психологические науки
Клемес Виктория Сергеевна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ ...
УДК 159.9.072.43
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
© 2017
Клемес Виктория Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
Амурский государственный университет (675000, Россия, Благовещенск, улица Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: vk09@bk.ru)
Аннотация. Цель: выявить особенности представлений о себе активных пользователей сети интернет, в частности - различия в представлениях о себе в виртуальном общении, реальном мире и идеальном «Я». Методы: основной метод исследования - тестирование. Это исследовательский метод, позволяющий установить и измерить индивидуально-психологические различия в представленной выборке. Для выявления представлений о себе реальном, виртуальном и идеальном использовалась методика «Личностный дифференциал» (модификация семантического дифференциала Ч. Осгуда). Также использовались методы математической статистики (непараметрический статистический T-критерий Вилкоксона). Результаты: на основе результатов проведенного исследования сделан вывод о наличии статистически значимых различий в представлениях о себе активных пользователей сети интернет. В частности, по фактору «Оценка» методики «Личностный дифференциал» прослеживаются статистически значимые различия в представлениях о себе по всем трем показателям - реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я». Это свидетельствует о разных стратегиях самопрезентации респондентов в общении реальном и общении посредством сети интернет. Научная новизна: в статье впервые исследованы особенности создания виртуальной личности активных пользователей сети интернет через изучение представлений о себе (реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я»). Практическая значимость: полученные выводы и основные аспекты статьи могут быть использованы в практической деятельности психологов, работающих с различными видами информационной и виртуальной зависимости.
Ключевые слова: интернет, сеть интернет, виртуальное общение, пользователь интернет, представления о себе, реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я», фактор «Сила», фактор «Активность», фактор «Оценка», усредненный личностный профиль, качества личности.
REPRESENTATIONS ABOUT THEIR ACTIVE USERS OF INTERNET NETWORK
© 2017
Klemes Viktoriya Sergeevna, Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy
Amur State University (675000, Russia, Blagoveschensk, street Ignatievskoe highway, 21, e-mail: vk09@bk.ru)
Abstract. Purpose: to identify the features of the views of active users of the Internet, in particular - the differences in self-representations in virtual communication, the real world and the ideal "I". Methods: the main method of research is testing. This is a research method that allows you to establish and measure individual psychological differences in the sample presented. To identify real, virtual and ideal representations of himself, the "Personal Differential" technique (modification of the semantic differential of C. Osgood) was used. Also, methods of mathematical statistics (nonparametric statistical W-cokson T-test) were used. Results: Based on the results of the study, it was concluded that there are statistically significant differences in the views of active users of the Internet. In particular, according to the "Evaluation" factor of the "Personal Differential" method, statistically significant differences in the self-representations for all three indicators are traced - the real "I", the virtual "I", the ideal "I". This shows the different strategies for self-presentation of respondents in communicating real and communicating through the Internet. Scientific novelty: in the article the features of creating a virtual personality of active Internet users through the study of self-representations (the real "I", the virtual "I", the ideal "I") were first studied. Practical significance: the findings and main aspects of the article can be used in the practical work of psychologists working with various types of information and virtual dependence.
Keywords: Internet, virtual communication, Internet user, self-image, real «I», virtual «I», ideal «I», factor «Strength», factor «Activity», factor «Evaluation», average personal profile, quality personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема виртуального общения затрагивает практически все важнейшие подсистемы общества (социальная, культурная, профессиональная и т.п.) и, как следствие, интересы различных общественных групп. Так как данный феномен имеет значение для широких слоев общества, это позволяет квалифицировать ее как важнейшую социальную проблему [1-5].
Многочисленные исследования виртуальной аудитории показали, что на данный момент подавляющее большинство пользователей интернета составляют студенты и люди с высшим образованием. Что касается типа образования, то техническое образование преобладает над гуманитарным. Эти данные объяснимы тем фактом, что для полноценной работы в Интернет необходимы немалые знания, как самой сети, так и компьютера [2-3].
Интернет является скорее молодежным сообществом, что подтверждают исследования - в возрасте пики приходятся от 18 до 23 лет [1-4]. Поэтому для исследования была отобрана именно эта категория пользователей, как наиболее интенсивно использующих возможности глобальной сети.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В 2001 году
А. Холл и Д. Парсонс предложили термин «интернет-зависимое поведение», под которым понималось некое расстройство, рассматривающееся как компенсация недостатков поведения в реальной жизни.
В России проблематика влияния сети интернет на личность изучается с 2000 года. Основное внимание исследователей уделяется таким аспектам, как: общение посредством сети интернет (виртуальное общение); влияние сети интернет на психику, сознание и поведение человека; понятие, виды, признаки интернет-зависимости; социальные последствия увлеченности виртуальным общением [1-5] .
Отечественные исследователи (А. Жичкина [5], А.Е. Войскунский [1-2], Н.Г. Аристова и др. [2-4]) в своих исследованиях уделяют внимание особенностям личности активных пользователей сети интернет, а также выделяют симптомы интернет-зависимости, как негативного аспекта излишней увлеченности виртуальным общением.
В.Д. Менделевич, Ф.А. Саглам и Н.О. Завалишина в своих исследованиях предлагают различные классификации типов интернет-зависимых людей.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования - изучить представления о себе активных пользователей сети Интернет.
База исследования - Амурский государственный университет. Исследовательская выборка составила 48 студентов 4 курса факультета математики и информати-
Klemes Viktoriya Sergeevna REPRESENTATIONS ABOUT .
psychological science
ки, средний возраст респондентов 20,5 лет (20 - 22 года).
Для выявления представлений о себе в реальной жизни и виртуальном пространстве была использована методика «Личностный дифференциал» (модификация семантического дифференциала Ч. Осгуда) [7]. Испытуемым предлагалось описать свое виртуальное «Я», идеальное «Я» и реальное «Я» [6]. Также использовались методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По результатам методики «Личностный дифференциал» был построен усредненный личностный профиль, отражающий представления студентов о себе.
Усредненный профиль (реальное «Я») является рельефным и содержит большое количество пиковых точек. Большинство черт, приписываемых себе «реальному», является ярко выраженными.
Ответы респондентов тяготеют к полюсу, обозначающему положительные, социально приемлемые и желательные качества. Студенты выделяли такие качества и особенности личности, которые преимущественно связанны с системой межличностных отношений и сферой общения: отзывчивость, дружелюбность, справедливость, добросовестность и самостоятельность (рисунок 1).
3 2 0 -1 -2 -3
СбаЛТеЛШЬШ \ непмш пек аильный
ШЛНШ1 \ слабый
разгя оршЕьш > мганалнвыи
доброе и есгньш безответственный
упрямый уст^гниыи
открытый ■ замигдаш
добрый < згоистичныи
Нйзшгаильш > ШИОШШ
ДнЦШЬНЫК пассивный
ГТЗЫЕЧИШИ < черешш
ришш-чтьныи: нерешительный
нНнТГНЧНЫИ > Е ШЛИ
■Т^И ¿ДШЕЫН № СТТрМ! 4ЯМЕЫН
расслабленный 1 напр я ¡генный
.ТТиГ.ИНЫН J (уетиЕни
¡ЭртаЕПЕ'ИШК Г враждебный
серенный ) ВДВ ДОННЫЙ
ЙЩШ ШШ1 f НеШ'ДИШН
честный / накотенннн
стгс'сгогтпшшн 1 ,___ несатятстпельнын
невозмутмын разгранигельныи
3 2 1 0-1-2 -3
обаятельный г НЕПШЕ лек ате ль ный
шгеныи / слабый
разг® оршвыи мгаиалиЕын
доброе л естный безответственный
упрямый S устракыи
открытый г замкнутый
добрый L згеиеттиныи
НЙШШИМЫИ > зшгашьш
ДМКЯНЫИ шешкныи
0Т2ЫЕЧИЕЫИ г черешыи
решигезьныи нерешительный
Ж^ТЮТШЬШ Е1ПТЫН
аюа егонвын ■ Н4ОТШ4ДЛМЫН
put папашин > напри ¡генный
аюкжныи ___^ суеттвыи
фчзгелюйнык вразкденши
З«ЫШБШ > неуверенный
йщшпиши < непвнншк
честный > НЕИпшенннп
самостоятельный < несаикготкльныи
неЕОЖПШЫИ --- ра.згр1жгепьныи
пользовались такие качества как дружелюбие, самостоятельность, решительность, добросовестность, справедливость. Большинство черт, приписываемых своему идеальному «Я», является ярко выраженными. Большинство ответов респондентов тяготеют к полюсу, обозначающему социально приемлемые и желательные качества (рисунок 3).
3 2 1 0-1-2 -3
обаятельный 1 негщпе лек ате ль ный
ошнын ) слабый
разгвортвын г- шмиалишк
доброссвестый [ безответственный
УПРЯМЫЙ уступчив ыи
ОПфЫГЫИ J замкнуши
добрый / ЗГОИСПИНЫИ
ннакиситыи шопиш
деягшньш ПДСШЕНЬШ
0Т2ЫЕЧИЕЫИ г черсташ
решите л ный 1 нерешительный
ЖфОТШЬШ Е тын
ОЮШ4Я1ИЕЫИ ЕЙШРШеШИЕЫИ
расстеленный > ХШфЯНИИЫК
тикжнын суеттвнн
ФУЗ+ЕЛВМШК враждебный
пе ереиныи > неуверенный
сещкгельнып нелюдимы«
честный л неискренни«
самостоятельный \ несамостоятельный
невозмутмын разграшгеганьш
Рисунок 1 - Усредненный личностный профиль реального «Я»
Описывая свое виртуальное «Я» (те характеристики своей личности, которые характеризуют особенности виртуального общения), респонденты отмечали преимущественно социально одобряемые качества: разговорчивый, решительный, добросовестный, общительный, справедливый, отзывчивый, дружелюбный, самостоятельный, честный.
При этом, в равной степени выражены как деловые, т.е. профессиональные, так и коммуникативные черты личности. Данные методики «Личностный дифференциал», отображающие характеристики виртуального «Я» респондентов, представлены на рисунке 2.
Рисунок 3 - Усредненный личностный профиль идеального «Я»
Использование «Личностного дифференциала» позволило выявить представления студентов о себе. После сравнения образов «Я» (реальное, виртуальное и идеальное) по отдельным чертам испытуемых была осуществлена группировка черт в факторы описания личности: «Оценка», «Сила», «Активность».
Анализ данных, полученных на основании применения методики «Личностный дифференциал», показал, что по фактору «Оценка» у 100 % опрошенных выявлен высокий уровень показателей. Можно сделать вывод о том, что данные респонденты принимают себя как личность, склонны при этом осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой.
При исследовании представлений об идеальном «Я» по фактору «Оценка» 98 % опрошенных показали высокий уровень, то есть они считают, что идеальный человек должен быть носителем социально-желательных характеристик, принимать себя как личность и быть удовлетворенным собой. 2 % опрошенных показали средние значения по фактору «Оценка».
При исследовании представлений о виртуальном «Я» по фактору «Оценка» 87,5 % опрошенных показали высокий уровень, то есть в виртуальном пространстве они принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой. 12,5 % опрошенных показали средние значения по фактору «Оценка».
Рисунок 2 - Усредненный личностный профиль виртуального «Я» При описании испытуемыми идеального «Я» ис-
Рисунок 4 - Результаты методики «Личностный дифференциал» по фактору «Оценка» По фактору «Сила» 77 % респондентов показали высокие значения фактора в представлении себя, что свидетельствует о развитии волевых сторон личности, об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. У 23 % опрошенных определен средний уровень показателей.
При исследовании представлений об идеальном «Я» по фактору «Сила» 100 % респондентов показали вы-
318
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Клемес Виктория Сергеевна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ ...
сокие значения, то есть, они считают, что у идеального человека должны быть развиты волевые стороны личности, уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
При исследовании представлений о виртуальном «Я» по фактору «Сила» 77 % респондентов показали высокие значения, то есть, они считают, что в виртуальном пространстве у них развиты волевые качества личности, уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. У 23 % опрошенных определен средний уровень показателей по фактору «Сила» (рисунок 5).
удовлетворены собой в виртуальном общении и считают, что они ведут себя менее социально-желательно, чем хотели бы быть.
Таблица 1 - Значение Т-критерия Вилкоксона по методике «Личностный дифференциал»
г I Р-ЬЕУЕГ,
Фактор «Оценка»
«Я» РЕАЛЬНОЕ И «Я» ВИР ТУ АЛЬ НОЕ 3,619811 0,000295
«Я» РЕАЛЬНОЕ И «Я» ИДЕАЛЬНОЕ 4.875222 0.000001
«Я» ВИРТУАЛЬНОЕ И «Я» ИДЕАЛЬНОЕ 5,502681 0,000000
Фактор «Сила»
«Я» РЕАЛЬНОЕ И «Я» ВИРТУАЛЬНОЕ 0,685506 0,493025
«Я» РЕАЛЬНОЕ И «Я» ИДЕАЛЬНОЕ 5.124000 0.000000
«Я» ВИРТУАЛЬНОЕ И «Я» ИДЕАЛЬНОЕ 4,949194 0,000001
Фактор •«Активность»
«Я» РЕАЛЬНОЕ И «Я» ВИРТУАЛЬНОЕ 0,767525 0,442770
«Я» РЕАЛЬНОЕ И «Я» ИДЕАЛЬНОЕ 1,647983 0,099357
«Я» В ИР ТУ АЛЬ НОЕ И «Я» ИДЕАЛЬНОЕ 3.413500 0.000641
Рисунок 5 - Результаты методики «Личностный дифференциал» по фактору «Сила» 65 % испытуемых показали высокие значения по фактору «Активность», что свидетельствует об экстра-вертности личности, высокой активности и общительности. 35 % респондентов показали средний уровень фактора «Активность».
При исследовании представлений об идеальном «Я» 92 % испытуемых показали высокие значения по фактору «Активность», то есть испытуемые считают, что идеальный человек должен обладать следующими характеристиками: экстравертность, высокая активность и общительность. 8 % респондентов показали средний уровень фактора «Активность».
Рисунок 6 - Результаты методики «Личностный дифференциал» по фактору «Активность»
При исследовании представлений о виртуальном «Я» 56 % испытуемых показали высокие значения по фактору «Активность», что свидетельствует об экстравертности личности, высокой активности и общительности в виртуальном пространстве. 44 % респондентов показали средний уровень фактора «Активность» (рисунок 6).
Для выявления различий между реальным, идеальным и виртуальным «Я» по различным факторам методики «Семантический дифференциал» использовался Т-критерий Вилкоксона. Результаты отображены в таблице 1.
С помощью Т-критерия Вилкоксона было выявлено, что существуют статистически значимые различия (уровень значимости p<0,001) между реальным и идеальным «Я» по фактору «Оценка», то есть испытуемые считают, что они ведут себя более социально-желательно, чем хотели бы быть. Также было выявлено, что существуют статистически значимые различия (уровень значимости p<0,001) между реальным и виртуальным «Я» по фактору «Оценка», то есть респонденты позиционируют себя более социально положительно в реальном общении, чем в виртуальном пространстве. Было выявлено, что существуют статистически значимые различия (уровень значимости p<0,001) между идеальным и виртуальным «Я» по фактору «Оценка», то есть испытуемые менее
С помощью Т-критерия Вилкоксона были выявлены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,001) между реальным и идеальным «Я» по фактору «Сила», то есть испытуемые считают себя менее уверенными в себе, независимыми, склонными рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, чем хотели бы быть. Также были выявлены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,001) между виртуальным и идеальным «Я» по фактору «Сила», то есть испытуемые считают себя в виртуальном мире менее уверенными в себе, независимыми, склонными рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, чем хотели бы быть. Значимых различий между реальным и виртуальным «Я» по фактору «Сила» не выявлено.
С помощью Т-критерия Вилкоксона были выявлены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05) между виртуальным и идеальным «Я» по фактору «Активность», то есть испытуемые считают, что они должны быть более экстравертированными, открытыми и общительными чем преподносят себя в виртуальном общении.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом, студенты позиционируют себя более социально положительно в реальном общении, чем в виртуальном. Полученные данные позволяют заключить, что, не смотря на постоянное взаимодействие с компьютером и пребывание в Интернет, респонденты при этом не склонны к установлению жестких границ между своим реальным и виртуальным «Я».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 245-246.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер. 14. Вып. 4. 2002. 167 с.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Наука, 2000. 438 с.
4. Васильева И. А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 80-88.
5. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. Т. 5. Вып. 7. М., 2000. С. 77-93.
6. Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 53-75.
7. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С. Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 671 с.
Статья поступила в редакцию 24.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017