Научная статья на тему 'Теоретические подходы к исследованию правовой культуры'

Теоретические подходы к исследованию правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
культура / право / правовые отношения / теоретические подходы / правовая культура / culture / law / legal relationships / theoretical approaches / legal culture.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клевцова Н. А.

Статья посвящена сущности и функциям правовой культуры, исследованию теоретических подходов изучению и анализу правового сознания и правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article focuses on the nature and function of legal culture, the study of theoretical approaches research and analysis of legal awareness and legal culture.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к исследованию правовой культуры»

регулирования устойчивого развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности страны // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 18-22.

4. Тарбинский О.Г. Местное самоуправление в Кыргызстане: ретроспектива, проблемы, возможные модели развития. - Бишкек, 2005.

5. Умаров С.Т., Дадабаев Н.А. Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана // Синергия. 2015. № 1. С. 35-40.

Клевцова Н.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: культура, право, правовые отношения, теоретические подходы, правовая культура.

Аннотация: статья посвящена сущности и функциям правовой культуры, исследованию теоретических подходов изучению и анализу правового сознания и правовой культуры.

Keywords: culture, law, legal relationships, theoretical approaches, legal culture.

Abstract: the article focuses on the nature and function of legal culture, the study of theoretical approaches research and analysis of legal awareness and legal culture.

Осознание потребности в углубленной разработке теоретических и прикладных проблем становления системы прав и обязанностей человека в непосредственной зависимости от изменяющихся экономических, политических, социальных условий жизни общества явилось предпосылкой изучения правовой культуры.

При анализе структурных элементов содержания правовой культуры необходимо иметь в виду родовое понятие «культура», под которой подразумевается уровень развития общественных отношений, необходимая сторона общества, синтетическая характеристика человека, уровня и меры его развития» [1].

В современных условиях происходит девальвация традиционных образцов правовой культуры, а формирование современных, соответствующих правовому государству, сталкивается с незрелостью экономических, политических, социальных, социально-

психологических и многих других условий.

Преобразование условий жизни является определяющим фактором развития культуры, что находит отражение в ее содержании. Решающую роль в развитии правовой культуры играет осознание и реализация общественных интересов и потребностей. Интерес в праве носит объективный характер, но при этом необходимо различать реально существующий интерес и его отражение в правосознании и в правовых нормах». Поэтому содержание правовой культуры коренится в диалектической связи общественных и индивидуальных интересов.

Правовая культура начинается там, где систематическое воспроизведение условий обеспечивает единство правовых знаний, ценностей, интересов и практической деятельности по их реализации в норме поведения, ставшей общим правилом. Нормативность правовой культуры пронизывает все уровни коренных общественных интересов: сферу сознания, правовой идеологии, ценностных ориентаций, область общественной практики, образ жизни, механизмы преемственности и передачи исторического и социального опыта [2].

Деятельностный подход к определению культуры в широком смысле раскрывает содержание правовой культуры как способа деятельности людей и формы их взаимодействия в системе правовых отношений. А правовая культура в парадигме данного подхода - это элемент общей культуры, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования общественных отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка. Она представляет собой сложный комплекс характеристик правовой жизни: правосознания, правоотношений, правового поведения и возможностей реализации собственных прав.

В существующих теоретико-методологических подходах к правовой культуре выделяются различные основания структурирования. Они различаются по субъектам (носителям) правовой культуры, по объективным и субъективным ее составляющим, по соотношению общественных и индивидуальных интересов, по идеологическим и социально-психологическим, ценностным и поведенческим компонентам, по уровню правовых знаний, степени их закрепления в сознании, реализации в практической деятельности.

Все многообразие этих оснований можно свести к трем базовым составным элементам структуры правовой культуры: познавательным (когнитивным), нравственно-оценочным и поведенческим.

Познавательные элементы - знания, информированность людей о правах и обязанностях, их законодательном закреплении, о правовых механизмах их реализации. Ценностные - отношение к праву и к правовой системе, характер и направленность правовых ценностей, их связь с коренными интересами, правовая составляющая в мотивах и установках. Познавательные и ценностные элементы составляют основу правового сознания. Поведенческие, выраженные в соблюдении правовых норм и законов, в сочетании прав и обязанностей, представляют собой различные способы правовой деятельности [3].

Под правовым сознанием в структуре правовой культуры имеется в виду отражение и усвоение субъектом правовых отношений системы взглядов, знаний, ценностей, убеждений о сущности, принципах права, законности, правопорядка.

Правовое сознание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, отражая противоречия их взаимовлияния. Этим объясняется противоречивость правового сознания. Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет свой особый предмет отражения реальной действительности. Правовое сознание отражает практическую деятельность людей в различных сферах общества, регулируемую нормами права или нуждающуюся в правовом регулировании [4].

В его структуре выделяются индивидуальные, групповые, общественные формы, существующие в единстве и взаимосвязи. В формировании индивидуального правосознания важная роль принадлежит специфическим условиям жизни людей, ближайшей среде их общения (в семье, в ближайшем окружении, в учебном или трудовом коллективе), придающим ему индивидуальный, неповторимый характер. В групповом правосознании отчетливо проявляется влияние условий бытия, характерных для представителей конкретной социальной группы. Эти условия отражаются в потребностях, интересах и ценностях людей, определяя специфику группового правосознания.

Социальная сущность правового сознания находит проявление в выполняемых им функциях. Среди множества функций, характеризующих правосознание можно выделить: познавательную (когнитивную), идеологическую, моделирования, нормативно-прогностическую. Знание права и отношение к нему, являются ключевыми в реализации познавательной функции. Она относится к числу важнейших, поскольку определяет не только содержательную сторону и направленность правового сознания, но и характер

взаимодействия субъекта правовых отношений с обществом. Информированность о правовых идеях и принципах, существующих в обществе, о системе правовых отношений и механизмах их регулирования, о собственных правах и обязанностях, знание законов и меры ответственности за их нарушение образуют нормативную составляющую правового сознания. Вместе с тем, в нем отражаются обыденные представления о реально существующих явлениях и процессах в правовой жизни.

Значение идеологической функции определяется ролью доминирующих в обществе правовых идей, составляющих основу механизма правового регулирования. В модернизирующимся российском обществе - это конституционные идеи как основа правового государства, обеспечивающего приоритет прав человека. Благодаря идеологической функции, правосознание входит в систему регулирования непосредственного поведения людей в правовой сфере. 1

Функция правового моделирования связана с формированием в правовом сознании определенных моделей (правил) поведения и с их оценкой как должных, социально необходимых для соблюдения в конкретных правовых ситуациях.

Нормативно-прогностическая функция определяет связь формируемых в правовом сознании нормативных представлений о правовом поведении с возможными его последствиями, включая правовую ответственность. Она отражает способность правосознания предвидеть результаты конкретных действий с точки зрения права, проигрывать в процессе правового регулирования обратную связь между правовыми нормами и возможными моделями поведения.

Рассмотренные функции правового сознания тесно связаны между собой и выступают в единстве, обеспечивая его целостность. Именно в целостной форме оно входит в структуру правовой культуры, определяя ее направленность [5].

Как составная часть правовой культуры, индивидуальное и групповое поведение сами представляют собой «сложные структурные образования, включающие объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю) стороны (механизмы, проявления)». Внешние механизмы выражаются в требованиях, содержащихся в правовых нормах, которые переводятся во внутренние правовые установки личности (группы), определяющие состояние поведенческой готовности. Это указывает на связь правового поведения с правосознанием. Потребности, интересы, ценности, образующие мотивационную сферу правосознания, оказывают непосредственное влияние на характер и направленность правового поведения личности

(группы). Поэтому мотив является важнейшим элементом субъективной стороны поведения человека в правовой сфере.

Характер индивидуальных и групповых проявлений мотивационной структуры определяется состоянием общественных форм правового сознания, объективными условиями бытия и субъективными факторами. А доминирование тех или иных мотивов в структуре правосознания является важной характеристикой правовой культуры личности, группы.

Таким образом, изучение правовой культуры способствует не только более углубленному изучению ее сущности, но и позволяет раскрыть механизмы ее социальной регуляции.

Список литературы

1. Жигулин А.А. Теоретико-методологические основы исследования и развития правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля: монография / А.А. Жигулин, Н.В. Полянская. - Воронеж: ВЦНТИ, 2011. - С. 25.

2. Гулевич О.А. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. - М., 2013. - С. 49.

3. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 118.

4. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 201-203.

5. Жигулин А.А. Психологическая структура правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 38.

Кочисов В.К., Кочисов С.В.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Российский государственный университет правосудия

Ключевые слова: юридическое образование, правовая образованность, учебный процесс.

Аннотация: В статье рассматривается юридическое образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.