Научная статья на тему 'Психологические детерминанты формирования представлений о безопасности у студентов педагогического колледжа'

Психологические детерминанты формирования представлений о безопасности у студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / FACTORS / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / REPRESENTATIONS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / PEDAGOGICAL COLLEGE / СУБЪЕКТ / SUBJECT / СИТУАЦИИ / SITUATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / КОНТЕКСТ / CONTEXT / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY THREATS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / EXTREME SITUATIONS / REPRODUCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовая Галина Владимировна

В статье показано, что представления о безопасности представляют собой сложные психологические образования, формирование которых зависит от многих факторов и, прежде всего, от уровня развития личности. Автор считает, что развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов колледжа должно органично вплетаться в процессы их профессионализации. Значимым фактором формирования адекватных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов является понимание ситуаций профессиональной деятельности и их контекста, которые несут угрозы безопасности. Автор статьи стремится обосновать, что каждый изучаемый, профессионально ориентированный предмет требует включения в него информации о возможности поддержания и воспроизводства безопасности в повседневных, рядовых и нетипичных, а также в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозовая Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological determinants for forming security representations in students of the pedagogical college

The article shows that the notion of security is a complex psychological entity, the formation of which depends on many factors and, above all, on the level of personality development. The author believes that the development of ideas about the safety of life in college students should be organically embedded in the processes of their professionalization. A significant factor in the formation of adequate ideas about the safety of life in students is the understanding of situations of professional activity and their context that carry security threats. The author of the article claims to justify that every studied, professionally oriented subject requires the inclusion in it of information on the possibility of maintaining and reproducing safety in everyday, ordinary and atypical, as well as in extreme situations.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты формирования представлений о безопасности у студентов педагогического колледжа»

Лозовая Г.В.

психологические детерминанты формирования представлений о безопасности у студентов педагогического колледжа

Субъектные представления о безопасности представляют собой сложные психологические образования, особенности которых зависят от многих факторов. По своему содержанию и условиям формирования они, прежде всего, должны различаться от уровня развития личности субъектов. Специфические детерминанты формирования представлений о безопасности должны быть у студентов педагогического колледжа, как учащихся среднего профессионального учебного заведения педагогической направленности. Обучение в среднем профессиональном учебном заведении, в отличие от общеобразовательного учебного заведения, ставит перед молодыми людьми конкретные задачи профессиональной подготовки. Вне зависимости от сферы предстоящей трудовой деятельности получение профессионального образования предполагает, что они в отведенный период освоят фундаментальные модели решения профессиональных задач. Важной особенностью профессиональной подготовки в колледже является большая степень приближенности к практике, чем профессиональная подготовка студентов высших учебных заведений. Снижение доли академической подготовки по сравнению с вузом замещается возрастанием объемов подготовки, нацеленной на формирование практико-ориентированных видов компетенций. За несколько лет обучения в колледже студенты должны приобрести комплекс способностей и достаточный опыт для осуществления своих профессиональных обязанностей [11]. В целом, основная задача обучения в колледже - это профессионализация личности, важнейшим элементом которой выступает формирование ряда компетенций, позволяющих будущим специалистам обеспечить безопасность своей жизнедеятельности. Это не возможно без развития у них соответствующих представлений. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов колледжа должно органично вплетаться в процессы их профессионализации.

Достижение должного единства основано на выполнении ряда условий. значимым фактором формирования адекватных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов является понимание тех ситуаций профессиональной деятельности и их контекста, которые несут угрозы безопасности. Подобное понимание требует достаточного погружения в проблему. для обеспечения субъектной безопасности требуется понимание студентом особенностей физического, психического и духовного уровней [10].

Это требует привлечения всего потенциала профессиональных знаний, получаемых студентами. Каждый профессионально ориентированный предмет

в колледже требует переосмысления с точки зрения сосредоточенной в нем информации, которая касается возможности поддержания и воспроизводства безопасности специалиста в повседневных, рядовых, в нетипичных и в экстремальных ситуациях [6,9] профессиональной деятельности. Обращение к методическим комплексам преподаваемых в колледже дисциплин показывает, что такая возможность содержится в содержании материала, используемого для профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Профессиональная компетентность должна предусматривать наличие информированности, обеспечивающей возможность своевременного и адекватного выявления и идентификации угроз безопасности, возникающих в профессиональной деятельности. Речь в данном случае идет об образовании у них информационного компонента профессиональных представлений о безопасности жизнедеятельности, который включает знания о возможных угрозах безопасности, о предпосылках их возникновения, о ведущих признаках обнаружения, о динамике развития, о возможных купирующих действиях. Пробелы в содержании информационного компонента обусловливают фрагментарность их представлений о безопасности жизнедеятельности, снижают их идентификационные возможности в данной сфере [4].

к детерминантам формирования у студентов колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности можно отнести также выработку у них ценностного отношения к соблюдению практики безопасности жизнедеятельности. Это значит, что они понимают и принимают приоритетность безопасности и связанных с ней действий, переживают позитивные эмоции в связи с безопасностью и негативные эмоции при возникновении угроз и актуализированной опасности для всех субъектов профессиональной деятельности (рис. 1).

о безопасности жизнедеятельности студентов колледжа

Ценностное отношение в данном случае выступает показателем осознания и личностного принятия молодыми людьми значимости безопасности жизнедеятельности. Оно свидетельствует о том, что они не просто владеют знаниями о разных аспектах безопасности, но и могут соотнести их с контекстом собственной жизнедеятельности, с приоритетными потребностями, целями, установками и т.д. Развитие у студентов колледжа ценностного отношения к безопасности проявляется в их нацеленности на ее сохранение и воспроизведение, а также на воздержание от рискованных и опасных действий. Ценностное отношение к безопасности является основой их мотивационной готовности к совершению действий по своевременному предотвращению возникновения угроз безопасности, купированию их разрастания и перерождению в опасные ситуации, к адекватному реагированию на опасность и оперативной ее нейтрализации. В целом, ценностное, позитивно окрашенное на эмоциональном уровне отношение к безопасности образует мотивационно-ценностный компонент профессиональных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности. Недостаточность его развития на субъектном уровне приводит к достаточной ущербности представлений будущих специалистов о безопасности и связанных с нею действиях. В таком случае они становятся формальными, не заинтересованными в реализации активности по обеспечению профессиональной безопасности. Образуется мотивационный разрыв представлений о безопасности и их связи с практикой воплощения в рамках собственной жизнедеятельности. Обладание студентами при этом даже обширной информированностью в сфере безопасности не образует необходимую основу для выработки у них способности к мобилизации личностных ресурсов, необходимыхидостаточныхдлясовершенияактивныхдействийпоееобеспечению [7, 8]. В результате, молодые люди оказываются не мотивированными для совершения адекватных действий в сфере профессиональной безопасности, не готовыми к профилактике возникающих угроз, к поддержанию и восстановлению безопасности своей жизнедеятельности.

Наряду со знаниями о различных аспектах безопасности и ценностным, позитивно окрашенным, личностно мотивированным к ней отношением, к детерминантам формирования адекватных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности следует отнести получение ими полноценной профессиональной подготовки к совершению действий в соответствующе сфере. По итогам такой подготовки они должны обладать способностью к совершению действий, которые необходимы при возникновении различных угроз. Это значит, что у студентов должны быть сформированы умения, позволяющие своевременно и адекватно выявлять угрозы безопасности, осуществлять качественный мониторинг и прогноз их развития, предпринимать действия по профилактике их перехода в реальные опасности, а также активные действия по восстановлению и сохранению безопасности жизнедеятельности. Соответствующие действия должны распространяться на собственную безопасность, на безопасность коллег, на безопасность организации-работодателя и клиентов. В целом, можно

говорить об обладании студентами колледжа представлениями о способах, приемах и средствах построения собственного поведения, адекватного сложности возникшей перед ним опасности. данный блок представлений включает в себя знание студентами профилактических, нейтрализующих, поддерживающих и восстанавливающих действий в сфере безопасности (рис. 2).

В силу специфичности подобного содержания, оно объединяется в поведенческий компонент профессиональных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности. Итогом его формирования выступает поведенческая готовность к обеспечению профессиональной безопасности. Неразвитость данного компонента представлений даже при высокой информированности и мотивированности студентов в сфере безопасности приводит к тому, что он остается инертным, не способным реализовать на практике свои знания и устремления.

Рис. 2. Поле поведенческого компонента представлений о безопасности жизнедеятельности студентов колледжа

Таким образом, адекватные представления студентов профессионального колледжа о безопасности жизнедеятельности представляют собой формирование у них знаний о различных аспектах профессиональной безопасности, ценностного отношения ко всем ее аспектам и знание профессиональных действий, подлежащих реализации в различных ситуациях нарушения безопасности.

Важнейшей детерминантой формирования адекватных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности является также учет особенностей их будущей профессиональной деятельности. специфика обучения в педагогическом колледже связана с действием содержательных,

организационных и средовых факторов, обусловленных педагогической направленностью подготовки.

Содержательные особенности обучения в педагогическом колледже заключаются в предметном наполнении преподаваемого материала, который ориентирован на подготовку студентов к осуществлению практики обучения, воспитания и развития школьников. Такая подготовка реализует два основных вектора формирования у них представлений о безопасности. С одной стороны, студенты педагогического колледжа получают представления об условиях организации безопасной образовательной среды. С другой стороны, они сами претерпевают некоторые личностные изменения, создающие субъектную основу для осуществления ими действий по формированию представлений о безопасности у субъектов социальной среды, прежде всего, у своих будущих учеников и их родителей.

Особенности выработки у студентов педагогического колледжа представлений о безопасности образовательной среды школы раскрыты в ходе исследований И.А. Баевой [1, 2]. Ею было выявлено, что эффективная профессиональная подготовка учителей, базируется на формировании у них представлений о том, безопасность должна быть ведущим компонентом организации образовательной среды. Это предполагает осознание того, что безопасность оказывает непосредственное влияние на состояние субъектов учебно-воспитательного процесса, выступает фактором гармонизации психологического здоровья не только учащихся, но и педагогов и родителей. Исследования показали, что во многом это связано с тем, что профессиональная деятельность педагога реализуется на основе передачи ребенку определенных знаний на основе субъект-субъектного взаимодействия. В отличие от представителей других профессиональных групп педагог должен уметь создать безопасную среду в школе, а также безопасный для учащихся процесс передачи знаний, умений, навыков, формирования у них необходимых способностей. Соответственно, в состав представлений о безопасности жизнедеятельности студентов педагогического колледжа должны входить представления о безопасной среде учебного заведения и представления о безопасности личности учащихся. Основной логикой деятельности в этом направлении, как установлено, является снижение уровня насилия в образовательной среде школы на основе использования различных путей и педагогических средств [5]. Этому служит практика освоения студентами педагогического колледжа содержания и ключевых условий сопровождения субъектов образовательного процесса, которые необходимы для обеспечения безопасности образовательной среды учебного заведения.

Наряду с направленностью содержания профессиональной подготовки в педагогическом колледже на формирование представлений о безопасности жизнедеятельности посредством создания безопасной образовательной среды, она также предполагает изменение представлений студентов о самих себе как субъектах, которые способны обеспечить безопасность образовательной

среды школы. В немалой степени этому способствуют реальные изменения субъектных характеристик студентов колледжа. данная возможность содержится в организации всего учебного процесса колледжа. Авторы [3] отмечают, что сам факт получения педагогической профессии побуждает студентов к самосовершенствованию, основанному на сознательном творчестве, на анализе и осмыслении процесса обучения и педагогической деятельности в целом. Мощным фактором, определяющим содержание и динамические характеристики представлений о безопасности жизнедеятельности, выступает мотивационная сфера их субъектов. Эмпирически установлено [3], что наиболее значимыми мотивами профессиональной деятельности педагога среди учащихся колледжа выступают работа с людьми и постоянное творчество. Развитие самостоятельности, креативности, способностей создает благоприятные предпосылки для более углубленного, анализа и осмысления студентами феномена безопасности жизнедеятельности и собственных возможностей ее обеспечения. Отношение к профессии, варьирующее от полной вовлеченности до полного негативизма, создает или позитивную, или негативную почву для формирования у будущих педагогов представлений о безопасности личности. Этому способствует, кроме того, и организация учебного процесса в педагогическом колледже, предусматривающая участие студентов в различных внеаудиторных мероприятиях и в различных видах педагогической практики. Немаловажное влияние на формирование представлений студентов педагогического колледжа о безопасности жизнедеятельности оказывает среда. В качестве агентов такого влияния выступают, прежде всего, социальные стереотипы. закрепившись в социальных представлениях о безопасности личности школьников, педагогов, педагогической деятельности, они определяют становление базовых позиций субъектных представлений студентов о безопасности жизнедеятельности. От будущих педагогов на социальном уровне ожидается поведение, способное обеспечить безопасность протекания учебного процесса, безопасное воздействие на учащихся, построение безопасного взаимодействия со всеми субъектами образования и т.д. Ожидания подобного рода сопровождаются установлением поведенческих рамок, переход через которые недопустим для студентов педагогического колледжа и получает более или менее выраженное общественное порицание. В итоге со стороны социальной среды осуществляется мягкая или несколько более жесткая коррекция личности и поведения студентов педагогического колледжа. данное обстоятельство также является немаловажным с точки зрения формирования у них представлений о безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, обучение студентов в среднем профессиональном учебном заведении педагогической направленности выступает значимой детерминантой формирования у них представлений о безопасности жизнедеятельности. Влияние педагогической направленности колледжа в данном случае осуществляется на основе использования для подготовки будущих педагогов особого учебного материала, условий организации обучения, средовых факторов, а также

реализации личностного развития студентов педагогического колледжа. Полнота содержания представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности, включающая информационный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты, рассматривается нами как важнейшее условие их адекватности. Недостаточное развитие каждого из названных компонентов представлений о безопасности жизнедеятельности обусловливает снижение результативности проводимой работы.

литература

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. СПб., 2002.

2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова / под ред. И. А. Баевой. М., 2009.

3. Бегеба, С.В. Мотивация профессиональной деятельности учащихся колледжа [Текст] / С.В. Бегеба // Весшк Брэсцкага ушверстта. 2009. № 1. С. 64-69.

4. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика Текст. /Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.

5. Гаязова, Л.А. Построение модели безопасности школьной среды в социально-психологических исследованиях [Текст] / Л.А. Гаязова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 48-55.

6. Ежевская, Т.И. Основные направления и подходы к исследованию информационно-психологической безопасности личности в отечественной науке [Текст] / Т.И. Ежевская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 5. С. 193-200.

7. Зинченко, Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление [Текст] / Ю.П. Зинченко // Вестник Московского университета. 2011. № 4. С. 4-11.

8. котова, И.Б. Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности [Текст] / И.Б. котова, Э.А. Пирмагомедова // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 1. С. 20-27.

9. Краснянская, Т.М. Психология нарушения собственной безопасности [Текст] / Т.М. краснянская // Известия южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 299-305.

10. Краснянская, Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа [Текст] / Т.М. Краснянская // Вестник интегративной психологии. 2004. № 2. С. 149-151.

11. Синельникова, О.П. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших школьников: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / О.П. Синельникова. Армавир, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.