5. На emani перевгрки знань, вмть, навичок важливо ощнити вмшня учшв вико-ристовувати математичний апарат для виршення проблем професiйного характеру.
Наприклад, в кожен варiант завдань для тематичного ощнювання включати задачi з професшним змiстом.
Висновки. Таким чином, розв'язування задач з професшним спрямуванням спри-яе формуванню мотивацп до вивчення математики, розвитку професшно значущих якостей, формуванню вмiння бачити можливосп застосування знань та вмiнь з математики при вивченш спещальних дисциплiн, виробничого навчання i в майбутнш профе-сiйнiй дiяльностi.
Список використано¥ л1тератури
1. Вербицкий А. А. Формирование познавательной мотивации студентов /
2. А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. - М. : 1996. - 124 с.
3. Власенко К. В. Теоретичш й методичш аспекти навчання вищоi математики з використанням шформацшних технологш в шженернш машино-будiвнiй штш : моно-графiя / К. В. Власенко - Донецьк : "Ноулщж" (Донецьке вщдшення), 2011.
4. - 410 с.
5. Волянська О. С. Вивчення алгебри i початюв аналiзу в професiйно-технiчних училищах в умовах осв^нього стандарту : дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.02 / Волянська Олена Свгенпвна. - К., 1999. - 210 с.
6. Кучеренко I. А. Мотивацшний компонент - важливий структурний складник сучасного уроку украшсь^' мови [Електронний ресурс] / I. А. Кучеренко // Збiрник на-укових праць Бердянського державного педагогичного утверситету . Педагопчт науки. - 2013. - № 2. - С. 85-93. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ znpbdpu_2013_2_16
7. Чайка В. М. Основи дидактики : навч. поаб. / В. М. Чайка. - К. : Академвидав, 2011. - 238 с. - (Альма-матер).
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кадыргулова Рита Минниахатовна
магистрант, Нижневартовский государственный университет, 628600, РФ, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11 Рондырев-Ильинский Владимир Борисович
канд. пед. наук, Нижневартовский государственный университет, 628600, РФ, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11
MODERN REQUIREMENTS TO THE COURSE CONTENT SAFETY LIFE
Rita Kadyrgulova
Master's Degree Student, Nizhnevartovsk State University, 628600, Russian Federation, Nizhnevartovsk, Dzerzhinsky St., 11
Vladimir Rondyrev-Ilyinsky Candidate of Pedagogic Sciences, Nizhnevartovsk State University, 628600, Russian Federation, Nizhnevartovsk, Dzerzhinsky St., 11
Аннотация
Данная статья посвящена требованиям к содержанию курса безопасности жизнедеятельности в современном образовании. В статье раскрываются вопросы объединения экологии и безопасности, организации педагогического процесса при подготовке будущих учителей ОБЖ.
Abstract
This article deals with the requirements for maintenance of health and safety course in modern education. In the article the questions of ecology and security association, the organization of educational process in the preparation of future teachers of life safety.
Ключевые слова: курс «ОБЖ», экологический аспект, комплексные знания, образовательный процесс
Keywords: course "life safety", the environmental aspect, comprehensive knowledge, the educational process
Вопрос защиты населения от природных опасностей в настоящее время стоит очень остро. Актуальность проблемы обусловлена все более частым проявлением опасных природных процессов, как в глобальных масштабах, так и на местном уровне. Перед лицом природной стихии наиболее уязвимыми становятся люди, не обладающие элементарными знаниями и умениями по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Этим объясняется потребность современного общества - формировать личность, способную к ответственности в принятии решений в опасных жизненных ситуациях [1].
Перед курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» выдвигается множество задач по обучению населения безопасному поведению и формированию личности, обладающей целостной системой знаний о разного рода опасностях.
Особой категорией населения, у которой необходимо изменить отношение к вопросам собственной безопасности и безопасности окружающих, сформировать готовность к безопасной деятельности, является учащаяся молодежь. Без наличия достаточного количества подготовленных в этой области педагогических кадров, имеющих сформированную культуру безопасной жизнедеятельности, эту проблему решить невозможно. Поэтому одной из актуальных задач современного образования является необходимость развития целостной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней, в том числе учителей нового поколения, способных эффективно и качественно научить решать жизненно важные задачи в области безопасности жизнедеятельности [6].
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности - этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасной жизнедеятельности в личности студентов, как будущих учителей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности, в ходе которого освоение культурой безопасной жизнедеятельности выступает в качестве ведущей цели.
Профессиональная подготовка будущих учителей по курсу «БЖ», разработана в соответствии с требованиями социального заказа, что дает высшей школе возможность готовить будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности [2].
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на идеях сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у учащихся активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества. В ходе аудиторной и самостоятельной подготовки по данному курсу происходит формирование у будущих учителей знаний, умении и отдельных навыков. Таким образом, в содержание обучения должны органично входить как теоретические знания, так и практические умения и отдельные навыки, которые в процессе корреляции создают монолит подготовки будущего учителя по курсу «БЖ» [2,5].
В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» вопросы экологической безопасности не последнее место. Изучение лесных и торфяных пожаров является одной из главных тем в курсе «ОБЖ» и относится к разделу «Чрезвычайные ситуации природного характера». В изучении вопроса «лесные и торфяные пожары» 42
входят: природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Виды лесных пожаров, их причины и последствия. Классификация: по природным объектам загорания, по производству противопожарных работ. Первичные и вторичные поражающие факторы лесных пожаров и их специфика. Особенности пожаров в зависимости от скорости распространения огня и рельефа местности. Степные и полевые пожары, их особенности, причины и последствия. Торфяные пожары и их особенности. Организация тушения лесных пожаров. Способы и технические средства тушения лесных пожаров. Действия по профилактике и тушению природных пожаров. Меры безопасности и рекомендации в зоне лесных, торфяных пожаров, помощь пострадавшим [7].
Экологический аспект в процессе изучения лесных пожаров, заключен в том, что учащемуся необходимо видеть и понимать связь природных опасностей и их последствий на окружающую среду. Лесные пожары наносят огромный урон экологии, для восстановления леса требуется несколько десятков лет и несколько поколений лесничих.
В случае, когда промышленные объекты находятся в непосредственной близости от леса, ущерб от пожара может быть колоссальным. Но наибольшую опасность представляет угроза населенным пунктам, когда лесной пожар может стать причиной смерти людей. Причиной пожара может быть природное явления: грозовые разряды и молнии, но чаще причиной является сам человек, начиная от простого туристического отдыха и заканчивая грозами. На территории лесного фонда России ежегодно регистрируется от 10 до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,5 до 2,5 млн. га. Пожары - основная причина гибели лесов [5].
При оценке последствий лесных пожаров учитываются, прежде всего, масштабы прямого ущерба: непосредственная угроза жизни людей, объектам техносферы, природным объектам, находящимся в зоне пожара, ценность и объемы поврежденной древесины, угроза сохранению биоразнообразия. В то же время косвенный ущерб от пожара, обусловленный ухудшением состояния здоровья населения, вызванного длительной задымленностью, и снижающий эффективность деятельности всех отраслей промышленности, может оказаться больше по своей величине и значимости. Для крупных промышленных центров с высоким индексом загрязнения атмосферы косвенный ущерб от воздействия длительной задымленности приобретает особое значение [1].
Экологический аспект в содержании разделов дисциплины ОБЖ представляется как процесс объективно обусловленный. Важно отметить, что объективность развития таких интеграционных процессов нашла отражение в содержании новых ФГОС и прослеживается, в частности, в требованиях к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ.
Это означает, что достижение высоких предметных результатов освоения интегрированных тематических разделов, будет определяться формированием в образовательном учреждении соответствующей педагогической среды. Следовательно, изучение тем и разделов, объединяющих вопросы ОБЖ и экологии, будет являться следствием такой образовательной концепции учреждения, в основу которой положено формирование особой педагогической среды, ориентированной на достижение целей образования для устойчивого развития.
С возникновением концепции устойчивого развития начался новый этап развития экологического образования, которое является основой для устойчивого развития. В ходе изучения курса ОБЖ можно выделить несколько содержательных линий: экологию природных систем, социальную экологию, экологию здоровья человека. Последняя вышла на личность, взаимосвязь вопросов экологической безопасности, развития и здоровья человека, их обусловленность характером жизнедеятельности человека, его умениями, ценностными установками [4]. В центре оказывается ключевой вопрос онтологии современной цивилизации - о возможности ее выживания путем самоконтроля своей жизнедеятельности в целях сохранения пригодной для жизни среды обитания.
43
Изменилось и содержательное наполнение используемых терминов. Экологические связи и отношения рассматриваются уже не изолировано, а в системе с экономическими и социальными связями общества, как например, в теме о лесных пожарах изучается подсчет ущерба природе и человеку.
В основе комплексного знания лежат эмпирические, теоретические и методологические знания, представляющие собой целостную систему знаний о природных опасностях, складывающуюся из определенных элементов. Под последними, мы подразумеваем понятия, причинно-следственные связи, законы (закономерности) в области безопасности жизнедеятельности, связь между которыми трактуется как необходимая последовательность в их изучении [4].
Таким образом, создание эколого-педагогической среды необходимо рассматривать, как важное направление общей образовательной стратегии учреждения. При этом важно учитывать содержание и возможности учебного курса ОБЖ.
Объединение изучения вопросов экологии и безопасности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», будет являться основой, в которою положено формирование особой педагогической среды, ориентированной на достижение целей образования для устойчивого развития.
Литература
1. Грибков А.В. Состояние знаний учащихся по экологической безопасности в курсе «Безопасность жизнедеятельности» // А.В. Грибков / Мир науки, культуры, образования / 2011- №4-1 - с 198-202
2. Горбачев С.В., Формирование системы знаний о природных опасностях на основе решения ситуационных задач / С.В. Горбачев // Известия ВГПУ - 2012 - №7 - с 98-102
3. Зайченко О.В. Разработка методов оценки воздействия лесного пожара на воздушную среду населенных территорий / О.В. Зайченко / - Владивосток - 2005 - 194с.: ил
4. Костецкая Г.А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы, пути решения / А.Г. Костец-кая // Астаханский вестник экологического образования -2014- № 2(28) - с 97-102.
5. Суслов В.Г., Павленко Е.К. Ситуационные задачи в курсе «География России» / В.Г. Суслов // География и экология в школе XXI века. - 2010. -№2.- С. 57 - 62.
6. Снегирев А.В. Формирование у будущих учителей основ культуры безопасности жизни в процессе изучения специальных дисциплин / А.В. Снегирев / - Тула - 2007 - С. 240
7. Танкенов А.С. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности / А.С. Танкенов, Б. П. Яковлев // Материалы междунар. науч. конф. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса. — М. : Академия естествознания, 2008. — С. 47-49.