ПЕДАГОГИКА
УДК 378
М. А. Викулина
ГУМАНИТАРНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ1
Аннотация.
Актуальность и цели. Содержание статьи раскрывает образовательный смысл гуманитарной профессиональной подготовки современного учителя. Представлены выводы и результаты, позволяющие реализовать акмеологиче-ские и аксиологические основы взаимодействия участников образовательного процесса на основе понятий «гуманизация», «гуманитаризация», «гуманитарная компетентность». Приводится анализ концепций по трактовке гуманитарной сущности профессиональной подготовки учителя. Цель работы - выделить три аспекта проблемы гуманитарной подготовки учителя; представить описание педагогической направленности личности учителя, его профессиональной подготовки и выявить возможности развития готовности преподавателя к проявлению толерантности.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования концепций и моделей анализа имеющихся в педагогическом знании и практике выводов и результатов исследований по проблеме гуманитарной сущности профессиональной подготовки современного педагога. Особое место занимают результаты исследований Д. А. Леонтьева, Ю. В. Сенько и В. А. Сластенина.
Результаты. Исследованы содержание и структура гуманитарной компетентности учителя. Выявлены сферы его «гуманитарного» бытия: диалогическое общение, культуротворчество и рефлексивное сознание (самосознание). Определены показатели сформированности гуманитарной компетентности.
Выводы. Изучение структуры и содержания профессиональной подготовки в современных условиях позволяет определить потребность в формировании педагога нового типа, для которого потребность в творчестве, самообразовании и саморазвитии, переходе от функционально-ролевого пребывания в образовательной организации к целостной жизнедеятельности в профессиональнопедагогической сфере приобретает значимый характер.
Ключевые слова: подготовка, готовность, гуманность, гуманитарная компетентность, профессиональная направленность.
M. A. Vikulina
HUMANITARIAN ESSENCE OF THE MODERN TEACHER PROFESSIONAL TRAINING
Abstract.
Background. The article reveals an educational sense of humanitarian professional training of the modern teacher. The author introduced conclusions and results
1 Статья подготовлена в рамках задания 2014/361 на выполнение государственных работ в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ «Комплексный квалиметрический анализ в системе управления качеством образования в вузе».
186
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
allowing to realize akmeological and axiological bases of educational process participants on the basis of the notions “humanization”, “humanitarization”, “humanitarian competence”. The work analyses the concepts of interpretation of humanitarian essence of teacher professional training. The aim of the study is to distinguish three aspects of the problem of teacher humanitarian training, his/her professional training and to reveal the possibilities of development of teachers’ readiness to display tolerance.
Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the basis concepts and analysis models of the conclusions and results of researches on the problem of humanitarian essence of the modern teacher professional training, already existing in pedagogical knowledge and practice. Of specific importance are the research results by D. A. Leontyev, Yu. V. Senko and V. A. Slastenin.
Results. The author researched the content and structure of the teacher’s humanitarian competence and revealed the sphere of its “humanitarian” existence: dialogues, cultural creativity and reflexive consciousness (self-consciousness). The researcher also determined the indexes of development of the humanitarian competence.
Conclusions. The study of the structure and content of professional training in modern conditions allows to determine the demand of formation of a new kind of teacher, whose need for creativity, self-education and self-development, transition from his/her functional-role tenure in an educational organization to holistic activity in the professional-teaching field becomes significant.
Key words: training, readiness, humanity, humanitarian competence, professional orientation.
Новый этап в развитии всей современной педагогической науки и педагогики высшей школы в частности связан с переоценкой взглядов ученых на значимость профессиональной подготовки педагога.
Педагогическая наука, чутко реагируя на «вызовы» общества и государства, разнообразные запросы самой личности, обращается к проблеме человека, переосмыслению его роли и места в мире, признанию человеческой личности в качестве важнейшей ценности [1]. В соответствии с этим возникает явная необходимость в пересмотре содержания человековедческих наук и профессиональной подготовки будущего учителя, обращенного в первую очередь к гуманитарному, антропологическому знанию, гуманизации деятельности педагога.
Основу организации образовательного процесса вуза составляет личностная направленность гуманитарного профессионального обучения студентов, осуществляемая с учетом конкретно-прикладного характера подготовки в высшей школе - ориентации на решение практических задач, связанных с проблемой установления контактов с детьми, обоснования и проведения студентами во время педагогической практики самостоятельных исследований, нацеленных на потребности развития личности обучающихся, а не только и не столько на специфику содержания учебного предмета.
Для осознания смысла рассматриваемой проблемы следует четко понимать разницу дефиниций «гуманизация», «гуманитаризация» и «антропо-логизация». Первые две в обыденном употреблении весьма близки по значению, но тем не менее в научном плане различны. Так, понятие «гуманизм» (от лат. humanus - человечный) - «мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей».
Humanities. Pedagogy
187
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
«Гуманный» - человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью [2, с. 186].
Общеизвестно, что историческая традиция трактует термин «гуманистический» как определенную систему взглядов и ценностей, возвышающую человека (о гуманизме, гуманном, гуманистическом говорят тогда, когда имеют в виду деятельность, социальный институт, поступки относительно человека).
Педагогика, приобретая гуманистический характер, акцентирует внимание на формировании личности студента, содержании, методах и формах раскрытия его индивидуальности, личностных свойств и познавательных процессов и становится личностно ориентированной [1]. Данные положения составляют основу для максимального приближения профессорско-преподавательского состава к обучаемым, обеспечения атмосферы комфорта, психологической «безопасности» и единства воспитательной среды вуза, создания оптимальных условий, в которых студент не может не учиться и не может учиться ниже своих возможностей; ориентации на развитие и становление отношений взаимного уважения «студент - преподаватель», сохранения и укрепления их психического здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Особое внимание уделяется формированию у студентов - будущих учителей гуманистических ценностей (человечность, справедливость, ответственность и др.), реализуемых ими в субъектсубъектных отношениях «ученик - педагог», при этом у обучающихся развивается потребность быть человечными, справедливыми, ответственными.
Подчеркнем, что гуманизацию нельзя свести только к каким-либо методам или технологиям обучения и воспитания. Это - ценностная ориентация преподавателя, в основе которой лежит перестройка его личностных установок, а гуманистическая дидактика опирается на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития, усиление положительной мотивации учения и позитивных эмоций, активизацию творчества, раскрытие механизмов самообучения, самовоспитания и саморазвития личности обучающегося, создание всех необходимых для этого условий.
«Гуманитарный» означает обращенность «к человеческой личности, правам и интересам человека»; характеризует науки, «относящиеся к изучению общества, культуры и истории народа в отличие от естественных и технических наук» [3, с. 145]. Данный термин ассоциируется с определенными профессиональными занятиями, направленными, как правило, на понимание, толкование поведения человека, его духовной жизни, культуры (обобщенный термин «гуманитарные науки»). Общий корень слов «гуманистический» и «гуманитарный» указывает на их смыслообразующее единство. Иначе говоря, гуманитарные науки только тогда выполняют свои функции, когда открывают в человеке личность, ее высшую ценность, уникальность, неповторимость, и служат гуманистическим идеалам.
Гуманитаризация выступает важным средством достижения цели образования, включающим систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов его содержания, ориентацию на это содержание, позволяющую решать главные социальные проблемы во имя и во благо человека; хорошее знание и владением языком (как родным, так и иностран-
188
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
ным), истории и культуры, что оказывает влияние на формирование личностной зрелости подрастающего поколения.
Гуманитаризация образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самосознанию и пониманию других людей, что актуализирует роль педагога, поскольку именно он, являясь хранителем культуры прошлого, настоящего и будущего, обязан передавать ее от поколения к поколению, призван решать важнейшую общественную задачу по обучению будущих поколений.
По мнению Ю. В. Сенько [4], гуманитаризация образования предполагает значительное увеличение времени, отводимого учебным планом на традиционные и новые для высшей школы дисциплины гуманитарного цикла (экстенсивный путь). Следует дополнить его, как считает ученый, интенсивным путем: радикально обновить атмосферу, гуманистический стиль взаимоотношений «преподаватель - студент», осуществлять приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей.
Гуманитаризировать образование - значит сделать его личностно значимым для каждого конкретного человека, выявить личностные смыслы образования и всех изучаемых учебных дисциплин. Стержнем гуманитаризации образования является гуманитарное мышление и гуманистическая технология педагогической деятельности.
Контекст обучения все интенсивнее насыщается личным опытом студента, а с ним - многообразными феноменами далеко неоднозначной и неодномерной молодежной субкультуры. Подобная ситуация побуждает к необходимости воспитания у преподавателя толерантности по отношению к традиционному содержанию учебной информации, утверждению эстетических и нравственных ценностей и ценностей молодого поколения. Все вместе взятое способствует приобщению студентов к принципиально неформализуемой «культуре Мастера» (по терминологии М. М. Бахтина), составляя глубинную основу их воспитания. Содержание образования, реализуемое в педагогическом процессе вуза, наиболее рельефно отражает соавторство в диаде «преподаватель - студент», наличие (или отсутствие) установки на собеседника, изначальную адресованность своей активности «Значащему Другому» (В. С. Библер). По мнению Ю. В. Сенько, вузовская практика не освободилась от тиражирования специалистов и не учитывает их личностное знание, культуру самого преподавателя.
Современное педагогическое образование и подготовку будущего учителя отличает их гуманитарная сущность: студента необходимо учить восприятию и пониманию Другого человека как не менее значимого, как и он сам; пониманию человека в отношении с социумом, культурой, самим собой; умению содержанием учебного предмета развивать личность обучающегося.
Гуманитарная подготовка в целом должна осуществляться не только в направлении интенсивного развития интеллектуальных и нравственных сил и возможностей молодого человека (именно в этот период формируются основы профессионализма будущего специалиста, его мировоззрения, жизненных идеалов и убеждений). Значим и тот факт, что гуманитарное образование не сводится к изучению отдельных учебных дисциплин. Речь идет о гуманитарно-антропологическом подходе, ставящем в центр внимания педагога целостную личность ребенка и владение педагогом гуманитарным знанием.
Humanities. Pedagogy
189
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Предмет гуманитарного знания («живое знание» - по терминологии В. П. Зинченко, рождающееся «здесь и теперь» и «становящееся знание» - по определению М. К. Мамардашвили) образует широкий спектр феноменов, выраженных понятием «мир человека». Познание в сфере гуманитарного образования апеллирует не к природной сущности вещи, а ее смыслу, что собственно и определяет основные задачи педагога-гуманитария: ценностно окрасить мир, наполнить его смыслом, сделать сопричастным человеку и общечеловеческой культуре. Ю. В. Сенько уверен, «чтобы знания о другом <...> стало гуманитарным, оно должно обрести личностный смысл». Любое знание будет считаться «безличным» до тех пор, пока оно не будет включено в систему отношений личности [4].
Содержание гуманитарного знания связано с вопросами обретения смысла человеческого существования. Кроме того, содержание гуманитарного знания предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию. «Ядро» гуманитарного знания составляет смысл (принятые ценности, ставшие «своими» для личности вследствие переживаний и опыта) как конкретный механизм регуляции различных процессов сознания и поведенческих актов [5-7]. Гуманитарное знание, включающее смыслы и отношения, способно наполнять личность качествами и потребностями, отражающими субъективное «Я». Любая учебная деятельность обучающегося должна быть наполнена смыслами и пониманием того, что он делает и для чего. Безличная информация (знание) становится значимой, когда обретает смысл и значение именно для конкретного человека (обучающегося). Осмысление - это процесс и результат деятельности, когда знание берется не само по себе, а связано с конкретными целями и задачами.
Гуманитарное знание, включающее смыслы и отношение, способно наполнять личность качествами и потребностями. Безличностное знание (информация) становится значимым, когда приобретает понимание (что я делаю? зачем?), значение и осознание именно для самой личности в конкретной ситуации.
Итак, осмысленное образование и профессиональная подготовка предполагает знание личности о своем отношении к разного рода знаниям. Именно отношение выступает главным элементом гуманитарного знания, определяет природу самой гуманитарности.
Возникает серьезный вопрос: как преподавать гуманитарные дисциплины? Решить его помогут программы дополнительного профессионального образования «Педагогика и психология высшего образования» и получение квалификации «Преподаватель высшей школы».
Новая парадигма преподавания гуманитарных дисциплин опирается на три основных принципа - плюрализма, репрезентативности, дистанцирования.
Так, первый исходит из признания многообразия и многогранности мировой гуманитарной и общественно-политической мысли, многомерности существующих точек зрения; исключает догматизм и претензии какого-либо автора на абсолютность и окончательность достигнутой истины.
Второй нацеливает на трансляцию в учебном процессе тех достижений мировой общественной мысли, которые получили уже общее признание, стали классикой в соответствующих направлениях гуманитарных исследований.
190
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
Указанный принцип предполагает бережное отношение к известным и признанным научным сообществом авторам и первоисточникам, классическому тексту. Преподавателю важно транслировать существующие в мировой мысли концепции и учения, а не просто излагать чужую концепцию (на это он имеет право в научных публикациях) по обсуждаемому вопросу. Безусловно, такая трансляция не является простым пересказом этих концепций, а предполагает владение искусством интерпретации, вводящей студента в сложный мир гуманитарной культуры.
Третий требует от преподавателя сбалансированного, объективированного, беспристрастного изложения изучаемых концепций. Нужно согласиться с мыслью М. Вебера о том, что профессор на университетской кафедре не должен брать на себя роль политика, вождя, пророка. Свои политические амбиции преподаватель, как и любой гражданин, может отстаивать в публичных местах, но не в стенах образовательной организации, где у профессора всегда существует преимущество перед студентами. Преподаватель - всего лишь посредник между мировой общественной мыслью и подрастающим поколением. В этом состоят его величайшая культурно-просветительская роль и высокая моральная ответственность.
Ориентация на гуманизацию и гуманитаризацию образования и воспитания делает актуальным рассмотрение вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров, повышения роли гуманитарной подготовки в процессе развития будущего учителя.
Резюмируя сказанное, отметим, что педагогическая проблема гуманитарной подготовки будущего педагога имеет три аспекта:
- формирование гуманитарного мышления и мировоззрения в процессе усвоения ценностей культуры;
- ориентация на гуманистическую и гуманитарную педагогику: формирование целостной картины мира обучающегося и его гуманитарного сознания;
- педагогическая гуманизация образования через обеспечение вариативного обучения, многообразия программ и учебников, разнообразия педагогических приемов, дифференциации обучения, оптимального режима работы для учеников и т.д.
Концепты «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» определяют разные векторы изменений в высшей школе. Если «гуманизация образования» в широком понимании означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего личностной свободе, социальной справедливости и человеческому достоинству), то «гуманитаризацию образования» связывают с учебнометодическим содержанием преподавания в вузе. Следует, конечно, иметь в виду, что гуманитаризация в принципе должна отвечать высоким целям: приобщению молодых людей к гуманистическим ценностям.
В связи с этим определяются проблемные поля:
1) наибольшую трудность у преподавателей вызывает практическое воплощение идей гуманизации и гуманитаризации профессиональной подготовки специалистов для сферы образования [8];
2) приобщение личности студента к богатству гуманитарной культуры в рамках учебного процесса и внеучебных форм студенческой активности
Humanities. Pedagogy
191
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
направлено на преодоление одномерности личности, ее частичности (парти-кулярности), задаваемой профессиональной подготовкой;
3) гуманитаризация как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, как его окультуривание в широком смысле слова отнюдь не сводится к узкой профессионализации. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, профессионал в своем деле, а без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность.
Личность - это всегда индивидуальность, формирующаяся в культуре и на основе культуры, наследница и одновременно творец культуры. Профессия обретает человеческий смысл для личности лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, обретение своей индивидуальности в многогранном и противоречивом мире культуры, своего неповторимого «человеческого лица», которое не является какой-то внешней физиогномикой, автоматически формируемой стереотипами массового сознания. Человеческое в человеке - это его имманентная духовность, внутреннее мироощущение, выработанное и выстраданное на почве присвоенной культуры. Гуманизм в образовании, по большому счету, и должен способствовать самовыражению личности в мире культуры, ее свободному самоопределению.
Помочь в этом сознательном выборе будущему молодому специалисту и должна продуманная гуманитаризация образования, органически связанная с гуманизацией и открывающая перед молодым человеком высшие смыслы культуры, вводя его в пространство мировой культуры.
Современные стандарты высшего образования определяют размер гуманитарного блока примерно в четверть от общего почасового объема всей учебной нагрузки в вузе. И, по-видимому, этого вполне достаточно, если эффективно использовать предоставленную возможность. Действительно серьезный вопрос состоит в том, насколько эффективно используются ресурсы гуманитарного блока в гуманитарном образовании.
Итак, гуманитарная направленность профессиональной подготовки учителя включает формирование профессионально-гуманистической ориентации его личности; владение гуманитарным знанием и гуманистическими технологиями, что в результате приведет к эффективности управления образовательным процессом (обучения, воспитания и развития личности обучающихся), разработке системы мер повышения качества этого процесса.
Важнейшим требованием профессиональной подготовки выступает формирование четкой позиции учителя как системы интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и деятельности как источникам его активности. Позиция выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя, как мотивационной обусловленности действий, поступков, всего поведения человека в соответствии с конкретно поставленными целями. Так, педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у него интереса к обучающимся; творческим подходом к решению педагогических задач; заинтересованностью педагогической профессией; склонностью ею заниматься; уровнем профессионального самосознания (знание норм, правил, модели педагогического поведения, принятие профессиональных эталонов, образцов и соотнесение себя с ними на основе самооценки и оценки окружающих).
192
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
Гуманистическая направленность учителя выражена в стремлении к достижению главной цели педагогической деятельности - созданию условий для целостного развития личности воспитанника. Гуманное отношение к ребенку - не только восприятие и оценка его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. Только в этом случае гуманное отношение направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие.
Для этого подготовку педагога необходимо строить на общей гуманитарной базе в логике становления и развития личности обучающегося и собственной неповторимой индивидуальности.
Педагогическая деятельность, по мнению В. А. Сластенина, представляет собой сложный акт, в основе которого лежит не прямое воздействие, а взаимодействие «ученик - педагог». Деятельность педагога как бы «надстраивается» над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика - процесс достижения этих целей реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производится на основе определения того, какие качественные сдвиги наступили в сознании и поведении ученика [9, с. 9-10].
С позиции гуманитарно-антропологического подхода рассматривается гуманитарная компетентность учителя, выступающая ориентировочной основой педагогической деятельности [10]: готовность и способность адекватно, педагогически целесообразно выстраивать ценностно-смысловые отношения с субъектами образовательного процесса; умение учитывать в своем поведении и деятельности принцип гуманитарности как принцип невмешательства во внутренний мир личности и одновременного влияния на него (мир); умение определять субъективную составляющую образовательных ситуаций и обеспечивать с учетом их специфики процесс становления самосознания каждой конкретной личности обучающегося.
Отсутствие данного вида компетентности у педагогов приводит к ориентации их деятельности на знаниевые методы и средства, приводящие к «предметному» результату без учета «метапредметной» и «личностной» результативности.
Структура гуманитарной компетентности учителя определяется тремя сферами его «гуманитарного» бытия: диалогическое общение, культуротворчество и рефлексивное сознание (самосознание).
В качестве показателей сформированности гуманитарной компетентности можно принять:
- признание педагогом ценности человека как данности;
- умение решать педагогические задачи в ситуациях диалогового общения;
- регулярное использование диалоговых технологий;
- владение способами управления процессами саморазвития, самосознания;
- способность и готовность к выстраиванию партнерских отношений с собеседником;
- умение диагностировать готовность обучающегося к культуротворчеству;
Humanities. Pedagogy
193
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
- постоянное осуществление рефлексии собственной деятельности;
- готовность и желание к проектированию программы своего личностно-профессионального развития на гуманитарной основе и поддержки развития личности обучающегося;
- умение вести учебное занятие в соавторстве (сотворчестве) с учеником и др.
Весьма важно помнить о триединстве и взаимосвязи гуманизации, гуманитаризации и антропологизации.
Таким образом, профессиональная подготовка в современных условиях ориентируется на формирование педагога нового типа, для которого потребность в творчестве, самообразовании и саморазвитии, переходе от функционально-ролевого пребывания в образовательной организации (школе, колледже, вузе) к целостной жизнедеятельности в профессионально-педагогической сфере приобретает значимый характер [9]. Повышается значение профессиональной компетентности в целом и гуманитарной в частности как личностного качества.
Потребность в квалифицированных компетентных специалистах продиктована не только спецификой российского общества, но и мировыми стандартами.
Список литературы
1. Викулина, М. А. Личностно ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе / М. А. Викулина. - Н. Новгород : НижегорГЦ, 2000. - 136 с.
2. Большой словарь иностранных слов в русском языке. - М. : ЮНВЕС, 1999. - 784 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.
4. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. - М. : Академия, 2000. - 240 с.
5. Дмитриева, Е. Н. Повышение качества профессиональной подготовки учителя на основе информационно-смыслового подхода / Е. Н. Дмитриева. - Н. Новгород : НГЛУ, 2012. - 312 с.
6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
7. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). -
С. 162-169.
8. Кадменский, С. Г. Проблемы гуманитаризации высшего образования /
С. Г. Кадменский // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». - 2006. - № 2. - С. 47-50.
9. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2008. -№ 12. - С. 4-16.
10. Бобрышева, И. В. Структура гуманитарной компетентности / И. В. Бобрышева. - URL: http://www.vspc34/ru/index/php?option=com_contente&view=article&id=603
References
1. Vikulina M. A. Lichnostno orientirovannaya podgotovka studentov v pedagogicheskom vuze [Personality-oriented training of students at pedagogical universities]. Nizhny Novgorod: NizhegorGTs, 2000, 136 p.
194
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
2. Bol’shoy slovar’ inostrannykh slov v russkom yazyke [Great dictionary of foreign words in Russian language]. Moscow: YuNVES, 1999, 784 p.
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian language]. Moscow: AZ"", 1996, 928 p.
4. Sen'ko Yu. V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya [Humanitarian bases of pedagogical education]. Moscow: Akademiya, 2000, 240 p.
5. Dmitrieva E. N. Povyshenie kachestva professional’noy podgotovki uchitelya na osnove informatsionno-smyslovogo podkhoda [Teacher professional training quality improvement on the basis of the information-semantic approach]. Nizhny Novgorod: NGLU, 2012, 312 p.
6. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real’nosti [Psychology of sense: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow: Smysl, 2003, 487 p.
7. Sokhranov-Preobrazhenskiy V. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2013, no. 3 (27), pp. 162-169.
8. Kadmenskiy S. G. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Problemy vysshego obrazovaniya» [Bulletin of Voronezh State University. Series “Problems of higher education”]. 2006, no. 2, pp. 47-50.
9. Slastenin V. A. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. 2008, no. 12, pp. 4-16.
10. Bobrysheva I. V. Struktura gumanitarnoy kompetentnosti [Humanitarian competence structure]. Available at: http://www.vspc34/ru/index/php?option=com_contente&view= article&id=603
Викулина Мария Анатольевна член-корреспондент Российской академии естествознания, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а)
E-mail: [email protected]
Vikulina Maria Anatolievna
Correspondence member оf the Russian
Academy of Natural Sciences, doctor
of pedagogical sciences, professor,
sub-department of pedagogy
and psychology, Nizhny Novgorod
State Linguistic University named after
N. A. Dobrolyubov
(31a Minina street, Nizhny Novgorod,
Russia)
УДК 378 Викулина, М. А.
Гуманитарная сущность профессиональной подготовки современного учителя / М. А. Викулина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 186-195.
Humanities. Pedagogy
195