Научная статья на тему 'О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде'

О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2242
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чучкова Галина Сергеевна

На основе анализа специфики организации коммуникативной виртуальной среды предложена альтернативная объяснительная модель феномена «Интернет-аддикции». Вовлечение личности в процесс опосредованной компьютером коммуникации обусловлено предоставляемыми коммуникационными Интернет-сервисами возможностями. Фрагментарность, бытийственность, социальность, карнавальный характер, эмоциональная насыщенность межличностного взаимодействия в среде Интернет позволяют субъекту реализовать потребность в значимых отношениях с другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чучкова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of communication in virtual communicative environment

Having analyzed specific character of virtual communicative environment organization the author offers an alternative explanatory model of "Internet-addiction" phenomenon. Personality's involvement in the process of computer mediated communication is conditioned by the opportunities provided by communication of Internet-services. Fragmentariness, existential potential, sociality, carnival-like mode, emotional richness of interpersonal interaction in the Internet environment let a person to satisfy his need in significant relations with others.

Текст научной работы на тему «О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

УДК 159.923.2

Г. С. ЧУЧКОВА

Алтайский государственный университет

О ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ

На основе анализа специфики организации коммуникативной виртуальной среды предложена альтернативная объяснительная модель феномена «Интернет-аддикции». Вовлечение личности в процесс опосредованной компьютером коммуникации обусловлено предоставляемыми коммуникационными Интернет-сервисами возможностями. Фрагментарность, бытийственность, социальность, карнавальный характер, эмоциональная насыщенность межличностного взаимодействия в среде Интернет позволяют субъекту реализовать потребность в значимых отношениях с другими.

Одной из центральных проблем, активно рассматривающихся сегодня представителями самых различных наук, является проблема взаимодействия человека и техники. В настоящее время широко используются различные технические средства, опосредующие процесс межличностного взаимодействия и существенно расширяющие спектр коммуникативных возможностей личности. При этом все больший процент человеческих контактов осуществляется в искусственных коммуникативных средах сети Интернет, на базе таких ресурсов, как форумы, телеконференции, электронная почта, IRC (Internet Relay Chat), ICQ. Вместе с тем встраивание средств коммуникации в процесс общения неизбежно изменяет его структуру, а следовательно, и свойства взаимодействующих субъектов [1]. Общение в условиях виртуальности сопровождается возникновением ряда новых психологических феноменов, на данный момент не получивших общепринятого психологического объяснения, что остро ставит проблему научной оценки пределов и характера влияния на личность опосредованной компьютером коммуникации [2], [3].

К числу наиболее сложных психологических явлений, связанных с использованием коммуникационных ресурсов Internet, исследователи относят прежде всего зависимость от общения в виртуальной среде [4]. Большинство западных психологических исследований, посвященных данной проблеме, выполнено в рамках нормоцентристской (медицинской) парадигмы, квалифицирующей пользователя в качестве пассивного объекта влияния виртуальной среды [5], [6], [7]. Модели Ин-тернет-аддикции, разработанные К. Янг, И. Голдбергом, Дж. Салером и другими исследователями, презентируют межличностные отношения, развертывающиеся в условиях Интернет, как компенсаторные, позволяющие личности уйти от решения своих проблем в вымышленный, искусственный мир, как «суррогатные», редуцированные по сравнению с «непосредственными».

Действительно, рассмотрение коммуникационных ресурсов Интернет как узко инструментальных технических средств, функционирование которых не подразумевает включения в структуру технологии «человеческой» составляющей, позволяет объяснить сопровождающие процесс опосредованной компьютером коммуникации психологи-

ческие феномены лишь в терминах психической патологии. Решение указанной проблемы в ключе одностороннего влияния техногенной среды на личность отрицает субъектность и творческую активность последней [2], [8].

В виду возможного использования определенными социальными группами в своих политических и коммерческих целях факта признания способности среды Интернет вызывать психологическую зависимость, особое значение приобретает разработка иных моделей, объясняющих данный феномен без обращения к психопатологической категории «аддикция».

Понимание Интернет как сложной самоорганизующейся системы, необходимо включающей в себя человека как субъекта, преобразующего в процессе использования современных электронных средств коммуникации как технологическую среду, так и собственные психические свойства, предоставляет возможность для конструирования принципиально иных схем, раскрывающих механизмы психологических явлений, сопровождающих деятельность личности в виртуальной среде.

Альтернативный указанному подход к изучению явления психологической зависимости от использования коммуникационных ресурсов Интернет базируется на признании социальности виртуального коммуникативного пространства [9]. В этом случае феномен Интернет-аддикции может быть объяснен через обращение к категории значимого отношения личности.

Очевиден тот факт, что число лиц, оказывающих существенное влияние на личность на протяжении всего её жизненного пути, так или иначе направляющих процесс её становления как индивидуальности, невелико в сравнении с общим количеством людей, с которым ей приходится общаться. Воздействие социального целого на субъекта носит «индивидуализированный», а не тотальный характер, так как осуществляется «через» уникального, обладающего для индивида субъективно определяемой значимостью другого человека. Именно значимое отношение, выступая центральной чертой психического отражения и высшей формой межличностного взаимодействия, является доминирующим фактором личностного развития.

Под значимыми отношениями в соответствии с теорией А.Е. Кроника мы понимаем отноше-

ния личности с другими, в процессе реализации (развития) которых у субъекта актуализируются значимые для него личностные качества [10]. В отличие от подходов, в рамках которых значимые отношения определяются через соответствие индивидуальных характеристик значимого другого «дефицитарным» (по определению А. Маслоу) потребностям личности или сложившейся у неё Я — концепции, отмеченная позиция характеризуется указанием на необходимость взаимодействия с другим человеком для актуализации скрытого в личности потенциала; значимый другой здесь участвует в создании и реализации личности как проекта, а не только поддерживает однажды сложившееся у неё представление о себе. Значимый другой выступает «соучастником» или источником личностных изменений. Для объяснения этого качества значимого лица А. Е. Кроник вводит понятие «характерообразующая связь». Автор квалифицирует данную связь в качестве единицы анализа значимых отношений и определяет её как такую, в которой «проявление (или формирование) определенного свойства характера зависит от проявления какого-либо свойства характера другого человека» [10]. Характерообразующие связи закономерно создают не только единство «мы», но и «я» взаимодействующих субъектов. Чем больше между субъектами характерообразующих связей, тем большую значимость имеют для них эти отношения и тем существеннее вклад данных отношений в их личностные качества, которые, по словам исследователя, являются не «автономными свойствами», а «мостом», перекинутым от одного человека к другому. Именно поэтому значимые отношения характеризуются выраженной эмоциональной окрашенностью.

Значимые отношения личности можно рассматривать как сложную систему, характеризующуюся специфической структурой отношений между элементами как минимум двух уровней — между вступающими во взаимодействие субъектами и их личностными свойствами [11]. Реализация «потребности быть личностью» достигается путем непрерывного изменения структуры, содержания, функций той или иной системы значимых отношений, центральным звеном которой является данный конкретный человек [12]. Личностные изменения, инициируемые общением со значимыми другими, первоначально возникают и актуально существуют лишь в процессе указанного взаимодействия, позднее становясь имманентными личности [13]. Происходит «свертывание пространства социальных отношений в пространстве личности, своеобразная упаковка с изменением размерности большого мира в малом мире» [14]. Психологические характеристики субъекта, возникающие и проявляющиеся лишь в условиях конкретной системы отношений с другими, являются системными новообразованиями (свойствами), на что указывал В.Н. Мясищев [15].

Согласно центральному положению теории систем движущим фактором их развития выступает противоречие, или возникшее несоответствие между структурными компонентами системы, отдельными элементами и системным целым, системой и средой, в которой она существует [11], [16]. Учет этой закономерности при анализе системы значимых отношений личности позволяет заключить, что объективным условием взаимодействия создающих её субъектов также выступает опре-

деленное переживаемое ими противоречие, разрешение которого возможно лишь посредством установления взаимоотношений с другим человеком [16]. Инициация новых отношений, формирование круга значимых связей позволяет личности «снять» противоречие, препятствующее её развитию путем приобретения нового системного свойства. Способность личности к самодетерми-нации необходимым образом проявляется лишь в процессе взаимодействия со значимыми другими, в образованной этими отношениями системе межличностных связей.

Характер противоречия, лежащего в основе стремления личности окружать себя значимыми людьми, определяет и то, какие люди для данного человека могут приобрести свойство значимости. Субъект может создавать и обеспечивать устойчивое функционирование нескольких качественно различных систем значимых отношений.

Специфика состояния современного общества, в котором ярко проявляются тенденции индивидуализации, утраты традиционных социальных связей, увеличения количества формальных контактов между людьми при сокращении доли «качественного» общения, делает коммуникативные ресурсы Интернета для завязывания значимых, доверительных отношений с другими людьми все более привлекательными по сравнению с ситуацией непосредственного взаимодействия [9], [17]. Не случайно лидирующее место по количеству пользователей занимают web-чаты, представляющие собой воссозданные техническими средствами интерактивные полилогичные коммуникативные пространства [9]. По мнению ряда исследователей, чат является «наиболее доступным, демократичным и предлагающим максимальные возможности для самовыражения ресурсом Интернета» [18].

Качественное своеобразие чат-общения обусловлено трансформацией различных составляющих процесса межличностной коммуникации под влиянием структуры данного ресурса, то есть технических особенностей его функционирования.

Базовые параметры коммуникативной реальности чата можно условно подразделить на две группы в зависимости от уровня психологической организации субъекта, на котором реализуются специфические эффекты, сопряженные с взаимодействием в виртуальной среде.

Искажение таких основополагающих координат реального мира, как протяженность и время, исчезновение материального, трансформация функций различных модальностей), фрагментарный характер представленности пользователя в виртуальной среде, интерактивность (способность мгновенно реагировать на события и изменять их), больший контроль над ходом коммуникации по сравнению с ситуацией непосредственного взаимодействия прежде всего детерминируют возникновение измененных состояний сознания, в работах различных исследователей получивших название Потока [19], гратуала/ингратуала [20], «черных дыр» [21] и др.

Вторая группа специфических для чат - коммуникации черт определяет собственно способ существования или репрезентации личности в условиях виртуальной реальности и находит свое отражение в различных эффектах опосредованного компьютером межличностного восприятия и взаимодействия. Именно эти особенности являются центральными в плане характеристики сущности

ФИЛОСОФОВ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

общения в виртуальной среде и, по нашему мнению, определяют мотивацию обращения к данному средству Интернет-коммуникации (поскольку апеллируют к более высокому уровню психологической организации субъекта). К числу последних характеристик чат-взаимодействия следует отнести фрагментарность, анонимность, бытийствен-ность, социальность, карнавальный характер, и эмоциональную насыщенность. Обратимся к анализу указанных черт чат - коммуникации.

Поскольку единственной существующей в мире Интернета модальностью является «зрение, играющее роль слуха» [9], статус существования в нем приобретает не «целостный» человек, но лишь те его «фрагменты», которые доступны для визуальной/вербальной репрезентации [22]. Поэтому в виртуальной коммуникативной среде личность не предстает для других участников взаимодействия как данность, а должна себя выразить, представить, то есть визуально или вербально воссоздать. Вступающая в виртуальное взаимодействие индивидуальность, таким образом, может не иметь стабильного «ядра», постоянно изменяясь в зависимости от актуального состояния субъекта коммуникации («в чатах живут не люди, а созданные ими образы» [23]).

Виртуальная ипостась существования субъекта представлена созданным им персонажем (аватаром), обозначенным ником (от английского «nickname» - «прозвище»). Ник отражает смену «личностного паттерна» при вхождении человека в виртуальную среду чата. Он выполняет две функции: является знаком присутствия данной личности в коммуникативном пространстве чата и несет в себе определенное смысловое содержание, информирующее собеседника о ряде существенных черт виртуальной личности, её коммуникативной стратегии или разыгрываемой роли.

Феномен ников иллюстрирует одну из самых специфических «функциональных» черт взаимодействия в условиях чата, оказывающую наиболее существенное влияние на процесс межличностного восприятия, - анонимность участников. О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин и А.Е. Войскунский полагают, что в условиях психологической анонимности «человек получает возможность раскрыться, актуализировать индивидуально присущие ему мотивы и установки, проявить наиболее глубокие и индивидуальные детерминанты своего поведения» [24].

Закономерным следствием анонимности, полной подконтрольности процесса общения и исключительно знакового характера представленности коммуникантов в виртуальном пространстве является «карнавальный» характер чат-взаимодействия [23]. Неопределенность Интернет-среды выступает «катализатором» стремления личности преодолеть жестко закрепленные в обычной жизни стандарты поведения и способы самопрезента-ции. Освобождение от телесности и заданных ею не поддающихся изменению характеристик в сумме с ограничением спектра средств самопрезента-ции инициирует творческую активность субъекта, направленную на достижение цели адекватного замыслу самораскрытия, создание образа, аутентичного реальному, идеальному или же иному Я [2], [18], [21]. Характерными чертами карнавальной составляющей чат — общения выступают «отрицание реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения...разнообразнейшие

мистификации, театральность, инсценирование реальных и нереальных ситуаций, ироничность и юмор [23]. Искажение привычной картины мира, легко инициируемое в виртуальной среде, согласно мнению ряда исследователей обогащает субъективный опыт, позволяет человеку стать более открытым и толерантным в отношении взглядов и мнений, отличных от его собственных, и апробировать новые для него модели поведения, что не всегда возможно и оправданно в реальном мире [6], [18], [21], [23], [24].

Свойство «бытийственности» чат-коммуникации выражается в том, что «чат — это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире...посетители чата не общаются в нем, они в нем живут» [9]. Последнее утверждение означает, что события, происходящие в коммуникативном пространстве чата, реальны для общающихся субъектов, реальны и переживаемые ими чувства; виртуальная среда при всей своей очевидной условности так же ощутимо воздействует на человека, как и реальный мир [21]. В силу данного факта виртуальная коммуникативная среда может быть квалифицирована как «иначе организованная реальность» [9], [23].

Сущностной чертой чат-ресурсов по определению является социальность [25]. «Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек только часть мира, то в виртуальности нет ничего кроме людей» [9]. Отмечаемое рядом исследователей «выпадение из социальных связей», «вызванное» общением в чате, в действительности объясняется не «десоциализацией» личности в виртуальном пространстве, а её включением в безгранично широкую социальную общность посетителей ресурса [9], [26]. Социальность виртуальной коммуникативной среды, по К. Суррат, проявляется в том, что в её условиях «образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей» [6]. Сетевые сообщества, формирующиеся на базе чатов, характеризуются переживанием чувства сопричастности, общими традициями, единством языковых норм, установками на взаимопонимание и согласие [27].

Вследствие большей коммуникативной доступности партнеров, а также потому, что полилог - доминирующая форма чат-взаимодействия, плотность коммуникативных событий в чате предельно велика [9]. По замечанию В. Нестерова, в чате количество неформализованных межличностных контактов «возрастает на порядок» по сравнению с непосредственным взаимодействием. При этом благодаря анонимности, невидимости и опосредованному характеру коммуникации такие стандартные критерии выбора партнера, как возраст, внешняя привлекательность, социальный статус, национальная принадлежность теряют свое значение, а на первый план выходит сходство интересов, целей, ценностей, установок, играющих большую роль в формировании чувства симпатии и любви. Таким образом, «возможность знакомства с потенциально близким нам человеком в чате многократно возрастает» [9].

Существующие в чате временные ограничения на создание и отправление сообщения (возрастающие пропорционально количеству посетителей), являющиеся следствием интерактивности, делают этот ресурс непригодным для содержательно развернутой коммуникации. Несмотря на исключительно знаковую представленность другому в чате, целью данного взаимодействия выступает не передача информации как таковая, но преимущественно репрезентация и реализация субъектами коммуникации некоторого актуального для них эмоционального содержания. Объективная ограниченность доступного сенсорного опыта и практически полное «выпадение» невербального компонента общения при этом компенсируется наличием широкого спектра специальных вспомогательных прагматических средств, таких как ник, вид и цвет шрифта, величина букв, смайлы, ремарки (комментарии производимых «действий»). Обусловленная анонимностью атмосфера доброжелательности и доверительности способствует эмоциональному вовлечению личности в чат-коммуникацию.

Сочетание описанных выше особенностей организации указанного коммуникационного ресурса позволяет рассматривать его в качестве своеобразной альтернативной жизненной среды. В силу указанных особенностей виртуальная среда предоставляет больше возможностей для завязывания значимых отношений с другими, поскольку в условиях увеличения количества утилитарных, функциональных, лишенных эмоциональной глубины контактов в повседневной жизни личности возможность эмоционального взаимодействия и самораскрытия приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что значимое отношение реализуется только при условии субъект-субъектного взаимодействия, в процессе которого «межсубъ-ектная связь становится свободным взаимодействием уникальных партнеров, каждый из которых самостоятельно выбирает другого и соотносит себя с другим именно в своей и в его особенности, единственности, неповторимости» [28]. При этом происходит «не обмен идеями или вещами, а превращение состояния каждого партнера в их общее достояние» [28]. Только в этом случае содержание межличностных отношений будет создаваться не восполнением некоего дефицита в системе витальных потребностей данного неизменного индивида — организма, а формированием новой целостности, превосходящей прежнюю по качеству, на уровне личности, ведь значимость — это влияние другого на субъекта, открытое в пространство его личностной реализации, его некоторого будущего состояния [29].

Таким образом, привлекательность для личности таких специфичных коммуникационных ресурсов Интернет, как web-чаты, обусловлена не исходной «патогенностью» техногенной виртуальной среды, а тем, что она предоставляет пользователю новые коммуникативные возможности. В силу опосредованного характера общения в среде Интернет и его очевидной технической «ущербности» в нем на первый план выходят отдельные аспекты, всегда присущие человеческому общению, но с особой легкостью реализуемые именно в условиях виртуальности [22]. Данное утверждение создает основу для рассмотрения коммуникационных сервисов Интернет в качестве особых «инструментов» развития, самосозидания личности, оптимизации её жизненного мира. Учет данного обстоятельства

позволяет целенаправленно использовать отмеченные особенности «он - лайн» общения в психологической практике, в процессе консультативной и коррекционной деятельности, направленной на решение проблем в области межличностных отношений.

Библиографический список

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2005. — 713с.

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс,

2001. - 301с.

3. Тихомиров О.К. Общение, опосредованное компьютером / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ Серия 14. Психология. -1986.- №3. — С. 31- 42.

4. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета /А.Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. — М., «Можайск - Тер-ра», 2000. - 433с. — С. 11 — 40.

5. Асмолов А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. - 2004. - №1. - С. 179 -192.

6. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема/ А.Е. Войскунский // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий (Материалы международной Интернет-конференции, проходившей 20.03 — 14.05 2001г. на информационно - образовательном портале www. аи^опит.ги)/ Под общей редакцией А.Е. Войскунского. — М.: Московский общественный научный фонд, 2001. — 284с. - С. 58-68.

7. Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость/ К. Янг // Мир 1пегпе1. - 2000. - №2. — С. 24 — 29.

8. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский // Психологический журнал. — Т.25. — 2004. - №1. — С.90 — 100.

9. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете / В. Нестеров // http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions

10. Кроник А.А.В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений / А.А. Кроник, А.Е. Кроник. — М., Мысль, 1989. — 204с.

11. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. — Л., Издательство ЛГУ, 1984. — 176с.

12. Петровский В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. — Р. -н/Д, Издательство «Феникс», 1996. — 512с.

13. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии/ Б.Ф. Ломов //Вопросы психологии. — 1975. - №3. -С. 31-45.

14. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб./ А.Г. Асмолов. — М.: Смысл; ИЦ Академия, 2002. — 416с.

15. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психология отношений; Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 368с.

16. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд/ В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский / Под ред. Г.В. За-левского. — Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.

17. Бауман З. Индивидуализированное общество/ З. Бауман/ Пер. с анг. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Логос,

2002. —325с.

18. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете/ А.Е. Жичкина //http://flogiston.ru/ articles/netpsy/refinf

19. Дормашев Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Дорма-шев, В.Я. Романов. — М.: Тривола, 1995. - 352с.

20. Носов Н.А. Виртуальная психология /А.Н. Носов. — М.: Аграф, 2000.- 432с.

ФИЛОСОФСКИЕ НАуКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

21. Suler J. Cyberspace as Psychological Space // J. Suler / http://www.rider.edu/-suler/psycyber/psychspace.html

22. Шевченко В.В. Человек Тьюринга/ В.В. Шевченко // Человек. - 2002. - №5. - С. 88 - 98.

23. Нестеров В. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов/ В. Нестеров, Е. Нестерова // http://flogiston.ru/articles/netpsy/nesterov

24. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ Сериям. Психология. -1996. - №4. - С.14 — 21.

25. Зубрилин А. А. Эмигрировавшие в Интернет/

А.А. Зубрилин, Р.И. Александрова Р.И. // Человек. — 2002. -№4. - С. 131-137.

26. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде/ А.Е. Войскунский / http:// www.psychology.ru/internet/acology/01.stm

27. НестеровВ. К вопросу о динамике сетевых сообществ//

В. Нестеровhttp://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn

28. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений/ М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 319с.

29. Брушлинский А.В. Психология субъекта/ А.В. Бруш-линский. — СПб., «Алетейя», 2003. — 272 с.

ЧУЧКОВА Галина Сергеевна, преподаватель кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий факультета социологии АлтГУ, аспирант 3-го года обучения факультета психологии и философии АлтГУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.10.06 г.

© Чучкова Г.С.

Календарь научных мероприятий

Министерство культуры Омской области ГУК «Омский музей просвещения»

VII региональная научно-практическая конференция «История образования и просвещения в Западной Сибири», посвященная 110-летию первого Педагогического музея в г. Омске

26-27 октября 2007 г., Омск

Направления:

• История общего образования в Западной Сибири;

• История профессионального образования в Западной Сибири;

• История духовного воспитания и религиозного образования в Западной Сибири;

• Музеи учебных заведений: история и проблемы развития;

• Воспитание учащихся: традиции и новации;

• Просветительство в Западной Сибири.

Заявки на участие и материалы высылать по адресу: 644099, г. Омск, а/я 505.

E-mail: [email protected].Телефон для справок (3812) 451-461.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.