УДК 316.6 ББК Ч 426-268.4
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.05
Главатских Марианна Михайловна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и конфликтологии, Удмуртский государственный университет; 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6; e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идентичность; социальное развитие; зрелость личности; виртуальное образовательное пространство.
АННОТАЦИЯ. Анализируются особенности коммуникации в виртуальной образовательной среде. Обосновывается феномен компенсаторной идентичности как частный вид психологической идентичности. Констатируется необходимость изучения влияния виртуальной образовательной среды на развитие идентичности личности.
Glavatsky Marianna Mikhailovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of Social Psychology and Conflictology, Udmurt State University, Izhevsk, Russia.
INFLUENCE OF VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF PERSONAL IDENTITY: BASIS OF THE RESEARCH
KEY WORDS: identity; social development; maturity of personality; virtual educational environment.
ABSTRACT: Peculiarities of communication in virtual educational environment are studied. The phenomenon of compensatory identity as a particular type of psychological identity is described. The necessity of the study of virtual educational environment influence on the development of personal identity is stated.
М
ожно отметить, что изучение проблем влияния новых информационных технологий на социальное развитие личности только начинается, но к настоящему времени в работах Е. П. Белинской (3, с. 8), С. В. Бондаренко (2), Т. А. Наумова (6), В. С. Собкин, М. В. Хлебникова (7) представлены результаты влияния виртуального пространства на личность. Эти данные позволяют говорить о том, что освоение виртуального пространства, в том числе и образовательной среды, вносит свою специфику в протекание процессов социализации личности, конструирование образа социального мира, образа «Я», развитие личной и социальной идентичности.
Сопоставление понятий социализации и виртуальной образовательной среды позволяет выделить социализирующую функцию виртуальной образовательной среды и рассматривать её как предоставляющую возможность личности, с одной стороны, усваивать знания о социальном мире и, с другой стороны, воспроизводить эти знания в учебной и профессиональной деятельности. Но она имеет свои особенности (2) -это особенности коммуникации в виртуальном образовательном пространстве, соответствующие особенностям коммуникации в других виртуальных пространствах, - дис-танцированность и гибкость.
Гибкость коммуникации в виртуальной среде задается социальной неопределенностью: слабой регламентированностью, неустойчивостью ситуации, относительной недостаточностью коммуникации, немногие
социальные правила управляют поведением личности.
Дистанцированность - «невидимость» субъектов взаимодействия, практически отсутствует социальный контекст, возникают сложности с взаимопониманием субъектов. Дистанцированность обуславливает большее чувство личной безопасности, чем при непосредственном межличностном взаимодействии. Исследования (Цит. по 3) показывают, что люди более свободны в самовыражении, чем в непосредственном межличностном общении.
Эти особенности являются необходимым условием существования в виртуальной среде для решения задачи самоопределения. Самоопределение как один из аспектов личной идентичности в данных условиях осуществляется путем определения ценностных ориентиров своей деятельности, формирования себя как активного субъекта, высоким уровнем саморегуляции и самоконтроля - все это позволит стать субъектом виртуального образовательного пространства.
Интеграцию внешних условий и внутренних процессов отражает понятие «идентичность» - многомерный интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность. Понятие идентичности, вслед за Э. Эриксоном, рассматривается в литературе как результат развития личности и ее активного взаимодействия с социальным миром в двух аспектах - личной и социальной идентичности. Личная,
© Главатских М. М., 2013
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 33
СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
или персональная, идентичность создает возможности ощущения уникальности и самоотождественности личности, она стабильна и формируется благодаря мотиву самопознания. Дж. Марсиа (3) определяет идентичность как динамическую структуру, показателями которой считает:
1) субъективную открытость или закрытость альтернативам, присутствие или отсутствие процесса исследования альтернатив личностью, активность в плане восприятия и поиска альтернатив;
2) наличие или отсутствие выбора альтернатив, активность в плане действия.
Проблема социальной идентичности представлена в теориях социальной идентичности А. Тешфела и самокатегоризации Дж. Тернера. В основе социальной идентичности лежит механизм социального сравнения, утверждения себя в социальной общности путем принятия отраженных оценок «других» (8). Социальная идентичность может выступать и как фактор, снижающий активность личности. Опора на теорию социальной идентичности А. Тешфела, а именно на понимание деиндивидуализации, позволяет утверждать, что восприятие себя через «Мы» может формировать пассивное и зависимое поведение, приводить к потере самоконтроля, снижению атрибутов субъекта образовательного процесса и активизации ролевого поведения (5).
Рассмотрение социальной и психологической идентичности как целостного процесса необходимо в аспекте личностного развития в разные возрастные периоды. Подростковый и юношеский возраст считаются наиболее активными в формировании Я-концепции и идентичности. Но есть в каждом из них свои особенности, детерминирующие мотивы участия в виртуальных пространствах. В подростковом возрасте на первый план выходит социальная идентичность, цель которой - принадлежность к социальной группе, самоуважение, самоутверждение в своей группе путем её социального сравнения с иногруппой. В виртуальном пространстве подростки стремятся достичь прежде всего положительной социальной идентичности - через престижность самого этого вида активности (1). В юношеском возрасте происходит сдвиг от потребности к самоуважению к поиску смысла, самопознанию, стремлению действительно найти свою группу. Именно в этом возрасте особенности виртуальной образовательной среды будут способствовать развитию активности, стимулировать выбор альтернатив. Множественность «Я»-структур принуждает человека к большей активности в конструировании своего «Я», что является
сформированной личной идентичностью.
В социальной психологии выделяются показатели идентичности: множествен-
ность «Я»-структур, потенциальность само-идентификационных характеристик, их изменение в социальных ситуациях. Эти показатели, в отличие от реального процесса развития идентичности личности, в виртуальном пространстве будут выражены в большей степени. Субъект виртуального образовательного процесса более свободен, рассматривается как управляющий социальной ситуацией и поэтому отличается множественной моделью конструирования идентичности (3).
Относительно виртуального образовательного пространства в первую очередь возможна подмена подлинной идентичности на нормативную идентичность, носящую компенсаторный характер. Цель формирования такой социальной идентичности - произвести впечатление на окружающих путем соответствия предъявляемым нормам без подлинного осмысления полученных знаний. В этом случае не будет сформирована система представлений о мире, но закрепляются личностные качества - ригидность, нормативность, тревожность, низкая самооценка, консерватизм. Подобные выводы представлены и в работе К. Янг (9). Сформированная идентичность возникает только путем получения знаний и опыта как самоценного стремления. Опираясь на понятие идентичности Э. Эриксона, можно заключить, что развитие самосознания юношей и девушек проходит путем опробования себя в различных ролях, источником в данном случае служит активность самой личности, её стремление к самореализации и самовыражению. Вопрос формирования такой идентичности в образовательной среде - это вопрос формирования познавательной мотивации в отличие от коммуникативной или подтверждающей собственное «Я» мотиваций. Вопрос формирования подлинной идентичности в образовательной среде необходимо рассматривать наряду с формированием мотивационно-потребностной сферы личности.
Расхождение реальной и виртуальной идентичности может создать трудности в переносе полученных знаний в практические ситуации реальной жизни. Вопросы особенностей идентичности в регуляции двух видов активности: активность личности в плане поиска альтернатив, активность в плане выбора альтернатив и действия - до сих пор в науке не решены. В связи с удаленностью и сложностью обратной связи виртуального пространства без практической реализации принятых и включенных в
образ социального мира знаний они могут остаться лишь знаниями.
Изучение взаимозависимости виртуальных пространств и развития идентичности может обогатить оба этих феномена. Виртуальные пространства как специфические внешние условия могут помочь раскрыть механизмы развития идентичности. Знания об особенностях идентичности пользователей виртуальных образовательных пространств увеличат эффективность их функций. Рассмотрение проблемы идентичности с опорой на социальное познание личностью социальной реальности и смысловые структуры позволит наиболее полно изучить влияние виртуальных пространств на специфику построения «Я» личностью, на интеграцию внешних условий и внутренних процессов. Вопрос интеграции конструирования социальной реальности и са-моконструирования наименее изучен в современных исследованиях. Изучать социальную и психологическую идентичности как когнитивные процессы конструирования социальной реальности необходимо в
аспекте личностного развития в разные возрастные периоды.
В качестве традиционных методов исследования социального познания применяются идеографические техники, такие как шкалирование, репертуарные решетки Дж. Келли или семантический дифференциал. Возможности применения и анализа полученных с их помощью результатов представлены в работах В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелева, Н. И. Леонова, М. М. Глават-ских (4) и др. В качестве оцениваемых объектов могут выступать конструкты: «Я», «Идеальное Я», «Я в Интернете», «Я как пользователь виртуального образовательного пространства», «Я профессионал», «Я успешный студент», «Практикующий профессионал», «Я в общении с педагогом» и др. Анализ семантических пространств, когнитивной дифференцированности объектов, которая присуща зрелой личности, выделение категорий восприятия позволит доказать преобладание психологической или социальной идентичности, оценить её сформированность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В. С., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Самара, 2000.
2. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-н/Д., 2004
3. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности //
Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т. Г. Стефаненко. М, 2001.
4. Леонов Н. И., Главатских М. М. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях: учеб. Пособие / Российская академия образования, Московский психологосоциальный институт. М., 2011.
5. Леонов, Н. И. , Главатских М. М. Психология социального мира : учеб. пособ. - Ижевск, 2006.
6. Наумова Т. А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве. Ижевск, 2007.
7. Собкин В. С., Хлебникова М. В. Старшеклассник и компьютер: проблемы социального неравенства // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. М, 2000.
8. Социальная психология личности : учеб. пособ. для вузов / Е. П. Белинская,
О. А. Тихомандрицкая. М. : Academia. 2009.
9. Young K. S. Internet addiction // Ciber Psychology and Behavior. 1998. №3 (1).
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. И. Леонов.