ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
О. В. Гаранина
Студентка, 4-й курс факультета экономики и управления Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга
E-mail: ok_garanina@mail.ru
Oxana V. Garanina
Fourth-year student, Faculty of Economics and Management, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga, Russia
А. В. Митрофанова
Студентка, 4-й курс факультета экономики и управления
Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Прив олжс кий) федеральный университет», г. Елабуга
E-mail: nypetmi@maii.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается проблематика несоответствия выпускников образовательных организаций требованиям рынка труда. Соответственно, главной целью статьи выступает анализ текущего состояния рынка труда России и разработка рекомендаций по внедрению дуального обучения в систему высшего образования. Методологической основой исследования явились диалектический метод познания и системный подход к анализу рассматриваемых фактов и явлений. Методы анализа, использованные в различных комбинациях на каждом из этапов исследования в зависимости от цели исследования и рассматриваемых проблем, способствовали повышению достоверности и обоснованности выводов, сделанных авторами работы. Были проанализированы показатели трудоустройства выпускников в России, рассмотрен индекс трудовой миграции по Республике Татарстан. В целях повышения конкурентоспособности молодых кадров, а также сбалансированного насыщения рынка труда предлагается внедрение в систему высшего образования дуальной модели обучения, в частности выдвинуты предложения по совершенствованию образовательного процесса в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Также рекомендуется формирование непрерывного образования специалиста посредством создания «квартиального» образования, предполагающего всестороннее обучение на основе
Как цитировать статью: Гаранина О. В., Митрофанова А. В., Гапсаламов А. Р. Использование механизмов дуального обучения в системе высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.116-127.
взаимодействия четырех образовательных единиц: национального высшего или среднего учебного заведения, предприятия, тренировочного центра, дистанционного обучения по программам ведущих вузов мира.
Ключевые слова: дуальная система образования, квалифицированные кадры, трудоустройство, практика, стажировка, целевой заказ, работодатель.
Трудоустройство выпускников образовательных организаций выступает в качестве одного из главных показателей результативности системы образования. К сожалению, современный рынок труда имеет определенные проблемы для обеих сторон его взаимодействия: соискатель испытывает трудности в поиске вакантного места, в то же время работодатель из-за отсутствия подходящих ему кадров вынужден обращаться к заграничным трудовым ресурсам. Ситуация такова, что современная система образования в большинстве своем направлена на теоретическую подготовку будущего специалиста, тогда как потенциальному работодателю необходимы квалифицированные специалисты с профессиональным опытом. На наш взгляд, решением данной проблемы может послужить внедрение в систему высшего образования дуальной формы обучения.
В первую очередь стоит обратить внимание на то, что главное отличие применения дуального подхода от традиционной системы обучения заключается в практической направленности обучения студентов. Такая система обучения ориентирована на выполнение целевого заказа со стороны рынка труда на подготовку необходимых кадров [7]. Дуальная система подготовки специалистов предполагает тесные партнерские отношения образовательной организации с предприятиями,
Anna V Mitrofanova
Fourth-year student, Faculty of Economics and Management, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga, Russia
А. Р. Гапсаламов
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга
E-mail: gapsalamov@yandex.
Almaz R. Gapsalamov
PhD (Economic Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics and Management, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga, Russia
связанными с совместным определением направлений и координацией образовательного процесса [9]. Следовательно, ответственность за результат обучения студента делится поровну между предприятием и учебным заведением. Двустороннее образование студента позволяет своевременно восполнить дефицит кадров в определенной отрасли и сбалансировать насыщенность трудового рынка.
Современная дуальная форма обучения во многом обязана реформам Георга Кершенштайнера, доказавшего необходимость введения профессиональных школ для овладения определенными профессиональными навыками в Мюнхене. Благодаря его реформам с 1900 года профессии цирюльника, трубочиста, мясника, кондитера, парикмахера стали осваиваться посредством практики [5]. Стоит отметить, что и в настоящее время немецкая дуальная образовательная модель служит эталоном для многих стран мира. При этом качество образования подтверждают и исследования Международного института мониторинга рабочей силы Швейцарии, признавшие Германию лидером по уровню квалификации кадров. В реализации дуального образования принимает участие 21,3% всех немецких предприятий, среди которых особо можно выделить всемирно известные компании Volkswagen, REWE, SIEMENS, SMS Siemag, BMW. В то же время государство также поддерживает образовательный процесс, совмещающий теоретическую подготовку и практику, в частности его финансовые расходы на дуальное образование составляют 5,4 млрд евро [6; 8].
В процессе исследования российской системы образования стало очевидным, что в нашей стране дуальная форма обучения в большей мере используется в рамках пилотных проектов в образовательных организациях среднего профессионального образования. Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» — совместная разработка Агентства стратегических инициатив и Российско-Германской внешнеторговой палаты [14], благодаря которой 13 российских регионов получили право использовать в образовательном процессе дуальный подход (Рисунок 1).
Однако, на наш взгляд, получение профессиональных знаний в рамках дуальной образовательной модели должно стать приоритетным направлением развития не только процесса обучения в колледжах и училищах [3], но и в системе высшего образования. В свете необходимости таких
серьезных преобразований в высшем образовании мы считаем важным проанализировать один из главных показателей результативности образования — трудоустройство выпускников, позволяющий выявить отрасли, особенно нуждающихся во включении в образовательный процесс практической составляющей. Так, мониторинг трудоустройства выпускников Министерства образования и науки Российской Федерации показал, что 75% получивших в 2015 году диплом об окончании высшего образования на 2016 год смогли найти себе место на рынке труда. Заметим, что средний размер заработной платы составляет 31 567 рублей [11]. С одной стороны, такие цифры свидетельствуют о том, что большая часть выпускников смогли трудоустроиться. Но тем не менее 25% нетрудоустроенных — достаточно серьезный показатель того, что есть некое несоответствие уровня подготовки выпускника и запроса работодателя. Соответственно, следует более подробно проанализировать занятость выпускников в рамках более узкой территории. В качестве объекта нашего исследования будет Республика Татарстан.
Калужская ! Самарская область у область Ульяновская | / N. /Тамбовская
бласть облас
Системный Пермский у/ проект
«Подготовка рабочих кадров,соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на Ярославская ]\ основе дуального
область^^х образования» (Московская
область
' Свердлов- 'у^- / \
(ская област/ уВолгоградЧ
/Республика! ская область ) Татарстан
Красноярский край
Белгородская область
Нижегородская область
Рисунок 1. Участники пилотного проекта по внедрению дуального обучения
Итак, анализ образовательной деятельности в нашем регионе показал, что доля трудоустройства выпускников здесь на 3% выше, чем общероссийский показатель. Отметим, что в 2016 году из 36 650 вы-
пускников образовательных орг анизаций высшего обр)¡азования 29 696 человек смогли трудоустроиться, 2% из которых стали индивидуальны ми предпринимателями. Однако стоит учесть, что 20% от общей чи слен-ности выпускников нашли свое место работы в другем регионе, что подтверждает Рисунок 2, демонстрирующий распределение миграции трудоустроившихся выпускников.
■ число уехавших выпускников ■ число оставшихся выпускников
Рисунок 2. Миграция трудоустроившихся выпускников
Расчет показателя трудовой миграции, демонстрирующего разницу между числом приехавших и уехавших выпускников, позволил сделать выводы о том, что наиболее существенная отрицательная разница, а именн о 376 человек [12], наблюдается с выпускниками, приехавши ми к нам из Нижегородской области (Рисунок 3 ). При этом положительная динамика притока выпускников, оставшихся работать в нашем регионе, отмечена в отношении Республики Башкортостан: индекс миграции составляет 190 человек [12].
Индекс миграции (чел.)
0
-250 -300
-350 --400 -
■ Индекс миграции (чел)
Рисунок 3. Отрицаательная динамика индекса миграции
Традиционно ведущим вузом Республики Татарстан, осуществляющим подготовку будущих кадров в самых различных направлениях, является Казанский (Приволжский) федеральный университет. По результатам исследования, в 2016 году 80% выпускников очной формы обучения, получивших первое высшее образование, смогли трудоустроиться, тогда как в 2013 году этот показатель составлял 85%. Обратим внимание на то, что 74% нашли работу именно в нашей республике. Если рассматривать этот показатель по конкретным направлениям подготовки, то наиболее высок уровень трудоустройства по следующим специальностям: «Математика и механика» (87%), «Экономика и управление» (86%), «Науки о Земле» (85%), «Образование и педагогические науки» (85%). Некоторые трудности в поиске работы испытывают выпускники таких направлений, как «Теология» (40%), «Управление в технических системах» (64%), «Политические науки и регионоведение» (67%), «Техносферная безопасность и природообустройство» (67%), «Компьютерные и информационные науки» (69%).
Как мы видим из анализа системы образования, критических показателей в нашей республике не наблюдается. Но тем не менее некоторые проблемы, особенно связанные с миграцией студентов в другие регионы, заслуживают особого внимания. На наш взгляд, именно переход на дуальную форму обучения позволит сохранить молодые кадры внутри нашей страны, в частности региона. Ведь заблаговременное решение о подготовке необходимых конкретным предприятиям кадров, совместная разработка нормативной базы и стандартов освоения того или иного профессионального опыта позволят обеспечить молодых специалистов работой при условии их личной инициативности к труду. Дуальная система образования позволяет избежать невостребованности выпускников у работодателей, поскольку полученный ими профессиональный опыт, теоретические знания будут целиком и полностью отвечать запросам предприятия, сформировавшего заказ.
По официальным данным, в Татарстане на конец 2017 года существует дефицит в размере 155 тысяч квалифицированных кадров, из которых 55 тысяч — это работники с высшим образованием [10]. Причем особую потребность испытывают нефтяная отрасль, химия и робототехника. Большую работу в этом плане проделал Научно-образовательный кластер Казанского национально-исследовательского технологического института, объединившего 12 профильных организаций и ключевые промышленные
предприятия [2; 13]. Среди участников проекта, внедряющих дуальную систему, можно выделить техникум нефтехимии и нефтепереработки совместно с ПАО «Аммоний», «Нижнекамскнефтехимом» и «ТАНЕКО»; Бугульминский машиностроительный техникум» — с Бугульминским механическим заводом, ПАО «Татнефть»; Казанский технологический колледж — с «Казанькомпрессормашем» и Казанским заводом синтетического каучука, Елабужский политехнический колледж и «Форд Соллерс» и других резидентов особой экономической зоны «Алабуга».
Если же говорить о высшем образовании, то здесь требуются большие материальные и временные затраты на разработку программ дуального обучения и их внедрение в образовательный процесс. Безусловно, полный переход всех направлений на модель одновременного обучения на базе образовательной организации и предприятия невозможен, но последовательное внедрение вполне может стать реальным. В целях усовершенствования системы высшего образования в настоящее время мы предлагаем осуществить следующие мероприятия:
Самым важным этапом является проведение повсеместного прогнозирования потребности в кадрах с перспективой на пять, десять лет. Работодатели каждой конкретной организации должны реально оценить, в каких специалистах они нуждаются, а потребность в каких сведется к нулю. Данные должны быть переданы в Министерство труда соответствующего региона.
Далее Министерство труда совместно с Министерством науки и образования должно заняться обработкой соответствующих прогнозов, а также проанализировать рейтинг профессий будущего. После чего должно быть осуществлено распределение по отраслям и направлениям подготовки между вузами и организациями.
Партнерство определенного высшего учебного заведения с предприятием позволит определить направления подготовки, которые требуют изменения, возможно внедрение обучения на новые специальности. Главное, что в этом случае разработка образовательных программ и планов будет всецело отвечать потребностям рынка труда, студенты в ходе занятости и в вузе, и в организации сформируют необходимые трудовые навыки.
Следующей задачей является формирование у преподавателей компетенции и возможности для организации обучения в рамках дуального подхода. В первую очередь такие курсы повышения квалификации долж-
ны пройти преподаватели тех дисциплин, которые будут необходимы для направлений подготовки, разработанных совместно с предприятиями.
Если рассматривать частный случай, то для Казанского федерального университета рекомендуется в первую очередь обратить внимание на те специальности, по которым выявился невысокий показатель трудоустройства: «Теология», «Управление в технических системах», «Политические науки и регионоведение», «Техносферная безопасность и природообустройство», «Компьютерные и информационные науки». Именно с этих направлений, на наш взгляд, рекомендуется начать поиск партнеров-работодателей, выявить не совершенства в самой структуре обучения данных специалистов. Быть может, следует сократить набор абитуриентов по данным направлениям подготовки. Также следует обратить внимание на актуальные сейчас у работодателей Татарстана направления. Предлагается заключение партнерских отношений с ПАО «Татнефть», особой! экономической зоной «Алабуга» и формирование целевого заказа по подготовке специалистов в нефтехимической отрасли и робототехнике. Внедрение новых направлений подготовки в рамках дуального обучения считаем необходимым осущ ествить на базе Елабужского института Казанског о (Приволжского) федерального университета, поскольку здесь будет проще осуществлять конт роль за результатами дуального обучения, а также это увеличит набор поступающих в данный филиал КФУ Возможный вариант социального партнерства Елабужского института с предприятиями мы пртдставили на Рисунке 4.
ПАО «Татнефть»
Казанский федеральный УНИВЕРСИТЕТ
Елабужский ИНСТИТУТ ,
•«П-Д Татсефть-АлаТуга Стекловолокно Полематез» •«Эр Ликид АлаТуга»
•«Форд Соллерс ЕлаТуга» « Истерскол- АлаТуг а»
Рисунок И. Предложение по сотрудничеству ЕИ КФУ с предприятиями по внедрению дуальной образовательной моИели
Тем не менее у дуального обучения есть некоторый недостаток, который кроется в несколько замедленной реакции системы образования на изменения рынка труда. Поскольку технологии быстро меняются, а обучение строится по заранее спрогнозированной работодателем и образовательной организацией образовательной программе, чаще всего на нововведения в области специальности времени не остается. В связи с этим многие учебные заведения Европы перешли на «триальную» систему обучения, включающую в образовательный процесс работу студентов по изучению инноваций в тренировочных центрах. В частности, такая система пользуется успехом в Княжестве Лихтенштейн [15]. На наш взгляд, в России следует развивать всестороннее непрерывное образование и уже сейчас необходимо позаботиться об обеспечении компаний специалистами высокого уровня. Мы предлагаем создание «квартиального» образования, предполагающего получение всестороннего образования на основе взаимодействия четырех образовательных единиц: национального высшего или среднего учебного заведения, предприятия, тренировочного центра, дистанционного обучения по программам ведущих вузов мира (Рисунок 5). Следовательно, четвертой значимой составляющей обучения, по нашему мнению, должно стать дистанционное обучение — обучение на удаленном от вуза расстоянии без необходимости его посещения. «Квартиальное» обучение охватывает весь спектр необходимых кадрам профессиональных возможностей, что положительно скажется на их востребованности и результативности в трудовой деятельности.
Рисунок5.Модель«квартиального» обучения
Однако трудность еще заключается в том, что, хотя весь образовательный процесс в рамках дуального подхода строится на взаимодействии двух субъектов — образовательной среды и рынка труда,— ключевой фигурой остается сам студент [1]. Поскольку здесь особенно возрастает роль его личной готовности к труду, освоению разнообразных знаний, инициативности, познавательной активности, большое внимание следует уделять проведению различных тренингов, встреч с успешными людьми еще в рамках школы, мотивирующих обучающихся применять максимум усилий для высоких результатов. По нашему мнению, еще на этапе основного общего образования следует проводить мониторинг на наличие тех или иных способностей у учеников, вести тесное сотрудничество с предприятиями для проведения профориентационной работы, выездных экскурсий в реальные условия труда.
Таким образом, применение дуального подхода в системе высшего образования благотворно повлияет на уровень подготовки студентов к реальным условиям труда. Выпускник, освоивший необходимые работодателю теоретические знания и получивший практический опыт, сможет оперативно включиться в производственный процесс без потери времени на адаптационный период. Соответственно, рынок труда будет обеспечен нужными высококвалифицированными специалистами. Однако особое внимание стоит уделять обучению студентов последним инновациям в той или иной отрасли, в этом случае образовательная система должна строиться на основе «триальной» и «квартиальной» форм обучения.
Литература
1. 155 тысяч человек — нехватка квалифицированных кадров в Татарстане // Лента новостей Казани: [сайт]. URL: http://kazan-news.net/society/2017/09/09/144352.html (дата обращения: 30.01.2018).
2. Алгоритм реализации дуальной модели образования // Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. М., 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/ metodichka_dualnoe.pdf (дата обращения: 07.01.2018).
3. Бочкарева Т. Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8, № 1. С. 18-31.
4. Васильев В. Л., Шигапов З. Г., Файзуллин Р. Р. и др. Современные задачи инновационного развития вуза (на примере Казанского национального исследовательского технического университета — КАИ) // Инновации. 2013. № 2 (172). С. 7-18.
5. Клименко А. Н., Ахметшин Э. М. Анализ формирования практико-ориентированного обучения учащихся в системе среднего профессионального образования // Экономические аспекты регионального развития: история и современность: материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Елабуга, 2015. С. 190-191.
6. Мониторинг трудоустройства выпускников // Министерство образования и науки
Российской Федерации: [официальный сайт]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_ monitoring=2016 (дата обращения: 30.01.2018).
7. Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Проблемы внедрения компетентностного подхода в системе высшего образования // Аграрное образование и наука. 2016. № 5. С. 56.
8. Научно-образовательный кластер // Казанский национальный исследовательский технологический университет: [сайт]. Режим доступа: http://www.kstu.ru/article.jsp?id_e=31555 (дата обращения: 30.01.2018).
9. Овсиенко Л. В., Зимина И. В., Есенина Е. Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 12 (17). С. 339-343.
10. Петрина О. А., Мезенцева Т. В. Концепция взаимодействия вуза и предприятия при организации дуального обучения // Вестник университета. 2017. № 3. С. 239-242.
11. Республика Татарстан: миграционная ситуация // Министерство образования и науки Российской Федерации: [официальный сайт]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/passport#/?items=92& slice=6&year=2015&year_monitoring=2016&board=2 (дата обращения: 30.01.2018).
12. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 62-64.
13. Шумакова О. В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 4 (7). URL: http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230 (дата обращения: 22.01.2018)
14. Bildung // Das Fürstentum Liechtenstein: [сайт]. URL: http://www.liechtenstein.li/bildung (дата обращения: 30.01.2018).
15. Remington T. F. Public-Private Partnerships in VET: Translating the German Model of Dual Education. М.: НИУ ВШЭ, 2017. C. 11-20.
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER RUSSIAN EDUCATION WITH THE USE OF DUAL TRAINING MECHANISMS
The authors of the article reveal the problems of mismatch of graduates of educational institutions to labour market requirements. Thus, the main goal of the article is the analysis of the current state of the labour market in Russia and development of recommendations on introduction of dual education in higher education. The methodological basis of research is the dialectical method of cognition and systematic approach to the analysis of the facts and phenomena. The analysis methods used in various combinations at each stage of the study, depending on the purpose of the study, and also depending on the problems under consideration, contributed to the increase of the reliability and validity of the conclusions made by the authors of the work. The authors of the article analyzed the indicators of the employment of graduates in Russia, the index of labor migration in the Republic of Tatarstan. In order to increase the competitiveness of young personnel, as well as the balanced saturation of the labor market, the authors of the article suggest introducing a dual model of education in the higher education system, in particular, the authors are proposing improvements in the educational process at the Kazan (Privolzhsky) Federal University. The authors also recommend the formation of a continuing education technician through the establishment of "quarterly" education, involving comprehensive training on the basis of interaction of four educational units: the national higher or secondary educational institution, company, training centre, distance learning programme leading universities of the world.
Keywords: dual system of education, skilled workers, employment, practice, study, task order, the employer.
References
• 155 tysjach chelovek — nehvatka kvalificirovannyh kadrov v Tatarstane // Lenta novostej Kazani: [sajt]. URL: http://kazan-news.net/society/2017/09/09/144352.html (data obrashhenija: 30.01.2018). [In Rus].
• Algoritm realizacii dual'noj modeli obrazovanija // Metodicheskie rekomendacii po realizacii dual'noj modeli podgotovki vysokokvalificirovannyh rabochih kadrov. M., 2016 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/metodichka_dualnoe.pdf (data obrash-henija: 07.01.2018). [In Rus].
• Bildung // Das Fürstentum Liechtenstein: [sajt]. URL: http://www.liechtenstein.li/bildung (data ob-rashhenija: 30.01.2018).
• Bochkareva T. N. Poznavatel'naja aktivnost' studentov vuzov kak psihologo-pedagogicheskaja problema // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2017. Tom 8, № 1. S. 18-31. [In Rus].
• Klimenko A. N., Ahmetshin Je. M. Analiz formirovanija praktiko-orientirovannogo obuchenija uchash-hihsja v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija // Jekonomicheskie aspekty regional'nogo razvitija: istorija I sovremennost': materialy VI Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem. Yelabuga, 2015. S. 190-191. [In Rus].
• Monitoring trudoustrojstva vypusknikov // Ministerstvo obrazovanija I nauki Rossijskoj Federacii: [oficial'nyj sajt]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (data obrash-henija: 30.01.2018). [In Rus].
• Mychka S. Ju., Shatalov M. A. Problemy vnedrenija kompetentnostnogo podhoda v sisteme vysshego obrazovanija // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2016. № 5. S. 56. [In Rus].
• Nauchno-obrazovatel'nyj klaster // Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www.kstu.ru/article.jsp?id_e=31555 (data obrashhenija: 30.01.2018). [In Rus].
• Ovsienko L. V., Zimina I. V., Esenina E. Ju. Dual'noe obuchenie kak vazhnyj faktor povyshenija inves-ticionnoj privlekatel'nosti regiona // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2014. № 12 (17). S. 339-343. [In Rus].
• Petrina O. A., Mezenceva T. V. Koncepcija vzaimodejstvija vuza I predprijatija pri organizacii dual'nogo obuchenija // Vestnik universiteta. 2017. № 3. S. 239-242. [In Rus].
• Remington T. F. Public-private partnerships in the field of ACT: adaptation of the German dual-education model. M.: NIU VShJe, 2017. S. 11-20.
• Respublika Tatarstan: migracionnaja situacija // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii: [oficial'nyj sajt]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/passport#/?items=92&slice=6&year=2015&year_ monitoring=2016&board=2 (data obrashhenija: 30.01.2018). [In Rus].
• Shumakova O. V. Opyt dual'nogo obrazovanija kak vozmozhnost' povyshenija jeffektivnos-ti professional'noj podgotovki obuchajushhihsja // Jelektronnyj nauchno-metodicheskij zhur-nal Omskogo GAU. 2016. № 4 (7). URL: http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230 (data obrashhenija: 22.01.2018). [In Rus].
• Sidakova L. V. Sushhnost' i osnovnye priznaki dual'noj modeli obuchenija // Obrazovanie i vospitanie. 2016. № 2 (7). S. 62-64. [In Rus].
• Vasil'ev V. L., Shigapov Z. G., Fajzullin R. R. i dr. Sovremennye zadachi innovacionnogo razvitija vuza (na primere Kazanskogo nacional'nogo issledovatel'skogo tehnicheskogo universiteta — KAI) // Innovacii. 2013. № 2 (172). S. 7-18. [In Rus].