Эмпирические исследования
УДК 316.6
DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-45-59
Феноменология межличностного
и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве
Наталья А. Голубева
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются новые тенденции процесса информационной социализации подростков, связанные с возрастающим влиянием информации как нового института социализации. Показывается, что специфика информационной социализации определяется как когнитивными особенностями подростков, так и эмоциональными составляющими поиска, переработки и передачи информации, а также новыми языковыми формами, которые появляются в Интернете и широко распространяются на другие информационные пространства и сферы общения. Представлены результаты исследования особенностей межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве ^ = 76). Показано, что социальные сети являются одной из важнейших частей картины мира современных подростков. Социальные сети в настоящее время формируют индивидуальное, субъективное пространство современной молодежи, которое начинает доминировать в общей картине мира.
Ключевые слова: виртуальная коммуникация, социальные сети, виртуальное пространство, личное пространство, социальное пространство, современные подростки, современные технологии
© Голубева Н.А., 2018
Для цитирования: Голубева Н.А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 2 (12). С. 45-59. DOI: 10.28995/2073-6398-20182-45-59
Phenomenology of interpersonal and intergroup communication of modern youth in real and virtual space
Natal'ya A. Golubeva
Russian Academy of Sciences Psychological Institute, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers new tendencies in teenager's information socialization that are connected with increasing influence of information as a new institution of the socialization. It shows that information socialization features are determined by teenager's cognitive characteristics, as well as emotional components of search, processing and transmission of information and by new language forms, which appear in the web and become widely spread among other information spaces and spheres of communication. The study results of interpersonal and intergroup communication of modern young generation in "real life" and in virtual space (N = 76) are presented. It is shown that social networks have become an important part of a contemporary teenager's life. Nowadays social networks form individual, subjective space of young people which begins to dominate an image of the world .
Keywords: virtual communication, social networks, virtual space, personal space, social space, modern teenagers, modern technologies
For citation: Golubeva NA. Phenomenology of interpersonal and intergroup communication of modern youth in real and virtual space. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;2(12):45-59. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-45-59
Введение
Описывая пространство социализации современного человека, можно смело констатировать, что оно расширилось и усложнилось. Данные трансформации тесно связаны с процессами глобализации, с изменчивостью современной культуры, ценностей, норм. Резкий скачок в развитии диджитал-технологий увеличил количество информационных потоков. Вместе с расширением информационного пространства изменился и процесс социализации. Сетевая виртуальная реальность плотно вошла в жизнь современного общества. Технологии развиваются и люди получают больше возможностей для своего развития. Социальные сети активно участвуют в построении социального образа мира, охватывая современную аудиторию и устраняя межличностные барьеры, открывая мир человеку, а человека миру [1]. Однако, как любой сложный процесс, социальные сети имеют свои плюсы и минусы.
Высокая плотность диджитал-потоков, окружающих современную молодежь, позволяет говорить об информационном стиле жизни мегаполисов [2, 3]. Изучение специфики информационной социализации позволяет выделить и описать общие закономерности процесса социализации, конкретизировать особенности в процессе восприятия и переработки информации, а также влияние на этот процесс индивидуально-личностных и социально-личностных характеристик современной молодежи. Особо интересным представляется изучение роли сетевого общения в процессе социализации современной молодежи. Направление и содержание информационной социализации можно определить на основании процесса самокатегоризации или групповой идентичности современного пользователя. А о приоритетах и интересах человека, о группе идентичности можно смело судить по выбору наиболее предпочитаемого и значимого источника информации [4].
Виртуальное пространство и диджитал-технологии вызывают особый интерес для исследования информационной социализации. Поставить «лайк», «запостить», сделать «репост», оставить комментарий, быть «онлайн» - сегодня это привычные способы коммуникации современной молодежи. Общение становится все более дистанционным. Посредством современных телекоммуникаций и гаджетов современный пользователь строит свое общение, появилась возможность мгновенно воспользоваться доступом в Интернет, возможность получать и делиться информацией. Виртуальное пространство открывает для пользователей безграничные возможности не только в получении информации, но и реализует потребности в получении нового опыта [5]. Кроме поисковых сервисов,
электронной почты добавился еще один ресурс - социальные сети, позволяющие выкладывать в сеть различные тексты и комментарии, публично делиться информацией и мнениями.
Диджитал-технологии интегрированы в процесс общения молодежи, появляются новые формы общения и поведения, формируется иная система ценностей. Трансформируется коммуникативный опыт (появляются новые формы и нормы общения), а вслед за этим увеличиваются возможности получения и переработки информации (разные способы презентации информации), появляются новые возможности самопрезентации (блоги, онлайн-дневники, социальные сети) и ранней профессионализации (интернет-сообщества по интересам) современных пользователей. Интернет как платформа заставил традиционные медиа пересмотреть свой подход к производству и подаче информации. Сегодня современные устройства позволяют человеку получать информацию в режиме своего времени. Речь о том, что теперь пользователь сам принимает решение, в какой момент ему удобно погрузиться в информационное пространство и получить желаемый контент. Кроме того, пользователь сам оказывается производителем контента. Каждый может стать журналистом, каждый может попробовать себя в роли некоего СМИ, некоего медиа. Пользователь получает основные эмоции, находясь в Интернете, где информация распространяется мгновенно, в курсе событий оказываются те, кто постоянно «онлайн». Общение только в формате переписки перестало удовлетворять запросы пользователей, и социальные сети предоставили возможность смотреть фото и видео, делиться ими, вступать в различные группы и сообщества, учиться и работать, совершать покупки и делать подарки. Социальные сети - ресурс, где не просто происходит link in между информацией (связи между элементами контента), а связи между людьми, которые взаимодействуют посредством этого контента. Знание о человеке становится важнее прямого контакта с этим человеком, неважно кто ты, важно какой у тебя профайл (можно редко видеться с человеком, но быть в курсе всех событий его жизни).
Общение - важный механизм социализации современного молодого поколения, однако в информационном пространстве оно трансформируется и приобретает свои специфические формы и нормы. Современный уровень развития диджитал-технологий, включая средства сетевого общения, позволяет расширить социальное взаимодействие и преодолеть разного рода блоки при получении информации, сокращая время на поиск необходимых данных. Среди множества преимуществ виртуальной коммуникации выделяют несколько наиболее значимых:
1) установление и поддержание контактов с людьми на больших расстояниях;
2) расширение круга знакомств (легко найти референтную группу);
3) возможность свободно выражать эмоции, переживания (анонимность);
4) возможность создать новую личность, существующую только в сети и отличающуюся от реальной;
5) апробация себя в разных ролях.
Использование диджитал-технологий открывает для пользователей бесконечные возможности для общения, самоутверждения и самореализации, для повышения самооценки. Информационная составляющая сетевого общения подменяется интерактивной. В моменте пользователь может находиться в трех-четырех закладках, постоянно переключается. С одной стороны, это позволяет развивать мультифункциональность, многозадачность (возможность решать несколько задач одновременно), с другой - это приводит к тому, что на одной задаче становится сложно сконцентрироваться.
Под виртуальным общением, как правило, понимают способ коммуникации в системе «человек-человек», при котором взаимодействие между людьми опосредовано диджитал-технологиями и телекоммуникационными системами. Вся коммуникация между людьми осуществляется в пространстве сетевой виртуальной реальности. В основе классификации форм виртуального общения А.Е. Жичкиной лежит степень интерактивности. Она выделяет следующие формы: телеконференция, чат, MUDs (ролевая игра), ICQ, e-mail, форум [6].
Внутри исследовательского научного сообщества выделяют ряд общих характеристик, присущих виртуальным формам общения: анонимность, невидимость и ощущение безопасности.
Попытка продемонстрировать себя в новой роли, возможность поэкспериментировать с презентацией себя, примерить на себя новый статус - все это стало возможным за счет создания нескольких аккаунтов на разных платформах.
В своих работах, посвященных исследованию виртуальной коммуникации, Е.П. Белинская подчеркивает, что виртуальное информационное пространство есть пространство вербальное, где на первый план выступают самоописания, самопрезентации. Интернет-коммуникация оказалась технологией постмодернизма [7]. Благодаря мультиплатформенности появляется возможность принадлежности к определенным социальным группам, сообщест-вам.Соцсети, блоги провоцируют пользователей на внешнюю
публичную симпатию и активность, а система рекомендаций, на которой построена алгоритмическая система информационной среды, формирует сообщества с определенными принципами, нормами и ценностями.
В своих работах Е.П. Белинская указывает, что принадлежность к различным виртуальным сообществам или противопоставление себя этому сообществу вносит вклад в формирование определенного содержания социальной идентичности [8, 9]. Благодаря таким особенностями сетевой коммуникации, как анонимность, невидимость и безопасность, появляется возможность создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. В виртуальном пространстве пользователи могут создавать несколько акка-унтов, которые могут не пересекаться между собой. Появляется возможность изменить внешний облик, предоставить заведомо ложную, но желаемую информацию о себе, в результате чего появляется возможность управления впечатлением о себе [10]. Таким образом, виртуальная идентичность может служить выражением части своей личности, которую подавляет социум, или удовлетворять потребность в признании и силе [7].
Создание виртуальной идентичности, отличающейся от реальной, может объясняться тем, что люди в реальной коммуникации не могут выразить всю многогранность своего «Я». Некоторые исследователи считают, что множественность и изменчивость идентичности в интернет-пространстве отражает множественность идентичности в современном обществе в целом [11, 12, 9].
Современное информационное пространство, в рамках которого происходит развитие современного человека, создает все новые компоненты индустрии досуга и диджитал-средства получения и трансляции информации.Все это порождает благоприятные условия для социализации и развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации, развивает поисковую и ориентировочную деятельность. Пользователи сами сообщают о себе и своих предпочтениях массу информации. Люди становятся более открытыми, они вынуждены постоянно о себе что-то публиковать, чтобы наращивать репутацию, чтобы получить выгоду для себя. Пользователи стремятся быть постоянно информированными, активно сами публикуют на страницах социальных сетей информацию о своих предпочтениях, интересах, указывают свои профессиональные предпочтения, делятся уровнем владения тех или иных навыков. По совокупности данной информации можно изучать стиль идентичности пользователя. Социальная сеть - это новая парадигма существования в интернет-пространстве. Некая новая
параллельная реальность для человека, которая не заменяет, а дополняет существующую реальность.
Именно поэтому социальные сети стали популярным сервисом, открывающим пользователям бесконечные возможности. Для пользователей доступна презентация различных данных о себе не только в вербальном виде (статусы, анкеты, координаты, контакты), но и в визуальном и аудиовизуальном (фотографии, изображения, видеоклипы, аудиоклипы) формате. Таким образом, в социальных сетях пользователь может воссоздать свое виртуальное «я» и его окружение. Одна из особенностей соцсетей - искать людей по заданному параметру. Структура связи между людьми накладывает на группы людей определенные свойства. Именно связи между людьми позволяют целому стать больше суммы его частей. Поэтому не только персональные события оказывают на нас влияние, но и сложившаяся архитектура соцсвязи вокруг нас. Мироощущение человека зависит от сложившейся структуры социальных сетей, в которой он находится.
Кроме того, в последнее время социальные сети стали важным источником различной информации. Путем создания многочисленных групп и пабликов по интересам социальные сети предоставляют пользователю возможность быть в курсе всех значимых для него событий. Для современной аудитории стала доступна выборочность информации и возможность обсуждения и получения обратной связи в реальном времени. Пользователь сам для себя формирует информационный поток и принимает решение о том, какого рода информацию он хочет получить.
Анализ социальных сетей позволяет констатировать, что в ближайшем будущем, в связи с распространением и развитием высоких диджитал-технологий, социальные сети будут делать акцент именно на потоковом видео. Онлайн-трансляция открывает пользователю уникальную возможность почувствовать момент, стать участником событий, происходящих в данное время. На смену потоковому видео придут системы виртуальной и дополненной реальности. Подобные устройства уже существуют, например очки Google или OculusRift, но их высокая стоимость пока не позволяет данной технологии приобрести массовый характер.
Методы исследования
Для исследования популярности разных сетей в настоящее время нами был проведен экспресс-опрос среди современной молодежи [13]. Предложенный опросник включал в себя семь вопросов.
1. Пользуетесь ли Вы приложениями, позволяющими снимать/ просматривать потоковое видео?
- да, почему
- нет, почему
2. Укажите, какие приложения данного формата Вы используете.
3. Какого формата видео/фото Вы предпочитаете снимать?
4. Какого формата видео/фото Вы предпочитаете просматривать?
5. Почему, на Ваш взгляд, данные приложения набирают популярность?
6. Какие источники Вы используете для получения разного рода информации?
7. Укажите количество приложений, установленных на Вашем смартфоне.
Выборка исследования
В опросе участвовали 76 респондентов, которых мы разделили на две группы по возрастному признаку:
46 респондентов - студенты 1-го курса (16-18 лет); 30 респондентов - возраст 28-37 лет.
Анализ и обсуждение результатов
Потоковое видео используют 86% опрошенных студентов из первой группы. Респонденты отмечают, что стараются ежедневно использовать данный формат в социальных сетях как в целях просмотра, так и для того, чтобы поделиться событием, произошедшим с ними. Только 33% респондентов второй группы указывают, что просматривают потоковое видео в своей повседневной жизни. 14% отмечают, что используют формат потокового видео в профессиональных целях (речь о прямом эфире в социальных сетях). Остальная выборка или не сталкивалась с данным форматом видео, либо указывает на отсутствие необходимости использовать данный формат в своей повседневной жизни [13].
■ Использую ежедневно
■ Знаю, но не использую
■ Не знаю о таких приложениях
Рис. 1. Популярность и активность использования потокового видео, в %
Популярные приложения с использованием потокового видео: «Инстаграм», «Перископ» (функция «Прямой эфир») - 69% от общей выборки, «Снэпчат» - 54% от молодежной выборки, более старшее поколение данное приложение не используют.
Подводя итоги опроса, можно выделить основные тренды по использованию потокового видео в рамках современной социальной действительности. На данный момент можно сказать, что Приложение «Снэпчат» / «Прямой эфир» ориентировано на молодую аудиторию, которая активно пользуется гаджетами и предпочитает обмениваться не просто текстовыми сообщениями, но и смешными картинками, фотографиями, селфи и короткими видео. Более 60% пользователей предпочитают пользоваться «Снэпчатом» именно потому, что приложением не пользуются их родители.
Важным достоинством «Снэпчата» является возможность регулировать время существования информации. Обмениваясь фотографиями, сообщениями или видео с друзьями в «Снэпча-те», можно не беспокоиться о том, что эта информация сохранится в телефоне, в аккаунте или где-то в сети. Программа разработана таким образом, что фотографию или видео получатель может просматривать не более 10 секунд, после чего они исчезнут. 45% пользователей из молодежной группы ценят именно эту особенность «Снэпчата» / «Прямого эфира» [14].
Из отдельных снэпов программа позволяет собрать свою снэп-историю, которую можно просматривать неограниченное коли-
100 90 80 70 60 50 40 — 30 — 20 — 10 0
Респонденты Респонденты 16-18 лет 28-37 лет
чество раз, но только в течение суток, далее история самостоятельно удалится. Именно возможность транслировать в прямом эфире события собственной жизни привлекает внимание современной молодежной аудитории к социальной сети.
Любая социальная сеть воспринимается большинством российских пользователей как персональная страница с ее уникальным и бережно хранимым контентом: статусами, видео, фотографиями и текстами, которая является отражением картины мира современной молодежи. Поэтому социальная сеть, позволяющая стать участником «прямого эфира», дает возможность запечатлеть современный темп жизни, который характеризуется быстротечностью, а также создает иллюзию разных вариантов проживания жизни, через возможность «прожить множественность миров», побывать в разных местах глазами других.
Целевая аудитория потокового видео характеризуется высокой активностью в социальных сетях и желанием превратить свою ежедневную рутину в онлайн-шоу.
Именно скоротечность жизни контента в 8пареЬа1 / прямой эфир и привлекает пользователей.
Сегодня, преследуя разные цели, пользователи имеют аккаунты на нескольких социальных платформах, которые давно перестали быть только площадкой для общения. Миллиарды пользователей и сотни тысяч приложений делают социальные сети глобальным и открытым пространством с огромными возможностями для построения коммуникаций и получения необходимой информации. Данное разнообразие виртуальных возможностей напрямую отражается на информационной осведомленности пользователя.
Под уровнем информационной осведомленности мы понимаем, во-первых, количество источников информации, которыми подростки пользуются чаще всего, и степень их разнообразия (виды информации, наиболее интересующие подростков, в том числе интернет-ресурсы, используемые чаще всего) [14, 15].
Определение уровня информационной осведомленности проводилось на основании подсчета количества указанных источников получения информации, содержания информации, используемых интернет-ресурсов. Низкий уровень информационной осведомленности (1-15 используемых источников), средний уровень информационной осведомленности (16-22), высокий уровень информационной осведомленности (23 и более).
Высокий уровень информационной осведомленности свойственен для 100% респондентов первой группы (16-18 лет). Данные результаты мы связываем с особенностями профильного образования, наличием специальных курсов, следованием модным тенден-
циям виртуального пространства. Наряду с популярными источниками, на которые ссылались все участники опроса, студенты обязательно упоминали источники получения информации, вид информации, и интернет ресурсы, которые были напрямую связаны со сферой их профильного обучения. Среди них можно выделить: онлайн-курсы, программы для обучения, посещение выставок, концертов, экскурсий. Среди информации, которая больше всего интересует студентов: музыкальная (89%), познавательная (78%), культурная (67%) и мэйнстрим (65%).
У более возрастной группы наблюдается разброс в уровне информационной осведомленности. Высокий уровень осведомленности характерен для 50% выборки, средний уровень информационной осведомленности - 37% и 13% респондентов отличает низкий уровень информационной осведомленности. Как правило, респонденты второй группы выделяли не более 3-х источников информации, которыми они пользуются (интернет, телевидение, опыт друзей/коллег); интересными для этой категории респондентов были 3 вида информации: информация о политике, развлекательная информация, информация о кино и музыке. Количественное разнообразие наблюдалось лишь при выборе интернет-ресурсов.
Выводы
Полученные данные дают возможность сделать вывод о том, что в современных социальных сетях реализуется не только потребность молодежи в информации и контактах, но и в эмоциональном насыщении этой информации и этих контактов.
Разнообразие информационного пространства открывает бесконечные возможности для пользователей и отражается на социально-когнитивных процессах, связанных с поиском и принадлежностью идентичности. В своем исследовании мы опирались на идею Берзонски, в основе которой лежит связь стиля идентичности со способами обработки информации. В рамках данного подхода мы смотрели связь потребности в познании, открытость опыту получения информации (использование различных видов социальных сетей) со стилем идентичности.
Для определения ведущего стиля идентичности мы использовали методику Берзонски, адаптированную Е.П. Белинской и И.Д. Брониным [16].
Полученные данные позволяют констатировать, что для первой группы респондентов (16-18 лет) свойственен информационный стиль идентичности - 86,9%. При данном стиле идентичности
студенты склонны получить максимум информации в случае ситуации выбора, новых обстоятельствах, прежде чем принимать решение о важности для себя любой цели, значимости той или иной позиции и ценности, того или иного направления своего развития.
Для второй группы респондентов (28-37 лет) информационный стиль идентичности характерен только для 43%. Ведущим стилем идентичности среди данной группы является нормативный стиль -53%. Имея нормативный стиль идентичности, человек не склонен искать информацию сам, но предпочитает руководствоваться семейными традициями, социальными и/или групповыми нормами, т. е. следует уже готовым и социально желательным образцам и решениям. Возможно, именно нормативный стиль идентичности объясняет более скудный выбор социальных сетей, а также открытость новинкам виртуального пространства у старшей группы респондентов.
Подводя итоги второй части исследования, мы можем предположить, что существует прямая взаимосвязь стиля идентичности с особенностями восприятия и переработки информации. Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимой взаимосвязи между информационным стилем идентичности и уровнем информационной осведомленности г=0,532; р<0,001.
Информационный стиль идентичности отражает отношение человека к информационному потоку, его умение и готовность ориентироваться во множестве информации, что в свою очередь выражается в высоком уровне информационной осведомленности. Именно это позволяет создавать многомерную модель воспринимаемого образа, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон [17].
Социальные сети - субъективное пространство в представлениях современной молодежи. Социальные сети важны, так как снимаются многие барьеры, в том числе и социальные.
В условиях транзитивности все больше места в картине мира играет диджитал-пространство, прежде всего социальные сети, блоги. Именно социальные сети играют одну из ведущих ролей в формировании картины мира, потому что расширяют картину мира и дают возможность соответствовать современному темпу жизни. Доказательством этого может служить наше последнее наблюдение-исследование, мы выделяем несколько важных моментов, определяющих это: уход от контроля, расширение кругозора / обмен информацией.
Прожить много разных жизней, как форма быстротечности жизни, когда я все не успеваю, я пробую посмотреть / попробовать глазами других. Я получаю возможность опыта, побыть на месте других, если я чувствую интерес, то тогда я попробую сама. Если не так интересно, то я просто посмотрю, как другие что и где делают. Иллюзия разных вариантов реальности.
Сейчас переизбыток информации, современный темп жизни дает установку на быстротечность бытия. Транзитивность меняет свою скорость. Множественность миров усваивается на бессознательном уровне, как много разных альтернативных миров. Это разные движущиеся картинки разного бытия.
- Социальные сети являются одной из важнейших частей картины мира современных подростков.
- Можно говорить о том, что именно социальные сети в настоящее время формируют индивидуальное, субъективное пространство современной молодежи, которое начинает доминировать в общей картине мира.
- Значение социальных сетей связано с несколькими факторами:
- они помогают снять (или существенно уменьшить) коммуникационные барьеры (и личностные, и социальные);
- расширяют картину мира, выстраивая разные представления о реальности;
- помогают получить «виртуальный опыт» и принять решение, хочу ли я получить данный опыт в реальности;
- дают возможность соответствовать современному темпу жизни;
- позволяют «прожить» много разных жизней.
Литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 288 с.
2. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3. С. 90-102.
3. Прихожан А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. № 3. С. 135-141.
4. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 6(20). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27 дек. 2011).
5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 440 с.
6. Изотова Е.И. Инструменты эмоциональной насыщенности интернет-сообщения: эмоциональный интеллект и способы кодирования эмоций [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27 дек. 2011).
7. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М.: Центр социологии образования, 2000. С. 395-431.
8. SulerJ. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the "Palace") [Электронный ресурс]. New York, 1996. URL: http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/ cybdream.html (дата обращения: 14 января 2018).
9. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs // Culture of the Internet / S. Kiesler, ed. Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Mahwah, NJ, 1997. P. 143-155.
10. ReidE.M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities: А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994.
11. Balsamo A. Signal to noise: On the meaning of cyberpunk subculture // Communication in the age of virtual reality. LEA's communication series / F. Biocca, M.R. Levy (eds.) Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Hillsdale, NJ, 1995. P. 347-368.
12. Sinnirella M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology 1998. Vol. 28. № 2. P. 227- 248.
13. Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Юрченко Н.И. Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания // Мир психологии. 2017. № 2. С. 20-33.
14. Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. № 1 (21). URL: http://psystudy.ru. 0421200116/0007 (дата обращения: 23 марта 2018).
15. Голубева Н.А. Особенности информационных предпочтений современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 153-163.
16. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Психологические исследования. 2014. № 7 (34). С. 12. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/964-belinskaya34.html (дата обращения: 23 марта 2018).
17. Голубева Н.А. Современные технологии общения подростков и молодежи в цифровом обществе // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 106-109.
References
1. Andreeva GM. Psychology of social cognition. Moscow: Aspekt Press; 2005. (In Russ.)
2. Martsinkovskaya TD. Information space as a factor of socialization of modern adolescents. Mir psikhologii. 2010;3:90-102. (In Russ.)
3. Prikhozhan AM. Information security and the development of personal information culture. Mir psikhologii. 2010;3:135-41. (In Russ.)
4. Golubeva NA., Martsinkovskaya TD. Information socialization. A psychological approach [Internet]. Psikhologicheskie issledovaniya. 2011;6(20). URL: http:// psystudy.ru (data obrashcheniya 27 dec. 2011) (In Russ.)
5. Voiskunskii AE. Psychology and the Internet. Moscow: Akropol' Publ.; 2010.
6. Izotova EI. Tools for emotional saturation of Internet messages. Emotional intelligence and ways of emotions coding. [Internet]. Psikhologicheskie issledovaniya. 2014;7(37):5. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 23 march 2018). (In Russ.)
7. Belinskaya EP., Zhichkina AE. Modern research of virtual communication. Issues, hypotheses, results. Education and information culture. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya Publ.; 2000. p. 395-431. (In Russ.)
8. Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the "Palace"). [Internet] URL: http://www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/cybdream.html (data obrashcheniya: 23 march 2018).
9. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs. Culture of the Internet. S. Kiesler (Ed.). Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Mahwah, NJ, US; 1997. p. 143-55.
10. Reid EM. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994.
11. Balsamo A. Signal to noise: On the meaning of cyberpunk subculture. F. Biocca, MR. Levy (Eds.). Communication in the age of virtual reality. LEA's communication series. Lawrence Erlbaum Associates, Inc, Hillsdale; 1995. p. 347-68.
12. Sinnirella M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities. European Journal of Social Psychology. 1998;28(2):227-48.
13. Martsinkovskaya TD., Golubeva NA., Yurchenko NI. World view, image of the world, world vision. Constants and transformations of the concept and content. Mir psikhologii. 2017;1:20-33. (In Russ.)
14. Golubeva NA. Endogenous factors of information preferences of modern teenagers. [Internet]. Psikhologicheskie issledovaniya. 2012;1(21);7. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 23 march 2018). (In Russ.)
15. Golubeva NA. Features of information preferences of modern preschoolers. Mir psikhologii. 2015;1:153-63. (In Russ.)
16. Belinskaya EP., Bronin ID. Adaptation of the Russian version of the identity styles questionnaire by M. Berzonsky. Psikhologicheskie issledovaniya. 2014;7(34):12. [Internet]. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 23 march 2018). (In Russ.)
17. Golubeva NA. Modern technologies of communication of adolescents and young people in the digital society. Digital society as a cultural and historical context of human development: Collection of scientific articles. RV. Ershova (ed.). Kolomna: State Social and Humanitarian University Publ.; 2018. p. 106-09. (In Russ.)
Информация об авторе
Наталья А. Голубева, кандидат психологических наук, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; [email protected]
Information about the author
Natal'ya А. Golubeva, PhD in Psychology, Russian Academy of Sciences Psychological Institute, Moscow, Russia; bldg. 4, bld. 9, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009; [email protected]