УДК 378
Rondyrev-Ilinsky V.B., сэп0. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Bashirova L.F., student, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Kuznetsova V.P., Cand. of Sciences (Geography), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Strelova A.E., undergraduate, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF LIFE SAFETY MANAGEMENT IN THE PERIOD OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR TRAINING ON "FIRE SAFETY" AND "HAZARDS OF THE NATURAL ENVIRONMENT". The article deals with an issue of professional training of teachers on Life Safety Management life activity, which is currently relevant in the educational process. The authors, focusing on the importance of protecting the health and safety of the younger generation, justify the need to provide future teachers with special knowledge and skills on fundamental issues in the field of fire safety, and dangerous factors of the natural environment. Examples of special methods of data processing and presentation of visual material for optimal study of the spatial and temporal distribution of adverse natural factors and their impact on the health of the population and on the territory of the region are shown.
Key words: teacher of Life Safety Management, professionalism, competence, skills, knowledge, skills, fire safety, adverse and dangerous environmental factors, environmental safety.
В.Б. Рондырев-Ильинский, канд. пед. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
Л.Ф. Баширова, студентка, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
В.П. Кузнецова, канд. геогр. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
А.Е. Стрелова, магистрант, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
В статье рассматривается актуальный на сегодняшний день в образовательном процессе вопрос профессиональной подготовки учителей основ безопасной жизнедеятельности. Авторы, акцентируя внимание на важности охраны здоровья и обеспечения безопасности подрастающего поколения, аргументированно обосновывают необходимость снабжения будущих учителей ОБЖ специальными знаниями и навыками по основополагающим вопросам в области пожарной безопасности и опасным факторам природной среды. Показаны примеры специальных методов обработки данных и формы представления наглядного материала для оптимального изучения особенностей пространственно-временного распространения неблагоприятных природных факторов и их влияния на здоровье населения и на территории региона.
Ключевые слова: учитель основ безопасной жизнедеятельности, профессионализм, компетентность, умения, знания, навыки, пожарная безопасность, неблагоприятные и опасные факторы окружающей среды, экологическая безопасность.
В настоящее время система государственного общего образования совместно с Федеральными государственными образовательными стандартами предъявляет огромные требования не только к подготовке учащихся школ по направлению безопасности жизнедеятельности, но и к их личностным характеристикам. Данное требование, предъявляемое к выпускникам образовательных систем, позволяет вывести на новый уровень все актуальные вопросы по оптимизации подготовки студентов, которые в будущем станут педагогами ОБЖ.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, который непосредственно относится к системе высшего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной к изучению для всех без исключения групп студентов. В ней затрагиваются вопросы, которые влияют на приоритеты жизнедеятельности общества, и направлены на создание культуры безопасности, риск-ориентированного мышления и экологического сознания учащегося высшего учебного заведения. Всё это является одной из актуальных задач данной учебной дисциплины [1]. Если в конце прошлого столетия, как правило, основы безопасной жизнедеятельности преподавали бывшие учителя начальной военной подготовки, трудового воспитания и те педагоги, у кого была недостаточная часовая нагрузка, то сегодня вузы страны серьёзно и весьма ответственно подходят к вопросу подготовки высококвалифицированных кадров - будущих преподавателей ОБЖ. Именно на них возлагается ответственность за качественное обеспечение школьников теми знаниями, которые необходимы им каждый день, каждый час их самостоятельной жизни [2].
На сегодняшний день Россия пребывает на этапе объединения в общемировое культурное, экономическое и политическое сообщество. Кроме того, Российская Федерация может оказать существенное воздействие на всё международное пространство. Это очень важный этап, требующий определенных интеллектуальных вложений, прежде всего, путем высокого качества профессиональной подготовки педагогов. Для решения этой задачи требуются эффективные инструменты, которые позволят обеспечить достойный уровень российской науки, культуры и, конечно, образования как основных духовных факторов, обусловливающих социально-экономическое развитие страны [3].
В современных условиях качественное высшее педагогическое образование обретает положение ведущего фактора не только экономического и социального прогресса, но и в первую очередь обеспечивает решение проблем здо-ровьесбережения и безопасной жизнедеятельности подрастающего поколения. Модернизация общества и образования ставит перед будущими учителями основ безопасной жизнедеятельности определенные задачи, грамотное решение которых способствует формированию на высоком уровне профессионализма
будущих преподавателей, умеющих передать свои знания учащимся образовательных учреждений. Современный учитель обязан соответствовать требованиям Министерства науки и высшего образования РФ, Федеральным образовательным стандартам и стандарту педагога, выполнять свои квалификационные обязанности, всецело отвечать запросам и желаниям родителей своих воспитанников, быть заметным и незаменимым в коллективе единомышленников. В этой связи высшая школа должна обеспечить будущего педагога специальными сведениями, умениями и навыками в определенной области знаний, сформировать у него методическую подготовленность для преподавания дисциплины. И качество обучения будущих педагогов главным образом оказывает влияние на самих учащихся, так как именно этот аспект предоставляет в будущем педагогу возможность эффективно строить свою карьеру и легко приспосабливаться к изменениям в педагогической среде [4].
Проводя исследовательскую работу для раскрытия приоритетных направлений, которые составляют основу профессионального обучения направления ОБЖ, был проведён опрос учащихся Нижневартовского государственного университета, в котором приняло участие 68 студентов. Вопрос, на который отвечали студенты: «Определите главные составляющие элементы педагога при профессиональном обучении направления ОБЖ». На него был предложен следующий перечень ответов:
1. Хорошие знания предмета ОБЖ;
2. Полученные навыки при психолого-педагогическом обучении;
3. Личностные качества педагога;
4. Знания основных методик обучения ОБЖ.
Было выявлено, что большинство студентов (50%) считают, что знание предмета является самым значимым показателем профессиональной подготовки учителя ОБЖ, так как знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности: 20% считают, что деятельность учителя требует от него большой социальной ответственности, идейной стойкости, сознательности, политической надёжности, духовной культуры и высокой нравственности. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для учащихся, так как в школьном возрасте одним из мощных средств воспитания является пример взрослых, в том числе - личность учителя. 17% опрошенных считают, что знание методики обучения является первостепенным, так как методика исследует и разрабатывает цели обучения ОБЖ, определяет содержание учебного материала по ОБЖ и построение предмета, формы, методы, средства обучения, воспитания и развития школьников; 13% студентов выбрали знание психолого-педагогических основ обучения (рис. 1).
Значимость основных составляющих профессиональной подготовки учителя ОБЖ
■ Знание предмета
(Знание психолого-Педагогических основ Обучения
1ичные качества учителя
Знание методики обучения ОБЖ
Рис. 1. Приоритеты основных составляющих профессиональной подготовки учителяОБЖ (помнению студентов-практикантов)
Можно стелапдпмвод о том.чтвОунущимтчмрелтвнеобходимо уделять внимание специальной методической обработке содержания уроков, особой организации учебного процесса и глубокому проникновению в психологию каждого ученика.
С целью успешного формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, высшей школе следует особое внимание уделять общепедагогическим основам. Данные качества целесообразно рассматривать в таких аспектах, как профессиональная нравственность, компетентность, педагогическое мастерство и инициативность. Компетентность предполагает познания в области общей педагогики, возрастной психологии и физиологии, методики преподавания основ безопасной жизнедеятельности, нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности вне школьных стен и в общеобразовательных учреждениях. Стоит отметить, что настоящий профессионализм педагога по ОБЖ состоит не только из общих поверхностных знаний, но также из психолого-педагогических и специальных знаний и умений [5].
Однако общие знания тоже играют существенную роль при формировании и оттачивании педагогического мастерства учащихся. Так, общие знания черпаются из гуманитарных, естественнонаучных, социально-экономических, математических и других учебных дисциплин. В комплексе полученные знания формируют мировоззрение учителя и его культуру. Для формирования культуры общественной безопасности студентов педагогу необходимы специальные знания. Особое внимание стоит обратить на психолого-педагогические знания, которые обеспечивают учителю контакт со своими воспитанниками, понимание школьников в различных, даже самых сложных ситуациях и предполагают умение учителя ОБЖ излагать учебный материал в форме, доступной и понятной каждой отдельной возрастной группе. Все эти аспекты являются непосредственными факторами успешного усвоения детьми предмета основ безопасной жизнедеятельности [6].
На сегодняшний день накоплен большой опыт, разработаны, апробированы самые рациональные и эффективные программы высших учебных заведений для студентов при осуществлении подготовки будущих учителей ОБЖ [7].
Одними из обязательных разделов ОБЖ являются пожарная безопасность и опасности окружающей среды и их влияние на здоровье человека. В последнее время в вузах России получила распространение и общее признание такая форма работы с будущими специалистами, как технопарк, которая подразуме-
вает «отрыв» студентов от вузовской скамьи и организацию занятий в условиях производства. В области безопасности жизнедеятельности такими объектами являются: пожарная часть, структуры МЧС, станции скорой помощи и ожоговые отделения клинических больниц. Для оптимального решения вопроса получения студентами необходимых умений, навыков и знаний, касающихся пожарной безопасности, им предоставляется возможность принимать участие в тренировочных «тревогах», «тушении пожара», «выезде на место происшествия», сборах и выезде на тренировочные полигоны.
Формирование системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного времени. Благодаря данным темам учащиеся получат целостное представление о культуре пожарной безопасности (табл. 1).
В настоящее время изучение учащимися опасных природных факторов и их влияния на жизнедеятельность населения как одного из важнейших аспектов обеспечения экологической безопасности является также актуальным направлением. Реализация концепции экологической безопасности принимает во внимание подготовку и издание учебно-методических материалов с включением вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности и безопасного природопользования для всех уровней образовательного процесса [8]. В этой связи в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» необходима разработка соответствующих методических материалов.
При изучении опасностей влияния неблагоприятных природных условий на здоровье населения следует учитывать динамику статистических данных. В курсе безопасности жизнедеятельности для более полного изучения природных опасностей, в том числе регионального характера, целесообразно применять наглядный материал - картографические произведения [9]. Безусловно, тематические картографические произведения дополняют теоретический материал и наглядно демонстрируют особенности пространственного распространения изучаемых объектов, процессов и явлений, связанных с экологическими опасностями.
Кроме этого, возникает необходимость в изучении региональных особенностей опасных процессов, поскольку в результате изучения региональных опасностей в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», учащиеся приобретают умение идентифицировать основные опасности непосредственно своей среды обитания, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к конкретному региону и к сфере своей будущей профессиональной деятельности [10]. При этом для оптимального изучения особенностей пространственно-временного распространения неблагоприятных природных факторов и их влияния на здоровье населения и на территории региона следует применять специальные методы обработки данных и определять формы представления наглядного материала. Примером применения специального методического материала по изучению природных опасностей на уроках ОБЖ могут служить картографические материалы с приведенной статистической информацией, характеризующие особенности распространения очагов природных пожаров на территории региона (рис. 2).
Преподавателю ОБЖ в ходе своей профессиональной деятельности рекомендуется разрабатывать для обучающихся средних образовательных учреждений методический материал по изучению региональных неблагоприятных природных факторов и их влиянию на здоровье населения, что необходимо для более продуктивного освоения учащимися темы опасных факторов окружающей среды и защите от них. Разработанный методический материал может применяться непосредственно на уроках ОБЖ, а также для проведения тематических внеклассных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных учреждений.
Таблица 1
Тематическое планирование по разделу «Пожарная безопасность»
№ Название темы Количество часов Тип занятий Тип контроля
1 Введение. История организации пожарной охраны в России 1 Лекция Собеседование, рассказ
2 Знакомство с профессией пожарного 1 Лекция Собеседование
3 Общие сведения о пожаре и его развитии 1 Лекция Собеседование, рассказ
4 Последствия пожаров 1 Лекция Описание наблюдений
5 Огнетушащие вещества и основные способы прекращения горения 1 Лекция Тестирование
6 Назначение, виды и использование пожарно-технического вооружения 2 Лекция Рассказ
7 Назначение, виды и практическое применение первичных средств пожаротушения 2 Лекция, экскурсия Индивидуальное составление плана действий при ликвидации пожара
8 Правила пожарной безопасности в школе 1 Дискуссия Письменная работа
9 Правила пожарной безопасности в быту 1 Лекция Тестирование
10 Лесные пожары. Классификация. Последствия 2 Лекция Собеседование
11 Правила безопасного поведения при возникновении лесных пожаров 2 Лекция, игра Тестирование
12 Оказание доврачебной помощи пострадавшим при пожарах 1 Практика Практическая работа
Рис. 2. Иллюстративные материалы по теме «Природные пожары»: космоснимок территории ХМАО-Югры в период природных пожаров летом 2012 г. и тематическая карта-схема природных пожаров в 2012 году на территории ХМАО-Югры [10]
Оценка 3
Результаты тестирования обучающихся по изучению темы без применения специальных методических ресурсов
■ Оценка 5
■ Оценка 4
Результаты тестирования обучающихся
после изучения темы с применением разработанных методических материалов
Рис.З.Анализкачествазнанийуобучающихся среднегообразовательногоучреждения по теме «Влияние опасных факторов окружающей среды на здоровье населения»
Проведено исследование уровня подготовки обучающихся потеме«Вли-яние природных факторов на здоровье населения» среди учащихся 11 класса МОУ СОШ № 5 г Нижневартовска. Результаты контрольного тестирования свид детельствуют о невысоком уровне знаний обучающихся по теме неблагоприятного влияния на здоровье населения климатогеографических и экологических факторов. Большинство обучающихся не имеют представления об особенностях воздействия климатогеографических факторов округа на здоровье человека. В качестве методического манориола для и^чееиявибхагоприяеных природнах факторов в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их влияния не здоносиенуселечиеоазработанплав-уонспикнсучстованахнза стетпв стическихданных.
Оакпчкозыхают оeпyщьуaпысcщлпдoпочиыыхoщлпузнчeхиооByчaюыи меся 11 класса неблагоприятных природных факторов и их влияния на здоровье
Библиографическийсписок
населения территории ХМАО - Югры на основе разработанного методического материала в рамках дисциплины ОБЖ общее количество правильных ответов на вопросыконтрольноготестазаметно увеличилось(рис.З).
В процессе обучения нами диагностирован относительно высокий уровень усвоения обучающимися пройденного материала, отражающийся в достаточно хорошем владении понятийно-терминологическим аппаратом, наличие знаний о неблагоприятных природных факторах и их влиянии на здоровье населения, а также знаний о пространственном распространении региональных опасностей и чрезвычайных ситуаций, источников, причин их возникновения на территории округа.
Таким образом, применение специального тематического методического материала для учащихся образовательных учреждений способствует весьма эффективному процессуобучения икачественномуусвоениюпредмета ОБЖ
1. ДевисиловВ.А.Примернаяпрограммадисциплины«Безопасностьжизнедеятельности». Безопасностьвтехносфере. 2010;№2:52-64.
2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход. Сибирь. Философия. Образование. 2005; № 8: 26 - 44.
3. Загуменных К.Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя ОБЖ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2007.
4. Ряхов Д.Г. Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ. Международный научный журнал NOVATION. 2016; № 1: 35 - 36.
5. Абрамова С.В. Теорияиметодикаобученияивоспитаниябезопасностижизнедеятельности: учебноепособие.Южно-Сахалинск: СахГУ 2012.
6. РяховД.Г Формированиепрофессиональнойкомпетентностибудущихпреподавателей ОБЖ. Педагогическийжурнал. 2016;№5:220-228.
7. Михайлов А.А. Культура безопасности жизнедеятельности в социуме студентов - будущих педагогов: компоненты и уровни сформированное™. Вестник военного университета.2012;№2:70-74.
8. Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года. Available at: http://www.ecougra.ru/politic/strategy/ concept
9. Кузнецова Э.А. Применение метода геоинформационного картографирования в изучении чрезвычайных ситуаций. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. 2014; № 3: 18 - 21
10. Кузнецов В.П., Рондырев-Ильинский В.Б. Изучение лесопожарной обстановки на территории Нижневартовского района студентами в процессе их профессионального образования. Информационные технологии в экологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России. 2018; № 3: 46 - 49.
References
1. Devisilov V.A. Primernaya programma discipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». Bezopasnost' v tehnosfere. 2010; № 2: 52 - 64.
2. Druzhilov S.A. Professional'naya kompetentnost' i professionalizm pedagoga: psihologicheskij podhod. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie. 2005; № 8: 26 - 44.
3. Zagumennyh K.'E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnovprofessionalizma uchitelya OBZh. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2007.
4. Ryahov D.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no znachimyh kachestv buduschih uchitelej OBZh. MezhdunarodnyjnauchnyjzhurnalNOVATION. 2016; № 1: 35 - 36.
5. Abramova S.V. Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya bezopasnostizhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Yuzhno-Sahalinsk: SahGU, 2012.
6. Ryahov D.G. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschih prepodavatelej OBZh. Pedagogicheskijzhurnal. 2016; № 5: 220 - 228.
7. Mihajlov A.A. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sociume studentov - buduschih pedagogov: komponenty i urovni sformirovannosti. Vestnik voennogo universiteta. 2012; № 2: 70 - 74.
8. Koncepciya 'ekologicheskoj bezopasnosti Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry na period do 2020 goda. Available at: http://www.ecougra.ru/politic/strategy/concept
9. Kuznecova 'E.A. Primenenie metoda geoinformacionnogo kartografirovaniya v izuchenii chrezvychajnyh situacij. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy. 2014; № 3: 18 - 21
10. Kuznecov V.P., Rondyrev-Il'inskij V.B. Izuchenie lesopozharnoj obstanovki na territorii Nizhnevartovskogo rajona studentami v processe ih professional'nogo obrazovaniya. Informacionnye tehnologii v 'ekologii >: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj godu 'ekologii v Rossii. 2018; № 3: 46 - 49.
Статья поступила в редакцию 04.02.20
УДК 378
Zhondorova G.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Zalutskaya S.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC, SOCIO-EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL RESOURCE OF THE EDUCATIONAL PROJECT "TALES OF THE RUSSIAN USTYE". The article reveals a problem of organizing project activities as a productive technology for training, education, and vocational guidance of students using the example of the educational project "Tales of the Russian Ustye", initiated by the philological faculty of Northeast Federal University named after M.K. Ammosov. The project consists of three main components: the translation of the unique heritage of Yakutia - the tales of the Russian Estuary from the language of old-Russian dialects, which have preserved their features for four centuries in a foreign language, into the modern Russian literary language; publication of the collection "Tales of the Russian Ustye"; cycle of events supporting the promotion of the project in the information and educational environment of the Republic of Sakha (Yakutia). The project's ultimate goal is to include unique folklore material in the curricula of educational institutions in the region working in a multilingual educational and socio-cultural environment.
Key words: project activities, educational project, federal university, fairy tales, Russian Ustye, old-timers.
Г.Е. Жондорова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
С.Ю. Залуцкая, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ, СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «СКАЗКИ РУССКОГО УСТЬЯ»
В статье раскрывается проблема организации проектной деятельности как продуктивной технологии обучения, воспитания, профессиональной ориентации обучающихся на примере образовательного проекта «Сказки Русского Устья», инициированного филологическим факультетом Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Проект состоит из трех основных составляющих: перевод уникального достояния Якутии - сказок Русского Устья с языка старожильческих русских говоров, сохранивших в условиях иноязычия свои особенности в течение четырёх столетий, на современный русский литературный язык; издание сборника «Сказки Русского Устья»; цикл мероприятий, поддерживающих продвижение проекта в информационно-образовательной среде Республики Саха (Якутия). Сверхзадача проекта - включение уникального фольклорного материала в учебные программы образовательных организаций региона, работающих в условиях полилингвальной образовательной и социально-культурной среды.
Ключевые слова: проектная деятельность, образовательный проект, федеральный университет, сказки, Русское Устье, старожилы.
Проектная деятельность обучающихся в высшем образовании давно зарекомендовала себя как универсальный вид деятельности, позволяющий одновременно решать целый комплекс задач, направленных на повышение качества подготовки будущих кадров для самых разнообразных сегментов рынка труда. В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) всех направлений подготовки выпускник российского вуза должен быть готов к выполнению профессиональных заданий различных типов, в число которых входит и проектирование, характеризуемое в русской философии «как метод деятельностного познания» [1], «механизм культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо» [2, с. 168]. Человек творящий, созидающий, способный создавать новое, оригинальное, преобразующее окружающий мир, - главный результат процесса образования в течение всей жизни, обогащающего личность не только необходимым набором компетенций, но и готовностью к творческому самоопределению, самовыражению, саморазвитию и самореализации. Абсолютное большинство современных профессий, количество которых только возрастает, требует единства интеллектуальных и творческих усилий, быстроты реакции в постоянно изменяющихся обстоятельствах, не простого исполнительства, а оригинальных решений даже самых стандартных задач. Активизировать творческий, интеллектуальный потенциал студентов, плодотворно формировать их профессиональные компетенции, научить сотрудничеству в достижении общих целей, подготовить к успешной адаптации в социуме возможно посредством адекватно отвечающей современным вызовам в образовании и экономике проектной технологии, ориентированной на решение практических, профессиональных, социальных, научных задач.
С целью реализации требований ФГОС высшего образования в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова (далее - СВФУ) проектирование, проектная деятельность введена как учебная дисциплина в
учебные планы основных и дополнительных образовательных программ всех направлений подготовки, в том числе таких гуманитарных направлений, как «Филология» и «Педагогическое образование». Освоение данных дисциплин, например, «Проектной деятельности в филологическом образовании», предполагает в качестве планируемых результатов обучения то, что обучающийся будет «знать необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы и методологию принятия управленческих решений; экономические основы профессиональной деятельности; уметь разрабатывать план, определять целевые этапы и основные направления работы, выбирать оптимальные способы решения поставленных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; владеть методикой организации проектной деятельности (категория компетенций: «Разработка и реализация проектов»)» [3]. Качество таких результатов находится в прямой зависимости от того, насколько полилингвальная образовательная среда федерального вуза способствует активному участию студентов в проектной деятельности на всех этапах обучения, и насколько она стимулирует обучающихся к самостоятельному инициированию и управлению проектами, разработке своих стартапов, наличие которых стало для федеральных вузов одним из критериев эффективности их научной, инновационной, образовательной и предпринимательской деятельности, одним из показателей результативности таких субъектов инновационной структуры университета, как бизнес-инкубаторы, технопарки, стартап-акселираторы, малые инновационные предприятия, проектный офис и др.
Проектирование в научной, образовательной, воспитательной, профо-риентационной, просветительской деятельности филологического факультета (далее - ФЛФ) СВФУ является основной технологией, применяемой для достижения тех или иных целей за определённый период времени с привлечением профессорско-педагогического состава, студентов, аспирантов, участников образовательного округа университета и его социальных партнёров. На факульте-