Н. Н. Королева
ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Рассматриваются вопросы воздействия процессов информатизации на личность современного человека, проблемы влияния различного стажа общения в виртуальной среде на личностные особенности пользователей. Показаны различия в уровне личностной и ситуативной тревожности, мотивации аффилиации, уровне субъективного контроля, самоотношения, специфике смысложизненнъх ориентаций интернет-пользователей, обусловленные стажем виртуального общения. Определены личност-
ные характеристики, которые обусловливают склонность молодежи к общению в среде Интернет.
Современное общество характеризуется возрастающей интенсификацией процессов компьютеризации. Информационные технологии проникают во многие сферы человеческой деятельности, причем не только профессиональной. Как справедливо отмечает А. Е. Войскун-ский1, информационная среда, наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др., играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Появление персональных компьютеров и развитие сетевых технологий способствовало тому, что взаимодействие человека с компьютером стало компонентом учебной и игровой деятельности, и, более того, — частью его жизнедеятельности, повседневных занятий, формой общения. В то же время научно-технические достижения в этой области сделали возможным появление особого мира, который поддерживается компьютерными сетями. Именно период конца XX — начала XXI века ознаменован появлением нового феномена — виртуального мира, виртуальной реальности. Будучи изначально порождением технологий, виртуальный мир начинает развиваться по своим законам, становится своего рода отражением реального мира, его моделью, а иногда и идеалом.
В современной философии понятие «виртуальный» имеет несколько значений. Само слово «виртуальный» имеет латинский корень virt, в значении которого изначально присутствовали такие компоненты, как «доблесть», «добродетель», «энергия», «сила»2. Однако в современной научной литературе чаще встречается понимание виртуального (лат. \irtualis) в значении «пребывающий в скрытом состоянии», «могущий проявляться, случаться; возможный. Таким образом, виртуальная реальность может по-
ниматься как «осмысленная возможность», возможный мир, наделенный смыслом и созданный посредством смыслов.
Наиболее часто виртуальной реальностью называется мир, создаваемый компьютером. Однако в современной отечественной философии и психологии3’ 4 и др.) компьютерная виртуальная реальность — это один из вариантов проявления виртуального в человеческом бытии и сознании. По мнению авторов, занимающихся этой темой, идея виртуальности состоит в особом типе отношений между разнородными объектами, который состоит в следующем. Существует некоторый базовый, нижележащий уровень каких-либо объектов, которые образуют «порождающую», константную реальность; совокупность виртуальных, то есть порожденных базовой реальностью объектов образуют вышележащий уровень — виртуальную реальность. Эти два уровня связаны отношениями порожден-ности и интерактивности. Виртуальные объекты существуют только актуально, «здесь и теперь»; они продолжают существовать до тех пор, пока в константной реальности наблюдаются соответствующие процессы их порождения, с их окончанием виртуальные объекты исчезают. В то же время, несмотря на зависимость от константной реальности, виртуальная реальность имеет автономный онтологический статус: она подчиняется своим внутренним законам, в ней существуют собственное пространство и время.
Виртуальная реальность как компьютерный мир существует в основном на базе сетевых технологий, прежде всего среды Интернета, которую нередко определяют как «киберпространство». Поведение человека в киберпространстве имеет свои характерные особенности: оно не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» как элементе инфор-
мационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Виртуальность для современного человека становится не столько технологией, сколько особым способом бытия; индивидуальное и общественное сознание все больше опосредуется не только языковыми и символическими структурами, но и «возможными» «сконструированными» компьютеризированными мирами.
В связи с этим одной из актуальных задач современной психологии является осмысление самого феномена «виртуальной реальности», исследование общественных и индивидуальных виртуальных миров, их структурной организации и содержания. Однако виртуальность как порождение человеческого разума может рассматриваться как «информационный двойник» мира, структурно-динамическая модель субъективной реальности личности. Если для традиционной когнитивной психологии центральным объяснительным механизмом выступала «компьютерная метафора» — аналогия между процессами мышления и устройством ЭВМ, — то, возможно, для исследования способов мировосприятия современного человека эвристичной является метафора «компьютерного виртуального мира»: индивидуальные и коллективные миры, реализованные посредством сетевых технологий, отражающие особенности интерпретации действительности современным человеком; структура сознания может быть уподоблена гипертексту — системе субъективных миров, представляющих собой семиотико-смысловые образования.
Данный феномен является объектом рассмотрения многих наук и, как ни парадоксальным это кажется на первый взгляд, прежде всего — гуманитарных, таких, как философия, социология, психология. В связи с этим особенно актуальными являются вопросы, связанные с изучением воздействия процессов ин-
форматизации на личность современного человека, психологии пользователя компьютера и глобальных сетей, возможностей и ограничений использования сетевого общения в различных гуманитарных областях: в педагогической деятельности, в менеджменте, в рекламе, в психологическом консультировании и т. п.
В современных науках о человеке появляется все большее количество разнообразных исследований по указанным проблемам, особенно — психологических работ. Однако на данный период эти исследования носят разрозненный характер, отдельные эмпирические факты нуждаются в обобщении. В связи с этим важной задачей является структурирование круга основных научных вопросов как фундаментального, так и прикладного характера, и определение основных точек зрения современных исследователей по этим вопросам.
Анализ существующей философской, социологической и психологической литературы показывает, что существуют четыре основные «проблемные области» изучения последствий информатизации общества и виртуальной реальности, которым соответствуют основные уровни их научного осмысления:
• Осмысление самого феномена
«виртуальной реальности» как нового способа бытия человека в мире; исследование общественных и индивидуальных виртуальных миров, их структурной организации и содержания (философско-психологический уровень).
• Изучение способов, форм, возмож-
ностей и ограничений сетевого общения, динамики сетевых сообществ, диадных отношений в сети (социально-
психологический уровень).
• Изучение личности пользователя сетевых технологий, его Я-концепции, мотивов поведения и деятельности, личностных черт, особенностей мышления и мировосприятия, самопрезентации в Интернете во взаимосвязи с личностной идентичностью, его системы отношений и т. п., а также выявление влияния сете-
вого взаимодействия на развитие личности (общепсихологический уровень).
• Изучение негативного влияния информационных технологий на психику и психофизиологию человека, изучение отклонений в поведении и личностном развитии, связанных с чрезмерной увлеченностью сетевым общением, исследование проявлений и способов профилактики и коррекции различного рода компьютерных зависимостей — информационной, коммуникативной, игровой, комплексной интернет-аддикции (клиникопсихологический уровень).
• Изучение возможностей использования сетевого общения и виртуальной реальности для решения разного рода прикладных задач — для обучения, рекламы, маркетинга, проведения социологических и психологических исследований, психологического консультирования и т. п. (уровень прикладных наук).
Безусловно, общая картина описываемого феномена может сложиться только посредством синтеза знаний, полученных на этих уровнях. Однако, согласно многим исследователям (Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский5, А. Е. Жичкина6, Е. П. Белинская7 и др.), виртуальный мир, сетевое сообщество — это, прежде всего, мир людей — создателей и пользователей, их взаимосвязей, постоянного обмена информацией. За последние десятилетия виртуальный мир все более гуманизируется, превращаясь из технологии, доступной узкому кругу инженеров-программистов, в информационно-коммуникативную среду для широкого круга людей различного рода занятий, пола и
8 п
возраста . В связи с этим нам представляется важным рассмотреть в данной работе более подробно проблему влияния виртуальной коммуникации на личность пользователя глобальных компьютерных сетей.
Результаты современных исследований психологии виртуальности (О. Н. Арестова, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский9, А. Е. Войскунский и др.10, К. Янг11 и др.) указывают, что длительное общение в
интернет-среде может иметь как позитивные, так и негативные последствия для личности. Помимо расширения круга общения, сферы познавательных интересов, повышения активности, свободы выбора существует возможность и негативных последствий для физического и психологического здоровья пользователей. Малоразработанной, на наш взгляд, остается проблема изучения личностных характеристик пользователей, которые обусловливают и поддерживают увлеченность интернет-общением.
Коммуникативная деятельность в Интернете представляет собой особый фе-номен12. Общение в интернет-среде анонимно по своей сущности, то есть человеку предоставляется возможность сообщать о себе любые сведения или не сообщать никаких; при этом у собеседника нет возможности каким-либо образом проверить достоверность информации о внешности, личности, социальнодемографических характеристиках партнера по общению. Анонимность проявляется также в возможности индивидуального выбора степени откровенности в общении, в индивидуальной регуляции длительности и частоты общения. Анонимный характер общения имеет целый ряд «психологических последствий». Во-первых, снижается уровень психологического и социального риска в общении, в поведении проявляется большая раскрепощенность, психологическая безопасность, что может являться важным условием для доверительного искреннего общения. В то же время анонимность предполагает, «по определению», безнаказанность: к человеку, нарушающему социальные нормы, не могут быть применены какие-либо серьезные меры наказания. К примеру, исключение из какого-либо сетевого сообщества в большинстве случаев позволяет снова включиться в него под другим псевдонимом (ником). В таком проявлении анонимность является предпосылкой для проявления социальной ненормативности, агрессивных тен-
денций, некоторой безответственности участников общения.
Виртуальная коммуникация характеризуется ограниченным сенсорным опытом, телесной непредставленностью
субъектов общения. Единственное, что представляет человека в виртуальном общении, — это текст, его сообщения, то есть вербальная информация. Соответственно виртуальное общение в большинстве случаев лишено так называемых «аналоговых» средств коммуникации, таких как восприятие внешности человека, выражения лица, интонаций и тембра голоса. Какая-то часть таких средств становится доступной благодаря появлению новых технологий — мультимедийных чатов, аудиовидеоконференций, интернет-телефонии. Однако общение в интернет-среде лишено возможности физического контакта, получения тактильных ощущений. Из этого также вытекает целый ряд следствий. Снимается целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешностью, а также невербальной частью коммуникативной компетентности — способностью выражать эмоции, отношения, настроение через жесты, мимику, голосовые модуляции. В то же время, поскольку реальное невербальное поведение оказывается исключенным из процесса общения, то чувства, отношение к происходящему можно не только выражать, но и скрывать, равно как можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.
Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Кроме того, это способствует добровольности и желательности общения — завязывание контактов, уход от них и прерывание происходят добровольно и в любой момент без объяснения
причин и «ритуалов» завершения разговора.
Анонимность и ограниченный сенсорный опыт порождают следующую значимую особенность общения в виртуальности — специфику самоидентификации и множественность личности. В «виртуальной коммуникативной ситуации» человек обладает свободой выбора самопрезентации, имеет, в общем, неограниченные возможности конструирования собственной личности. Человек может остаться самим собой, может принять вымышленную индивидуальность, сконструировать несколько таких индивидуальностей или остаться полным анонимом — «человеком-невидимкой». Это дает возможность осуществлять так называемые игры с идентичностью — менять в «виртуальном самопредъявлении» пол, возраст, социальный статус, проигрывать разные роли, демонстрировать разные черты личности и стили общения. Человек может проходить своеобразный психологический тренинг с возможностью компенсаторного воплощения тех ролей и образов Я, которые по тем или иным причинам не воплощаются в жизни, подавляются или скрываются. Особенно важна такая ситуация для людей, переживающих свои мнимые или действительные недостатки, затрудняющие общение, такие, как застенчивость, болезненное восприятие собственной внешности, дефекты речи, нарушения сенсомоторной сферы и т. п.
В общем случае каждый человек, который общается по сети, имеет равные возможности для самовыражения. Статус и социальная роль в реальном мире, уровень благополучия и т. п. почти не влияют на уровень принятия «сетевым сообществом». Мера воздействия на других определяется интеллектуальными возможностями, владением письменной речью, умением выражать свое мнение, интересы, ценности и т. п.
Интернет-коммуникация характеризуется теоретически неограниченной доступностью контактов. В каждый момент
времени, выходя в Интернет, пользователь может легко (физически, технологически, эмоционально) осуществлять множество разнообразных контактов с большим количеством людей, совершенно не знакомых ему ранее, перепробовать и сменить огромное множество вариантов общения.
Виртуальное общение происходит в особого рода пространственно-временном континууме. С одной стороны, географические расстояния не имеют значения для виртуальной коммуникации; окружающее пространство «сжимается» до размеров дисплея. С другой стороны, происходит расширение границ, возможность перемещаться в виртуальном пространстве по всему миру. Наряду с этим происходит феномен растяжения — конденсации времени. При общении «в реальном режиме» ситуативное время может растягиваться до бесконечности, переживается как актуальное «здесь и теперь». В ситуации общения off-line время также растягивается «от письма до ответа», воспринимаясь как один диалог. Интересным также является тот факт, что в виртуальности «координаты смысла», «пятое измерение мира» (А. Н. Леонтьев13) приобретают пространственно-временные характеристики, воспринимаются как движение в глубь гипертекста.
Еще одна существенная черта виртуального общения — феномен «постоянной фиксации». Поскольку все сетевые интеракции запечатлеваются как документы, человек имеет возможность постоянно фиксировать весь ход диалога или полилога, возвращаясь к отдельным моментам, заново переживая то, что однажды испытал впервые. Таким образом, проявляется эффект «вневре-менности», или одновременного присутствия прошедшего и настоящего, что позволяет вернуться в любой фрагмент прошлого; можно сказать, что виртуальная реальность дана пользователю в ее целостности.
При длительном виртуальном общении у пользователей могут возникать из-
мененные состояния сознания, которые проявляются в мистических переживаниях «единения сознания» с другими людьми, в виде коллективного разума. Кроме того, взаимодействие в вымышленных альтернативных мирах вызывает чувства и ощущения сказочной, фантастической легкости перемещений, контактов, управления предметным миром, подобные тому, которые переживаются во сне. Это создает особую притягательность виртуальности.
Зависимость пользователя в процессе общения в сети Интернет от технических устройств может приводить к ощущению «черной дыры», которое часто сопровождается агрессией, беспокойством, тревогой. Сбои в электронике, неосознаваемо воспринимаемые как «неотвратимость судьбы», вызывают у пользователя чувство бессилия, невозможности полного контроля над ситуацией.
Вышеописанные особенности дают определенные преимущества и в то же время накладывают специфические ограничения на общение в виртуальном пространстве. Преимущества такой формы общения заключаются прежде всего в большей свободе самовыражения для участников общения, в расширении «коммуникативного поля» общения
(возможность вступать в большое количество контактов с разными людьми независимо от их географического местонахождения), в реализации партнерского общения, взаимодействия «на равных». Кроме того, собеседники могут сами регулировать время и длительность общения, благодаря использованию письменной речи лучше осознавать содержание, структурировать информацию, рефлексировать. Однако ограниченность сенсорного опыта может создавать эффект поверхностности общения и эффект «проекций», проявляющийся в восприятии анонимного собеседника как части собственной личности.
Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи (K. S. Young, D. N. Greenfield14, А. Е. Войскунский и
др.), постоянное общение в сети Интернет может приводить к формированию у пользователей дезадаптивной стратегии «ухода от реальности», стремления проводить все больше времени в виртуальном мире, в котором зачастую отсутствуют реальные проблемы и трудности. Одной из форм негативного воздействия на личность новых информационных технологий выступает интернет-зависимость, которая определяется как навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи online. Наиболее существенными для выявления тенденции к интернет-зависимости являются следующие признаки:
1. Количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает.
2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернете, то эффект заметно снижается.
3. При прекращении или сокращении времени, проводимого в Интернете, проявляется психомоторное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что в данный момент происходит в Интернете, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
4. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
5. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета.
6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернета.
7. Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, связанных с чрезмерной увлеченностью Интернетом.
Интернет-зависимые часто «предвкушают» свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы.
По данным К. Янг15, наиболее привлекательными характеристиками сетевого общения для «интернет-зависимых»
пользователей являются, прежде всего, анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Наиболее часто интернет-зависимые реализуют следующие цели в виртуальном общении:
• социальную поддержку (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции);
• сексуальное удовлетворение;
• формирование виртуального имиджа (возможности «творения персоны», вызывающей определенную реакцию окружающих, и получения признания).
Виртуальное общение является благоприятной средой для проявления тех свойств и потенциалов личности, которые могут быть недоступными в реальном общении. Наряду с личностноразвивающей функцией виртуальное общение, которое зачастую становится для пользователей субъективно «лучшей» заменой реальных отношений, может препятствовать социально-психологической адаптации и достижению успеха.
Рассмотрение психологических аспектов влияния виртуального общения на пользователей интернет-сетей предполагает изучение их личности, выявление психологических механизмов, обеспечивающих личностные трансформации во взаимосвязи с длительностью пользования Интернетом.
В эмпирическом исследовании, проведенном нами совместно с В. Н. Черноморец, принимали участие молодые люди от 20 до 23 лет в количестве 81 человека. По данным анкетного опроса выборка была условно разделена на группы пользователей, систематиче-
ски обращающихся к интернет-общению в течение срока до трех лет, пользователей со стажем виртуального общения более трех лет и постоянных пользователей со стажем виртуального общения более шести лет. Группы были уравновешены по уровню образования (студенты вузов Москвы и Санкт-Петербурга).
Для проведения основного эмпирического исследования нами был разработан комплекс психодиагностических методик, включающий:
- авторскую анкету пользователя Интернета, направленную на выявление различных аспектов увлеченности сетевым общением (разработана нами на основе опросника интернет-зависимости Кимберли—Янг совместно с О. Н. Дубовик, И. Н. Прощиной);
- методику измерения личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбер-гера и Ю. Л. Ханина;
- методику исследования уровня субъективного контроля, адаптированную Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом;
- методику изучения смысложизненных ориентаций (СЖО), представляющую собой адаптированную Д. А. Леонтьевым версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, основанного на концепции В. Франкла;
- методику изучения мотива аффи-лиации (ТМА) А. Мехрабиана;
- методику изучения самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева.
Обратимся к анализу полученных данных. С целью сравнения отношения к различным аспектам виртуального общения, а также выявления специфики проявления особенностей личности пользователей Интернета нами был проведен анализ достоверности различий в средних показателях исследуемых характеристик в группах с различным стажем общения в сети. Сопоставление результатов анкетного опроса в группах пользователей со средним стажем сетевого общения
1,9 и 3,9 года показывает, что начинаю-
щие пользователи в меньшей степени используют Интернет с целью приобретения новых знакомств, не отказываются от забот и проблем реальной жизни, не отмечают упрощения в коммуникации, изменений в распорядке дня, пренебрежения сном и приемом пищи, возрастания замкнутости в связи с увлеченностью интернет-общением, не стремятся замещать реальное общение и контакты с противоположным полом виртуальным взаимодействием. Они не испытывают привязанности к Интернету, не отмечают у себя наличия постоянных мыслей о сети и желания часто проверять электронную почту. Указанные признаки увлеченности общением в виртуальной среде появляются у пользователей со средним стажем сетевого общения 3,9 года. В группе с длительным стажем сетевого общения (в среднем 6,4 года) наблюдаются более выраженные признаки чрезмерной увлеченности интернет-общением. Они в большей степени, чем испытуемые со средним стажем витру-ального общения, склонны использовать Интернет для личных контактов и новых знакомств, отмечают часто возникающие мысли, фантазии об Интернете в то время, когда они находятся вне сети, изменение распорядка дня и пренебрежение сном ради сетевого общения; считают, что предпочитают виртуальное общение реальному и испытывают проблемы в реальной жизни из-за увлеченности Интернетом.
Сравнение отношения к сетевому общению в крайних группах (со стажем сетевого общения 1,9 и 6,4 года) показывает значительное возрастание проявлений чрезмерной увлеченности Интернетом у постоянных пользователей; с увеличением стажа виртуального общения возрастает интенсивность симптомов чрезмерного увлечения компьютером. К описанным физическим симптомам добавляются те, наличие которых может свидетельствовать о наличии интернет-зависимости: позитивные эмоции, эйфория в процессе виртуального общения,
переживание депрессии и острого внутреннего дискомфорта — «психологической ломки» — или резкое ухудшение психологического самочувствия при длительном перерыве в сетевом общении. Таким образом, с увеличением стажа сетевого общения у пользователей возрастают основные проявления интернет-зависимости: изменение образа жизни и режима дня, психофизиологические проблемы, пренебрежение повседневными обязанностями, предпочтение виртуального общения реальному.
Мотивы, связанные с обращением молодых людей к сетевому общению, являются различными, однако с увеличением срока пребывания в сети они изменяются, отмечается феномен «дрейфа целей». С увеличением стажа общения начинают проявляться его психологические и физические последствия. Психологические последствия интернет-общения
также являются неоднозначными. Группа молодых людей, не являющихся постоянными пользователями, через обращение к Интернету расширяет сферу своих познавательных интересов, сферу делового сотрудничества; они видят в интернет-среде не просто возможность общения, но и ресурсы для дальнейшего личностного роста и самореализации. С другой стороны, Интернет привлекает и тех людей, которым сложно в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Виртуальное пространство замещает им реальное общение, поскольку обладает рядом дополнительных привлекательных особенностей. Это возможность немедленно прервать неприятный контакт (что дает ощущение власти и контроля над ситуацией), отсутствие риска и ответственности в отношениях (анонимность, дистанцированность),
новые острые переживания. К такому поведению склонны люди с определенными личностными свойствами, но, в то же время, длительное систематическое общение в Интернете может при-
водить к изменениям в поведении, к изменению личности.
Анализ личностных особенностей в трех группах пользователей, различающихся по стажу сетевого общения, показывает, что пользователи со «средним» стажем сетевого общения, в отличие от начинающих пользователей, в меньшей степени склонны принимать на себя ответственность в области производственных отношений. Они считают свои действия менее важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении, и более важное значение они придают внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению
— невезению. Для молодежи, постоянно общающейся в сети более 5 лет, по сравнению с теми, кто общается в сети в среднем 3,9 года, характерным является более низкий уровень реактивной тревожности, невыраженная внутренняя конфликтность и самообвинение, более высокий уровень производственной ин-тернальности и ответственности за свою жизнь в целом, удовлетворенность про-цесом жизни в настоящем, в то же время наблюдается отсутствие страха отвержения группой и более низкий уровень эмпатии. Таким образом, у постоянных пользователей сети проявляется своеобразная адаптация к пребыванию в интернет-среде: они считают свою жизнь осмысленной и интересной, осознают свою ответственность за принятые решения и поступки. Однако смысловой «центр» их жизни смещается в область виртуальной реальности; у них в меньшей степени выражена мотивация социального одобрения, снижена критичность по отношению к собственному «Я», менее выражен страх отвержения, что отражает сниженную потребность в эмоциональных контактах, дружбе и взаимопонимании в реальном взаимодействии. Полученные результаты показывают, что существенные личностные трансформации пользователей сети проявляются с увеличением
стажа систематического виртуального общения до 6 лет.
Характеристика личностных особенностей пользователей Интернета с разным стажем виртуального общения была дополнена нами в ходе процедуры корреляционного анализа, который был проведен для выявления взаимосвязей показателей, отражающих восприятие Интернета по сравнению с реальной социальной действительностью, и личностных особенностей испытуемых.
Корреляционный анализ на выборке начинающих пользователей показал, что в структуре взаимосвязей (а < 1%) выделяются два взаимосвязанных блока показателей. Первый блок условно обозначен нами «Позитивное самоотношение». Он образован такими показателями, как самоуверенность, интернальность в сфере межличностных отношений, а также показателями, отражающими восприятие процесса реальной жизнедеятельности как яркого, эмоционально насыщенного («цели в жизни», «процесс жизни»). Центральным показателем второго блока, который условно обозначен нами как «Тревожность в ситуации реального общения», выступает актуальная тревожность, положительно взаимосвязанная с показателями, отражающими количество времени, проводимого в Интернете, и характеристик общения в Интернете как безопасного, и отрицательно — с такой характеристикой самоотношения, как самопринятие. Обе рассмотренные структуры отрицательно связаны между собой. Таким образом, повышение тревожности в коммуникативной сфере, низкое само-принятие взаимосвязано с тенденцией обращения к сетевому общению.
Исследуемые показатели в группе со средним стажем виртуального общения
3,9 года образуют единую плеяду, где системообразующим показателем выступает личностная тревожность. Она положительно взаимосвязана с такими характеристиками, как внутренняя конфликтность, коммуникативными мотивами обращения к Интернету и отрицательно —
с такими смысложизненными ориентациями, как локус контроля Я, осмысленность жизни. По-видимому, к более длительному общению в сети обращаются люди, переживающие дисгармонию в сфере самоотношения и межличностных контактов.
В общей структуре взаимосвязей, полученной на выборке постоянных пользователей, выделяются два системообразующих показателя, опосредующих наибольшее количество взаимосвязей. Это интегральный показатель предпочтения Интернета по отношению к реальной социальной действительности и показатель, отражающий перенос реального общения в сеть, которые отрицательно взаимосвязаны с такими личностными характеристиками, как саморуководство, уровень субъективного контроля по отношению к эмоционально негативным событиям и ситуациям, интернальность в области достижений, отраженное самоотноше-ние, самоуверенность. Таким образом, результаты корреляционного анализа указывают на снижение уровня самопри-нятия и способности принимать на себя ответственность за свои успехи и неудачи с увеличением стажа виртуального общения от 6 лет и более.
В результате проведенного нами исследования можно сделать заключение о том, что систематическое общение в сети Интернет в течение нескольких лет для молодых людей может служить средством гиперкомпенсации внутриличност-ных проблем, причины которых могут лежать в области семейных отношений и социальных контактов. Длительное время, проводимое молодым человеком за компьютером, может приводить к затруднениям в процессе общения, искажать его, что впоследствии может привести к негативным последствиям. С увеличением стажа виртуального общения у пользователей проявляется чрезмерное увлечение компьютером, сопровождающееся психологическими и физическими симптомами: тенденция к переносу реального общения в сеть,
проблемы с близкими и друзьями, позитивные эмоции, эйфория в процессе виртуального общения и, наоборот, переживание депрессии и острого внутреннего дискомфорта, резкое ухудшение психологического самочувствия при длительном перерыве в сетевом общении. Для постоянных (более 6 лет) пользователей Интернета характерны существенные личностные трансформации, связанные, в первую очередь, со снижением потребности в реальном общении, эмпатии, критичности по отношению к себе, уверенности в собственных возможностях и коммуникативных качествах, с проблемами в принятии ответственности за собственные достижения и неудачи.
Таким образом, проведенное исследование показывает сложность и неоднозначность проблемы влияния интернет-коммуникации на личностные характеристики пользователей, что связано с новыми возможностями и в то же время с ограничениями, а иногда и с негативными последствиями сетевого общения. Особого рассмотрения требует вопрос о специфике использования виртуальной коммуникации в обучающих и развивающих программах, в психологическом консультировании. Очевидным является тот факт, что информационные сетевые
технологии коренным образом изменяют педагогическое, консультационное и личное взаимодействие. Полученные в данном исследовании результаты позволят педагогам, психологам и другим специалистам, применяющим сетевые технологии, более оптимально строить собственную деятельность, ставить цели и оценивать результаты, поддерживать необходимый уровень отношений с пользователем. Наряду с внедрением сетевых информационных технологий в современную среду жизнедеятельности (образовательную, профессиональную, досуговую и т. п.) необходима разработка программ психологической поддержки молодых людей, склонных к чрезмерной увлеченности виртуальным взаимодействием. Основные цели таких программ — помощь в осознании и принятии себя, в формировании конструктивных способов преодоления жизненных трудностей, в приобретении коммуникативных навыков. Важными состаляющими психоло-гичесой поддеркжи этой категории людей также выступают развитие способности к осознанию и адекватному выражению собственных чувств, к пониманию эмоциональных состояний других людей; повышение уверенности в себе и возможностей наиболее полной реализации себе в жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Войскунский А. Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.
2 Носов Н. А. Виртуальная психология. М., 2001.
3 Носов Н. А., Генисаретский О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 253. М., 1986.
4 Генисаретский О. И., Носов Н. А. Самообразы и личностные образцы деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике / Труды ВНИИТЭ. Сер. «Эргономика». Вып. 37. М., 1989. С. 44-59.
5 Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психоло-гиче ский журнал. Т. 19. 1998. № 1. С. 89-100.
6 Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3. С7. 72-80.
7 Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
8 Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
9 Арестова О. Н., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. ун-та. Серия 14. Психология. № 4. С. 14-20.
10 Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.
11 Young K. S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs о£ Internet Addiction — and a Winning Strategy for Recovery. NY e. a. «John Wiley & Sons», 1998.
12 Сапер Дж. Люди превращаются в электроников (основные психологические характеристики виртуального пространства) / Пер. Е. Вовк. http://www.flogiston.ru/projects/projects.html
13 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
14 Greenfield D. N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and ThoseWhoLoveThem. Oakland «NewHarbingerPubl», 1999.
15 Young K. S. Указ. соч.
N. Koroleva
THE IMPACT OF INTERNET COMMUNICATION ON THE USERS
The problems of the impact of information processes and of the experience of virtual communication on the personality of the users are considered. Differences in levels of uneasiness, motivation, subjective control, self-attitude, and specific life orientations of Internets-users caused by the experience of virtual dialogue are shown. Psychological characteristics causing and supporting interest of the youth to Internet communication are defined.