Научная статья на тему 'Концептуализация понятия правовой культуры студентов высшего профессионального образования'

Концептуализация понятия правовой культуры студентов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / CULTURE / LEGAL CULTURE / LEGAL AWARENESS / LEGAL BEHAVIOR / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин А. А.

В статье представлена концепция правовой культуры студентов высшего профессионального образования, включающая понятие, психологические подходы, особенности, функции и уровни правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article introduces the concept of legal culture of students of higher education, including the concept, psychological approaches, features, functions and levels of legal culture

Текст научной работы на тему «Концептуализация понятия правовой культуры студентов высшего профессионального образования»

Территория науки. - 2014. - № 1.

Территория науки: мультидисциплинарный научно - практический журнал. - Воронеж: АНОО ВПО «ВЭПИ», 2013. - №5. - С. 6-9.

2. Бончукова Д.А. Финансовые механизмы повышения конкурентоспособности вузов // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 1.

3. Рейханова И.В. Рыночные факторы развития экономики вуза: взаимосвязи, циклы, процессы // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. №2.

4. Старобинская Н.М. Инновационность как фактор повышения конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования // Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Том I. -СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011.

Жигулин А.А.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: культура, правовая культура, правосознание, правовое поведение, профессиональное самоопределение.

Аннотация: в статье представлена концепция правовой

культуры студентов высшего профессионального образования, включающая понятие, психологические подходы, особенности, функции и уровни правовой культуры.

Key words: culture, legal culture, legal awareness, legal behavior, professional self-determination.

Abstract: article introduces the concept of legal culture of students of higher education, including the concept, psychological approaches, features, functions and levels of legal culture.

Становление права определило новые направления в изучении правовых отношений. Предметом одного из научных направлений стала правовая культура, под которой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности или группы относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия индивидов и групп, как субъектов правовых отношений. С позиций психологического подхода

16

Территория науки. - 2014. - № 1.

становится возможным целостное изучение правовой культуры как сложного полиструктурного явления, представляющего собой единство всеобщих, особенных и единичных форм правовых отношений, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека. Как составная часть общей культуры она отражает всеобщее проявление накопленных человечеством идей, знаний, традиций в области права. Особенности правовой культуры проявляются в исторически сложившейся системе правовых отношений в условиях своеобразия российского общества. Мы видим их и в экономической, и в политической, социальной, психологической жизни общества, и в жизни отдельных социальных групп. Единичные формы правовой культуры находят проявление в индивидуально-личностной специфике правосознания и правового поведения, в отношениях людей с общественными структурами и друг с другом [1, С. 90-92].

С особенными и единичными формами мы сталкиваемся в проявлениях правовой культуры в студенческой среде. Поэтому, при разработке концепции правовой культуры студентов, следует опираться на общие подходы к ее определению, выделив те из них, в которых в большей степени может проявиться специфика. В рассмотренных проявлениях правовая культура выполняет многообразные функции, среди которых, применительно к молодежи, особенно выделяются - воспроизводственная, регулятивная, социализационная, интеграционная и др. Воспроизводственная функция определяет роль правовой культуры в постоянном воспроизведении, самовосстановлении институционально-правового пространства общества. Образуя важнейший пласт общественного, группового и индивидуального сознания - правовых традиций, идей, принципов, установок, а также, формируя навыки, стиль взаимодействия субъектов правовых отношений, правовая культура обеспечивает воспроизводство правовых основ общественной жизни. Решающая роль в реализации данной функции принадлежит молодежи. Каждое молодое поколение призвано воспроизвести в своей структуре всю систему общественных отношений, включая правовые.

Социально-регулятивная функция правовой культуры обеспечивает формирование мотивов и моделей правового поведения людей. Являясь нормативной системой, правовая культура определяет то, что считается обоснованным, правильным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, традиций она ориентирует, направляет, упорядочивает повседневную деятельность людей. Роль правовой культуры в регулировании социальной жизни состоит в определении

17

Территория науки. - 2014. - № 1.

тех допустимых рамок, в которых может и должен действовать человек в правовом поле. В отношении молодежи данная функция является предметом особого внимания со стороны общества и государства. Она реализуется преимущественно в формах целенаправленного воздействия, через правовое образование и воспитание.

Социализационная функция реализуется в процессе межпоколенной мобильности путем преемственности структурных элементов правовой культуры в целостности. Преемственность правовой культуры представляет собой как объективный процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению, так и сознательно регулируемый посредством образования и воспитания. Правовая социализация - приобщение к историческому наследию в области права, усвоение норм и навыков правового поведения первостепенное значение имеет для студентов. Психофизические и социальные свойства этой социальной группы в значительной мере связаны с наиболее активным периодом социализации.

Интеграционная функция правовой культуры направлена на объединение людей на основе приверженности их Закону. Освоение правовой культуры становится основанием для формирования чувства общности, принадлежности к сообществу единомышленников, готовых жить по Закону. Для студентов данная функция играет особую роль в процессе ее интеграции в социальную структуру. Формирование общезначимых нормативных стандартов является необходимым условием успешного включения ее в различные структуры общества и идентификации с ними. То есть правовые отношения рассматриваются под углом зрения человеческой культуры, через присущие им свойства и функции. В этом смысле субъективные проявления правовой культуры фиксируются как последствия объективных процессов, отражающихся в определенных типах культурной среды. Культура здесь выступает в двух формах. С одной стороны, в форме коллективного сознания, предписывающего людям восприятие права как императив должного в поведении, поступать так, а не иначе, оценивать явления и действия определенным образом. В студенческой среде, представляющей собой множество субкультурных образований, складывается своеобразное групповое сознание, влияющее на отношение к собственным правам и обязанностям. С другой стороны, культура выступает в форме организации жизнедеятельности людей, упорядочивающей их взаимодействия и обеспечивающей возможности самореализации в правовой сфере. Субкультуры как формы организации студентов

18

Территория науки. - 2014. - № 1.

формируют специфические способы саморегулирования в своей среде, зачастую противостоящие институциональным, в том числе и правовым [2, С. 156].

Как видно, рассмотренные характеристики и функции правовой культуры в полной мере относятся к студентам высшего профессионального образования. На них, как на часть общества, распространяется все многообразие общих состояний правовой культуры, присущих каждому этапу общественного развития. Вместе с тем, особенные и единичные формы ее проявления в студенческой среде имеют свою специфику, которая вытекает из сущности студентов как социальной группы. Эта специфика определяется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Преемственность культуры во всех проявлениях, в том числе и правовой культуры, ее модернизация, с учетом обновленного опыта и передача последующим поколениям - основные функции студентов. В процессе их реализации происходит становление субъектности студентов в различных сферах общественного производства и общественной жизни, что и определяет сущностные свойства этой социальной группы. Они проявляются во взаимосвязи трех составляющих: потенциальных сущностных сил, связанных с транзитивным характером положения студентов в основных сферах общественного производства и общественной жизни и выраженных в неполноте ее социального статуса; побудительномотивационных сущностных сил, характеризующихся лабильностью, неустойчивостью, импульсивностью мотивационной сферы сознания; а также, детерминированных теми и другими, специфических форм социальной деятельности. Неполнота социального статуса студентов в правовой сфере оказывает влияние на характер ее взаимодействий с другими субъектами правовых отношений. На групповом и индивидуально-личностном уровне это может проявляться в дискриминации на основе возраста, в нарушении ее прав в образовании, в труде, в профессиональной деятельности, в сфере культуры, в семейных отношениях, в ограничении возможностей ее физического и духовного развития, в ущемлении прав личности. Лабильность студенческого сознания, связанная, прежде всего, с недостатком жизненного опыта, проявляется в разного рода деформациях правосознания, в неадекватных оценках правовых норм, в самоощущении правовой незащищенности. Специфически студенческие формы поведения - импульсивность мотивации, непосредственная зависимость от среды общения, эпатаж, различные формы отклоняющегося и экстремального поведения в правовой сфере зачастую приобретают характер правонарушений.

19

Территория науки. - 2014. - № 1.

В структуре правовой культуры студентов выделяется два уровня. Во-первых, уровень, определяемый деятельностью общественных и правовых институтов как некоторых объективных феноменов. Здесь речь идет о правовом поле жизнедеятельности студентов в целом и правовой системе, обеспечивающей реализацию их прав. Состояние правовой системы отражается индивидуальным сознанием молодых людей как возможность реализации собственных прав. Во-вторых, уровень группового и индивидуального правосознания и правового поведения студентов. Оба уровня взаимосвязаны между собой, образуя правовую культуру студетов в целостности. Эта взаимосвязь определяется диалектикой объективного и субъективного в правовой культуре. Совокупность объективных условий характеризующих правовое пространство, с одной стороны, выступает основанием формирования определенных интересов в студенческой среде, связанных с теми или иными правами, а с другой, оценивается как возможность реализации этих интересов. Оценка существующего законодательства, эффективности механизмов правовой защиты и других элементов правовой системы

осуществляется молодыми людьми с точки зрения возможностей реализации собственных интересов в конкретных жизненных ситуациях. Вместе с тем, интересы, осознанные под углом зрения права, активизируют жизнедеятельность студентов в правовой сфере, способствуя расширению ее возможностей как субъекта правовых отношений. То есть взаимосвязь объективного и субъективного уровней правовой культуры регулируется правовым сознанием.

Исходя из общих подходов, правовое сознание студентов, как субъекта правовых отношений, представляет собой способность отражать существующие теоретические идеи, взгляды, нормы, представления, а также реальные процессы, происходящие в правовой сфере. Однако эта способность имеет существенную специфику, связанную с тем обстоятельством, что студенты являются не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений. Следовательно, и их правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Это проявляется как в структуре правосознания, так и в степени зрелости и устойчивости составных элементов. В групповом и в индивидуальном правосознании студентов часто наблюдается разрыв между теоретическими представлениями и практическим опытом, явления аномии в нормативных структурах, противоречия в мотивационной сфере и многие другие проявления, свидетельствующие о недостаточной его зрелости. Специфика студенческого правосознания связана также с особенностями

20

Территория науки. - 2014. - № 1.

социального положения. Транзитивный период становления ее субъектности характеризуется переходным характером ее статуса во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в правовой. В этой связи возникают сиюминутные потребности, интересы, ценности, отражение которых усиливают лабильный характер правосознания. Таким образом, под правовым сознанием студентов понимается способность отражения теоретических идей, знаний, норм,

представлений о сущности, принципах права, законности, правопорядка, а также реальных процессов в правовой сфере, усвоения и закрепления их в ценностно-нормативной системе правового регулирования жизнедеятельности данной социальной группы, как становящегося субъекта воспроизводства правовых отношений [3, С. 73].

Из данного определения становится очевидной и структура правового сознания студентов. Она состоит из двух взаимосвязанных пластов сознания. Первый, когнитивно-анализирующий пласт, включает различные формы правовой информированности студентов и правовых знаний, а также способность оценивать, отбирать, накапливать, систематизировать, анализировать и усваивать правовую информацию. Тем самым реализуется когнитивная функция правового сознания студентов. Второй пласт, условно назовем его мотивационнорегуляционным, включает структуру потребностей, интересов, установок, ценностей, норм и оценку возможностей их практической реализации в конкретных ситуациях, образующих механизм регулирования правовых отношений. Дело в том, что эмоции и чувства подростков, как указывают психологи, принимают непосредственное участие в развитии и совершенствовании познавательных функций их организма. Они участвуют в сложнейших операциях, связанных с установлением значимости правовой информации для взаимоотношения подростка и общества [4, С. 331].

Важным моментом в регулировании правовых отношений становится осмысление субъектом возможного результата своей деятельности в соотношении, с одной стороны, с ее целями, а с другой, с существующими в обществе нормами права. То есть предполагаемая деятельность наполняется определенным смыслом.

Смыслообразующую роль в правовом сознании играют ценности. Являясь нравственным критерием, они придают правовому сознанию студентов избирательность и направленность. Среди множества возможных способов достижения цели субъект выбирает наиболее значимый в его системе ценностных представлений. В зависимости от

21

Территория науки. - 2014. - № 1.

того, какое место в этой системе занимает право, определяется выбор правовых или внеправовых форм поведения.

Правосознание является важнейшей детерминантой поведения в правовой сфере. Поведенческая составляющая в структуре правовой культуры студентов рассматривается как процесс ее взаимодействия с различными субъектами правовых отношений - другими людьми, общественными и государственными организациями, правоохранительными органами и т.д. При этом учитывается специфика социального поведения студентов, определяемая особенностями ее транзитивного положения в общественных структурах и лабильным характером ее сознания.

Эта специфика затрагивает все признаки правового поведения. И его социальную значимость, и его психологические составляющие, и юридическую регламентированность, и подконтрольность правовой системе. Так, в силу переходности ее социального статуса, связанной с промежуточностью и неустойчивостью ее социального положения, социальная значимость правового поведения не всегда адекватно оценивается молодыми людьми. Несформированность правовых чувств, отсутствие правовых навыков, позитивных правовых привычек зачастую препятствуют саморегуляции правового поведения студентов. Не высокий уровень правовой информированности студентов, недостаток правового опыта не способствуют формированию устойчивых ценностно-нормативных комплексов в лабильном сознании, что размывает влияние юридической регламентированности ее правового поведения. Разнообразные субкультурные проявления, определяющие специфический способ организации жизнедеятельности студентов, и, являющиеся часто фактором отрицания общественных норм, противостояния официальным структурам, не могут не оказывать влияние на ее отношение к правовой системе, к правоохранительным и правоприменительным органам. Все это определяет специфику правового поведения студентов высшего профессионального образования [5, С. 79].

Таким образом, правовое поведение студентов высшего профессионального образования рассматривается, как одна из форм социального взаимодействия и обозначает реальные действия индивидов в правовой сфере. Оно представляет собой внешнее проявление внутренних побуждений человека, выраженных в мотивах поведения, и является способом реализации правовой культуры. Исходя из значимости правового поведения, оно может принимать правомерные формы, одобряемые здоровым общественным мнением и

22

Территория науки. - 2014. - № 1.

поощряемые государством, а также противоправные формы, предполагающие юридическую ответственность.

Список литературы

1. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 2010. - С. 90-92.

2. Климов Е. А. Психология профессионального

самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 156.

3. Чупров В.И. Профессиональное самоопределение

молодежи // Педагогика, 2003. - № 5. - С. 73.

4. Семитко А.П., Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права, 2009. - № 3. - С. 331.

5. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, 2007. - №3. - С. 79.

Лелеков В.А., Кошелева Е.В.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Воронежский институт МВД России Московский университет МВД России

Ключевые слова: предупреждение преступлений, студенты, высшее учебное заведение.

Аннотация: в статье рассмотрен современный опыт работы по предупреждению преступности и правонарушений среди студентов в областях Центрально-Черноземного региона.

Keywords: crime prevention, students, higher education institution.

Abstract: In the article the modern experience of working to prevent crime and delinquency among students in the areas of Central Black Earth region.

В ряде регионов накоплен положительный опыт совместной работы по профилактике правонарушений среди студентов администраций и студенческих коллективов вузов, органов внутренних дел, органов местного самоуправления и других субъектов.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.