Территория науки. 2015. № 2
ОБРАЗОВАНИЕ
Баулина О.А.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, г. Волгоград, Россия
Ключевые слова: высшая школа, система образования, методы обучения, инновации.
Аннотация: В статье рассмотрены основные методы обучения, претерпевшие некоторые изменения под воздействием научнотехнического прогресса и запросов реального сектора экономики.
Key words: high school, educational system, teaching methods, innovations.
Abstract: The article describes the main methods of training undergone some changes under the influence of scientific and technical progress and requests the real sector of the economy.
Объективной основой для научного обоснования и описания методов обучения являются формы познания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности. Традиционно выделяют пять методов обучения: устное изложение материала, обсуждение
изучаемого материала, показ или же демонстрация, упражнения, самостоятельная работа [1]. В условиях глобализации экономики и развития интернет-технологий указные выше методы приобретают новые особенности и инновационные формы.
Устное изложение учебного материала подразделяется на рассказ, объяснение, инструктирование, лекции. Лекция предполагает тесное взаимодействие педагога с обучающимися, изложение фактов дополняется диалогом с аудиторией. Основная задача преподавателя при устном изложении материала - заинтересовать слушателя, перевести его непроизвольное внимание в преднамеренное и сосредоточенное. Достигается это, в том числе, и с помощью невербальных способов общения, которым посвящена наша вторая статья, и с помощью применения интерактивных средств: использование презентаций, показа обучающих фильмов, роликов.
Необходимо отметить, что анкетированные нами студенты экономической специальности Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, в своих ответах на вопрос: «Какие предложения вы можете дать преподавателю по проведению
47
Территория науки. 2015. № 2
аудиторных занятий?» на первое место поставили использование аудио- и видеоматериалов (55% или 93 человека из 171-го опрошенного), на второе место - использование практических примеров - 20% или 34 человека, на третье место - возможность комментировать излагаемый материал студентами - 18% опрошенных. Как мы видим, третий вариант ответа подразумевает ведение дискуссии по теме лекционного материала, а это уже следующий метод обучения, и 2% опрошенных предложили привлекать для проведения аудиторных занятий представителей реального сектора экономики.
Рисунок 1. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какие предложения вы можете дать преподавателю по проведению аудиторных занятий?»
Обсуждение изучаемого материала, предполагает активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Обсуждение изучаемого материала предполагает проблемную постановку вопросов, при этом обсуждение может проходить в форме беседы, классно-групповом виде или в виде семинара. К инновационным методам обсуждения относят метод «Case-study», когда дискуссия строится на конкретных случаях или проблемах [5]. В рамках преподавания дисциплины «менеджмент в отрасли» нами для дискуссий используется статистика развития Волгоградского региона, данные о законодательных инициативах, появляющиеся на портале городской и областной администрации, информация о готовящихся или прошедших круглых столах по экономическим проблемам. Анкетированные нами студенты на вопросы «Какие методы обучения вы считаете наиболее действенными и привлекательными?» на первое место поставили - проведение деловых игр (48% опрошенных или 82 человека, при общей выборке в 171 человек), на второе место -обсуждение материала в форме дискуссии нарывных с преподавателем -27% или 47 человек, на третье место - использование компьютерных технологий для моделирования реальных ситуаций - 15% опрошенных или 25 человек (рисунок 2).
48
Территория науки. 2015. № 2
Следующий метод обучения — демонстрация, т.е. показ чего-то с помощью специально подготовленных материалов: кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписей, специальных обучающих программ.____________________________________________________
Рисунок 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какие методы обучения вы считаете наиболее действенными и привлекательными?»
Сущность метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании. Возможность использования прикладных компьютерных программ позволяет наиболее наглядно представлять различные явления. Так, при подаче экономического материала студентам старших курсов, использование программ структуризаторов, позволяющих разработать и оперативно корректировать электронную бизнес-модель предприятия, позволило бы им более точно понять механизмы функционирования российских предприятий. Необходимо отметить, что 2004 году на базе Дальневосточного центра экономического образования успешно реализовывалась Программа фонда Хайнца Никсдорфа, включающая проведение открытых чемпионатов по компьютерной деловой игре «ДЕЛЬТА» (игра предполагала оперативное управление промышленным предприятием в условиях рынка), в которой принимали участие, в том числе и студенты Волгоградских вузов. К сожалению, на текущий момент данный опыт не был внедрен в программы обучения экономистов российскими ВУЗами, хотя существует ряд отечественных разработок аналогичных данному проекту. На текущий момент в ВУЗах традиционно проводятся занятия в компьютерных классах с применением таких программных продуктов как: 1С-предприятие, Гранд-смета, Mathcad и, по мнению самих студентов, количество таких занятий не достаточно для освоения указных программ.
49
Территория науки. 2015. № 2
Следующим методом обучения является метод упражнения, который предполагает многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. К инновационным методам упражнений относят всевозможные игры: деловые, ролевые, организационно - деятельностные.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения. Наиболее действенным, на наш взгляд, является выполнение упражнений в форме деловых игр применительно к студентам экономических специальностей по предметам «менеджмент», «маркетинг», «управление персоналом», «управление проектами». В рамках игры каждому из группы присваивается определенная роль и обеспечивается возможность высказать свое мнение по существу проблемы, выполнение упражнений в такой форме позволяет студентам чувствовать себя более раскрепощено при изложении своей позиции.
Следующим методом обучения является самостоятельная работа студента. В настоящее время данному методу уделяется большое внимание, суть метода заключается в индивидуальной активности самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений. До недавнего времени традиционными источниками знаний при самостоятельной работе выступали печатные издания: книги, периодическая литература, на текущий момент на первом месте стоят средства Internet, в том числе дистанционное обучение на основе облачных технологий [3].
Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации, которое складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности. Отвечая на вопрос «Какими источниками информации вы пользуетесь при самостоятельной подготовке к занятиям?» 75% студентов или 128 человек дали ответ - средства Internet.
Необходимо отметить, что одним из закрепляющих этапов совершенствования необходимых навыков у студентов любых специальностей является практическая работа в условиях реального предприятия. Многие студенты, еще обучаясь в ВУЗе, практикуют совмещение обучения с трудоустройством, стараясь таким образом восполнить пробел практических навыков а, заодно, и зарекомендовать себя перед будущим работодателем [4]. К сожалению, на текущий момент не достаточное количество ВУЗов имеет прямые договора с предприятиями реального сектора о
50
Территория науки. 2015. № 2
трудоустройстве студентов на период производственных практик, в то время, как производственная практика, согласно ФГОС ВПО, является составной частью учебных программ подготовки студентов [21.
Печатные
издания:
25%
75%
Рисунок 3. Распределение ответов студентов на вопрос:
«Источниками информации при самостоятельной подготовке к
занятиям?»
Необходимо отметить, что из студентов, занятых на регулярной работе во время учебы в ВУЗе, через сравнительно короткое время получается специалист, обладающий заметными преимуществами по сравнению с не работавшим выпускником. Его отличает большая активность, потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом. Как правило, на первоначальном этапе студенты могут рассчитывать на низкооплачиваемую работу помощника бухгалтера, экономиста.
Таким образом, нами рассмотрены основные методы обучения, которые в условиях развития интернет-техологий и глобализации экономического пространства претерпели некоторые изменения.
Список литературы
1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах, 2006. [электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы4р://схемо.рфМету^Шо^у a/krysko-v-g-psihologij a-i-pedagogika-v-shemah-i-tablicah-2006-g (дата обращения 03.02.2015).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 N 747 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр")".
3. Соколова, С. А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов. Современная педагогика. - 2014. - № 11 (24). -С. 56-60.
51
Территория науки. 2015. № 2
4. Клюшин, В. В. Проблема занятости в современном российском
мире / В. В. Клюшин, А.Е. Ветрова, А. А. Степаненко // Пути повышения адаптивности и конкурентоспособности региона в условиях транзитивной экономики: сборник научных трудов
студентов, аспирантов и преподавателей. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2002. - С. 180-185.
5. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования//Смальта. 2014. № 5. С. 113-114.
Дидиченко Р.Н.
К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В
НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: коммуникативно-ориентированный подход,
иностранный язык, нелингвистический вуз, коммуникативная компетенция, речевая деятельность.
Аннотация: Статья посвящена важности коммуникативно-
ориентированного подхода в обучении иностранным языкам в нелингвистическом вузе, в частности, английскому, которое направлено на формирование и развитие у студентов коммуникативной компетенции, когда они будут способны к использованию иностранного языка в качестве орудия своей речемыслительной деятельности.
Keywords: communicative-oriented approach, foreign language, nonlinguistic institution of higher education, communicative competence, speech activity.
Abstract: The article is devoted to the importance of communicative-oriented approach in teaching foreign languages, particularly, in teaching English at the non-linguistic institution of higher education aimed at formation and developing students' communicative competence when they will be able to use a foreign language as an instrument of their speechthinking activity.
Иностранный язык и, в частности, английский, являясь языком международной коммуникации, считается одним из востребованных предметов в нелингвистических вузах. Владение английским языком делает для студента возможным не только получение важной
52