Безопасность жизнедеятельности человека в гуманитарной модели образования
Белова Светлана Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии и менеджмента профессионального образования, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», E-mail: belijsvet@mail.ru;
Ботова Светлана Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и менеджмента профессионального образования, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», E-mail: botova_sn@mail.ru;
Статья посвящена вопросам реализации гуманитарной модели профессиональной подготовки будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Раскрыт феномен безопасности жизнедеятельности с позиции гуманитарного познания, что связано с осознаванием человеком себя как источника, цели и «инструмента» безопасной жизнедеятельности. Проведен анализ профессиональной подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. Раскрыт гуманитарный аспект содержания данной подготовки, главным результатом которой является развитие сознания/самосознания личности и ее способность «быть человеком». Процесс обучения рассматривается как процесс получения опыта самоисследования, самопознания, саморегуляции и самоуправления, когда материал предмета выступает лишь частью объективированного содержания и «поводом» для диалога. Определено, что основные характеристики профессиональной подготовки будущего учителя ОБЖ составляют текстуальность и диало-гичность.
Ключевые слова: профессиональное образование, безопасность жизнедеятельности, гуманитарный подход, гуманитарное познание, текст, диалог.
о с
CJ
см см
В современном мире открываются новые возможности для человечества и одновременно возникают новые риски, грозящие потерями в человеческом обществе нравственных ориентиров. И потому сегодня проблема безопасной жизнедеятельности человека приобретает глобальные масштабы. Как говорит Юваль Ной Харари, «господство сапиенсов пока произвело мало того, чем мы могли бы гордиться». Речь о подчинении себе окружающей среды, увеличении производства пищи, угрожающей здоровью, появлении масштабной торговой сети, опутавшей планету и сместившей культурные акценты [9]. Человечество создало немало искусственных систем, не согласующихся с базовыми законами Природы и противоречащими самой Жизни (Ф. Капра). В этих условиях безопасность жизнедеятельности - проблема, которая требует пристального внимания и нуждается в социологическом, медицинском, философском, психологическом, педагогическом осмыслении.
Сложность данной проблемы заключается не в том, что изменился внешний мир и из-за научно-технического прогресса появилось много угроз для живых систем, а в том, что человеческое развитие не поспевает за этим прогрессом. Человек становится для себя и всего живого главной угрозой. Риски, конфликты, катастрофы, неблагоприятные ситуации, стрессы, болезни - все это «дело рук» человека, результат его мышления. Современному человеку недостает разумности в решении многих вопросов. По словам Мерфи, мы проживаем только часть жизненного потенциала, данного нам от рождения [4]. Следует признать: образование, которое традиционно сложилось, не способствует развертыванию такого потенциала. Это образование, связанное, главным образом, с изучением отчужденной информации. Человеку не хватает знания о себе как познающем и творящем субъекте, о собственном внимании, мышлении, восприятии, о способах осознава-ния своей жизнедеятельности.
Итак, понимая, что проблемы безопасности жизнедеятельности человека невозможно решить лишь на внешне-социальном (государственно-управленческом) уровне, мы утверждаем, что она должна решаться педагогическими средствами. И она связана с возможностями реализации гуманитарной модели образования, ориентированной на становление самосознания человека (С.В. Белова). С философской точки зрения, мы говорим о подлинно образованном сознании, которое «должно стать гуманитарно ответственным, рождая у каждого человека потребность в нравствен-
ной оценке того, что он делает, как живет, какое будущее готовит своим детям» [3].
Наше исследование мы ведем на базе инженерно-технологического факультета Калмыцкого государственного университета. Феномен безопасности жизнедеятельности мы изучаем в контексте реализации гуманитарной модели образования. Перед нами, в связи с этим, возникает ряд вопросов. Как соотносится безопасность жизнедеятельности с ценностями и целями «человекоориентированного» образования? Что представляет собой опыт безопасности жизнедеятельности как компонент содержания образования в гуманитарной модели? Каковы условия освоения такого опыта обучающимися? Ставя такие вопросы в нашем исследовании, мы опираемся на методологию гуманитарно-антропологического подхода (К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, В.И. Сло-бодчиков и др.), который позволяет видеть «всего» человека.
В поисках ответов на поставленные вопросы мы проанализировали особенности подготовки в вузе будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). А также нами был сделан анализ учебников и учебных пособий по ОБЖ [5; 6], в которых рассматривался их потенциал в плане возможностей для саморефлексии студентов. Мы провели опрос среди студентов 1-4 курсов с целью определения, сколько времени они уделяют на учебных занятиях изучению себя как будущего профессионала. Данный опрос, а также анализ продуктов деятельности студентов показали, что будущие учителя ОБЖ, главным образом, изучают предметный материал как внешний объект, не имеющий отношения лично к ним. Они знают теорию и практику управления рисками, особенности взаимодействия человека со средой обитания, способы защиты от опасностей (природных, техногенных, чрезвычайных и др.), учатся анализировать причины возникновения катастроф и пытаются осмыслить роль человеческого фактора. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» содержит немало всевозможной информации об основах обеспечения безопасности жизнедеятельности. Но само по себе ее изучение не позволяет говорить о важном результате - формировании опыта безопасной жизнедеятельности как опыте самосознания. Требуется смещение угла зрения с предмета на субъекта, изучающего данный предмет. Для этого нам необходимо рассмотреть понятие «безопасность жизнедеятельности» с позиции методологии гуманитарного познания.
Термин «жизнедеятельность» означает способность человека осуществлять любую деятельность тем способом, который адекватен и адаптивен для человека. Нередко его сравнивают с терминами «жизненная активность», «адаптационность», «трудоспособность». Человек и его организм как система имеют способность выполнять сложные биосоциальные функции, связанные с ориентацией в среде, контактами и коммуникацией, внутренними и внешними действиями, мышлением,
поведением, способностью к труду и саморегуляции. Но если возникают неблагоприятные воздействия извне, жизнедеятельность человека может быть ограничена, что приводит к ухудшению качества жизни. И здесь возникают вопросы, касающиеся соотношения человека и среды, «внешнего» и «внутреннего» человека. Можно обобщенно сказать, что безопасность жизнедеятельности зависит от уровня самосознания человека.
Гуманитарный аспект содержания предмета ОБЖ связан с осознаванием человеком себя как источника, цели и «инструмента» безопасной жизнедеятельности. Гуманитарность, в данном случае, отражает принцип и качество образования, главным результатом которого является развитие сознания/самосознания личности и ее способность «быть человеком». С позиции гуманитарно-сти, таким образом, изучение учебной дисциплины предстает в новых координатах. Это процесс получения опыта самоисследования, самопознания, саморегуляции и самоуправления, когда материал предмета выступает лишь частью объективированного содержания и «поводом» для диалога. И здесь необходимо обратиться к текстуально-диалогической технологии [1], позволяющей объективировать субъективное, удерживать внутреннюю и внешнюю стороны образовательного процесса.
Изучение дисциплин, входящих в программу подготовки будущего учителя ОБЖ, в контексте гуманитарной модели образования возможно при условии текстуально-диалогического режима работы. Это означает перевод предметной информации в «текст» и организацию диалога вокруг этих текстов. Под текстом мы понимаем авторско-адресное сообщение как целостную систему, имеющую определенный язык выражения, несущую смыслы и нуждающуюся в интерпретации. Именно процесс «добывания» смыслов из текста и становится важен в гуманитарно ориентированном изучении предметов. Как замечают исследователи герменевтического направления в науке (Р. Барт, Гуссерль, Г.Г. Шпет и др.), феномен текста состоит в его «жизни» после написания, в том диалоге, который разворачивается вокруг него. Текст строится путем формирования смысловых узлов [2; с. 147] и за счет «герменевтических кругов» [7].
Диалог как способ познания - это познание особого рода: познаваемое «не расчленяется», не оценивается, не сравнивается, не классифицируется - оно «переживается». Здесь возникает реальность, открывающаяся в отношении «Ты» как откровение (С.Л. Франк). По В.С. Библеру, диалогическое познание предполагает самообоснование и поиск Собеседника. Также диалог предполагает дополнительность, вопрошание, незавершенность (М.М. Бахтин). Гуманитарное (диалогическое) познание отражает познание отношений субъекта к познаваемому объекту. То есть личность познает степень своих собственных познавательных возможностей и уровень осмысленности познания. Такой процесс возможен благодаря
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
см см
тому, что объективно проявляется (опредмечивается) в слове, в продукте деятельности.
Работа со студентами по изучению предмета ОБЖ, а также методики преподавания ОБЖ предстает в текстуально-диалогическом режиме как система диалогических ситуаций, содержательную основу которых составляют вопросы рефлексивного характера. Такие вопросы предполагают множество ответов и касаются отношений личности студента к собственной образовательной деятельности в рамках заданных программ. Они строятся вокруг исследования собственного мышления, восприятия, внимания, установок, ценностей и смыслов. Это происходит на базе исследовательской и проектной деятельности. Важно подчеркнуть, что деятельность субъектна и дея-тельностные процессы выстраиваются в системах рефлексивного мышления [8]. Разработанные нами вопросы, которые задают текстуально-диалогическую деятельность, связаны с познанием студентами: своих объектов внимания, широты своего восприятия информации, понимания своего отношения к информации. Обобщенно их можно классифицировать как вопросы: а) о себе как субъекте познания (Кто я в данной познавательной ситуации?); б) о предмете как объекте познания (Что я вижу/воспринимаю); в) о своем процессе познания (Как я познаю/изучаю?).
Выводы. В гуманитарной модели подготовки будущего учителя ОБЖ выделяются «текстуальное содержание» и «диалогическая процессуальность» образования. В рамках нашего исследования нами определены основные текстуально-диалогические характеристики такого образования: 1) авторство (уникальность) высказывания субъекта образования в контексте тем безопасности жизнедеятельности; 2) адресность высказывания (понимание собеседника); 3) выражение отношения говорящего/ пишущего к предметному материалу; 4) вопросно-ответные отношения между субъектами образовательного процесса; 5) самопознание личности в условиях исследовательско-проектной деятельности. Такие характеристики служат нам в будущем ориентирами в построении образовательной технологии в рамках гуманитарной модели профессионального образования будущего учителя ОБЖ.
Литература
1. Белова, С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель. Педагогика. 2007. - № 6. С. 19-27.
2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Колесникова И.А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - № 2. - С. 1-17.
4. Мерфи, Майкл. Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека / Майкл Мер-фи. - Пер. с англ. - М.: РИПОЛ классик: открытый мир, 2010.
5. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. - Новосибирск: Арта, 2011.
6. «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М.: Дрофа, 2010.
7. Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Ю.В. Сенько, М.Н. Фролов-ская. - 2-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2008.
8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
9. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества / Юваль Ной Харари [пер. с англ. Л. Сумм]. - М.: Синдбад, 2019. - 512 с.
HUMAN LIFE SAFETY IN THE HUMANITARIAN EDUCATION MODEL
Belova S.V., Botova S.N.
Federal State Educational Institution of Higher Education «Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova»
The article is devoted to the implementation of the humanitarian model of professional training of a future teacher of the basics of life safety (OBZH). The phenomenon of life safety is disclosed from the standpoint of humanitarian knowledge, which is associated with a person's awareness of himself as a source, goal and «instrument» of safe life. The analysis of professional training of future teachers of the basics of life safety is carried out. The humanitarian aspect of the content of this training is revealed, the main result of which is the development of consciousness / self-awareness of the individual and her ability to «be human». The learning process is viewed as a process of gaining experience of self-exploration, self-knowledge, self-regulation and self-management, when the material of the subject is only a part of the objectified content and a «pretext" for dialogue. It has been determined that the main characteristics of the professional training of a future OBZh teacher are textuality and dialogicity.
Keywords: vocational education, life safety, humanitarian approach, humanitarian knowledge, text, dialogue.
References
1. Belova, S.V. Humanities education: textual-dialogical model. Pedagogy. 2007. - No. 6. S. 19-27.
2. Kolesnikova I.A. The communicative activity of the teacher. - M .: Publishing Center «Academy», 2007.
3. Kolesnikova I.A. Pedagogical questioning about the person of the future // Continuing education: XXI century. - 2015. - No. 2. - S. 1-17.
4. Murphy, Michael. The future of the body. Research into further human evolution / Michael Murphy. - Per. from English. - M .: RIPOL classic: open world, 2010.
5. Basics of life safety [Text]: tutorial / RI Aizman, NS Shulenina, VM Shirshova. - Novosibirsk: Arta, 2011.
6. "Fundamentals of life safety in grades 5-11" / V.N. Latchuk, S.K. Mironov, S.N. Vangorodsky. - M .: Bustard, 2010.
7. Senko Yu.V. Pedagogy of understanding: a textbook for students of the system of additional professional pedagogical education / Yu.V. Senko, MN Frolovskaya. - 2nd ed., Erased. -Moscow: Bustard, 2008.
8. Slobodchikov V.I. Anthropological perspective of national education. - Yekaterinburg: Publishing Department of the Yekaterinburg Diocese, 2009.
9. Harari Yu.N. Sapiens. A Brief History of Humanity / Yuval Noah Harari [trans. from English. L. Summ]. - M .: Sinbad, 2019. -512 p.