Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РОБОТОТЕХНИКИ'

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РОБОТОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОБОТОТЕХНИКА / ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Боваев Очир Дмитриевич, Ханаев Александр Сергеевич

Поставлен вопрос о методологии исследования гуманитарных проблем в рамках изучения студентами цифровых технологий и робототехники. Рассмотрены возможности становления профессионала в контексте гуманитарной модели профессионального образования. Уточнены понятия человекосообразного и гуманитарного принципов образования. Раскрыты характеристики гуманитарного принципа. Предложены пути включения гуманитарной составляющей, отражающей ценностно-смысловую сторону образования, в содержание изучения студентами цифровых технологий и робототехники. Они связаны, главным образом, с коммуникативными отношениями участников образовательного процесса и возможностями познания личностью себя как носителя разума и автора творческого продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Боваев Очир Дмитриевич, Ханаев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITARIAN COMPONENT IN STUDYING DIGITAL TECHNOLOGIES AND ROBOTICS BY STUDENTS

The question was raised about the methodology for the study of humanitarian problems in the framework of the study by students of digital technologies and robotics. The possibilities of becoming a professional in the context of the humanitarian model of professional education are considered. The concepts of human-like and humanitarian principles of education are clarified. The characteristics of the humanitarian principle are revealed. The ways of including the humanitarian component, reflecting the value-semantic side of education, in the content of students' study of digital technologies and robotics are proposed. They are connected mainly with the communicative relations of the participants in the educational process and the possibilities of a person to know himself as a bearer of reason and the author of a creative product.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РОБОТОТЕХНИКИ»

Казань, 20-23 февраля 2020 года / Под редакцией И.Г. Ахметова. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2020. - С. 6-8

5. Маматов, Д.Н. Электронное обучение в образовании / Д.Н. Маматов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - С. 385-386

6. Отекина, Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии / Н.Е. Отекина // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 127-128

7. Соболева, М.Л. Мобильное обучение, мобильное приложение, электронный образовательный ресурс, средство обучения: суть и взаимосвязь понятий / М.Л. Соболева, М.А. Федотенко // Информатика в школе. - 2019. - № 9(152). -С. 42-48

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // Консультант плюс. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Белова Светлана Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); старший преподаватель кафедры технологии и менеджмента профессионального образования Боваев Очир Дмитриевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Ханаев Александр Сергеевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И

РОБОТОТЕХНИКИ

Аннотация. Поставлен вопрос о методологии исследования гуманитарных проблем в рамках изучения студентами цифровых технологий и робототехники. Рассмотрены возможности становления профессионала в контексте гуманитарной модели профессионального образования. Уточнены понятия человекосообразного и гуманитарного принципов образования. Раскрыты характеристики гуманитарного принципа. Предложены пути включения гуманитарной составляющей, отражающей ценностно-смысловую сторону образования, в содержание изучения студентами цифровых технологий и робототехники. Они связаны, главным образом, с коммуникативными отношениями участников образовательного процесса и возможностями познания личностью себя как носителя разума и автора творческого продукта.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионал, цифровые технологии, робототехника, человекосообразное образование, гуманитаризация образования, гуманитарный принцип.

Annotation. The question was raised about the methodology for the study of humanitarian problems in the framework of the study by students of digital technologies and robotics. The possibilities of becoming a professional in the context of the humanitarian model of professional education are considered. The concepts of human-like and humanitarian principles of education are clarified. The characteristics of the humanitarian principle are revealed. The ways of including the humanitarian component, reflecting the value-semantic side of education, in the content of students' study of digital technologies and robotics are proposed. They are connected mainly with the communicative relations of the participants in the educational process and the possibilities of a person to know himself as a bearer of reason and the author of a creative product.

Key words: vocational education, professional, digital technologies, robotics, humanoid education, humanitarization of education, humanitarian principle.

Введение. Традиционная система образования ориентирована за запросы индустриализации и связана с конвейерным производством, с поточными методами строительства, со стандартизированными технологическими операциями, которые основывались на труде специалистов массовых профессий. Очевидно, что образование в 21 веке, веке небывалого прогресса и новых технологий, требует иных подходов. Многие процессы, связанные с рутинной работой, с каждым годом все более автоматизируются и роботизируются. Интересны в связи с этим неоднозначные перспективы, которые открываются перед человечеством в фантастическом будущем, которое может стать реальностью. «Представьте себе, что каждая частичка воздуха, капля дождя, каждый блик света на камнях, каждый нанобот и элемент микросхемы, выходящей с заводского конвейера, - все это на самом деле станет частью общей системы принятия решений, элементами суперкомпьютера, решающего куда и как эволюционирует Вселенная» [11].

Можно сколько угодно гадать и фантазировать о возможных перспективах, которые открывает сегодня искусственный интеллект, новые технологии и робототехника, но уже вполне определенно можно утверждать, что тема отношений человека и машины, человека и новых технологических процессов требует психолого-педагогического, гуманитарного ракурса рассмотрения. Речь об основах образования, которое направлено на становление самосознания человека, являющегося творцом, а не функциональным дополнением к машине. Нельзя не согласиться со О.Н. Смолиным, полагающим, что вопрос об увеличении вложений в человеческий потенциал, наряду с вложениями в современные технологии, остаётся ключевым для перспектив развития страны и преодоления внешнего давления [9].

Технологизация и роботизация шагают ускоренными темпами по планете. И потому не удивительно, что в программе бакалавриата инженерно-технологического факультета Калмыцкого государственного университета по направлению подготовки «44.03.05 Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) появились дисциплины «Основы робототехники», «3-D моделирование и прототипирование», «Технологии виртуальной реальности». У студентов они вызывают неподдельный интерес. И понятно, что конструкторско-творческий, проектно-исследовательский потенциал этих предметов огромен. Вместе с тем, встает задача «гуманитарного» изучения данных дисциплин, если мы мыслим о профессиональном образовании в контексте его гуманитарной модели и если важна ориентированность на становление профессионала, выступающего носителем ценностей своей профессии.

Профессионал, о котором идет речь, умеет превращать знания в ресурс и является субъектом собственной деятельности. В его подготовке ключевая роль отводится овладению целостным знанием, умению входить в существующие

профессиональные сообщества и строить новые, вырабатывать собственную позицию [5]. Здесь важны вопросы междисциплинарных связей в образовании, баланса естественнонаучного и гуманитарного знания. Данные вопросы в педагогике освещены в ракурсе идеи создания в обществе единой духовной культуры и единой социоприродной системы [3]. Подробно изучены методологические основы гуманитаризации профессионального образования [2]. Но на уровне преподавания технических дисциплин и включения гуманитарной составляющей в содержание и процесс их изучения проблема остается открытой. В данной статье мы представляем наше видение особенностей решения данной проблемы в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов, связанных с точными дисциплинами. Мы опираемся здесь на методологию гуманитарного подхода ([5]; [6]) и междисциплинарных когнитивно-дидактический исследований ([8]; [12]).

Изложение основного материала статьи. Гуманитарность как особое качество образования, в определенной степени, соотносится с идеей человекосообразности образования. Принцип человекосообразности необходим в образовании, если мы ориентируемся не на исполнителей, а субъектов профессиональной деятельности. Данный принцип, по определению И.А. Колесниковой, указывает на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с мерой человеческого качества (человеческим измерением), а также на соотнесение любых профессиональных действий педагога со свойствами человека, с его природой [6].

Термин «человекосообразное образование» был введен в конце 1980-х годов и был связан с педагогическим экспериментом по разработке такого обучения, главной задачей которого было усиление роли личности ученика, опора на его внутренний личностный потенциал. Имелось в виду образование человека во всей его многогранности. Человекосообразность образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нем потенциал и устанавливает главную задачу образования - выявить, раскрыть и реализовать этот потенциал, и принцип человекосообразности формулируется как идея о том, что образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к окружающему миру и самому себе [10].

Следует различать человекосообразное образование от человеко-ориентиро- ванного или человеко-центрированного. Здесь сообразность понимается как соответствие образу, а центрированность - это указание на то, что образ человека выступает как объект воздействия. Иногда ставят знак равенства между человекосообразным образованием и человекообразующим, главной характеристикой которого считается выращивание «человечности» и смыслопоисковая деятельность.

С позиции человекосообразного образования важно выходить на уровень смысла человека. Как говорит А.В. Хуторской, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь, и главным инструментом выявления его смыслов, а также инструментом смыслополагания выступает рефлексия [10]. Однако в исследованиях, посвященных этой проблеме, мы не находим конкретных методов и инстументов, позволяющих качество человекосообразности постигать в рамках изученения точных и технических дисциплин. В частности, в рамках предмета «Технология и робототехника» мы ставим целью формирование творческой позиции личности, выступающей не «приложением» к технике, а понимающей роль этой техники как посредника в живых человеческих отношениях. И нужно, на наш взгляд, в решении этой цели искать ответы в способах организации образовательного процесса и коммуникативного взаимодействия студентов.

Основные черты человекообразующего образования: выявление и поддержание собственно человеческого, индивидуального, самобытного в человеке; соблюдение принципа природосообразности; эвристическая направленность обучения; продуктивность образования; рефлексия как основа педагогической работы. Но надо заметить, что такой тип образования не ставит специальную цель познания личностью собственного сознания. Сознание, в данном случае, есть интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности осваивать условия и формы своей жизнедеятиельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования [5]. Следовательно, говоря о гуманитарности образования, нужно иметь в виду ценностно-смысловой аспект содержания образования и ориентированность на то, что результатом собственно человеческого развития/эволюции является опыт самосознания личности. И потому требуется включение в содержание образования гуманитарного компонента, связанного с познанием не столько объекта, сколько самого познающего субъекта.

В нашем исследовании мы рассматриваем возможности построения процесса изучения цифровых технологий и робототехники с позиции принципа гуманитарности. Возьмем для примера дисциплину «Основы робототехники». Целью ее освоения является формирование знаний, умений и навыков по синтезу автоматизирванных систем, анализу их работы, по современным областям их применения. Изучение данной дисциплины направлено на решение задач формирования знаний в области применения автоматизированных, мехатронных и робототехнических систем; умений выбирать необходимые типы робототехнических и мехатронных систем; навыков определять для них способы и системы управления. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основами мехатроники, объединяющей механизмы прецизионной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами с целью проектирования и производства качественно новых модулей, машин, систем и робототехнических комплексов [7]. Возникает логичный вопрос: «где» искать гуманитарность в таком «однозначном» содержании? Ответ дает сам рассматриваемый нами принцип: гуманитарные смыслы лежат в ракурсе понимания роли места человека и человеческих ценностей в профессиональной деятельности.

Принцип гуманитарности предполагает обращенность к человеческим ценностям и смыслам, к проявлению человеческого. Гуманитарное знание связано с истолкованием смысла бытия (М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили и др.). Такое знание выступает не на предметном уровне, а на метапредметном и личностном уровнях. Анализ исследований показывает, что гуманитарный принцип, понимаемый как система мер по его воплощению в реальную педагогическую практику, требует реализации в содержании образования следующих компонентов:

• интегрированность во все курсы комплекса современных знаний о человеке, человеческой личности и путях решения актуальных проблем человечества, преобразуемость этих знаний в умения самопознания, самореализации, саморазвития;

• аксиологичность (акцент на смысле, понимание и освоение гуманистических ценностей);

• субъекториентированность (создание условий для выявления позиции обучающегося, интерпретации знаний на индивидуально-личностном уровне, с опорой на собственный опыт);

• диалектичность и полисемичность (переосмысление знаний, поиск новых значений);

• проблемность и диалогичность;

• осмысленность и рефлексивность;

• экзистенциональность [4].

С учетом понимания гуманитарного принципа, нам видится важным в процессе изучения студентами цифровых технологий и робототехники стимулирование их интереса к познанию собственной личности и своих смыслов взаимодействия с миром техники и виртуальности. Также важно направлять внимание студентов к способам организации их работы и общения друг с другом, предоставлять возможность выходить на уровень рефлексии. Проекты и презентации,

которые характерны для данного предмета, должны быть не просто моментом контроля, а средством диалогического общения студентов и поводом для изучения особенностей взаимодействия людей друг с другом и с миром машин. «Зачем создается тот или иной механизм (машина)?», «Какова роль человека в управлении данной технологией/машиной?», «Как должны развиваться человеческие общности в условиях развития технического и технологического прогресса?» - подобные вопросы должны определять направленность дискуссий студентов. И это означает, что нельзя игнорировать в процессе изучения точных дисциплин вопросы философии образования, связанные с пониманием бытия человека.

Также одним из путей гуманитаризации профессионального образования будущих специалистов, связанных с миром современных технологий и техники, нам видится возможность включения в его содержание элементов искусства, выступающего средством целостного познания человека и человеческой психики. А потому, на наш взгляд, перспективно объединять в процессе изучения цифровых технологий и робототехники «физику» и «лирику», когда студенты дают художественное прочтение тем изобретениям, которыми они занимаются, и выходят на уровень постижения экзистенциальных проблем. Примером такого выхода в межпредметные связи можно назвать нашу работу со студентами, когда включались в занятия по основам робототехники обсуждение фантастического рассказа Рэя Брэдбери «Электронное тело пою» и анализ эссе студентов «Техника в моем доме». Также студентам предлагалось сделать авторское прочтение своего проекта (изделия), анализируя его включенность в систему отношений и представляя его как некий «текст». Это пример образовательного процесса, разворачивающегося в контексте текстуально-диалогической деятельности, которая выступает одним из ведущих методов реализации принципа гуманитарности [1]. В таком случае в центре внимания оказывается личность не в роли пользователя технологий и техники, а в роли автора, связанного посредством предмета (машины, проекта) диалогически с «адресатом». Здесь акцент переходит с объекта на субъекта деятельности, который исследует собственные творческие возможности и способы включенности в коммуникативные связи.

В результате открытой анкеты среди будущих учителей технологии (28 чел.) нами было выявлено, что многие студенты подчеркивали важность такой работы, в которой они имели возможность самовыражаться и совместно исследовать. В большинстве анкет на вопрос «Что больше всего нравится в работе над проектом?» были ответы типа: «Мои собственные возможности и творческая реализация».

Также наши студенты принимают участие в работе детского технопарка «Кванториум», созданного как учреждение дополнительного образования для детей в возрасте от 10 до 18 лет в Республике Калмыкия в 2019 году. Они приобщаются к созданию уникальной среды развития детей по научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, которая оснащена высокотехнологичным оборудованием. Рефлексия такого участия и взаимодействия с детьми и молодежью становится важной частью содержания профессионального образования в контексте изучения цифровых технологий и робототехники. Студенты инженерно-технологичекого факультета КалмГУ, которые проходят практику и обучение в «Кванториуме», предлагается осмыслить свой опыт «проживания» деятельности как культуротворчества.

В своей книге «Форма жизни № 4: Как остаться человеком в эпоху расцвета искусственного интеллекта» Евгений Черешнев, размышляя о человеке и его мозге, говорит, что мы отличаемся от животных способностью объединяться в группы для выполнения каких-либо сложных задач. «Сегодня десятки тысяч людей совместно строят космические корабли и программируют искусственный интеллект - задачи, доступные только высокоорганизованным системам с развитой специализацией групп, а не отдельным людям» [11]. Именно это делает нас людьми - способность организовывать сообщества и совместно решать задачи, среди которых важно является задача очеловечивания наших социальных систем и нашей деятельности.

Выводы. Итак, можно резюмировать, что если идти в изучении технических дисциплин в сторону гуманитаризации, то следует особое внимание уделить возможностям самопознания, осмысления ценностей изучаемого материала и характеру взаимодействия студентов. Принцип гуманитарности, как показывает наше исследование, определяет задачи и роль проектной и других видов деятельности в процессе изучения студентами технологии и робототехники, которые связаны не столько с управлением механизмами, сколько с динамикой отношений, с атмосферой взаимодействия, с развитием мышления и опыта самопознания, с эмоциональными переживаниями и личностными отношениями. Опыт самопознания и рефлексии своего уровня осознанности связаны с когнитивными процессами. Так как когнитивные процессы индивида социально обусловлены и культуроспецифичны [8], важно создавать среду социально-культурных отношений, в которой рождаются совместно выработанные критерии тех или иных технических, технологических проектов и происходит рефлексия (саморефлексия) индивидуального вклада в общую работу, рефлексия ответственности за результат.

Исследование вопросов реализации принципа гуманитарности в подготовке будущих профессионалов, имеющих дело с цифровыми технологиями и техникой, будет способствовать организации в вузе такого открытого образовательного пространства, которое адекватно природе человека и природе процесса познания. А тогда есть надежда, что в условиях расширения возможностей «думающих» машин человек не потеряет свое «человеческое лицо» и не превратится в «деталь» машины.

Литература:

1. Белова, С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель образования / С.В. Белова // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 19-27

2. Белова, С.В. Особенности гуманитарной модели профессионального образования будущих учителей технологии / С.В. Белова, С.Н. Ботова, Т.С. Хазыкова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч. 4. - С. 35-37

3. Гольдфейн, М.Д. К вопросу о взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарного знания / М.Д. Гольдфейн, А. В. Иванов, А.Д. Урсул, Г.Е. Заиков, А.М. Кочнев // Вестник Казанского технологичесского университета. - 2014. -С. 341-347

4. Журавлева, О.Н. Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования / О.Н. Журавлева, Т.Н. Полякова // Человек и образование. - 2009. - № 1. - С. 9-13

5. Исаев, Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учеб. Пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 432 с.

6. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Е.В.Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.

7. Кочетов, В.И. Системы ЧПУ и робототехника: учебное пособие / В.И. Кочетов. - Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2005. - 155 с.

8. Кларин, М.В. Когнитивно-дидактические исследования: анализ проблемного поля // Отечественная и зарубежная педагогика / М.В. Кларин. - 2017. - № 6. - С. 94-103

9. Смолин, О.Н. Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры / О.Н. Смолин // Народное образование. - 2022. - № 5. - С. 7-21

10. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура / А.В. Хуторской // Известия Волгоградского государственного. - 2009. - С. 4-10

11. Черешнев, Е. Форма жизни № 4: Как остаться человеком в эпоху расцвета искусственного интеллекта / Е. Черешнев. - М.: Альпина Паблишер, 2022. - 484 с.

12. Ядровская, М.В. Моделирование в реализации когнитивного обучения / М.В. Ядровская // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 2. - С. 602-617

Педагогика

УДК 159.9

студент Большова Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

БИЗНЕС-ПРОФАЙЛИНГ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматривается история появления профайлинга и основные исследователи в этой области. Также была проведена параллель между профайлингом и профессиональной деятельностью педагога и возможность применения данной методики в образовательном процессе. Далее было исследовано, что бизнес-профайлинг можно использовать не только в экономической сфере, но и в педагогике. Это обусловлено тем, что современному педагогу важно выявлять опасность в поведении обучающихся с целью предотвращения опасных ситуаций. Также были описаны типологии обучающихся по которым можно оценить отклонение от нормы. Для подтверждения теории о необходимости использования профайлинга в деятельности современного педагога был проведен опрос среди студентов педагогического университета. В результате было выяснено, что бизнес-профайлинг, как и сам профайлинг в целом необходимо внедрять в обучение современных педагогов.

Ключевые слова: профайлинг, современный педагог, бизнес-профайлинг, безопасность, террористические угрозы, педагогика, обучающиеся, поведение.

Annotation. The article discusses the history of profiling and the main researchers in this field. A parallel was also drawn between profiling and the professional activity of a teacher and the possibility of using this technique in the educational process. Further, it was investigated that business profiling can be used not only in the economic sphere, but also in pedagogy. This is due to the fact that it is important for a modern teacher to identify danger in the behavior of students in order to prevent dangerous situations. The typologies of students were also described by which the deviation from the norm can be assessed. To confirm the theory of the need to use profiling in the activities of a modern teacher, a survey was conducted among students of the pedagogical University. As a result, it was found out that business profiling, as well as profiling itself in general, needs to be introduced into the training of modern teachers.

Key words: profiling, modern teacher, business profiling, security, terrorist threats, pedagogy, students, behavior.

Введение. Взаимодействие педагога и обучающегося является важным элементом в образовательном процессе. Особенно значимым сегодня является предотвращение появления чрезвычайно опасных ситуаций в образовательной организации. Ведь число террористических актов и прочих опасных явлений в образовательном учреждении сильно возросло.

Так как педагог напрямую контактирует с обучающимся, в первую очередь, он может отследить нежелательное поведение одного или нескольких из них. Однако стоит вопрос в компетентности проведения анализа поведения обучающихся. От этого зависит степень эффективности принятия мер по решению выявленного отклонения.

Целью публикации является обзор особенностей профайлинга в педагогической деятельности.

В работе были поставлены следующие задачи:

- провести теоретический обзор профайлинга и его роль в педагогике;

- определить важность использования бизнес-профайлинга во взаимодействии педагога и обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Изучая различную литературу, необходимо говорить о том, что профайлинг

существовал даже в средневековое время, но конкретизировали его как направление относительно недавно в 1974 году американским криминалистом Джоном Эдвардом Дугласом. Одна из первых попыток применения методик профилирования была предпринята британским хирургом Томасом Бондом в 1888 году. Используя психологию и свои профессиональные знания, ему удалось создать портрет серийного убийцы Джека Потрошителя. К сожалению, полученные результаты были не проверены, так как преступника не нашли. Если говорить о становлении профайлинга более подробно, то можно выделить следующих ученых, которые оказали непосредственное влияние на это направление исследования:

1. Зигмунд Фрейд стал одним из влиятельных психологов 20 века и, в своем роде, основателем психоанализа.

2. Карл Юнг, в свою очередь, основал аналитическую психологию, которая является одним из направлений в глубинной психологии [13].

3. Альфред Адлер также реализовал в своей деятельности множество исследований, которые так или иначе связаны с формированием общих поведенческих реакций под воздействием окружающей среды [1].

4. Карен Хорни исследовала формирование личности, обращая все внимание на влияние окружающей среды в данном процессе [8].

Изначально профайлинг широко применялся в криминалистике, для того чтобы создать модель личности преступника. В России система профайлинга начала свое активное действие в 1990-е гг. Для работы с преступниками использовались уже полученные опытом давние исследования по составлению психологического портрета и другие психологические исследования в целом. Успешное применение профайлинга в криминалистике способствовало внедрению профайлинга и в другие сферы деятельности.

Так, следует рассмотреть введение профайлинга в деятельность современного педагога. Безусловно, учитывая тенденции образования сегодня, например, гуманизация, ориентирование на самореализацию и самообучение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.