Научная статья на тему 'О проблеме исследования идентичности в зарубежной психологии'

О проблеме исследования идентичности в зарубежной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1326
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ондар А. А.

В последние десятилетия возросло число публикаций, посвященных проблеме идентичности. Идентичность есть интеграция всех характеристик человека в уникальную структуру, сохраняющуюся и развивающуюся на протяжении всей жизни, в соответствии с изменениями социального контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Last decades the number of the publications devoted to a problem of identity has increased. Identity is integration of all characteristics of the person into the unique structure remaining and developing throughout all life, according to changes of a social context.

Текст научной работы на тему «О проблеме исследования идентичности в зарубежной психологии»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

АЛ. Ондар

О ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В последние десятилетия возросло число публикаций, посвященных проблеме идентичности. Идентичность есть интеграция всех характеристик человека в уникальную структуру сохраняющуюся и развивающуюся на протяжении всей жизни, в соответствии с изменениями социального контекста.

Last decades the number of the publications devoted to a problem of identity has increased. Identity is integration of all characteristics of the person into the unique structure remaining and developing throughout all life, according to changes of a social context.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной литературе резко возросло число публикаций, посвященных проблеме идентичности. Анализ литературы показывает, что разработка данной проблемы не ограничивается исследованиями только одной области науки, а является следствием междисциплинарного научного поиска.

Феномен идентичности, начиная с 3. Фрейда, который ввел термин "идентификация", изучают сторонники психоаналитического направления (Э. Эриксон, Д. Марсиа, А. Ватерман), представители когнитивной психологии (Брейкуэлл, Г. Теджфел, Дж. Тернер), исследователи символического интеракционизма (Дж. Мид, И. Гоффман, Р. Фогельсон), гуманистическая психология (Э. Фромм).

Статус самостоятельной научной категории "идентичность" получила в работах выдающегося американского психолога Э. Эриксона ("Детство и общество", "Молодой Лютер", "Идентичность: юность и кризис"). Он понимал идентичность в целом, как процесс "организации жизненного опыта в индивидуальное Я" [1]. Э. Эриксон считал, что основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова. Процесс становления и развития идентичности "оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом" [1].

Э. Эриксон определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. То есть человеку необходимо постоянно ощущать себя, осознавать свое существование. В этом ему помогают "значимые другие", признающие его тождество. Таким образом, идентичность переживается как чувство тождественности и

непрерывности собственной личности при восприятии другими людьми.

Развитие идентичности проходит ряд стадий и сопровождается кризисами (периодами, когда возникает конфликт между сложившейся конфигурацией элементов идентичности с определенным способом внедрения себя в окружающий мир). С точки зрения Э. Эриксона, формирование идентичности продолжается всю жизнь человека и состоит из значимых идентификаций, которые образуют определенные конфигурации. Конфигурация идентичности находится под влиянием двух процессов: с одной стороны, человеку требуется сохранять и поддерживать чувство идентичности (например, потеря идентичности может привести к депрессии и самоубийству). С другой стороны, постоянные социальные изменения, смена значимых других, требуют постоянных изменений в структуре идентичности человека. Идентичность - это показатель зрелой личности, истоки формирования которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.

Э. Эриксон отмечает, что необходимо различать элементы идентичности (чувство личностного тождества и исторической непрерывности, сознательное чувство идентичности); содержание идентичности (конституционные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации, постоянные роли); уровни идентичности (индивидный - результат осознания человеком собственной временной протяженности; личностный - ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающую некоторую тождественность самому себе; и социальный - личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность

человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами). Основными факторами идентичности Э. Эриксон считает ощущение тождества самому себе и непрерывность своего существования во времени и пространстве. Таким образом, понятие идентичности Эриксон соотносит с понятием непрекращающегося развития "Я".

Последователи Э. Эриксона предприняли попытки выделения структурных компонентов идентичности. В частности Д. Марсиа (психоаналитический подход) была предложена "статусная модель идентичности", основаниями для которой служат два параметра:

1. наличие или отсутствие кризиса - состояние поиска идентичности;

2. наличие или отсутствие единиц идентичности - целей, ценностей, убеждений.

В соответствии с этим, им выделены четыре статуса идентичности:

1) Достигнутая идентичность - возникает у человека, который прошел период кризиса и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений.

2) Мораторий. Этот термин используется Дж. Марсиа по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить.

3) Преждевременная идентичность - характерна для человека, который никогда не переживал кризиса идентичности и сформировал ее на основе идентификации со значимыми людьми.

4) Диффузия идентичности. Это состояние характерно для людей, не имеющих сформированных ценностей и убеждений. При отсутствии ясного чувства идентичности данные люди переживают целый ряд негативных состояний (отчужденность, злоба, беспомощность).

Дж. Марсиа подчеркивает, что идентичность человека развивается в течение всей жизни двумя путями: с помощью постепенного осознания некоторых сведений о себе и с помощью самостоятельного принятия личностно значимых решений. Первый путь ведет к формированию предрешенной, второй - к развитию зрелой идентичности.

В работах А. Ватермана (психоаналитический подход) в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект идентичности. Он выдвинул идею о том, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, которое включает выбор целей, ценностей и убеждений, которыми он руководствуется в жизни. Цели, ценности и убеждения являются элементами идентичности. Они могут меняться в период кризиса и являются основанием для определения жизненной

направленности. Идентичность рассматривается с динамической и содержательной сторон. Наиболее значимыми для формирования идентичности являются профессиональная сфера, сфера религиозно-моральных убеждений; политическая; сфера принятия социальных ролей.

Итак, с точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой некую структуру, объединяющую индивидуальные, личностные и социальные характеристики (конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, успешные сублимации, постоянные роли) и переживается субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова. Главными компонентами идентичности являются цели, ценности, убеждения.

В теориях когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Теджфел, Дж. Тернер) идентичность, или "Я-концепция", представляется как когнитивная система, регулирующая поведение. Она включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность.

Личностная идентичность объясняется как набор черт, индивидуальных характеристик, отличающихся определенным постоянством или преемственностью во времени и пространстве, позволяющих дифференцировать данного индивида от других людей. Идентификация - процесс, ведущий к формированию идентичности, важным механизмом которого является эмоциональное принятие значимого другого.

Г. Теджфел рассматривает социальную идентичность как "часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству". Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид и группа стремятся самоопределиться, обособиться от других, утвердить свою автономность.

По мнению Г. Теджфела, личностная и социальная идентичность представляют собой два полюса единого биполярного континуума. На одном полюсе - поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью, на другом - полностью личностной. Социальная и личностная идентичность являются равнозначными структурами. Г. Теджфел считает, что достижение идентичности в целом возможно как посредством актуализации личностной идентичности, так и через формирование социальной идентичности. В целях приспособления к различным ситуациям Я-концепция регулирует поведение

человека, делая более выраженным осознание либо социального, либо личностного аспектов. Один и тот же человек будет действовать как личность при актуализации личностной идентичности, и как член социальной группы - при актуализации социальной идентичности.

Дж. Тернер развил идею биполярного континуума, для этого введя понятие самокатегоризации (когнитивное группирование с классом идентичных объектов). Тернер выделяет три уровня самокатегоризации: самокатегоризацию себя как человеческого существа ("человеческая" идентичность), групповую самокатегоризацию (социальная идентичность) и личностную (личностная идентичность). При этом социальная самокатегоризация рассматривается как более высокий уровень по сравнению с личностной [2].

Необходимо отметить, что с позиции личностной идентичности, человек не видит сходства между группами, не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы. При возрастании выраженности групповой самокатегоризации, происходит деперсонализация (человек перестает воспринимать себя уникальным).

Теории Г. Теджфела и Дж. Тернера представляют собой попытку преодоления дихотомии личностного и социального начал в человеке: социальную идентичность они рассматривают как более высокий уровень по сравнению с личностной. На наш взгляд, личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю.

В работе Г. Брейкуэлл подчеркивается социальное происхождение идентичности, вторичный характер личности по отношению к социальной. Г. Брейкуэлл представляет социальную и личностную идентичности как разные точки в процессе развития социальной идентичности. Автор выделяет следующие структурные компоненты идентичности:

1. Биологический организм. Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.

2. Содержательное измерение: те характеристики, которые индивид использует для самоописания, затрагивающего его уникальность. Данные характеристики относятся, как к социальной (групповое членство), так и личностной (ценности, мотивы) идентичности. Содержательное измерение сводит воедино характеристики, относящиеся к личностной и социальной идентичности (у одних выстроена четкая иерархия, у других - хаотический набор).

3. Ценностное измерение: ценности индивида

изменчивы, в зависимости от условий социальной ситуации. Элементы содержательного измерения могут оцениваться индивидом как положительно, так и отрицательно, исходя из его багажа ценностей.

4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени. Биологическое время определяется содержательным и ценностным параметрами измерения идентичности.

Д ля гуманистически ориентированных концепций характерно противопоставление личностной и социальной идентичности. Эрих Фромм пишет: "Кризис идентичности - это кризис современного общества, вызванный тем фактом, что члены его стали безликими инструментами, чувство идентичности которых зиждется на участии в деятельности корпораций или иных гигантских бюрократических организаций [3]. Э. Фромм подчеркивает, что человек в силу его одиночества, экзистенциональной раздвоенности (осознание своей изолированности, с одной стороны - и потребность в эмоциональных связях с миром, с другой), свойственно стремление к установлению единства с самим собой и природным и социальным миром вокруг себя. Существуют два пути установления этой связи: "Он может любить других людей - для этого он должен сам быть независимой и творческой личностью, или он может установить некие симбиозные связи, стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я" [3]. Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей социальной организацией и забывает про то, что он личность. Таким образом, человек перестает быть личностью и превращается в некое "оно" [3].

Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма прежде всего связано с именем Д. Мида. Идентичность в работах Д. Мида - это способность к целостному восприятию себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, а их связи между собой и целым".

Д. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Развитие идентичности идет по направлению от неосознаваемой к осознаваемой. Неосознаваемая идентичность - это "принятый индивидом комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой человек принадлежит"[4]. Так, неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. "Наличие осознаваемой

идентичности обозначает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действия и начинает думать о цели и тактике своего поведения" [4]. Поэтому, переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии.

Отметим, что соотношение между социальной и личностной идентичностью Дж. Мид решает через ее разделение на аспекты "I" и "Ме". "I" - это уникальность человека, его индивидуальность. 'Ме" - это видимая часть личности, то что видят другие. Эти аспекты тесно взаимосвязаны. С точки зрения Мида, идентичность возникает только при условии наличия социальной среды, только при взаимодействии одного человека с другими. При этом важную роль играет наличие "другого". Обобщенный другой - "это социальные нормы и ценности общества, которые значимы в определенных ситуациях. Можно сказать, что общество есть всеобъемлющий обобщенный другой "[5].

С точки зрения автора, человек может познать себя только путем активного взаимодействия с социальным миром. Таким образом, Мид подчеркивает первичность социальной идентичности по отношению к личностной.

Идею типов идентичности развил И. Гоффман, выделивший три типа идентичности:

1. Социальная идентичность. Это типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит. Используя понятие "знак", которое он понимает как любой признак человека, который может быть использован в коммуникативной ситуации для выделения человеком каких-либо своих качеств. Гоффман делит данный тип идентичности на актуальную идентичность (типизация личности на основании очевидных атрибутов) и виртуальную (типизация на основе предполагаемых атрибутов личности)

2. Личностная идентичность. Это индивидуальные черты человека. Представляют собой комбинацию биологического и исторического в индивиде (так, биологической уникальностью человека будут его отпечатки пальцев, а историческим - комбинация фактов и дат его жизни).

3. Я-идентичность. Это "субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. Личная идентичность также является социальным феноменом. Восприятие личной идентичности индивидуума происходит при условии, что информация о фактах его жизни известна партнеру по взаимодействию".

С точки зрения И. Гоффмана, человек в

состоянии оказать влияние на информацию, которую о нем получают другие (политика идентичности). Для этого могут быть использованы различные техники: "техники избегания" направлены на то, чтобы принять меры изоляции от человека, который мог бы открыть нежелательные знаки. "Техники компенсаций" - включают в себя меры, с помощью которых информация о себе искажается или фальсифицируется. Возможны также техники "деидентификации", которые изменяют интерпретацию признаков виртуальной идентичности в желаемом направлении"[4].

Представлениям Гоффмана близка модель "борьбы идентичностей" Р. Фогельсона (символический интеракционизм). Он выделяет четыре компонента идентичности:

1. Реальная идентичность. Это осознание индивидом самого себя в данный момент времени.

2. Идеальная идентичность. Это идеал, то каким бы человек хотел себя видеть.

3. Негативная идентичность. Это та идентичность, которой он избегает. Иногда этой идентичностью могут наделяться представители маргинальных групп.

4. Предъявляемая идентичность. Это то, что человек транслирует другим людям. Своего рода набор образов, который призван воздействовать на основу идентичности индивида другими людьми.

Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помощью "работы идентичности" [4].

Таким образом, в рамках символического интеракционизма выявлена структурная биполярность идентичности: наличие неповторимых свойств человека ("I" Мида, личностная идентичность Гоффмана) и ориентированность на окружение ("те" Мида, социальная идентичность Гоффмана). Большая роль в формировании идентичности отводится рефлексии, мышлению, осмыслению результатов взаимодействия.

Итак, идентичность может рассматриваться и как свойство личности оставаться собой в изменяющемся мире, в результате осознания своей индивидуальности, и, как результат отождествления индивида с группой на основе принятия ее ценностей социальных установок, ролей.

В изученной нами литературе нет однозначного подхода к определению понятия "идентичность", что свидетельствует о сложности данного феномена. На наш взгляд, понятие "идентичность" можно определить как интеграцию всех характеристик человека в уникальную структуру, сохраняющуюся и развивающуюся на протяжении всей жизни, в соответствии с изменениями социального контекста.

В результате многочисленных исследований были обоснованы различные виды идентичности: социальная идентичность (отождествление себя с социальной позицией или статусом), национально-культурная идентичность (отождествление себя с культурной традицией), этническая идентичность (отождествление себя с определенной этнической

1. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996, 421 с.

2. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - 672 с.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

4. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в

группой), групповая идентичность (отождествление себя с той или иной общностью или группой). В научной литературе также используется термин "психосоциальная идентичность", интегрирующий различные аспекты индивидуальной самоидентификации.

зарубежной социальной психологии. - М., 1995. - с. 15-16.

5. Абель с X. Инт ер акция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб., 2000.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. - М., 1996. - 342 с.

JI. М. Ондар

О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматриваются подходы и направления в изучении этнической идентичности личности. Представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности двух групп тувинских старшеклассников -проживающих в городе и проживающих в селе. Выявлена зависимость выраженности этнической идентичности от места проживания: этническая идентичность городских старшеклассников оказалось более сформированной по сравнению с сельскими.

In article touches upon approaches and directions in studying of ethnic identity of the person. Presented the results of empirical research of ethnic identity of two groups of the tuvan senior pupils - living in a city and living in village. Dependence of expressiveness of ethnic identity on a residing place is revealed: ethnic identity of city senior pupils it has appeared more generated in comparison with rural.

В последние годы в отечественный научный оборот вошел термин «этническая идентичность». По мнению психологов, этническая идентичность личности - это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, относящаяся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [1].

Важность этнической идентичности для гармоничного развития личности отмечается как зарубежными (Э. Эриксон, Дж. Финни), так и отечественными исследователями (Т.Г. Стефаненко, И.И. Кауненко, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова). Исследования А.В. Сухарева показали, что потеря индивидами этнической идентичности влияет на их психическое, психосоматическое здоровье, популяционную и с оц и а ль но-психологическую адаптацию (А.В. Сухарев, 1996, 1998). Особенно часты психические нарушения у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции и у потомков межнациональных браков, когда у человека не сформирована ясная и позитивная идентичность.

Позитивная этническая идентичность дает ощущение психологической безопасности и стабильности, способствует развитию

индивидуальности человека, обеспечивает уважение не только к самому себе, но и к другим людям, в том числе представителям разных национальностей [2; 3; 4]. В исследованиях эмпирически показано, что основой толерантного отношения к людям является позитивная этническая идентичность, когда позитивный образ своей этнической группы сосуществует с позитивным отношением к другим этническим группам (Н.М. Лебедева, 1999). Негативная же этническая идентичность приводит к усилению межэтнической напряженности.

Актуальность исследований феномена этнической идентичности усиливается в связи с участившимися в последнее время по всему миру, в том числе в России, конфликтами и убийствами на национальной почве, усилением националистических настроений в обществе, появлением мощных экстремистских молодежных организаций.

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии исследованы специфические особенности этнической идентичности (З.В. Сикевич); описаны ее структура (Л.М. Дробижева; В.Ю. Хотинец; Т.Г. Стефаненко; О.Н Юденко); типы (Ю.В. Арутюнян; Г.У. Солдатова), выделены стадии ее формирования (В.Ю.Хотинец; И.АСнежкова;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.