общие вопросы социально-педагогической
деятельности
УДК 37 DOI 10.22412/1999-5644-11 -2-8
об экспериментальной апробации системы обучения взрослых современной методике проведения экскурсий
Ходякова Наталия Владимировна,
доктор педагогических наук, доцент, [email protected],
ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г. Волгоград, Российская Федерация Ходяков Дмитрий Андреевич,
кандидат педагогических наук, [email protected], г. Волгоград, Российская Федерация
В статье кратко описан экспериментальный опыт практической реализации авторской модели процесса обучения взрослых современной методике проведения экскурсий, разработанной в целях обеспечения качества подготовки экскурсоводов для мероприятий, запланированных в рамках проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в г. Волгограде. Представленная система обучения экскурсоводов носит выраженный личностно- и практико-ориентированный характер и отражает специфику дидактических характеристик образовательного процесса. В качестве его ведущей цели заявлено формирование методической, коммуникативной, организационной и компенсаторной компетенций, интегративно обеспечивающих профессиональную компетентность слушателей по окончании курса обучения. В содержание процесса обучения включены два модуля: «История и культура Волгограда и Волгоградской области» и «Современная методика проведения экскурсий». В основу проектирования учебного процесса положены такие принципы обучения, как контекстуальность, опора на личностный опыт, взаимосвязанное обучение коммуникативной и организационной стороне проведения экскурсий, практическая направленность. Выделены общедидактические методы обучения, характеризующие учебный процесс на уровне базовых видов деятельности педагога и обучающихся: организация практики; самооценка обучающихся — взаимная оценка обучающихся — оценка преподавателем; самокоррекция обучающихся — взаимная коррекция обучающихся — коррекция преподавателем. Раскрыты частнодидактические методы обучения, характеризующие применяемую методику работы педагога: кейс-метод и игровой метод. Логика образовательного процесса схематично представлена в виде алгоритма проведения аудиторных и внеаудиторных занятий. Приведены примеры из комплекса использованных в эксперименте упражнений и заданий. Названы задействованные в обучении информационные и технические средства. В статье отмечается, что эффективность полученных в экспериментальном обучении результатов подтверждена внешними экспертами (оценки аттестационной комиссии, приглашения работодателей) и отзывами выпускников программы.
Ключевые слова: экскурсовод, система обучения, обучение взрослых, методика проведения экскурсий
Проведение матчей Чемпионата мира по футболу на территории Волгограда летом 2018 г. знаменует новый этап развития индустрии гостеприимства в городе и регионе. Это выразится в повышенном спросе на услуги квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных проводить экскурсии различной протяженности как на русском, так и иностранных языках по Волгограду и Волгоградской области.
В связи с этим в настоящее время в нескольких рекрутинговых и учебных центрах Волгограда
запущены программы аккредитации и повышения квалификации экскурсоводов со стажем работы, а также подготовки экскурсоводов-волонтеров. В результате реализации таких учебных программ экскурсоводы получают отметки о присвоении / повышении квалификации или статуса, их данные заносятся в базы, к которым смогут обращаться как представители городской и областной власти, так и туроператоры во время проведения матчей ЧМ-2018 по футболу в Волгограде. Все это не может не вызывать одобрения и уважения.
Однако если обратить внимание не на количество подготовленных волонтеров и аккредитованных экскурсоводов и гидов-переводчиков, а на качество их подготовки, становится очевидным, что зачастую такое обучение носит формальный характер и сводится к обеспечению кадров лишь теоретическими знаниями по краеведению, необходимыми экскурсоводам для проведения экскурсий. При этом в большинстве случаев из фокуса ускользает тот факт, что экскурсовод — это прежде всего личность, являющаяся не только «ретранслятором» полученных знаний для туристов, но и субъектом, организующим экскурсионный процесс и обладающим коммуникативной культурой [1]. В профессиональной переподготовке и повышении квалификации экскурсоводов в соответствии с современной парадигмой образования актуальным становится обучение, носящее выраженный личностный и практико-ориентированный характер, позволяющий обучающимся актуализировать организаторские и коммуникативные стороны своей личности.
Проектируя цели личностно ориентированного обучения экскурсоводов и гидов-переводчиков, мы выделили следующие составляющие профессиональной компетенции экскурсовода [2]:
1) специальные методические знания (из области психологии общения; а также педагогики и педагогической риторики; различных стратегий проведения экскурсий; этнокультурных особенностей восприятия и взаимодействия различных целевых групп);
2) коммуникативные умения (находить общий язык с различными типами экскурсантов; поддерживать режим диалога и получать от туристов обратную связь; бесконфликтно решать затруднительные ситуации на экскурсионных маршрутах; поддерживать в себе необходимый для эффективной экскурсии эмоциональный настрой; грамотно отвечать на задаваемые туристами вопросы; следить за чистотой экскурсионной речи; адекватно специфике целевой аудитории презентовать материал на иностранном языке (для гидов-переводчиков) и т.д.);
3) организационные умения (осуществлять комплексную подготовку к проведению экскурсии; продуктивно использовать «портфель экскурсовода»; эффективно взаимодействовать с водителем туристического транспорта (при наличии); следить за передвижением экскурсионной группы (при проведении пешеходных экскурсий) и рациональным расположением туристов
рядом с объектами показа и рассказа; осуществлять грамотный тайм-менеджмент и т.д.);
4) компенсаторные умения (предотвращать наиболее вероятные ошибки при проведении экскурсии; корректно исправлять уже допущенные в экскурсионном процессе промахи и недочеты).
Для проверки на практике эффективности формирования когнитивной структуры общих теоретических и специальных методических знаний экскурсоводов, а также развития их коммуникативных, организационных и компенсаторных умений нами было реализовано обучение экскурсоводов по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Экскурсовод (гид) по Волгограду и Волгоградской области» на базе АНО ДПО «Международный центр подготовки кадров» Волгоградской торгово-промышленной палаты.
Целевой аудиторией являлись взрослые, получающие (получившие) высшее или среднее профессиональное образование. Взрослые обучающиеся были в полной мере способны использовать свой индивидуальный личностный опыт при овладении новым видом профессиональной деятельности, осознанно стремиться к достижению максимально эффективных результатов в обучении, вырабатывать внутреннюю мотивацию и заниматься постоянным саморазвитием [3].
Обучение проводилось в течение четырех месяцев с декабря 2016 г. по апрель 2017 г. Его продолжительность составила 252 академических часа. Содержание обучения состояло из двух равных по продолжительности модулей. Первый модуль назывался «История и культура Волгограда и Волгоградской области» и был посвящен освоению теоретических материалов краеведческой тематики. Второй модуль имел название «Современная методика проведения экскурсий» и заключался в непосредственном овладении слушателями важнейшими составляющими профессиональной компетенции экскурсовода. Обучение в рамках первого модуля завершилось промежуточным контролем в форме зачета (собеседования по темам, связанным с историей и культурой региона). В процессе овладения слушателями содержанием второго модуля текущий контроль уровня их знаний и умений осуществлялся посредством оценки демонстрации ими фрагментов экскурсий на реальных объектах показа. По завершении обучения была проведена итоговая аттестация обучающихся в форме экзамена с привлечением
аттестационной комиссии в условиях, максимально приближенных к реальным.
Обучение проводилось в очно-заочной форме, аудиторные занятия сопровождались выполнением слушателями домашних заданий коммуникативного характера, а также индивидуальными консультациями с преподавателями. Количество слушателей курса в одной группе составило пять человек. Работа с малой учебной группой показала свою эффективность: во время обучения слушатели могли хорошо узнать друг друга, обмениваться друг с другом опытом, осуществлять адекватную самооценку и взаимооценку, поддерживать друг друга, что не могло не сказаться благоприятно на психологической обстановке внутри группы.
Важнейшими методическими принципами нашего обучения стали:
1) принцип контекстуальности [4], согласно которому значительная часть занятий организована в ситуациях, максимально приближенных к естественным (например, занятия на объектах показа в рамках изучения практического модуля);
2) принцип опоры на личностный опыт слушателей [5], с учетом которого каждый обучающийся постепенно сформировал свой собственный, авторский стиль проведения экскурсий, максимально используя свои сильные стороны;
3) принцип взаимосвязанного обучения коммуникативной и организационной стороне проведения экскурсий, предусматривающий одновременное усвоение обучающимися стратегий взаимодействия с экскурсионной аудиторией и удержания общего контроля над ходом экскурсионного процесса;
4) принцип профессиональной направленности обучения, обеспечивающий овладение (с учетом современного профессионального стандарта1) слушателями трудовой функцией — проведением экскурсий.
Говоря о методах и средствах профессиональной переподготовки экскурсоводов в рамках проведенного обучения, хотелось бы сделать акцент на характеристике практического модуля «Современная методика проведения экскурсий», давшего возможность обучающимся максимально раскрыть свой личностный потенциал применительно к процессу проведения экскурсии. Ведущими общедидактическими методами обучения в рамках этого модуля стали:
1 Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод
(гид)"».
1) организация практики; 2) самооценка — взаимооценка — оценка; 3) самокоррекция — взаимокоррекция — коррекция.
С учетом того, что по завершении обучения слушатели должны быть готовы к проведению экскурсий не только теоретически, но и практически, в том числе быть психологически готовы к решению проблем, которые могут возникнуть в реальных изменчивых условиях взаимодействия с экскурсионной группой, мы включили в программу обучения значительное количество занятий на объектах экскурсионного показа, которые состояли не только в демонстрации преподавателем примера проведения экскурсии, но и в обязательных повторных занятиях на тех же экскурсионных объектах, когда слушатели сами могли «примерить» на себя роль экскурсовода. В подобных ситуациях изучаемый экскурсионный маршрут делился на части пропорционально количеству участников практики (в нашем случае — пять), а каждый слушатель группы получал домашнее задание по подготовке выступления в рамках «своей» части экскурсии. По прибытии на объекты показа один из обучающихся на время становился «экскурсоводом», а все остальные — «туристами». При этом все участники практики должны были полностью погрузиться в ситуацию реального взаимодействия гида и туристов, а это значит, что «туристы» должны были время от времени задавать «экскурсоводу» вопросы краеведческого или насущного характера и даже моделировать «нештатные ситуации» (например, кто-то захотел пить или «группа» замерзла). В то же время «экскурсовод» должен был отвечать на поставленные вопросы и реагировать на неожиданные ситуации адекватно, так, как он сделал бы это с настоящей группой туристов. Во время выступления «экскурсовода» «туристы» и преподаватель фиксировали его плюсы и минусы по пяти критериям: знание материала, коммуникативная привлекательность, организация экскурсионного процесса, способность справляться с нетрадиционными ситуациями, индивидуальные находки. При этом указывать на ошибки выступающего во время его практики было запрещено; коррекция осуществлялась лишь на следующем занятии.
Таким образом, во время практических занятий на объектах показа было решено несколько важных задач:
1) осознание слушателями себя как будущих экскурсоводов, «привыкание» к реальным ситуациям экскурсионного общения;
2) совершенствование умений обучающихся входить в положение туристов, а значит, лучше понимать их потребности;
3) развитие способности слушателей комплексно использовать свои знания, умения и навыки, т.е. находиться сразу в нескольких «измерениях»: для «экскурсовода» — помнить, что сказать, как сказать, куда осуществить движение группы, когда прибыть в назначенное место; для «туристов» — не забывать проявлять активность и в то же время четко фиксировать особенности выступления коллеги.
Задача действовать одинаково успешно сразу в нескольких аспектах поначалу показалась слушателям довольно сложной, поскольку предполагала активизацию и их краеведческих знаний, и коммуникативных умений, и эффективного тайм-менеджмента, и бесконфликтного разрешения организационных проблем. Однако постепенно в процессе обучения они стали показывать значительный прогресс в попытке решения этой задачи и завершили обучение уверенными в своих силах, вооруженными практическими знаниями экскурсоводами.
Решающую роль в освоении учебного содержания стало подробное обсуждение результатов практической деятельности обучающихся на
последующем занятии. Эффективность такого обсуждения обеспечила связь методов «самооценка и самокоррекция — взаимооценка и взаимокоррекция — оценка и коррекция со стороны преподавателя». Сначала кто-либо из выступавших по просьбе преподавателя старался адекватно оценить свое выступление, выделив его достоинства и недостатки, приводя примеры и тех, и других. Затем выступление оценивали остальные слушатели, руководствуясь записями и заметками, сделанными во время практики, при этом стараясь быть и корректными, и объективными одновременно. В последнюю очередь оценивал выступление и давал рекомендации по дальнейшей деятельности преподаватель. Важно, что предварительная оценка (в баллах), выставленная им, могла быть существенно скорректирована на основе данных, представленных выступавшим и его товарищами, если в силу субъективных факторов некоторые особенности выступления были преподавателем не замечены. В итоге на основе оценивания выступления тремя различными способами формировалась объективная картина, и выступавший приходил к осознанию того, над какими ошибками стоит работать и как именно. Если выступавший огорчался по
Рис. Освоение методики проведения экскурсии по конкретному экскурсионному маршруту Fig. The development of the methodology of the tour on specific tour route
поводу допущенных им недочетов, остальные обучающиеся и преподаватель оказывали ему психологическую поддержку и помощь, так что слушатель в итоге был твердо настроен на успешную презентацию в будущем. Позитивная психологическая обстановка в коллективе привела к формированию эффективной самокоррекции обучающихся и к более успешным их дальнейшим выступлениям.
В целом, процесс освоения каждого нового экскурсионного маршрута проходил по следующей схеме (рис.).
Среди наиболее успешных частнодидактиче-ских методов проведенного обучения показали себя кейс-метод [6] и игровой метод.
Кейс-метод (метод ситуационного анализа) нашел широкое применение в нашем обучении не только в рамках проведения практических занятий, когда «экскурсоводам» приходилось принимать быстрые решения в ответ на периодически возникавшие «нештатные ситуации», порождаемые «туристами». Он также стал незаменимым при проведении аудиторных занятий, посвященных моделированию нестандартных ситуаций во время экскурсий и изучению стратегий их конструктивного разрешения.
В качестве примера реализации кейс-метода приведем следующее условно-коммуникативное упражнение. Каждый из обучающихся по очереди получал карточку, на которой была описана одна из представленных ниже ситуаций:
Одному из ваших туристов стало плохо.
Во время экскурсии дорогу, по которой вы едете, внезапно перекрыли.
Вы с группой должны обедать в кафе по расписанию. По приходе Вам сообщают, что большая очередь и придется подождать около получаса.
В одном из музеев Волгограда у вашей группы запланирована экскурсия с местным экскурсоводом. После нее туристы возвращаются разочарованные и недовольные — им не понравилось.
Вам и вашей группе приходится проделать часть экскурсионного пути в плотной толпе.
Для начала отвечающий должен был самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации и огласить свое решение. Затем остальные слушатели выражали свои мнения, либо соглашаясь со сказанным, либо предлагая лучший выход из положения. Таким образом, можно было найти оптимальную стратегию разрешения вопроса. При этом обучающийся, имеющий карточку с ситуацией, с чьим мнением соглашалось большинство коллег,
получал 2 балла, а участник из «группы обсуждения», предложивший лучший вариант, получал 1 балл.
Игровой метод в наибольшей степени раскрыл себя на занятиях, посвященных риторике и культуре экскурсионной речи. Поскольку одним из механизмов, помогающих экскурсоводу быть хорошим рассказчиком, является перенос значительной части его словарного запаса из пассивного словаря в активный, мы предложили слушателям разделиться на 2 команды (на занятии присутствовало четыре человека) и сыграть в словесную игру «Тик-Так-Бум».
Суть игры заключалась в следующем. В центре стола, за которым расположились команды, находилась стопка карточек, на каждой из которых был написан какой-либо слог. Бросался кубик, и по результату того, что было изображено на выпавшей грани, задавалось одно из трех возможных условий:
Слог не может быть использован в начале слова.
Слог не может быть использован в конце слова.
Слог может быть использован в любом месте слова.
После этого участнику одной из команд выдавался на руки хронометр, который был включен нажатием кнопки и в течение минуты в любой момент мог подать сигнал. Затем ведущий открывал карточку, показывал выпавший слог обеим командам и напоминал об условии его использования. Включался хронометр, и начиналась игра на скорость: представитель одной из команд должен был как можно скорее назвать слово с выпавшим слогом в нужном месте и как можно быстрее передать хронометр соперникам, которые, в свою очередь, как можно скорее назвав свое слово, должны были вернуть хронометр обратно первой команде и т.д. Цикл длился до тех пор, пока хронометр не подавал сигнал в руках представителя одной из команд. Если к этому моменту представителем команды слово не было названо, его команда считалась проигравшей цикл и получала минус один балл. В игре побеждала команда с меньшим количеством отрицательных баллов. Как показал наш опыт, многократное использование данной игры в значительной степени помогло слушателям справиться с нехваткой нужных слов на практических занятиях и во время итоговой аттестации.
В качестве наиболее значимых средств профессиональной переподготовки экскурсоводов нами использовались:
• анкеты и опросные листы по выявлению хобби, талантов и склонностей каждого из слушателей;
• нормативно-правовая документация в сфере туризма (прежде всего Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);
• электронные презентации;
• карточки с описаниями различных ситуаций во время экскурсий, фрагменты текстов для декламации и т.д.;
• домашние задания для слушателей, предполагающие работу с информацией и творческую подготовку;
• оценочные листы, в которых отражались результаты практической деятельности обучающихся по критериям;
• экскурсионный транспорт, в котором моделировались ситуации взаимодействия с водителем.
Для развития практических умений слушателей в учебном процессе нами использовались следующие группы упражнений:
1) языковые упражнения, направленные на совершенствование технических характеристик речи обучающихся (тона, тембра, темпа, артикуляции, выразительности). Пример: «Повторите по строчкам с четкой артикуляцией отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Блэк энд Уайт»: «Если Гавану окинуть мигом — рай-страна, страна — что надо. Под пальмой на ножке стоят фламинго, цветет коларио по всей Ведадо»;
2) условно-коммуникативные упражнения, нацеленные на тренировку умений слушателей ориентироваться в контексте предлагаемых заданных ситуаций. Пример: «Выразительно прочитайте отрывок художественного текста, голосом выделяя различных персонажей»;
3) коммуникативные упражнения, погружающие обучающихся в среду реальной коммуникации во время экскурсии. Пример: «Наша туристическая группа хотела бы сегодня вечером посетить один из театров Волгограда.
Литература:
Подскажите, пожалуйста, в какой лучше сходить и какой там репертуар?».
Наибольшую продуктивность показало выполнение обучающимися коммуникативных заданий, в процессе которого актуализировались различные уровни знаний и группы умений слушателей курса. Особенностью выполнения такого рода деятельности являлось то, что перед обучающимися ставилась задача, требовавшая выполнения системы действий на основе приобретенных знаний и умений. Примером такого коммуникативного задания может служить задание по подготовке рассказа о чем-либо интересном, что может заинтересовать других слушателей и завладеть их вниманием — будь то история из собственной жизни или понравившаяся газетная статья. В качестве примера выступает также задание по проведению фрагмента экскурсии в рамках экскурсионного маршрута.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что описанные организационная форма, содержание, принципы, методы и средства обучения экскурсоводов по программе профессиональной переподготовки «Экскурсовод (гид) по Волгограду и Волгоградской области», а также комплекс упражнений, направленный на развитие их практических умений, обеспечили высокую оценку их деятельности аттестационной комиссией на итоговой аттестации в форме экзамена, во время которого каждый из обучающихся провел двухчасовую обзорную пешеходную экскурсию по Волгограду. Выпускниками курса заинтересовались некоторые ведущие туроператоры города, и сами слушатели остались довольны учебным процессом. По результатам заключительного опроса выяснилось, что по сравнению с началом обучения они обрели уверенность в себе и готовы проводить экскурсии в реальных условиях. Все это позволило нам сделать вывод об успешности личностно и практи-ко-ориентированного обучения взрослых современной методике проведения экскурсий.
1. ЗимняяИ.А., МазаеваИ.А. Коммуникативная культура студента (к проблеме формирования). М. — Ижевск: Удм. университет, 2002. 42 с.
2. Ходякова Н.В., Ходяков Д.А. Роль методического компонента в структуре курсового обучения гидов и гидов-переводчиков (подготовка к ЧМ-2018 в Волгограде) // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Том 10. № 2. С. 33-39.
3. Митина А.М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2005. 417 с., ил.
4. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография. Волгоград: Перемена, 2012. 170 с.
5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
6. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Том 10. № 2. С. 59—65.
EXPERIMENTAL TESTiNG OF THE SYSTEM OF THE LEARNING PROCESS OF ADULTS WITH MODERN METHODS OF SIGHTSEEING TOURS
Khodyakova Nataliya Vladimirovna,
Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Prof., [email protected],
Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd, Russian Federation
Khodyakov Dmitrii Andreevich,
Cand.Sci. (Pedagogy), [email protected]
The article briefly describes the experimental experience of practical implementation of the author's model of the learning process of adults with modern methods of sightseeing tours designed to ensure the quality of the preparation of guides for events plannedfor the world Cup in 2018 in Volgograd. This system of studying guides has personal and practice-oriented character and reflects the specifics didactic characteristics of the educational process. As it leading goals there are claimed to be the formation of methodical, communicational, organizational and compensatory competencies, integrally providing professional competence listeners at the end of the course of study. In the contents of the learning process there are included two modules: "History and culture of Volgograd and Volgograd region" and "Modern methods of sightseeing tours". The basis of design of educational process includes such principles of learning, as context, based on personal experience, interconnected training communicative and organizational sides of sightseeing tours, practical focus. Authors dedicated common-didactic methods of teaching characterizing the learning process at the level of basic types of activities of the teacher and students: organization of practices; students' self-estimation — students' mutual estimation — estimation by the teacher; students' self-correction — students' mutual correction— correction by the teacher. Authors disclosed partial-didactic methods of teaching characterizing used the method of operation of the teacher: case-method and game method. Logic educational process is schematically presented in the form of the algorithm of classes and outdoor activities. There are given examples of complex used in the experiment exercises andjobs. Authors named technical and informative tools involved in the training. The article notes that the effectiveness of the results obtained in experimental learning is confirmed by external experts (estimation of the attestation commission, invitations of employers) and with reviews of graduates of the program.
Keywords: guide, the system of education, training adults, the method of sightseeing tours References:
1. ZimnyayaI.A., Mazaeva I.A., Communicative culture of the student (to the problem of formation). Moscow — Izhevsk: Udm. universitet, 2002, 42 p.
2. KhodyakovaN.V., KhodyakovD.A., Role of the methodological component in the structure of the course training of guides and guide-interpreters (the preparation for the 2018 World Cup in Volgograd). Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 2, vol. 10, 2016, pp. 33-39.
3. Mitin, A. M. the development of additional adult education abroad: conceptual analysis: Doctor of Pedagogy's thesis. Volgograd, 2005, 417 p.
4. KhodyakovaN.V., Situational-environment approach to designing personal development education: methodological background and concept: monograph. Volgograd: Peremena, 2012, 170 p.
5. Serikov V.V., Personality's development in the educational process: monograph. Moscow: Logos, 2012, 448 p.
6. Ivleva M.L., Saenko N.R., Features of the application of the case method in the course "Pedagogy and psychology of higher education" for PhD students. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 2, vol. 10, 2016, pp. 59-65 (In Russ.).
Для цитирования: For citations:
Ходякова Н.В., Ходяков Д.В. Об экспериментальной апробации Khodyakova N.V., Khodyakov D.V., Experimental testing of the sys-
системы обучения взрослых современной методике проведе- tem of the learning process of adults with modern methods of sight-
ния экскурсий // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. seeing tours. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11,
Т 11. 2017. № 2. C. 79-85. DOI 10.22412/1999-5644-11-2-8. no. 2, pp. 79-85 (In Russ.). DOI 10.22412/1999-5644-11-2-8.
Дата поступления статьи: 25.03.2017. Received on March 25th, 2017.