Научная статья на тему 'Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования'

Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / РЫНОК ТРУДА / INNOVATION / HIGHER EDUCATION / MODERNIZATION / QUALITY MANAGEMENT / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иголкин С. Л., Смольянинова И. В., Шаталов М. А.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения качества высшего образования. Обосновывается роль инноваций в системе подготовки конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of quality assurance in higher education. Substantiates the role of innovation in the training of competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования»

ОБРАЗОВАНИЕ Иголкин С.Л., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инновации, высшее образование, модернизация, менеджмент качества, рынок труда.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения качества высшего образования. Обосновывается роль инноваций в системе подготовки конкурентоспособного специалиста.

Keywords: innovation, higher education, modernization, quality management, the labor market.

Abstract: The article considers the problem of quality assurance in higher education. Substantiates the role of innovation in the training of competitive specialist.

Образование исторически представляет особое значение для государства, особую актуальность проблемы отечественного образования, его развития и совершенствования приобретают в настоящее время, что связано, в частности, с проблемами нестабильности внешней среды и снижением государственных расходов на систему высшего образовнаия.

Образование в России представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, а также государства, сопровождающийся утверждением и подтверждением достижений обучающимся установленных государством образовательных уровней. Образование - важнейшая и значимая подсистема социальной сферы государства, обеспечивающее получение систематизированных компетенций с дальнейшей целью их применения в профессиональной деятельности [4-5].

Одной из основных задач образовательных организаций высшего образования -обеспечение высокого качества образования. Реализация решения данной задачи возможно только при наличии созданных благоприятных условий, что является одним из обязательных условий обеспечения качественного образования: развитие современных материально-технических, информационных и кадровых ресурсов; наличие оборудованных аудиторий и кабинетов, печатных и электронных учебных пособий, периодических изданий и прочей

научной литературы, демонстрационного и лабораторного оборудования, интерактивных и мультимедийных комплексов.

В научной литературе существует два термина: «качество обучения» и «качество образования». Данные дефиниции в некоторой степени различны между собой. «Качество обучения» включает в себя результат образовательного процесса (организация учебно -методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации и «остепененности» профессорско-преподавательского состава, интеллектуальный потенциал студентов образовательной организации). Термин же «качество образования» также состоит из вышеперечисленных характеристик, однако, в дополнение включает такой фактор, как востребованность выпускников образовательной организации в профессиональной деятельности, его конкурентоспособность на рынке труда [1; 4].

В этой связи необходим поиск адаптивных методов и инструментов повышения качества образования с привлечением всех заинтересованных лиц: государства, общества, работодателей (Рисунок 1).

Качество высшего образования

Качество образованности выпускников образовательной организации

Качество образовательной системы

Качество образовательной среды Влияние высшего образования на общество

Рисунок 1. Механизм взаимодействия составляющих уровня качества высшего образования

При этом, по мнению авторов, основным элементом в рамках повышения качества образования является современный менеджмент

качества образовательных услуг, позволяющий эффективно управлять образовательными организациями высшего профессионального образования и, соответственно, повышать уровень качества образования (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Механизм взаимодействия основных элементов менеджмента качества образовательных услуг

Так, в частности, менеджмент качества образования позволяет [23]:

- сформировать адаптивную систему оценки качества образования (включая принцип «ориентации на потребителя»);

- организовать систему диагностики и мониторинга качества;

- разрабатывать и внедрять оценки качества на основе компетентностного подхода;

- реализовывать модель внутривузовской системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава путем стимулирующих надбавок за качество работы и т.д.

При этом в условиях модернизации образования и перехода на

инновационный путь развития эффективность системы образования напрямую зависит от качества предлагаемых образовательных услуг. Если брать во внимание только качественные факторы методов обучения, то необходимо сделать акцент на инновационных методах обучения, ведь только в симбиозе с традиционными академическими методами, инновации в образовательной сфере дают синергетический эффект в подготовке будущих специалистов [6]. Данный фактор позволяет последним быть не только востребованным специалистом в своей области, но и быть конкурентоспособным на рынке труда и, что главное - быть профессионалами.

В этой связи необходимо более широкое внедрение инновационных методов обучения, к которым, в частности, можно отнести:

1. Метод проектов. Данный метод позволяет студентам развивать и укреплять свои теоретические знания при практических разработках, нарабатывая опыт.

2. Метод сотрудничества и кооперирования. Данный метод позволяет нарабатывать и укреплять исследовательский, поисковый способ развития; применение мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и т.д. позволяет повышать уровень теоретических и практических знаний исследовательским путем, что способствует накоплению опыта.

3. Компьютерное моделирование. Позволяет сымитировать реальные условия профессиональной деятельности на учебных тренажерах, максимально приблизиться к реальности.

4. Метод «Case-study». Данный метод может быть назван методом анализа и решения конкретных ситуаций.

5. Метод «мозгового штурма» помогает решить несколько задач: применяется метод, используемый в профессиональной деятельности будущего выпускника, экспертные группы при помощи рабочих версий анализируют самые разнообразные идеи с доказательствами важность и значимости придуманной или реальной ситуации, также получают опыт организации и проведения инновационного занятия.

6. Иные интерактивные методы обучения.

В рамках данного исследования, безусловно, не представляется возможным охватить все существующие методы инновационного обучения. Однако, рассмотрев некоторые из них, можно уверенно сделать вывод о том, что разнообразие форм, методов и способов преподнесения учебного материала студенту влечет за собой не только повышение знаний будущего выпускника, но и позволяет заинтересовать его, привлечь большее внимание к самостоятельной работе, к личностно-профессиональному развитию. Необходимо

отметить, что эффективность любой образовательной системы и образовательного процесса зависит от обратной связи со стороны студентов. Только их желание, интерес, мотивация к получению знаний является главной движущей силой качественного образования.

В заключении хотелось сделать некоторые рекомендации по повышению качества отечественного высшего образования:

- усиление ориентации законодательства на обеспечение качественных показателей эффективности (взамен количественных);

- совершенствование системы мониторинга качества высшего образования на всех уровнях управления;

- перенос вектора обучения в сторону самостоятельной работы студентов с применением современных инновационных форм обучения;

- более широкое привлечение работодателей и бизнес-ссобщества к разработке новых перспективных образовательных программ;

- формирование системы непрерывного образования как обучающихся, так и преподавателей и т.д.

Таким образом, актуальный на сегодня вопрос качества образования в России априорно вызывает необходимость реализовывать в образовательной организации инновационные методы обучения. Инновации являются платформой для создания гибкой системы подготовки специалистов, включающей все ее виды и уровни; обновления содержания и структуры профессионального образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями развития народного хозяйства и запросами рынка труда.

Список литературы

1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В. Механизм интегрированного финансового обеспечения негосударственного ВУЗа // Территория науки. 2014. Т. 1. № 1. С. 11-15.

2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.

3. Иголкин С.Л. Опыт инновационного развития научно-образовательных структур в современных условиях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 5-9.

4. Кузьменко Н.И. Образовательные кластеры как составляющие

инновационного развития региона // Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 6 (6). С. 17-20.

5. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Философский аспект мировоззрения педагога в процессе высшего профессионального образования // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. 66-68

6. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов // Современная педагогика. 2014. № 11 (24). С. 56-60.

Майер Р.В.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭМПИРИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧЕНИКА

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

Ключевые слова: дидактика, методика преподавания, обучение физике, оценка знаний, учитель, ученик.

Аннотация: Предложена классификация вопросов, позволяющих оценить уровень сформированности в сознании ученика системы эмпирических и теоретических знаний по физике. Предполагается, что уровень эмпирических знаний зависит от знаний обобщенных фактов, эмпирических законов, прикладных фактов, методов доказательства (установления) фактов и их объяснения. Для оценки теоретических знаний учитель спрашивает у ученика определения объектов (явлений) и физических величин, формулировки принципов (аксиом, постулатов) и законов, обоснование теоретических положений.

Keywords: didactics, teaching methods, training in physics, assessment of knowledge, teacher, pupil.

Abstract: Classification of the questions allowing to estimate formation level of system of empirical and theoretical physics knowledge in the pupil's consciousness is offered. It is supposed that the level of empirical knowledge depends on knowledge of the generalized facts, empirical laws, the applied facts, methods of the fact-finding and their explanation. For an assessment of theoretical knowledge the teacher asks the pupil of definition of objects, phenomena and physical quantities, the formulation of the principles (axioms, postulates) and laws, justification of theoretical propositions.

Как известно, процесс обучения может быть сведен к выполнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.