Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ГУМАНИТАРНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарная модель образования / проектный метод / гуманитарно-проектная деятельность / безопасность жизнедеятельности / культура безопасности жизнедеятельности / самосознание / humanitarian model of education / project method / humanitarian project activity / life safety / life safety culture / self-awareness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Николаева Гиляна Владимировна, Сергеев Андрей Артемович

В статье дано уточнение понятий «культура безопасности жизнедеятельности» и «проектный метод» с позиции гуманитарного подхода. Исследуемый процесс рассмотрен в контексте гуманитарной модели образования. Определена специфика гуманитарно-проектной деятельности как способа и механизма формирования у старшеклассников культуры безопасности жизнедеятельности. Обосновано, что главным продуктом такой деятельности выступает сама личность ученика, уровень ее самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Николаева Гиляна Владимировна, Сергеев Андрей Артемович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a clarification of the concepts of "culture of life safety" and "project method" from the standpoint of a humanitarian approach. The process under study is considered in the context of the humanitarian model of education. The specifics of humanitarian project activities as a way and mechanism of formation of a culture of life safety among high school students are determined. It is substantiated that the main product of such activity is the personality of the student, the level of her self-awareness.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

этапе обучения в образовательном учреждения, так и непосредственно при участии в этом процессе. В совокупности с фактом большой патентоспособности и востребованности этой сферы, считаем возможным на следующих этапах обучения подойти к созданию собственного патента на методику подготовки летного состава.

Литература:

1. Васина, Е.В. Мировые финансовые кризисы и их виды / Е.В. Васина // Вестник МГИМО. - 2015. - №4 (43). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mirovye-finansovye-krizisy-i-ih-vidy (дата обращения: 21.03.2023)

2. Осипов, А.Д. Сравнительный анализ компаний гражданского авиастроения. Текущие проблемы отечественной корпорации и пути их решения / А.Д. Осипов // Вестник МФЮА. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sravnitelnyy-analiz-kompaniy-grazhdanskogo-aviastroeniya-tekuschie-problemy-otechestvennoy" korporatsii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 21.03.2023)

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Белова Светлана Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Николаева Гиляна Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Сергеев Андрей Артемович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ГУМАНИТАРНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье дано уточнение понятий «культура безопасности жизнедеятельности» и «проектный метод» с позиции гуманитарного подхода. Исследуемый процесс рассмотрен в контексте гуманитарной модели образования. Определена специфика гуманитарно-проектной деятельности как способа и механизма формирования у старшеклассников культуры безопасности жизнедеятельности. Обосновано, что главным продуктом такой деятельности выступает сама личность ученика, уровень ее самосознания.

Ключевые слова: гуманитарная модель образования, проектный метод, гуманитарно-проектная деятельность, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности, самосознание.

Annotation. The article provides a clarification of the concepts of "culture of life safety" and "project method" from the standpoint of a humanitarian approach. The process under study is considered in the context of the humanitarian model of education. The specifics of humanitarian project activities as a way and mechanism of formation of a culture of life safety among high school students are determined. It is substantiated that the main product of such activity is the personality of the student, the level of her self-awareness.

Key words: humanitarian model of education, project method, humanitarian project activity, life safety, life safety culture, self-awareness.

Введение. Метод проектов, зародившийся три века назад в архитектурных мастерских, когда идея проектирования поначалу сводилась больше к бытовому, производственному назначению, сегодня получил распространение в самых разных сферах. Позже идея этой «модели потребности будущего» (Н.А. Бернштейн) начала осознаваться шире и стала объектом внимания педагогики. За свою историю развития метод проектов трансформировался в сфере образования и перерос в педагогическую проектную технологию. Рассматривать этот длительный процесс перерождения следует в его соответствии с историческими условиями и эпохами целенаправленно и последовательно, основываясь на принципе историзма [5, С. 53]. А потому сегодня возникает необходимость уточнения метода проектов в контексте новой педагогической действительности, когда пересматриваются ценностные векторы образования.

Технологии проектного обучения школьников и студентов исследованы широко и всесторонне (Е.С. Александрова, А.В. Антюхов, И.Б. Игнатов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, И.Д. Чечель, И.О. Яковлева и др.). Доказана важность личностного фактора развития обучающихся в процессе проектной деятельности и дано общепсихологическое понимание такой деятельности (Л.С. Выготский,А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.).

Идеи прагматического (опытного) образования Д. Дьюи и проектного метода В.Х. Килпатрика - это идеи «инструментальной педагогики», которая замысливала обучение на активной основе, как процесс целесообразной деятельности ребенка [4]. Проектное обучение, в данном случае, представляет собой организацию «целевых актов». И здесь возникает вопрос: а по поводу «чего» эти целевые акты и каковы возможности использования проектного метода как инструмента. Заметим, что наибольшее распространение метод проектов получил в США, где в обучении доминирует ориентированность на инициативность, рационализм и предприимчивость человека. Как показывает анализ работ, посвященных проектному методу, в основном, он связан с формированием у обучающихся лидерских качеств и с предметным содержанием тех или иных дисциплин.

В нашем исследовании мы обращаемся к проектному методу как средству формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях реализации гуманитарной модели образования. Гуманитарность выступает в данном случае «маркером» и показателем качества осуществления исследуемого процесса. Понятие культуры безопасности жизнедеятельности мы соотносим с гуманитарными смыслами образования. Это означает, что в центре внимания оказывается не некое знание, которое ученику необходимо усвоить, а его собственная личность, мышление и сознание, позволяющие формировать ценностное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Рассматривая значение проектного метода в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, мы рассматриваем его в контексте гуманитарной модели образования и предлагаем уточнить его как метод гуманитарно-проектной деятельности. Именно такая деятельность, на наш взгляд, способна стать механизмом формирования культуры личности, в том числе, культуры жизнедеятельности.

Цель статьи - уточнить понятия культуры безопасности жизнедеятельности и обосновать метод гуманитарно-проектной деятельности в формировании данной культуры.

Изложение основного материала статьи. Метод проектов понимается как совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта [9, С. 71-76]. Очевидна его важная роль в изучении тех или иных дисциплин, в формировании у обучающихся креативного мышления и опыта творчества, лидерских и других личностных качеств. Но мало изучены его возможности в контексте реализации идеи гуманитарности образования.

Говоря о данной идее, мы имеем в виду гуманитарность как онтопарадигмальное качество, обусловливающее ценностно-смысловую отнесенность того или иного феномена к мере земного существования человека [6]. Познание человеческой природы, внутреннего мира человека, возможностей его эволюционного развития, построения диалогических отношений, освоение способов самопознания - на это направлено образование, в основе которого лежит принцип гуманитарности. Мы рассматриваем возможности реализации данного принципа в процессе изучения дисциплины безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности как наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека [8, С. 129]. Изучение безопасности жизнедеятельности обычно связывают с формированием знаний и умений, которые направлены на снижение уровня смертности и потерь здоровья людей от разнообразных внешний причин и социальных факторов.

Анализ преподавания предмета, о котором идет речь, позволяет констатировать ряд нерешенных вопросов. В основном, это вопросы о возможности формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Личность со сформированной культурой безопасности жизнедеятельности - это высокое требование ФГОС. Таков социальный заказ школе. Но надо отметить, что пока еще в школьных программах на ОБЖ отводится недостаточное количество часов. И это не позволяет учащимся в полной мере овладевать учебным материалом дисциплины. Исследователи отмечают также, что качество преподавания предмета оставляет желать лучшего и что в образовательных организациях существует не только дефицит профессиональных кадров, способных в равной степени дать как теоретический материал, так и сформировать практические навыки, но и отсутствует учебно-материальная база, соответствующая требованиям времени [10].

В гуманитарной модели образования важнее не учебный предмет и не отчужденные от личности знания, а сам познающий субъект и инструменты его познания (самопознания). Если брать феномен культуры, то требуется не просто присвоить ту или иную культуру, а стать субъектом культуры, научиться развивать себя как носителя культурных ценностей.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах ее проявления [2, С. 68]. Еще одно определение: культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности [3]. Она является составной частью общей культуры. Как всякая другая, культура безопасности жизнедеятельности не может формироваться извне, она взращивается «изнутри», когда личность принимает ценности определенного порядка. Именно ценностно-смысловое содержание мышления, поведения, деятельности и определяет культуру.

Идея, из которой мы исходим, заключается в том, что культура безопасности жизнедеятельности формируется только в тех условиях и той среде, какие ставят личность в позицию рефлексии своей культуротворческой деятельности, суть которой состоит в «обнаружении» себя как носителя культуры, как автора культурных продуктов. В данном случае носителя культуры безопасности жизнедеятельности.

Вопросы безопасности жизнедеятельности представлены во многих исследованиях (H.H. Авдеева, Р.И. Айзман, К.Ю. Белая, O.JI. Князева, Р.Б. Стеркина и др.). В основном, авторами рассматривается предметная сторона содержания образования и методика преподавания дисциплины. Культура безопасности жизнедеятельности школьников и ее формирование раскрыты больше в теоретико-методологическом плане в контексте традиционных подходов в педагогике.

Рассматривая культуру безопасности жизнедеятельности в контексте гуманитарности образования, мы полагаем, что важно посмотреть на нее с точки зрения философии безопасности. Самостоятельное направление исследований, связанных с пониманием феномена безопасности, оформилось несколько десятилетий назад под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков, стремления общества к устойчивому развитию и признания важности того, что значительную основу многих рисков формирует человеческий фактор [7]. Безопасность является непременным условием состояния и развития сложных социальных систем. Она обеспечивает сохранение их целостности. От нее зависит эффективное функционирование этих систем и устойчивость динамического развития. Такая зависимость обусловлена как степенью сформированности объекта безопасности, так и степенью готовности и способности субъективного фактора реализовать существующие возможности, предоставляемые объективными условиями в интересах устойчивого развития и совершенствования системы безопасности, и это требует решения сложных управленческих задач [7]. Субъективный фактор, в данном случае, связан с постоянной готовностью и способностью человека решать такие задачи, которые предполагают самоуправление. Таким образом, формирование культуры безопасности можно соотнести с возможностями формирования способности личности управлять собой в ситуациях рисков и угроз, а также в условиях предотвращения таких ситуаций.

Рассматривая культуру безопасности жизнедеятельности как часть общей культуры, надо учитывать, что она отражает мировоззрение личности, широту ее кругозора, ценности и идеалы. Культура безопасности жизнедеятельности представляет собой особое смысловое пространство, которое определяется ценностями доверия, заботы, безопасного сосуществования людей во взаимодействии друг с другом и внешним миром. В качестве компонента содержания образования исследуемая культура включает в себя целостную систему ценностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности, правил, законов и норм безопасности, функция которых заключается в формировании у личности готовности к обеспечению заботы о себе и об окружающих, к профилактике и ликвидации опасных факторов, к созданию безопасной среды взаимодействия. Основные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности: мотивационный - интерес к ценностям безопасной жизни и деятельности; когнитивный - знание об основах безопасности жизнедеятельности; практический - умения применить знания в ситуациях опасности и риска; творческий - способность выстраивать свою жизнедеятельность на основе идей диалога, гармонии, безопасности.

Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников состоят в том, что данный процесс не протекает «отдельно», а соотносится с возрастными особенностями старших подростков и происходит в контексте ситуации формирования их системы мировоззрений, выбора ценностных ориентаций и смыслов, определения профессиональных ориентиров, овладения методами самопознания, роста интереса к себе, повышения дисциплины,

самовоспитания. В современном мире большую опасность представляют собой информационные и психологические угрозы, и в этих условиях человек становится источником опасности не только для других, но и для себя. А потому формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно стать процессом формирования особого отношения личности к жизни и себе, процессом повышения осознанности (самосознания) в ситуациях информационно-психологического воздействия на сознание.

В контексте гуманитарной модели образования образовательный процесс связан с формированием именно самосознания, и его содержательную основу составляет текстуально-диалогический принцип [1]. Суть такого принципа заключается в том, что содержанием образования выступает текст как авторско-адресное сообщение, а методом его освоения - диалог. Мы полагаем, что именно текстуально-диалогическая деятельность лежит в основе гуманитарно-проектной деятельности, обеспечивающей формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Что это значит? То, что содержанием гуманитарно-проектной деятельности становится опыт диалогического осмысления индивидуального или коллективного проекта, его авторской и адресной составляющей.

В рамках нашего исследования нами разработаны примерные темы подобных проектов для старшеклассников школ г. Элисты Республики Калмыкия. Среди них можно назвать: «Сценарий моего фильма о вреде алкоголизма», «Отношение к здоровому образу жизни в моей семье», «Мои рекомендации сверстникам по поводу здоровья», «Гаджеты и компьютеры в моей жизни», «Мои предложения по экологии нашего края». Как нетрудно заметить, уже в названиях данных проектов акцент смещается с предметной стороны содержания на субъектную, гуманитарную. В ходе бесед со старшеклассниками было выявлено, что такие темы помогли им по-новому посмотреть на предмет ОБЖ и пробудить интерес к культуре безопасной жизнедеятельности.

В подобных проектах важно создание продукта культуры, которое способствует личностному развитию старшеклассника и предполагает «выход за стены» конкретной школы в широкий социум. В таком случае можно говорить о социально значимых задачах, которые не ограничиваются школьной программой и изучением отдельного предмета. Анализ исследований, раскрывающих гуманитарное измерение образования (C.B. Белова, И.А. Колесникова и др.), позволяет выделить принципы гуманитарно-проектной деятельности, среди которых:

1) принцип адекватности (проект должен отвечать возможностям конкретных учащихся и быть посильным для выполнения);

2) принцип достаточности (необходимо создать определенные условия для успешного выполнения проектов и накопить нужное количество материала, информации);

3) принцип мотивации (нужна подготовка учащихся к выполнению проектов и стимулирование их интереса);

4) принцип культуросообразности (проект должен затрагивать значимые для всех проблемы и быть продуктом, имеющим культурную ценность);

5) принцип гуманитарности (работу над проектом необходимо строить в контексте развития самосознания и самопознания старшеклассников);

6) принцип текстуальности (проект представляет собой форму «текста», выступающего как авторско-адресное сообщение);

7) принцип диалогичности (проект предстает содержательным материалом для дальнейшего диалога);

8) принцип самопрезентации (презентация результатов работы должна стать некой формой самопрезентации автора проекта, его способностей).

Выводы. Для гуманитарной методологии характерно исследование отношения между познаваемым и познающим. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, рассматриваемое с позиции такой методологии, предполагает обращение к методам, которые позволяют изучать не столько саму эту культуру, сколько ее носителя. Гуманитарно-проектная деятельность выступает одним из таких методов, который дает возможности создавать проекты как тексты, являющиеся продуктами культуры и требующие диалогического осмысления. И в этом случае она предстает как текстуально-диалогическая деятельность, позволяющая изучать субъективную реальность авторов проектов и выходит на уровень понимания собственной культуры как «личностного проекта».

Программа формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников в условиях гуманитарно-проектной деятельности требует разработки системы проектов, связанных с тематикой безопасности жизнедеятельности, но выходящих за рамки предметного изучения ОБЖ в контекст индивидуально-личностного развития старшеклассников, их самопознания и социально-культурных связей. С этим связаны перспективы нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1. Белова, C.B. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель образования / C.B. Белова // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 19-27

2. Бойко, В.П. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности / В.П. Бойко, Н.М. Губайдуллин // В сб.: Актуальные экологические проблемы сборник научных трудов / Министерство образования Республики Башкортостан, Академия наук Республики Башкортостан, ФАО ГОУ ВПО Бирская государственная социально-педагогическая академия, ФГОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Кафедра безопасности жизнедеятельности и экология. -Уфа, Из-во: Бирской государственной социально-педагогической академии, 2009. - С. 68-71

3. Гребенникова, Е.В. Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности / Е.В. Гребенникова, A.A. Айдол // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3.1 (6.1). - С. 56-58

4. Дьюи, Дж. От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку (Сб. статей) / Дж. Дьюи. - М.: Карапуз, 2009. - 352 с.

5. Зайцев, B.C. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / B.C. Зайцев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2017. - № 6. - С. 52-62

6. Колесникова, И.А. Природа и миссия гуманитарного знания / И.А. Колесникова // Социальное и гуманитарное знание. -2001. - № 3. - С. 33-46

7. Литвинов, Э.П. Безопасность как философская категория / Э.П. Литвинов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - Т. 7. - Вып. 1. -2014. - С. 1-8

8. Надеин, К.А. Методы и средства формирования культуры безопасности жизнедеятельности / К.А. Надеин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2016. - С. 129-133

9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат. -М.: Академия, 2005.-272 с.

10. Филипчук, Н.В. Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников во внеучебной деятельности / Н.В. Филипчук // Гуманитарные, общественно-экономические и сооциальные науки. - 2014. -№ 7. - С. 22-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.