Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве'

Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / COMPETITION / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITIVE ORGANIZATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / MANAGERIAL COMPETENCE OF THE HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Егорова Валерия Юрьевна, Казначеев Дмитрий Александрович

В статье определяются конкурентные преимущества дошкольных образовательных организаций и педагогов в меняющихся условиях социально-экономического и профессионального пространства. Выделены ключевые ресурсы, обеспечивающие преимущество дошкольной образовательной организации и определяющие успех в достижении целей и реализации профессиональной деятельности. Подчеркивается важность конкурсов профессиональных достижений педагогов и необходимость развития управленческой компетентности руководителя с целью оказания направленного управленческого воздействия в достижении конкурентных преимуществ. Авторы приходят к выводу, что конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации можно рассматривать как сознательно формируемый образ, который обладает целенаправленно заданными характеристиками, призванными оказывать определенное мотивационное и психолого-педагогическое влияние на конкретные группы социума и профессионально развивающегося пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Егорова Валерия Юрьевна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPETITIVE ADVANTAGES OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN A DEVELOPING PROFESSIONAL SPACE

The article defines the competitive advantages of preschool educational organizations and teachers in the changing conditions of socio-economic and professional space. Key resources have been allocated that provide the advantage of a preschool educational organization and determine success in achieving goals and implementing professional activities. The importance of contests of professional achievements of teachers and the need to develop managerial competence of the head with the aim of providing directed managerial influence in achieving competitive advantages are emphasized.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве»

УДК 331

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Бичева Ирина Борисовна, к.п.н, доцент ([email protected]) Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Егорова Валерия Юрьевна, магистрант ([email protected]) Казначеев Дмитрий Александрович, студент ([email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье определяются конкурентные преимущества дошкольных образовательных организаций и педагогов в меняющихся условиях социально-экономического и профессионального пространства. Выделены ключевые ресурсы, обеспечивающие преимущество дошкольной образовательной организации и определяющие успех в достижении целей и реализации профессиональной деятельности. Подчеркивается важность конкурсов профессиональных достижений педагогов и необходимость развития управленческой компетентности руководителя с целью оказания направленного управленческого воздействия в достижении конкурентных преимуществ. Авторы приходят к выводу, что конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации можно рассматривать как сознательно формируемый образ, который обладает целенаправленно заданными характеристиками, призванными оказывать определенное мотивационное и психолого-педагогическое влияние на конкретные группы социума и профессионально развивающегося пространства.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентное преимущество, конкурентоспособная организация, дошкольная образовательная организация, управленческая компетентность руководителя.

Модернизация системы дошкольного образования, направленная на системное обновление, обеспечение устойчивости и стимулирование инновационного развития личности акцентирует деятельность дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) как конкурентоспособных в реализации образовательных программ.

Конкуренция (от лат. еоиеиггеге - сталкиваться) является формой активного соревнования, соперничества, состязания в достижении результатов, обеспечивающих собственный максимальный успех. Как

отмечает В. Д. Андрианов, «конкуренция... обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг» [1, с. 47].

Понятие «конкурентное преимущество» отражает наличие характеристик (экономических, ресурсных, научно-технических, информационных, географических, социально-культурных,

идеологических, управленческих и др.), выгодно отличающих самые разные организации друг от друга в условиях рыночной экономики и выявленных в результате сравнения. Теоретико-методологические основы формирования конкурентных преимуществ являлись предметом исследования отечественных и зарубежных ученых - экономистов Г.Л. Азоева, И. Ансофф, О. Виханского, Дж. Милль, К. Прахалад, Р.А. Фатхутдинова и др. В исследованиях отмечается, что свойства конкурентных преимуществ имеют тенденцию к изменению, поскольку являются элементом динамично развивающейся системы. Поэтому достижение организацией конкурентных преимуществ зависит от обладания такой эксклюзивной ценностью, которая позволяет ей добиться превосходства перед соперниками (конкурентами).

Научно-теоретический анализ исследуемой проблемы доказывает ее актуальность, однако в теории и практике дошкольного образования данные аспекты изучены недостаточно, что определило цель нашего исследования - выявить особенности конкурентных преимуществ дошкольных образовательных организаций и педагогов в меняющихся условиях социально-экономического и профессионального пространства.

Основным направлением в деятельности дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) является предоставление качественной образовательной услуги, что повышает значимость определения занимаемой позиции среди других ДОО (лидер, претендент, последователь, дополняющий) для понимания и разработки стратегии и тактики управления. Например, ДОО, занимающие позицию «лидер», характеризуются признанием и доминированием в предоставлении образовательной услуги (наборе услуг) в сравнении с другими организациями, масштабностью и высоким качеством работы. Деятельность организации-лидера состоит в сохранении своей ведущей позиции за счет разработки стратегии совершенствования и обновления образовательных услуг, внедрения инноваций, др. Позиция «претендент» отличается высокой активностью ДОО в достижении лидерства за счет повышения спроса на свои услуги и их продвижения, быстрого реагирования на меняющиеся запросы, др. Позиция «последователь (ведомый)» отражает стремление удержаться на своем месте без особых рисков, связанных с профессиональными изменениями и преобразованиями за счет стратегии, выбранной лидером. Позиция «дополняющие» характеризует ДОО, деятельность которых обеспечивает

такие образовательные услуги, которые не принимаются в расчет другими ДОО, что позволяет им занимать определенный рыночный сегмент.

Таким образом, конкурентоспособная ДОО отличается наличием лидерских позиций, обладает несомненным авторитетом, признанием в социальном и профессиональном сообществе, оказывая влияние на развитие других ДОО, пробуждая активность и интерес субъектов образовательных отношений. Индивидуальные конкурентные преимущества конкретной ДОО могут выражаться в наличии особых ресурсов, отличных от других ДОО, что и определяет успех в достижении целей и эффективность реализации профессиональной деятельности. К ключевым ресурсам следует отнести:

- социально-культурные (удобное расположение и социальное окружение, соответствующие запросам и ожиданиям родителей, близость учреждений культуры и спорта, др.);

- управленческие (разработана авторская программа, определена стратегия перспективного развития, налажена система работы с профильными научно-образовательными и культурно-просветительскими учреждениями, своевременно проводится качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов с использованием различных форм и методов, осуществляется проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, инновационной деятельности и экспериментальной работы, имеются и реализуются специальные программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций, др.);

- кадровые (отсутствует текучесть персонала, педагоги обеспечивают высокое качество образовательных услуг, систематически и целенаправленно осуществляют профессиональное самообразование, проектируют личностный и профессиональный рост, способны достигать поставленные цели в условиях противостояния, сопротивления и соперничества в соответствии с нормами права, этики и морали, применяемые методы и формы работы направлены на личностно-ориентированное развитие воспитанников, др.);

- инновационно-технологические (наличие «банка» современных инновационных образовательных технологий, оригинальных методик, используемых в работе с воспитанниками, педагогами и родителями, др.);

- материально-технические и средовые (наличие уникальной развивающей, образовательной, социально-воспитывающей, информационной, художественно-культурной среды, соответствующей требованиям безопасности и комфортности, а также удовлетворяющей потребности воспитанников в достижении образовательных результатов, др.);

- информационные (сайт ДОО обеспечивает актуальное информационное сопровождение по видам деятельности и возможность получения обратной связи, воспитательно-образовательный процесс

осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронного обучения, имеется система демонстрации и продвижения передового педагогического опыта, др.).

Важная роль в повышении конкурентных преимуществ ДОО отводится личности педагогов, прежде всего, их индивидуальных конкурентным преимуществам. Это означает, что педагог не просто владеет «обязательными» профессиональными компетенциями, но и «уникальными», выгодно отличающими его и социально востребованными, обеспечивающими эффективность профессиональных результатов [4, с. 59-60]. Готовность педагога развивать свои индивидуальные конкурентные преимущества характеризует его как лидера, мастера и профессионала, отражая акмеологические основы профессионального развития [8, 9]. Стремление к проектированию траектории собственного личностно-профессионального развития и достижению максимально эффективных результатов обеспечивает лидерскую позицию в профессиональном сообществе и построение успешной педагогической карьеры [3, 5].

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является выбор способов, влияющих на достижение педагогами своих конкурентных преимуществ и зависимых от их ценностных установок, мировоззренческих позиций, мотивации. Например, преобладание стремления доминировать, подчинять, сопротивляться изменениям приводит к межличностным и профессиональным конфликтам, что снижает эффективность профессиональной деятельности, усиливая эмоционально-психологическое напряжение. Поэтому важно, чтобы конкуренция между педагогами базировалась на правовых и профессионально-этических нормах культурно-нравственного поведения и социального взаимодействия; не нарушала «правила игры» и не подавляла «противника» в желании его опередить.

Особое значение в повышении конкурентных преимуществ педагогов имеют конкурсы профессиональных достижений, целевая направленность которых состоит в выявлении творческих и талантливых педагогов и повышении престижа педагогического труда. Подобные конкурсы решают комплекс задач: создание условий для творческой самореализации личности педагога по обобщению и тиражированию инновационного педагогического опыта, совершенствование механизмов оценки и достижения высокого качества профессиональной деятельности, усиление положительного общественного мнения к профессии педагога, подтверждение профессиональной квалификации при прохождении процедуры аттестации и др. Особенностью профессиональных конкурсов является, с одной стороны, их возможность в реализации потребности личности в профессиональном признании, а с другой, их соревновательный характер, который обуславливает конкурентный отбор по выявлению лучших. Именно данный аспект позволяет рассматривать

профессиональный конкурс как важный фактор становления и повышения конкурентоспособности конкретного педагога, отвечающего требованиям рынка образовательных услуг.

В условиях социально-экономической нестабильности повышение конкурентных преимуществ ДОО и педагогов обуславливает высокий уровень развития управленческой компетентности руководителя с целью оказания направленного управленческого воздействия и обеспечения высокого уровня корпоративной культуры [6, 7, 11]. Как указывает С. А. Езопова, в деятельности ДОО анализ своей конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг обеспечивается изучением целей, условий деятельности конкурентов, составлением на них досье, построением конкурентного профиля, др. [10]. Для этого может быть использован SWOT-анализ, предполагающий выявление сильных и слабых сторон профессиональной деятельности специалистов, их профессиональных ожиданий, возможностей и рисков, учет исходного уровня профессиональной подготовки и компетенций, содержания профессиональных функций. Особенностью данной системы является объективность оценки реального положения дел по исследуемой проблеме и тенденций ее развития. При формировании стратегии развития конкурентоспособной ДОО с помощью SWOT-анализа необходимо получить точные ответы на следующие вопросы:

- какие отличительные преимущества (сильные и слабые) имеет ДОО в исследуемом сегменте и что необходимо скорректировать?

- какие благоприятные возможности (внешние факторы и внутренние ресурсы) имеются, чтобы добиться реального и успешного осуществления?

На основании аналитических данных формулируются возможные конкурентные стратегии ДОО, составляется программа развития, учитывающая специфику предоставляемых образовательных услуг и особенности конкурентной политики. Результатом ее реализации становятся внутрисистемные изменения связей, выраженные в индивидуально-личностном и профессиональном совершенствовании педагогов. Данные изменения проявляются в высокой степени развития профессиональных компетенций, мобильности, профессиональной и личностной культуре, этичности, мотивации к профессиональным достижениям, лидерском потенциале, др. Кроме того, педагоги получают социальную оценку своей профессиональной квалификации, приобретают новый профессиональный и социальный статус, новые качества, свойства, характеристики, важные для повышения конкурентоспособности, как собственной, так и в целом для ДОО.

Вышеизложенное приводит в выводу, конкурентные преимущества ДОО можно рассматривать как сознательно формируемый образ, который обладает целенаправленно заданными характеристиками, призванными оказывать определенное мотивационное и психолого-педагогическое

влияние на конкретные группы социума (например, родителей воспитанников) и профессионально развивающегося пространства. Для их формирования необходимо четко понимать образовательную политику и перспективы ее развития, выявлять собственную уникальность и формировать неповторимый профессиональный стиль, обеспечивать информационную открытость и рекламу профессиональных достижений, учитывать запросы потребителей образовательных услуг и гибко реагировать на их изменения.

Список литературы

1. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 47-57.

2. Бичева И.Б., Бичева М.В. Формирование конкурентоспособности специалиста сервисного предприятия - важнейшее направление организованного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 465.

3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14). С. 63-66.

4. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Условия формирования готовности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности // Наука и практика регионов. 2019. № 2(15). С. 58-62.

5. Бичева И. Б., Мелентович А. В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267-279.

6. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-5

7. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7.

8. Бичева И.Б., Хижная А.В., Десятова С.В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 48-53.

9. Бичева И.Б., Юдакова О.В., Комлева А.С., Царева И.А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 25-31.

10. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003. М.: Финпресс, 2003. 330 с.

11. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.

Bicheva Irina Borisovna, PhD, AssociateProfessor KaznacheevaSvetlanaNikolaevna, PhD, AssociateProfessor Egorova Valeria Yuryevna, master student Kaznacheev Dmitry Alexandrovich, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

A COMPETITIVE ADVANTAGES OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN A DEVELOPING PROFESSIONAL SPACE

Annotation: The article defines the competitive advantages of preschool educational organizations and teachers in the changing conditions of socio-economic and professional space. Key resources have been allocated that provide the advantage of a preschool educational organization and determine success in achieving goals and implementing professional activities. The importance of contests ofprofessional achievements of teachers and the need to develop managerial competence of the head with the aim of providing directed managerial influence in achieving competitive advantages are emphasized. Key words: competition, competitive advantage, competitive organization, preschool educational organization, managerial competence of the head

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ

Гальцина Анна Сергеевна, студент (е-mail: [email protected]) Яргина Мария Анатольевна, студент (е-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г.Нижний Новгород, Россия (е-mail: [email protected])

В данной статье дана основная информация для разработки дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы юных журналистов с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, информационные ресурсы, телекоммуникация, журналистская деятельность.

В настоящее время одним из основных направлений работы с подростками является развитие их информационно-коммуникативных навыков и способностей. Умение общаться и выстраивать отношения со сверстниками, младшими товарищами, взрослыми людьми, использование современных информационных технологий, достижений науки и техники является одним из важнейших факторов успешной социализации подростков.

Период детства и юности - время становления личности, когда ведущим видом деятельности является межличностное общение. Одним из способов развития коммуникативных навыков становятся занятия в творческом объединении юных журналистов. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, данное направление является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.