«менеджерской» схеме «доминирования - подчинения» или «ситуационному лидерству». В условиях воинской деятельности доминирующая личность реализует не столько лидерство в малой группе, сколько организационную власть. Лидер воинского коллектива всегда решает сложную психолого-педагогическую проблему поддержания баланса между стабильностью и развитием группы, постоянно разрешая многочисленные межличностные ситуации, сложности и специфичности которых может «позавидовать» любой педагог На практике офицер-лидер -не «великий человек» (теория черт) или «марионетка группы» (ситуационная теория), а «драматический герой», воплощенное противоречие. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование лидерских качеств будущих офицеров - комплексная междисциплинарная проблема. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания единой научно обоснованной педагогической парадигмы военного лидерства, обусловленной отечественным культурно-историческими особенностями и традициями, а не в разработке и реализации большого числа разнообразных программ, проектов и противоречащим друг другу обра-
Библиографический список
зовательных инициатив, заимствованных из зарубежных источников (см.: [3; 6]). Также не стоит забывать, что многоуровневая система обучения офицеров науке лидерства и управления (армейский комсомол, партийно-политические школы и академии, педагогические факультеты) разрушена и на сегодняшний день так и не восстановлена. Закладывать и формировать эти качества необходимо уже в период обучения путем систематического комплексного взаимодействия всех структурных подразделений военного вуза. В целом проблему ФЛК курсантов в схематичном виде можно представить следующим образом (рис. 1):
Научная новизна статьи заключается в вычленении новых составляющих проблемы формирования лидерских качеств курсантов в современных условиях, подлежащих дальнейшему исследованию. Теоретическая значимость статьи заключается в раскрытии специфических особенностей и противоречий педагогического процесса формирования лидерских качеств курсантов. Практическая значимость - в определении путей практического применения подходов к анализу лидерства в педагогической практике.
1. Aлехин ИА Опережающий характер развития образования - это прогрессивно? Мир образования - образование в мире. 2014; № 1 (53): б.
2. Aлехин ИА, Караяни A.r. Проектирование технологии подготовки кадров в системе военно-профессионального образования. Мир образования - образование в мире. 2017; № 4 (б8): 147 - 148.
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Техно-принт, 2000.
4. Маслянов H.H. Психолого-педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2001.
5. Олесик ЛА Лидерские качества, требуемые от офицера России для ведения общевойскового боя, - основы профессионального «Я». Вестник Московского университета МВД России. 2017; № 4: 240.
6. Панфилова E.A. Индустриальная и постиндустриальная парадигмы воспитания лидеров в педагогике ^A. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2012.
7. Свадковский И.Ф. Методологические основы марксистко-ленинской педагогики. - Московский исследовательский институт научной педагогики. Проблемы марксист-ко-ленинской педагогики. Государственное учебное педагогическое издательство. Москва, 1931; Выпуск 4: 34.
8. Троцкий Л.Д. Несколько слов о воспитании человека. Вопросы культурной работы. Москва: ГИЗ, 1924: 1б.
9. Хвостов В.М. Социальная психология и военное воспитание. Военно-педагогический журнал. 1920: № 1-2: 71 - 7б.
10. Щедровицкий ГП. Система педагогических исследований: методологический анализ). Available at: https://www.fondgp.ru/publications
References
1. Alehin I.A. Operezhayuschij harakter razvitiya obrazovaniya - 'eto progressivno? Mirobrazovaniya- obrazovanie v mire. 2014; № 1 (53): б.
2. Alehin I.A., Karayani A.G. Proektirovanie tehnologii podgotovki kadrov v sisteme voenno-professional'nogo obrazovaniya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 4 (б8): 147 - 148.
3. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcov pedagogicheskogo iskusstva. Minsk: Tehnoprint, 2000.
4. Maslyanov N.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya gotovnostikursantov kliderstvu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.
5. Olesik L.A. Liderskie kachestva, trebuemye ot oficera Rossii dlya vedeniya obschevojskovogo boya, - osnovy professional'nogo "Ya". Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017; № 4: 240.
6. Panfilova E.A. Industrial'naya i postindustrial'naya paradigmy vospitaniya liderov v pedagogike SShA. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2012.
7. Svadkovskij I.F. Metodologicheskie osnovy marksistko-leninskoj pedagogiki. - Moskovskij issledovatel'skij institut nauchnoj pedagogiki. Problemymarksistko-leninskojpedagogiki. Gosudarstvennoe uchebnoe pedagogicheskoe izdatel'stvo. Moskva, 1931; Vypusk 4: 34.
8. Trockij L.D. Neskol'ko slov o vospitanii cheloveka. Voprosy kulturnojraboty. Moskva: GIZ, 1924: 1б.
9. Hvostov V.M. Social'naya psihologiya i voennoe vospitanie. Voenno-pedagogicheskijzhurnal. 1920: № 1-2: 71 - 7б.
10. Schedrovickij G.P. Sistema pedagogicheskih issledovanij: metodologicheskij analiz). Available at: https://www.fondgp.ru/publications
Статья поступила в редакцию 22.11.21
УДК 378
Belova S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Technology and Management Kalmyk State University (Elista, Russia),
E-mail: belijsvet@mail.ru
Mandzhieva A.O., postgraduate, teaching assistant, Department of Construction, B.B. Gorodovikov Kalmyk State University (Elista, Russia),
E-mail: mandzhiyeva92@bk.ru
HUMANITARIAN COMPONENT PROFESSIONAL EDUCATION OF A FUTURE ENGINEER. The article is dedicated to issues of humanitarization of vocational education. The methodological foundations of the study of the issues of the humanitarian content of engineering education in the context of interdisciplinarity are considered. The phenomenon of humanitarianism is revealed through the ideas of existentiality, spirituality and the integrity of human existence. The proposed conclusions concerning the principles of constructing and selecting the humanitarian component of the content of professional education of future engineers are made on the basis of an analysis of the existing practice of training specialists in the system of higher professional education, as well as an analysis of the subject, humanitarian-anthropological and cognitive approaches. The article outlines the main directions of research on the issues of professional education of future engineers, taking into account the understanding of the modern educational space. The emphasis is on the experience of metacognitive processes ("thinking about thinking") as a humanitarian component of the content of professional education of future engineers.
Key words: vocational education, research methodology, subjective approach, humanitarian approach, cognitive approach, thinking.
С.В. Белова, д-р пед. наук, проф., Калмыцкий государственный университет, имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста, E-mail: belijsvet@mail.ru
А.О. Манджиева, аспирант, асс., Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста, E-mail: mandzhiyeva92@bk.ru
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Статья посвящена проблеме гуманитаризации профессионального образования. Рассмотрены методологические основы исследования вопросов гуманитарного содержания инженерного образования в контексте междисциплинарности. Феномен гуманитарности раскрыт через идеи экзистенциальности, духовности и целостности человеческого бытия. Предлагаемые выводы, касающиеся принципов построения и отбора гуманитарного компонента содержания профессионального образования будущих инженеров, сделаны на основании анализа существующей практики подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, а также анализа субъектного, гуманитарно-антропологического и когнитивного подходов. В статье обозначены
основные направления исследования вопросов профессионального образования будущих инженеров с учетом понимания современного образовательного пространства. Акцент сделан на опыте метакогнитивных процессов («мышления о мышлении») как гуманитарном компоненте содержания профессионального образования будущих инженеров.
Ключевые слова: профессиональное образование, методология исследования, субъектный подход, гуманитарный подход, когнитивный подход, мышление.
Работа была представлена на научно-практической конференции «Сохранение духовно-нравственного здоровья народов РФ на основе этнопеда-гогической пансофии академика Г.Н. Волкова» и была рекомендована к публикации.
Актуальность данной статьи связана с необходимостью преодоления противоречия между внешне-предметной, прагматично-технологической и гуманитарно-личностной, духовно-ценностной сторонами профессиональной подготовки будущих инженеров. Довольно распространенное в прошлом веке технократическое мышление продолжает доминировать в общественном сознании и сегодня. Стремление людей «подчинить природу» и руководствоваться только рационалистическими методами привело к экологическим катастрофам, духовно-нравственным искажениям, разрушению ценностной системы человека. В мире сложилась парадоксальная ситуация: на фоне прогресса науки и техники, совершенствования технологических процессов увеличивается число техногенных катастроф и возникают кризисные ситуации, связанные с «человеческим фактором». Очевидно, что в такой ситуации требуется пересмотр ценностных оснований многих профессий и профессионального образования, в частности инженерного [1 - 17].
Профессионализм специалистов инженерно-технических профессий в современных условиях предполагает не только высокое качество труда и способность создавать предметы материальной культуры, но и знание себя как носителя духовной культуры и самосознания. Профессия инженера в современном мире становится все более сложной, требует комплексного подхода к ее осмыслению. Высокотехнологичным системам, которые сегодня появляются в обществе, требуются специалисты нового типа. Как отмечают исследователи, обнаруживается дефицит кадров в сфере инженерной деятельности, молодежь пугается высоких затрат умственного труда на обучение техническим специальностям, возрастающей ответственности, неготовности к сложным условиям работы на промышленных предприятиях [4].
Кризис, который наблюдается сегодня в сфере не только инженерного, но всего высшего образования, связан, с одной стороны, с объективными факторами, касающимися размывания границ профессиональной деятельности, постоянного обновления знаний, увеличения информационного потока, цифро-визации, с другой стороны, слабым проявлением субъектных функций студентов и недостаточной осведомленностью относительно собственных внутренних процессов. Гуманитаризация профессионального образования, призванная разрешить такой кризис и перевести вузовское образования на принципиально новый качественный уровень, пока еще больше декларируется, чем реально существует [5]. И одной из причин такой ситуации является то, что гуманитарность профессионального образования, в частности инженерного, не изучена с позиции методологии междисциплинарности.
Цель данной статьи - провести анализ источников, из которых педагогическая наука может получить новый импульс к исследованию проблемы гуманитарного образования будущих инженеров. Задачи: провести анализ современной ситуации инженерного образования в вузе; выявить методологические основания исследования проблемы гуманитаризации инженерного образования; уточнить гуманитарный компонент содержания профессионального образования; определить принципы отбора гуманитарного содержания профессионального образования будущих инженеров в контексте методологии междисциплинарности.
В статье использованы методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, анализ педагогического опыта авторов статьи и результатов констатирующего эксперимента.
В рамках нашего исследования мы провели анализ качества подготовки абитуриентов, поступающих на инженерно-строительный факультет Калмыцкого государственного университета, за последние пять лет и обнаружили, что оно снижается с каждым годом. Об этом свидетельствует сравнение баллов при поступлении и результаты первых сессий. Также выяснилось в ходе опроса (нами было опрошено 73 студента 1 курса), что у 68% опрошенных наблюдаются пессимистические настроения относительно своего профессионального будущего и неясное представление о нем. Подавляющее большинство студентов (95%) в ходе беседы и интервью об удовлетворенности уровнем своих знаний о себе как будущем специалисте признались, что им недостает психологических знаний о себе и понимания своего внутреннего потенциала.
Проведенный нами в Калмыцком государственном университете анализ программ и системы обучения студентов по специальностям инженерных направлений показал, что образовательный процесс строится в основном на пред-метоцентрированной основе. В центре внимания студентов находится дисциплина и связанные с ней конкретные компетентности. Личность будущего инженера и его мышление пока еще не являются объектами познания студентов на учебных занятиях.
Следует признать, что вузы в большинстве своем не готовят инженера, умеющего выполнять функции генератора инноваций, а также ориентированного на исследовательскую, менеджерско-организаторскую, системно-руководящую,
креативно-экологическую, самоуправленческую функции [10]. Пока еще слабо представлены в содержании вузовского образования субъектная активность студента и его «собственное образование» [13]. Кроме того, имеет место массовое явление образовательной имитации [8].
Традиционное техническое образование сегодня уже не может удовлетворять современное общество. Оно дает человеку весьма узкие профессиональные знания, вырабатывает соответствующие утилитарно-рациональные стереотипы. Современный инженер - это профессионал с широкой культурой, высоким уровнем самосознания и пониманием своего мышления как «инструмента» профессиональной деятельности. Этимология слова «инженер», что от латинского -«способный», «изобретательный», указывает на потенциал творческих способностей представителя инженерной профессии. В свете современного видения проблемы следует вести речь об особом типе «изобретательности» - креативности в отношении собственного «самостроительства», способности развивать свое профессиональное мышление, оставаясь на высоте духовно-нравственных ценностей. Инженерное образование и общество в целом сегодня нуждаются в этических регулятивах профессиональной деятельности специалистов, в частности инженерных специальностей, в решении проблемы социальной ответственности и национальной культурной самоидентификации [17].
В условиях расширения технических и технологических возможностей в разных сферах деятельности, на фоне интеграции человека и машины, природного интеллекта и искусственного перед инженерным образованием возникает фундаментальная философско-педагогическая задача сохранения его человеческого качества. Инженеры «будущего», как полагают некоторые исследователи, должны обладать глубокими знаниями в области инженерных технологий, способностью творчески применять знания из математики, естественных наук и прикладных дисциплин, а также способностью к инновациям и системному мышлению [16]. Возникает вопрос о смене ценностно-целевых ориентиров, о содержании и специфике процесса подготовки такого инженера.
Научное осмысление профессионального образования инженеров все еще продолжает осуществляться в рамках традиционно-классической педагогики. Существует внушительный багаж знаний о закономерностях, содержании и процессе инженерного образования [20], но это знание слабо учитывает современные открытия о природе познавательных процессов человека. В основном оно редуцировано до прагматического понимания. Но уже возникают серьезные предпосылки для принципиальных изменений в сторону гуманитаризации инженерного образования. Исследовательские акценты сегодня уже начинают смещаться с проблемы обеспечения предметного обучения к вопросам формирования мышления и субъективности будущих специалистов. Это довольно четко прослеживается при анализе работ, связанных с реализацией субъектного подхода в системе профессионального образования [13], с разработкой и апробацией гуманитарной модели образования [3]. Проблема целостности инженерного образования связана со становлением инженера как субъекта творческой деятельности и обеспечением целостности его профессионального образования. Гуманитарная модель образования ориентируется на формирование профессионального сознания будущего специалиста, включает ценностно-смысловую составляющую содержания образовательного процесса, учитывает сущностную природу человека и субъективные факторы. Очевидно, что требуется более пристальное изучение гуманитарной составляющей профессионального образования будущего инженера.
В нашем исследовании мы ставим перед собой ряд вопросов. Какие новые методологические ресурсы можно найти в современной науке для исследования гуманитаризации инженерного образования? Что собой представляет гуманитарное образование будущего инженера и почему его приоритетно изучать? Какова гуманитарная составляющая содержания данного образования? Каковы исследовательские методы и формы, которые наиболее адекватны для получения научно-педагогического знания о гуманитарном образовании, направленном на целостное, духовно-личностное развитие будущих инженеров? В поиске ответов на данные вопросы мы понимаем, что кардинальные изменения в теории и практике образования, произошедшие за последние десятилетия, требуют осмысления направлений и объектов познания, рожденных новыми обстоятельствами. Исследованию подлежит, прежде всего, новое качество образовательного пространства, образовательных целей, ценностей, содержания и процессов. Прежде всего, это качество, определяемое понятием гуманитарности (человекосообраз-ности). Необходима научная рефлексия по поводу ценностей и смыслов образования, изменяющих привычные образовательные стратегии и формы поведения «человека учащегося» [8].
Сегодня, на этапе появления неклассической методологии исследований проблем образования возникает возможность системно-целостного обобщения
знаний междисциплинарного характера. Именно в «поле» междисциплинарности, призванной объединить все имеющие знания о человеке и человеческих системах, можно найти векторы научных откровений, касающиеся проблемы гуманитаризации инженерного образования. Особый интерес здесь для нас представляют субъектный, гуманитарно-антропологический и когнитивный подходы. Почему они? Потому что реализация гуманитарного образования связана с пониманием механизмов осуществления «собственно моего» образования, законов эволюционного развития сознания и особенностей когнитивных процессов личности.
При рассмотрении гуманитарности как методологического императива в построении профессионального образования будущих инженеров на первый план закономерно выходят его экзистенциальные основания. Это то, что позволяет видеть человека «пребывающего в мире миров» [15, с. 35]. Именно эта бытийность в конкретно субъективном для каждого индивида контексте позволяет видеть образование целостно, во всей совокупности внешних и внутренних факторов. В этом смысле личность не просто получает образование «чтобы жить», а уже «живет» и познает саму жизнь, а также саму себя через образование.
Опираясь на исследования в области экзистенциальной философии и психологии (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и др.), мы делаем вывод о том, что знание, которое важно человеку в жизни, начинается с позиции осознания им своего ученичества как потребности ставить вопросы о смысле жизни. И лишь через понимание «встроенности» профессионального образования и профессиональной деятельности в ценностно значимую личную жизнедеятельность возможен подлинный результат такого образования. В контексте гуманитарности мы смотрим на человека как на оператора «самодостраивания и самообновления», когда он «не задан» наперед, а находится в стохастическом процессе собственной свободной творческой деятельности и среды, которую он строит. Имеется в виду «конструктивистская эпистемология», когда человек не просто изучает или отражает мир, но «конструирует его в соответствии со своими когнитивными, экзистенциальными и социальными установками» [7].
В предлагаемой нами логике правомерен вопрос не о временном отрезке вузовского обучения, а о целостности долгого образовательного пути человека. Это значит, что профессиональное образование в свете экзистенциальных идей становится для личности не просто накоплением предметной информации и специальных компетентностей, а способом «проектирования» себя как носителя культуры профессии. И одним из «промежуточных» результатов его должна стать хорошо осмысленная индивидуальная программа профессионально-личностного саморазвития, предполагающая освоение инструментов самоисследования. Задача образования здесь становится задачей экзистенциального отношения человека к собственной жизни, понимания всего контекста возможной профессионально-личностной самореализации и исследования структур своего мышления. Методологический интерес для педагогики в данном случае имеют идеи, представленные в когнитивных науках, рассматривающие поведение человека как особый когнитивный акт и раскрывающие природу «личностного знания».
Изучая методологию исследования проблемы гуманитаризации инженерного образования, мы обращаемся к наследию великих педагогов, высказывавших идею пансофии образования. В пансофической школе (Я.А. Коменский и др.) основу содержания образования составляет целостное единство трех миров: мира божественных идей, мира природы и человеческого мира, создаваемого творческой деятельностью людей. Подобное содержание призвано соединить духовные устремления человека и его реальную деятельность. Идея пансофий-ности, которая была несколько забыта в прошлом столетии и которая начинает возрождаться в сегодняшнее время, может рассматриваться тоже как методологический ориентир в разработке моделей целостного образования человека, становлении его сознания. Академик Г.Н. Волков видел в формировании нравственного сознания и поведения человека пансофическую цель воспитания, способную удерживать нас в единой и целостной системе универсальных взаимосвязей всех вещей в мире [5]. Пансофическая идея сегодня нуждается в обогащении, так как целостность и единство, о которых говорил Коменский, в наши дни предполагают включение новых знаний человека о себе. Сегодня мало сказать ученикам/студентам, «чтобы они все знали необходимое, понимали причины всего, знали истинное и спасительное применение всего» [9, с. 45]. Им требуется знание самих себя, собственного мышления, умеющего охватить многомерность человеческой реальности. Уточнить такое знание позволяет гуманитарно-антропологический подход.
Возможность соотнесения целостности человека с динамикой познавательного опыта личности дает нам гуманитарно-антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, В.И. Слободчиков и др.). Антропологические искания позволяют заключить, что только на базе выращивания когнитивных способностей, рефлексии, понимания себя и опыта со-бытия с другими личность может накапливать опыт субъектности в образовательной и профессиональной деятельности. Гуманитарно-антропологический подход рассматривается как принципиально инновационная парадигма в педагогике и психологии. Ее главная идея -в необходимости «восхождения человека к полноте собственной реальности». Образование с таких позиций выступает «универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека». Это означает, что в профессиональной деятельности он выступает не «винтиком», не просто «материалом» и «ресурсом», а субъектом профессиональной культуры и носителем человеческого качества. И если мы говорим о личности современного инженера, то надо
признать важность такой «полноты реальности», когда инженер-профессионал выступает не функцией какой-либо социальной системы, а творцом, участвующем не только в материальном, но и в экологически-духовном преобразовании мира. Именно гуманитарный компонент содержания профессионального образования призван обеспечить становление такой личности.
Рассматривая гуманитарное содержание профессионального образования будущих инженеров, мы имеем в виду не изучение отдельных дисциплин, которые принято относить к гуманитарным, а особое качество образования, связанное с субъектностью и знанием личности о собственных родовых, базовых способностях [3] и о собственной духовности как «спирали эволюционного развития» [2]. Выделяя гуманитарность как новый объект исследования и как особое качество образования, мы указываем на приоритетность собственно-человеческого знания, знания личности о себе и собственном процессе познания, внутреннюю сторону образовательных ситуаций. В традиционном (часто формальном) образовании личность «скрыта» от собственных глаз. Ее «вооружают» массой предметных знаний, без понимания ею собственных структур мышления, опыта самостоятельного оценивания собственного личностного и профессионального роста. Таким образом, говоря о гуманитарном образовании будущих инженеров, следует вести речь об опыте постижения личностью своего мышления и собственных когнитивных процессов.
Обобщая знания о целостности образования с позиции экзистенциализма, пансофии, субъектного и гуманитарно-антропологического подходов, когнитиви-стики, мы делаем вывод о том, что гуманитарная составляющая профессионального образования тесно связана с опытом самосознания и развития мышления личности. Она не «лежит» в плоскости предмета, а возникает в пространстве живых и сложных отношений человека с собой и другими людьми, в динамике его когнитивно-ценностных, эволюционно-духовных процессов. Согласно динамической модели эволюции человеческого сознания [2], целостное развитие человека есть духовно-эволюционный рост, который связан с усложнением мышления и переходом на новые уровни ценностей.
При построении современных моделей профессионального образования будущих инженеров требуется знание о специфике развития мышления, которое выступает одновременно и объектом, и инструментом познания. Необходимо обращение к массиву знаний в области когнитивистики, к которой в последнее время растет интерес в научных кругах. Вся реальность, с которой мы имеем дело, сконструирована нашим мозгом заранее, в процессе его развития, в результате чего образ, который мы создаем в своей голове, страдает исключительной избирательностью [11]. Мышление, как говорит А.В. Курпатов, не есть что-то данное нам от рождения, оно формируется специальным навыком. Будучи «производным мозга», оно требует управления и определенных интеллектуальных навыков. «Задача нашего мозга - создать модель реальности, а люди ли скрываются за этими моделями (они ли картируются) или какие-то предметы, идеи или виртуальные сущности - ему совершенно безразлично» [11, с. 280 - 281]. Это значит, что в образовательном процессе студенты должны овладевать навыками осознания тех моделей реальности, которые они строят в своей голове.
Профессиональное мышление инженера есть мышление, детерминированное его профессиональной деятельностью в современных условиях, требующих от специалиста способности разрешать самые сложные проблемные ситуации в его профессиональной деятельности с учетом экономических, экологических, эстетических, эргономических, коммуникативных, управленческих требований [14]. Инженерное мышление - это системное техническое мышление с элементами творческой деятельности, включающее в себя разные смежные типы мышлений [12]. Многие исследователи признают креативность в качестве важной составляющей инженерного мышления (Д.С. Кошелева, Я.Л. Либерман, А.Ю. Рожи и др.). Креативное мышление инженера обычно связывают со способностью нестандартно мыслить в ситуациях решения разнообразных технических задач.
Нами ставится вопрос о процессе формирования пространственно-геометрического мышления как системообразующем качестве профессиональной подготовки будущих инженеров. Для мышления, которое мы имеем в виду, важны не предметные объекты (например, объекты дисциплины геометрии), а «конструкции» самосознания и «геометрия ума».
Как известно, феномен мышления привлекал многих философов еще с античных времен (Платон, Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М.К. Мамардашвили, П.Г Щедровицкий и др.). Традиционно мышление ассоциируется с идеальным миром. Мыслить означает интуитивно постигать идеальные структуры. Сегодня наука располагает новыми знаниями о человеке и потому вопросы мышления необходимо видеть через призму знания о человеке как целостной, многогранной, многоуровневой, телесно-душевно-духовной системе.
Разработке проблемы мышления в психологии посвящены многие работы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтье, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Ж. Пиаже и др.). Психология заявляет, что мышление всегда сопровождает деятельность, в которой требуется найти новое решение задач, новые способы действий. Нам необходимо прояснить, какая деятельность позволяет мыслить будущему инженеру гуманитарно, всеохватно и целостно. Такая деятельность, как подсказывает гуманитарно-антропологический подход, предполагает ценностно-смысловое отношение к профессии и учет субъекта этой деятельности. Речь о метакогнитивных процессах - деятельности познания личностью собственного мышления.
Мышление тесно связано с языком и речью, а также со многими другими психическими процессами - вниманием, восприятием, воображением, памятью, чувствами, волей. Мыслительные способности инженера предполагают теоретический, образный, понятийный уровни.
Проблема пространственно-геометрического мышления будущего инженера требует понимания с позиции когнитивных наук, которые дают нам знание об отношениях мозга и сознания, о субъективных особенностях интеллектуальных процессов. В рамках когнитивистики обращает на себя внимание теория личностных конструктов, основная идея которой заключается в том, что человек обладает способностью активно формировать представление об окружающем его мире, а не просто пассивно реагировать на него [6]. Именно порождение личностных конструктов и составляет личностный опыт мышления, который требуется включить в содержание профессионального образования будущего инженера.
Итак, опираясь на знание о мышлении как ценностно-смысловом и психическом процессе, связанном с самосознанием личности, о пространстве как форме бытия и координации самых разных объектов в их структурной организации, о геометрии как способе изучения пространственных структур и отношений, о субъективном мышлении как порождении личностных конструктов, мы можем сформулировать понятие «пространственно-геометрическое мышление». Такое мышление понимается нами как когнитивный процесс конструирования субъективной реальности, связанный со способностью осознавать себя в пространстве своих образов, представлений, идей, смыслов, ценностей и осознанно управлять процессом креатирования с учетом совершенствования своей «геометрии ума». «Геометрию ума» мы соотносим с идеей коннектома, который представляет собой структуру многочисленных связей в нервной системе человека [1]. Здесь мы подчеркиваем, что нас интересует вопрос пространственно-геометрического мышления будущего инженера, связанного с внутренним пространством человека и познанием им своих многочисленных субъект-объектных связей. Формирование у будущих инженеров пространственно-геометрического мышления в условиях гуманитарной модели профессионального образования - такая задача ждет нашего дальнейшего исследования.
Библиографический список
Обобщая сказанное, мы можем сделать выводы, что проведенный нами анализ научной литературы позволяет обозначить главные векторы движения исследовательских поисков, связанных с гуманитаризацией инженерного образования. Они находятся в поле идей субъектного, гуманитарно-антропологического, когнитивного подходов. С учетом данных идей мы формулируем основные принципы отбора гуманитарного содержания профессионального образования будущих инженеров. Это принципы единства предметно-технологического и гуманитарно-личностного видов содержания; опоры на экзистенциальные смыслы; учета личностного контекста и субъективности; направленности на субъектную позицию студентов; внимания к деятельности «самопроектирования», актуализации метакогнитивных процессов. Гуманитарный компонент профессионального образования будущих инженеров включает в себя опыт пространственно-геометрического мышления, связанного с осознанием внутреннего пространства самопознания личностью своих многочисленных субъект-объектных связей.
В заключение добавим, что инженер-профессионал в современных условиях должен осознавать себя в качестве источника и инструмента в проектировании продуктов деятельности, соответствующих качеству «человекосообразно-сти» (гуманитарности). Представленные в статье материалы свидетельствуют о том, что тенденции развития инженерного образования сегодня связаны с его гуманитаризацией, которая нуждается в разработке новых видов содержания, учитывающих субъективный мир человека и его метакогнитивные процессы. Методологическая база исследования данной проблемы может быть сформирована в пространстве междисциплинарности, объединения идей субъектного, гуманитарно-антропологического и когнитивного подходов. Данные подходы открывают перспективы реализации гуманитарной модели профессионального образования. Потенциал инновационного развития высшего профессионального образования, в том числе инженерного, несомненно, связан с изучением и созданием гуманитарно-развивающей образовательной и исследовательской среды в вузе, а также с подготовкой преподавателей, способных проводить идеи гуманитарно-сти в жизнь.
1. Анохин К.В. Когнитом: гиперсетевая модель мозга. Нейроиформатика-2015: сборник научных трудов XVII Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. 2015: 14 - 45.
2. Бек Д.Э., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. Москва, Открытый мир. 2010.
3. Белова С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель. Педагогика. 2007; № 6: 19 - 27.
4. Варламова Л.Ф. Развитие пространственного воображения будущих инженеров в учебном процессе (на примере изучения графических дисциплин). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2010.
5. Волков ГН. Этнопедагогическая пансофия: монография. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009.
6. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. / Дж. Келли. СПб., 2000. - 248 с.
7. Князева Е.Н. Нелинейная динамика сознания. Труды объединенного научного центра проблем космического мышления. 2013.
8. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования. Непрерывное образование: XXI век. 2013; № 1: 2 - 18.
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва, 1982.
10. Коршунов А. Проблемы подготовки инженеров в современных условиях. Наука и инновации. 2019; № 2: 18 - 23.
11. Курпатов А.В. Чертоги разума. Убей в себе идиота! Санкт-Петербург: ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2019.
12. Лебедева Т.Н. Инженерное мышление: определение и состав его компонентов. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015: 66 - 68.
13. Лескова И.А. Субъектоцентрированное содержание высшего образования как фактор эффективности профессиональной подготовки специалиста. Образование и наука. 2018; Т. 20, № 7: 9 - 31.
14. Очиров М.Н., Гармаев О.А. Развитие профессионального мышления будущих инженеров. Вестник Бурятского государственного университета. 2013; № 15: 57 - 60.
15. Резник Ю.М. Мир жизни человека (событийный подход). Москва: ИФ РАН, 2018.
16. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2017.
17. Ружавинская И.В. Духовно-нравственные регулятивы профессиональной деятельности инженера в современном российском обществе. Культура и профессиональные ценности в модернизации общества: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов и молодых ученых. Иошкар-ола, 2015: 31 - 35.
References
1. Anohin K.V. Kognitom: gipersetevaya model' mozga. Nejroiformatika-2015: sbornik nauchnyh trudov XVII Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2015: 14 - 45.
2. Bek D.'E., Kovan K. Spiral'naya dinamika: upravlyaya cennostyami, liderstvom iizmeneniyami. Moskva, Otkrytyj mir. 2010.
3. Belova S.V. Gumanitarnoe obrazovanie: tekstual'no-dialogicheskaya model'. Pedagogika. 2007; № 6: 19 - 27.
4. Varlamova L.F. Razvitie prostranstvennogo voobrazheniya buduschih inzhenerov v uchebnom processe (na primere izucheniya graficheskih disciplin). Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2010.
5. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskayapansofiya: monografiya. 'Elista: Kalmyckij gosudarstvennyj universitet, 2009.
6. Kelli Dzh. Psihologiya lichnosti. Teoriya lichnyh konstruktov. / Dzh. Kelli. SPb., 2000. - 248 s.
7. Knyazeva E.N. Nelinejnaya dinamika soznaniya. Trudy ob'edinennogo nauchnogo centra problem kosmicheskogo myshleniya. 2013.
8. Kolesnikova I.A. Nepreryvnoe obrazovanie kak fenomen XXI veka: novye rakursy issledovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2013; № 1: 2 - 18.
9. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1982.
10. Korshunov A. Problemy podgotovki inzhenerov v sovremennyh usloviyah. Nauka i innovacii. 2019; № 2: 18 - 23.
11. Kurpatov A.V. Chertogi razuma. Ubej v sebe idiota! Sankt-Peterburg: OOO «Dom Pechati Izdatel'stva Knigotorgovli «Kapital», 2019.
12. Lebedeva T.N. Inzhenernoe myshlenie: opredelenie i sostav ego komponentov. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015: 66 - 68.
13. Leskova I.A. Sub'ektocentrirovannoe soderzhanie vysshego obrazovaniya kak faktor 'effektivnosti professional'noj podgotovki specialista. Obrazovanie i nauka. 2018; T. 20, № 7: 9 - 31.
14. Ochirov M.N., Garmaev O.A. Razvitie professional'nogo myshleniya buduschih inzhenerov. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 15: 57 - 60.
15. Reznik Yu.M. Mirzhznicheloveka (sobytiinyJpodhod). Moskva: IF RAN, 2018.
16. Rudskoj A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I., Kiseleva K.N. Inzhenernoe obrazovanie: mirovojopytpodgotovkiintellektual'noj 'elity. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo politehnicheskogo universiteta, 2017.
17. Ruzhavinskaya I.V. Duhovno-nravstvennye regulyativy professional'noj deyatel'nosti inzhenera v sovremennom rossijskom obschestve. Kul'tura i professional'nye cennosti v modernizacii obschestva: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. Ioshkar-ola, 2015: 31 - 35.
Статья поступила в редакцию 21.11.21