Научная статья на тему 'РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗА ПОДРОСТКА'

РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗА ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ИДЕАЛ / СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА / ПОДРОСТОК / ВОСПИТАНИЕ / ВЛИЯНИЕ ИДЕАЛА / IDEAL / FORMATION OF THE IMAGE / TEENAGER / EDUCATION / THE / INFLUENCE OF THE IDEAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перунов А.Ю.

Идеалы являются важными элементами воспитания и самовоспитания подростков. Благодаря им человек способен достичь многого в своей жизни. Идеалы способствуют формированию грамотного целеполагания, что играет важную роль в профессионализации и социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IDEAL IN THE FORMATION OF ADOLESCENT IMAGE

Ideals are important elements of the education and self-education of adolescents. Thanks to them, a person is able to achieve a lot in his life. Ideals contribute to the formation of competent goal-setting, which plays an important role in the professionalization and socialization of adolescents.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗА ПОДРОСТКА»

УДК 37.06

РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗА ПОДРОСТКА

Перунов А.Ю., студент группы 15ЭПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: perunov.artyom@bk.ru

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Идеалы являются важными элементами воспитания и самовоспитания подростков. Благодаря им человек способен достичь многого в своей жизни. Идеалы способствуют формированию грамотного целеполагания, что играет важную роль в профессионализации и социализации подростков.

Ключевые слова: идеал, становление образа, подросток, воспитание, влияние идеала.

Идеал в жизни каждого из нас сыграл важную роль, не так ли? Вспомните себя в детстве. У вас тоже был образ, которому хотелось подражать, который вызывал у вас восторг, успехов которого вам также хотелось достичь. Возможно, у кого-то он есть и сейчас. Но идеал это не только человек. Это также жизненная позиция, ход мыслей, окружающий человека мир. Идеал - это его представления, то, к чему человек стремится, может быть, высшее достижение. И если этот опорный образ оказался правильным для конкретного человека, то его жизненный путь имеет высокие шансы оказаться успешным. Проблема идеала в жизни человека всегда будет актуальной, так как каждый выбирает для себя что-то родное, то, что ему близко, но то, что социум может и не одобрить.

Начнем с идеала как образа человека. Подростки со своим формирующимся характером и взглядом на жизнь, и раньше, и особенно сейчас, в наш век информации, сильно подвержены влиянию как позитивных, так и негативных идеалов. Изменились и подходы к воспитанию подростков, к сожалению, большинству из них уделяют всё меньше времени и внимания. Родители полагаются на технологии, отвлекающие детей от них, и школы, в которых, по их мнению, сверх меры должна выполняться функция воспитания. Однако для школы первостепенно образование. Следовательно, «незатянутый пояс» на подростке может обернуться проблемой в будущем, так как, самоизучая мир, он не имеет возможности максимально объективно оценить, что плохо и чему нельзя подражать, а что хорошо и как раз является примером поведения.

Полно примеров того, как дети, подражая своему кумиру, осужденному «Дяде Васе», или асоциальному блогеру, процветающему из-за своих несовершеннолетних «фолловеров», совершают правонарушения и даже преступления [1, 2]. Причем после содеянного часто они не испытывают вину или муки совести, а наоборот горды собой и хвастают тем, что похожи на свой идеал. Такие проблемы возникают не только в России, а везде.

Вариантов, как это сделать в нашем демократическом обществе три:

- первый состоит в том, чтобы обучать педагогов специальным психологическим и педагогическим техникам и приемам, чтобы они могли эффективно влиять на ребенка своим примером, а именно помогали сформировать положительный идеал, которому можно следовать, не боясь нежелательных последствий;

- второй - в том, чтобы провести, как минимум, рекламную акцию для родителей с целью возбуждения у них желания воспитать гениального законопослушного ребенка;

- третий предполагает, что в течении года в школе, колледже и, возможно, ВУЗе будут проводиться тестирования для определения идеалов, а в дальнейшем их анализ с целью выявления рисков нежелательного влияния.

Теперь перейдем к идеалу как к ценности, представлению. Самое первое, что приходит нам на ум - это идеальное представление об обществе, в котором обитаешь или желаешь обитать. Влияние такого идеала, если он отрицателен, более опасно, так как бьет в первую очередь не точечно в конкретного человека, портя ему жизнь, а в массы, поглощая сознания множества людей и направляя их в определенное русло, порождая за собой разрушительные последствия. Закладываются такие идеалы, как правило, в детском или подростковом возрасте [3]. Примером отрицательного влияния такого идеала будет любая война. Разногласия между суннитами и шиитами, которые длятся вот уже 14 веков, изначально произошли от желания одних видеть имамом потомков Мохаммеда, а других -потомков Али ибн Абу Талиба. Возможно, у людей никогда не получится побороть в себе эту животную жажду бороться и убивать ради своих идеалов.

Однако внутри страны такую проблему можно частично решить с помощью:

- улучшения благосостояния и качества жизни граждан;

- повышения патриотизма, но при этом не допуская перетекания в национализм;

- развития в сознании человека стремления жить в едином мировом государстве, которое позволяет не ограничивать права каждого (такая идея в будущем положительно повлияет на уменьшение отрицательного влияния определенных идеалов, если будет развиваться параллельно во всех странах);

- изоляция от влияния других государств (однако, такое решение уже не считается возможным во множестве стран из-за всемирной информатизации).

Если рассматривать идеал как высшее достижение в чем-либо, то об отрицательном влиянии такого идеала говорить не принято, так как высшее достижение - это абстракция. Этого невозможно достичь, потому что всегда есть планка выше. А если есть планка, то государство не тормозит прогресс этого гражданина, следовательно, его деятельность, путь к своему идеалу в чем-либо уже не является отрицательным для общества в этой стране. Однако о положительном влиянии такого идеала - высшего достижения стоит упомянуть, ведь он способствует формированию и развитию целеполагания. А умение ставить цель, анализировать и осуществлять ее очень необходимы подростку, так как способствуют становлению нормальной личности.

Важно заметить, что на ребенка или взрослого влияет не один идеальный образ, а сразу несколько. Например, кумиром ребенка является композитор Людовико Эйнауди, этот образ переходит в цель ребенка достичь высшего владения музыкальными инструментами насколько это возможно, далее у него складывается идеальное представление о мире, где каждый человек способен творить музыкальные шедевры.

Таким образом, идеал является рычагом развития и деградации человека, а особенно подростка ввиду его не сформированности как личности. Он способен принимать различные образы, а не только человеческий. Проблема влияния идеала всегда останется актуальной для более углубленного исследования во всем мире.

Литература

1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психологический журнал. - 1994. - Т.5. - № 5. - С. 63-67.

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 256-269.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Университет, 1996. - 175 с.

4. Кон, И.С. Психология ранней юности: учебник для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.