Научная статья на тему 'Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена'

Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION / EDUCATION / SCIENCE / TEACHING METHODS / EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Мычка Светлана Юрьевна

В данной работе рассматриваются методы повышения качества обучения в системе среднего профессионального образования путем применения инновационных способов. Одним из инструментов повышения качества среднего профессионального образования является инновационный потенциал, реализация которого в результате системного взаимодействия с наукой и бизнесом позволит повысить инновационную активность основных компонентов национальной инновационной системы. Последняя, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Основными методами внедрения и реализации инновационных преобразований в образовательном учреждении при подготовке специалистов среднего звена являются такие способы, как разработка и реализация инновационных образовательных программ, совершенствование педагогических технологий, совокупность методов, приемов и средств обучения, технологическое и организационное обеспечение и др. В работе авторами предложены основные инновационные методы обучения с указанием практической значимости рассмотренных образовательных инноваций в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена в условиях современной постоянно модернизирующейся системы образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Мычка Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of innovative teaching methods in the implementation of training programs for mid-level professionals

This paper discusses methods of improving the quality of teaching in secondary vocational education through innovative methods. One of the tools to improve the quality of secondary vocational education is the potential for innovation, the implementation of which is the result of systemic interaction with science and business will improve innovative activity main components of the national innovation system. The latter, in turn, will ensure the competitiveness of the national economy in the global market. The main methods of introduction and implementation of innovative reforms in the educational institution in the preparation of mid-level specialists are processes such as the development and implementation of innovative educational programs, improvement of educational technology, a set of methods, techniques and training aids, technological and organizational support, and others. In this paper the authors proposed the main innovative teaching methods with an indication of the practical significance of educational innovation considered in the implementation of training programs for mid-level professionals in today's constantly modernizing the education system in Russia.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-05/ Дата публикации: 1.11.2015

УДК?* 47-52. М. А. Шаталов, С. Ю. МычкА

Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена

В данной работе рассматриваются методы повышения качества обучения в системе среднего профессионального образования путем применения инновационных способов. Одним из инструментов повышения качества среднего профессионального образования является инновационный потенциал, реализация которого в результате системного взаимодействия с наукой и бизнесом позволит повысить инновационную активность основных компонентов национальной инновационной системы. Последняя, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Основными методами внедрения и реализации инновационных преобразований в образовательном учреждении при подготовке специалистов среднего звена являются такие способы, как разработка и реализация инновационных образовательных программ, совершенствование педагогических технологий, совокупность методов, приемов и средств обучения, технологическое и организационное обеспечение и др. В работе авторами предложены основные инновационные методы обучения с указанием практической значимости рассмотренных образовательных инноваций в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена в условиях современной постоянно модернизирующейся системы образования России.

Ключевые слова: инновации, образование, наука, методы обучения, эффективность образования

Perspectives of Science & Education. 2015. 5 (17)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-05/ Accepted: 19 September 2015 Published: 1 November 2015 No. 5 (17). pp. 47-52.

M. A. shatalov, s. Y. Mychka

The introduction of innovative teaching methods in the implementation of training programs for mid-level professionals

This paper discusses methods of improving the quality of teaching in secondary vocational education through innovative methods. One of the tools to improve the quality of secondary vocational education is the potential for innovation, the implementation of which is the result of systemic interaction with science and business will improve innovative activity main components of the national innovation system. The latter, in turn, will ensure the competitiveness of the national economy in the global market. The main methods of introduction and implementation of innovative reforms in the educational institution in the preparation of mid-level specialists are processes such as the development and implementation of innovative educational programs, improvement of educational technology, a set of methods, techniques and training aids, technological and organizational support, and others. In this paper the authors proposed the main innovative teaching methods with an indication of the practical significance of educational innovation considered in the implementation of training programs for mid-level professionals in today's constantly modernizing the education system in Russia.

Keywords: innovation, education, science, teaching methods, the effectiveness of education

ступление Российской Федерации на путь инновационного развития экономики обусловил модернизацию всех отраслей, в том числе и образовательной сферы. Бизнес-структуры, внедряющие в свою деятельность инновационные разработки, активно используют достижения науки, что является движущей силой для продвижения России по пути инновационного развития. Поэтому в условиях инновационной экономики необходимы преобразования в системе образования [1].

Экономическое развитие государства невозможно без науки и образования, выступающих основными генераторами инновационных идей. Альянс науки и образования является базисом для эффективного развития материальной сферы экономики.

Цель любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности, а ее показателем служит позитивный результат, который сегодня в профессиональном образовании рассматривается через качественную подготовку специалиста. Система среднего профессионального образования не является исключением, а инновации являются неотъемлемой ее частью [2].

В настоящее время в системе российского образования в рамках разработок, внедрения и реализации инновационных процедур существует ряд проблем, которые связаны с определенными условиями существующей системы образова-

ния, которые своевременно необходимо решать с целью повышения качества образовательных услуг и качества обучения в целом.

Так, для решения указанных проблем, нами предлагается, некоторые рекомендации, которые, возможно, послужат вспомогательным средством для достижения повышения инновационного потенциала отечественного образования при реализации программ подготовки специалистов среднего звена.

Одним из инструментов повышения качества системы среднего профессионального образования выступает инновационный потенциал, внедрение и реализация которого в результате взаимодействия с наукой и бизнесом (также в качестве потенциальных работодателей) позволит повысить активность в рамках инновационных разработок основных компонентов национальной инновационной среды, которые, в свою очередь, обеспечат конкурентоспособность отечественной экономики на мировой арене.

Анализ различных подходов к содержанию понятия «инновационный потенциал» позволил сделать вывод о том, что инновационный потенциал рассматривается как [3]: а) характеристика совокупности его ресурсов, способностей и возможностей; б) система, элементами которой выступают ресурсы, способности и возможности, основанные на их системном свойстве - трансформировать систему в новое качественное состояние (см. рис. 1).

Интеграция

ВХОД Инновационные

ресурсы и инновационные

возможности образовательного учреждения

Инновационный потенциал ссуза

инновационног о потенциала

наука бизнес

Инновационная активность ссуза

ВЫХОД Конкурентос пособность инновационн

ого потенциала

Рис. 1. Механизм реализации инновационного потенциала

Как было отмечено выше, в настоящее время, в условиях реформирования отечественной системы образования, все большее значение имеют различные инновационные процессы.

Инновационная деятельность в широком смысле подразумевает ряд взаимосвязанных видов работ, комплекс которых гарантирует возникновение действительных инноваций. Примером служат [4]:

- научно-исследовательская деятельность (результатом является реализация действительных инноваций: разработка нововведений, ноу-хау,

различных изобретений и пр.);

- проектная деятельность (разработка на базе научных знаний инновационных проектов);

- образовательная деятельность (направление развития профессиональных навыков и опыта с целью реализации инновационных проектов).

Таким образом, можно сделать вывод, что «инновационное образование» на современном этапе - это образование, способное к саморазвитию, что приводит к совершенствованию всей системы образования, т.е. развивающее и развивающееся образование [5].

При этом к инновационным способам организации обучения в системе среднего профессионального обучения можно отнести:

- метод проектов. Данный метод позволяет студентам развивать и укреплять свои теоретические знания при практических разработках, нарабатывая опыт.

- метод сотрудничества и кооперирования. Данный метод позволяет нарабатывать и укреплять исследовательский, поисковый способ развития; применение мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и т.д. позволяет повышать уровень теоретических и практических знаний исследовательским путем, что способствует накоплению опыта.

Для повышения эффективности обучения и заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний в системе среднего профессионального образования, нами предлагается введение следующих компонентов на протяжении всего периода обучения (см. рис. 2). Начиная с первого курса, студентам предлагается вести дневник достижений, так называемое, портфолио достижений. Этот способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Конечно, базисным является традиционное обучение, однако, с применением компьютерных технологий (тестирование, различные тренажеры и пр.), позволяющих моделировать различные практические аспекты профессиональной де-

гается описание конкретной ситуации, которую они должны осмыслить. При этом данное описание отражает определенную теоретическую и практическую проблематику, но и аккумулирует определенный комплекс полученных студентами знаний за время обучения. Отметим, что сама проблема не имеет однозначных и односторонних решений, что еще больше заставляет студентов искать более изощренные пути решения данной задачи, применяя все свои приобретенные знания и умения. Поэтому при решении кейс-стади несколько правильных вариантов выхода из данной проблемы могут по-соперничать друг с другом по истинности [7].

Отметим немало важный метод инновации, необходимый для внедрения в рамки программы подготовки специалистов среднего звена,- это информатизация образовательного учреждения [8]. На рисунке 3 отражены основные задачи оснащения образовательного учреждения информатизационными технологиями. Данный метод позволяет не только модернизировать информационную среду системы среднего профессионального образования, но и «держать» студентов в курсе последних информационных разработок в области изучаемой профессии.

Применение в процессе обучения таких основных интерактивных методов обучения, как разнообразные творческие задания, работа в малых группах, различные образовательные

Рис. 2. Некоторые компоненты совершенствования обучения в системе среднего профессионального образования

ятельности. И, естественно, в заключении обучения происходит комплексная демонстрация студентом полученных умений и навыком на рабочем месте [6].

Также необходимо отметить такой инновационный метод обучения, как метод «Case-study». Метод кейс-стади может быть назван методом анализа и решения конкретных ситуаций. Сущность метода очень проста: учащимся предла-

игры, экскурсии, внеаудиторные методы обучения, также способствует развитию потенциала обучающихся, росту их кругозора, как в общекультурной, как и в профессиональной сфере.

Также отметим, некоторые этапы, которые проходит образовательное учреждение в рамках перехода к режиму инновационных реформ [9]:

1. Осознание важности, необходимости и обязательности инновационных преобразований.

2. Формирование команды (не только из административного (менеджерского) состава), а, скорее, неких «идейных вдохновителей», способных качественно и эффективно осуществлять инновационное реформирование.

3. Наличие мотивации и готовности преподавательского состава к осуществлению инноваци-

онной деятельности.

4. Проблемный анализ образовательного учреждения (выявление существующих в ссузе проблем и разработка мероприятий по устранению данных негативных моментов).

5. Разработка проектной идеи совершенствования образовательной организации, под-

Рис. 3. Основные задачи оснащения системы СПО информационными и коммуникационными технологиями

разумевающая выбор объекта модернизации, который должен исходить от необходимости конкретного образовательного учреждения и быть понятен всем участникам образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих процедур по реализации разработанной идеи (выработка конкретного плана или программы достижения).

7. Мониторинг первых шагов по реализации идеи с целью управления и коррекции (при необходимости) последующих координирующих действий.

Подытожив вышеизложенное, отметим, что основными методами внедрения и реализации инновационных преобразований в образовательном учреждении при подготовке специалистов среднего звена можно выделить следующие:

- разработка и реализация инновационных образовательных программ;

- совершенствование педагогических технологий;

- совокупность методов, приемов и средств обучения;

- технологическое и организационное обеспечение.

В процессе научного исследования мы систематизировали процесс внедрения инноваций, который представлен наглядно на рисунке 4.

Так, основными показателями оценивания нововведений в образовательном учреждении можно назвать [10]:

- общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

- полезность (практическая значимость инновационных процессов);

- реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов);

- методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика);

- возможность освоения инноваций потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).

Также отметим, что внедрение и реализация инноваций в образовательный процесс при реализации программы подготовки специалистов среднего звена пока не имеют системного характера. В связи с этим данные механизмы все еще находятся на ступени новшеств и нововведений. Существует ряд факторов, препятствующих активизации инновационных процессов в отечественном образовании:

1. Отсутствие или весьма малая доля квалифицированных специалистов в области разработки учебно-методического обеспечения в системе среднего профессионального образования.

2. Отсутствие или малая доля специалистов в области разработок инноваций для внедрения в образовательный процесс.

3. Отсутствие единой информационной базы, а также механизма распространения разработок в области образовательных инноваций на всех уровнях.

Рис. 4. Схема реализации инноваций в образовательном процессе посредствам внедрения новых образовательных услуг

4. Слабая система подготовки руководителей органов образования, способных квалифицированно внедрять инновационные процедуры в образовательный процесс.

Указанные факторы в большинстве своем обусловлены низкой оценкой роли образовательного процесса в рамках развития гражданского общества, воспитания толерантности, а также низким уровнем внимания к нуждам образования, в том

числе в системе среднего профессионального образования, на всех уровнях власти [11].

Таким образом, применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы российского образования.

ЛИТЕРАТУРА

Сироткина Н.В., Ахенбах Ю.А. Научно-производственные кластеры: теория и практика управления российскими регионами. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. 533 с.

Бозиев Р.С. Инновационные процессы в национальном образовании// Педагогика: научно-теоретический журнал. 2006. №3. С.29-39.

Ракутько С.Ю. Методы оценки инновационного потенциала вуза // Труды вольно-экономического общества России. 2010. Т. 137. С. 764-767.

Шабарова М.Н. Образовательные технологии среднего профессионального образования // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 91-92.

Иголкин И.С., Шаталов М.А. Совершенствование механизма интеграции образовательных структур в условиях развития регионального рынка ВПО // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 2. С. 25-29.

Остапенко Р.И. Управление учебно-исследовательской деятельностью студентов вузов посредством самодиагностики // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 2 (14). С. 24-29.

Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования // Смальта. 2014. № 5. С. 113-114.

Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.

Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Формирование механизма интеграции образовательных структур на основе кластерного подхода // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2014. № 11. С. 5-10.

10. Мычка С.Ю. Кластер как приоритетная форма интеграции науки, бизнеса и образования // Территория науки. 2014. № 3. С. 9-12.

11. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Диверсификация как форма интеграции в высшем профессиональном образовании // Территория науки. 2013. № 1. С. 5-8.

1. Sirotkina N.V., Ahenbah Y.A. Nauchno-proizvodstvennye klastery: teorija i praktika upravlenija rossijskimi regionami [Scientific and industrial clusters: the theory and practice of management Russian regions]. Voronezh, Science Book Publ., 2012. 533 p.

2. Boziev R.S. Innovative processes in the national education. Pedagogika: nauchno-teoreticheskijzhurnal - Psychology: Research and theoretical journal, 2006, no. 3, pp. 29-39 (in Russian).

3. Rakutko S.Y. Methods for assessing the innovation potential of the university. Trudy vol'no-jekonomicheskogo obshhestva Rossii - Proceedings of the Free Economic Society of Russia, 2010, T. 137, pp. 764-767 (in Russian).

4. Shabarova M.N. Educational Technology of secondary vocational education. Uspehi sovremennogo estestvoznanija - The successes of modern science, 2008. no. 4, pp. 91-92 (in Russian).

5. Igolkin I.S., Shatalov M.A. Improving the mechanism of integration of educational institutions in the conditions of the development of the regional market HPO. Finansy. Jekonomika. Strategija - Finance. Economy. Strategy, 2015. no. 2, pp. 25-29 (in Russian).

6. Ostapenko R.I. Management of teaching and research activities of university students through self. Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika - Education Management: Theory and Practice, 2014 no. 2 (14), pp. 24-29 (in Russian).

7. Mychka S.Y., Shatalov M.A. The use of "case studies" in the system of secondary professional education. Smal'ta - Smalt, 2014, no. 5, pp.113-114 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ostapenko R.I. Managing the process of formation of information-mathematical competence of university students through self. Gosudarstvennyj sovetnik - The State Counsellor, 2014, no. 1 (5), pp. 160-164 (in Russian).

9. Igolkin S.L., Smolyaninova I.V. Formation of the mechanism of integration of educational institutions on the basis of cluster approach. Finansy. Jekonomika. Strategija - Finance. Economy. Strategy, 2014, no. 11. pp. 5-10 (in Russian).

10. Mychka S.Y. Cluster as a priority form of integration of science, business and education. Territorija nauki - The area of science, 2014, no 3, pp. 9-12 (in Russian).

11. Ahmedov A.E., Shatalov M.A. Diversification as a form of integration in higher professional education. Territorija nauki - The area of science, 2013, no. 1, pp. 5-8 (in Russian).

REFERENCES

Информация об авторах Шаталов Максим Александрович

(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат экономических наук, начальник научно-исследовательского отдела. АНОО ВПО «Воронежский экономико-правовой институт» E-mail: amista@rambler.ru

Information about the authors

Shatalov Maksim Aleksandrovich

(Russia, Voronezh) Associate Professor, PhD in Economics Chief of the research department Voronezh Institute of Economics and Law E-mail: amista@rambler.ru

Мычка Светлана Юрьевна

(Россия, Воронеж) Старший преподаватель кафедры менеджмента АНОО ВПО «Воронежский экономико-правовой институт» E-mail: amista@rambler.ru

Mychka Svetlana Iur'evna

(Russia, Voronezh) Senior Lecturer of the Department of Management Voronezh Institute of Economics and Law E-mail: amista@rambler.ru

s2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.