Научная статья на тему 'Вебинар как элемент образовательного процесса подготовки бакалавров направления "Реклама и связи с общественностью"'

Вебинар как элемент образовательного процесса подготовки бакалавров направления "Реклама и связи с общественностью" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ / ВЕБИНАРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN TEACHING TECHNOLOGIES / ONLINE LECTURES / WEBINARS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы необходимости подготовки студентов к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде и совершенствования системы образования путем применения новых методов обучения: онлайн-лекций и вебинаров. Описаны методы использования данных инструментов в образовательном процессе, направленных по получение новых знаний, навыков и умений, получения дополнительного опыта профессиональной деятельности. Рассмотрены отличия онлайн-лекций и вебинаров от традиционных аудиторных занятий, выявлены преимущества применения образовательных вебинаров в высшей школе, описаны возможности для студентов и преподавателей направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», получаемые при использовании онлайн-лекций и вебинаров в образовательном процессе. В статье на основе проведенных исследований выявлены и описаны проблемы организации применения новых методов обучения студентов на современном уровне технического обеспечения учреждений. В заключение обосновывается необходимость применения современных коммуникационных и информационных технологий в образовательном процессе ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBINAR AS THE ELEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF PREPARING BACHELORS FOR DIRECTIONS "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS"

The article discusses the need to prepare students for professional activities in a highly developed information environment and improve the education system by applying new teaching methods: online lectures and webinars. The methods of using these tools in the educational process aimed at obtaining new knowledge, skills and abilities, obtaining additional experience of professional activity are described. Distinctions of online lectures and webinars from traditional classroom studies are highlighted, advantages of using educational webinars in higher education are revealed, opportunities for students and teachers of the direction "Advertising and public relations" obtained using online lectures and webinars in the educational process are described. In the article on the basis of the conducted researches the problems of organization of application of new methods of students' training at the modern level of technical support of institutions are revealed and described. In conclusion, the necessity of applying modern communication and information technologies in the educational process of the university is substantiated.

Текст научной работы на тему «Вебинар как элемент образовательного процесса подготовки бакалавров направления "Реклама и связи с общественностью"»

УДК 378.1: 316.4

Е. С. Егорова

кандидат экономических наук, доцент кафедра философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ВЕБИНАР КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы необходимости подготовки студентов к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде и совершенствования системы образования путем применения новых методов обучения: онлайн-лекций и вебинаров. Описаны методы использования данных инструментов в образовательном процессе, направленных по получение новых знаний, навыков и умений, получения дополнительного опыта профессиональной деятельности. Рассмотрены отличия онлайн-лекций и вебинаров от традиционных аудиторных занятий, выявлены преимущества применения образовательных вебинаров в высшей школе, описаны возможности для студентов и преподавателей направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», получаемые при использовании он-лайн-лекций и вебинаров в образовательном процессе. В статье на основе проведенных исследований выявлены и описаны проблемы организации применения новых методов обучения студентов на современном уровне технического обеспечения учреждений. В заключение обосновывается необходимость применения современных коммуникационных и информационных технологий в образовательном процессе ВУЗа.

Ключевые слова: современные технологии обучения; онлайн-лекции; ве-бинары; высшее образование.

E. S. Egorova

Candidate of Economics, associate professor Department of Philosophy and Social Communications Penza State University, Penza, the Russian Federation

WEBINAR AS THE ELEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF PREPARING BACHELORS FOR DIRECTIONS "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS"

Abstract. The article discusses the need to prepare students for professional activities in a highly developed information environment and improve the education system by applying new teaching methods: online lectures and webinars. The methods of using these tools in the educational process aimed at obtaining new knowledge, skills and abilities, obtaining additional experience of professional activity are described. Distinctions of online lectures and webinars from traditional classroom studies are highlighted, advantages of using educational webinars in higher education are revealed, opportunities for students and teachers of the direction "Advertising and public relations" obtained using online lectures and webinars in the educational process are described. In the article on the basis of the conducted researches the problems of organization of application of new methods of students' training at the modern level of technical support of institutions are revealed and described. In conclusion, the necessity of applying modern communication and information technologies in the educational process of the university is substantiated.

Key words: modern teaching technologies; online lectures; webinars; higher education.

В настоящее время, в связи с внедрением новых стандартов образования [4], перед системой высшего образования встает все более актуальная задача - подготовить студентов к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые будут использоваться в профессиональной деятельности и соответствовать современному развитию информационных технологий. В то же время происходит и обратный процесс: информационные технологии, в свою очередь, имеют огромную область применения в образовательном процессе вуза в виде реализации методов интерактивных форм обучения. Так, различные обучающие видеоролики, презентации, демонстрации с использованием возможностей электронных досок, планшетов и веб-ресурсов позволяют преподносить материал слушателям на более высоком уровне, повысить интерес обучающихся к предмету, способствовать более эффективному освоению материала, активизировать их творческие способности. Одной из таких форм обучения является вебинар.

Вебинар (веб-семинар, онлайн-семинар) в рамках образовательного процесса вуза предполагает проведение лекций, презентаций или мастер-классов в режиме реального времени (онлайн), реализуемый с помощью специальных web-технологий. Вебинар призван реализовать индивидуальное выступление ведущего (лектора) и обратную связь с аудиторией. При этом обратная связь может быть организована посредством аудио- или видеосвязи в режиме реального времени, использования электронной доски для комментариев слушателей или текстового чата, в котором они могут задавать свои вопросы или реагировать на вопросы выступающего. Различные голосования и опросы тоже могут выступать в качестве обратной связи. Данный вид работ позволит студентам направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» повышать свой профессиональный уровень не только в рамках аудиторных занятий, но и участвовать в мастер-классах и конференциях, проводимых лекторами и практиками из других городов и регионов России. Данный опыт, несомненно, будет способствовать получению профессиональных умений и навыков, а также опыта профессиональной деятельности.

Еще одним видом занятий, организуемых с помощью современных информационных технологий, является онлайн-лекция - проведение преподавателем лекции при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Данные способы преподнесения информации дают несколько вариантов использования: во-первых, прослушать лекцию в режиме онлайн, и во-вторых, ознакомиться с ней или просмотреть еще раз после проведения мероприятия в режиме оффлайн в любой удобный момент времени. Вебинар отличается от онлайн-лекции только тем, что в первом случае присутствует обратная связь с аудиторией, то есть возможность взаимосвязи и общения преподавателя и слушателя: задать вопросы, комментировать и подискутировать.

Организация и проведение онлайн-лекций и вебинаров в рамках образовательного процесса в вузе обладает рядом преимуществ:

- гибкость определения времени и места в зависимости от потребностей и возможностей слушателей, что дает дополнительные возможности привлечения к образовательному процессу лекторов, находящихся в других городах и регионах, обеспечивая интегрированный обмен знаниями между различными высшими учебными заведениями;

- возможность структурировать материалы читаемого курса;

- единство требований;

-увеличение эффективности работы лектора, выраженное в широком охвате аудитории и реализации интерактивных форм обучения;

- индивидуализация, выраженная в возможности получения обратной связи от аудитории в виде комментариев, а также возможность готовить материалы и строить процесс обучения в зависимости от потребностей обучающихся;

- возможность оперативной адаптации, выраженной также в наличии обратной связи в режиме онлайн [1, с. 9; 3, с. 192].

Также среди особенностей проведения онлайн-лекций и вебинаров можно выделить широкий спектр слушателей какого-либо курса, дисциплины. Участником образовательного процесса в этом случае может стать любой человек, независимо от ограниченности здоровья, которого интересует данное направление. Для этого совсем не обязательно являться обучающимся в определенной образовательной организации, следовательно, целевая аудитория увеличивается в разы [2, ^ 170].

Для студентов направления «Реклама и связи с общественностью» организация онлайн-занятий - это отличная возможность получить как теоретическую, так и практическую информацию, а также тенденции рекламы и PR от лучших экспертов и практиков разных областей в рамках получаемой профессии вне зависимости от их географического местоположения, познакомиться с новыми людьми и завести «полезные» контакты. В процессе обучения слушателям обычно даются ссылки на полезные ресурсы, материалы для скачивания, также можно получить запись онлайн-занятия и просмотреть ее еще раз. Основным отличием вебинара от традиционных занятий является его содержательная и методическая насыщенность, конкретность и практический характер отрабатываемых учебных вопросов. Такой подход способствует формированию у студентов профессионального интереса, активизирует участие каждого в обсуждении учебного материала. Для преподавателей вебинары позволяют собрать большую виртуальную аудиторию, среди которой будут как студенты, так и преподаватели других вузов, обмениваться опытом и наладить межвузовское взаимодействие. Вебинар является достаточно новой, развивающейся и быстро набирающей популярность в высшей школе технологией, которая позволяет объединить преподавателей и студентов, как из различных регионов страны, так и из других стран.

Однако в настоящее время российскими образовательными организациями такого рода мероприятия применяются крайне редко или не используются вовсе. Связано это, в первую очередь, с ограничениями по качеству и скорости интернет-связи, которая является залогом эффективного проведения интерактивных занятий, а также зависимость от технических средств. В ходе проведения веби-наров, онлайн-лекций и мастер классов нами были выявлены возникшие проблемы (рис. 1).

Рис. 1. Проблемы, возникшие в процессе организации и проведения веби-

наров

Как показали проведенные исследования, основной проблемой организации подобных мероприятий является их техническая реализация: качество интернет-связи, плохой звук или плохая трансляция презентации. Кроме того, 24% респондентов отметили необходимость мобильной версии для более удобного выбора времени, хотя, по мнению специалистов, подобные мероприятия лучше воспринимаются и усваиваются при просмотре на большом экране. Однако, учитывая, что онлайн-лекции можно прослушивать, надо признать актуальность данного вопроса. По нашему мнению, выявленные проблемы возможно и нужно устранить, поскольку более 90% респондентов признали важность организации подобных мероприятий для получения профессиональных знаний и навыков на более высоком уровне. Так, для студентов направления «Реклама и связи с общественностью» эффективность вебинаров была оценена с помощью тестов: до и после обучения проводились контрольные тесты, результаты которых позволили проанализировать, насколько решены поставленные педагогические задачи и как изменились компетенции обучаемых в результате проведения вебинара.

Процесс обучения студентов направления «Рекламы и связей с общественностью» должен быть в максимальной степени ориентирован на будущую деятельность, и та информация, которую они получают в данном процессе, должна способствовать подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. По нашему мнению, именно интерактивные методы обучения с использованием современных коммуникационных и информационных технологий будут способствовать решению поставленных перед современным вузом задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мычка С.Ю. Интерактивные методы обучения в системе инновационного развития образования / С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. — Н. Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2016. — С. 65-67.

2. Мычка С.Ю. Онлайн формы обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов / Материалы Международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. — С. 169-17З.

3. Мычка С.Ю. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования / С.Ю.Мычка, М.А. Шаталов // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2016. — № 1 (3). — С. 1189-1193.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/92 (дата обращения 29.07.2018).

REFERENCES

1. Mychka S.Iu., Shatalov M.A. Interaktivnye metody obucheniia v sisteme innovatsion-nogo razvitiia obrazovaniia [Interactive methods of training in the system of innovative development of education] Innovatsionnye podkhody k resheniiu professional'no-pedagogicheskikh problem: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. [Innovative approaches to the solution of professional and pedagogical problems: the collection of articles on materials All-Russian conference]. Nizhny Novgorod, FGBOU VO «Nizhegorodskii gosudarstvennyi pedagog-icheskii universitet imeni Koz'my Minina» Publ., 2016, pp. 65-67.

2. Mychka S.Iu., Shatalov M.A. Onlain formy obucheniia dlia lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Online of form of education for persons with limited opportunities

of health] Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Kompleksnoe so-provozhdenie obrazovaniia i professional'nogo stanovleniia invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia» [Materials of the International scientific and practical conference "Comprehensive Support of Education and Professional Formation of Disabled People and Persons with Limited Opportunities of Health"]. Cherepovets, Cherepovetskii gosudarstvennyi uni-versitet Publ., 2016, pp. 169-173.

3. Mychka S.Iu., Shatalov M.A. Holding online lectures (webinars) within the strategy of innovative development of education. Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii = Electronic training in continuous education, 2016, no. 1 (3), pp. 1189-1193 (in Russian).

4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 42.03.01 «Reklama i sviazi s obshchestvennost'iu» (uroven' bakalavria-ta). (The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 42.03.01 "Advertizing and public relations" (bachelor level)). Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4/92 (accessed 29.07.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Егорова Екатерина Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Egorova Ekaterina Sergeevna — Candidate of Economics, associate professor, department of Philosophy and Social Communications, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Егорова Е.С. Вебинар как элемент образовательного процесса подготовки бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» / Е.С. Егорова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Egorova E. S. Webinar as the element of the educational process of preparing bachelors for directions "Advertising and public relations". Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.