Научная статья на тему 'Сравнительный анализ установок студентов по отношению к Интернету'

Сравнительный анализ установок студентов по отношению к Интернету Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
УСТАНОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / SOCIAL MINDSET / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTRONIC INFORMATION TECHNOLOGIES / УСТАНОВКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНТЕРНЕТУ / ATTITUDE TOWARDS THE INTERNET / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / MINDSET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунгурова Нина Львовна

В статье рассматриваются особенности установок современной студенческой аудитории по отношению к Интернету. Представлено теоретическое описание основных функций установок, особенностей их трансформации, приёмов формирования. Эмпирическое исследование проводилось традиционным и сетевым способами с использованием оригинальной методики. Приведены результаты исследования установок современных студентов по отношению к Интернету. Автором дан сравнительный анализ половых различий и различий, связанных с изменением идентичности в социальных сетях. Для большинства респондентов Интернет это место общения, в котором можно достичь социального комфорта, иметь возможность общаться с другими людьми, развивать собственную социальную сеть, достичь чувства спокойствия и безопасности за счёт принадлежности к виртуальной социальной среде. Пользователи демонстрируют увлечённость сетевыми возможностями, длительное времяпрепровождение в Сети. Для многих участников исследования Интернет является средством ухода от реальных дел и обязательств, а для отдельных пользователей средством спасения от одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сунгурова Нина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENTS’ ATTITUDE TOWARDS THE INTERNET

The peculiarities of modern students’ attitude towards the Internet are discussed in this article. The theoretical description of the main functions of mindset, especially their transformation and forming methods, are represented. The empirical study was carried out by means of traditional and network methods with the use of original methodology. This article also describes the results of the study of modern students’ attitude towards the Internet. The author gives a comparative analysis of sex differences and differences related to the change of identity in social networks. For the majority of respondents the Internet is a place of communication where a person can attain social comfort, is able to communicate with others and develop his or her own social network, and to achieve tranquility and a sense of security through living in a virtual social environment. Users are enthusiastic about networking capabilities, and spend a lot of time online. The Internet is a tool used for escaping from reality and commitments by many participants of the study, and is a way to escape from loneliness for some other participants.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ установок студентов по отношению к Интернету»

УДК 159.923:33

сравнительный анализ установок студентов по отношению к интернету12

Сунгурова Нина Львовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются особенности установок современной студенческой аудитории по отношению к Интернету. Представлено теоретическое описание основных функций установок, особенностей их трансформации, приёмов формирования. Эмпирическое исследование проводилось традиционным и сетевым способами с использованием оригинальной методики. Приведены результаты исследования установок современных студентов по отношению к Интернету. Автором дан сравнительный анализ половых различий и различий, связанных с изменением идентичности в социальных сетях. Для большинства респондентов Интернет — это место общения, в котором можно достичь социального комфорта, иметь возможность общаться с другими людьми, развивать собственную социальную сеть, достичь чувства спокойствия и безопасности за счёт принадлежности к виртуальной социальной среде. Пользователи демонстрируют увлечённость сетевыми возможностями, длительное времяпрепровождение в Сети. Для многих участников исследования Интернет является средством ухода от реальных дел и обязательств, а для отдельных пользователей — средством спасения от одиночества.

Ключевые слова: установка, социальная установка, электронные информационные технологии, установка по отношению к Интернету, идентичность.

С переходом к информационному обществу коренным образом изменились привычные представления людей об образе жизни, культуре, системе ценностей, у них появились новые потребности, цели, интересы [3; 5; 10].

Развитие личности в современных условиях глобальной информатизации во многом определяется тем, какая направленность интересов будет лежать в основе её мотивации, какое качественное изменение приобретёт система ценностей и социальных установок, на основе которой будет происходить личностное самоопределение, саморазвитие и самосовершенствование личности и, соответственно, общества в целом [8; 9; 15; 16].

Важной детерминантой, влияющей на процесс личностно-профессионального самоопределения студентов, являются установки. Установки чрезвычайно важны в плане социальной активности молодёжи (соревнование, соперничество или взаимодействие) [1]. Установками задаются особенности выбора и реализации различных стратегий решения задач профессионального развития.

В контексте исследования установок современных студентов по отношению к электронным информационным технологиям мы исходим из понимания общепсихологических механизмов установки и понятия «социальная установка».

Особое значение в психологических исследованиях установки отводилось в школе Д.Н. Узнадзе. Автором отмечалось, что от характера установки зависит успешность деятельности [17].

Установка рассматривается как направленность, склонность, готовность к совершению определённого действия, приводящего к удовлетворению потребности. Она выступает своеобразным звеном между воздействием внешней среды и психической активностью личности. По мнению Д.Н. Узнадзе, установка не находит отражения в виде переживания в сознании субъекта деятельности, не является актом сознания [17].

Но сознание, по Д.Н. Узнадзе, определяет механизм объективации, который отличается от установки. Объективация приводит к становлению субъекта

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-06-10956а «Индивидуально-типологические характеристики личности студентов в информационном пространстве».

2 Организация исследования осуществлена при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект № 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно ориентированного вуза».

деятельности и сознания в их единстве. Осознание окружающей действительности объективно, независимо от потребностей самого субъекта, свидетельствует о его умении руководствоваться логикой объекта. При наличии такой способности человек получает возможность выбора направления своей активности. При этом в качестве воздействующих факторов всегда выступают ценности личности, на которых основывается её активность. Личность действует как субъект воли, становясь выше своих потребностей, подчиняя их себе. Отсюда вытекает ответственность за свои действия, поступки как одна из важнейших характеристик личности [17].

В современной психологической литературе в соответствии с психологической структурой деятельности описываются уровень психофизиологических механизмов установки и уровни целевых, смысловых и операционных установок.

На любом уровне основные функции установок в регуляции деятельности характеризуются особенностями:

1) установкой определяется целенаправленность, устойчивость протекания деятельности, сохранение её направленности в изменяющихся условиях;

2) установка даёт возможность в стандартных повторяющихся ситуациях произвольно контролировать протекание деятельности;

3) фиксированная установка может выступать фактором, который обусловливает инерционность динамики деятельности и затрудняет адаптацию к новым ситуациям [1].

На уровне социального взаимодействия в психологии принято говорить о социальной установке как готовности человека действовать тем или иным образом по отношению к данному конкретному объекту в каких-то конкретных обстоятельствах. Социальная установка выполняет функции общепсихологической установки приспособления, защиты, организации мировоззрения.

В основе развития системы установок лежат эмоциональные и когнитивные связи. В процессе социального взаимодействия, общения установки могут претерпевать преобразования. Изменение становится возможным при формировании отношения к определённой проблеме. Трансформировать установку достаточно сложно, поскольку люди стараются избегать такой информации, которая сможет повлиять на их мировоззренческую позицию, доказать ошибочность их мнения или действия. Известна прямая взаимосвязь между вероятностью трансформации установки и объёмом информации [1].

Большое влияние на установку оказывает её собственная сбалансированность. Человек стремится избегать информации, вызывающей когнитивный диссонанс. Если система установок сбалансирована, то в процессе социального взаимодействия — реального или опосредованного интернет-технологиями — проявляется принцип ассимиляции контрастного действия. В ситуациях, когда чьё-либо мнение человеку близко, происходит объединение позиций (ассимиляция), а когда чьё-либо мнение вызывает у челове-

ка протест — усиление чувства собственной правоты (контраст) [1].

Рассматривая интересующий нас аспект формирования установки, обратим внимание на подход Р. Деринг к медиакоммуникативному поведению. Автор выделяет пять тем: социальная обработка информации; симуляция и имаджинация (воображение); социальная идентичность и деиндивидуализация; культура Сети; язык Интернета. Концепт социальной обработки информации основан на предположении, что люди адаптируют используемые ими информационные средства к своим коммуникативным потребностям. Симуляция и имаджинация связаны с тем фактом, что базирующаяся на тексте коммуникация в Сети позволяет принимать на себя вымышленные социальные роли. Модель социальной идентичности и деиндивидуализации подразумевает, что пользователь принимает контекстуально обусловленную идентичность и предполагает её наличие у партнёра по коммуникации. Если для определённого вида коммуникации важна коллективная идентичность, то партнёры по коммуникации воспринимают себя в первую очередь как членов соответствующей группы. Если же значима индивидуальная идентичность, то партнёры по коммуникации учитывают релевантные для неё признаки [7].

Известно, что формирование необходимой социальной установки личности может осуществляться:

• в кооптации — процессе включения в референтную, значимую группу, которая поддерживает данную установку;

• в ситуации постоянного вовлечения в соответствующую деятельность;

• при многократном получении данной информации [1].

Представляется, что установки личности по отношению к электронным информационным технологиям как социальные установки могут складываться как в реальном общении (обмен мнениями или опытом пользователя), так и под влиянием сетевых сообществ, групп, контактов — в процессе вовлечённости в коммуникативную, игровую, поисковую деятельность в Интернете, при учебной работе с информацией [4; 9; 11-13].

Представим результаты эмпирического исследования особенностей установок студентов по отношению к электронным информационным технологиям. Для изучения специфики установки в аспекте сетевого взаимодействия использовался опросник установок по отношению к Интернету (Р. Дэвис в адаптации Э. Губенко). Опрос проводился традиционным бланковым и сетевым способами. На первом этапе исследования приняли в нём участие 125 студентов московских вузов. Средний возраст этой группы — 21 год. На втором этапе выборку респондентов составили 42 пользователя социальных сетей. Средний возраст этой группы — 23 года. Общий объём выборки — 167 человек.

На рис. 1 представлена общая тенденция по шкалам опросника установок по отношению к Интернету для всей выборки в целом.

Анализ результатов показывает, что средний ранг шкалы «Социальный комфорт» занимает первое место (3,6). Это подтверждает, что для молодёжи Интернет — это место общения, в котором можно достичь социального комфорта, иметь возможность общаться с другими и развивать собственную социальную сеть, а также для достижения чувства спокойствия и безопасности за счёт принадлежности к виртуальной социальной среде, даже несмотря на то, что она виртуальная. На второй позиции — средний ранг шкалы «Сниженный самоконтроль» (2,99), что может свидетельствовать о чрезмерной увлечённости респондентов сетевыми возможностями, о длительном времени нахождения в Интернете. На третьей позиции находится средний ранг шкалы «Отвлечение» (2,15), а на четвёртой — «Одиночество/депрессия» (1,25); поэтому можно сказать, что для многих респондентов Интернет является средством ухо-

да от реальных дел и обязательств, а для отдельных пользователей — средством спасения от одиночества. Математическая обработка с помощью критерия Фридмана выявила статистически значимые различия между шкалами (хг2 = 319,61; р = 0). Забегая вперёд, отметим, что данная тенденция в распределении установок сохраняется, о чём свидетельствует анализ половых различий, а также различий, связанных со спецификой обучения и изменением идентичности в социальных сетях.

Сравнительный анализ результатов исследования по полу выявил следующие интересные тенденции (рис. 2).

Средние ранги по шкалам «Одиночество/депрессия», «Сниженный самоконтроль» и «Отвлечение» в выборке девушек (89 человек) выше, чем в выборке юношей (48 человек). По шкале «Социальный комфорт» наблюдается обратная тенденция. Для юношей

Рис. 2. Средние ранги по выборкам юношей и девушек

fl Vt

ииии

JI и I

Рис. 3. Средние ранги по выборкам студентов разных направлений подготовки

Интернет является в большей мере, чем для девушек, средством общения, социального взаимодействия, профессиональных контактов, поиска и обмена информацией. Для девушек Интернет — средство отвлечения, развлечения, спасения от скуки и чувства одиночества. Однако статистически значимые различия выявлены не были.

Специфика направления профессиональной подготовки студентов тоже может выступать критерием для проведения сравнительного анализа. Целесообразность такого критерия обусловлена спецификой обучения в различных вузах, по различным специальностям [4; 6; 14]. Результаты исследования установок по отношению к Интернету студентов-психологов и студентов-менеджеров представлены на рис. 3.

Из рис. 3 видно, что тенденция по шкалам «Социальный комфорт» и «Одиночество/депрессия» несколько более выражена у студентов-менеджеров (средний ранг — 32,4 и 31,5 соответственно), чем у студентов-психологов (средний ранг — 28,6 и 29,5), по шкале «Сниженный самоконтроль» тенденция меняется несущественно (средний ранг у студентов-психологов — 30,73, у студентов-менеджеров — 30,27, а вот по шкале «Отвлечение» имеется вполне выраженная разница (средние ранги — 35,45 и 25,55), имеющая статистическое подтверждение по критерию Манна — Уитни (и = 301,5, р = 0,028). Студенты-психологи в большей мере используют различные интернет-ресурсы (в том числе и социальные сети) как средство развлечения, досуга, общения. Возможно, проявляется профессиональный интерес к коммуникации в Интернете, компьютерным играм, экспериментированию с идентичностью, изучению виртуальной самопрезентации своих знакомых, а также и незнакомых людей.

Рассмотрим ещё одну сравнительную характеристику установок по отношению к Интернету, связанную с изменением идентичности в социальных сетях. В нашем исследовании принимали участие пользователи с различных блогов и форумов. Общий объём такой выборки составил 42 человека.

Предварительно участникам исследования предлагалось ответить на вопросы анкеты относительно целей использования интернет-ресурсов, куда была включена позиция «Иногда я веду беседу в Интернете от другого пола», которую требовалось оценить. На основании сделанной оценки выборка была разделена на 2 группы. В первую группу респондентов, достаточно часто представляющихся в Интернете лицом противоположного пола, вошли 17 человек, во вторую группу респондентов, не использующих такого вариант самопрезентации, — 25 человек. Возраст респондентов первой группы — от 20 до 34 лет, возраст респондентов второй группы варьируется от 15 до 28 лет. В первой группе 6 юношей и 11 девушек, во второй — 12 юношей и 13 девушек. В дальнейшем будем называть членов первой группы «обычными» пользователями социальных сетей, членов второй — пользователями социальных сетей, представляющимися противоположным полом.

Обратим внимание на то, что в данной выборке порядка 40 % респондентов достаточно часто ведут общение, представляясь лицом противоположного пола. При этом в качестве причин указывают: «ради веселья, забавы», «потому что люблю отыгрывать роли», «чтобы посмотреть реакцию других людей», «просто так мне более комфортно общаться».

Из рис. 4 видно, что по всем шкалам опросника пользователи, представляющиеся лицом противоположного пола, имеют более высокие средние ранги. Они более склонны к социальному комфорту, навязчивым мыслям о происходящем в сетях, увлечённости Интернетом, одиночеству.

Респонденты обеих групп в целом способны контролировать своё время пользования Интернетом, хотя изредка могут возникать некоторые навязчивые мысли о нём. Статистически значимых различий не выявлено.

Для 29 % респондентов первой группы и 20 % респондентов второй группы отвлечение является одним из мотивов использования Интернета. Они могут использовать Интернет, чтобы уйти от неприятных дел, которыми им пришлось бы занимать-

Рис. 4. Средние ранги по выборкам пользователей социальных сетей

ся в реальности. Статистически значимые различия были выявлены только по шкале «Одиночество/депрессия» (критерий Манна — Уитни и = 134, р = 0,04). Более сильное чувство одиночества в реальной жизни склонна испытывать группа пользователей, которая ведёт общение в Интернете от лица противоположного пола.

Интернет предстаёт в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения. Виртуальное пространство предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования. В реальной жизни существуют определённые стереотипы, которые предписывают человеку определённого пола вести себя соответственно этому полу. В виртуальном пространстве он может демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, представившись в Сети лицом противоположного пола [2].

Таким образом, проведённое нами исследование выявляет достаточно устойчивую (можно сказать, типическую), вне зависимости от пола, профессиональной направленности и виртуальной самопрезентации, тенденцию в распределении различных установок по отношению к Интернету в студенческой среде: социальный комфорт — сниженный самоконтроль — отвлечение — одиночество/депрессия. Для большинства молодёжной аудитории Интернет является тем пространством, в котором можно достичь социального комфорта, реализовать потребность в общении с другими людьми и развивать собственную самопрезентацию. В этом пространстве пользователи могут достичь чувства спокойствия и безопасности за счёт принадлежности к виртуальной социальной среде. Наряду с этими характеристиками достаточно сильно выражена склонность к сниженному самоконтролю в Сети, что свидетельствует о наличии навязчивых мыслей об Интернете, неспособности сократить время пользования интер-

нет-ресурсами, чрезмерной увлеченности сетевыми возможностями. Для многих респондентов Интернет является средством ухода от реальных дел и обязательств, а для отдельных пользователей — средством спасения от одиночества.

Степень выраженности отдельной установки по отношению к Интернету проявляется в сравнительной анализе индивидуальных характеристик, связанных с полом, с направлением профессиональной подготовки, с виртуальной идентичностью участников социальных сетей.

ССЫЛКИ

[1]. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. — Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 1999.— 309 с.

[2]. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2001.— 199 с.

[3]. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В., Хворова Е.М. Личностные особенности студентов в сетевом взаимодействии // Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda» — Supplement 1 to Vol. 36, Volume VI (66): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the Context of Integration into the European Educational Space.» — Kiev: Gnosis, 2015. — С. 588-598.

[4]. Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические особенности информационного взаимодействия студентов разных профессиональных направлений // Акмеология. 2016. № 2(58). — С. 54-59.

[5]. Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Психологические особенности конструирования студентами образа «Я» в информационном сетевом взаимодействии // Акмеология. 2012. № 3. Спецвыпуск. — С. 219-228.

[6]. Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Психологическая эффективность информационного взаимодействия

студентов в образовательном пространстве // Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda»- Supplement 1 to Vol. 5, Volume IV (55): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European education space». — Kiev: Gnosis, 2014. — P. 184-191.

[7]. Винтеркофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. — Харьков: Гуманитарный центр. 2007. — С. 134-135.

[8]. Подымова Л.С., Сунгурова Н.Л., Суховершина Ю.В. Личность в инновационной образовательной среде: Монография / Под ред. Л.С. Подымовой — М.: МОСА, 2010.— 127 с.

[9]. Сунгурова Н.Л. Социально-психологические особенности сетевого взаимодействия студентов в информационно-образовательном пространстве // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. — Ульяновск: SIMJET, 2013. — С. 425-430.

[10]. Сунгурова Н.Л. Психолого-акмеологические аспекты обеспечения информационной безопасности личности // Акмеология. 2013. № 1. Спецвыпуск. — С. 236-237.

[11]. Сунгурова Н.Л. Виртуальная самопрезентация личности: гендерный аспект // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография / Под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. — М.: Изд-во РУДН, 2015. — С. 316-329.

[12]. Сунгурова Н.Л. Индивидуально-личностные особенности студентов в информационно-психологическом пространстве // Акмеология. 2014. № 4(52). — С. 258-262.

[13]. Сунгурова Н.Л. Личностно-типологические особенности студентов в компьютерно-опосредованной коммуникации // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире. Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 23-24 апреля 2015 г. — М: Изд-во РУДН, 2015. — С. 294-299.

[14]. Сунгурова Н.Л. Психологическая готовность студентов к информационно-компьютерной деятельности как основа информационной культуры личности // Акмеология. 2012. № 3. Спецвыпуск. — С. 285-289.

[15]. Сунгурова Н.Л. Психолого-акмеологическое сопровождение информационно-компьютерной деятельности будущего специалиста // Акмеология. 2012. Спецвыпуск. — С. 100-101.

[16]. Sungurova N., Karabuschenko N. Psychological Features of the Interaction of Students in Information Educational Space // EUROPEAN HUMANITIES STUDIES: State and Society / EUROPEJSKIE STUDIA HUMANISTYCZNE: Panstwo i Spoleczenstwo. 2014-2015. No.1. — P. 170-180.

[17]. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд-во АН Гр.ССР, 1961.— 190 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENTS' ATTITUDE TOWARDS THE INTERNET

Nina L. Sungurova, Candidate of Psychological Studies, Associate Professor of the Department

of Psychology and Education, Peoples' Friendship

University of Russia; 10—2, ul. Miklukho-Maklaya, Moscow, 117198 Russia, e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The peculiarities of modern students' attitude towards the Internet are discussed in this article. The theoretical description of the main functions of mindset, especially their transformation and forming methods, are represented. The empirical study was carried out by means of traditional and network methods with the use of original methodology. This article also describes the results of the study of modern students' attitude towards the Internet. The author gives a comparative analysis of sex differences and differences related to the change of identity in social networks. For the majority of respondents the Internet is a place of communication where a person can attain social comfort, is able to communicate with others and develop his or her own social network, and to achieve tran-quility and a sense of security through living in a virtual social environment. Users are enthusiastic about networking capabilities, and spend a lot of time online. The Internet is a tool used for escaping from reality and commitments by many participants of the study, and is a way to escape from loneliness for some other participants.

Key words: mindset, social mindset, electronic information technologies, attitude towards the Internet, identity.

REFERENCES

[1]. Devjatkin A.A. Javlenie social'noj ustanovki v psi-hologii XX veka [The phenomenon of social settings in the psychology of XX century]. Kaliningrad, Kaliningradskij uni-versitet, 1999.— 309 s.

[2]. Zhichkina A.E. Vzaimosvjaz' identichnosti i pov-edenija v Internete pol'zovatelej junosheskogo vozrasta [Interrelation of identity and behavior in Internet of youthful age users] / Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk.. Moscow, 2001.— 199 s.

[3]. Ivashhenko A.V, Karabushhenko N.B., Sungurova N.L., Pilishvili T.S., Chhikvadze T.V., HvorovaE.M. Lichnost-nye osobennosti studentov v setevom vzaimodejstvii [Students' personality characteristics in networking interaction] // [Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda] — Supplement 1 to Vol. 36, Volume VI (66): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European educational space.» Kiev, Gnosis, 2015. — S. 588-598.

[4]. Ivashhenko A.V., Sungurova N.L., Karabushhenko N.B. Psihologicheskie osobennosti informacionnogo vzaimode-jstvija studentov raznyh professional'nyh napravlenij [Psychological features of informational interaction of students of different professions]// Akmeologija [Acmeology]. 2016. № 2 (58). S. 54-59.

[5]. Karabushhenko N.B., Sungurova N.L. Psihologicheskie osobennosti konstruirovanija studentami obraza «Ja» v informacionnom setevom vzaimodejstvii [Psychological features of designing the students of the self-image in informa-

tion networking] // Akmeologija [Acmeology]. 2012. № 3. — S .219-228.

[6]. Karabushhenko N.B., Sungurova N.L. Psihologiches-kaja jeffektivnost' informacionnogo vzaimodejstvija studentov v obrazovatel'nom prostranstve [The psychological effectiveness of information interaction of students in the educational space]// [Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnit-sky Pedagogical University by H.Skovoroda]- Supplement 1 to Vol.5, Volume IV (55): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European education space». Ukraine, Kiev, Gnosis, 2014. — S. 184-191

[7]. Peter Vinterkoff-Shpurk. Mediapsihologija. Osnovnye principy [Media psychology. The basic principles]. Kharkiv, Gumanitarnyj centr. 2007. — S. 134-135.

[8]. PodymovaL.S., SungurovaN.L., Suhovershina Ju.V. Lichnost' v innovacionnoj obrazovatel'noj srede [The personality in the innovative educational environment] // Pod red. L.S. Podymovoj: monografija. Moscow, MOSA, 2010.— 127 s.

[9]. Sungurova N.L. Social'no-psihologicheskie oso-bennosti setevogo vzaimodejstvija studentov v informacion-no-obrazovatel'nom prostranstve [Social and psychological features of network interaction of the students in the information-educational space]// Kategorija «social'nogo» v sovremen-noj pedagogike i psihologii. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. Red-kollegija sbornika: A.N. Jarygin, A.A. Korostelev, O.I. Donina i dr. Ul'janovsk: SIMJET, 2013. — S. 425-430.

[10]. Sungurova N.L. Psihologo-akmeologicheskie as-pekty obespechenija informacionnoj bezopasnosti lichnosti [Psychological and akmeological aspects of ensuring information security of the personality] // Akmeologija [Acmeology]. 2013. № 1. — S. 236-237.

[11]. Sungurova N.L. Virtual'naja samoprezentacija lichnosti: gendernyj aspekt [Virtual of personality self-presentation: gender aspect] // Psihologija i pedagogika XXI veka: te-

orija, praktika i perspektivy: monografija / pod obshh.red. N.B. Karabushhenko, N.L. Sungurovoj. Moscow, RUDN, 2015. — S. 316-329.

[12]. Sungurova N.L. Individual'no-lichnostnye osoben-nosti studentov v informacionno-psihologicheskom prostranstve [Individually-personality features of students in information-psychological space]// Akmeologija [Acmeology]. 2014. № 4 (52). — S. 258-262

[13]. Sungurova N.L. Lichnostno-tipologicheskie oso-bennosti studentov v komp'juterno-oposredovannoj kommu-nikacii [Personality-typological features of students in computer-mediated communication] // Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki v sovremennom mire. Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Moscow, RUDN, 23-24 aprelja 2015. Moscow, RUDN, 2015. — S. 294-299.

[14]. Sungurova N.L. Psihologicheskaja gotovnost' studentov k informacionno-komp'juternoj dejatel'nosti kak osno-va informacionnoj kul'tury lichnosti [Psychological readiness of students to information and computer activities as the basis of the information culture personality]// Akmeologija [Acmeology]. 2012. № 3 (special'nyj vypusk). — S. 285-289.

[15]. Sungurova N.L. Psihologo-akmeologicheskoe so-provozhdenie informacionno-komp'juternoj dejatel'nosti bu-dushhego specialista [Psychological and acmeological support of information-computer activity in future specialist]// Akmeologija [Acmeology]. 2012. Specvypusk. — S.100-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16]. Sungurova N., Karabuschenko N. Psychological Features of the Interaction of Students in Information Educational Space// EUROPEAN HUMANITIES STUDIES: State and Society/ EUROPEJSKIE STUDIA HUMANISTYCZNE: Panstwo i Spoleczenstwo. 2014-2015. No 1. pp. 170-180.

[17]. Uznadze D.N. Jeksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki [Experimental basis of psychology of setting]. Tbilisi, 1961.— 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.