ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147.88 DOI 10.24411/2224-0772-2018-10005
О.В.Гаранина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Образованность населения и масштабы системы высшего образования в России обеспечивают ее конкурентоспособность даже в условиях роста сырьевой составляющей в экономике, отставания в технологическом и информационном
Студентка 4 курса факультета раЗви^^ии.
экономикииупр~ Целью данной статьи является изучение
Елабужского института (филиала) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный
l-mail: [email protected] Oxana V. Garanina
Fourth-year student, Faculty of Economicsand Management,
Elabuga Institute (branch) of the
Kazan (VolgaRegion), Federal
University, Russ ia
и анализ текущего состояния системы высшего образования и разработка рекомендаций по его
совершенствованию. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную актуальность
данного исследования. В статье раскрывается проблематика несоответствия выпускников образовательных организаций требованиям рынка труда. Методологической основой исследования явились диалектический метод познания и системный подходканализурассматриваемых фактов и явлений. Методы анализа, использованные в различных комбинациях на каждом из этапов исследования в зависимости от цели исследования и рассматриваемых проблем, способствовали повышению достоверности и обоснованности выводов, сделанных авторами работы. Были проанализированы результаты приемнойкомиссии, А.В.МиТр0фан0ва показатели экзаменационных сессий студентов,
Студентка 4 курса факультета а также показатели трудоустройства выпуск-
жономиКииуправления ников Казанского федерального университета.
Елабужского института (фи- J ' J '
лиала) ФГАОУВО «Казанский _
(Приволжский) федеральный университет» E-mail: [email protected] Anna V. Mitrofanova Fourth-year student, Faculty of Economicsand Management, Elabuga Institute (branch) of the Kazan (VolgaRegion), Federal
University, Russia
Какцитировать статью: Гаранина О.В., Митрофанова А. В, Гапсаламов А. Р. Совершенствование дуальной формы обучения на примере Казанского федерального университета // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 50-60. DOI 10.24411/2224-0772-2018-10005
В целях повышения конкурентоспособности молодых кадров, а также сбалансированного насыщения рынка труда предлагается внедрение в систему высшего образования дуальной модели обучения, в частности выдвинуты предложения по совершенствованию образовательного процесса в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Ключевые слова: система высшего образова-ния,модернизацияобразования,дуальнаясистема образования, «триальное» обучение, «квартиаль-ная» образовательная модель, квалифицированные кадры, трудоустройство, оценка качества.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимойобразова-тельной политики, восстановление ответственности иактивнойроли государствавэтойсфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созда-ниеммеханизмовихэффективногоиспользования.
Образовательная статистика в настоящее время характеризует главным образом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность [8]. Одним из приоритетных направлений социально-экономической политикиРоссии являются социальноеразвитиеи инвестициивчеловеческий капитал. Расходы федерального бюджета на эти целисоставили всреднем 11,1 % ВВП федерального бюджета в период 2016-2017 гг. [4] При этом акцент
А. Р. Гапсаламов
Кандидат экономических наук, доцент кафедрыэкономики и менеджмента Е лабужского института(филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» E-mail: [email protected] Almaz R. Gapsalamov PhD (Economic Sciences), Associate Professor of Economics and Management Department, Elabuga Institute (branch) of the Kazan (Volga Region) Federal University, Russia
ставится на систему открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсноевыявлениеи поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование кооперации вузов и предприятий, привлечениеведущих мировых ученых к реализации научных проектов в России, развитие инновационной инфраструктуры вузов; поддержка региональных проектов создания инновационных кластеров или региональных инновационных комплексов и т.п. [17]
Оценивая прошедшие годы реформирования российского образования, следует подчеркнуть, что за это время был осуществлен уход от советской школы, интегрированной в мировоеобразовательное пространство, отвечающей принципам гуманизма, открытости, ориентированной на качество, закладывающей основы общества знаний [2]. Произошла смена основ образовательной политики, стало возможным многоканальное финансирование образования, сложился рынок образовательных услуг. Однако коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями [6].
Осуществление намеченных мер по модернизации высшего образования столкнулось с рядом ключевых проблем, среди которых: недостаточное соответствие образовательных программ реальным потребностям рынка труда [18], что, в свою очередь, значительно усложняет формирование необходимых компетенций у выпускников высших учебных заведений для решения практических задач в профессиональной деятельности [7]; неконтролируемое увеличение числа негосударственных вузов и их представительств; наличие ограничений в развитии инновационной деятельности и неразработанность механизмов защиты интеллектуальной собственности; отток перспективных кадров за рубеж, снижение уровня профессорско-преподавательского состава учреждений [9]; низкий уровень государственной поддержки высшего образования по сравнению с другими странами; недостаточное обеспечение высших учебных заведений современным учебно-лабораторным и научным оборудованием.
В этих условиях массовое введение гибких многоуровневых основных образовательных программ, множественность агентов и программ дополнительного профессионального образования, безусловно, окажут положительное влияние на степень соответствия подготовки кадров запросам рынка труда [13].
Общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 6,4% (или на 52 единицы): число государственных имуниципальных организаций уменьшилось на 0,4%(на 2единицы); частных—на 15,8%(на 50 единиц)[1]. Происходило также и дальнейшее уменьшение численности студентов, обучающихся попрограммамвысшегообразования; посравнениюс 2017 г.численность студентов уменьшилась на 153,6 тыс. человек, причем значительное со-кращениечисленности произошло в частных организациях(на 19,6%) [4].
При этом постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий, базирующихсяна использовании компьютеров и телекоммуникационной сети (с 10,5% в 2016 году до 10,8% в 2017 году) [16].
Трудоустройство выпускников образовательных организаций выступает в качестве одного из главных показателей результативности системы образования. Так, мониторинг трудоустройства выпускников Министерства образования и науки Российской Федерации показал, что 75% получивших диплом об окончании высшегообразования в 2015 году на 2016 годсмогли найти себеместо на рынкетруда. Заметим, что средний размерзаработной платысоставляет 31567 рублей[13]. Соднойстороны, такие цифры свидетельствуют о том, что большая часть выпускников смогли трудоустроиться. Но, тем не менее, 21% нетрудоустроенных— достаточно серьезный показатель того, что есть некое несоответствие уровня подготовки выпускника и запроса работодателя.
Посколькуключевым вузом Республики Татарстан, осуществляющим подготовку будущих кадров в самых различных направлениях, является Казанский (Приволжский) федеральный университет, необходимо оценить, как обстоят дела с занятостью его выпускников. По результатам исследования, в 2016 году 80% выпускников очной формы обучения, получивших первоевысшееобразование, смогли трудоустроиться, тогда как в 2013 году этот показатель составлял 85%. Обратим внимание на то, что 74% нашли работу именно в нашей республике. Если рассматривать этот показатель по конкретным направлениям подготовки, то наиболее высок уровень трудоустройства по следующим специальностям: «Математика и механика» (87%), «Экономика и управление» (86%), «Науки о Земле» (85%), «Образование и педагогические науки» (85%).
Некоторые трудности в поиске работы испытывают выпускники таких направлений, как«Теология»(40%),«Управлениевтехническихсистемах» (64%), «Политические науки и регионоведение» (67%), «Техносферная безопасность и природообустройство» (67%), «Компьютерные и информационные науки» (69%) [10].
Степень регламентации образовательных программи видов учебного процесса должна быть существенно уменьшена. Необходимо увеличить количество и качество научно-исследовательской работы, ведь зачастую уровень знаний выпускников не соответствует уровню, который требуется в практической профессиональной деятельности [3].
На наш взгляд, решением проблемы может послужить внедрение в систему высшего образования дуальной формы обучения. Это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, а работодатели принимают участие в составлении учебной программы [5]. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. Следовательно, ответственность за результат обучения студента делится поровну между предприятием и учебным заведением. Двустороннее образование студента позволяет своевременно восполнить дефицит кадров в определенной отрасли и сбалансировать насыщенность трудового рынка.
Получение профессиональных знаний в рамках дуальной образовательной модели должно стать приоритетным направлением развития не только процесса обучения в колледжах и училищах, но и системы высшего образования.
Так, в условиях внедрения в образовательный процесс инструментов дуального обучения, Казанский федеральный университет (далее — КФУ) ведет тесное сотрудничество с рынком труда и уделяет большое внимание практической составляющей обучения. Для успешного прохождения практики в КФУ есть все условия: заключены договоры с рядом предприятий, образовательных организаций, банков, музеев и многих компаний. Ежегодно количество возможностей и мест для практики увеличивается. Рассмотрим список организаций, которые имеют долгосрочный договор с КФУ (Рисунок 1).
Рисунок 1. Предприятия, заключившие договоры с КФУопрохождении практик и стажировок
По официальным данным, в Татарстаненаконец 2017 годасуществует дефицит в размере 155 тыс. квалифицированных кадров, из которых 55 тыс.— это работники с высшим образованием. Причем особую потребность испытывают нефтяная отрасль, химия и робототехника. Вэтих условиях КФУследует вести активную работуповзаимодействию с партнерами — участниками кластера Республики Татарстан, в том числе усилить взаимодействие в рамках кластера «ИННОКАМ».
На наш взгляд, с целью помощи в трудоустройстве выпускников КФУ необходимо создать центр взаимодействия с рынком труда [14], задача которого заключается в обеспечении взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, объединениями и союзами работодателей, предприятиями и организациями, объединениями выпускников вузов.
Переход на дуальную форму обучения позволит сохранить молодые кадрывнутри нашейстраны, вчастности региона. Ведьзаблаговременное решение о подготовке необходимых конкретным предприятиям кадров, совместная разработка нормативной базы и стандартов освоения того или иного профессионального опыта позволят обеспечить молодых
специалистов работой при условии их личной инициативности к труду. Дуальная система образования позволяет избежать невостребованности выпускников у работодателей. Поскольку полученный ими профессиональный опыт, теоретические знания будут целиком и полностью отвечать запросам предприятия, сформировавшего заказ.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся преимущества применения дуальной формы обучения по сравнению с традиционным подходом, у нее имеется существенный недостаток [15]. К сожалению, освоив базу знаний в ходе образовательного процесса в университете, пройдя цикл стажировок на предприятиях, выпускник приходит на свое рабочее место высококвалифицированным специалистом, готовым приступить к выполнению должностных обязанностей. Однако в эпоху постоянно меняющихся технологий сотрудникдолженобладатьвысокоймотивацией к непрерывному повышению своего уровня профессионализма, иначена его место придет новый специалист, обученный по новым стандартам. Следовательно, мы рекомендуем разработать в России образовательную систему, основанную на «триальном» и «квартиальном обучении».
Главное отличие, которое можно увидеть даже из самих названий форм обучения, заключается в составе компонентов. «Триальное» обучение строится на взаимодействии трех субъектов обучения: вуз или СУЗ, предприятие, тренировочный центр [12]. Благодаря включению в образовательный процесс третьего участника студент, а затем и действующая трудовая единица обретает возможность удерживать свои позиции в организации и не терять свою конкурентоспособность ввиду отказа от старых технологий. На базе тренировочных центров следует осуществлять обучение студентов в области последних инноваций по их специализации. Привлечение к подобной работе кадров из различных внешних компаний будет благотворно сказываться на обмене опытом между образовательной средой и рынком труда и между предприятиями, что также повысит конкурентоспособность экономического сектора России.
Рисунок 2. Модель «триального» обучения
В условиях государственной поддержки требуется активное развитие дистанционного образования как важнейшего элемента непрерывного образования и инструмента для получения качественных образовательных услуг. Поэтому если говорить о «квартиальной» образовательной системе, то она включает в себя четвертый, отличный от других форм обучения, компонент— дистанционное обучение[19]. Главныминаправ-лениями «квартиальной» образовательной модели выступают:
1. Освоение студентом теоретических знаний в образовательной организации;
2. Получение практического опыта под руководством наставника;
3. Изучение инноваций в тренировочном центре;
4. Получение новой смежной специальности в рамках дистанционного обучения.
Теоретические
Профессий-
знания
нальныи опыт
Смежная специальность
Инноващш
Рисунок 3. «Квартиальная» образовательная модель
На наш взгляд, система «триального» обучения должна стать более востребована у специалистов среднего звена, которые не намерены выступать в роли управленцев крупными предприятиями. В то же время «квартиальное» обучение позволит расширить границы сознания представителей руководящихдолжностей или будущих топ-менеджеров [11], поскольку освоение ими дополнительных специальностей посредством программ дистанционного обучения, особенно тем или иным образом касающихся их ведущей сферы деятельности, повысит качество и результативность их решений.
Таким образом, применение дуального подхода в системе высшего образования благотворно повлияет на уровень подготовки студентов к реальным условиям труда. Выпускник, освоивший необходимые работодателю теоретические знания и получивший практический опыт, сможет оперативно включиться в производственный процесс без потери времени на адаптационный период. Соответственно, рынок труда будет обеспечен нужными высококвалифицированными специалистами.
Сфера образования является приоритетным направлением государственной политики. Успешнаямодернизация высшегообразования в силу его роли как ключевого фактора развития страны способна обеспечить комплексное обновление всех сфер жизнедеятельности общества.
Литература
1. Алимова Н. К., Кирсанов К. А., Пугач В. Н. Качество образования: приглашение к размышлению: монография. М.: Дашков и К°, 2012. 312 с.
2. Батурин В. К. Философия образования для России. М.: Вузовский учебник, 2013. 212 с.
3. Болдарева О. Е., Клячко ТЛ, МогучевН. С. Создание стимулов к инновационной активности в сфере науки и высшего образования. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2012. 412 с.
4. Василенко Н.В., ЛиньковА.Я. Экономика образования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. 413 с.
5. Галкин В. В., Зуева Д. С., Климов А. А. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия: учебное пособие. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2016. 104 с.
6. Губанова Л. В. Проблемы образования в современной зарубежной психологии: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 58 с.
7. ГуськоваМ. В. Основы эвалюации в управлении качеством образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 204 с.
8. Долидович О. М., Ковалевич, В. Т. Шайдурова О. В. и др. Первоначальное накопление человеческого капитала ресурсами системы образования: монография. Красноярск: СФУ, 2015. 188 с.
9. Еремина С. Н. Правовое регулирование труда работников образовательных организаций высшего образования: монография. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2013. 124 с.
10. Крестинина И.А.,Машарова Т.В.,СалтыковаМ.А. Теоретическиеипрактическиеаспекты развития инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. Киров: Радуга — ПРЕСС, 2015. 204 с.
11. Крушельницкая О. Б., СачковаМ. Е., ШнейдерЛ.Б. Социальная психология образования: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА -М, 2015. 320 с.
12. ЛевшинаВ. В. Система качества вуза: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 280 с.
13. Мониторинг трудоустройства выпускников // Министерство образования и науки Российской Федерации. graduate.edu.ru URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_ monitoring=2016 (дата обращения: 18.03.2018).
14. Осипов М. Ю. Правовые процессы в системе высшего образования: монография. М.: РИОР, 2015. 347 с.
15. Подлесных В. И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы): монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 188 с.
16. Пожарина Г.Ю., Поносов А. М. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 155 с.
17. Прудников В. М. Рынок учебной литературы России в условиях модернизации системы образования: монография. М.: РИОР, 2006. 92с.
18. Резник С.Д, Юдина. Т.А. Управление репутацией высшего учебного заведения: монография. М. : ИНФРА-М, 2014. 227 с.
ENHANCEMENT OF DUAL TRAINING FORM AS A WAY TO MODERNIZE
THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY
The education of the population and the scale of the system of higher education in Russia ensure competitiveness even in conditions of growth of the raw material component in the economy, backlog in technological and information development. Among the advanced countries of the world, our country is allowed to remain a chain of "education - science - culture". The purpose of this article is to study and analyze the current state of the higher education system and develop recommendations for improvement. High relevance and insufficient practical development of the problem determine the undoubted relevance of this study. The article reveals the problems of non-compliance of graduates of educational organizations with the requirements of the labor market. The methodological basis of the study was a dialectical method of cognition and a systematic approach to the analysis of the facts and phenomena under consideration. Methods of analysis used in various combinations at each stage of the study, depending on the purpose of the study and the problems under consideration, contributed to the increase of the reliability and validity of the conclusions made by the authors of the work. The results of the admission committee, the indicators of examinations of students, as well as the employment indicators of graduates of the Kazan Federal University were analyzed. In order to increase the competitiveness of young cadres, as well as the balanced saturation of the labor market, it is proposed to introduce a dual model of education in the higher education system, in particular, proposals have been put forward to improve the educational process at the Kazan (Volga Region) Federal University.
Keywords: system of higher education, modernization of education, dual system of education, qualified workers, employment, quality assessment.
References
• Alimova N. K., Kirsanov K. A., Pugach V. N. Kachestvo obrazovaniya: priglashenie k razmyshleniyu: monografiya. M.: Dashkov i K°, 2012. 312 s. [In Rus].
• Baturin V.K. Filosofiya obrazovaniya dlya Rossii. M.: Vuzovskij uchebnik, 2013. 212 s. [In Rus].
• Boldareva O.E., Klyachko T. L., Moguchev N. S. Sozdanie stimulov k innovacionnoj aktivnosti v sfere nauki i vysshego obrazovaniya. M.: ID «Delo» RANHiGS, 2012. 412 s. [In Rus].
• Dolidovich O. M., Kovalevich V. T. Shajdurova O. V.i dr. Pervonachal'noe nakoplenie chelovecheskogo kapitala resursami sistemy obrazovaniya: monografiya. Krasnoyarsk: SFU, 2015. 188 s. [In Rus].
• Galkin V.V., ZuevaD. S.,KlimovA. A. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: vyzovy novogo desy-atiletiya: uchebnoe posobie. M.: ID «Delo» RANHiGS, 2016. 104 s. [In Rus].
• Gubanova L. V. Problemy obrazovaniya v sovremennoj zarubezhnoj psihologii: uchebnoe posobie. M.: INFRA-M, 2013. 58 s. [In Rus].
• Gus'kova M. V.Osnovy evalyuacii vupravleniikachestvomobrazovaniya: monografiya. M.: INFRA-M, 2014. 204 s. [In Rus].
• Eremina S. N. Pravovoe regulirovanie truda rabotnikov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obra -zovaniya: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YuFU, 2013. 124 s. [In Rus].
• Krestinina I. A., Masharova T. V., Saltykova M. A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Kirov: Raduga-PRESS, 2015. 204 s. [In Rus].
• Krushel'nickayaO. B., SachkovaM. E., Shnejder L. B. Social'naya psihologiya obrazovaniya: uchebnoe posobie. M.: Vuzovskij uchebnik, INFRA-M, 2015. 320 s. [In Rus].
• Levshina V. V. Sistema kachestva vuza: monografiya. M.: INFRA-M, 2013. 280 s. [In Rus].
• Monitoring trudoustrojstva vypusknikov // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (data obrashcheniya: 18.03.2018). [In Rus].
• OsipovM. Yu. Pravovye processy v sisteme vysshego obrazovaniya: monografiya. M.: RIOR, 2015. 347 s. [In Rus].
• Podlesnyh V. I. Reformirovanie vysshego obrazovaniya na osnove zameshcheniya tekhnologicheskogo uklada (novye podhody i metody): monografiya. M.: INFRA-M, 2016. 188 s. [In Rus].
• Pozharina G. Yu., Ponosov A. M. Strategiya vnedreniya svobodnogo programmnogo obespecheniya v uchrezhdeniyah obrazovaniya: uchebnoe posobie. M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2015. 155 s. [In Rus].
• Prudnikov V. M. Rynok uchebnoj literatury Rossii v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya: monografiya. M.: RIOR, 2006. 92 s. [In Rus].
• Reznik S. D., Yudina T. A. Upravlenie reputaciej vysshego uchebnogo zavedeniya: monografiya. M.: INFRA-M, 2014. 227 s. [In Rus].
• Vasilenko N. V., Lin'kov A. Ya. Ekonomika obrazovaniya: uchebnik. M.: INFRA-M, 2017. 413 s. [In Rus].