Научная статья на тему 'Впечатление как компонент и фактор социализации в коммуникативном пространстве интернета'

Впечатление как компонент и фактор социализации в коммуникативном пространстве интернета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
361
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE / ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / VIRTUAL SOCIAL NETWORKS / ВПЕЧАТЛЕНИЕ / IMPRESSION / ИМПРЕССИНГ / IMPRESSING / ЦЕННОСТИ / VALUES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Викторова Елена Викторовна, Баткаева Елена Равилевна

Представлен взгляд на один из ценностно-ориентационных компонентов и факторов социализации в сети Интернет впечатления от виртуального общения, принимающие характер и силу импрессингов, социальное значение которых состоит в том, что они во многом определяют интериоризацию социальных ценностей и норм. Основные выводы о впечатлениях (импрессингах), возникающих в коммуникативном пространстве интернет, сформулированы по результатам эмпирического исследования, проведенного с применением методов анкетного опроса, фокус-группы и глубинного интервью. Получены и представлены первичные данные о характере и направленности впечатлений от виртуального общения и их влиянии на ценностно-нормативную систему общения как в сети интернет, так и вне ее. Выяснено, что насыщенная образно-смысловая среда интернета в сочетании с эмоционально напряженными ситуациями виртуального общения способствует возникновению импрессингов, особенно в сенситивные возрастные периоды, среди которых наиболее уязвимым является подростковый возраст. Импрессинги, возникающие в виртуальном общении, специфичны и по источнику возникновения, и по направленности эмоций, при сохранении силы эмоционального реагирования,характерной для «реальности». Социально значимыми представляются последствия негативных импрессингов, возникающих в интернет-пространстве, поскольку ценности, которые закрепляются в их результате, транслируются и на реальное социальное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AS A COMPONENT AND AS A FACTOR OF SOCIALIZATION IN COMMUNICATIVE INTERNET SPACE

The authors take a look at one of the value-orientated components and factors of socialization in the Internet impressions of virtual communication, taking the nature and strength of impressings, the social significance of which is that they largely determine the interiorization of social values and norms. The main conclusions of the impressions (impressings) arising in the communicative space of the Internet, are formulated according to the results of empirical research conducted with the help of the questionnaire method, focus groups and in-depth interviews. The authors obtain primary data on the nature and direction of the impressions of virtual communication and their impact on the value-regulatory system of communication both in the Internet and outside it. It was found that the rich figurative and semantic environment of the Internet combined with the emotional stress of virtual communication situations contributes to the appearance of impressings, especially in the sensitive age periods, including adolescence as the most vulnerable one. Impressings arising in virtual communication are specific both in the source of occurrence, and emotional orientation, while retaining the emotional reaction force being characteristic of “reality”. Socially significant consequences are represented by negative impressings emerging in the Internet space, as values which are fixed in their result and broadcast on real social interaction as well.

Текст научной работы на тему «Впечатление как компонент и фактор социализации в коммуникативном пространстве интернета»

Communicology.2017.VoL5. №.1

http://www. communicology.us

■ ■ ■ ВПЕЧАТЛЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ И ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

Авторы: ВИКТОРОВА Е.В., БАТКАЕВА Е.Р.

ВИКТОРОВА Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы, Пензенский государственный университет. Пенза, Российская Федерация. Е-таН: [email protected].

БАТКАЕВА Елена Равилевна - ассистент кафедры теории и практики социальной работы, Пензенский государственный университет. Е-таН: [email protected].

Аннотация. Представлен взгляд на один из ценностно-ориентационных компонентов и факторов социализации в сети Интернет - впечатления от виртуального общения, принимающие характер и силу импрессингов, социальное значение которых состоит в том, что они во многом определяют интериоризацию социальных ценностей и норм. Основные выводы о впечатлениях (импрессингах), возникающих в коммуникативном пространстве интернет, сформулированы по результатам эмпирического исследования, проведенного с применением методов анкетного опроса, фокус-группы и глубинного интервью.

Получены и представлены первичные данные о характере и направленности впечатлений от виртуального общения и их влиянии на ценностно-нормативную систему общения как в сети интернет, так и вне ее. Выяснено, что насыщенная образно-смысловая среда интернета в сочетании с эмоционально напряженными ситуациями виртуального общения способствует возникновению импрессингов, особенно в сенситивные возрастные периоды, среди которых наиболее уязвимым является подростковый возраст. Импрессинги, возникающие в виртуальном общении, специфичны и по источнику возникновения, и по направленности эмоций, при сохранении силы эмоционального реагирования, характерной для «реальности». Социально значимыми представляются последствия негативных импрессингов, возникающих в интернет-пространстве, поскольку ценности, которые закрепляются в их результате, транслируются и на реальное социальное взаимодействие.

Ключевые слова: социализация, Интернет-коммуникация, Интернет-пространство, виртуальные социальные сети, впечатление, импрессинг, ценности, молодежь.

Для цитирования: Викторова Е.В., Баткаева Е.Р. Впечатление как компонента и фактор социализации в коммуникативном пространстве Интернета. - Коммуникология. Том 5.№1.С.88-98 РО! 10.21453/2311-3065-2017-5-1-88-98

Коммуникативное пространство интернета, являясь предметом множества полидисциплинарных исследований последних лет, не теряет актуальности в силу динамичности своего развития и возникающих здесь новых коммуникативных рисков. В данном случае речь идет прежде всего о такой возрастной категории пользователей интернет, находящейся в активной фазе социализации, как молодежь. Одной из ценностно-ориентационных ком-

понент виртуальной сетевой социализации является впечатление, которое может быть рассмотрено и как фактор социализации, если принимает силу и значение импрессингов.

Специфика социализации в интернет-пространстве

Анализ современной социализации практически уже не возможен без упоминания таких феноменов, как интернет, виртуальная реальность, кибер-социализация, интернет-коммуникация и т.д. (М. Кастельс, С.А. Кравченко, А.В. Мудрик, В.А. Плешаков, Ф.И. Шарков, Я. Штайншаден и мн.др.). Это особенно актуально в отношении такой возрастной группы, как молодежь (14-30 лет), поскольку, начиная с подросткового возраста, важнейшим видом деятельности, определяющим социализацию в такой ее функции, как трансляция и интериоризация социокультурного опыта, является общение. Для пользователей этого возраста всилу их социально-психологических особенностей Интернет - это не столько источник информации, сколько средство коммуникации и личностной репрезентации [1]. Интернет-коммуникация обладает для пользователей указанных возрастных групп огромным преимуществом по сравнению с общением реальным: психологической комфортностью, обеспечивающейся территориальной удаленностью, при необходимости временной отсроченностью, возможностью анонимности, позволяющими реализовать недоступные в реальности психологические и социальные статусы и роли [4]. Неслучайно пользователи интернета, как показывает исследование С.В. Докука, ведут себя двояко по отношению к контактам в сети и вне ее. Это проявляется в том, что, с одной стороны, молодые люди используют виртуальное общение для укрепления «реальных» контактов, с другой стороны, резко разграничивают «друзей» из интернет-пространства и друзей в реальности: «Показательно, что «друзья», играющие высокую роль при регистрации в контактных сетях, практически не упоминались респондентами при обсуждении контентных сайтов» [2, с. 142]. Исследования J.M. De Groot, D. Anderson-Butcher и др. позволяют говорить о том, что социально успешные пользователи в интернет-пространстве укрепляют реальные связи, социально неуспешные пользователи - самовыражаются и ищут новые знакомства [3, с. 67; 4, с. 63]. Виртуальное общение, включенное в структуру современной социализации, свободно конкурирует с реальным общением в рамках традиционных социальных институтов. Подобная конкуренция в формировании системы ценностей становится предметом пристального внимания исследователей, поскольку условия интериориза-ции ценностей в сети содержательно и формально несколько иные, нежели в реальности; кроме того, сама интернет-среда продуцирует свои ценности и нормы, а также определенные коммуникативные риски [5].

Существуют факторы, влияющие на характер интериоризации ценностей индивидами, независимо от того, идет ли речь об общих ценностях для реального и виртуального общения или о специфических ценностях общения

в интернет-пространстве. Одним из таких факторов является импрессинг, не теряющий своего значения, но приобретающий качественно иные характеристики в интернет-среде.

Впечатление (импрессинг) как компонент и как фактор социализации

Импрессинг - это сильные и значимые в дальнейшем развитии впечатления, полученные личностью в сенситивные возрастные периоды (В.П. Эфроимсон, В.Н. Сагатовский, Г.Я. Узилевский и др.). К числу основных сензитивных периодов возникновения импрессингов относят подростковый возраст, но не исключается возникновение импрессингов в юношестве, в молодости и даже на этапе взрослости. Впечатления, которые по своей силе становятся импрессинговыми, играют основополагающую роль в формировании личностных смыслов, ценностных ориентаций личности: «Одна из потребностей, легшая на эмоциональную основу, подкрепленная объективной и субъективной ситуацией, резонирующая с состоянием духа, может приобрести статус ценности» [6]. Формируя личностные смыслы, импрессинги способны детерминировать интенциональность личности: нравственную, интеллектуальную, религиозную, политическую и т.д., ложась в основу ее дальнейшего поведения и развития в соответствии с содержанием и направленностью полученной информации и связанным с ней переживанием.

Подобная сила впечатлений достигается благодаря эмоциональной базе им-прессинга: глубина и интенсивность эмоций резко увеличивает шансы ситуации стать решающей. Эмоциональность характерна для первичной социализации в целом, что подчеркивается П. Бергером и Т Лукманом: «...Первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение. Обстоятельства, в которых она происходит, сопряжены с большой эмоциональной нагрузкой» [7, с. 214]. Отсюда и быстрота возникновения значимого впечатления: эмоционально подкрепленное получение личностно важной информации мгновенно оставляет в памяти человека глубокий след - повторения ситуации не требуется, хотя само повторение усиливает эффект.

Поскольку эмоции суть реакция на потребности личности, импрессинги характеризуются избирательностью: «.Даже при предельном единообразии условий развития и воспитания каждый индивид выберет для себя свои решающие импрессинги» [8, с. 72]. Потенциально импрессинговой способна стать любая ситуация: разговор, увиденная сцена из жизни, восприятие произведения искусства и т.д. Реальность или виртуальность происходящего не имеет принципиального значения, поскольку силу впечатления определяет не столько ситуация, сколько отношение к ней личности, возникшее переживание. Реализующиеся в интернет-среде коммуникативные практики, направленные не на принятие объективной реальности, а на утверждение определенного ее видения, формирующегося на основе личного опыта коммуникации, порождают и основываются на отношении, переживании, оценке. Ведущие мотивы пользования интернет подчеркивают эмоциональную уязвимость возникающих здесь ситу-

аций общения: субъект общения особенно уязвим, если им движут потребности (выявленные в исследования K.M. Sheldon и др. как первостепенные) быть понятым и принятым значимыми людьми [9]. Это создает благоприятную почву для возникновения импрессингов, выступающих в данном случае в качестве ценностно-ориентационных компонент киберсоциализации.

В социально-гуманитарных исследованиях все чаще обнаруживают себя попытки объяснить влиянием сильнейших впечатлений не только социальное поведение человека как результат интериоризации социальных норм, но и такие социально-культурные феномены, как формирование общественного мнения, закрепление обычаев и ритуалов, распространение моды, художественные вкусы, распространение религий, политические события, воздействие рекламы, вирусные эффекты в Интернете и т.д. (Э. Морен, Л.Ф. Обухова, Н.Б. Оконская, М. Перельман и др.). Социально-психологические исследования влияния интернета на личность свидетельствуют о том, что в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, в том числе эмоционально-мотивационные, трансформируются сознание и поведение [10]. Это позволяет говорить о впечатлениях, возникающих в Интернет-среде с силой импрессингов, как о факторе киберсоциализации. Социальная значимость рассматриваемого феномена определяется также тем, что последствия импрессинга характеризуются необратимостью результатов, то есть с трудом поддаются изменению.

Возникновение впечатлений-импрессингов в интернет-среде, в пространстве виртуального общения, требует к себе должного внимания как всилу своего значения в киберсоциализации, так и в силу своей способности ускользать от взглядов исследователей.

Эмпирическое исследование специфики и значения впечатлений, полученных в коммуникативном пространстве интернета

Предпринятое нами исследование ставит своей главной целью определить характер и значение впечатлений от виртуального общения. Задачи исследования: выявить сильные впечатления, полученные в процессе виртуального общения; охарактеризовать условия возникновения импрессингов; определить их влияние на личность. Объем выборочной совокупности составил 400 человек1.

1 Эмпирическим полем исследования выбрана молодежь г Пензы в возрасте от 18 до 30 лет. Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, приблизительной объем генеральной совокупности составил 163661 человек [Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Сайт] // http://pnz.gks.ru (дата обращения 11.01.2015).]. Использован неслучайный тип выборки, метод пропорционального квотного отбора респондентов, где квотными признаками выступили пол и возраст. В качестве наиболее оптимального выбран метод расчета репрезентативной выборки с допущением 5%-й ошибки, разработанный В.И. Паниотто [Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. 272 с.].

В исследовании применены методы: анкетный опрос, фокус-группа, глубинное интервью. Гипотезы исследования: 1. Интернет-среда способствует впечатлениям, которые могут быть определены как импрессинги; 2. Среди сильных и значимых впечатлений от виртуального общения преобладают негативные; 3. Последствия импрессингов, возникших в Интернет-пространстве, распространяются и на реальное социальное взаимодействие.

Данные анкетирования позволяют говорить о том, что 57% опрошенных выходят в Интернет каждый день и тратят на это от 2 до 4 часов, 37% - более 4 часов каждый день, 6% - тратят один час и меньше. При этом данные, полученные в ходе проведения фокус-группы, входят в противоречие с данными анкетирования: ее участники были склонны не признаваться в том, что проводят много времени в сети. Это свидетельствует о том, что интернет имеет большое личностное значение для молодежи, которое ими, с одной стороны, не осознается, с другой стороны, опровергается. Возможно, это связано с тем, что главной целью посещения интернета является общение (для 95% респондентов, по данным анкетирования), которое респондентами рассматривается как заслуживающее неодобрения, поскольку отнимает много времени. Распределение других целей посещения Интернет представлено на рис.1.

□ Общение

■ Поиск информации

□ Скачивание фильмов, книг, музыки

□ Покупка товаров и услуг

■ Игры он-лайн

Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от цели посещения интернета

Наиболее часто посещаемыми сайтами являются социальные сети, форумы, чаты и т.п. Этот вариант у 100% опрошенных стоит на первом месте. Выявленное и описанное выше противоречие подтвердил и тот факт, что даже те респонденты, которые не поставили цель общения на первое место, наиболее часто посещают сайты, предназначенные именно для него.

По словам участников фокус-группы, посещение интернета не оказывает на них особого эмоционального воздействия, а впечатление производит лишь та информация, за поиском которой они отправляются в сеть. На соответствующий вопрос анкеты 47,5% опрошенных ответили так же. 40% респондентов указали, что эмоционально реагируют в сети так же, как в реальном общении. Более точные данные представлены в рис.2.

Рис. 2. Данные об эмоциональном реагировании в сети интернет

При этом анализ употребляемых респондентами фраз позволяет судить о том, что эмоциональное реагирование в интернет-среде довольно интенсивное, поскольку в ответах на вопросы используется эмоционально окрашенная лексика. Например, «раздражает реклама», «удивляет, что кто-то это читает», «радуюсь лайкам», «считаю глупостью», «волнуюсь в ожидании», «как будто вернулась в детство», «злит некомпетентность», «пишут бред», «нельзя же так уродовать психику» и т.п. Большая часть подобных фраз касается именно общения в сети, а не поиска интересующей информации. Глубинное интервью, кроме того, позволило выявить дополнительные доводы в пользу неравнодушия к виртуальному общению: интервьюируемые признавались, что, засиживаясь допоздна в интернете, зачастую потом испытывают проблемы со сном, пребывая в размышлениях и переживаниях по поводу наиболее значимых разговоров и обсуждений в сети. Следовательно, насыщенная образно-смысловая среда, эмоционально окрашенное виртуальное общение создают почву для получения впечатлений, которые, как правило, не осознаются пользователем.

Участникам исследования было предложено вспомнить и перечислить, с чем именно были связаны самые сильные впечатления в сети. Обобщенные данные позволяют говорить о том, что источником сильных впечатлений может быть любая информация, но только в том случае, если она личностно значима для пользователя. Лидирующие позиции заняли такие источники сильных переживаний, как общение со значимыми людьми (комментарии, сообщения любимого человека, друга, авторитетного лица и т.п.); оценка и комментирование другими пользователями фото и высказываний респондентов; восприятие и обсуждение кинофильмов, литературных и музыкальных произведений; новости и информация, касающаяся интересующих сфер (политика, религия, экономика и т.д.). При этом волнующие темы вызывают больше эмоций, если пользователь непосредственно участвует в их обсуждении. Распределение основных ответов представлено в рис.3.

На вопрос о том, какие эмоции вызывает общение в сети, респонденты говорили, что самые разнообразные: от удивления, радости, веселья до печа-

Соттип'юо!оду.2017.Уо1.5. N0.1

соттип'юо\оду.ив

ли, злости, раздражения. Заметим, что в данном случае выявлены расхождения в ответах в рамках фокус-группы и интервью. В процессе фокус-группы ее участники старались больше говорить о положительных эмоциях: о радости за себя и других, о приятных впечатлениях от общения и от получения новой информации. Из негативных чувств активно обсуждалось раздражение от чужой некомпетентности, от пошлости и от грубости в сети. Глубинное интервью позволило выявить и такие эмоции и чувства, как обида, досада, циничность, зависть, которые испытывают сами респонденты. При этом их выражение в некоторых случаях имело тенденцию нарастать в процессе обсуждения, как в группе, так и в интервью.

Рис. 3. Источники сильных впечатлений в сети интернет

Интересно, что респонденты склонны были более открыто признаваться в своих переживаниях по поводу общения в сети, если речь касалась их прошлого - подросткового и юношеского возраста. 55% респондентов на соответствующий вопрос анкеты ответили, что испытывали сильные эмоции от общения в сети, когда были подростками. Показательными в этом плане являются совпадающие данные анкетирования, фокус-группы и глубинного интервью. Участники исследования признавались, что, когда были подростками, с нетерпением ждали комментариев к своим фотографиям и высказываниям, переживали бурную радость от большого количества «лайков» и сильно огорчались от негативных проявлений в свой адрес со стороны других пользователей. Например: «...Когда мне было 14-15 лет, я проверяла со-

общения каждые 2-3 минуты, на всех переменах и уроках». Респонденты, у которых среди близких родственников есть подростки, отмечали, что все это наблюдается и у них. Данные глубинного интервью позволяют утверждать, что пользователи Интернет других возрастных групп, хоть и в меньшей степени, но также подвержены эмоциям, возникающим в виртуальном общении.

В процессе виртуального общения у человека возникает целый ряд новых ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, с которыми он входит в сеть и проводит там неожиданно для себя значительно больше времени, чем планировал: «Интересно, что заходишь туда на 5 минут, а проводишь 1-2 часа». Подобную зависимость от интернета, влекущую переоценку ценностей, К.С. Янг характеризует как «бегство из своей жизни», которое не дает предпринять попытки что-то изменить в реальности [11, с. 116]. И в случае, если потребности не удовлетворяются, а ожидания не оправдываются, человек испытывает негативные эмоции. Например, из нашего исследования: «Раздражает, когда не отвечают на твое сообщение», «Зачем же грубить?», «Складывается впечатление, что если не знаешь человека лично, то можно говорить ему что вздумается!». В интернете как в средстве коммуникации, характеризующимся такой специфической чертой, как обезличенность, люди думают о чувствах другого меньше, чем в реальном общении. Такие изменения индивидуальной духовной жизни, по мнению Д.Г. Передни, связаны с тем, что современные компьютерные технологии «находят человека, когда он один, дома, на работе, на улице» [12, с. 56]. Кроме того, в виртуальном общении отсутствуют какие-либо условности, которые невозможно избежать в реальном общении. Это способствует продуцированию новых ценностей и норм, которые одних вполне устраивают, а другим кажутся недопустимыми. Именно эти характеристики вызывают опасения у исследователей: происходит не только конструирование нового мира по новым правилам, но подмена виртуальным миром реального мира. Более того, нередко молодые люди переносят созданные в виртуальном мире ценности и нормы на реальные отношения, что приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения. Пример из материалов глубинного интервью: «Мы лично не знакомы и общаемся только в сети. Но однажды, когда случайно встретились, он не поздоровался и сделал вид, что не знает меня. Это было очень неприятно!».

Таким образом, первая гипотеза исследования подтверждена: пребывание в интернет-среде, прежде всего, в сенситивные периоды личностного развития, в условиях эмоциогенности виртуального общения способствует впечатлениям, которые могут быть определены как импрессинги. Вторая гипотеза подтверждена частично: значительного преобладания негативных впечатлений от общения в сети не выявлено, хотя тенденция к их нарастанию есть. Этот аспект, по нашему мнению, требует дальнейшей разработки с использованием дополнительных качественных методов, поскольку речь идет об одном из критериев социально-психологического здоровья обще-

Communicology.2017.Vol.5. No.1

http://www. communicology.us

ства. Третья гипотеза о том, что последствия впечатлений от виртуального общения распространяются на реальное общение, также нашла свое подтверждение.

Заключение

Виртуальное взаимодействие интернет-пользователей не исключает, но, благодаря эмоциогенности ситуаций общения, в определенной степени способствует возникновению импрессингов. Сильные впечатления, полученные в процессе виртуального общения, так же, как и в общении реальном, способны формировать систему ценностей личности, особенно в сенситивные периоды ее развития и в ситуациях эмоциональной уязвимости. Тревожным фактом в данном случае является значительное число негативных импрессингов, создающих новые коммуникативные риски, последствия которых сказываются не только на виртуальном общении, но на реальном социальном взаимодействии.

Источники

1. Joinson A.N. Looking at, looking up or keeping up with people? Motives and use of Facebook // SIGCHI. 2008. P. 1027-1036.; Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // СОЦИС. 2015. № 5. С. 123-130.; Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (Возникновение «Четвертой волны»). М., 2010, 260 с.; Юдина Е.Н., Захарова С.А. Коммуникативные практики студенческой молодежи в среде Интернет // Коммуникология. Том 4. № 1. 2016. С. 142-150.

2. Докука С.В. Практики использования онлайновых социальных сетей. СОЦИС. 2014. № 1. С. 137-145.

3. De Groot J.M., Ledbetter A.M., Mao Y, Mazer J.P., Meyer K.R., Swafford B. Attitudes Toward Online Social Connection and Self-Disclosure as Predictors of Facebook // Communication Research. 2011. Vol. 38(1). P. 27-53.

4. Anderson-Butcher D., Ball A., Brzozowski M., Lasseigne A., Lehnert M., McCormick B.L. Adolescent Weblog Use: Risky or Protective? // Child Adolescent Social Work Journal. 2010. P. 63-77.

5. Кравченко С.А. Риски молодежи в коммуникациях современного общества // Коммуникология. Том 4. № 3. 2016. С. 149-158.; Карпова Д.Н., Голоухова Д.В. Культура управления рисками онлайн-самокоммуникации в студенческой среде (на примере фокусированных интервью студентов МГИМО, МГУ, РУДН) // Коммуникология. Том 4. № 3. 2016. С. 159-168.

6. СагатовскийВ.Н. Философия развивающейся гармонии [Электронный ресурс]: В 3-х ч. Ч.3. СПб., 1999. URL: http://vasagatovskij.narod.ru/raboti.html (дата обращения 28.01.2016).

7. Berger, P. L. and T. Luckmann (1966), The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY: Anchor Books.

8. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М., 2010. 374 с.

9. Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100. P. 766-775.

10. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens^ до Homo Cyberus^. М., 2012. 212 с.

11. Young K. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-and a Winning Strategy for Recovery. N.Y 1998. S. 116.

12. ПередняД.Г. Социология духовной жизни. М., 2008. 188 с.

■ ■ ■ EXPERIENCE AS A COMPONENT AND AS A FACTOR OF SOCIALIZATION IN COMMUNICATIVE INTERNET SPACE

Authors: VIKTOROVA E.V., BATKAEVA E.R.

VIKTOROVA Elena Viktorovna, Candidate of pedagogical sciences, Aassociate professor at the department of theory and practice of social work, Penza State University. Penza, Russian Federation. E-mail: [email protected].

BATKAEVA Elena Ravilevna, Assistant of the chair of theory and practice of social work, Penza State University. E-mail: [email protected] .

Abstract:

The authors take a look at one of the value-orientated components and factors of socialization in the Internet - impressions of virtual communication, taking the nature and strength of impressings, the social significance of which is that they largely determine the interiorization of social values and norms.

The main conclusions of the impressions (impressings) arising in the communicative space of the Internet, are formulated according to the results of empirical research conducted with the help of the questionnaire method, focus groups and in-depth interviews. The authors obtain primary data on the nature and direction of the impressions of virtual communication and their impact on the value-regulatory system of communication both in the Internet and outside it. It was found that the rich figurative and semantic environment of the Internet combined with the emotional stress of virtual communication situations contributes to the appearance of impressings, especially in the sensitive age periods, including adolescence as the most vulnerable one. Impressings arising in virtual communication are specific both in the source of occurrence, and emotional orientation, while retaining the emotional reaction force being characteristic of "reality". Socially significant consequences are represented by negative impressings emerging in the Internet space, as values which are fixed in their result and broadcast on real social interaction as well.

Keywords: socialization, Internet communication, Internet space, virtual social networks, impression, impressing, values, youth.

For citation: E. V. Viktorova, E. R. Batkaev the Impression of the component and the factor of socialization in the communicative space of the Internet. - Communicology. Volume 5. No. 1.With.88-98 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-88-98

References

1. Joinson A.N. Looking at, looking up or keeping up with people? Motives and use of Facebook // SIGCHI. 2008. P. 1027-1036.; Gurkina O.A., Mal'tseva D.V. Motivy ispol'zovaniia virtual'nykh sotsial'nykh setei podrostkami // SOTsIS. 2015. No. 5. P. 123-130 [Gurkina O.A., Mal'tseva D.V. (2015) Motives of using of virtual social networks of teenagers // SOCIS. No. 5. P 123-130] (In Russ.); SharkovF.I. Interaktivnye elektronnye kommunikatsii (vozniknovenie "Chenvertoy volny"). M., 2010. 260 p. [Sharkov F.I. (2010) Interactive electronic communications (emergence of "the Forth wave"). Moscow. 260 p.] (In Russ.); Iudina E.N., Zakharova S.A. Kommunikativnye praktiki

Communicology.2017.Vol.5. No.1

http://www. communicology.us

studencheskoi molodezhi v srede Internet // Kommunikologiia. T. 4. No. 1. 2016. S. 142-150 [ludina E.N., Zakharova S.A. (2016) Communicative practices of students in the internet // Communicology. Vol. 4. No. 1. P. 142-150] (In Russ.).

2. Dokuka S.V. Praktiki ispol'zovaniia onlainovykh sotsial'nykh setei // SOTslS. 2014. No. 1. S. 137-145 [Dokuka S.V. (2014) Practices of using online social networks // SOCIS. No. 1. P. 137145]. (In Russ.).

3. De Groot J.M., Ledbetter A.M., Mao Y, Mazer J.P., Meyer K.R., Swafford B. Attitudes Toward Online Social Connection and Self-Disclosure as Predictors of Facebook // Communication Research.

2011. Vol. 38(1). P. 27-53.

4. Anderson-Butcher D., Ball A., Brzozowski M., Lasseigne A., Lehnert M., McCormick B.L. Adolescent Weblog Use: Risky or Protective? // Child Adolescent Social Work Journal. 2010. P. 63-77.

5. Kravchenko S.A. Riski molodezhi v kommunikatsiiakh sovremennogo obshchestva // Kommunikologiia. T. 4. No. 3. 2016. P. 149-158 [Kravchenko S.A. (2016) Risks of the youth in communications of modern society // Communicology. Vol. 4. No. 3. P 149-158]; Karpova D.N., Goloukhova D.V. Kul'tura upravleniia riskami onlain-samokommunikatsii v studencheskoi srede (na primere fokusirovannykh interv'iu studentov MGIMO, MGU, RUDN) // Kommunikologiia. T. 4. No. 3. 2016. S. 159-168 [Karpova D.N., Goloukhova D.V. (2016) The culture of managing online self communication risks among students // Communicology. Vol. 4. No. 3. P. 159-168]. (In Russ.).

6. Sagatovsky V.N. Filosofiia razvivaiushcheisia garmonii. Ch. 3. SPb., 1999. URL: http:// vasagatovskij.narod.ru/raboti.html (data obrashcheniia 28.01.2016) [Sagatovsky V.N. (1999) Philosophy of developing harmony. Part 3. SPb. URL: http://vasagatovskij.narod.ru/raboti.html (last visited on 01/28/2016)]. (In Russ.).

7. Berger, P. L. and T. Luckmann (1966), The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY: Anchor Books.

8. Efroimson V.P. Genetika genial'nosti. Biosotsial'nye mekhanizmy i faktory naivysshei intellektual'noi aktivnosti. M., 2010. 374 p. [Efroimson V. P. (2010) Genetics of genius. Biosocial mechanisms and factors of the utmost intellectual activity. Moscow. 374 p.]. (In Russ.).

9. Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100. P. 766-775.

10. PleshakovV.A. Kibersotsializatsiia cheloveka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a. M.,

2012. 212 p. [Pleshakov V.A. (2012) Cybersocialization of the person: from Homo Sapiens to Homo Cyberus. Moscow. 212 p.]. (In Russ.).

11. Young K. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-and a Winning Strategy for Recovery. N.Y 1998. P. 116.

12. Perednia D.G. Sotsiologiia dukhovnoi zhizni. M., 2008. 188 p. [Perednia D.G. (2008) Sociology of Spiritual Life. Moscow. 188 p.]. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.