(---
5
Проблемы практической психологии
Н.В. Антонова, М.С. Одинцова
Интеграционная модель исследования идентичности в контексте Интернет-коммуникации
В статье анализируется проблема влияния интернет-коммуникации на идентичность личности. На основе анализа существующих концепций разрабатывается авторская модель идентичности, которая может быть использована для дальнейших исследований идентичности в контексте интернет-коммуникации. Результаты данного исследования могут быть использованы в психологическом консультировании по проблемам интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, социальная идентичность, личностная идентичность, самопрезентация, самокатегоризация, когнитивный компонент идентичности, ценностно-мотивационный компонент идентичности, оценочный компонент идентичности.
В настоящее время активно развивается такой новый вид коммуникации, как интернет-общение. Интернет-коммуникация имеет ряд особенностей, которые создают уникальную «атмосферу» сети Интернет и приводят к различным феноменам, таким как, например, интернет-зависимость, смена виртуальной идентичности, специфичные стратегии само-презентации и т.п. Исследование последствий взаимодействия личности с новой информационной реальностью все чаще оказывается в центре внимания психологов.
Исследователи интернет-общения выделяют следующие его особенности.
1. Неоднородность Интернета как среды поведения, а также многообразие сервисов Интернета обеспечивает различные виды деятельности пользователя в Интернете. Однако, хотя среды общения и деятельности
История образования и педагогической мысли
в Интернете очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем не менее, обладают общими свойствами, которые являются результатом специфики коммуникации через Интернет [11].
2. «Иллюзия свободы». Киберпространство свободно от временных и пространственных границ, дает ощущение безнаказанности. С первого взгляда человек сам выбирает, погружаться ему в этот мир или нет, сам выбирает сайт, чат, форум, может в любой момент переключиться на другой, в то время как в реальном мире есть правила, обязательства и законы. Все это у некоторых людей ведет к зависимости от этой иллюзии и неспособности нормально функционировать в реальном мире. При этом исследователями отмечается низкая регламентированность поведения в интернет-среде [11].
3. Анонимность. В результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности. Следствием является большая раскрепощенность и уменьшение социальной дистанции в интернет-коммуникации по сравнению с реальным общением [7; 10]. Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопре-зентации человека, предоставляя ему возможность конструировать свою идентичность по своему выбору. В сети человек создает «виртуальную личность»: своеобразное включение вымышленных черт в персональную идентичность. Часто «виртуальная личность» значительно отличается от реальной личности, иногда даже бывает другого пола. Создание такой личности связывают с неудовлетворенностью определенными чертами реальной личности. Виртуальная коммуникация в данном случае позволяет выразить те черты и тенденции, которые ограничивают и подавляются в реальной жизни под давлением запретов и ограничений. Также существует точка зрения, что склонность к конструированию «виртуальных личностей» - это отражение тенденции к множественной идентичности в реальной жизни. Иногда реальность может представляться для индивида излишне нормативной. Тогда у человека может возникнуть желание преодолеть эту нормативность посредством ненормативных «виртуальных личностей», в частности, другого пола. В конструировании новой личности не последнюю роль играет «ник». Именем в сети могут послужить нашумевшие бренды, названия растений и животных, населенных пунктов, географические названия, имена знаменитых людей и т.д.
Выбор «ника» и первичная стратегия поведения в сети обычно определяется социальным статусом, образованием, возрастом и творческими способностями реальной личности [Васюков, 2000].
4. Отсутствие невербальной стороны общения. Поэтому больше внимания уделяется содержанию коммуникации, также оно компенсируется иными способами выражения эмоций, такими как «смайлы». Отсутствие невербальных компонентов общения позволяет скрывать свои эмоции, либо выражать эмоции, которые на самом деле не испытываются. То есть физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает [9; 10]. Вероятно, именно отсутствие невербального общения является причиной необычности языка интернет-коммуникации. Виртуальный язык обладает своим быстро обновляющимся сленгом и набором жаргонизмов. Большое влияние на формирование этого языка оказывают англоязычные термины, которые вбираются посредством транскрипций, транслитераций фонетической трансформации исходных выражений [7].
5. Обмен письменными посланиями накладывает определенную специфику на общение тем, что это более медленный способ коммуникации. Считается, что благодаря этому обмен информацией становится более интенсивным по отношению содержания текста к объему.
6. Современные исследователи интернет-коммуникации отмечают толерантность участников общения, например к межрасовым и вообще к межгрупповым различиям, и преобладание у участников ориентации на сотрудничество. При этом сотрудничество и толерантность не сопровождаются наличием установок на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций. Возможно, вышеописанные явления можно связать c неоднородностью Интернета как среды, образованностью различными социальными средами [11].
7. Восприятие другого также имеет свои особенности. На формирование образа партнера в Интернете наиболее существенное влияние оказывает прошлый опыт пользователя, существующие у него представления о других людях и группах. В процессе «достраивания» образа виртуального партнера, о котором пользователь часто имеет мало информации, он использует стереотипы, прототипы, примеры знакомых ему людей и представления об идеальном человеке. Идеализация партнера или приписывание ему собственных черт порождает симпатию к нему. В интернет-общении люди стараются сделать ситуацию более определенной и поэтому активно используют стратегии, позволяющие получить подробную информацию о партнере (задают вопросы о партнере другим
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
знающим его людям или рассказывают о себе). Тем не менее, каким бы успешным ни казалось общение с виртуальным собеседником, пользователи Интернета не могут создать интегрированный образ партнера. Они успевают только проанализировать имеющиеся доступные данные, и составляют достаточно противоречивый портрет, включая туда черты, которые не могут присутствовать у одного человека. Благодаря исчезновению многих коммуникативных барьеров пользователи Интернета быстро сближаются, а партнеры по общению испытывают интенсивные эмоции [9].
Таким образом, общение в новых условиях виртуальной реальности дает его участникам новые возможности для самовыражения и свободу для самопрезентации и построения виртуальной личности. Изучение идентичности в «новых» условиях реальности (отсутствия рамок самокатего-ризации) может позволить не только сделать выводы относительно особенностей взаимодействия в сети Интернет, но и, возможно, внести вклад в развитие самой проблемы идентичности. Подобное исследование, на наш взгляд, вносит вклад в исследование проблемы интернет-зависимости, которая является актуальной и наиболее значимой прикладной областью исследований сети Интернет. Результаты исследований проблем идентичности в контексте интернет-общения могут быть использованы в психологическом консультировании по проблемам, связанным с негативными феноменами интернет-коммуникации, такими как зависимость от сети, влияние виртуальной самопрезентации на реальное взаимодействие, уход от реального взаимодействия с социумом и многие другие.
Идентичность и стратегии самопрезентации в сети Интернет
В реальном мире четко задаются рамки для самокатегоризации (пол, возраст, национальность, рост и т.п.), при этом виртуальная реальность предоставляет полную свободу для выбора самопрезентации. Кроме того, интернет-среда не просто дает свободу выбора, а ставит перед пользователем задачу самоопределения, решение этой задачи является условием существования в этой среде. Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира [5].
Интернет как иная социальная реальность предоставляет возможность для смены идентичности посредством самопрезентации. В этом случае самопрезентацию обычно понимают как поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции, а идентичность -либо как синоним Я- концепции, либо как ее центральный конструкт. Причинами смены идентичности/самопрезентации чаще всего являются:
- компенсация: неудовлетворенность пользователя определенными сторонами реальной идентичности;
- самоактуализация: люди не имеют возможности в реальном взаимодействии выразить все стороны своего многогранного «Я», в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет;
- получение нового опыта, любопытство;
- формирование определенного образа Я; эта причина особенно характерна для подростков, которые, экспериментируя со своей идентичностью, составляют представление о разных сторонах своего Я;
- стремление пошутить и повеселиться.
Однако некоторые люди не склонны изменять идентичность и стратегию самопрезентации в зависимости от ситуации общения. К индивидуальным особенностям таких пользователей относятся стремление к лидерству, спонтанность в общении и агрессивность. Люди, обладающие такими особенностями, склонны не адаптироваться к внешним условиям, а изменять ситуацию в соответствии со своими ожиданиями. Склонность к изменению стратегии самопрезентации в интернет-общении положительно коррелирует с низкой ригидностью, тревожностью, индивидуализмом и сильным принятием себя [9; 21].
Фриндте и Келер выделили факторы, оказывающие влияние на само-презентацию и идентификацию в сети: опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного компьютерного общения; присутствие и анонимность аудитории; степень самосознания пользователя (личное самосознание - концентрация человека на своем состоянии и особенностях или публичное - концентрация человека на том, как он выглядит в глазах окружающих); идентификация с социальной группой/категорией пользователей компьютера (социальная идентичность) [9; 16; 21].
Интернет-коммуникация дает пользователям возможность создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, полного редуцирования невербальных проявлений и, в конечном итоге, почти абсолютного управления впечатлением о себе. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей - это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе. Некоторые пользователи представляют такие «факты» относительно себя, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью - виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети; оба эти явления очень широко распространены в Интернете. Кроме того, некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки,
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
а другие признаки намеренно скрывают. Другие предпочитают, чтобы о них не было известно вообще ничего. Феномен существования нескольких сетевых идентичностей был зарегистрирован многими исследователями. Очевидно, что выбор способа самопрезентации в Сети зависит от типа личности [9; 10].
Выше были описаны причины смены идентичности в сети Интернет, факторы, которые влияют на возможность такого «перевоплощения». Однако в рамках данной работы нас больше интересует вопрос того, как смена идентичности в Интернете и особенности самопрезентации в сети могут повлиять на реальную идентичность. Одна из форм такого влияния - включение принадлежности к определенному сетевому сообществу в реальную социальную идентичность. При этом можно предположить, что участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности. Описывались случаи, когда виртуальная самопрезентация позитивно влияла на реальные взаимодействия, например, люди боролись со стеснительностью, повышали коммуникативную компетентность. Иными словами, в настоящее время можно говорить о наличии взаимовлияний между реальной и виртуальной идентичностями [10].
Психологические концепции идентичности
В настоящее время в научной литературе не существует четкого разграничения таких понятий, как «идентичность», «самосознание», «Я-кон-цепция», «Я-образ». Это приводит к тому, что разные авторы трактуют эти понятия в соответствии с собственным пониманием заявленной проблематики. Однако большинство авторов определяют Я-концепцию, а также самосознание, схему Я как представление о себе или как совокупность частных представлений о себе, образов Я, самооценок. Идентичность, или «Я», рассматривается как интегрирующее эти самооценки начало, как некоторый стержень, на который «нанизываются» частные представления о себе, и одновременно - как регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность и согласованность представлений о себе, но и целостность, последовательность поведения [11]. В данной статье понятия «Я» и «идентичность» также рассматриваются как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность личности, а Я-концепция - как осознаваемая часть идентичности.
Первые упоминания идентичности связаны с именем Э. Эриксона [18]. В своей эпигенетической теории развития личности Э. Эриксон использует понятия «групповая идентичность» и «эгоидентичность». С точки зрения эпигенетической теории групповая идентичность формируется
благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в определенную социальную группу и выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью. Она создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. В данной теории эгоидентичность понимается как целостность личности, формирование которой продолжается на протяжении всей жизни человека, проходя ряд стадий. Кроме того, на уровне индивидуального опыта
Э. Эриксон выделил такой элемент идентичности, как чувство идентичности. Чувство идентичности понимается как чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности [1].
Таким образом, понимание идентичности было заложено в рамках психоаналитической теории. Однако исследования и разработка проблемы идентичности были продолжены в рамках когнитивизма и символического интеракционизма. Считается, что положение о наличии двух аспектов идентичности наиболее полно воплотилось в теории социальной идентичности X. Тэджфела и Дж. Тэрнера [1]. Здесь идентичность представляет собой когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая же складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. Идентичность как когнитивная система представляет собой биполярный континуум со следующими полюсами: личностная и социальная идентичности. При этом, в целях приспособления к различным ситуациям Я-концепция регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Дж. Тэрнер развил идею биполярного континуума, введя понятие самокатегоризации - когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Он выделил три уровня самокатегоризации: 1) высший уровень - самокатегоризация себя как человеческого существа; 2) групповая самокатегоризация; 3) личностная самокатегоризация. Эти три уровня определяют человеческую, социальную и личностную идентичность и основаны соответственно на межвидовом, межгрупповом и межличностном сравнении себя с другими. [Антонова, 1996; Тернер Дж, 2003]. Идеи самокатегоризации Дж. Тернера созвучны
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
концепции В. А. Ядова. Он говорил о том, что основной механизм социальной идентификации - это сопоставление/противопоставление взглядов, ценностей, оценок, интересов, моделей поведения своей группы интересам и т.д. враждебной группы [19].
В концепции Г. Брейкуэлл представлено принципиально новое понимание соотношения личностной и социальной идентичности. С точки зрения реальной динамики личностная и социальная идентичности -не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней.
Г. Брейкуэлл выделяет следующие структурные компоненты идентичности.
1. Биологический организм - «сердцевина» идентичности, однако со временем он становится все менее значимой ее частью. Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.
2. Содержательное измерение. Включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность (относится и к социальной, и к личностной идентичности). Предполагается, что содержательное измерение непрерывно во времени. Содержательное измерение расширяется по мере жизни человека. Актуальные содержания идентичности не статичны, как и структурная организация этих содержаний. Одни люди обладают строгой иерархической структурой содержательных элементов идентичности, другие - лишь хаотическим набором отдельных элементов.
3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом, исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также не статичны, они могут меняться в соответствии с изменениями в наличной социальной ситуации. Таким образом, ценности индивида находятся в состоянии изменения.
4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени. Биографическое же время определяется содержательным и ценностным параметрами измерения идентичности, влияя, в свою очередь, на их структурную организацию.
Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Личностная идентичность, по Г. Брейкуэлл, является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю. Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями
социального контекста. Эволюция идентичности человека - это процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности на протяжении всего прошедшего отрезка жизни [1; 20].
Интеграционная модель идентичности для исследований в области интернет-общения
В рамках исследований в области интернет-общения мы столкнулись с разрозненностью взглядов на проблему влияния интернет-коммуникации на человека. Отсутствует теоретическая модель идентичности, которая могла бы успешно применяться в исследованиях Интернета или массовой коммуникации, учитывать специфику данной коммуникации, помочь исследователю выявить «нужные» конструкты. Соотвественно, мы задались целью разработать такую модель идентичности, которая могла бы успешно применяться в исследованиях интернет-общения.
Итак, говоря о структуре идентичности, стоит обратиться к вопросу о соотношении социальной и личностной идентичности. В целом, можно выделить несколько подходов к вопросу соотношения социальной и личностной идентичности:
- выделение личностного и социального аспектов идентичности (Э. Эриксон и др.);
- идентичность - биполярный континуум со следующими полюсами: личностная и социальная идентичности (X. Тэджфел, Дж. Тэрнер и др.);
- многие авторы не выделяют личностного аспекта, а говорят только о социальной идентичности, мотивируя это тем, что идентичность имеет социальную природу (Иванова Н.Л и др.);
- Личностная и социальная идентичности - не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней (Брейкуэлл Г. и др.).
В рамках данной работы мы рассматриваем как аксиому факт, что идентичность имеет социальную природу, поскольку она формируется в процессе социализации, а также поддерживается и видоизменяется в социальной среде. При этом мы предполагаем, вслед за П. Бергером, Т. Лукманом, В. А. Ядовым и другими, что происходит одновременно два процесса: стремление к включению в социум и вместе с тем к выделению из социума как индивидуальности. При этом, отталкиваясь от отечественных теорий развития (в частности, работ Л. С. Выготского), можно предположить, что развитие личностной идентичности зависит от социальной идентичности и происходит путем интериоризации. Иными словами, личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю.
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста. Основываясь на последних работах Белинской Е.П., можно сказать, что в личностной идентичности абсолютизируется уникальность, самотождественность личности, предполагающая стабильность составляющих ее компонентов, а социальная идентичность представляет собой в значительной степени «отклик» социальных взаимодействий и/или влияний на человека [3]. Иными словами, в теоретическом плане можно выделить социальный и личностный аспекты идентичности, при этом нами признается социальная природа идентичности. Социальный аспект представляет собой отражение социальных взаимодействий, а личностный аспект - «внутренне переработанные» представления о себе, чувство непрерывности и уникальности собственного Я.
В рамках данного исследования мы выделяем следующие структурные компоненты идентичности:
- содержательный (когнитивный) компонент;
- ценностно-мотивационный компонент;
- оценочный компонент.
Отметим, что содержательный и оценочный компоненты достаточно часто выделяются современными авторами. Ценностно-мотивационный компонент мы выделили на основе анализа работ Ивановой Н.Л. Социальная идентичность понимается автором как динамическое прижизненное конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное когнитивно-мотивационное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта. Таким образом, социальная идентичность в работах Н.Л. Ивановой представляет собой социально и культурно обусловленный компонент личности, при этом активно преобразуемый. Социальная идентичность позволяет эффективно ориентироваться в социальном окружении и создавать перспективы для саморазвития. При этом она является системой взаимосвязанных конструктов, имеющей различную структуру в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Стоит также обратить внимание на наличие устойчивых связей между компонентами идентичности, которые обеспечивают ее целостность и тождественность самой себе. В структуру идентичности включаются когнитивные и ценностно-мотивационные компоненты. Формирование когнитивного компонента сопровождается актуализацией определенной мотивации, которая поддерживает личность в определенных идентификационных рамках и придает направленность поиску своего места в социальной среде [13; 14].
Разрабатывая интеграционную модель идентичности, которая будет эффективна в исследованиях влияния на личность интернет-коммуникации и, возможно, массовой коммуникации в целом, мы опирались на известные психологические концепции идентичности, современные исследования по данной проблематике и экспериментальные данные об интернет-общении. В рамках данной модели было введено следующее определение идентичности. Идентичность - сложный психологический феномен, который интегрирует совокупность частных представлений о себе, ценностных ориентаций и мотивационных компонентов, обеспечивает целостность и согласованность представлений о себе, включает оценку всех этих представлений и структурных элементов.
В результате анализа современных концепций идентичности мы пришли к выводу о том, что в современной психологической науке выделяются социальный и личностный аспекты идентичности, что крайне «удобно» для экспериментального исследования в области интернет-общения. Кроме того, большинством современных авторов признается социальное происхождение идентичности, поскольку она формируется социальными процессами, а также ими поддерживается и видоизменяется.
Были выделены следующие компоненты идентичности: содержательный (когнитивный), ценностно-мотивационный и оценочный.
Данная модель является теоретической основой дальнейших эмпирических исследований влияния интернет-общения на идентичность личности. Выделение ценностно-мотивационного компонента идентичности может быть полезно при анализе мотивационных аспектов стратегий самопрезентации в сети Интернет.
Библиографический список
1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
2. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. -Самара, 2007. - С. 602-613.
3. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.
4. Белинская Е.П. Кризис идентичности в условиях радикальных социальных изменений // Идентичность и организация в меняющемся мире: Сб. науч. ст. / Отв. редакторы Н.М. Лебедева, Н.Л. Иванова, В.А. Штроо. - М., 2008.
5. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // http://flogiston.df.ru/projects/articles/ strategy.shtml
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
6. Бергер П., Лукман Т. Идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2007. - С. 567-584.
7. Васюков И. Общение - золото и главное полезное ископаемое Интернет // http://flogiston.ru/articles/netpsy/vasukov2.
8. Войскунский А.Е. Исследование Интернета в психологии // http://www. portalus.ru/modules/psychology/rus
9. Гулевич О.А. Психология коммуникации. - М., 2007.
10. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста // http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_ zhichkina.
11. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // http://flogiston.df.ru/projects/articles/refmf.shtml.
12. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния на игровой компьютерной зависимости на личность человека // http://flogiston.ru/ articles/netpsy/gameaddict2.
13. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2003.
14. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: Монография. - М.-Ярославль, 2008.
15. Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб., 2003.
16. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. - С. 40-54.
17. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная, профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М., 2007.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. c англ. - М., 1996.
19. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2007. С. 589-602.
20. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. - L.; N.Y., 1986.
21. Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. - New York, 1995.