регулирования устойчивого развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности страны // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 18-22.
4. Тарбинский О.Г. Местное самоуправление в Кыргызстане: ретроспектива, проблемы, возможные модели развития. - Бишкек, 2005.
5. Умаров С.Т., Дадабаев Н.А. Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана // Синергия. 2015. № 1. С. 35-40.
Клевцова Н.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: культура, право, правовые отношения, теоретические подходы, правовая культура.
Аннотация: статья посвящена сущности и функциям правовой культуры, исследованию теоретических подходов изучению и анализу правового сознания и правовой культуры.
Keywords: culture, law, legal relationships, theoretical approaches, legal culture.
Abstract: the article focuses on the nature and function of legal culture, the study of theoretical approaches research and analysis of legal awareness and legal culture.
Осознание потребности в углубленной разработке теоретических и прикладных проблем становления системы прав и обязанностей человека в непосредственной зависимости от изменяющихся экономических, политических, социальных условий жизни общества явилось предпосылкой изучения правовой культуры.
При анализе структурных элементов содержания правовой культуры необходимо иметь в виду родовое понятие «культура», под которой подразумевается уровень развития общественных отношений, необходимая сторона общества, синтетическая характеристика человека, уровня и меры его развития» [1].
В современных условиях происходит девальвация традиционных образцов правовой культуры, а формирование современных, соответствующих правовому государству, сталкивается с незрелостью экономических, политических, социальных, социально-
психологических и многих других условий.
Преобразование условий жизни является определяющим фактором развития культуры, что находит отражение в ее содержании. Решающую роль в развитии правовой культуры играет осознание и реализация общественных интересов и потребностей. Интерес в праве носит объективный характер, но при этом необходимо различать реально существующий интерес и его отражение в правосознании и в правовых нормах». Поэтому содержание правовой культуры коренится в диалектической связи общественных и индивидуальных интересов.
Правовая культура начинается там, где систематическое воспроизведение условий обеспечивает единство правовых знаний, ценностей, интересов и практической деятельности по их реализации в норме поведения, ставшей общим правилом. Нормативность правовой культуры пронизывает все уровни коренных общественных интересов: сферу сознания, правовой идеологии, ценностных ориентаций, область общественной практики, образ жизни, механизмы преемственности и передачи исторического и социального опыта [2].
Деятельностный подход к определению культуры в широком смысле раскрывает содержание правовой культуры как способа деятельности людей и формы их взаимодействия в системе правовых отношений. А правовая культура в парадигме данного подхода - это элемент общей культуры, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования общественных отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка. Она представляет собой сложный комплекс характеристик правовой жизни: правосознания, правоотношений, правового поведения и возможностей реализации собственных прав.
В существующих теоретико-методологических подходах к правовой культуре выделяются различные основания структурирования. Они различаются по субъектам (носителям) правовой культуры, по объективным и субъективным ее составляющим, по соотношению общественных и индивидуальных интересов, по идеологическим и социально-психологическим, ценностным и поведенческим компонентам, по уровню правовых знаний, степени их закрепления в сознании, реализации в практической деятельности.
Все многообразие этих оснований можно свести к трем базовым составным элементам структуры правовой культуры: познавательным (когнитивным), нравственно-оценочным и поведенческим.
Познавательные элементы - знания, информированность людей о правах и обязанностях, их законодательном закреплении, о правовых механизмах их реализации. Ценностные - отношение к праву и к правовой системе, характер и направленность правовых ценностей, их связь с коренными интересами, правовая составляющая в мотивах и установках. Познавательные и ценностные элементы составляют основу правового сознания. Поведенческие, выраженные в соблюдении правовых норм и законов, в сочетании прав и обязанностей, представляют собой различные способы правовой деятельности [3].
Под правовым сознанием в структуре правовой культуры имеется в виду отражение и усвоение субъектом правовых отношений системы взглядов, знаний, ценностей, убеждений о сущности, принципах права, законности, правопорядка.
Правовое сознание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, отражая противоречия их взаимовлияния. Этим объясняется противоречивость правового сознания. Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет свой особый предмет отражения реальной действительности. Правовое сознание отражает практическую деятельность людей в различных сферах общества, регулируемую нормами права или нуждающуюся в правовом регулировании [4].
В его структуре выделяются индивидуальные, групповые, общественные формы, существующие в единстве и взаимосвязи. В формировании индивидуального правосознания важная роль принадлежит специфическим условиям жизни людей, ближайшей среде их общения (в семье, в ближайшем окружении, в учебном или трудовом коллективе), придающим ему индивидуальный, неповторимый характер. В групповом правосознании отчетливо проявляется влияние условий бытия, характерных для представителей конкретной социальной группы. Эти условия отражаются в потребностях, интересах и ценностях людей, определяя специфику группового правосознания.
Социальная сущность правового сознания находит проявление в выполняемых им функциях. Среди множества функций, характеризующих правосознание можно выделить: познавательную (когнитивную), идеологическую, моделирования, нормативно-прогностическую. Знание права и отношение к нему, являются ключевыми в реализации познавательной функции. Она относится к числу важнейших, поскольку определяет не только содержательную сторону и направленность правового сознания, но и характер
взаимодействия субъекта правовых отношений с обществом. Информированность о правовых идеях и принципах, существующих в обществе, о системе правовых отношений и механизмах их регулирования, о собственных правах и обязанностях, знание законов и меры ответственности за их нарушение образуют нормативную составляющую правового сознания. Вместе с тем, в нем отражаются обыденные представления о реально существующих явлениях и процессах в правовой жизни.
Значение идеологической функции определяется ролью доминирующих в обществе правовых идей, составляющих основу механизма правового регулирования. В модернизирующимся российском обществе - это конституционные идеи как основа правового государства, обеспечивающего приоритет прав человека. Благодаря идеологической функции, правосознание входит в систему регулирования непосредственного поведения людей в правовой сфере. 1
Функция правового моделирования связана с формированием в правовом сознании определенных моделей (правил) поведения и с их оценкой как должных, социально необходимых для соблюдения в конкретных правовых ситуациях.
Нормативно-прогностическая функция определяет связь формируемых в правовом сознании нормативных представлений о правовом поведении с возможными его последствиями, включая правовую ответственность. Она отражает способность правосознания предвидеть результаты конкретных действий с точки зрения права, проигрывать в процессе правового регулирования обратную связь между правовыми нормами и возможными моделями поведения.
Рассмотренные функции правового сознания тесно связаны между собой и выступают в единстве, обеспечивая его целостность. Именно в целостной форме оно входит в структуру правовой культуры, определяя ее направленность [5].
Как составная часть правовой культуры, индивидуальное и групповое поведение сами представляют собой «сложные структурные образования, включающие объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю) стороны (механизмы, проявления)». Внешние механизмы выражаются в требованиях, содержащихся в правовых нормах, которые переводятся во внутренние правовые установки личности (группы), определяющие состояние поведенческой готовности. Это указывает на связь правового поведения с правосознанием. Потребности, интересы, ценности, образующие мотивационную сферу правосознания, оказывают непосредственное влияние на характер и направленность правового поведения личности
(группы). Поэтому мотив является важнейшим элементом субъективной стороны поведения человека в правовой сфере.
Характер индивидуальных и групповых проявлений мотивационной структуры определяется состоянием общественных форм правового сознания, объективными условиями бытия и субъективными факторами. А доминирование тех или иных мотивов в структуре правосознания является важной характеристикой правовой культуры личности, группы.
Таким образом, изучение правовой культуры способствует не только более углубленному изучению ее сущности, но и позволяет раскрыть механизмы ее социальной регуляции.
Список литературы
1. Жигулин А.А. Теоретико-методологические основы исследования и развития правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля: монография / А.А. Жигулин, Н.В. Полянская. - Воронеж: ВЦНТИ, 2011. - С. 25.
2. Гулевич О.А. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. - М., 2013. - С. 49.
3. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 118.
4. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 201-203.
5. Жигулин А.А. Психологическая структура правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 38.
Кочисов В.К., Кочисов С.В.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Российский государственный университет правосудия
Ключевые слова: юридическое образование, правовая образованность, учебный процесс.
Аннотация: В статье рассматривается юридическое образование