Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности в процессе обучения математике в вузе'

Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности в процессе обучения математике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / информационно-образовательная среда / готовность / уровни сформированности самообразовательной деятельности. / self-education / information and educational environment / readiness / levels of formation of self-educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. И. Санина, Т. А. Воронько, А. А. Савадова

Психологические особенности обучающихся в возрасте 17 – 18 лет обусловливает социальное и личностное самоопределение, характерное для студентов данного возраста. Целенаправленная работа по организации и развитию самообразовательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде предполагает управление этим процессом. Успешность развития профессиональной деятельности студентов зависит от формирования их готовности к самообразовательной деятельности. Формирование готовности, в свою очередь, предполагает постановку целей и планирование индивидуального образовательного процесса. В статье определяются уровни готовности студентов к самообразовательной деятельности в информационно-образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. И. Санина, Т. А. Воронько, А. А. Савадова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS AT A UNIVERSITY

Psychological characteristics of students aged 17-18 determines the social and personal self-determination characteristic of students of this age. Purposeful work on the organization and development of self-educational activities of students in the information and educational environment involves the management of this process. The success of development of professional activity of students depends on formation of readiness of students for self-educational activity. The formation of readiness involves setting goals and planning individual educational process. The article defines the levels of readiness of students for self-educational activities in the information and educational environment of a university.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности в процессе обучения математике в вузе»

9. Yadrov K.P. Rol' samoanaliza sub'ekta innovacionnoj deyatel'nosti. XI Levitovskie chteniya: Sociokul'turnaya determinaciya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016: 321 - 324.

10. Yadrov K.P. Stepen' prinyatiya novizny kak faktor innovacionnogo myshleniya pedagogov (na primere bakalavrov doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya MGOU). XII Levitovskie chteniya: Prikladnaya psihologiya: sovremennoe sostoyanie, 'effektivnost' issledovanij, perspektivy razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017: 130 - 131.

11. Yadrov K.P. Teoretiko-metodologicheskie podhody k issledovaniyu roli sub'ekta v innovacionnyh processah. Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: materialy X-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 459 - 466.

12. McGeown V. Dimensions of teacher innovativeness. British Educational Research Journal. 1980; Vol. 6, № 2, 1980: 147 -163.

Статья поступила в редакцию 28.01.20

УДК 378.51

Sanina E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian Customs Academy (Moscow, Russia), E-mail: esanmet@yandex.ru

Voronko T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian University of transport (MIIT), University of Finance and law (MFUA) (Moscow, Russia),

E-mail: tavoronko@mail.ru

Savadova A.A., senior teacher, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: savadova2009@yandex.ru

FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS AT A UNIVERSITY.

Psychological characteristics of students aged 17-18 determines the social and personal self-determination characteristic of students of this age. Purposeful work on the organization and development of self-educational activities of students in the information and educational environment involves the management of this process. The success of development of professional activity of students depends on formation of readiness of students for self-educational activity. The formation of readiness involves setting goals and planning individual educational process. The article defines the levels of readiness of students for self-educational activities in the information and educational environment of a university.

Key words: self-education, information and educational environment, readiness, levels of formation of self-educational activity.

Е.И. Санина, д-р пед. наук, проф., Российская таможенная академия, г. Москва, E-mail: esanmet@yandex.ru

Т.А. Воронько, канд. пед. наук, доц., Российский университет транспорта (МИИТ), Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва, E-mail: tavoronko@mail.ru

А.А. Саеадоеа, ст. преп., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, г. E-mail: savadova2009@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ

Психологические особенности обучающихся в возрасте 17 - 18 лет обусловливает социальное и личностное самоопределение, характерное для студентов данного возраста. Целенаправленная работа по организации и развитию самообразовательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде предполагает управление этим процессом. Успешность развития профессиональной деятельности студентов зависит от формирования их готовности к самообразовательной деятельности. Формирование готовности, в свою очередь, предполагает постановку целей и планирование индивидуального образовательного процесса. В статье определяются уровни готовности студентов к самообразовательной деятельности в информационно-образовательной среде вуза.

Ключевые слова: самообразование, информационно-образовательная среда, готовность, уровни сформированности самообразовательной деятельности.

Стратегия инновационного образования определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов: свободное владение информационными и коммуникационными технологиями, готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, формирование и развитие навыков самостоятельного получения знаний. В процессе обучения математике в вузе важным целевым ориентиром становится формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности [1].

Щуклина Е.А. рассматривает самообразование как «вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения». Автор считает, что самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку он связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность [2, с. 143].

Именно от готовности студентов к самообразовательной деятельности зависит непрерывный профессиональный рост специалиста в будущем, готовность к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Формирование готовности к самообразовательной деятельности студентов в обучении математике является жизненно важным ориентиром в достижении успешности и качества математического образования в вузе. Методическая система обучения математике в вузе, ориентированная на решение конкретных целей, обеспечивает необходимый уровень развития самообразовательной деятельности [3], [4].

Понятие «готовность» в педагогических исследованиях Л.С. Выготского, М.И. Дьяченко, Л.А. Кындыбовича, Е.Т. Козлова, В.И. Селиванова, В.А. Сластё-нина, Д.Б. Эльконина и др. определяется как интегративное качество личности, характеризующееся:

- мотивационно-ценностным отношением к профессиональной деятельности,

- проявлением интереса к нововведениям и инновационной деятельности;

- целенаправленной познавательной деятельностью;

- проявлением регулятивных и рефлексивных умений;

- преодолением трудностей и быстрым принятием правильных решений.

В.А. Сластенин связывает понятие готовности с понятием компетентность.

«Понятие компетентность выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению какой-либо деятельности» [5, с. 40]. Теоретическую готовность он характеризует через аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Практическую готовность - через организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и коммуникативные умения. Каждая группа умений рассматривается как специфическая компетенция студента.

Самообразовательной деятельности присуща определенная специфика, которая заключается в особом значении субъект-субъектных отношений, что говорит о необходимости выдвигать на передний план цели, связанные с внутренними потребностями развития обучаемых. Под самообразовательной деятельностью в обучении математике мы понимаем сознательную деятельность, осуществляемую по отношению к образовательному процессу на всех его этапах, имеющую целью изменение естественной динамики развития познавательной деятельности [1].

Особенностью современного этапа развития образования является образовательная среда. Современная образовательная среда характеризуется как открытая образовательная среда, представленная совокупностью принципов, способов и условий реализации образовательного процесса, для саморазвития обучающихся в современном информационном обществе. Интеграция образовательной и информационной сред позволяет обеспечить динамическое развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях глобальной информатизации [6, 7, 8]. Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе обучения математике в вузе - сложный процесс, который включает все этапы образовательной деятельности в информационно-образовательной среде, подробное описание которых представлено в табл. 1.

Таблица 1

Готовность студентов к самообразовательной деятельности

п/п Этапы образовательной деятельности Описание деятельности обучающего Результат самообразовательной деятельности студента

1 Постановка цели Проводится анализ и учет важных личностных качеств обучаемых, происходит постановка задач в соответствии с целью обучения и потребностями студентов; мотивация к обучению, овладение регулятивными умениями, снижение уровня тревожности.

2 Планирование самостоятельной работы. Определение содержания для изучения, необходимых форм, методов, средств и видов контроля; студент составляет алгоритм работы, выбирает формы представления полученных результатов.

3 Работа с электронными источниками. Основным электронным источником для базового изучения является электронное пособие, состоящее из краткого теоретического материала, презентаций, интерактивных апплетов и прочих ресурсов. База электронного пособия непрерывно пополняется как преподавателем, так и \«еЬ-проектами студентов; развитие информационно-компьютерной компетентности, самостоятельный поиск в Интернет-среде, умение работать с информацией.

4 Составление \меЬ-проектов. Создание матрицы выбора персонального распределения времени, индивидуальной образовательной карты, параметров рефлексивного диалога, адекватного выбора форм, средств и методов самообразовательной деятельности. студенты выбирают вариативную содержательную линию и метод её изучения на основе индивидуально-личностных и содержательно-технологических предпочтений. Происходит выполнение заданий учебного проекта.

5 Предоставление результата самообразовательной деятельности Формируется проект в виде электронного ресурса, размещенного в сети Интернет с ограниченным доступом, копия проекта сохраняется на общем облачном диске и дублируется на жесткий диск компьютера.

Рассмотрим уровни готовности студентов к самообразовательной деятельности в информационно-образовательной среде [1].

Первый уровень - минимальный. Специфика студентов младших курсов, характеризующаяся недостаточной устойчивостью волевых усилий, не позволяет на первом уровне формировать цель деятельности самостоятельно, поэтому обучаемые принимают цель, предложенную преподавателем, при этом самостоятельная работа происходит при непосредственном содействии преподавателя. Информационные ресурсы предоставляются студентам в готовом виде посредством ссылок, действия обучаемого сводятся к применению данных ресурсов в решении поставленной задачи.

Второй уровень - достаточный. Характеризуется переходом от пассивного взаимодействия с информационной средой к активному ее использованию. Студенты самостоятельно определяют цель работы и планируют свою деятельность, ведут целенаправленный поиск и отбор информации в информационной среде без непосредственного участия преподавателя, ищут иные источники информации, находят более эффективные решения поставленной задачи. Спецификой этого уровня является повышение устойчивости волевых усилий и осознание важности самообразовательной деятельности. При этом преподаватель выполняет функции консультанта, и его деятельность сводится к рекомендательному характеру по использованию источников информации.

Третий уровень - акмеологический. Его отличительной особенностью является высокая степень самостоятельности студентов, полный и осознанный переход от пассивного получения знаний к навыкам самостоятельной деятельности. Студенты становятся полноценными участниками организации самостоятельной работы, проводят рефлексию процесса и результатов самообразовательной деятельности.

Для определения уровня готовности студентов к самообразовательной деятельности в информационно-образовательной среде выделены три критерия: мотивационный, регулятивный и деятельностный.

Показателем каждого уровня является самооценка деятельности студентов и удовлетворение познавательных потребностей. Но если на первом уровне студенты лишь опосредованно обращаются к информационной среде, и это взаимодействие проявляется в основном в воспроизводящей деятельности и выполнении задания по составленному преподавателем плану, то активное взаимодействие наиболее полно проявляется на втором уровне сформированности самообразовательной деятельности, показателем которого является вариативная и частично-поисковая деятельности. На этом уровне формируются основные навыки самообразовательной деятельности студентов. Результатом третьего уровня является развитие творческой деятельности. Все три критерия обеспечивают высокую степень самообразовательной деятельности студентов и качества образования [6].

Функционирование информационной образовательной среды позволяет сделать обучение более гибким, повысить эффективность и значимость самообразовательной деятельности. Усиливается обратная связь студента с преподавателем.

Важную роль в формировании самостоятельной деятельности студентов в вузе оказывает возможность интерактивной формы взаимодействия с образовательными ресурсами [9, 10]. Взаимодействие с преподавателем и информационной средой, складывающееся в процессе выполнения поставленной задачи, при обращении студента к справочным материалам, возможности дополнения существующей базы электронных материалов, осознание своей значимости в среде, создает условия для вовлечения в самообразовательную деятельность студентов [1, 3].

Таким образом, успешность развития самообразовательной деятельности студентов зависит от формирования педагогом их готовности к самообразованию. Управление этим процессом со стороны педагога предполагает постановку целей и планирование индивидуального образовательного процесса. Общее управление определяет содержание, формы и методы самообразовательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза.

Приведём пример задания по математике, направленного на формирование самообразовательной деятельности студентов по специальности «Таможенное дело» [1].

Задание: Используя официальные публикации ФТС России, Росстата, Евразийской экономической комиссии, а также данные региональных таможенных управлений сформировать исходные данные за несколько лет и провести анализ исследования по следующему плану:

1. Записать полученные результаты в виде вариационного ряда, рассчитать накопленные частоты и создать кумулятивную кривую.

2. Записать данные в виде статистического ряда, найти относительные частоты и построить полигон частот.

3. Рассчитать плотности относительных частот р1 и создать гистограмму данных.

4. Рассчитать основные числовые характеристики случайной выборки.

Для выполнения работы были взяты данные о внешней торговли Российской Федерации с Китаем с 2010 по 2017 гг В табл. 2 отображены годы и фактически действовавшие цены в млрд. долларов США (представлены в виде вариационного ряда), ей соответствует кумулятивная кривая (рис. 1).

Таблица 2

Условие задачи

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Данные внешней торговли 20,3 35,0 35,7 35,6 37,5 28,6 28,0 38,9

Накопленные частоты, Si 20,3 55,3 91 126,6 164,1 192,7 220,7 259,6

Кумулятивная кривая Полигон относительных частот

Рис. 1. Кумулятивная кривая

В табл. 3 представлено статистическое распределение относительных частот и соответствующей ей полигон (рис. 2) и гистограмма(рис. 3).

Таблица 3

Статистическое распределение относительных частот

X 2010 2011 2012 2013 2013 2015 2016 2017

W 0,078 0,135 0,137 0,137 0,14 4 0,11 0,107 0,15

Чи словыеха рактеристи ки случай ной в ыбор ки 1. Выборочное среднее значение j:

Z xini

х =-

2+ 0 (20,3*2010+ 35,0*2011 + 35,71012 + 235,6*2013+- 37,5*2014 + 28,6*2015 + ^8,0*^010 + 33,0*3+03*1 1 (20,3 + 35,2 + 35,(3 + +5,0 + 35,5 + 20,0+ 08,0 * 38,9) = ;+22^211,£)/25!Э,6о 0013,5. 2. //И5персия D:

n

Z^iX -x)0-ni D = -!=+-;

n

0 + [130(0-0012,6)02120,++(*011130(0,0(32730,0 о (33123013,З^Ой,7 о (20153 013,2(22013,621+3133012.0132+22,0 + (+0133+10,6)л8320,3 + 0^01(3^ 7213,0)3385 2 (20103013,2(00+02,0]/*59,2 ** 1076,0*220,^ 3= 11,9,

+. C+5Д2Дe 0720 002И2HO3 2+++05е2И0:

Рис. 2. Полигон частот Гистограмма

0,135 0,137 0,137

а = VÖ = 749 « 2,2.

0,16 0,14 0,12 0,1 i 0,38 0,06 0,04 0,03

2010;2011 2011;И012 2012;2013 2013;2014 2014;2015 2015;2016 2016;2017 2017;2018

НРЯД1

Рис. 3. Гистограмма

4. Коэффициент вариации:

р=- - 100%;

х

И* = Т7204т' Т10С50С2 = 0,109%.

201=4,6

Самообразовательная познавательная деятельность студентов в про-цб!сс«5 обучения математике носит ведущий характер. Связано это с целевыми и организационными особенностями обучения. Открытая образовательная средапредставляетсобойспециальную форму организации познавательной деятельности черес акасвное дьалоиоиое взаимедраствсеввзхсуасекзов образовательного процесса между собой и информационно-образовательной средой.

Библиографический список

1. Санина Е.И., Макусева Т.Г, Савадова А.А. Методология, теория и технология формирования самообразовательной деятельности в открытой образовательной среде: монография.Санкт-Петербург:«Своёиздательство»,2019.

2. Щуклина Е.А. Технологиисамообразования:социологическийаспект. Общественныенаукиисовременность. 1999;№5:140- 151.

3. Санина Е.И., Помелова М.С., Ням Н. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография. Москва, 2012.

4. Артюхина М.С. Теоретико-методологические основы интерактивного обучения математике в информационно-образовательной среде вуза. Педагогика и просвещение. 2016;№2; 176- 185.

5. СластенинВ.А.идр. Педагогика: учебноепособиедлястудентоввысшихпедагогическихучебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

6. Алексанян Г.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов СПО в обучении математике с использованием облачных технологий. Автореферат диссертации ...кандидатапедагогическихнаук.Елец,2014.

7. Алексанян ГА. Особенности формирования самостоятельной деятельности студентов в рамках единой информационно-образовательной среды при обучении математике. Информационныетехнологииитехническийперевод: сборникстатей.Москва:РУДН, 2014: 101 - 115.

8. Артюхина М.С. Методическая система интерактивного обучения математике в вузе как условие самоактуализации личности студента. Проблемы современного педа-гогическогообразования. Серия:Педагогикаипсихология.2017;Выпуск57,Ч.10:36-42.

9. Воронько Т.А. Активизация самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения математике в информационно-образовательной среде вуза. Конференциум АСОУ: сборникнаучныхтрудовиматериаловнаучно-практическихконференций. 2017;№ 1:230-234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Санина Е.И. Интерактивные технологии как основа формирования самостоятельной деятельности студентов в обучении математике в вузе. Проблемы современного педагогическогообразования. Серия Педагогика и психология: сборникнаучныхтрудов.Ялта:РИОГПА, 2017;Выпуск57,Ч.9:75 -81.

References

1. Sanina E.I., Makuseva T.G., Savadova A.A. Metodologiya, teoriya i tehnologiya formirovaniya samoobrazovatel'noj deyatel'nosti v otkrytoj obrazovatel'noj srede: monografiya. Sankt-Peterburg: «Svoe izdatel'stvo»,2019.

2. Schuklina E.A. Tehnologii samoobrazovaniya: sociologicheskij aspekt. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 1999; № 5: 140 - 151.

3. Sanina E.I., Pomelova M.S.,NyamN. Optimizaciyasamoobrazovaniyasredstvamikommunikativnyhiinformacionnyhtehnologij: monografiya. Moskva, 2012.

4. Artyuhina M.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy interaktivnogo obucheniya matematike v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza. Pedagogika iprosveschenie. 2016; № 2; 176- 185.

5. SlasteninV.A.idr. Pedagogika: uchebnoeposobiedlyastudentov vysshihpedagogicheskihuchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2013.

6. Aleksanyan G.A. Formirovanie samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov SpO v obuchenii matematike s ispol'zovaniem oblachnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskihnauk.Elec,2014.

7. Aleksanyan G.A. Osobennosti formirovaniya samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v ramkah edinoj informacionno-obrazovatel'noj sredy pri obuchenii matematike. Informacionnye tehnologii i tehnicheskj perevod: sbornik statej. Moskva: RUDN, 2014: 101 - 115.

8. Artyuhina M.S. Metodicheskaya sistema interaktivnogo obucheniya matematike v vuze kak uslovie samoaktualizacii lichnosti studenta. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2017; Vypusk 57, Ch. 10: Эб - 42.

9. Voron'ko T.A. Aktivizaciya samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v processe obucheniya matematike v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza. KonferenciumASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2017; № 1: 2Э0 - 2Э4.

10. Sanina E.I. Interaktivnye tehnologii kak osnova formirovaniya samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v obuchenii matematike v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya Pedagogika i psihologiya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2017; Vypusk 57, Ch. 9: 75 - 81.

Статья поступила в редакцию 02.02.20

УДК 378

Bayteryakova A.R., student, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: linka-98@bk.ru

Rondyrev-Ilinsky V.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: osipt@list.ru

Chiglintsev V.M., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: vitalchig_82@mail.ru

Polishchuk V.V., student, Nizhnevartovsk Social and Humanitarian College (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: medved862002@icloud.com

FORMATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING READINESS TO USE ACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE STUDY OF INDIVIDUAL TOPICS ON FIRE SAFETY. The article deals with the formation of students of Nizhnevartovsk State University to use active teaching methods in the study of fire safety topics in the lessons of Life Safety Management. In connection with the specifics of the modern school course, the study of this problem in grades 5-8 is considered a priority. Among the simulation and non-simulation active training methods are those that can be used most effectively within the framework of individual topics on fire safety. The article provides examples of lessons with the use of specific active teaching methods, as well as a survey of school teachers of Life Safety Management and university students, who have passed pedagogical practice, regarding their use of active teaching methods in the study of topics related to fire safety.

Key words: active teaching methods, fire safety, simulation methods, non-simulation methods.

A.Р. Байтерякоеа. студентка, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: linka-98@bk.ru

B.Б. Рондырее-Ильинекий, канд. пед. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: osipt@list.ru

В.М. Чиглинцее, канд. биолог. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: vitalchig_82@mail.ru

В.В. Полищук, студент, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, г. Нижневартовск, E-mail: medved862002@icloud.com

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов Нижневартовского государственного университета применения активных методов обучения при изучении на уроках ОБЖ тем по пожарной безопасности. В связи со спецификой современного школьного курса ОБЖ приоритетно рассматривается изучение данной проблемы в 5 - 8 классах. В числе имитационных и неимитационных активных методов обучения выделяются те, которые наиболее эффективно могут быть использованы в рамках отдельных тем по пожарной безопасности. В статье приводятся примеры уроков с применением конкретных активных методов обучения, а также результаты проведённого опроса школьных преподавателей ОБЖ и студентов университета, прошедших педагогическую практику, относительно применения ими на уроках ОБЖ активных методов обучения при изучении тем, связанных с пожарной безопасностью.

Ключевые слова: активные методы обучения, пожарная безопасность, имитационные методы, неимитационные методы.

Согласно статистике, в России ежегодно (средний показатель, начиная с 2013 года) одной из главных причин пожаров является детская шалость (2,8 тыс. случаев в год), только за 2018 год в результате пожаров травмировано и погибло почти 7 тыс. детей [1]. Подобная статистика подтверждает то, что преподавание основ пожарной безопасности, опирающееся в современной школе преимущественно на традиционные методы, является недостаточно эффективным. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо уделять больше внимания студентов, будущих учителей ОБЖ внедрению активных методов обучения. Поэтому актуальность рассматриваемой нами темы исследования бесспорна.

Активные методы обучения мы рассматриваем как методы, характеризующиеся повышением активности обучающихся, в том числе в период самостоятельной деятельности по решению поставленных задач. Мы стремимся, чтобы учащийся из пассивного запоминающего устройства перестроился в активного участника образовательного процесса. Считаем, что активные методы в России не в полной мере используются в образовательном процессе и достаточно консервативно заменяют традиционные.

Применение студентами Нижневартовского государственного университета активных методов в образовательном процессе абсолютно оправдано, так как согласно статистике человек в среднем запоминает около 10% от того, что читает, 20% - от того, что слышит, 30% того, что видит, 50 - 70% - это запоминание при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы, 90% - при непосредственном практическом участии в деятельности [2, с. 4, 6].

Особенно значимыми, на наш взгляд, активные методы обучения становятся при изучении дисциплин, курс которых предполагает получение специальных знаний, умений и навыков, от которых может зависеть жизнь и здоровье человека, его существование в социуме и природной среде. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» - яркий пример учебной дисциплины, многие аспекты которой ориентированы на практическое применение.

Пожарную безопасность мы представляем как состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров [3], данное определение представлено в одноименном Федеральном законе.

Как мы отмечали выше, преподавание ОБЖ является малоэффективным при использовании исключительно традиционных методов. Немногие из школьников в условиях реальной опасности способны применить специальные знания, полученные в школе. Однако ситуация меняется, если школьники получили практические умения и имеют в распоряжении некий проверенный (пусть в игровых условиях) алгоритм действий при возникновении чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера.

Система пожарной безопасности изучается на уроках ОБЖ преимущественно в среднем звене. В связи с этим в силу возраста школьников наиболее интересная форма обучения - это действие, эксперимент. Мы понимаем, что они не способны длительно концентрировать своё внимание на одной проблеме, поэтому необходима смена типов деятельности, обязательна личная заинтересованность каждого из учащихся. Всем этим особенностям обучения уделяется особое внимание в период теоретических и практических занятий студентов Нижневартовского государственного университета, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Очень важно сформировать у них необходимые умения и навыки, которые позволят им успешно вести профессионально-педагогическую деятельность.

Учитывая специфику школьного образования, проведение экспериментов с пожароопасными материалами жёстко запрещено. Наиболее интересными для подростков будут занятия с использованием средств пожаротушения, практические занятия с проведением эвакуации и т.п. [4, с. 21 - 22]. Для преподавателя очень важно убедить школьников, что полученные ими знания далее пригодятся в практической деятельности, могут даже способствовать спасению чьей-то жизни.

Как показала практика, при изучении тем, связанных с пожарной безопасностью, наиболее эффективными были занятия, где применялись имитацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.