Научная статья на тему 'Особенности самопрезентации в виртуальном пространстве современной Российской молодежи'

Особенности самопрезентации в виртуальном пространстве современной Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1150
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-PRESENTATION / WEB SPACE / VIRTUAL SPACE / SOCIAL NETWORK / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кадацких И. Ю., Нестеренко С.С.

В статье рассмотрены физиологические характеристики конфликта и методы управления конфликтом. Приведены особенности конфликтного поведения среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper studied the psychological characteristics of the conflict, the methods of conflict management. A study of the features of conflict behavior of students.

Текст научной работы на тему «Особенности самопрезентации в виртуальном пространстве современной Российской молодежи»

Территория науки. 2015. № 3

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»

(19 июня 2015 года, г. Воронеж)

ОБРАЗОВАНИЕ

Кадацких И. Ю., Нестеренко С.С.

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: самопрезентация, интернет-пространство,

виртуальное пространство, социальная сеть, личность.

Key words: self-presentation, web space, virtual space, social network, personality.

Аннотация: В статье рассмотрены физиологические

характеристики конфликта и методы управления конфликтом. Приведены особенности конфликтного поведения среди студентов.

Abstract: This paper studied the psychological characteristics of the conflict, the methods of conflict management. A study of the features of conflict behavior of students.

Самопрезентация - феномен личностного поведения, возникающий в условиях специфических форм общения субъекта с другими субъектами и группами. Активное развитие информационных технологий привело к формированию нового пространства для общения и самопрезентации. Одним из таких новых форм является Интернет-общение — общение субъектов посредством компьютера и мировой информационной сети.

Привлеченные простотой и легкостью общения, анонимностью и демократичностью Интернета, большое количество людей разных возрастов и социальных групп проводят в сети значительную часть своего времени. Любой человек может создать веб-страницу, профайл, который будет включать описание его личности и графическое изображение (аватар). На этапе заполнения данной анкеты личность может осознанно или не осознанно искажать информацию о себе,

7

Территория науки. 2015. № 3

создавая не точную копию реального себя, а социально желательную или идеальную личность [2].

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в октябре 2014 года, интернетом пользуются 66% граждан России. Согласно данному исследованию, сообщать о себе в социальных сетях и блогах недостоверную информацию хотя бы однажды приходилось половине пользователей этих ресурсов. Наиболее часто искажается информация об имени и возрасте (по 29%), о семейном положении (23%), хобби (22%), о половой принадлежности пользователя, музыкальных и художественных пристрастиях (18%).

Исследование особенностей самопрезентации в виртуальном пространстве современной молодежи состояло из двух этапов. На первом этапе на базе сайта социальной сети «В контакте» были проанализированы страницы 150 пользователей по случайному поиску с заданными параметрами: место проживания: Россия, возраст: от 17 до 25 лет, женский и мужской пол, сейчас на сайте (онлайн). Критерием анализа стали фотографии пользователей, их информация о себе, текстовый статус, группы в которых состоит пользователь. Был сделан следующий вывод: 57% страниц - социально неодобряемые или отрицательные проявления (из них 59% - преобладание контента сексуального характера (знакомства для секса, откровенные фотографии, тематические группы), (29% - алкоголь, наркотики, курение (т.е. вредные и пагубные привычки), остальные 8% - прочий негатив: суицид, ненормативная лексика, безысходность), 43% -положительные или нейтральные проявления.

На базе АНОО ВПО «ВЭПИ» был осуществлен второй этап исследования. В исследовании приняли участие 26 студентов 1-3 курса, обучающихся по специальности «Психология» в возрасте от 17 до 22лет. Студентам была предложена анкета «Самопрезентация в интернет-пространстве».

На вопрос о том, сколько вы проводите ежедневно времени в социальных сетях, были получены следующие результаты: практически весь день - 62% респондентов, 2-3 часа - 20% респондентов, 1-2 часа - 15% студентов, захожу не каждый день - 3%, 10-30 минут - 0% ответов.

На вопрос: важно ли указывать достоверную информацию о себе в социальных сетях - 74% респондентов ответили, что достоверная информация не важна, 26% - достоверность важна.

О том насколько совпадает реальный и виртуальный образ респонденты ответили: 50% ответов - реальный и виртуальный образы совпадают на 60-80%; 30% ответов - совпадает на 100%; 15%

8

Территория науки. 2015. № 3

ответов - совпадает на 40-60%; 5% респондентов - совпадает на 2040%.

97% респондентов, ответивших на вопрос о качествах, которые предпочитают указывать о себе пользователи, уверены, что указывают положительные качества, остальные 3% ответили, что отмечают отрицательные качества.

На вопрос о том, с какой целью люди указывают отрицательные качества, были получены следующие результаты: 63% респондентов ответили, что для привлечения внимания; 17% респондентов - что это протест, чтобы скрыть истинное лицо, 3% респондентов -затруднились ответить.

Разделились мнения в вопросе о том, отличается ли самопрезентация в виртуальном пространстве и в реальном мире: 50% респондентов ответили, что самопрезентация отличается, 50% -не отличается.

Определяя различия самопрезентации в виртуальном и реальном мире были названы: «люди в социальных сетях более открыты, проще показывают себя», «склонны показывать свои слабости», «человек хочет показаться лучше, чем в реальности»; «в соц.сети тенденция к негативу»; «люди фантазируют в соц.сети»; «преувеличивают свои качества, приписывают не свои достижения» и т.п.

В качестве типичных черт пользователя социальных сетей респонденты выделили следующие качества: первое место -

общительный, веселый; второе - агрессивный, третье - ленивый, замкнутый; четвертое - открытый, спортивный; затем - закрытый, грустный, здоровый, добрый, больной.

Таким образом, подводя итоги изучения особенностей самопрезентации в виртуальном пространстве современной российской молодежи, можно сделать следующие выводы: о том, что молодые люди пользуются социальной сетью ежедневно и постоянно онлайн. Самопрезентация в сети отличается от реальной жизни. Это обуславливается такими факторами как анонимность социальных сетей, возможность экспериментирования с личностной

идентификацией, выражения социально неодобряемого мнения и форм поведения [6].

Таким образом, социальные сети являются ресурсом для самовыражения личности, способом её экзистенциального расширения. Виртуальная реальность максимально управляется самим человеком, т.е. он таким образом преодолевает зависимость от общества.

9

Территория науки. 2015. № 3

Список литературы

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. - Вопросы психологии. 1996. № 1. - С. 131143.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 1.-С. 89100.

3. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. Психологический Журнал. 2ООО, Т. 21, № 2. - С. 7578

4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. Психологический журнал. 2000, Т. 21, №

1.

5. Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером. Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1986, № 3, С. 31-42.

6. Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость. Мир Интернет. -2000. - № 2. - С. 24-29.

Мычка С.Ю., Шаталов М.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инновации, образование, наука, методы обучения, эффективность образования.

Key words: innovation, education, science, teaching methods, the effectiveness of education.

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы повышения качества обучения в системе среднего профессионального образования путем применения инновационных способов. В работе авторами предложены основные инновационные методы обучения с указанием практической значимости рассмотренных образовательных инноваций.

Abstract: This article discusses methods to improve the quality of teaching in secondary vocational education through innovative methods. In this paper the authors proposed the main innovative teaching methods with an indication of the practical significance of the considered educational innovation.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.