Научная статья на тему '"нoвые" и "старые" социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве Интернет'

"нoвые" и "старые" социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
383
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭФФЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИМПРЕССИНГ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / INTERNET / INFORMATION / EFFECTS OF INFORMATIONAL IMPACT / IMPRESSING / PUBLIC CONSCIOUSNESS / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Викторова Елена Викторовна, Бадаева Елена Равилевна

На конкретном эмпирическом материале рассмотрена специфика функ-ционирования эффектов информационного воздействия на личность в Интернет-пространстве. При этом эффекты представлены как «старые», то есть давно извест-ные науке и распространенные в СМИ, и «новые» по техническим причинам возни-кающие только в глобальной сети или воспроизводящие уже известные способы воз-действия в новых условиях Интернет. Среди эффектов информационного воздействия выделены эффекты-средства, эффекты-результаты и эффекты-впечатления. Особое внимание привлечено к эффектам-впечатлениям, которые по своей природе и социокультурным последстви-ям приближаются к такому способу воздействия социума на личность, как импрес-синг. Выявлены условия возникновения эффектов, природа которых может быть рас-смотрена как импрессинговая: ситуации эмоциональной уязвимости, критические пе-риоды развития личности и предрасположенность к определенным социокультурным воздействиям. Показано, что совпадение данных условий повышает результативность как «старых», так и «новых» эффектов информационного воздействия в Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ‘New’ and the ‘Old’ Socio-Cultural Effects of Informational Impact in the Internet Space

In this paper we consider the specificity of the functioning of the effects of informational impact on a person in the Internet space. At the same time, the effects are presented as «old», that is, long known to science and widespread in the media, and «new» for some technical reasons, appearing only in the global network or reproducing the already known ways of influence in new Internet conditions. Among the effects of informational impact we distinguish «effects-means», «effects-results» and «effects-impressions». We draw a particular attention to the so called «effects-impressions», which by their nature and socio-cultural consequences are close to such a way of social influence on a person, as impressing. Besides, we reveal the conditions for the occurrence of effects, the nature of which can be considered as impressing-caused: situations of emotional vulnerability, critical periods of personal development and a predisposition to certain socio-cultural influences. It is shown that the coincidence of these conditions increases the effectiveness of both «old» and «new» effects of informational influence on the Internet.

Текст научной работы на тему «"нoвые" и "старые" социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве Интернет»

■ ■ ■ «Новые» и «старые» социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве интернет

Викторова Е.В., Бадаева Е.Р.

Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация.

Аннотация. На конкретном эмпирическом материале рассмотрена специфика функционирования эффектов информационного воздействия на личность в Интернет-пространстве. При этом эффекты представлены как «старые», то есть давно известные науке и распространенные в СМИ, и «новые» - по техническим причинам возникающие только в глобальной сети или воспроизводящие уже известные способы воздействия в новых условиях Интернет.

Среди эффектов информационного воздействия выделены эффекты-средства, эффекты-результаты и эффекты-впечатления. Особое внимание привлечено к эффектам-впечатлениям, которые по своей природе и социокультурным последствиям приближаются к такому способу воздействия социума на личность, как импрес-синг. Выявлены условия возникновения эффектов, природа которых может быть рассмотрена как импрессинговая: ситуации эмоциональной уязвимости, критические периоды развития личности и предрасположенность к определенным социокультурным воздействиям. Показано, что совпадение данных условий повышает результативность как «старых», так и «новых» эффектов информационного воздействия в Интернет.

Ключевые слова: Интернет, информация, эффекты информационного воздействия, импрессинг, общественное сознание, социальная среда

Для цитирования: Викторова Е.В., Бадаева Е.Р. «Новые» и «старые» социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве интернет // Ком-муникология. 2019. Том 7. №1. РО! 10.21453/2311-3065-2019-7-1-100-112.

Сведения об авторах: Викторова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы, Пензенский государственный университет; Бадаева Елена Равилевна, ассистент кафедры теории и практики социальной работы, Пензенский государственный университет. Адрес: 440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40. Е-mails: vikele@mail.ru, elenabatkaeva@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию: 26.02.2019. Принята к печати: 16.03.2019.

Множество современных исследований, посвященных влиянию Интернет на человека, при всем многообразии, не позволяет исчерпать данную проблематику, ежедневно пополняющуюся вновь возникающими здесь аспектами. Так, не теряют своей актуальности вопросы, связанные с эффектами информационного воздействия на личность в пространстве Интернет, их природой и социокультурными последствиями.

Эффект информационного воздействия на личность в медиасреде как предмет научного исследования

Для современного социогуманитарного знания Интернет - это не только одна из значимых составляющих системы средств массовой коммуникации, но и важнейший элемент всей культуры как социальной системы в целом [Кин; Кравченко; Маклюэн; Шарков; Hepp; Krotz; Pressman]. Внедрение Интернет во все сферы общественной жизни упрочило позиции такой черты современной культуры, как публичность, смешение игровой и практической деятельности человека, вызванной к жизни широким распространением мультимедийных средств коммуникации. Особенно опасной эта тенденция видится в жизни молодежи, буквально «вырастающей», социализирующейся в пространстве Интернет и, следовательно, смешения игровой и практической деятельности не замечающей, но, напротив, рассматривающей его как естественное течение индивидуальной и общественной жизни [Игнатьев; Коломиец; Кравченко; Маклюэн; Abad; Hirsch; Sheldon; Young]. Такое восприятие виртуальной реальности не позволяет пользователю в должной мере обнаруживать оказываемое на него воздействие и противостоять ему.

Как один из видов социального воздействия, информационное воздействие направлено на личность: оно представляет собой передачу или перенаправление информации от одного члена социума другому/другим, ставит перед собой определенные цели и для их более вероятного достижения стремится затронуть личностные ценности и смыслы. Средства достижения цели при этом используются самые разные: в настоящее время исследуются способы, механизмы, приемы и эффекты информационного воздействия [Адамьянц; Мельник; Шарков; Peter; Valkenburheueg; Walther]. Современной специфике функционирования социокультурных эффектов воздействия на личность в Интернет-среде посвящено наше исследование.

Анализ функционирования медиа-эффектов на микро- и макроуровнях своими корнями уходит в исследования эффектов воздействия СМИ на поведение индивидов и групп, начатые еще в 20-50-е годы ХХ-го столетия такими американскими учеными, как Н. Cantril, W. Lippmann, J. Klapper, F. Stenton. Современная социология и психология коммуникации описывают множество эффектов информационного воздействия [Кириллина; Мельник; Peter; Valkenburheueg; Walther]. При этом отмечается, что основные эффекты воздействия современных СМИ на человека воспроизводят прежние, «классические», можно сказать «старые» проверенные способы - зачастую меняются лишь технические (как в Интернете) формы их воплощения, которые и определяют «новые» эффекты.

Само понятие «эффект информационного воздействия» в соответствии с многозначностью слова «эффект» может рассматриваться в трех основных значениях1. Под ним понимается, во-первых, впечатление, производимое на чело-

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. (1999) Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. С. 914.

lol

века на просторах Интернет (содержанием Интернет-контента, техническими формами его подачи, общением с другими пользователями и т.п.), во-вторых, средство, с помощью которого создается впечатление и, в-третьих, результат, последствие воздействия.

Чаще всего под эффектом информационного воздействия понимают средство, способ влияния на личность (например, эффект Бартлетта, эффект реактанса, эффект третьего лица, эффект ореола, эффект бумеранга, эффект насыщения и др.) и результат влияния, его последствия (например, эффект удовлетворения познавательного интереса, утилитарный эффект, эффект усиления позиции, эффект престижности, эффект культивирования, эффект имитации и др.). Наиболее неоднозначным является понимание эффекта как впечатления, произведенного на человека в пространстве Интернет: в таком значении эффект сочетает в себе и характеристики способа воздействия, и свойства результата. Это усложняет применение данного понятия, но в тоже время открывает простор для научных изысканий, поскольку актуальное - «новое» - применение эффектов информационного воздействия характеризуется сочетанием нескольких уже давно известных - «старых» - эффектов и усилением/ослаблением их отдельных составляющих: когнитивной, поведенческой или аффективной.

«Новые» и «старые» эффекты информационного воздействия в Интернет: их импрессинговая природа и социокультурное значение

В создании условий для смешения игровой и практической деятельности Интернет обладает значительно большим потенциалом, чем другие виды СМИ: информация здесь подается таким образом, что за видимой объективностью у человека формируется определенная картина действительности. Если, к примеру, телевидение оперирует прежде всего таким средством воздействия, как эффект сопричастности (человек черпает информацию из событий, которые разворачиваются непосредственно здесь и сейчас), то Интернет открывает гораздо большие возможности для подачи информации. Так, эффект сопричастности в Интернет-среде на фоне высокой скорости получения новой информации, ее изобилия и кажущегося разнообразия даже в рамках одной темы, возможности (или ее иллюзии) ее отбора из этого многообразия, круглосуточного доступа к ее отслеживанию в условиях интерактивности и реального времени, приводит к возникновению нового эффекта - эффекта погружения, который недоступен другим видам СМИ.

Общедоступность информации, непрерывный рост ее количества, риск столкновения с фальсификацией и провокацией, приводят к ситуации, когда человек не может самостоятельно систематизировать информацию и сделать объективный выбор. Как справедливо отмечает В.И. Игнатьев, «растущая интенсивность коммуницирования «забрасывает» человека формами, не давая подсказки, каково их содержание» [Игнатьев: 4]. Это принуждает личность сознательно или бессознательно действовать, основываясь на мнении других людей.

И здесь получают новое звучание «старые» эффекты, действие которых становится гораздо более выраженным, а использование их в определенных целях более предсказуемым и управляемым (например, эффект Бартлетта, эффект Барнума, эффект третьего лица, эффект культивирования). В указанных случаях эффекты представляют собой не только способ воздействия на личность, но одновременно предполагают его результат. Другими словами, в определенных условиях данные эффекты выступают в качестве впечатления, произведенного на человека в пространстве Интернет. Результат, последствия таких эффектов воздействия на личность могут быть отсроченными во времени, пролонгированными, что представляет особый интерес для исследователей, поскольку их природа остается не всегда очевидной. В этом контексте, по нашему мнению, актуально рассмотрение природы таких эффектов как импрессинговой.

Импрессинг - один из скрытых механизмов влияния социума на индивида, который в работах А.Б. Долгина, А.Д. Редозубова и др. рассматривается в контексте манипулирования общественным сознанием. Импрессинг представляет собой информационное воздействие социума на личность, отличающееся от других видов воздействий специфическими чертами [Эфроимсон]. Во-первых, действие основывается на активировании наследственной предрасположенности личности к внешним воздействиям определенного вида или содержания. Во-вторых, оно оставляет в сознании личности некий след (впечатление), который характеризуется устойчивостью во времени и способностью определять ценностные ориентиры человека длительное время. Импрессинг относится к «старым», веками проверенным социумом способам воздействия на личность, однако благодаря новым средствам коммуникации и их техническим возможностям он обретает новые формы функционирования и, таким образом, пополняет багаж «новых» эффектов информационного воздействия на личность в медиасреде, в том числе в среде Интернет.

Условия возникновения многих эффектов информационного воздействия на личность в сети приближены к условиям возникновения импрессинга: проведенное нами ранее эмпирическое исследование позволяет говорить о том, что такие условия, как предрасположенность личности к определенным воздействиям, критический период онтогенеза, ситуация эмоциональной уязвимости, возникают и в Интернет-среде [Баткаева; Викторова]. Ситуации эмоциональной уязвимости, способствующие импрессинговой природе многих эффектов информационного воздействия, определяются аффективной составляющей последних. Как эффекты-способы воздействия, так и эффекты-результаты используют или же сами создают эмоциональный фон (например, эффекты ореола, реактанса, бумеранга, престижности, эстетический и эмоциональный эффекты). Исследователи указывают на большие нагрузки - информационные и эмоциональные, - которым подвергается сознание пользователей [Адамьянц; Рыжов; Телепова]. Они вызваны огромным объемом информации, невозможностью сконцентрироваться, напряжением от необходимости выбора, опасением пропустить что-то нужное/важное для себя, столкновением с неожиданной негатив-

ной информацией, ее агрессивной подачей. Указанные свойства создают эмоциональный фон в Интернет-пространстве, они способны выступать в качестве факторов, усиливающих импрессирующий эффект информационных воздействий. Само по себе передвижение в Интернете - это процесс, требующий больших затрат внутренних психических сил. При этом условия виртуальности, в которых такое передвижение осуществляется и которые многими пользователями рассматриваются как положительное свойство Интернет, способствуют эффективности внешних воздействий на личность. Активная интериоризация социокультурного опыта, происходящая в такие критические периоды онтогенеза, как отрочество и юность, протекает в условиях повышенных эмоциональных нагрузок и смешения реальности и виртуальности.

Среди условий возникновения импрессинговых ситуаций в пространстве Интернет наиболее сложным для создания является ориентир на наследственную предрасположенность личности к конкретным воздействиям. Однако чем больше воздействий на личность осуществляется, тем более высока вероятность точного попадания в индивидуальную предрасположенность. В случае же удачного стечения указанных условий результативность эффекта значительно вырастает.

Результатом эффекта импрессинговой природы является новообразование или изменение в ценностно-смысловой сфере личности с длительным и даже пожизненным действием. О влиянии Интернет как источника информации и средств коммуникации на самооценку личности, на ее нравственные ценности, на культурные ориентиры свидетельствуют многие современные исследования [Адамьянц; Куликов; Рыжов; Телепова]. Отмечается, что культура Интернет, обусловленная смешением игровой и практической деятельности, способствует дезинтеграции индивидуального сознания, нарушению целостности, взаимосвязи внутренней и внешней активности личности. С социокультурной точки зрения, это приводит к таким последствиям, как упрощенное восприятие и оценивание мира, разрушение социальной солидарности, второстепенность духовных ценностей, ослабление интеллектуальной рефлексии, потеря субъектности как таковой [Куликов: 4-6].

Эффекты воздействия на сознание человека, применяющиеся в Интернет-пространстве, ориентированы на ситуации реальной социальной действительности, типичные для возникновения импрессинга, т.е. порожденные наиболее значимыми для большинства людей как носителей определенной культуры (национальной, морально-нравственной, религиозной, экономической, политической) ситуациями. По этой причине импрессинг в работах Э. Морена, Л.Ф. Обуховой, Н.Б. Оконской, М. Перельмана рассматривается как один из механизмов формирования общественного мнения, закрепления обычаев и ритуалов, распространения моды, художественных вкусов, воздействия рекламы, вирусных эффектов в Интернет и т.д. При этом результаты импрессингов, созданных Интернет-средой, и сформированная с их участием культура восприятия, общения и интеракции, выходит за пределы Интернет-взаимодействий и влияет на поведение личности в реальной социальной действительности.

Эмпирическое исследование социокультурных эффектов информационного воздействия на личность в пространстве Интернет

Целью настоящего эмпирического исследования явилось изучение природы и последствий эффектов информационного воздействия на личность в Интернет. Задачи исследования: выявить особенности функционирования «старых» и «новых» эффектов информационного воздействия на личность в Интернет; рассмотреть эффекты информационного воздействия как впечатление (импрессинг), произведенное на личность в Интернет-пространстве; охарактеризовать социокультурные последствия информационных Интернет-воздействий импрессинговой природы. Объем выборочной совокупности составил 383 человека1. В исследовании применены методы анкетного опроса, фокус-группы, глубинного интервью, контент-анализа. Гипотезы исследования: 1. Действие «старых» эффектов информационного воздействия усиливается в условиях новых технических возможностей Интернет; 2. У «старых» и «новых» эффектов информационного воздействия импрессинговая основа; 3. Последствия Интернет-воздействий импрессинговой природы носят социокультурный характер.

Согласно данным, полученным в ходе анкетирования, 94,7% опрошенных независимо от того, как много времени они проводят в Интернет, признают его важную роль в своей жизни: 79,1% пользователей признают, что Интернет помогает в решении жизненных вопросов и проблем, а не только служит целям развлечения. Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования 2015 г., с данными исследования 2019 г. позволяет выявить тенденции в изменении отношения молодежи к Интернет: если по результатам 2015 г. Интернет молодыми людьми использовался прежде всего как средство общения, то данные 2019 г. свидетельствуют о росте значения Интернет в решении предметно-практических задач молодыми людьми. Это подтверждается и данными интервью, которые позволяют говорить о том, что Интернет служит для молодых людей основным и зачастую единственным источником информации: к нему обращаются «несколько раз в день» с целью «подготовки к занятиям», «просмотра новостей», поиска «ответов на интересующие вопросы», «личностного развития» и т.п. При этом нарастает и доверие молодых людей к Интернет как к социально-

1 Эмпирическим полем исследования выбрана молодежь г. Пензы в возрасте от 18 до 30 лет. Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, приблизительный объем генеральной совокупности составил 93604 человека [Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [эл. ресурс] // http://pnz.gks. ги (дата обращения 07.02.2019)]. Использован неслучайный тип выборки, метод пропорционального квотного отбора респондентов, где квотными признаками выступили пол и возраст. В качестве наиболее оптимального выбран метод расчета репрезентативной выборки с допущением 5%-й ошибки, разработанный В.И. Паниотто [Паниотто В.И., Максименко В.С. (1982) Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка].

му институту. Современные исследования констатируют ставшее естественным проникновение медиа во все социальные институты [Abad; Hepp; Hirsch; Krotz]. Так, 45,7% опрошенных нами молодых людей отмечают, что источником их знаний и оценок, формирующих жизненную позицию, является именно Интернет.

37,3% молодых людей признались, что в случае отсутствия доступа к Интернет им становится «не по себе», «скучно»; 26,4% уверены, что «долго без доступа к Интернет не смогли бы жить», что «это очень тяжело», что «даже не знают, как повели бы себя в данной ситуации». В этой связи особый научный интерес представляют данные интервью, согласно которым среди молодых пользователей Интернет немало тех, кто проводит в сети ежедневно много времени, но при этом никакой конкретной цели перед собой не ставит. Подобное состояние К. Янг определил как «навязчивое желание выйти в Интернет и... неспособность выйти из Интернета» [Yong: 88]. В данном случае речь идет уже не только об огромном влиянии цифровой среды на социальное функционирование современного человека (смешении игры и практической деятельности, реальности и виртуальности), но об Интернет-зависимости, констатация которой становится уже привычной. «Когда я нервничаю, я чаще использую Интернет, особенно социальные сети. Прокручиваю ленту, и мне становится спокойнее.», - отмечает одна из респонденток.

Отношение к Интернет-среде, как к естественной среде, в которой протекает индивидуальная и общественная жизнь, создает благоприятные условия для возникновения/применения эффектов информационного воздействия на личность, что подтверждается данными фокус-группы и интервью. Их применение позволило выявить некоторые актуальные особенности функционирования «старых» эффектов в отношении молодых пользователей Интернет. Наиболее частые и при этом эмоциональные высказывания респондентов касались возникающих в Интернет ситуаций, которые по своему описанию могут быть отнесены к эффектам-результатам. Среди них преобладают следующие: эффект усиления позиции (респонденты отмечают, что «испытывают удовольствие» от обсуждения любимого кино или просмотра «любимого паблика ленты», тематика которого «сходится с твоими увлечениями»); эффект престижности («поднимается настроение от общения с интересными людьми и успешными личностями»); эффект удовлетворения познавательного интереса («чувства радости и удовлетворения от удачного поиска нужной информации»); утилитарный эффект (удовлетворение, например, от того, что «вовремя узнала о скидках»). Среди эффектов-способов воздействия наиболее распространены в молодежной Интернет-среде эффект насыщения («испытываю гнев и раздражение, когда бесконечно пишут об одном и том же»), эффект бумеранга (например, подача социальной рекламы, призванной вызывать просоциальные чувства, воспринимается как «неприятная картинка» или «шокирующая история» и вызывает желание больше об этом не думать), эффект реактанса («если ты что-то искал и потом на другом сайте тебе рекламируют эти продукты, вычисляют тебя по IP-адресу, то это, конечно, пугает, возникает ощущение, что за тобой следят»).

Исследование позволило также выявить рост откровенности пользователей в признании ими эмоционального влияния Интернет. Если исследование 2015 г выявило расхождение по этому аспекту данных анкетировании и фокус-группы, то настоящее исследование свидетельствует о том, что пользователи более открыто признают, что в Интернет-пространстве меняется их настроение и самочувствие: в зависимости от ситуации настрой меняется от позитивного до негативного у 81,7% пользователей, превалируют приятные эмоции и ощущения у 15,1%, негативные - у 3,1% респондентов. Обострение ощущений в Интернет исследователи связывают с тем, что М. Маклюэн именует «внешними расширениями человека» [Маклюэн]: цифровые технологии помогают «дополнить... физические и прочие способности людей» [Ковалев; Назаров: 90], «усилить наши органы чувств» [Pressman: 20].

Описания эффектов информационного воздействия сопровождались характеристиками ярких эмоций и ощущений, зачастую полярных - от удовлетворения, расслабленности, состояния покоя, радости, эмоционального подъема и «желания летать» до разочарования, огорчения, печали, беспокойства, раздражения и злости. Это позволяет констатировать многочисленные ситуации эмоциональной уязвимости, возникающие в Интернет-пространстве и характеризующие природу Интернет-эффектов информационного воздействия как импрес-синговую. Наиболее выражена она в тех случаях, когда эмоциональная уязвимость личности вызвана такими специфическими условиями Интернет-среды, как огромный объем информации, затруднения в ее систематизации, невозможность сделать собственный выбор: респонденты отмечают возникающие у них в таких ситуациях «чувство тревоги в бесконечном потоке информации», «чувство бессилия от неспособности выполнить самые простые повседневные действия из-за пустой траты времени», «злость оттого, что полученная информация (мнение) расходится с собственными мыслями», «страх не найти нужное» и т.п. Таким образом, в пространстве Интернет возникают по техническим причинам не возможные в других СМИ сочетания нескольких эффектов, представляющих собой и способ воздействия, и его мгновенный результат, что оказывает на личность мощный эффект-впечатление. Исследование (фокус-группа, интервью, контент-анализ) позволило выявить сочетания «старых» эффектов на фоне ситуаций эмоциональной уязвимости, способствующих возникновению импрес-синга и приводящих к «новому» по форме и содержанию эффекту. Наиболее часто констатируемыми оказались следующие сочетания: эффект присутствия и эффект престижности («в Интернете существует обратная связь между тем, кто создает контент, и тем, кто его потребляет. Это важно и это нравится»), утилитарный и эстетический эффекты (пользователей в процессе Интернет-навигации привлекает дизайн страницы, на которой они находят что-то полезное для себя, например, информацию о скидках на интересующие товары).

Показательным в данном случае считаем и результативность в случае с молодыми Интернет-пользователями таких эффектов воздействия, как эффект усиления позиции и эффект престижности. Они отвечают ключевым потребностям

личности в такие критические периоды развития, как подростковый и юношеский, - потребности в самоидентичности, самоопределении, самопрезентации.

Исследование не ставило перед собой задачу выявить способность эффектов «попадать» в индивидуально-наследственную предрасположенность личности к определенным воздействиям, однако удалось обнаружить определенное соответствие между ценностями-интересами личности в реальной и виртуальной жизни. Анкетирование показало, что как в реальной социальной среде, так и в Интернет-среде источниками сильных впечатлений (а значит и наиболее уязвимыми темами) являются отношения с близкими людьми (20,1% и 15,9% соответственно), здоровье (15,9% и 13,1%), любовь (16,5% и 19,6%), творческая самореализация (15,9% и 17,6%). Указанные данные представляют собой дополнительное подтверждение тому, что Интернет-среда и реальная социальная среда имеют тенденцию к взаимопроникновению: людьми исследуемой возрастной категории они воспринимаются как равноправно существующие в реальном жизненном потоке. 54,8% опрошенных считают, что ценности реальной и виртуальной жизни не имеют оснований для разграничения. Это позволяет делать выводы о серьезном значении последствий Интернет-воздействий на личность.

Наиболее выражена импрессинговая природа эффекта информационного воздействия, который можно считать «новым», поскольку доступен он только Интернет-среде, - эффекта погружения (этот эффект обнаружил себя в описаниях 56,3% респондентов). Как правило, он сопровождается снижением настроения, ухудшением самочувствия и имеет, на наш взгляд, самые выраженные среди других эффектов социокультурные последствия. В процессе исследования выявлены два типа эффекта погружения. В первом случае происходит погружение пользователя в интересующую его информацию. Так, респонденты отмечают, что для них является типичной ситуация столкновения с разнообразной информацией в рамках одной тематики, что способствует (в условиях иллюзии объективного выбора) незапланированному переходу с одной Интернет-страницы на другую. Естественным, по мнению респондентов, считаются 3-4 таких перехода. При этом пользователи признаются, что в процессе подобной навигации они склонны под влиянием высокой скорости получения информации значительно отклоняться от темы («это происходит постоянно», «перехожу часто - всегда интересно, что еще там содержится»). От дальнейших переходов пользователей, как правило, останавливает только риск столкнуться с вирусами. Отвлечение на более легкую для восприятия информацию, на информацию развлекательного характера, в процессе поиска важной информации, необходимой, например, для подготовки к занятиям, может иллюстрировать «ослабление интеллектуальной рефлексии», которое, по мнению Л.В. Куликова, является одним из серьезных социокультурных последствий воздействия на личность в медиасреде [Куликов: 6].

Второй тип эффекта погружения характеризуется тем, что пользователь погружается в информацию, поиск которой не являлся его первоначальной целью. Лидирующие позиции в данном случае занимает реклама товаров и услуг: По признанию респондентов, такая информация способна отвлекать их внимание уже в пер-

вые минуты пребывания на сайте. Исследователи отмечают, что подобные провокации, ориентирующиеся на «рационально-иррациональное поведение» [Шарков: 173], отвечают тяге современного человека к социальным действиям, связанным «с возрастающим влиянием случая» [Кравченко: 198]. Технические возможности Интернет позволяют разными способами отвлекать внимание пользователей: информацией, расположенной в сайдбаре (боковая колонка), «всплывающими окнами», отличающимся от основного размером шрифта, привлекательным дизайном, красивым фоном и т.п. Типичными для себя в таком случае пользователи считают два перехода по ссылкам. После этого они, по собственному признанию, осознают, что «потеряли зря время»; это вызывает злость, раздражение, «ощущение собственного бессилия», что может быть признаком «потери субъектности» как одного из социокультурных последствий подобных медиа-воздействий [Куликов: 6].

При этом по-прежнему (как и по результатам исследования 2015 г.) респонденты находятся в уверенности, что никакому влиянию извне они не подвергаются (эффект третьего лица), что «это проблема детей и подростков», что они осуществляют свободу выбора информации, которую способен предоставлять, по их мнению, только Интернет. Уверенности в этом респондентам придает представление о том, что именно в Интернет, как ни где, они могут удовлетворить свои индивидуальные потребности, что, по нашему мнению, усиливает импрессинговое воздействие в Интернет: личность ищет то, что способно произвести впечатление именно на нее, и неизменно находит его на информационных просторах глобальной сети. Подобное «упрощенное восприятие и оценивание мира» [Куликов: 5] через единственный и считающийся исчерпывающим и объективным источник информации в условиях, которые Дж. Кин охарактеризовал как «коммуникационное изобилие» [Кин: 8], является одним из негативных последствий влияния Интернет на личность. Особые социокультурные риски, по нашему мнению, в данном случае связаны с тем, что описанные медиа-эффекты способны возникать на импрессинговой основе, поскольку последствия таких эффектов, как и последствия любых импрессингов, носят длительный характер: в их результате формируются ценности, сохраняющиеся длительное время и даже всю жизнь [Эфроимсон].

Выводы

Таким образом, выдвинутые в исследовании гипотезы нашли свое подтверждение. Новые технические возможности Интернет не исключают эффекты, широко использующиеся другими СМИ, но увеличивают и расширяют их возможности. Одним из факторов усиления эффектов информационного воздействия в Интернет-пространстве может быть рассмотрен возникающий здесь, как и в реальном социальном взаимодействии, импрессинг. На его фоне эффекты информационного воздействия способны принимать форму сильного впечатления, социокультурные последствия которого характеризуются устойчивостью во времени.

В заключение отметим, что технический прогресс, способствующий обогащению способов информационного воздействия на личность, с одной сторо-

ны, создает условия для социокультурных изменений в индивидуальной и общественной жизни, с другой стороны, сам является их следствием и характеристикой. В любом случае он требует особого внимания со стороны науки к возникающим благодаря ему мощным медиа-эффектам, причудливо сочетающим «новые» и «старые» механизмы воздействия на индивидуальное и общественное сознание и при этом не всегда заметным непрофессиональному взгляду, что само по себе предполагает серьезные социокультурные риски.

Источники

Адамьянц Т.З. (2016). Латентные технологии информационных войн и «двойных» стандартов // Социологические исследования. №12. С. 123-127.

Викторова Е.В., Баткаева Е.Р. (2017). Впечатление как компонент и фактор социализации в коммуникативном пространстве Интернета // Коммуникология. Том 5. №1. С. 88-98. DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-88-98.

Игнатьев В.И. (2017). Информационная перегрузка социальной системы и ее социальные последствия // Социологические исследования. №7. С. 3-12. DOI: 10.7868/ S0132162517070017.

Кин Дж. (2015). Демократия и декаданс медиа. М.: Издательский дом ВШЭ.

Кириллина Н.В. (2017). Символический обмен как системная характеристика коммуникативных практик // VII Международная Грушинская конференция «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях». 15-16 марта 2017. С. 1701-1703.

Кравченко С.А. (2016). Социология риска и безопасности. М.: Юрайт.

Куликов Л.В. (2011). Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. СПб: СПбГУ. Вып. 11. С. 3-12.

Маклюэн М. (2003). Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле.

Мельник Г.С. (1996). Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб: Изд-во С.-Петерб. Университета.

Назаров М.М., Ковалев П.А. (2017). Изменение медиасреды и современной практики чтения // Социологические исследования. №2. С. 84-95.

Рыжов В.В., Телепова Н.Н. (2015). Информационное пространство Интернета как аддик-тивный фактор воздействия на личность // Современные проблемы науки и образования. №2 (часть 2) [эл. ресурс]: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22027.

Шарков Ф.И. (2017). Коммуникативная провокация или провокация в теории и практике коммуникации (размышления о коммуникативной составляющей провокации) // Коммуникология. Том 5. № 4. С. 167-177. DOI: 10.21453/2311-3065-2017-5-4-167-177.

Эфроимсон В.П. (2010). Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М.: Время знаний.

Hepp A., Krotz F. (2014). Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. NY: Palgrave Macmillan.

Pressman J. (2014). Digital Modernism: Making it New in New Media. NewYork: Oxford Scholarship Online.

Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. (2011). A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 100. P. 766-775. DOI: 10.1037/a0022407.

Valkenburheueg P.M., Peter J., Walther J.B. (2016). Media Effects: Theory and Research // Annual Review of Psychology. Vol. 67. Р. 315-338. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033608

Young K. (1998) Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-and a Winning Strategy for Recovery. NewYork: Cambridge University Press.

■ ■ ■ The 'New' and the 'Old' Socio-Cultural Effects of Informational Impact in the Internet Space

Viktorova E.V., Badaeva E.R.

Penza State University, Penza, Russia.

Abstract. In this paper we consider the specificity of the functioning of the effects of informational impact on a person in the Internet space. At the same time, the effects are presented as «old», that is, long known to science and widespread in the media, and «new» -for some technical reasons, appearing only in the global network or reproducing the already known ways of influence in new Internet conditions.

Among the effects of informational impact we distinguish «effects-means», «effects-results» and «effects-impressions». We draw a particular attention to the so called «effects-impressions», which by their nature and socio-cultural consequences are close to such a way of social influence on a person, as impressing. Besides, we reveal the conditions for the occurrence of effects, the nature of which can be considered as impressing-caused: situations of emotional vulnerability, critical periods of personal development and a predisposition to certain socio-cultural influences. It is shown that the coincidence of these conditions increases the effectiveness of both «old» and «new» effects of informational influence on the Internet.

Keywords: Internet, information, effects of informational impact, impressing, public consciousness, social environment

For citation: Viktorova E.V., Badaeva E.R. The 'New' and the 'Old' Socio-Cultural Effects of Informational Impact in the Internet Space. Communicology(Russia). 2019. Vol. 7. No.1. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-1-100-112.

Inf. about the authors: Viktorova Elena Viktorovna, Cand. Sc. (Ped.), associate professor at the department of theory and practice of social work, Penza State University; Badaeva Elena Ravilevna, asst. chair at the department of theory and practice of social work, Penza State University. Address: 440026, Russia, Penza, Krasnaya st., 40. Е-mails: vikele@mail. ru, elenabatkaeva@rambler.ru.

Received: 26.02.2019. Accepted: 16.03.2019.

References

Adamyants T.Z. (2016). Latent technologies of information wars and "double" standards. Sociological studies. No.12. P. 123-127 (In Rus.).

Efroimson V.P. (2010). Genetics of genius. Biosocial mechanisms and factors of the highest intellectual activity. M.: Time of knowledge (In Rus.).

Hepp A., Krotz F. (2014). Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. NY: Palgrave Macmillan.

Ignatiev V.I. (2017). Information overload of the social system and its social consequences. Sociological studies. No.7. P. 3-12. DOI: 10.7868 / S0132162517070017 (In Rus.).

Keen J. (2015). Democracy and media decadence. M.: HSE Publishing House (In Rus.).

Kirillina N.V. (2017). Symbolic exchange as a system characteristic of communicative practices. In: VII International Grushin Conference "Towards the Future. Forecasting in sociological research". March 15-16, 2017. P. 1701-1703.

Kravchenko S.A. (2016). Sociology of risk and safety. M.: Yurayt (In Rus.).

Kulikov L.V. (2011). Socio-psychological aspects of the influence of the media on the mind. Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. St. Petersburg: St. Petersburg State University. Issue 11. P. 3-12 (In Rus.).

McLuhan M. (2003). Understanding Media: External Human Extensions (transl.). M.: Kuchkovo Pole (In Rus.).

Melnik G.S. (1996). Mass Media: Psychological processes and effects. St. Petersburg: St.Petersburg University Publishing House (In Rus.).

Nazarov M.M., Kovalev P.A. (2017). Changes in the media environment and modern reading practice. Sociological Studies. No.2. P. 84-95 (In Rus.).

Pressman J. (2014). Digital Modernism: Making it New in New Media. NewYork: Oxford Scholarship Online.

Ryzhov V.V., Telepova N.N. (2015). Information space of the Internet as an addictive factor of influence on a person. Modern problems of science and education. No.2 (part 2) [el. source]: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=22027 (In Rus.).

Sharkov F.I. (2017). Communicative provocation or provocation in the theory and practice of communication (reflections on the communicative component of provocation). Communicology. Vol. 5. No. 4. P. 167-177. DOI: 10.21453/2311-3065-2017-5-4-167-177 (In Rus.).

Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. (2011). A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 100. P. 766-775. DOI: 10.1037/a0022407.

Valkenburheueg P.M., Peter J., Walther J.B. (2016). Media Effects: Theory and Research // Annual Review of Psychology. Vol. 67. P. 315-338. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033608

Viktorova E.V., Batkaeva E.R. (2017). The impression as a component and a factor of socialization in the communicative space of the Internet. Communicology. Vol. 5. No.1. P. 88-98. DOI 10.21453/ 2311-3065-2017-5-1-88-98 (In Rus.).

Young K. (1998) Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-and a Winning Strategy for Recovery. NY: Cambridge University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.