УДК 377. 352
И.В. Осипова, Н.Н. Богряшова, Н.И. Голышев,
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Инновационные методы обучения при подготовке бакалавров с использованием «электронных кейсов»
Условия развития профессионально-педагогического образования предъявляют иные требования к подготовке бакалавров. Запросы общества определили тенденции к инновационным преобразованиям на уровне стратегических целей образования,тес-но связанных с проблемами развития российского общества. Так, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» отражена решимость государства вместе с общественностью принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России. Эта доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России.
В связи с этим в настоящее время в системе образования существует ряд проблем:
- деформация структуры и объема подготовки кадров высшего звена, что не соответствует реальным потребностям рынка трудовых ресурсов;
- дефицит компетентных рабочих кадров, препятствующий дальнейшему развитию страны;
- недостаточная и статичная материально-технологическая
Российский государственный профессионально-педагогический университет
(г. Екатеринбург)
база большинства учреждений среднего профессионального образования, не отражающая динамику инновационных изменений в отечественном и мировом производстве;
- разница между содержанием профессионального образования, исходящего из потребностей инновационного развития страны, и запросами рынка труда, связанными с тенденциями мирового социально-экономического развития;
- состояние кадровых ресурсов системы профессионального
образования (уменьшение преподавательского состава в учреждениях среднего профессионального образования, увеличение числа преподавателей из системы начального профессионального образования... , большая доля преподавателей в возрасте старше 50 лет, не готовых адаптироваться к современным условиям и др.).
Таким образом, актуальным становится вопрос об уточнении уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы, ко-
© Осипова И.В., Богряшова Н.Н., Голышев Н.И., 2016
ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА ОСИПОВА
кандидат педагогических наук, доктор педагогических наук Международного института «ИНФО-Рутения» Международной академии наук Сан-Марино, профессор кафедры документационного и правового обеспечения Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург). Сфера научных интересов: система уровневого профессионально-педагогического образования, компетентностный подход, креативность педагога профессионального обучения, методологические проблемы системы профессионально-педагогического образования, проектирования оценочных средств. Автор более 250 публикаций
торый по очевидным причинам не соответствует требованиям государства, общества и экономики.
Условия подготовки, адресной переподготовки и повышения квалификации педагогов и мастеров профессионального обучения недостаточны для удовлетворения потребностей системы профессионального образования.
Очевидно, что инновационное развитие и повышение конкурентоспособности страны возможны только посредством кардинальных изменений в системе образования, которые предусматривают его должное качество и эффективность, его динамичность и
НАТАЛЬЯ
НИКОЛАЕВНА
БОГРЯШОВА
(УЛЬЯШИНА)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Уральского государственного аграрного университета, докторант Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург). Сфера научных интересов: подготовка студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии, дидактико-технологический инструментарий оценки уровня компетенций, специфика подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения. Автор более 80 публикаций
гибкость, всеобщее и непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.
Современные образовательные организации нуждаются не столько в усовершенствовании систем подготовки рабочих кадров, сколько во внедрении инноваций: усовершенствовании материально-технологической базы, обновлении содержания, технологий, форм и методов профессиональной подготовки обучающихся.
Перспективные стратегии подготовки специалистов и рабо-
чих предполагают оптимизацию и дифференциацию программ подготовки по прикладным квалификациям на базе образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, специализированных центров адресной и внутрифирменной подготовки. Это не может не отразиться на развитии системы профессионально-педагогического образования, напрямую связанной с подготовкой специалистов среднего звена для различных отраслей экономики. Очевидно, что вся система профессионально-педагогического образования должна трансформироваться в вариативную модель, предусматривающую подготовку по различным образовательным программам и программам адресной профессиональной переподготовки. При этом достаточно высока востребованность и необходимость подготовки по инте-гративным программам.
Содержание подготовки педагогов в системе профессионально-педагогического образования кардинально отличается от подготовки других специалистов. Подготовка по образовательным программам по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» предполагает использование инновационных подходов к разработке ее содержания.
В настоящей статье мы особое внимание уделим современным методам и подходам в системе профессионально-педагогического образования с целью определения актуальных аспектов для построения инновационного образовательного процесса.
При этом содержание подготовки современного специалиста мы определим посредством следующих требований:
- содержание обучения должно быть ориентировано на формирование обще культурных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными го-
НИКОЛАЙ ИГОРЕВИЧ ГОЛЫШЕВ
педагог профессионального обучения в области сварочного производства колледжа энергетики и машиностроения Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург). Сфера научных интересов: подготовка студентов по рабочим профессиям, присвоение квалификационных разрядов, современные методы обучения производственным процессам. Автор 10 публикаций
Рассматриваются особенности процесса подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе. Предложены подходы к разработке дидактико-технологическо-го обеспечения моделирования процесса подготовки производственно-технологического компонента в профессионально-педагогической деятельности на примере электронного кейс-бука.
Ключевые слова: дидактико-технологическое обеспечение, профессионально-педагогическая деятельность, электронный кейс-бук, подготовка студентов.
In this article considers the peculiarities of the process of preparation of students in vocational pedagogical University. The authors have proposed approaches for the development of didactic technology software for modeling of the process of preparation of the production-technological component in the professional-pedagogical activity on the example of the electronic case-book.
Key words: didactic-technological support, professional-pedagogical activity, electronic case-book, prepare students.
сударственными образовательными стандартами;
- содержание обучения должно предусматривать формирование способов действия, характерных для профессионально-педагогической деятельности бакалавра;
- содержание подготовки современного специалиста детерминировано инновационными средствами дидактико-техноло-гического обеспечения учебного процесса.
Дидактико-технологическое обеспечение представляет собой систему нормативных документов, методических, технологических и контрольно-измерительных материалов для подготовки будущих педагогов.
Состав и структура дидакти-ко-технологического обеспечения зависят от содержания подготовки современного специалиста, которое отражает нормативный, учебно-методический и контролирующий компоненты. При разработке дидактико-технологическо-го инструментария необходимо учесть анализ поля будущей профессионально-педагогической деятельности бакалавра для последующего выполнения им функций в рамках компетентностного подхода.
Одним из инновационных методов для подготовки современного специалиста становится метод «электронных кейсов». Он включает организацию интерактивных форм взаимодействия, применяющихся на занятиях с использованием информационных технологий.
Метод «электронных кейсов» -это способ организации образовательного процесса с целью формирования профессионально-педагогических компетенций у будущих бакалавров с применением инновационных образовательных технологий.
Метод «электронных кейсов» предусматривает деятельную позицию будущих педагогов по от-
Метод «электронных кейсов» помогает эффективно усваивать знания в сотрудничестве с другими обучающимися
ношению к преподавателю и ко всем участникам образовательного процесса. Во время занятия на основе метода «электронных кейсов» используются электронный учебник (кейс-бук), рабочие тетради и компьютер как индивидуальные средства обучения.
Кейс-бук (с англ. case-book) - это интерактивное дидактико-технологическое средство подготовки будущих педагогов профессиональной школы, которое можно использовать в различных дидактических аспектах (особое внимание это средство заслуживает при сетевом взаимодействии).
Электронный кейс-бук спроектирован как электронное учебное пособие, представленное в виде ситуативных задач (с применением метода кейсов), на основе структурно-функционального подхода. Метод кейсов - это технология обучения, использующая описание реальных социально-экономических, производственных ситуаций, при которой обу-
чающиеся исследуют ситуацию, разбираются в сути проблем (производственных вопросов), предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них.
Электронный кейс-бук включает три блока: когнитивный, опера-ционно-деятельностный и практи-ко-ситуативный.
Первый блок - когнитивный, формирует у студентов теоретическую составляющую. При изучении информации этого блока актуальными являются профессиональные знания. Качественное усвоение знаний этого блока создает основу для лучшего формирования профессиональной компетентности в производственно-технологическом компоненте профессионально-педагогической деятельности.
Второй блок имеет операци-онно-деятельностный характер: формирует умения как структурный компонент профессиональной компетентности; способствует развитию операционно-де-ятельностной составляющей
производственно-технологического компонента.
Третий блок носит практико-ситуативный характер производственно-технологического компонента. Он представлен в виде конкретных учебно-производственных ситуаций и ситуативных задач производственно-технологического характера. Это позволяет сформировать владение будущей профессиональной деятельностью.
Одна из главных задач применения и использования электронного кейс-бука - это рациональное сочетание теоретических и производственных аспектов различных видов учебно-производственной деятельности, необходимой для формирования профессиональной компетентности и
готовности к инновационной деятельности.
Профессиональные компетенции будущих педагогов профессионального обучения необходимо развивать, систематически приобщая их к деятельности инновационного, креативного и исследовательского характера.
Интерактивный метод «электронных кейсов» помогает эффективно усвоить знания в сотрудничестве с другими обучающимися. Им можно пользоваться и при коллективных формах обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа обучающихся по электронным учебникам, каждый из которых несет ответственность за проделанную работу.
К достоинствам этого метода можно отнести:
- выполнение упражнении творческого характера;
- выполнение заданий в группе, защита проектов;
- применение образовательных, ролевых, деловых игр;
- проведение виртуальных экскурсий;
- использование современных видеоматериалов, интернета как средства максимальной визуализации и др.
Реализуя инновационные методы в процессе обучения, мы создаем иную образовательную среду, направленную на активизацию мотивационной активности будущих специалистов, демонстрируем сильные стороны приобретаемой профессии, знакомим с технологиями современного производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жигадло А.П., Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Электронный кейс-бук как инновационное средство подготовки педагога профессиональной школы: производственно-технологический компонент // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. № 6 (40). С. 148-153.
2. Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Теоретические основы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии: компетентностный подход: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 226 с.
3. Осипова И.В, Ульяшина Н.Н. Моделирование процесса подготовки студентов по рабочей профессии // Профессиональное образование. Столица. 2009. №1. С. 26-27.
4. Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Структурно-содержатель-
ная модель формирования компетенции по рабочей профессии у педагогов профессионального обучения // Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 36-41. Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Дидактико-технологиче-ское обеспечение подготовки студентов по рабочей профессии «Электрогазосварщик» в ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» // Высшее образование сегодня. 2012. №11. С. 49-53.
Осипова И.В., Ульяшина Н.Н., Ульяшин Н.И. Общая характеристика процесса подготовки студентов по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе // Высшее образование сегодня. 2013. № 4. С. 5153.
LITERATURA
1. Zhigadlo A.P., Osipova I.V., Ul'jаshina N.N. Yelektronnyi keis-buk kak innovacionnoe sredstvo podgotovki pedagoga professional'noi shkoly: proizvodstvenno-tehnologicheskii komponent // Vestnik Sibirskoi gosudarstvennoi avtomobil'no-dorozhnoi akademii. 2014. № 6 (40). S. 148153.
2. Osipova I.V., Ul^shina N.N. Teoreticheskie osnovy podgotovki studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza po rabochei professii: kompetentnostnyi podhod: monografija. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. unta, 2012. 226 s.
3. Osipova I.V., Ul^shina N.N. Modelirovanie processa podgotovki studentov po rabochei professii // Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2009. №1. S. 26-27.
Osipova I.V., Ul'jаshina N.N. Strukturno-soderzhatel'naja model' formirovanija kompetencii po rabochei professii u pedagogov professional'nogo obuchenija // Vysshee obrazovanie segodnja. 2011. №4. S. 36-41. Osipova I.V., Ul^shina N.N. Didaktiko-tehnologicheskoe obespechenie podgotovki studentov po rabochei professii «Yelektrogazosvarshik» v FGAOU VPO «Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii
universitet» // Vysshee obrazovanie segodnja. 2012. №11. S. 49-53.
Osipova I.V., Ul'jаshina N.N., Ul'jаshin N.I. Obshaja harakteristika processa podgotovki studentov po rabochei professii v professional'no-pedagogicheskom vuze // Vysshee obrazovanie segodnja. 2013. № 4. S. 51-53.