йО!: 10.17805^ри.2016.1.21
Социокультурный подход к анализу природы импрессинга
Е. В. Викторова (Пензенский государственный университет)
В статье представлен взгляд на импрессинг как феномен не только генетический и психофизиологический, но и социокультурный.
Теоретической основой анализа выступает концепция В. П. Эфроимсона, согласно которой импрессинг являет собой сложное сочетание наследственного и социального. Не отрицая генетической и психофизиологической природы импрессинга, но апеллируя к ним, автор статьи раскрывает социокультурный смысл анализируемого феномена.
С этой точки зрения импрессинг предстает в качестве одного из механизмов формирования устойчивых во времени качеств и устремлений личности, приобретающих характер ценности.
Импрессинг трактуется как впечатление, возникающее в результате резонанса воздействий социокультурной среды в благоприятные периоды и ситуации развития личности и ее наследственной предрасположенности к определенным воздействиям. Сущность импрессинга отражена в его модели: наследственная программа — сензитивный период развития личности — ситуация эмоциональной уязвимости — социокультурное воздействие — сильное впечатление — формирование ценности. Импрессинг рассматривается как феномен, позволяющий судить о чувствительности или нечувствительности личности к воздействиям социокультурной среды и о способности хотя и бессознательно, но индивидуально избирательно воспринимать ее ценности.
Особое внимание в предложенной модели уделяется анализу социокультурного воздействия на личность, призванному изменить представление о предопределенном характере последствий импрессинга. Одним из важнейших последствий импрессинга с социокультурной точки зрения видится активация под воздействием среды предрасположенности личности к определенным видам деятельности, в том числе стремления к реализации творческого потенциала.
Ключевые слова: импрессинг; импринтинг; наследственность; социальная среда; социокультурное воздействие; впечатление; ценность
ВВЕДЕНИЕ
Импрессинг — один из тех феноменов, которые несут в себе сложное сочетание природного и социального: это комплекс врожденного (генетически обусловленного) и приобретенного (Шмерлина, 2013), находящийся на стыке двух сфер эволюции и служащий механизмом взаимоопосредования (Оконская, 2001). Это значимое в развитии личности впечатление, как правило, однократное, полученное в раннем возрасте, которое в благоприятных условиях социальной среды приводит к активации генетически обусловленных качеств и способностей1. В исследованиях импрессинга преобладает представление о нем как о феномене прежде всего генетическом (биологическом, природном) и психофизиологическом. Однако такой взгляд не позволяет дать исчерпывающее объяснение социокультурным последствиям функционирования импрессинга — формированию устойчивых качеств личности, стереотипов мышления и поведения, склонностей к определенным видам деятельности и т. п., приобретающих характер терминальных и инструментальных ценностей.
Попытка преодоления границ генетического и психофизиологического рассмотрения феномена импрессинга представлена в данной работе.
ОТ СОЦИАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИМПРЕССИНГА — К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ Развернутую концепцию импрессинга, основанную на выводах из исследования обширного биографического материала, предложил В. П. Эфроимсон. Отталкиваясь от нее, становление вследствие импрессинга значимых качеств личности можно выразить в следующей схеме: наследственная программа (гены) — сензитивные периоды — предопределение пути развития — формирование качества (Эфроимсон, 1998). Значение генетической составляющей в данном случае нельзя переоценить, поскольку она представляет собой собственно базу — то, чем располагает индивид в самом начале своего пути. Это есть его природа, определяющая индивидуальную чувствительность к воздействиям среды: «...существенна гетерогенность типов конституции, мышления, тонуса, восприимчивости, темпов созревания, быстроты или глубины понимания
и вытекающая из этого основополагающая закономерность — безграничное разнообразие индивидуальностей, слагающихся в задатках даже не к моменту рождения, а в момент зачатия. В силу этого даже при предельном единообразии условий развития и воспитания каждый индивид выберет для себя свои решающие импрессинги» (Эфроимсон, 2010: 72).
Многие исследователи импрессинга именуют эту его составляющую «программой», как бы подчеркивая ее первостепенную значимость по сравнению с другими составляющими, которым отводится роль пусковых механизмов уже заданных параметров. Звено схемы, названное В. П. Эфроимсоном «предопределением пути развития», подразумевает именно предопределение как изначальную заданность предстоящего «формирования качества» (завершающее звено схемы): «качество» предопределено, поскольку оно уже наличествует в наследственном багаже и лишь активируется, резонируя со средой. Именно это служит основанием для позиционирования импрессинга как феномена, имеющего отношение, по выражению И. А. Шмерлиной, к «чистой биологии», врожденный механизм которого очевиден (Шмерлина, 2013: 84). При этом также очевидно, что б ольшая часть наследственной программы остается невостребованной, поскольку не вступает со средой в отношения резонанса. Если в нужный момент, как отмечал Т. Лири, не поступает ключевого стимула, то соответствующая программа не запускается или запускается искаженно, не полностью (Технологии изменения ... , 2004). Посредством импрессинга, таким образом, осуществляется двусторонний отбор: социальная среда отбирает необходимое в наследственной программе индивида, а наследственная программа отбирает соответствующее ей из социальной среды. «Даже если мы не признаем передачу через генный аппарат (аппарат наследственности в собственном смысле слова) информации, — пишет Н. Б. Окон-ская, — полученной индивидом в период онтогенеза и запечатленной им, то логически мы обязаны признать, что физиологический, психологический, эмоциональный уровень и характер реакции на средовые воздействия индивидом различаются. Происходит отбор социумом наиболее выгодных для него и для индивида способов реакции» (Оконская, 2001: 120).
Функция отбора, выполняемая импрессингом, понимается и описывается по-разному. Импрессинг может быть представлен неким информационным фильтром, без которого, по выражению А. Б. Долгина, «человеческий мозг захлебнулся бы в потоке сигналов» (Долгин, 2010: 193). Импрессинг позволяет отбирать наиболее ценные для индивида навыки — навыки, по мнению Д. Майнарди, необратимые, в отличие от всех остальных, которые могут быть забыты (Майнарди, 1980). Он позволяет образоваться, как отмечает А. Д. Редозубов, «"целесообразным" связям эмоций и явлений окружающего мира» (Редозубов, 2009: 191). И наконец, его значение может быть выражено компьютерной метафорой И. А. Шмерлиной, которая сравнивает импрес-синг с «"форматированием диска" будущей индивидуальной биографии» (Шмерлина, 2013: 84).
Суть импрессинга как механизма отбора понятна, однако, на наш взгляд, остается неясным, как происходит запуск наследственной программы, собственно отбор тех заданных ею параметров, которые и предопределяют формирование конкретного качества (Эфроимсон, 1998), получение ценных навыков (Майнарди, 1980), наиболее выгодных для социума и для индивида способов реакции (Оконская, 2001) и т. п. Особого пояснения, таким образом, требует связка «наследственная программа — сен-зитивные периоды», где сензитивные периоды являются необходимым фактором
(условием) актуализации наследственной программы. Происходящее здесь довольно подробно описано в рамках психофизиологии и нейрофизиологии. Не ставя перед собой целью глубинное изучение психофизиологической природы импрессинга, считаем необходимым составить общее представление о ней.
Безусловно, импрессинг не существует отдельно от других структур психики. Как одна из форм научения, импринтинг (а в рамках психофизиологии говорят именно об импринтинге) рассматривается наряду с другими формами получения личного опыта и в их сложном единстве. Под импринтом и понимается, как мы видим у Т. Лири, жизненный опыт прошлого, сформировавший у человека убеждение или целую совокупность убеждений (Технологии изменения ... , 2004). Научение же в данном случае трактуется как выработка и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям (Берснев, 2005). При этом им-принтинг рассматривается как форма получения информации менее жесткая, чем генетическая, но более жесткая, чем, к примеру, интроекция и обучение. В данном случае особенно важно то, что для запечатления (впечатления) не требуется повторных, регулярных и тем более длительных воздействий раздражителя, — достаточно однократного воздействия среды на человека.
В психологии импринтинг рассматривается как феномен, не контролируемый сознательно: ни в процессе запечатлевания, ни в процессе функционирования его результатов даже в зрелом возрасте. Впечатление, по мнению Д. Майнарди, может из образа вырастать до символа, сопровождаясь соответствующими эмоциями (Майнар-ди, 1980). Эмоции в данном случае не только включены в импринт как его содержательная — они, кроме того, выступают в качестве фактора, способствующего имприн-тингу. В рамках системного изучения мозговых структур хорошо известно состояние импринтной уязвимости. Т. Лири рассматривал его как такое эмоциональное состояние, в котором индивид особенно чувствителен к воздействиям среды (Технологии изменения ... , 2004). Реагирование на определенные воздействия из всех многообразных проявлений среды, как уже отмечено выше, определяется наследственной предрасположенностью человека и характеристиками среды, в которой он развивается. Эмоциональная уязвимость и сензитивность возрастного периода, прежде всего ранние стадии развития, способствуют тому, что ребенок выступает более или менее пассивным в формировании импрессинговых переживаний. Позднее, когда человек сам пополняет свой жизненный опыт, он делает это под влиянием уже имеющихся переживаний, которые влияют на восприятие мира субъектом, его мышление и поведение, на специфические ожидания и общие опасения в отношении определенной категории людей и определенных ситуаций. В этом суть импринтинга/импрессинга как бессознательного формирования впечатления, что соответствует современным психологическим представлениям о подсознательных проявлениях как постоянно присутствующих в процессах сознания, поскольку они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности.
Таким образом, природа импрессинга не может быть описана без ситуаций эмоциональной уязвимости. По нашему мнению, возникновение ситуации эмоциональной уязвимости в чувствительный (сензитивный) период развития становится психофизиологической основой для того, чтобы в результате однократного воздействия социальной среды образовался отпечаток — след — этого воздействия (изменение нейронных связей в мозге), притягивающий к себе в дальнейшем схожие информацион-
ные и эмоциональные опыты и устойчиво влияющий на поведение личности в ситуациях, содержательно соотносимых с первоначальным воздействием. Такой «отпечаток» в исследованиях импрессинга именуется впечатлением.
Следует подчеркнуть, что если достаточно лишь одного воздействия для образования мощного и значимого для дальнейшей жизни личности впечатления, то характер такого воздействия также становится значимым: в данном случае мгновенно и зачастую непоправимо играют свою роль и социальные условия воздействия, и социальный облик лиц, имеющих отношение к этому воздействию. Исследование природы импрессинга, таким образом, требует анализа собственно воздействия среды на человека.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРЕССИНГА
Без воздействия среды, даже в условиях сензитивности развития и эмоциональной уязвимости, импрессинг как таковой невозможен. Здесь необходимо уточнить, каким является это воздействие: социальным или социокультурным. Разделяя мнение В. П. Эфроимсона о том, что импрессинговое воздействие среды способно приводить к значительным достижениям личности в ее деятельности, в том числе творческой, считаем необходимым относить такое воздействие к феноменам социокультурным. Рассуждения М. С. Кагана о природе индивидуальности помогают окончательно определиться с формулировкой названия необходимого в схеме звена: «...если природа своими генетическими и мутационными процессами создает для индивидуации необходимые предпосылки в конкретной структуре индивида — телесной, нейроди-намической, психологической, в характере задатков его способностей, склонностей, дарований, а также деформаций, патологических отклонений и если общество обусловливает возможности широкого развития в человеке качеств неповторимой индивидуальности или препятствует этому, то именно и только культура так или иначе реализует эти природные и социальные возможности» (Каган, 1996: 117).
Таким образом, описание природы импрессинга требует дополнения взятой за основу схемы В. П. Эфроимсона двумя элементами — «ситуация эмоциональной уязвимости» и «социокультурное воздействие», позволяющими описать природу импрес-синга как феномена действительно сложного, суть и последствия которого не позволяют раскрыть естественно-научные трактовки. При этом логика анализа влечет за собой дальнейшую корректировку схемы.
Поскольку факторов, существенно влияющих на генетическую природу рассматриваемого феномена больше, чем в исходной схеме, то «предопределение пути развития», с нашей точки зрения, становится менее очевидным. Оно предстает зависящим не только от «наследственной программы», реализующейся в «сензитивные периоды», но и от условий возникновения «ситуаций эмоциональной уязвимости», а также от содержания самого «социокультурного воздействия», в результате сочетания (резонанса) которых в психике человека образуется некий след, формирующий конкретное качество (Эфроимсон, 1998), интенцию (Холодная, 2002), ценность (Сагатов-ский, 1999).
Звеном схемы, отражающим предопределенный характер импрессинга, по нашему мнению, является только «наследственная программа». Именно она побуждает исследователей этого феномена говорить о том, что его протекание слабо поддается воздействию, а его последствия не поддаются корректировке. Следует, однако, отметить, что наследственная программа может быть понята и значительно шире, чем
в естественно-научном знании, например, так, как это представлено у Н. Б. Оконской, исследовавшей импринтинг как социально-биологический механизм триады «социальная наследственность — социальная изменчивость — социальный отбор» как второй ее элемент, вписывающийся как на биологическом, так и на социальном уровне, и обеспечивающий сырье для отбора наиболее значимых для социума результатов (Оконская, 2001). При этом Н. Б. Оконская отмечает, что импринтинг связан и с социальной наследственностью, поскольку, благодаря ему запечатленная в социальной памяти информация — идущая от культуры — становится устойчивой основой поведения человека. В таком понимании импрессинг предстает социально-биологическим механизмом приобщения человека к социальной жизни посредством активации под ее воздействием тех наследственных свойств, которые отвечают бытующим ценностям и нормам.
Другие звенья схемы, кроме указанного, на наш взгляд, имеют более выраженный социальный характер. Сензитивные периоды, заданность которых связана с психофизиологией развития, в общем и целом схожей у всех детей, в то же самое время протекают специфически. Специфика эта определяется социокультурными характеристиками среды: социальным окружением как носителем определенной субкультуры, суть которой в бытовании определенных — специфических для конкретного окружения — ценностей и норм. Социальное окружение личности — первый источник социальных ценностей и норм, которые, рождаясь, личность не выбирает и оказывается в прямой зависимости от них. В такой непосредственной социокультурной зависимости от ближайшего окружения человек проводит довольно долгий и очень важный период в своей жизни — детство. В качестве бесспорного факта выступает подобная зависимость в рассуждениях С. Л. Франка: «...человек проходит долгий период детства, в течение которого он физически не может быть "самостоятельным", а может жить лишь под опекой других, в теснейшей связи с ними, что его фактическое и духовное созревание совершается лишь в общении с другими, в лоне некоего объемлющего его "коллектива" семьи. <...> Извне и изнутри весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, не изначально творится нами, не есть создание и достояние нашего уединенного и замкнутого в себе "я", а унаследован и приобретен нами через посредство общения.» (Франк, 1992: 53).
Заданность ситуаций эмоциональной уязвимости связана, с одной стороны, с тем, что их суть и приметы также одинаковы для людей в силу их психофизиологии, с другой стороны, заданность определяется индивидуальными психическими, в том числе наследственными, характеристиками личности, прежде всего ее эмоциональной восприимчивостью. При этом возникновение и протекание ситуаций эмоциональной уязвимости, как и сензитивных периодов, зависит от тех же социокультурных характеристик социального окружения. В результате возникает не столько предопределенное, сколько случайное сочетание индивидуальных, в том числе наследственных, свойств личности с социокультурными свойствами среды, в которой проводит личность чувствительные к воздействиям возрастные периоды и где возникают эмоционально насыщенные ситуации.
Для обозначения происходящего с человеком в эмоционально уязвимый момент воздействия среды в психофизиологии и в нейробиологии применяется понятие «след»: след в психике, в памяти. Отсюда синонимичность терминов «импринтинг» (запечат-ление) и «импрессинг» (впечатление), которые сближает общее в их переводе — понятие «след». Учитывая социокультурные характеристики происходящего в этот
момент в психике человека и результаты такого воздействия, мы считаем более корректным именовать это звено схемы «сильным впечатлением», подчеркивая, таким образом, как мощь факторов его возникновения, так и его значение в дальнейшем развитии личности. Значение его состоит в результатах импрессинга, имеющих долгосрочное и устойчивое влияние на жизнедеятельность человека. Психология видит результатами импрессинга позитивные и негативные установки и интенции, педагогика — определенные качества личности, философия — ценности. С нашей точки зрения, наиболее емким понятием для обозначения результата импрессинга как феномена, характерного для человека, является понятие «ценности». Ценность в данном случае понимается широко: ценность может быть как терминальной, смысложизненной, так и инструментальной, следовательно, результатом импрессинга могут стать не только устойчивые стремления к чему-либо, но и качества личности, позволяющие реализовать эти стремления.
Таким образом, наиболее полно на данный момент сущность импрессинга может быть выражена в следующей схеме: «Наследственная программа — сензитивный период — ситуация эмоциональной уязвимости — социокультурное воздействие — сильное впечатление — формирование ценности». В данной схеме (модели) импрес-синг предстает как феномен не только генетический и психофизиологический, но социокультурный, в котором генетическая и психофизиологическая базы не имеют жесткого характера предопределенности. Именно в этом видится специфика импрессин-га как феномена, имеющего место в развитии человека, в отличие от импринтинга животных.
Не ослабляя значения генетического и психофизиологического механизмов им-прессинга, отметим, что на его социокультурную составляющую ложится особая содержательная, смысловая нагрузка. Выступая в качестве одного из механизмов социализации, импрессинг является общим для всех людей, поскольку имеет место в социализации каждого человека. При этом его социокультурный результат специфичен. В этом ключе очень интересными представляются рассуждения М. С. Кагана: «...Направление "обработки" индивидов обществом — системой социальных отношений — ими не избирается, оно является общим для людей, живущих в данных социальных условиях. Иначе говоря, влияние общества на личность зависит главным образом от характера этого общества, которое личность, как правило, не выбирает, особенно в детстве, юности, тогда как ценности культуры, которые она осваивает, выбираются ею и ее ближайшим окружением в большей мере свободно» (Каган, 1996: 108). Анализ природы импрессинга заставляет не так однозначно относиться к ценностям культуры как к выбираемым индивидом более свободно, чем ценности социальные: этому мешает наполненное социокультурными случайностями совпадение воздействий среды и наследственности человека в механизме импрессинга. Поскольку импрессин-ги имеют довольно строгую возрастную обусловленность, постольку кроме социального окружения, общих социальных ценностей и норм, особое значение в появлении и в течение импрессингов имеют воспитательные характеристики социокультурной среды. Феномен импрессинга в данном случае выступает неким индикатором социокультурной сущности, «качества» среды, в которой личность формируется.
Однако рассуждения М. С. Кагана способствуют уже намеченному рассмотрению импрессинга как механизма, способствующего раскрытию индивидуальности, в том числе в выборе ценностей культуры. Индивидуальное своеобразие последствий им-прессингов и избирательность личности к тем впечатлениям социокультурной среды,
которые станут для каждой конкретной личности импрессинговыми, свидетельствует о том, что импрессинг позволяет избирательно реагировать на одни и те же социальные факты, а также на позиционирование их ценности конкретными представителями социального окружения личности. Импрессинг позволяет судить о чувствительности или нечувствительности личности к воздействиям социокультурной среды и о способности хотя и бессознательно, но индивидуально избирательно воспринимать ее ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С социокультурной точки зрения, таким образом, импрессинг выступает в качестве одного из механизмов формирования устойчивых во времени качеств и устремлений, приобретающих характер ценности, и представляет собой впечатление, возникающее как резонанс воздействий социокультурной среды в благоприятные периоды и ситуации развития личности и ее наследственной предрасположенности к определенным воздействиям. Одним из важнейших последствий импрессинга является активация под воздействием среды предрасположенности личности к определенным видам деятельности, в том числе стремления к реализации творческого потенциала.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 В настоящее время для обозначения исследуемого в данной работе феномена применяются два понятия: «импринтинг» и «импрессинг». Более ранним из них является термин «импринтинг» (запечатление), введенный в 30-е гг. XX в. этологом К. Лоренцем для обозначения процесса быстрого развития социальной привязанности детенышей животных к своим матерям. Уже к середине XX в. термин выходит за рамки одного значения и начинает применяться по отношению к человеку, обозначая форму быстрого и стойкого научения в чувствительные к различного рода воздействиям периоды онтогенеза. Однако и сам феномен, и обозначающее его понятие постоянно дискутируются. Для акцентирования специфики данного процесса у человека генетиком и педагогом В. П. Эфроимсоном в 1970-е гг. было введено понятие «импрессинг» (впечатление).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Берснев, П. В. (2005) Мозг — ловушка для души? Ростов н/Д ; СПб. : Феникс. 331 с.
Долгин, А. Б. (2010) Манифест новой экономики: Вторая невидимая рука рынка. М. : АСТ. 255 с.
Каган, М. С. (1996) Философия культуры. СПб. : Петрополис. 415 с.
Майнарди, Д. (1980) Собака и лисица. Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии / пер. с итал. А. Б. Махова ; под ред. и с предисл. Е. Н. Панова. М. : Мир. 151 с.
Оконская, Н. Б. (2001) Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки. №1. С. 114-124.
Редозубов, А. Д. (2009) Мозг напрокат. Как работает мышление и что есть душа. СПб. : Амфора. 224 с.
Сагатовский, В. Н. (1999) Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения : в 3 ч. СПб. : Петрополис. Ч. 3. Антропология. 288 с.
Технологии изменения сознания в деструктивных культах (2004) : пер. с англ. / Т. Лири, М. Стюарт и др. ; под ред. И. Митрофановой. СПб. : Экслибрис. 223 с.
Франк, С. Л. (1992) Духовные основы общества / сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М. : Республика. 510 с.
Холодная, М. А. (2002) Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и пе-рераб. СПб. : Питер. 264 с.
Шмерлина, И. А. (2013) Биологические грани социальности. Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. М. : Книжный дом «Либроком». 195 с.
Эфроимсон, В. П. (1998) Педагогическая генетика // Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М. : Русский мир. 544 с. С. 221-318.
Эфроимсон, В. П. (2010) Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М. : Время знаний. 374 с.
Дата поступления: 20.07.2015 г.
SOCIOCULTURAL APPROACH TO ANALYZING THE NATURE OF IMPRESSING
E. V. Viktorova (Penza State University)
The article treats impressing as not only a genetic and psychophysiological phenomenon, but also a sociocultural one.
In the theoretical aspect, the article builds on V. P. Efroimson's concept of impressing as a complex combination of inherited and social factors. We examine the sociocultural meaning of impressing by appealing to its genetic and psychophysiological nature rather than by denying it. Thus, impressing can be viewed as one of the mechanisms of forming stable qualities and aspirations, which tend to attain the status of values.
Impressing is defined in our article as impression originating from resonance of influences from the sociocultural environment during favorable periods and situations of personality development and from hereditary predispositions to certain influences. The essence of impressing can be seen in its model: a hereditary program — a sensitive period of personality development — a situation of emotional vulnerability — sociocultural influence — strong impression — the formation of value. We treat impressing as a phenomenon which allows us to assess whether a person is sensitive or insensitive to the impact of sociocultural environment and capable of perceiving its values selectively and individually (albeit unconsciously).
A special focus in the suggested model is made on analyzing the sociocultural impact in order to modify the perceived notion of the predetermined character of impressing and its consequences. One of the most important sociocultural implications of impressing is how the impact of the environment activates a person's predisposition to some types activity, including the development of their creative capabilities.
Keywords: impressing; imprinting; heredity; social environment; sociocultural impact; impression; value
REFERENCES
Bersnev, P. V. (2005) Mozg — lovushka dlia dushi? [Brain: A trap for the soul?]. Rostov-on-Don ; St. Petersburg, Feniks Publ. 331 p. (In Russ.).
Dolgin, A. B. (2010) Manifest novoi ekonomiki: Vtoraia nevidimaia ruka rynka [The manifesto of new economics: The other invisible hand of the market]. Moscow, AST Publ. 255 p. (In Russ.).
Kagan, M. S. (1996) Filosofiia kul'tury [The philosophy of culture]. St. Petersburg, Petropolis Publ. 415 p. (In Russ.).
Mainardi, D. (1980) Sobaka i lisitsa. Pravdivyi rasskaz o svobodnom puteshestvii po tsarstvu etologii [The dog and the fox: A true story of a free journey into the kingdom of ethology] / transl. from Italian by A. B. Makhov; ed. and foreword by E. N. Panova. Moscow, Mir Publ. 151 p. (In Russ.).
Okonskaia, N. B. (2001) Imprinting kak sistemnyi mekhanizm evoliutsii obshchestva [Imprinting as a systemic mechanism of the evolution of society]. Filosofskie nauki, no. 1, pp. 114-124. (In Russ.).
Redozubov, A. D. (2009) Mozg naprokat. Kak rabotaet myshlenie i chto est' dusha [Brain for hire. How thinking works and what soul is]. St. Petersburg, Amfora Publ. 224 p. (In Russ.).
Sagatovskii, V. N. (1999) Filosofiia razvivaiushcheisia garmonii: filosofskie osnovy mirovoz-zreniia [The philosophy of developing harmony: Philosophical foundations of worldview] : in 3 pts. St. Petersburg, Petropolis Publ. Pt. 3: Antropologiia [Anthropology]. 288 p. (In Russ.).
Tekhnologii izmeneniia soznaniia v destruktivnykh kul'takh [The techniques of mind-altering in destructive cults] (2004) : transl. from English / T. Leary, M. Stuart et al. / ed. by I. Mitrofanova. St. Petersburg, Ekslibris Publ. 223 p. (In Russ.).
Frank, S. L. (1992) Dukhovnye osnovy obshchestva [The spiritual foundations of society] / comp., foreword by P. V. Alekseev. Moscow, Respublika Publ. 510, [1] p. (In Russ.).
Kholodnaia, M. A. (2002) Psikhologiia intellekta: paradoksy issledovaniia [The psychology of intellect: Paradoxes of research]. 2nd edn., revised and enlarged. St. Petersburg, Piter Publ. 264 p. (In Russ.).
Shmerlina, I. A. (2013) Biologicheskie grani sotsial'nosti. Ocherki o prirodnykh predposylkakh sotsial'nogo povedeniia cheloveka [Biological aspects of sociality. Sketches on natural foundations of social human behavior]. Moscow, Librokom Publ. 195 p. (In Russ.).
Efroimson, V. P. (1998) Pedagogicheskaia genetika [Pedagogical genetics]. In: Efroimson, V. P. Genial'nost' i genetika [Genius and genetics]. Moscow, Russkii mir Publ. 544 p. Pp. 221-318. (In Russ.).
Efroimson, V. P. (2010) Genetika genial'nosti. Biosotsial'nye mekhanizmy i faktory naivysshei intellektual'noi aktivnosti [The genetics of genius. Biosocial mechanisms and factors of the utmost intellectual activity]. Moscow, Vremia Znanii Publ. 374 p. (In Russ.).
Submission date: 20.07.2015.
Викторова Елена Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы Пензенского государственного университета. Адрес: 440026, Россия, г. Пенза, ул. Лермонтова, д. 37. Тел.: +7 (8412) 54-86-22. Эл. адрес: [email protected]
Viktorova Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of the Theory and Practice ofSocial Work, Penza State University. Postal аddress: 37 Lermontov St., 440026 Penza, Russian Federation. Tel.: +7 (8412) 54-86-22. E-mail: [email protected]