Лозовая Г.В.
психологические детерминанты формирования представлений о безопасности у студентов педагогического колледжа
Субъектные представления о безопасности представляют собой сложные психологические образования, особенности которых зависят от многих факторов. По своему содержанию и условиям формирования они, прежде всего, должны различаться от уровня развития личности субъектов. Специфические детерминанты формирования представлений о безопасности должны быть у студентов педагогического колледжа, как учащихся среднего профессионального учебного заведения педагогической направленности. Обучение в среднем профессиональном учебном заведении, в отличие от общеобразовательного учебного заведения, ставит перед молодыми людьми конкретные задачи профессиональной подготовки. Вне зависимости от сферы предстоящей трудовой деятельности получение профессионального образования предполагает, что они в отведенный период освоят фундаментальные модели решения профессиональных задач. Важной особенностью профессиональной подготовки в колледже является большая степень приближенности к практике, чем профессиональная подготовка студентов высших учебных заведений. Снижение доли академической подготовки по сравнению с вузом замещается возрастанием объемов подготовки, нацеленной на формирование практико-ориентированных видов компетенций. За несколько лет обучения в колледже студенты должны приобрести комплекс способностей и достаточный опыт для осуществления своих профессиональных обязанностей [11]. В целом, основная задача обучения в колледже - это профессионализация личности, важнейшим элементом которой выступает формирование ряда компетенций, позволяющих будущим специалистам обеспечить безопасность своей жизнедеятельности. Это не возможно без развития у них соответствующих представлений. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов колледжа должно органично вплетаться в процессы их профессионализации.
Достижение должного единства основано на выполнении ряда условий. значимым фактором формирования адекватных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов является понимание тех ситуаций профессиональной деятельности и их контекста, которые несут угрозы безопасности. Подобное понимание требует достаточного погружения в проблему. для обеспечения субъектной безопасности требуется понимание студентом особенностей физического, психического и духовного уровней [10].
Это требует привлечения всего потенциала профессиональных знаний, получаемых студентами. Каждый профессионально ориентированный предмет
в колледже требует переосмысления с точки зрения сосредоточенной в нем информации, которая касается возможности поддержания и воспроизводства безопасности специалиста в повседневных, рядовых, в нетипичных и в экстремальных ситуациях [6,9] профессиональной деятельности. Обращение к методическим комплексам преподаваемых в колледже дисциплин показывает, что такая возможность содержится в содержании материала, используемого для профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Профессиональная компетентность должна предусматривать наличие информированности, обеспечивающей возможность своевременного и адекватного выявления и идентификации угроз безопасности, возникающих в профессиональной деятельности. Речь в данном случае идет об образовании у них информационного компонента профессиональных представлений о безопасности жизнедеятельности, который включает знания о возможных угрозах безопасности, о предпосылках их возникновения, о ведущих признаках обнаружения, о динамике развития, о возможных купирующих действиях. Пробелы в содержании информационного компонента обусловливают фрагментарность их представлений о безопасности жизнедеятельности, снижают их идентификационные возможности в данной сфере [4].
к детерминантам формирования у студентов колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности можно отнести также выработку у них ценностного отношения к соблюдению практики безопасности жизнедеятельности. Это значит, что они понимают и принимают приоритетность безопасности и связанных с ней действий, переживают позитивные эмоции в связи с безопасностью и негативные эмоции при возникновении угроз и актуализированной опасности для всех субъектов профессиональной деятельности (рис. 1).
о безопасности жизнедеятельности студентов колледжа
Ценностное отношение в данном случае выступает показателем осознания и личностного принятия молодыми людьми значимости безопасности жизнедеятельности. Оно свидетельствует о том, что они не просто владеют знаниями о разных аспектах безопасности, но и могут соотнести их с контекстом собственной жизнедеятельности, с приоритетными потребностями, целями, установками и т.д. Развитие у студентов колледжа ценностного отношения к безопасности проявляется в их нацеленности на ее сохранение и воспроизведение, а также на воздержание от рискованных и опасных действий. Ценностное отношение к безопасности является основой их мотивационной готовности к совершению действий по своевременному предотвращению возникновения угроз безопасности, купированию их разрастания и перерождению в опасные ситуации, к адекватному реагированию на опасность и оперативной ее нейтрализации. В целом, ценностное, позитивно окрашенное на эмоциональном уровне отношение к безопасности образует мотивационно-ценностный компонент профессиональных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности. Недостаточность его развития на субъектном уровне приводит к достаточной ущербности представлений будущих специалистов о безопасности и связанных с нею действиях. В таком случае они становятся формальными, не заинтересованными в реализации активности по обеспечению профессиональной безопасности. Образуется мотивационный разрыв представлений о безопасности и их связи с практикой воплощения в рамках собственной жизнедеятельности. Обладание студентами при этом даже обширной информированностью в сфере безопасности не образует необходимую основу для выработки у них способности к мобилизации личностных ресурсов, необходимыхидостаточныхдлясовершенияактивныхдействийпоееобеспечению [7, 8]. В результате, молодые люди оказываются не мотивированными для совершения адекватных действий в сфере профессиональной безопасности, не готовыми к профилактике возникающих угроз, к поддержанию и восстановлению безопасности своей жизнедеятельности.
Наряду со знаниями о различных аспектах безопасности и ценностным, позитивно окрашенным, личностно мотивированным к ней отношением, к детерминантам формирования адекватных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности следует отнести получение ими полноценной профессиональной подготовки к совершению действий в соответствующе сфере. По итогам такой подготовки они должны обладать способностью к совершению действий, которые необходимы при возникновении различных угроз. Это значит, что у студентов должны быть сформированы умения, позволяющие своевременно и адекватно выявлять угрозы безопасности, осуществлять качественный мониторинг и прогноз их развития, предпринимать действия по профилактике их перехода в реальные опасности, а также активные действия по восстановлению и сохранению безопасности жизнедеятельности. Соответствующие действия должны распространяться на собственную безопасность, на безопасность коллег, на безопасность организации-работодателя и клиентов. В целом, можно
говорить об обладании студентами колледжа представлениями о способах, приемах и средствах построения собственного поведения, адекватного сложности возникшей перед ним опасности. данный блок представлений включает в себя знание студентами профилактических, нейтрализующих, поддерживающих и восстанавливающих действий в сфере безопасности (рис. 2).
В силу специфичности подобного содержания, оно объединяется в поведенческий компонент профессиональных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности. Итогом его формирования выступает поведенческая готовность к обеспечению профессиональной безопасности. Неразвитость данного компонента представлений даже при высокой информированности и мотивированности студентов в сфере безопасности приводит к тому, что он остается инертным, не способным реализовать на практике свои знания и устремления.
Рис. 2. Поле поведенческого компонента представлений о безопасности жизнедеятельности студентов колледжа
Таким образом, адекватные представления студентов профессионального колледжа о безопасности жизнедеятельности представляют собой формирование у них знаний о различных аспектах профессиональной безопасности, ценностного отношения ко всем ее аспектам и знание профессиональных действий, подлежащих реализации в различных ситуациях нарушения безопасности.
Важнейшей детерминантой формирования адекватных представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности является также учет особенностей их будущей профессиональной деятельности. специфика обучения в педагогическом колледже связана с действием содержательных,
организационных и средовых факторов, обусловленных педагогической направленностью подготовки.
Содержательные особенности обучения в педагогическом колледже заключаются в предметном наполнении преподаваемого материала, который ориентирован на подготовку студентов к осуществлению практики обучения, воспитания и развития школьников. Такая подготовка реализует два основных вектора формирования у них представлений о безопасности. С одной стороны, студенты педагогического колледжа получают представления об условиях организации безопасной образовательной среды. С другой стороны, они сами претерпевают некоторые личностные изменения, создающие субъектную основу для осуществления ими действий по формированию представлений о безопасности у субъектов социальной среды, прежде всего, у своих будущих учеников и их родителей.
Особенности выработки у студентов педагогического колледжа представлений о безопасности образовательной среды школы раскрыты в ходе исследований И.А. Баевой [1, 2]. Ею было выявлено, что эффективная профессиональная подготовка учителей, базируется на формировании у них представлений о том, безопасность должна быть ведущим компонентом организации образовательной среды. Это предполагает осознание того, что безопасность оказывает непосредственное влияние на состояние субъектов учебно-воспитательного процесса, выступает фактором гармонизации психологического здоровья не только учащихся, но и педагогов и родителей. Исследования показали, что во многом это связано с тем, что профессиональная деятельность педагога реализуется на основе передачи ребенку определенных знаний на основе субъект-субъектного взаимодействия. В отличие от представителей других профессиональных групп педагог должен уметь создать безопасную среду в школе, а также безопасный для учащихся процесс передачи знаний, умений, навыков, формирования у них необходимых способностей. Соответственно, в состав представлений о безопасности жизнедеятельности студентов педагогического колледжа должны входить представления о безопасной среде учебного заведения и представления о безопасности личности учащихся. Основной логикой деятельности в этом направлении, как установлено, является снижение уровня насилия в образовательной среде школы на основе использования различных путей и педагогических средств [5]. Этому служит практика освоения студентами педагогического колледжа содержания и ключевых условий сопровождения субъектов образовательного процесса, которые необходимы для обеспечения безопасности образовательной среды учебного заведения.
Наряду с направленностью содержания профессиональной подготовки в педагогическом колледже на формирование представлений о безопасности жизнедеятельности посредством создания безопасной образовательной среды, она также предполагает изменение представлений студентов о самих себе как субъектах, которые способны обеспечить безопасность образовательной
среды школы. В немалой степени этому способствуют реальные изменения субъектных характеристик студентов колледжа. данная возможность содержится в организации всего учебного процесса колледжа. Авторы [3] отмечают, что сам факт получения педагогической профессии побуждает студентов к самосовершенствованию, основанному на сознательном творчестве, на анализе и осмыслении процесса обучения и педагогической деятельности в целом. Мощным фактором, определяющим содержание и динамические характеристики представлений о безопасности жизнедеятельности, выступает мотивационная сфера их субъектов. Эмпирически установлено [3], что наиболее значимыми мотивами профессиональной деятельности педагога среди учащихся колледжа выступают работа с людьми и постоянное творчество. Развитие самостоятельности, креативности, способностей создает благоприятные предпосылки для более углубленного, анализа и осмысления студентами феномена безопасности жизнедеятельности и собственных возможностей ее обеспечения. Отношение к профессии, варьирующее от полной вовлеченности до полного негативизма, создает или позитивную, или негативную почву для формирования у будущих педагогов представлений о безопасности личности. Этому способствует, кроме того, и организация учебного процесса в педагогическом колледже, предусматривающая участие студентов в различных внеаудиторных мероприятиях и в различных видах педагогической практики. Немаловажное влияние на формирование представлений студентов педагогического колледжа о безопасности жизнедеятельности оказывает среда. В качестве агентов такого влияния выступают, прежде всего, социальные стереотипы. закрепившись в социальных представлениях о безопасности личности школьников, педагогов, педагогической деятельности, они определяют становление базовых позиций субъектных представлений студентов о безопасности жизнедеятельности. От будущих педагогов на социальном уровне ожидается поведение, способное обеспечить безопасность протекания учебного процесса, безопасное воздействие на учащихся, построение безопасного взаимодействия со всеми субъектами образования и т.д. Ожидания подобного рода сопровождаются установлением поведенческих рамок, переход через которые недопустим для студентов педагогического колледжа и получает более или менее выраженное общественное порицание. В итоге со стороны социальной среды осуществляется мягкая или несколько более жесткая коррекция личности и поведения студентов педагогического колледжа. данное обстоятельство также является немаловажным с точки зрения формирования у них представлений о безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, обучение студентов в среднем профессиональном учебном заведении педагогической направленности выступает значимой детерминантой формирования у них представлений о безопасности жизнедеятельности. Влияние педагогической направленности колледжа в данном случае осуществляется на основе использования для подготовки будущих педагогов особого учебного материала, условий организации обучения, средовых факторов, а также
реализации личностного развития студентов педагогического колледжа. Полнота содержания представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности, включающая информационный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты, рассматривается нами как важнейшее условие их адекватности. Недостаточное развитие каждого из названных компонентов представлений о безопасности жизнедеятельности обусловливает снижение результативности проводимой работы.
литература
1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. СПб., 2002.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова / под ред. И. А. Баевой. М., 2009.
3. Бегеба, С.В. Мотивация профессиональной деятельности учащихся колледжа [Текст] / С.В. Бегеба // Весшк Брэсцкага ушверстта. 2009. № 1. С. 64-69.
4. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика Текст. /Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.
5. Гаязова, Л.А. Построение модели безопасности школьной среды в социально-психологических исследованиях [Текст] / Л.А. Гаязова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 48-55.
6. Ежевская, Т.И. Основные направления и подходы к исследованию информационно-психологической безопасности личности в отечественной науке [Текст] / Т.И. Ежевская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 5. С. 193-200.
7. Зинченко, Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление [Текст] / Ю.П. Зинченко // Вестник Московского университета. 2011. № 4. С. 4-11.
8. котова, И.Б. Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности [Текст] / И.Б. котова, Э.А. Пирмагомедова // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 1. С. 20-27.
9. Краснянская, Т.М. Психология нарушения собственной безопасности [Текст] / Т.М. краснянская // Известия южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 299-305.
10. Краснянская, Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа [Текст] / Т.М. Краснянская // Вестник интегративной психологии. 2004. № 2. С. 149-151.
11. Синельникова, О.П. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших школьников: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / О.П. Синельникова. Армавир, 2010.