Научная статья на тему 'Правовое сознание молодежи'

Правовое сознание молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2124
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право / сознание / молодежь / правовое поведение / правовая культура / правовые отношения / правовое сознание. / of justice / youth / legal behavior / legal culture / legal relations / legal consciousness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин А. А.

Статья посвящена характеристике и специфике правового сознания современной молодежи как внешнего проявления внутренних побуждений личности, выраженных в мотивах поведения, и являющихся способом реализации правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article is devoted to the specifics and legal consciousness of today's youth as an external manifestation of the internal impulses of the individual expressed in the motives, and is a way of realization of the legal culture.

Текст научной работы на тему «Правовое сознание молодежи»

5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. 2015. С. 201-203.

Жигулин А.А.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: право, сознание, молодежь, правовое поведение, правовая культура, правовые отношения, правовое сознание.

Аннотация: статья посвящена характеристике и специфике правового сознания современной молодежи как внешнего проявления внутренних побуждений личности, выраженных в мотивах поведения, и являющихся способом реализации правовой культуры.

Keywords: of justice, youth, legal behavior, legal culture, legal relations, legal consciousness.

Abstract: the article is devoted to the specifics and legal consciousness of today's youth as an external manifestation of the internal impulses of the individual expressed in the motives, and is a way of realization of the legal culture.

Исходя из общих подходов, содержащихся в современной науке, правовое сознание молодежи, как субъекта правовых отношений, представляет собой способность отражать существующие теоретические идеи, взгляды, нормы, представления, а также реальные процессы, происходящие в правовой сфере. Однако эта способность имеет существенную специфику, связанную с тем обстоятельством, что молодежь является не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений. Следовательно, и ее правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Это проявляется, как в структуре правосознания, так и в степени зрелости и устойчивости ее составных элементов. В групповом и в индивидуальном правосознании молодежи часто наблюдается разрыв между теоретическими представлениями и практическим опытом, явления аномии в нормативных структурах, противоречия в мотивационной сфере и многие другие проявления, свидетельствующие о недостаточной его зрелости.

Специфика молодежного правосознания связана также с особенностями социального положения молодежи. Транзитивный период становления ее субъектности характеризуется переходным характером ее статуса во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в правовой. В этой связи возникают сиюминутные потребности, интересы, ценности, отражение которых усиливают лабильный характер правосознания. Неустойчивость, маргинальность социального положения молодежи проявляется и в правовом пространстве, что отражается в оценках возможностей ее самореализации в правовой сфере. В силу этого взаимодействие молодежи с правовыми институтами и органами правопорядка часто носит конфликтный характер, что также негативно проявляется в ее правосознании. Таким образом, под правовым сознанием молодежи понимается способность отражения теоретических идей, знаний, норм, представлений о сущности, принципах права, законности, правопорядка, а также реальных процессов в правовой сфере, усвоения и закрепления их в ценностно-нормативной системе правового регулирования жизнедеятельности данной социальной группы, как становящегося субъекта воспроизводства правовых отношений [1].

Из данного определения становится очевидной и структура правового сознания молодежи. Она состоит из двух взаимосвязанных пластов сознания. Первый, когнитивно-анализирующий пласт, включает различные формы правовой информированности молодежи и правовых знаний (теоретические, эмпирические, практический опыт), а также способность оценивать, отбирать, накапливать, систематизировать, анализировать и усваивать правовую информацию. Тем самым, реализуется когнитивная функция правового сознания молодежи. Второй пласт, назовем его мотивационно-регуляционным, включает структуру потребностей, интересов, установок, ценностей, норм и оценку возможностей их практической реализации в конкретных ситуациях, образующих механизм регулирования правовых отношений.

Дело в том, что эмоции и чувства подростков, как указывают психологи, принимают непосредственное участие в развитии и совершенствовании познавательных функций их организма. Они участвуют в сложнейших операциях, связанных с установлением значимости правовой информации для взаимоотношения подростка и общества. Таким образом, как бы осуществляется отбор той правовой информации, которая должна быть предметом познания. Делается это путем установления соответствия познавательного содержания правового объекта потребностям, интересам и ценностным

ориентациям подростков. Их чувства могут стать могучей внутренней движущей силой, если они находятся в соответствии с познавательным содержанием объекта, и наоборот, превратиться в тормоз, когда этого соответствия нет. Все зависит от характера потребностей, которые являются источником правовой активности в этом механизме. Они отражают состояние неудовлетворенности молодого человека, группы, вызванной невозможностью, либо затруднениями в реализации конкретных жизненных ситуаций правовыми способами [2].

Потребность в правовых знаниях возникает у подростка обычно в более поздний, чем школьный период, когда происходит активный процесс его включения в социальные отношения и общество предъявляет к нему все новые требования. Подросток стремится понять эти требования, выраженные в правовых нормах. В это время начинает активно формироваться потребность в правовых знаниях. Правовые знания предполагают осознание необходимости права; понимание основных правовых требований, оценку действий субъектов права с точки зрения их правомерности и противоправности; наличие представлений о закономерностях развития права. Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верную, с точки зрения права, модель поведения.

Но потребности, хотя и придают правовому сознанию активный характер, однако, не указывают на то, каким способом проявляется активность. Для того чтобы правовая активность приобрела форму конкретного поступка, поведения, деятельности необходимо преобразование потребностей в интересы. Неравенство социального положения молодежи отражается в индивидуальных и групповых интересах как отношения несправедливости. В стремлении восстановить справедливость определяются цели деятельности. Цель, заключенная в интересе, задает приемлемый способ изменения сложившейся ситуации или условий для реализации потребности. Эти способы могут быть правовыми или внеправовыми в зависимости, с одной стороны, от направленности интересов, а с другой,- от оценки возможностей их реализации. Позитивная оценка правовой системы -законодательства, правовых норм, деятельности правоохранительных органов, способствует расширению возможностей реализации интересов правовыми способами [3].

Опыт реализации интересов фиксируется в правовом сознании в виде установок, отражающих устойчивое состояние поведенческой готовности субъекта. В своей простейшей форме установки определяют предрасположенность преимущественно к стереотипным

действиям. Осмысливая их, субъект придает установкам аргументированный характер. В этом качестве установки, соединяясь между собой, выступают в форме убеждений (аттитюдов), становятся мотивированной предрасположенностью субъекта к определенному поведению.

Важным моментом в регулировании правовых отношений становится осмысление субъектом возможного результата своей деятельности в соотношении, с одной стороны, с ее целями, а с другой,- с существующими в обществе нормами права. То есть предполагаемая деятельность наполняется определенным смыслом. Смыслообразующую роль в правовом сознании играют ценности. Являясь нравственным критерием, они придают правовому сознанию молодежи избирательность и направленность. Среди множества возможных способов достижения цели субъект выбирает наиболее значимый в его системе ценностных представлений. В зависимости от того, какое место в этой системе занимает право, определяется выбор правовых или внеправовых форм поведения.

Правосознание является важнейшей детерминантой поведения в правовой сфере. Поведенческая составляющая в структуре правовой культуры молодежи рассматривается как процесс ее взаимодействия с различными субъектами правовых отношений - другими людьми, общественными и государственными организациями, правоохранительными органами и т.д. То есть правовое поведение на групповом и индивидуальном уровнях представляет собой особую форму социального взаимодействия, предполагающего как прямые, так и ответные действия субъектов. При этом учитывается специфика социального поведения молодежи, определяемая особенностями ее транзитивного положения в общественных структурах и лабильным характером ее сознания [4-5].

Эта специфика затрагивает все признаки правового поведения. И его социальную значимость, и его психологические составляющие, и юридическую регламентированность, и подконтрольность правовой системе. Так, в силу переходности ее социального статуса, связанной с промежуточностью и неустойчивостью ее социального положения, социальная значимость правового поведения не всегда адекватно оценивается молодыми людьми. Несформированность правовых чувств, отсутствие правовых навыков, позитивных правовых привычек зачастую препятствуют саморегуляции правового поведения молодежи. Невысокий уровень правовой информированности молодежи, недостаток правового опыта не способствуют формированию устойчивых ценностно-нормативных комплексов в

лабильном сознании, что размывает влияние юридической регламентированности ее правового поведения. Разнообразные субкультурные проявления, определяющие специфический способ организации жизнедеятельности молодежи, и, являющиеся часто фактором отрицания общественных норм, противостояния официальным структурам, не могут не оказывать влияние на ее отношение к правовой системе, к правоохранительным и правоприменительным органам. Все это определяет специфику правового поведения молодежи.

Характер правовых отношений является наиболее общей характеристикой правового поведения молодежи в структуре ее правовой культуры.

Таким образом, правовое поведение молодежи рассматривается как одна из форм социального взаимодействия и обозначает реальные действия индивидов в правовой сфере. Оно представляет собой внешнее проявление внутренних побуждений человека, выраженных в мотивах поведения, и является способом реализации правовой культуры. Исходя из социальной значимости правового поведения, оно может принимать правомерные формы, одобряемые здоровым общественным мнением и поощряемые государством, а также противоправные формы, предполагающие юридическую ответственность.

Список литературы

1. Черемисина А.А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. С. 35.

2. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 119.

3. Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. - М., 2013. С. 109.

4. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. - СПб., 2014. С. 226.

5. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Философский аспект мировоззрения педагога в процессе высшего профессионального образования // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.