Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования'

Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2725
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION / EDUCATION / SCIENCE / TEACHING METHODS / THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мычка С.Ю., Шаталов М.А.

В данной статье рассматриваются методы повышения качества обучения в системе среднего профессионального образования путем применения инновационных способов. В работе авторами предложены основные инновационные методы обучения с указанием практической значимости рассмотренных образовательных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses methods to improve the quality of teaching in secondary vocational education through innovative methods. In this paper the authors proposed the main innovative teaching methods with an indication of the practical significance of the considered educational innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования»

Территория науки. 2015. № 3

Список литературы

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. - Вопросы психологии. 1996. № 1. - С. 131143.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 1.-С. 89100.

3. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. Психологический Журнал. 2ООО, Т. 21, № 2. - С. 7578

4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. Психологический журнал. 2000, Т. 21, №

1.

5. Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером. Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1986, № 3, С. 31-42.

6. Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость. Мир Интернет. -2000. - № 2. - С. 24-29.

Мычка С.Ю., Шаталов М.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инновации, образование, наука, методы обучения, эффективность образования.

Key words: innovation, education, science, teaching methods, the effectiveness of education.

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы повышения качества обучения в системе среднего профессионального образования путем применения инновационных способов. В работе авторами предложены основные инновационные методы обучения с указанием практической значимости рассмотренных образовательных инноваций.

Abstract: This article discusses methods to improve the quality of teaching in secondary vocational education through innovative methods. In this paper the authors proposed the main innovative teaching methods with an indication of the practical significance of the considered educational innovation.

10

Территория науки. 2015. № 3

Цель любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности, а ее показателем служит позитивный результат, который сегодня в профессиональном образовании рассматривается через качественную подготовку специалиста. Система среднего профессионального образования не является исключением, а инновации являются неотъемлемой ее частью.

В настоящее время, в условиях реформирования отечественной системы образования, все большее значение имеют различные инновационные процессы.

Инновационная деятельность в широком смысле подразумевает ряд взаимосвязанных видов работ, комплекс которых гарантирует возникновение действительных инноваций. Примером служат [1]:

- научно-исследовательская деятельность (результатом является реализация действительных инноваций: разработка нововведений, ноу-хау, различных изобретений и пр.);

- проектная деятельность (разработка на базе научных знаний инновационных проектов);

- образовательная деятельность (направление развития профессиональных навыков и опыта с целью реализации инновационных проектов).

Таким образом, можно сделать вывод, что «инновационное образование» на современном этапе - это образование, способное к саморазвитию, что приводит к совершенствованию всей системы образования, т.е. развивающее и развивающееся образование [2; 4].

Итак, к инновационным способам организации обучения в системе среднего профессионального обучения можно отнести:

- метод проектов. Данный метод позволяет студентам развивать и укреплять свои теоретические знания при практических разработках, нарабатывая опыт.

- метод сотрудничества и кооперирования. Данный метод позволяет нарабатывать и укреплять исследовательский, поисковый способ развития; применение мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и т.д. позволяет повышать уровень теоретических и практических знаний исследовательским путем, что способствует накоплению опыта.

Для повышения эффективности обучения и заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний в системе среднего профессионального образования, нами предлагается, введение следующих компонентов на протяжении всего периода обучения (Рисунок 1). Начиная с первого курса, студентам предлагается вести дневник достижений, так называемое, портфолио достижений. Этот

11

Территория науки. 2015. № 3

способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Конечно, базисным является традиционное обучение, однако, с применением компьютерных технологий (тестирование, различные тренажеры и пр.), позволяющих моделировать различные практические аспекты профессиональной деятельности. И, естественно, в заключение обучения происходит комплексная демонстрация студентом полученных умений и навыком на рабочем месте.

Рисунок 1. Некоторые компоненты совершенствования обучения в

системе среднего профессионального образования

Также необходимо отметить такой инновационный метод обучения, как метод «Case-study». Метод кейс-стади может быть назван методом анализа и решения конкретных ситуаций. Сущность метода очень проста: учащимся предлагается описание конкретной ситуации, которую они должны осмыслить. При этом данное описание отражает определенную теоретическую и практическую проблематику, но и аккумулирует определенный комплекс полученных студентами знаний за время обучения. Отметим, что сама проблема не имеет однозначных и односторонних решений, что еще больше заставляет студентов искать более изощренные пути решения данной задачи, применяя все свои приобретенные знания и умения. Поэтому при решении кейс-стади несколько правильных вариантов выхода из данной проблемы могут посоперничать друг с другом по истинности [3].

12

Территория науки. 2015. № 3

Применение в процессе обучения таких основных интерактивных методов обучения, как разнообразные творческие задания, работа в малых группах, различные образовательные игры, экскурсии, внеаудиторные методы обучения также способствуют развитию потенциала обучающихся, росту их кругозора, как в общекультурной, как и в профессиональной сфере.

Таким образом, применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы российского образования.

Список литературы

1. Шабарова М.Н. Образовательные технологии среднего профессионального образования// Успехи современного естествознания. - 2008. - № 4 - С. 91-92.

2. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 13-16.

3. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования// Смальта.

2014. № 5. С. 113-114.

4. Иголкин И.С., Шаталов М.А. Совершенствование механизма интеграции образовательных структур в условиях развития регионального рынка ВПО// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.

2015. № 2. С. 25-29.

Полухина О.П., Полянская Н.В.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: психологическая культура преподавателя,

внутривузовское пространство.

Keywords: psychological culture of the teacher, Intrahigh space.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.