поведение, правовая культура, правовые отношения, правовое сознание.

Аннотация: статья посвящена характеристике и специфике правового сознания современной молодежи как внешнего проявления внутренних побуждений личности, выраженных в мотивах поведения, и являющихся способом реализации правовой культуры.

Keywords: of justice, youth, legal behavior, legal culture, legal relations, legal consciousness.

Abstract: the article is devoted to the specifics and legal consciousness of today's youth as an external manifestation of the internal impulses of the individual expressed in the motives, and is a way of realization of the legal culture.

Исходя из общих подходов, содержащихся в современной науке, правовое сознание молодежи, как субъекта правовых отношений, представляет собой способность отражать существующие теоретические идеи, взгляды, нормы, представления, а также реальные процессы, происходящие в правовой сфере. Однако эта способность имеет существенную специфику, связанную с тем обстоятельством, что молодежь является не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений. Следовательно, и ее правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Это проявляется, как в структуре правосознания, так и в степени зрелости и устойчивости ее составных элементов. В групповом и в индивидуальном правосознании молодежи часто наблюдается разрыв между теоретическими представлениями и практическим опытом, явления аномии в нормативных структурах, противоречия в мотивационной сфере и многие другие проявления, свидетельствующие о недостаточной его зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.