Научная статья на тему 'Концептуализация понятия правовой культуры молодежи'

Концептуализация понятия правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / YOUTH / CULTURE / CONCEPTUALIZATION / LEGAL RELATIONS / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полухина О. П.

Статья посвящена характеристике правовой культуры молодежи как совокупности знаний, ценностей и установок личности (группы) относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления на современном этапе развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the legal culture of young people as a body of knowledge, values and attitudes of the individual (s) with respect to their rights and possibilities of their implementation at the present stage of development of civil society.

Текст научной работы на тему «Концептуализация понятия правовой культуры молодежи»

4. Кенжеева М.А. Некоторые аспекты совершенствования местного самоуправления в условиях рынка // Территория науки. 2015. № 5. С. 109-115.

5. Кузнецова С.П. Проблемы экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления на коррупциогенность // Территория науки. 2015. № 6. С. 164-168.

Полухина О.П.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

МОЛОДЕЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: молодежь, культура, концептуализация, правовые отношения, правовая культура.

Аннотация: статья посвящена характеристике правовой культуры молодежи как совокупности знаний, ценностей и установок личности (группы) относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления на современном этапе развития гражданского общества.

Keywords: youth, culture, conceptualization, legal relations, legal culture.

Abstract: the article is devoted to the legal culture of young people as a body of knowledge, values and attitudes of the individual (s) with respect to their rights and possibilities of their implementation at the present stage of development of civil society.

Предметом одного из научных направлений является правовая культура, под которой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности (группы) относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия индивидов и групп, как субъектов правовых отношений.

С позиций социологического подхода становится возможным целостное изучение правовой культуры как сложного полиструктурного явления, представляющего собой единство всеобщих, особенных и единичных форм правовых отношений, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека. Как составная часть общей культуры она отражает всеобщее проявление накопленных человечеством идей, знаний, традиций в области права. Особенности правовой культуры проявляются в исторически

сложившейся системе правовых отношений в условиях своеобразия российского общества. Мы видим их и в экономической, и в политической, и в социальной жизни общества, и в жизни отдельных социальных групп. Единичные формы правовой культуры находят проявление в индивидуально-личностной специфике правосознания и правового поведения, в отношениях людей с общественными структурами и друг с другом [1].

С особенными и единичными формами мы сталкиваемся в проявлениях правовой культуры в молодежной среде. Поэтому, при разработке социологической концепции правовой культуры молодежи, следует опираться на общие подходы к ее социологическому определению, выделив те из них, в которых в большей степени может проявиться специфика этой социально-демографической группы.

В рассмотренных проявлениях своего социального качества правовая культура выполняет многообразные функции, среди которых, применительно к молодежи, особенно выделяются: воспроизводственная, регулятивная, социализационная,

интеграционная. Воспроизводственная функция определяет роль правовой культуры в постоянном воспроизведении, самовосстановлении институционально-правового пространства общества. Образуя важнейший пласт общественного, группового и индивидуального сознания - правовых традиций, идей, принципов, установок, а также, формируя навыки, стиль взаимодействия субъектов правовых отношений, правовая культура обеспечивает воспроизводство правовых основ общественной жизни. Решающая роль в реализации данной функции принадлежит молодежи. Каждое молодое поколение призвано воспроизвести в своей структуре всю систему общественных отношений, включая правовые.

Социально-регулятивная функция правовой культуры обеспечивает формирование мотивов и моделей правового поведения людей. Являясь нормативной системой, правовая культура определяет то, что считается обоснованным, правильным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, традиций она ориентирует, направляет, упорядочивает повседневную деятельность людей. Роль правовой культуры в регулировании социальной жизни состоит в определении тех допустимых рамок, в которых может и должен действовать человек в правовом поле. В отношении молодежи данная функция является предметом особого внимания со стороны общества и государства. Она реализуется преимущественно в формах целенаправленного воздействия, через правовое образование и воспитание [2].

Социализационная функция реализуется в процессе межпоколенной мобильности путем преемственности структурных элементов правовой культуры в целостности. Преемственность правовой культуры представляет собой как объективный процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению, так и сознательно регулируемый посредством образования и воспитания. Правовая социализация - приобщение к историческому наследию в области права, усвоение норм и навыков правового поведения первостепенное значение имеет для молодежи. Психофизические и социальные свойства этой социальной группы в значительной мере связаны с наиболее активным периодом социализации.

Интеграционная функция правовой культуры направлена на объединение людей на основе приверженности их Закону. Освоение правовой культуры становится основанием для формирования чувства общности, принадлежности к сообществу единомышленников, готовых жить по Закону. Для молодежи данная функция играет особую роль в процессе ее интеграции в социальную структуру. Формирование общезначимых нормативных стандартов является необходимым условием успешного включения ее в различные структуры общества и идентификации с ними.

То есть правовые отношения рассматриваются под углом зрения феноменологии человеческой культуры, через присущие им свойства и функции. В этом смысле субъективные проявления правовой культуры фиксируются как последствия объективных процессов, отражающихся в определенных типах культурной среды. Культура здесь выступает в двух формах. С одной стороны, в форме коллективного сознания, предписывающего людям восприятие права как императив должного в поведении, поступать так, а не иначе, оценивать явления и действия определенным образом. В молодежной среде, представляющей собой множество субкультурных образований, складывается своеобразное групповое сознание, влияющее на отношение к собственным правам и обязанностям. С другой стороны, культура выступает в форме организации жизнедеятельности людей, упорядочивающей их взаимодействия и обеспечивающей возможности самореализации в правовой сфере. Субкультуры как формы организации молодежи формируют специфические способы саморегулирования в своей среде, зачастую противостоящие институциональным, в том числе и правовым [3].

Как видно, рассмотренные характеристики и функции правовой культуры в полной мере относятся к молодежи. На нее, как на часть общества, распространяется все многообразие общих состояний

правовой культуры, присущих каждому этапу общественного развития. Вместе с тем, особенные и единичные формы ее проявления в молодежной среде имеют свою специфику, которая вытекает из сущности молодежи как социальной группы.

Эта специфика определяется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Преемственность культуры во всех проявлениях, в том числе и правовой культуры, ее модернизация, с учетом обновленного опыта и передача последующим поколениям - основные социальные функции молодежи. В процессе их реализации происходит становление субъектности молодежи в различных сферах общественного производства и общественной жизни, что и определяет сущностные свойства этой социальной группы. Они проявляются во взаимосвязи трех составляющих: потенциальных сущностных сил, связанных с переходным (транзитивным) характером положения молодежи в основных сферах общественного производства и общественной жизни и выраженных в неполноте ее социального статуса; побудительно -мотивационных сущностных сил, характеризующихся лабильностью, неустойчивостью,

импульсивностью мотивационной сферы сознания; а также, детерминированных теми и другими, специфических форм социальной деятельности [4].

Неполнота социального статуса молодежи в правовой сфере оказывает влияние на характер ее взаимодействий с другими субъектами правовых отношений. На групповом и индивидуально-личностном уровне это может проявляться в дискриминации молодежи на основе возраста, в нарушении ее прав в образовании, в труде, в профессиональной деятельности, в сфере культуры, в семейных отношениях, в ограничении возможностей ее физического и духовного развития, в ущемлении прав личности. Лабильность молодежного сознания, связанная, прежде всего, с недостатком жизненного опыта, проявляется в разного рода деформациях правосознания, в неадекватных оценках правовых норм, в самоощущении правовой незащищенности. Специфически молодежные формы поведения (импульсивность мотивации, непосредственная зависимость от среды общения, эпатаж, различные формы отклоняющегося и экстремального поведения) в правовой сфере зачастую приобретают характер правонарушений.

Перенимая от предшествующих поколений правовые ценности и социальные условия с учетом собственного инновационного потенциала, каждое новое поколение молодежи становится субъектом правовых отношений. Не случайно уровень ее правовой культуры

является не только одним из важнейших показателей развития этой социально-демографической группы, но и значимым критерием модернизации общества в целом, становления правового государства [5].

Включаясь в существующую социальную структуру, молодое поколение усваивает накопленный родительскими поколениями опыт правовых отношений, интегрируется в институционально-правовую систему связей, норм, целесообразно ориентированных стандартов поведения и формирует собственный способ организации своей жизнедеятельности в правовом поле. Тем самым, осуществляются преемственность и воспроизводство молодежью социально-правового пространства.

Поэтому особенности правовой культуры молодежи вытекают из социальной сущности этой социальной группы, связанной с процессом становления ее субъектности в системе общественных отношений. В соответствии с методологическим подходом в исследовании правовой культуры молодежи основной упор делается на воспроизводстве определенного способа организации ее жизнедеятельности, представленного в ценностно-нормативной системе и в образцах поведения в правовой сфере. Таким образом, под правовой культурой молодежи понимается совокупность правовых знаний, ценностей, установок, норм, закрепленных в ее правовом сознании и реализуемых в правовом поведении, образующих определенный способ организации ее жизнедеятельности как становящегося субъекта воспроизводства социально-правового пространства общества.

Список литературы

1. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. № 2. - С. 119.

2. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования. - М., 2014. - С. 44.

3. Жигулин А.А. Теоретико-методологические основы исследования и развития правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля: монография / А.А. Жигулин, Н.В. Полянская. - Воронеж: ВЦНТИ, 2011. - С. 26.

4. Гулевич О.А. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. - М., 2013. - С 183.

5. Жигулин А.А. Психологическая структура правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности // Alma

mater (Вестник высшей школы). - 2011, № 7 - С. 39.

Руднева Н.В.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профилактика, поведение, студенты, правовая культура.

Аннотация: В статье рассматривается девиантное поведение как негативное явление в молодежной среде и значение его профилактики в процессе формирования правовой культуры студентов вуза.

Key words: prevention, behavior, students, legal culture.

Abstract: The article examines deviant behavior as a negative phenomenon among the youth and the importance of prevention in the formation of legal culture of students.

В период политико-экономических реформ в стране наибольшей трансформации всегда подвержены моральные ценности. Расширение негативных факторов влияния при формировании личности, ведет к увеличению риска девиантного поведения молодежи. Негативные тенденции распространяются даже в той молодежной среде, где всегда существовали традиции законопослушного поведения, а именно в студенчестве, вследствие чего профилактика девиантного поведения приобретает особую значимость.

Вспышка девиантного поведения, считает М.И. Еникеев, происходит при социальной нестабильности общества, обесценивании социальных норм, невозможности удовлетворения базовых потребностей социально-адаптированными способами, толерантности (терпимости) общества к дефектам социализации [1, с.80].

Проблема девиантного поведения молодежи, является актуальной в научных работах философов, педагогов, правоведов, психологов, социологов, что говорит о комплексности причин данного явления. В последнее время рассмотрение причин девиантного поведения молодежи всё чаще встречается и в исследованиях политологов, как фактора дестабилизации политической ситуации в стране.

Снижение общественного контроля и размытость социальных норм приводят к искажению представлений молодежи, в том числе студентов о поведенческой норме принятой в обществе. Нами был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.