Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ "ТЕХНОЛОГИЯ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА / ГУМАНИТАРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / SUBJECT "TECHNOLOGY" / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF A TEACHER / HUMANITARIAN MODEL OF VOCATIONAL EDUCATION / TEXT-DIALOG TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Ботова Светлана Николаевна, Хазыкова Тамара Саранговна

В статье поставлена проблема профессионального образования будущих учителей предмета «Технология» с позиции принципа гуманитарности и в контексте педагогического моделирования. Раскрыты особенности исследования гуманитарной модели такой подготовки, являющейся альтернативой традиционной, предметоцентрированной, модели и направленной на становление педагога нового типа. Педагог, о котором идет речь, является не учителем-предметником, в узком смысле, и не урокодателем, а «специалистом по человеку». В статье раскрыты некоторые векторы подготовки такого специалиста с учетом трех сфер педагогической деятельности, в которых проявляется его «гуманитарность»: сознание, диалогические отношения, культуротворчество. Представлены основные характеристики гуманитарной модели профессионального образования будущего учителя технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Ботова Светлана Николаевна, Хазыкова Тамара Саранговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE HUMANITARIAN MODEL OF VOCATIONAL EDUCATION FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

The article poses the problem of professional training of future teachers of the subject "Technology" from the position of the principle of humanitarianism in the context of pedagogical modeling. Features of the study of the humanitarian model of such training, which is an alternative to the traditional, subject-centered, model and aimed at the formation of a new type of teacher, are disclosed. The teacher in question is not a subject teacher, in the narrow sense, and not a teacher, but a “human specialist”. The article reveals some vectors of the training of such a specialist, considering three areas of pedagogical activity in which his “humanitarianism” is manifested: consciousness, dialogic relations, and cultural creation. The main characteristics of the humanitarian model of professional education of a future technology teacher are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

7. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2014.

8. Шамеева О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII международной научной конференции — Самара: Асгард, 2016. - С. 118-120.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Белова Светлана Владимировна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста);

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой технологии и менеджмента

профессионального образования Ботова Светлана Николаевна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Хазыкова Тамара Саранговна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста)

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье поставлена проблема профессионального образования будущих учителей предмета «Технология» с позиции принципа гуманитарности и в контексте педагогического моделирования. Раскрыты особенности исследования гуманитарной модели такой подготовки, являющейся альтернативой традиционной, предметоцентрированной, модели и направленной на становление педагога нового типа. Педагог, о котором идет речь, является не учителем-предметником, в узком смысле, и не урокодателем, а «специалистом по человеку». В статье раскрыты некоторые векторы подготовки такого специалиста с учетом трех сфер педагогической деятельности, в которых проявляется его «гуманитарность»: сознание, диалогические отношения, культуротворчество. Представлены основные характеристики гуманитарной модели профессионального образования будущего учителя технологии.

Ключевые слова: профессиональное образование, предмет «Технология», профессиональное сознание педагога, гуманитарная модель профессионального образования, текстуально-диалогическая технология.

Annotation. The article poses the problem of professional training of future teachers of the subject "Technology" from the position of the principle of humanitarianism in the context of pedagogical modeling. Features of the study of the humanitarian model of such training, which is an alternative to the traditional, subject-centered, model and aimed at the formation of a new type of teacher, are disclosed. The teacher in question is not a subject teacher, in the narrow sense, and not a teacher, but a "human specialist". The article reveals some vectors of the training of such a specialist, considering three areas of pedagogical activity in which his "humanitarianism" is manifested: consciousness, dialogic relations, and cultural creation. The main characteristics of the humanitarian model of professional education of a future technology teacher are presented.

Keywords: vocational education, subject «Technology», professional consciousness of a teacher, humanitarian model of vocational education, text-dialog technology.

Введение. Образование принято считать гуманитарной сферой. Но существующие на практике образовательные системы и процессы, в большинстве своем, не отвечают принципам гуманитарности. Их можно назвать предметоцентрированными, технократическими, механическими. Гуманитарность же, как особое качество образования, предполагает внимание к человеческой природе, поддержку «человеческого» в человеке, акцент на его сознании/самосознании. В сегодняшнюю эпоху глобальных перемен, переизбытка информации, торжества техники и искусственного интеллекта во всех сферах проблема гуманитарности встает более остро, чем когда-либо. В некотором смысле, человек перестает быть «живым», продолжая наращивать предметную информированность и не осознавая сути собственно человеческой проблематики. Об этом свидетельствуют многочисленные факты деструктивного поведения людей, рост «душевных» и «нравственных» болезней, конфликтности, агрессивности, кризистности во всех сферах. И на этом фоне все громче призывы к тому, чтобы «быть собой», «быть лидером», «быть успешным», «быть творцом своей жизни».

Очень точно определил сегодняшнее положение в мире известный духовный лидер Далай-лама XIV: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе». Чтобы уметь делать мир «живым и гуманным», людям нужна осознанность и понимание себя. Сегодня школы ждут не просто специалистов-предметников, а профессионалов, способным помочь человеку стать Человеком. А потому реализация гуманитарной модели подготовки учителя - это веление нашего времени.

Мы обращаем внимание на феномен гуманитарности, который обозначает то, что относится к природе человека и что предполагает учет этой самой природы. Речь о таком образовании, смысл которого открывается в «образовании смыслов» [4]. В данной статье рассматриваются особенности гуманитарной модели профессионального образования в высшей школе будущих учителей технологии. Именно такая модель, по нашему убеждению, обеспечивает становление учителя нового типа. В нашем исследовании мы ведем речь об учителе, который не только обладает навыками определенных видов деятельности, знает и умеет преподавать предмет «Технология», но понимает сущностные процессы растущего человека и может влиять на его целостное развитие средствами своего предмета. Здесь гуманитарность предстает как профессиональное качество, характеризующее умение педагога видеть в ученике «человека» и работать с

ним «человекосообразно». В нашем исследовании предполагается уточнение ценностно-целевых, содержательных и процессуальных характеристик рассматриваемой модели.

На сегодняшний день науке известны особенности построения образовательных моделей с позиции разных подходов: культурологического (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Е.В. Бондаревская и др.), системно-деятельностного (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), личностно развивающего (В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), средового (Н.В. Ходякова, В.А. Ясвин и др.), компетентостного (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), гуманитарного (С.В. Белова, С.Л. Братченко, В.И. Слободчиков и др.). В подготовке будущих педагогов идеи всех этих подходов, в какой-то мере, учитываются. Но вопрос о реализации принципа гуманитарности и гуманитарной модели подготовки будущих учителей предмета «Технология» в педагогической теории и практике, фактически, не поднимался.

Предмет технологии, как известно, имеет практическую направленность и связан с разными видами человеческой жизнедеятельности. Его также называют полигоном для практического применения разных предметов, среди которых физика, химия, геометрия, биология и другие. Хорошо изучены в науке широкие возможности уроков технологии в плане разностороннего развития личности, привития любви к труду и уважения людям труда. Раскрыты вопросы дифференцированного обучения учащихся учебному предмету «Технология» (Г.А. Молева и др.), роль предмета в развитии творческого потенциала личности (М.Ю. Пашкова и др.), инновационные подходы к обучению технологии (Т.А. Корпушина и др.). Сегодня существует даже целая концепция формирования у учащихся технологической культуры (П.Р. Атутов, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Вместе с тем, как показывает анализ деятельности школьных учителей (нами обследовано 46 педагогов Республики Калмыкия), следует признать, что учителя технологии не раскрывают в полной мере на своих уроках гуманитарный потенциал предмета, выступающий средством развития самосознания школьников. Часто, обучая каким-то практическим навыкам, они сосредотачивают внимание на самой «вещи», тогда как гуманитарные смыслы предполагают тесную связь субъекта и объекта действия. Причиной того, что в школах все еще сильна тенденция «натаскивания по предмету», является неразработанность гуманитарной модели профессионального образования учителя технологии. Учителя нередко путают понятия «гуманитарный» и «гуманный». Они, по-прежнему, все внимание сосредотачивают на внешних, видимых показателях - оценках и дисциплине, не учитывая субъективную реальность ученика.

Изложение основного материала статьи. Раработка гуманитарной модели профессионального образования будущих учителей технологии потребовала от нас уточнения феномена моделирования. Моделирование предстает как важная методологическая проблема, которую «обнаружил» XX век. Особенно это касается физики, химии, кибернетики и других точных наук. Сегодня интерес к моделям и моделированию заметно возрастает. Как доказано в работах В.А. Штоффа, И.Б. Новика, Б.А. Глинского и других, метод моделирования стал мощным специфическим методом познания. В педагогике вопросами образовательных моделей занимались Л.Б. Ительсон, Г.П. Щедровицкий, Н.В. Кузьмина и др. Мы в нашем исследовании опираемся на определение модели, данное В.А. Штоффом, который главным отличием модели от теории называет «не уровень упрощения, не степень абстрактности, а способ выражения этих абстракций, упрощений и отвлечений» [6]. Модель призвана наглядно отобразить, сконструировать систему идеализированных объектов, структур, в которых эти отношения и связи присутствуют в чистом виде [3]. В нашем случае, таким идеализированным объектом является система профессионального образования будущего учителя технологии, способного средстами своего предмета равивать самосознание ребенка и его способность создавать авторские продукты культуры. Различаются функции данной модели: 1) иллюстративная (позволяет наглядно, в упрощенной форме представить то, как можно строить образовательный процесс на основе принципа гуманитарности); 2) трансляционная (переносится информация из разных областей знания о человеке в область педагогики); объяснительная (объясняет иерархию, связи и отношения всех элементов педагогической системы, «работающей на человека»); 4) предсказательная (дает понимание о результатах и перспективах дальнейшего развития человека в пространстве образования/самообразования).

Существуют разные типы моделей. Нас интересуют процессные, отличительная черта которых - это представление последовательности перехода какого-либо исследуемого явления из одного состояния в другое. Подобные модели довольно широко распространены в педагогической теории. Процессные модели позволяют раскрыть содержание педагогических феноменов, обладающих свойством алгоритмируемости и представляющих собой последовательность состояний, которые могут быть описаны в процессно-деятельностных категориях [7].

Говоря о гуманитарной модели профессионального образования будущих учителей предмета «Технология», мы имеем в виду процесс последовательного становления их профессионального самосознания и освоения практики гуманитарно ориентированной педагогической деятельности. Профессиональное сознание/самосознание учителя, по Д. Дистервегу, есть «особое мировоззрение, особое отношение к людям, формирующее своеобразную личность». В педагогике вопросы профессионального сознания педагога освещены в работах Г.В. Акопова, Ф.Е. Василюка, Н.И. Симонова, В.И. Слободчикова и др. По определению В.И. Слободчикова, на которое мы опираемся, педагогическое сознание есть «способность к ценностно-смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования, к созданию собственной субъективности» [5, с. 207]. Осознающий себя педагог, способный организовать изучение школьниками предмета таким образом, чтобы они «через» него изучали себя - вот ценностно-целевое ядро нашей модели, о которой идет речь. Говоря иначе, это профессионал, осуществляющий гуманитарно ориентированную педагогическую деятельность.

Гуманитарно ориентированная педагогическая деятельность - это деятельность, связанная с личностной рефлексией, диалогическими отношениями и культуротворчеством [1]. В данном случае мы исходим из трех предельных сферах, в которых пребывают субъекты образования. И учителю важно учитывать их в полной мере, когда он не сводит урок к преподаванию предмета, а помогает детям понять себя через призму отношений к предмету, осознать возможности построения диалогических отношений с другими и открыть в себе потенциал творца продукта культуры. Обучая школьников тем или иным знаниям и умениям, он постоянно направляет их внимание на поиск личностных смыслов, на осознание характера действий.

Выявлено, что гуманитарные компоненты содержания образования включают в себя: а) интегрированность во все курсы комплекса современных знаний о человеке, человеческой личности и

путях решения актуальных проблем человечества; б) трансформативность этих знаний в умения самопознания, самореализации, саморазвития; в) аксиологичность (акцент на смысле); г) субъект-ориентированность (создание условий для выявления позиции обучающегося; д) проблемность и диалогичность; е) осмысленность и рефлексивность [2]. В связи с этим возникает вопрос о том, как это содержание отбирать конкретно в рамках профессионального образования будущего педагога и с учетом предмета «Технология». Здесь необходимо рассмотреть такую деятельность, в рамках которой возможно проявленность всех этих компонентов. Та, что способна объединять «видимое» (измеряемое, предметное, внешнее) и «невидимое» (неизмеряемое, субъективное, внутреннее). Она связана с возможностями диалога в условиях создания, восприятия и анализа текста. Это текстуально-диалогическая деятельность [1], в которой личность проявляет свое авторство и может в знаке рассмотреть феномены субъективной реальности (внутреннего мира).

О чем идет речь? Обучая детей каким-либо действиям, связанным, скажем, с изготовлением того или иного продукта в рамках, например, швейного, кулинарного или деревообрабатывающего дела, учитель обращает их внимание на данный продукт как «гуманитарный текст», авторско-адресное сообщение. Ребенок не просто учится что-то мастерить, но накапливает опыт осознавания того, как продукт его деятельности влияет на его собственное развитие, как он участвует в коммуникативных отношениях (ради чего он сделан, вместе с кем, о чем он сообщает) и какова его ценность для других (кому он «посвящен»). То есть любая поделка или вещь, к которой он прикасается в ходе изготовления, включается в процесс коммуникативных отношений и рефлексивных действий. И будущему педагогу важно овладеть умением осуществлять с детьми такие коммуникации и ставить перед ними особого рода вопросы. Но сначала надо учиться задавать самим себе такие вопросы, которые, говоря словами известного в конце прошлого века педагога-новатора Е.Н. Ильина, «не умирают после ответа».

В процессе исследования, опираясь на знания о принципе гуманитарности в образовании, о гуманитарно ориентированной деятельности, текстуально-диалогической образовательной технологии и профессиональном самосознании, мы выявили основные характеристики гуманитарной модели профессионального образования будущих учителей предмета «Технология». Среди них:

1) ценностно-целевые ориентации, связанные со становлением профессионального сознания педагога, который помогает студентам средствами предмета изучать самих себя как субъекта профессии и развивать способности управлять своих развитием;

2) содержание образовательной деятельности включает в себя опыт саморефлексии, диалогических отношений и культуротворчества в условиях разработки авторских уроков;

3) основным методом работы выступает текстуально-диалогическая технология, в рамках которой студенты учатся анализировать свою образовательную деятельность как деятельность по созданию и анализу «гуманитарного текста» в рамках предмета «Технология»;

4) процесс образовательной деятельности предстает как последовательное развертывание системы диалогических ситуаций, которые позволяют студентам осуществлять и анализировать свой диалог с самим собой, с другим человеком и с предметом в процессе методики преподавания предмета «Технология»;

5) показателями эффективности профессионального образования будущих учителей являются повышение интереса к исследованию себя как носителя ценностей профессии, знание о человеке как динамической «био-психо-социо-духовной системе», умения выстраивать диалогические отношения с субъектами образовательного процесса, умение создавать/проектировать и анализировать продукты своей образовательной деятельности как «авторские сообщения».

Выводы. Гуманитарная модель профессионального образования будущего учителя предмета «Технологии» отображает систему работы со студентами, направленную на развитие их профессионального сознания. Такая работа включает в себя: опыт преобразования предметного материала из безличной информации в «гуманитарный текст»; опыт выстраивания диалогических отношений с другими; опыт рефлексии своих переживаний, отношений и действий. Дальнейшее наше исследование связано с реализацией описанной выше модели в практике вузовского обучения будущих учителей технологии и с проведением опытно-экспериментальной работы, которая позволит выявить границы возможностей такой реализации. Планируется разработка системы интегративных проектов, объединяющих в рамках изучения методики преподавания предмета «Технология» разные аспекты материальный, социальный, духовный человеческой деятельности как деятельности текстуально-диалогической - такой, которая имеет «автора» и «адресата». Также намечается разработка программы гуманитарно ориентированной педагогической практики студентов, которая поволит им отслеживать рост своего самосознания, умений выстраивать диалог с детьми и создавать урок как акторский продукт творчества, как продукт культуры.

Наше исследование углубляет знание о гуманитаризации высшего профессионального образования, подготовке будущего учителя технологии к реализации гуманитарных педагогических технологий в условиях инновационного развития образования, личности педагога как носителя гуманитарных смыслов своей профессии, особенностях организации проектной деятельности студентов, направленной на формирование у них позиции авторства. Результаты исследования, на наш взгляд, позволят внести вклад в разработку новых программ профессиональной подготовки будущего учителя технологии, учитывающих гуманитарную составляющую.

Литература:

1. Белова, С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПКиПРО, 2006. 360 с.

2. Журавлева О.Н., Полякова Т.Н. Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания соврменного образования // Человек и образование. - М. - 2009. - С. 9-13.

3. Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Вятка: Вятский государственный университет. 2009. С. 135-138.

4. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. М.: Дрофа, 2007.

5. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.

6. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. - 302 с.

7. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 9. - С. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.